Развитие ребенка в 6 месяцев – главные аспекты. Развитие речи в 6 месяцев ребенка


стадии по месяцам, норма и отклонения

К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Содержание статьи:

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед — автор статьи

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»). 

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

ourkids.ru

Развитие ребенка в 6 месяцев: раннее развитие

Оцените статью:

За последние шесть месяцев малыш значительно изменился, как внешне, так и в поведении. Развитие ребенка в 6 месяцев происходит стремительно, еще недавно это был маленький, беспомощный новорожденный ребенок, теперь это маленький человек, который имеет определенные навыки и умения.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Навыки шестимесячного ребенка

К достижению шестимесячного возраста большинство детей успевают овладеть такими навыками и умениями:

Также шестимесячные груднички, наконец, избавляются от гипертонуса, который так мешал им в физиологическом развитии. Теперь он без труда пользуется своими сильными ручками, цепко хватается пальцами за руку родителей и подтягивается вверх. В шесть месяцев малыш может упираться на ножки, находясь в вертикальном положении, уже сейчас он готовится к самостоятельной ходьбе. Малыш научился играть самостоятельно, пусть еще недолго, но у мамы есть 10-15 минут свободного времени, когда дите занято своими игрушками. Причем если вы спрячете игрушку, то ребенок в 6 месяцев будет ее искать, так как способен запомнить, как она выглядит.

Улыбка шестимесячного малыша может быть уже вовсе не беззубой, так как именно в этом возрасте появляются первые зубки, обычно, резец на нижней челюсти. Пришло время для первого посещения стоматолога, он должен оценить строение челюсти и исключить патологии.

Изменения в физиологии

Физические изменения ребёнка видны невооруженным глазом, полугодовалый ребенок окреп, его взгляд осмысленный, его эмоции становятся разнообразными. Рассмотрим более подробно все сферы жизни маленького карапуза и узнаем, как именно они изменились.

Рост и вес

За последний месяц ваш малыш набрал 500-630 грамм и вырост на 2-3 сантиметра. Говоря об окружности головы и груди, то эти два показателя практически уравнялись, благодаря стремительному росту грудной клетки.

По данным отечественных педиатров таблица с усредненными нормальными антропометрическими показателями выглядит следующим образом:

Возраст 6 месяцев Вес Рост Окружность головы Окружность груди
Мальчики 7,1 – 8,9 кг 65,4 – 69,8 42-45,5 41,4-46
Девочки 6,4 – 8,3 кг 63,4 – 68,1 41,5-44,5 41,6-45,8

Около 90% данных детей соответствуют показателям, приведенным в таблице. В остальных же случаях причина несоответствия может крыться в физиологических особенностях малыша, генетической предрасположенности при рождении либо же в более серьезном заболевании.

Двигательная активность

За полгода жизни малыш достаточно окреп и развился. Его мышечная масса заметно возросла, что дает возможность осваивать новые умения и физически развиваться.

Самыми главными достижениями шестимесячного карапуза, конечно, являются ползанье и самостоятельное сидение. Теперь без особого труда он сам сможет доползти до интересующей его игрушки и, сидя с небольшой поддержкой, вдоволь ей наиграться. Но в то же время, излишняя активность для ребенка заставляет родителей быть более бдительными.

Ни в коем случае не оставляйте малыша без присмотра, особенно на диване или кровати. Не успеете оглянуться, как, путешествуя, юркий карапуз может упасть на пол с дивана или кровати.

При поддержке за две ручки шестимесячные дети пробуют самостоятельно стоять, опираясь на пальчики, прямо удерживает голову, заинтересованно вертит в разные стороны. Ребенок с легкостью переворачивается с живота на спину и обратно, целых 3 месяца ушло на освоение этого навыка.

Ручки ребенка в 6 месяцев это его главный инструмент. С их помощью он способен ухватить игрушку всей ладошкой, причем удерживаемый предмет может быть разного размера. Кроха с удовольствием будет пробовать его на прочность, стуча им по столу, бросая на пол, или с удовольствием пытается попробовать его на вкус. Полугодовалый малыш до сих пор старается тянуть в рост все, что оказывается у него в руках, поэтому родителям следует внимательно следить за его безопасностью, исключив попадание мелких предметов в дыхательные пути крохи и предотвратить игру с опасными для жизни и здоровья предметами.

В шестимесячном возрасте развивается вестибулярный аппарат, поэтому малыш получает колоссальное удовольствие при изменении положения тела. Вот почему маленьким детям так нравится, когда их подбрасывают вверх, кружат и качают из стороны в сторону. Родители часто выкладывают в интернет забавные видео игр со своими малышами, вы можете найти их на форумах.

Изменения в питании младенца

По календарю развития шестимесячного крохи вы можете узнать, что наступило идеальное время для ввода первого прикорма. Конечно, ребенок до сих пор продолжает питаться молоком, грудным или искусственной смесью, но одной жидкости ему становится уже мало. Вы наверняка замечали, как малыш капризничает после кормления, будто ему было мало и хочется еще. Это происходит по той причине, что ваш котенок находится в постоянном движении – он то встает, то садится, то переворачивается, его физическое развитие расходует большее количество калорий, чем раньше. Если после этих признаков вы задумались о введении прикорма – вы все делаете правильно.

Полугодовалый малыш способен сидеть за общим столом, либо в специальном стульчике для кормления. Его меню должно соответствовать нормам, разработанным для детей 6-ти месячного возраста. Итак, приблизительный рацион крохи 6 месяцев:

Завтрак предполагает кормление кашей. Идеальны для первого знакомства с этим продуктом безглютеновые каши: рисовая, гречневая и кукурузная. Вы можете добавлять в нее перетертые фрукты или немного фруктового сока.

Обеденный прием пищи должен быть более калорийным, например, мясо в виде мясного пюре и отваренные на пару овощи. Многочисленные отзывы мам говорят, что дети охотно едят кабачок, молодую морковь, брокколи и цветную капусту. При выборе мяса следует отдать предпочтение нежирным сортам, таким как индейка, цыпленок или мясо кролика.

Ужин шестимесячного карапуза состоит из одного молочного продукта, например нежного творожка, с ягодами или фруктами.

Молоко же ребенок должен пить в перерывах между основными приемами пищи, как и раньше, будучи младенцем, по требованию.

Если же малыш плохо усваивает прикорм, появились проблемы с пищеварением в виде жидкого стула, запора или частого срыгивания прикорм нужно прекратить и посоветоваться с вашим педиатром. Также не нужно настаивать на том, чтобы малыш ел сразу все новые продукты прикорма, если ребенок отчаянно мотает головой и отказывается есть какой-то конкретный продукт – отложите его введение в рацион на определенный период, а затем попробуйте вновь.

Как изменился сон малыша в полгода

Уложить спать полугодовалых младенцев до сих пор — задача не из легких. Но на радость маме дети теперь значительно дольше спят ночью и имеют место 2 или 3 постоянных дневных сна. Каждая мать знает, какие способы укладывания подходят именно ее ребенку, это может быть:

Иногда причиной детской бессонницы бывают не просто капризы ребенка, а серьезные недуги, например, повышенное внутричерепное давление. В таком случае, если ребенок плохо спит, часто просыпается ночью – прижмите его к себе и попытайтесь убаюкать, но визит к невропатологу лучше не откладывать.

Психоэмоциональное развитие

Если кратко описать изменения в этой сфере – то ребенок не просто вырос, а повзрослел. Развитие ребенка 6 месяцев сделало его поведение осмысленным, отражающим его эмоциональное состояние. Если ребенок недоволен тем, что не получил то, что хотел – он будет кричать и плакать, или наоборот — будет улыбаться и смеяться во время любимой игры, когда рядом папа и мама.

Теперь родителям стало легче понимать своего малыша, так как по его поведению и настроению можно понять, хорошо ли себя чувствует ребенок. Также вовремя исправить ситуацию, увидев излишнюю обеспокоенность ребенка.

Уже в шестимесячном возрасте дети способны проявлять нежность, прижимаясь к любимой мамочке, находясь у нее на руках. Однако такие теплые чувства дети способны проявлять только по отношению к хорошо знакомым, к посторонним же людям они просто не пойдут на руки.

Что качается мышления детей, то и в этой сфере развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Ребенок осознает азы причинно-следственной связи. Особенно это ощутимо на примере игрушек: путем многократных проб малыш понимает, что при нажатии на кнопку появится звук, если игрушка упала на пол – будет громкий звук, если кроха трясет предметом – будет звенящий звук, а если малыш хочет, чтобы мама была рядом – он воспользуется криком.

Малыш способен копировать выражение вашего лица: при вашем удивлении ребенок откроет ротик и широко распахнет глазки, если вы сердитесь – то его бровки тоже нахмурятся.

Речевая активность

В этом возрасте гуление и детский лепет наделяются смыслом и имеют разные оттенки. Например, в зависимости от того, что хочет ребенок, лепет может быть быстрым или медленным, громким или еле слышным. Часто малыш начинает лепетать для того, чтобы привлечь к себе внимание и добиться желаемого. К концу шестого месяца жизни, всего за несколько недель, малыш будет иметь в своем арсенале до 50 различных звуков.

Дети в возрасте 6-ти месяцев не только сами пробуют говорить, но и внимательно слушают то, что им говорят. Например, если спросить ребенка: «А где твой мячик?», его глаза непременно будут искать мяч, а радостный смех будет свидетельствовать о находке.

Зрение и слух

Зрительная и слуховая память шестимесячных деток развивается очень активно. Малыш помнит голос мамы и папы, с легкостью отличит его от чужих, а услышав мамин голос, например, в другой комнате позовет ее с помощью требовательного крика. Определить источник звука для полугодовалого ребенка – не проблема, он повернет головку при открывающейся двери или радостно загулит, услышав мамины родные шаги. В зависимости от громкости и вашей интонации ребенок понимает, ругаете вы его или просто ласково общаетесь.

В этом возрасте рекомендуется пополнить арсенал игрушек новыми, музыкальными игрушками. Малышу доставляет массу удовольствия изучать их, нажимая кнопочки, исследовать, какие звуки они издают.

Также вы можете заметить, что ребенку одинаково интересны как близкорасположенные предметы, так и находящиеся вдалеке. Если вы заметили, что малыш упорно что-то рассматривает, обязательно расскажите ему об этом объекте, если это возможно, то дайте ему его в руки, так как тактильные ощущения крайне важны для детей в этом возрасте.

Развитие тактильных ощущений

Получение нового тактильного опыта для детей очень важно. Покажите ребенку разницу между холодным и горячим, гладким и рельефным, мягким и твердым. Вашими помощниками могут быть не только игрушки, но и повседневные предметы быта, такие как: подушки, посуда, вода, полотенца и так далее.

Вы может легкостью дать попробовать ребенку почувствовать разницу между холодным и горячим. Для этого вам понадобится небольшой кусок льда и нагретая с помощью струи горячей воды ложка. Дотроньтесь поочередно этими предметами к ручке или щечке ребенка, при этом рассказывайте о свойствах льда и ложки.

Дайте малышу почувствовать, что такое ветер, каково ощущать его воздействие на коже. Для этого возьмите малыша на руки и поднесите к работающему вентилятору. Поясните, что это ветер заставляет волосики вздыматься вверх. Легонько подуйте в личико ребенка, тем самым показав, что он и сам может «сделать ветер».

Помогайте развивать малышу тактильные ощущения

Большой популярностью для развития тактильных ощущения пользуются мешочки, в которые зашиваются различные крупы: горох, рис, гречка, манная крупа и так далее. Позаботьтесь о том, чтобы мешочки были разного размера, но удобны для маленькой детской ручки. Малыш с удовольствием будет их изучать, переминая в ручках.

Раннее развитие речи

Уже в таком возрасте появляются первые зачатки разговорной речи и очень важно раннее развитие малыша. Старайтесь обращать внимание на каждый изданный малышом звук, повторяйте за ним эти звуки, показывая его значимость для вас. Уже совсем скоро ваше общение примет форму диалога и вы будете говорить по очереди. Старайтесь говорить с ребенком как можно чаще, не думайте, что этого делать не стоит, так как он ничего не понимает, это не так.

Проделывая рутинные действия, при укладывании спать или во время купания рассказываете, что вы делаете сейчас, что будет потом. Все это закладывает первые кирпичики в способность малыша говорить.

Развитие малыша в домашних условиях

Ребенка в шестимесячном возрасте можно сравнить с первооткрывателем, ему хочется узнать все и сразу, так почему бы в этом ему не помочь и не узнать, как развивать ребёнка самостоятельно?

Помогайте малышу развиваться

Во-первых, стоит сказать об игрушках и подручных средствах, которые станут вашими незаменимыми помощниками в развитии малыша:

Развивающая гимнастика

  1. Первое упражнение тренирует вестибулярный аппарат. Уложите ребенка на спину, свои большие пальцы вложите в его руки. Теперь плавно пробуйте оторвать ребенка от поверхности, но не слишком сильно. Вы можете наблюдать, какой восторг вызывает у ребенка новое положение тела.
  2. Схожее влияние оказывает упражнение, при котором ребенок сидит, вы придерживаете его за плечи и с помощью ваших рук осуществляете наклоны его корпусом вверх и вниз
  3. Для стимуляции ранней ходьбы применяйте следующее упражнение: удерживайте ребенка вертикально за две руки, поставив его на ноги, обратите внимание на то, что колени в норме должны быть не согнутые. Попробуйте заставить ребенка удержать свою массу на 1-3 секунды самостоятельно.Для цепкости пальцев и разработки мелкой моторики рук применяется упражнение с кубиком. Предложите малышу игрушку, после того, как игрушка оказалась у ребенка в руках, покажите ему, что он может управлять предметом. Научите малыша перекладывать кубик из левой руки в правую, класть его на пол, а потом брать опять.

Относитесь к данным комплексам, как к урокам, которые необходимо выполнять ежедневно.

Домашний тест на развитие малыша в полгода

Вы самостоятельно можете оценить, в какой степени ваш малыш овладел теми или иными навыками, на что вам следует обратить внимание во время совместных развивающих занятий. Вы должны наблюдать за малышом, так как в 6 месяцев развитие крайне важно.

Для получения результата ответьте на несколько вопросов.

  1. Какая реакция ребенка на незнакомых людей в квартире?

А — Гостя замечает, но особого внимания на нем не заостряет

Б — Сразу дает понять своим поведением, что гость — чужой

В — Сначала отказывается идти на контакт, но после охотно реагирует на общение

  1. Какие предметы для кормления кроха любит больше всего?

А — Бутылочку, ложкой пользоваться отказывается.

Б — Бутылочка и поильник

В — Свою кружку, свою тарелку для прикорма и свою ложку

  1. Попросите малыша сесть, какие его дальнейшие действия

А — Ему необходима поддержка, иначе завалится на бок

Б — Какое-то время просидит с удовольствием

В — Сядет сам, поддержка не нужна

  1. Положите ребенка на спину, сбоку положите игрушку и наблюдайте за его действиями

А – малыш криком дал понять, что ему нужна ваша помощь

Б – после нескольких неудачных попыток ребенок перевернулся за игрушкой

В — переворот не составил особого труда

  1. Положите кроху на живот, впереди положите игрушку и наблюдайте за его действиями

А — ребенок не ползет за игрушкой, хотя она и вызывает у него интерес

Б — ребенок дополз, но с трудом

В — путь за игрушкой был не трудным для малыша

Теперь проанализируем ответы теста. Если большинство Ваших ответов «А», то необходимо заниматься ранним развитием вашего чада, уделяя особе внимание домашней гимнастике и развитию любознательности малыша.

В случае, если среди ответов преобладает буква «Б», то ваш малыш не отстает в развитии от своих сверстников и развивается согласно своему возрасту. Вы так же можете и дальше продолжать развивать малыша с помощью описанных выше методов. И, наконец, если среди ответов чаще всего встречается буква «В» — то вы можете быть горды своим ребенком, его развитие не высшем уровне, продолжайте в том же духе.

Что сигнализирует о проблемах в развитии

Вы должны относиться к своему ребенку крайне внимательно, особенно в вопросах развития. Есть некоторые факторы, которые должны заставить вас задуматься о посещении детского невропатолога.

Что может насторожить:

Все вышеперечисленные ситуации могут свидетельствовать как о временной задержке в развитии, так и о более серьезных недугах, имеющих угрожающие последствия для крохи.

Полгода – это первый юбилей, уже 6 месяцев вашему ребенку, развитие идет полным ходом. Уделяйте вашей девочке или мальчику как можно больше внимания, будь то развивающее занятие или нежные объятия и поцелуи, ведь детей так важно просто любить каждый день, несмотря ни на что.

sputnikdetstva.ru

Как развивается речь у ребенка в год: этапы и таблица

Удивительно, как быстро младенец приобретает новые речевые навыки. Как много стадий проходит развитие речи от первого крика до первого «мама». А действительно, какие стадии проходит совершенствование речи ребёнка в первый год жизни?

Календарь развития ребёнка: речь

Развитие речи ребёнка происходит в тесной связке с формированием слуха. По этой причине с ребёнком нужно общаться с первых дней жизни – то, что закладывается вначале, дает положительные результаты несколько позже. Слышимая речь усваивается через слуховое восприятие, но большую роль играет и зрительное. У малыша до года интенсивно развивается головной мозг, а вместе с ним и закладываются основы для речевых проявлений. В календаре развития ребёнка каждый месяц или два наблюдаются определенные этапы совершенствования речи со своими характерными признаками.

В первый год жизни ребёнок только учится владеть своей речью. Норм того, какой она должна быть у ребёнка в год, не существует. Но у врачей есть такое понятие как «развитие ребёнка по месяцам», и если в 3 месяца малыш умеет реагировать лишь на интонацию, то к году он способен понимать речь взрослого: выполнять простые просьбы в конкретных ситуациях и понимать названия предметов...

Таблица развития речи ребенка: от 0 до 12

Возраст ребенка Особенности развития речи ребёнка по месяцам
1 месяц Крик, с которым ребёнок появился на свет, является основным голосовым проявлением в этом возрасте. Он же и главный показатель развития речи. Кроха кричит, когда «говорит» о своих потребностях, отсюда разнообразие интонацией.
2 месяца Звуки. Вместе с появлением первой улыбки малыш начинает издавать звуки, которые постепенно от робких становятся все более громкими и частыми. И появляется гуление – гласные звуки, которые отсутствуют в языке взрослых.
3 месяца Согласно календарю развития ребёнка, гуление малыша в этом возрасте становится более разнообразным, а вместе с гласными звуками он начинает произносить и согласные. Звучит это как «гу», «хы» и т.д.  И если взрослые поощряют такой разговор с крохой (как бы отвечая на его гуление), то он ещё активнее начинает разговаривать. В этом заключается суть первых взаимоотношений с ребёнком на основе эмоционального общения, когда на речь взрослого малыш отвечает по-своему.
4-6 месяцев Появление звуковой «свирели». Происходит активное развитие навыка улыбки, постепенно переходящей в смех, от которого малыш сам получает удовольствие. Вместе с этим и голосовые реакции становятся богаче: он издает новые звуки, похожие на «в», «ф», «с», «т». Появляются даже целые цепочки звуков, похожие на «мама», «да» и т.д. Данный этап развития речи называют переходом от «гуления» к «свирели». В возрасте 4-6 месяцев  ребёнок обладает хорошим слухом, способен распознавать источники звуков и различать интонации в речи взрослого. Появляются первые подражательные признаки в произнесении звуков.
7-8 месяцев В развитии ребёнка по месяцам в этот период у крохи появляется лепет. Малыши с охотой произносят одни и те же слоги «да-да», «на-на», а также воспроизводят все звуки, которые усвоили ранее. Основная функция и задача лепета – тренировка артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха. С помощью лепета ребёнок уже способен выражать свои эмоции, например, недовольство чем-либо.
9-10 месяцев Первые слова-понятия.  Речь обрастает большей выразительностью.  Ребёнок по-прежнему произносит лишь слоги, чаще всего двойные, но их можно понимать как отдельные слова («ба-ба», «па-па»).
11-12 месяцев В календаре развития ребёнка этот период отмечен появлением активных слов. Усвоенными ранее звуками кроха сопровождает определенные ситуации или обозначает предметы и людей. Часто первые слова малыш произносит не полностью, а обозначает лишь ударные слоги ( «каша» - «ка»). Произносимые слоги перестают быть бессмысленными («бу-«бу», «на-на»), а несут в себе первую смысловую нагрузку («гав-гав» - собака). Первый запас слов у детей может сильно отличаться количеством, но и отсутствие активных слов – явление частое, особенно в речи мальчиков.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru


Смотрите также