К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.
Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.
От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.
Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.
Содержание статьи:
Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:
Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.
Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед — автор статьи
Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.
Речь годовалого ребёнка включает в себя:
Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.
Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.
Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.
Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:
Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.
Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.
ourkids.ru
Оцените статью:
За последние шесть месяцев малыш значительно изменился, как внешне, так и в поведении. Развитие ребенка в 6 месяцев происходит стремительно, еще недавно это был маленький, беспомощный новорожденный ребенок, теперь это маленький человек, который имеет определенные навыки и умения.
Развитие ребенка в 6 месяцев
К достижению шестимесячного возраста большинство детей успевают овладеть такими навыками и умениями:
Также шестимесячные груднички, наконец, избавляются от гипертонуса, который так мешал им в физиологическом развитии. Теперь он без труда пользуется своими сильными ручками, цепко хватается пальцами за руку родителей и подтягивается вверх. В шесть месяцев малыш может упираться на ножки, находясь в вертикальном положении, уже сейчас он готовится к самостоятельной ходьбе. Малыш научился играть самостоятельно, пусть еще недолго, но у мамы есть 10-15 минут свободного времени, когда дите занято своими игрушками. Причем если вы спрячете игрушку, то ребенок в 6 месяцев будет ее искать, так как способен запомнить, как она выглядит.
Улыбка шестимесячного малыша может быть уже вовсе не беззубой, так как именно в этом возрасте появляются первые зубки, обычно, резец на нижней челюсти. Пришло время для первого посещения стоматолога, он должен оценить строение челюсти и исключить патологии.
Физические изменения ребёнка видны невооруженным глазом, полугодовалый ребенок окреп, его взгляд осмысленный, его эмоции становятся разнообразными. Рассмотрим более подробно все сферы жизни маленького карапуза и узнаем, как именно они изменились.
За последний месяц ваш малыш набрал 500-630 грамм и вырост на 2-3 сантиметра. Говоря об окружности головы и груди, то эти два показателя практически уравнялись, благодаря стремительному росту грудной клетки.
По данным отечественных педиатров таблица с усредненными нормальными антропометрическими показателями выглядит следующим образом:
Возраст 6 месяцев | Вес | Рост | Окружность головы | Окружность груди |
Мальчики | 7,1 – 8,9 кг | 65,4 – 69,8 | 42-45,5 | 41,4-46 |
Девочки | 6,4 – 8,3 кг | 63,4 – 68,1 | 41,5-44,5 | 41,6-45,8 |
Около 90% данных детей соответствуют показателям, приведенным в таблице. В остальных же случаях причина несоответствия может крыться в физиологических особенностях малыша, генетической предрасположенности при рождении либо же в более серьезном заболевании.
За полгода жизни малыш достаточно окреп и развился. Его мышечная масса заметно возросла, что дает возможность осваивать новые умения и физически развиваться.
Самыми главными достижениями шестимесячного карапуза, конечно, являются ползанье и самостоятельное сидение. Теперь без особого труда он сам сможет доползти до интересующей его игрушки и, сидя с небольшой поддержкой, вдоволь ей наиграться. Но в то же время, излишняя активность для ребенка заставляет родителей быть более бдительными.
Ни в коем случае не оставляйте малыша без присмотра, особенно на диване или кровати. Не успеете оглянуться, как, путешествуя, юркий карапуз может упасть на пол с дивана или кровати.
При поддержке за две ручки шестимесячные дети пробуют самостоятельно стоять, опираясь на пальчики, прямо удерживает голову, заинтересованно вертит в разные стороны. Ребенок с легкостью переворачивается с живота на спину и обратно, целых 3 месяца ушло на освоение этого навыка.
Ручки ребенка в 6 месяцев это его главный инструмент. С их помощью он способен ухватить игрушку всей ладошкой, причем удерживаемый предмет может быть разного размера. Кроха с удовольствием будет пробовать его на прочность, стуча им по столу, бросая на пол, или с удовольствием пытается попробовать его на вкус. Полугодовалый малыш до сих пор старается тянуть в рост все, что оказывается у него в руках, поэтому родителям следует внимательно следить за его безопасностью, исключив попадание мелких предметов в дыхательные пути крохи и предотвратить игру с опасными для жизни и здоровья предметами.
В шестимесячном возрасте развивается вестибулярный аппарат, поэтому малыш получает колоссальное удовольствие при изменении положения тела. Вот почему маленьким детям так нравится, когда их подбрасывают вверх, кружат и качают из стороны в сторону. Родители часто выкладывают в интернет забавные видео игр со своими малышами, вы можете найти их на форумах.
По календарю развития шестимесячного крохи вы можете узнать, что наступило идеальное время для ввода первого прикорма. Конечно, ребенок до сих пор продолжает питаться молоком, грудным или искусственной смесью, но одной жидкости ему становится уже мало. Вы наверняка замечали, как малыш капризничает после кормления, будто ему было мало и хочется еще. Это происходит по той причине, что ваш котенок находится в постоянном движении – он то встает, то садится, то переворачивается, его физическое развитие расходует большее количество калорий, чем раньше. Если после этих признаков вы задумались о введении прикорма – вы все делаете правильно.
Полугодовалый малыш способен сидеть за общим столом, либо в специальном стульчике для кормления. Его меню должно соответствовать нормам, разработанным для детей 6-ти месячного возраста. Итак, приблизительный рацион крохи 6 месяцев:
Завтрак предполагает кормление кашей. Идеальны для первого знакомства с этим продуктом безглютеновые каши: рисовая, гречневая и кукурузная. Вы можете добавлять в нее перетертые фрукты или немного фруктового сока.
Обеденный прием пищи должен быть более калорийным, например, мясо в виде мясного пюре и отваренные на пару овощи. Многочисленные отзывы мам говорят, что дети охотно едят кабачок, молодую морковь, брокколи и цветную капусту. При выборе мяса следует отдать предпочтение нежирным сортам, таким как индейка, цыпленок или мясо кролика.
Ужин шестимесячного карапуза состоит из одного молочного продукта, например нежного творожка, с ягодами или фруктами.
Молоко же ребенок должен пить в перерывах между основными приемами пищи, как и раньше, будучи младенцем, по требованию.
Если же малыш плохо усваивает прикорм, появились проблемы с пищеварением в виде жидкого стула, запора или частого срыгивания прикорм нужно прекратить и посоветоваться с вашим педиатром. Также не нужно настаивать на том, чтобы малыш ел сразу все новые продукты прикорма, если ребенок отчаянно мотает головой и отказывается есть какой-то конкретный продукт – отложите его введение в рацион на определенный период, а затем попробуйте вновь.
Уложить спать полугодовалых младенцев до сих пор — задача не из легких. Но на радость маме дети теперь значительно дольше спят ночью и имеют место 2 или 3 постоянных дневных сна. Каждая мать знает, какие способы укладывания подходят именно ее ребенку, это может быть:
Иногда причиной детской бессонницы бывают не просто капризы ребенка, а серьезные недуги, например, повышенное внутричерепное давление. В таком случае, если ребенок плохо спит, часто просыпается ночью – прижмите его к себе и попытайтесь убаюкать, но визит к невропатологу лучше не откладывать.
Если кратко описать изменения в этой сфере – то ребенок не просто вырос, а повзрослел. Развитие ребенка 6 месяцев сделало его поведение осмысленным, отражающим его эмоциональное состояние. Если ребенок недоволен тем, что не получил то, что хотел – он будет кричать и плакать, или наоборот — будет улыбаться и смеяться во время любимой игры, когда рядом папа и мама.
Теперь родителям стало легче понимать своего малыша, так как по его поведению и настроению можно понять, хорошо ли себя чувствует ребенок. Также вовремя исправить ситуацию, увидев излишнюю обеспокоенность ребенка.
Уже в шестимесячном возрасте дети способны проявлять нежность, прижимаясь к любимой мамочке, находясь у нее на руках. Однако такие теплые чувства дети способны проявлять только по отношению к хорошо знакомым, к посторонним же людям они просто не пойдут на руки.
Что качается мышления детей, то и в этой сфере развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Ребенок осознает азы причинно-следственной связи. Особенно это ощутимо на примере игрушек: путем многократных проб малыш понимает, что при нажатии на кнопку появится звук, если игрушка упала на пол – будет громкий звук, если кроха трясет предметом – будет звенящий звук, а если малыш хочет, чтобы мама была рядом – он воспользуется криком.
Малыш способен копировать выражение вашего лица: при вашем удивлении ребенок откроет ротик и широко распахнет глазки, если вы сердитесь – то его бровки тоже нахмурятся.
В этом возрасте гуление и детский лепет наделяются смыслом и имеют разные оттенки. Например, в зависимости от того, что хочет ребенок, лепет может быть быстрым или медленным, громким или еле слышным. Часто малыш начинает лепетать для того, чтобы привлечь к себе внимание и добиться желаемого. К концу шестого месяца жизни, всего за несколько недель, малыш будет иметь в своем арсенале до 50 различных звуков.
Дети в возрасте 6-ти месяцев не только сами пробуют говорить, но и внимательно слушают то, что им говорят. Например, если спросить ребенка: «А где твой мячик?», его глаза непременно будут искать мяч, а радостный смех будет свидетельствовать о находке.
Зрительная и слуховая память шестимесячных деток развивается очень активно. Малыш помнит голос мамы и папы, с легкостью отличит его от чужих, а услышав мамин голос, например, в другой комнате позовет ее с помощью требовательного крика. Определить источник звука для полугодовалого ребенка – не проблема, он повернет головку при открывающейся двери или радостно загулит, услышав мамины родные шаги. В зависимости от громкости и вашей интонации ребенок понимает, ругаете вы его или просто ласково общаетесь.
В этом возрасте рекомендуется пополнить арсенал игрушек новыми, музыкальными игрушками. Малышу доставляет массу удовольствия изучать их, нажимая кнопочки, исследовать, какие звуки они издают.
Также вы можете заметить, что ребенку одинаково интересны как близкорасположенные предметы, так и находящиеся вдалеке. Если вы заметили, что малыш упорно что-то рассматривает, обязательно расскажите ему об этом объекте, если это возможно, то дайте ему его в руки, так как тактильные ощущения крайне важны для детей в этом возрасте.
Получение нового тактильного опыта для детей очень важно. Покажите ребенку разницу между холодным и горячим, гладким и рельефным, мягким и твердым. Вашими помощниками могут быть не только игрушки, но и повседневные предметы быта, такие как: подушки, посуда, вода, полотенца и так далее.
Вы может легкостью дать попробовать ребенку почувствовать разницу между холодным и горячим. Для этого вам понадобится небольшой кусок льда и нагретая с помощью струи горячей воды ложка. Дотроньтесь поочередно этими предметами к ручке или щечке ребенка, при этом рассказывайте о свойствах льда и ложки.
Дайте малышу почувствовать, что такое ветер, каково ощущать его воздействие на коже. Для этого возьмите малыша на руки и поднесите к работающему вентилятору. Поясните, что это ветер заставляет волосики вздыматься вверх. Легонько подуйте в личико ребенка, тем самым показав, что он и сам может «сделать ветер».
Помогайте развивать малышу тактильные ощущения
Большой популярностью для развития тактильных ощущения пользуются мешочки, в которые зашиваются различные крупы: горох, рис, гречка, манная крупа и так далее. Позаботьтесь о том, чтобы мешочки были разного размера, но удобны для маленькой детской ручки. Малыш с удовольствием будет их изучать, переминая в ручках.
Уже в таком возрасте появляются первые зачатки разговорной речи и очень важно раннее развитие малыша. Старайтесь обращать внимание на каждый изданный малышом звук, повторяйте за ним эти звуки, показывая его значимость для вас. Уже совсем скоро ваше общение примет форму диалога и вы будете говорить по очереди. Старайтесь говорить с ребенком как можно чаще, не думайте, что этого делать не стоит, так как он ничего не понимает, это не так.
Проделывая рутинные действия, при укладывании спать или во время купания рассказываете, что вы делаете сейчас, что будет потом. Все это закладывает первые кирпичики в способность малыша говорить.
Ребенка в шестимесячном возрасте можно сравнить с первооткрывателем, ему хочется узнать все и сразу, так почему бы в этом ему не помочь и не узнать, как развивать ребёнка самостоятельно?
Помогайте малышу развиваться
Во-первых, стоит сказать об игрушках и подручных средствах, которые станут вашими незаменимыми помощниками в развитии малыша:
Относитесь к данным комплексам, как к урокам, которые необходимо выполнять ежедневно.
Вы самостоятельно можете оценить, в какой степени ваш малыш овладел теми или иными навыками, на что вам следует обратить внимание во время совместных развивающих занятий. Вы должны наблюдать за малышом, так как в 6 месяцев развитие крайне важно.
Для получения результата ответьте на несколько вопросов.
А — Гостя замечает, но особого внимания на нем не заостряет
Б — Сразу дает понять своим поведением, что гость — чужой
В — Сначала отказывается идти на контакт, но после охотно реагирует на общение
А — Бутылочку, ложкой пользоваться отказывается.
Б — Бутылочка и поильник
В — Свою кружку, свою тарелку для прикорма и свою ложку
А — Ему необходима поддержка, иначе завалится на бок
Б — Какое-то время просидит с удовольствием
В — Сядет сам, поддержка не нужна
А – малыш криком дал понять, что ему нужна ваша помощь
Б – после нескольких неудачных попыток ребенок перевернулся за игрушкой
В — переворот не составил особого труда
А — ребенок не ползет за игрушкой, хотя она и вызывает у него интерес
Б — ребенок дополз, но с трудом
В — путь за игрушкой был не трудным для малыша
Теперь проанализируем ответы теста. Если большинство Ваших ответов «А», то необходимо заниматься ранним развитием вашего чада, уделяя особе внимание домашней гимнастике и развитию любознательности малыша.
В случае, если среди ответов преобладает буква «Б», то ваш малыш не отстает в развитии от своих сверстников и развивается согласно своему возрасту. Вы так же можете и дальше продолжать развивать малыша с помощью описанных выше методов. И, наконец, если среди ответов чаще всего встречается буква «В» — то вы можете быть горды своим ребенком, его развитие не высшем уровне, продолжайте в том же духе.
Вы должны относиться к своему ребенку крайне внимательно, особенно в вопросах развития. Есть некоторые факторы, которые должны заставить вас задуматься о посещении детского невропатолога.
Что может насторожить:
Все вышеперечисленные ситуации могут свидетельствовать как о временной задержке в развитии, так и о более серьезных недугах, имеющих угрожающие последствия для крохи.
Полгода – это первый юбилей, уже 6 месяцев вашему ребенку, развитие идет полным ходом. Уделяйте вашей девочке или мальчику как можно больше внимания, будь то развивающее занятие или нежные объятия и поцелуи, ведь детей так важно просто любить каждый день, несмотря ни на что.
sputnikdetstva.ru
Удивительно, как быстро младенец приобретает новые речевые навыки. Как много стадий проходит развитие речи от первого крика до первого «мама». А действительно, какие стадии проходит совершенствование речи ребёнка в первый год жизни?
Развитие речи ребёнка происходит в тесной связке с формированием слуха. По этой причине с ребёнком нужно общаться с первых дней жизни – то, что закладывается вначале, дает положительные результаты несколько позже. Слышимая речь усваивается через слуховое восприятие, но большую роль играет и зрительное. У малыша до года интенсивно развивается головной мозг, а вместе с ним и закладываются основы для речевых проявлений. В календаре развития ребёнка каждый месяц или два наблюдаются определенные этапы совершенствования речи со своими характерными признаками.
В первый год жизни ребёнок только учится владеть своей речью. Норм того, какой она должна быть у ребёнка в год, не существует. Но у врачей есть такое понятие как «развитие ребёнка по месяцам», и если в 3 месяца малыш умеет реагировать лишь на интонацию, то к году он способен понимать речь взрослого: выполнять простые просьбы в конкретных ситуациях и понимать названия предметов...
Возраст ребенка | Особенности развития речи ребёнка по месяцам |
1 месяц | Крик, с которым ребёнок появился на свет, является основным голосовым проявлением в этом возрасте. Он же и главный показатель развития речи. Кроха кричит, когда «говорит» о своих потребностях, отсюда разнообразие интонацией. |
2 месяца | Звуки. Вместе с появлением первой улыбки малыш начинает издавать звуки, которые постепенно от робких становятся все более громкими и частыми. И появляется гуление – гласные звуки, которые отсутствуют в языке взрослых. |
3 месяца | Согласно календарю развития ребёнка, гуление малыша в этом возрасте становится более разнообразным, а вместе с гласными звуками он начинает произносить и согласные. Звучит это как «гу», «хы» и т.д. И если взрослые поощряют такой разговор с крохой (как бы отвечая на его гуление), то он ещё активнее начинает разговаривать. В этом заключается суть первых взаимоотношений с ребёнком на основе эмоционального общения, когда на речь взрослого малыш отвечает по-своему. |
4-6 месяцев | Появление звуковой «свирели». Происходит активное развитие навыка улыбки, постепенно переходящей в смех, от которого малыш сам получает удовольствие. Вместе с этим и голосовые реакции становятся богаче: он издает новые звуки, похожие на «в», «ф», «с», «т». Появляются даже целые цепочки звуков, похожие на «мама», «да» и т.д. Данный этап развития речи называют переходом от «гуления» к «свирели». В возрасте 4-6 месяцев ребёнок обладает хорошим слухом, способен распознавать источники звуков и различать интонации в речи взрослого. Появляются первые подражательные признаки в произнесении звуков. |
7-8 месяцев | В развитии ребёнка по месяцам в этот период у крохи появляется лепет. Малыши с охотой произносят одни и те же слоги «да-да», «на-на», а также воспроизводят все звуки, которые усвоили ранее. Основная функция и задача лепета – тренировка артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха. С помощью лепета ребёнок уже способен выражать свои эмоции, например, недовольство чем-либо. |
9-10 месяцев | Первые слова-понятия. Речь обрастает большей выразительностью. Ребёнок по-прежнему произносит лишь слоги, чаще всего двойные, но их можно понимать как отдельные слова («ба-ба», «па-па»). |
11-12 месяцев | В календаре развития ребёнка этот период отмечен появлением активных слов. Усвоенными ранее звуками кроха сопровождает определенные ситуации или обозначает предметы и людей. Часто первые слова малыш произносит не полностью, а обозначает лишь ударные слоги ( «каша» - «ка»). Произносимые слоги перестают быть бессмысленными («бу-«бу», «на-на»), а несут в себе первую смысловую нагрузку («гав-гав» - собака). Первый запас слов у детей может сильно отличаться количеством, но и отсутствие активных слов – явление частое, особенно в речи мальчиков. |
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru