Шаг за шагом. Психомоторное развитие ребенка 9-12 месяцев. Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев


Развитие ребенка в шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок уже многое может делать, с ним интересно проводить время и играть, так как он более осмысленно относится к окружающему его миру и пытается его понять. Но он все еще не может заниматься чем-то длительное время, все время отвлекается на новые предметы, звуки или ощущения.

Анатомо-физиологические особенности ребенка шести месяцев

К шести месяцам врожденный иммунитет, переданный ребенку матерью во время внутриутробного развития, истощается и перестает его защищать от окружающей инфекции. Поэтому, если не соблюдать четкого режима дня, правил кормления и не ограждать ребенка от инфекций, то он начнет часто болеть. В весе ребенок на шестом месяце жизни прибавляет от 600 до 700 г. Сердце его бьется со скоростью 130–135 ударов в минуту, количество дыхательных движений равно 35–40 в минуту.

В этом возрасте у ребенка прорезываются первые зубы – обычно это нижние центральные резцы. Но у некоторых детей этот процесс происходит раньше или позже. На шестом месяце жизни ребенку уже недостаточно грудного молока или молочной смеси, поэтому в этом возрасте вводится первый прикорм. Прикормом называется пища, которая постепенно вытесняет грудное молоко, к году ребенок может уже полностью отказаться от груди.

Первый прикорм

Первый прикорм при естественном вскармливании вводится в шесть месяцев, на искусственном – на две недели раньше. На приеме педиатр посоветует вам, что именно лучше ввести ребенку в рацион в виде первого прикорма. Это может быть овощное пюре (его рекомендуют детям с нормальным или повышенным весом) или каша (если ребенок немного недобирает в весе).

Овощное пюре можно использовать готовое в баночках, которые выпускаются специально для детского питания, а можно приготовить самим. Самыми нейтральными овощами считаются кабачки, с них обычно и начинают прикорм. Но вполне можно начать и с картофельного пюре. Овощи отваривают, протирают через сито, разбавляют водой, в которой они варились, доводят до кипения, остужают и дают первый раз одну чайную ложку перед кормлением грудью. Постепенно за две недели объем пюре доводится до 50 г, а через месяц овощное пюре полностью заменит кормление грудью в 10 часов (к 6 месяцам ребенок должен получать пищу 5 раз в сутки в 6, 10, 14, 18 и 22 часа). К концу месяца в пюре уже можно добавлять немного сливочного или растительного масла.

Точно также вводятся и каши, лучше использовать готовые адаптированные сухие каши, они выпускаются для грудных детей разного возраста и готовятся строго по инструкции.

Психомоторное развитие ребенка в шесть месяцев

В возрасте шести месяцев ребенок сначала пытается, а затем свободно переворачивается с живота на спинку и обратно. Лежа в горизонтальном положении, он самостоятельно принимает любую позу: на животе, на том или другом боку, на спине. Он даже пытается встать на четвереньки и ползти. Если рядом с ним лежит интересующая его игрушка, но он не может достать ее рукой, то ребенок может даже проползти несколько сантиметров, чтобы заполучить то, что ему очень хочется.

Сидит ребенок уже без поддержки, с прямой спинкой, если ему протянуть руки, то он может ухватиться за них и встать на ножки. Сидя перекладывает игрушки из одной коробки в другую. Поддерживаемый взрослым за грудь, он пытается переступать ножками.

Он хорошо захватывает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, может самостоятельно поднять выпавшую из рук игрушку, переложить игрушку из одной руки в другую, сбрасывает накинутую на лицо пеленку.

Более разнообразными становятся эмоциональные проявления. Мать отлично понимает, в каком настроении находится ее малыш, доволен ли он или, напротив, ему скучно, что-то его раздражает. Возбуждение ребенка проявляется двигательной активностью и криком, который также имеет свои эмоциональные оттенки. Мать уже прекрасно понимает, что хочет ей «сказать» ребенок, например, его просьбу взять на ручки. Мать по-прежнему самый главный человек для ребенка, он всегда радуется ее появлению, ее голосу. К остальным взрослым он также относится приветливо, но к чужому человеку может и не пойти.

Ребенок делает попытки произносить первые слоги – «ма», «ба». Он внимательно слушает речь взрослого, особенно ему нравятся детские песенки (слова нужно выговаривать очень четко) и ритмичные стишки. Он уже знает многие предметы, которые его окружают и если мама говорит, например: «Где зайка?», то он находит его глазами. Также происходит и с другими предметами, число их с каждым днем увеличивается.

Развивающие игры для шестимесячного ребенка

Малыш уже активно требует внимания, ему нравится заниматься гимнастикой и играть с мамой. Его уже можно учить поднимать ручки вверх при поддержке за грудную клетку. С большим удовольствием во время гимнастики он переворачивается на спинку, на живот и обратно, встает при поддержке, пытается ходить и ползать.

Он уже запоминает некоторые песенки, особенно те места, которые ему очень нравятся. На такие места взрослый должен специально обращать внимание ребенка, выделяя их голосом или каким-то неожиданным действием.

Галина Романенко

Статьи по теме

www.womenclub.ru

Психомоторное развитие ребенка до года, психомоторное развитие детей от 3 до 6 лет

Психомоторное развитие у младенцев

Посмотрев на младенца, невольно поверишь в сказки про реинкарнацию и чудесное переселение душ. Удивительно, как новорожденный умеет активно взаимодействовать с внешней средой. Когда его естественное поведение не изменено влиянием препаратов, назначавшихся матери, то он, будучи здоровым и находясь в достаточно спокойном состоянии, вполне способен фиксировать взгляд на заинтересовавшем его объекте, следить за его движением, а также смотреть на источник звука. Дети первого месяца жизни фиксируют взгляд на лицах, на контрастных точках, следят за движением или изменением интенсивности освещения предметов, которые находятся в поле их зрения.

Что такое «установочная реакция»?

Педиатры называют некоторые особенности поведения ребенка установочной реакцией. Этим термином определяются действия новорожденного в ответ на изменения окружающей среды. Как только новые стимулы поступают в слуховое или зрительное поле восприятия, поведение малыша сразу же становится как будто бы выжидательным. Он перестает делать спонтанные движения и заинтересованно поворачивает голову в сторону стимула.

Ребенок реагирует на фигуры, напоминающие лицо человека, уже в первые минуты своего существования. И это весьма важно при установлении психологических связей со старшими. Молодая мама, например, часто воспринимает пристальный взгляд младенца, направленный на нее, как довольно сильный сигнал к установлению эмоциональной близости.

Ребенок реагирует, прежде всего, на высокий звук и, конечно же, на женский голос. Малыш всегда повернет голову именно в ту сторону, где зазвучит голос матери, а не чей-нибудь другой, незнакомый. При этом новорожденный способен не только выделять голос мамы из нескольких звучащих, но и реагировать на его интонацию. Представьте себе, что двигательная активность малыша напрямую зависит от интонации голоса того человека, который вступает с ним в контакт.

Многие исследования подтверждают, что первые часы и дни неоценимы для установления взаимоотношений между ребенком и его новой семьей. Возможности для создания наиболее благоприятных и гармоничных психологических связей могут быть непоправимо утеряны в эти первые минуты. Бывают случаи, когда ребенка сразу же уносят от матери, -как это, например, сделала в свое время царствующая императрица России Елизавета Петровна, решив, что она сама, без матери ребенка, великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины Великой), правильно воспитает Павла Петровича (будущего императора ПавлаI). Судите сами, что из этого получилось. Мама так и не испытала за всю свою выдающуюся жизнь обыкновенного материнского чувства, которое было знакомо любой русской женщине. И действительно, если в первые секунды и минуты не установить с малышом близкого, теплого контакта, то в будущем у ребенка возможны, кроме неважных отношений со старшими, еще и эмоционально-волевые нарушения: неспособность овладения языком, нежелание обучаться, невозможность достичь должного уровня развития.

Поэтому очень важно активнее вовлекать матерей и отцов в подготовку к рождению и воспитанию ребенка. Необходимо по возможности создать оптимальные условия для новорожденных, их матерей, близких людей в первые часы и дни после рождения малыша.

Психомоторное развитие ребенка до года

Психомоторное развитие ребенка. Если новорожденный, лежащий на животе, способен избежать удушья благодаря тому, что может вертеть головой из стороны в сторону, то когда ему исполняется месяц, он уже способен поднимать голову. Когда в возрасте 4—8 недель ребенка из положения, лежа на спине, переводят в положение, сидя, его головка запрокидывается назад, и контроль за вертикальным положением туловища еще явно отсутствует. Но к 3 месяцам он уже управляет своей головой, и связано это с тем, что малыш все время стремится к положению сидя.

Когда четырехмесячного ребенка усаживают, движения его головы уже не отстают от движения туловища. Если он находится в вертикальном положении, голова отклоняется немного вперед, но маятникообразных движений уже нет.

В 5 месяцев малыш способен удерживать головку устойчиво и прямо. К возрасту 4—5 месяцев ребенок узнает все прелести вертикального положения, и это доставляет ему море удовольствия. В 5—6 месяцев дети нередко способны вставать из положения сидя и удерживать свое тело на выпрямленных ногах.

В 6—6,5 месяцев из этого положения они, быстро сгибая ноги в коленных суставах, возвращаются в прежнюю позу. В 6 месяцев ребенок способен изменять ориентацию всего тела, для того чтобы целенаправленно протянуть руку к предмету, который привлек его внимание, например, писком или звоном.

К 6 месяцам у детей все больше увеличивается активность кистей. Большой палец наконец-то начинает использоваться одновременно с ладонью. Вследствие такой значительной эволюции к 6,5 месяцам большинство малышей уже могут захватывать достаточно большие предметы. Малыш схватывает пальчиками яркую блестящую погремушку и с огромной заинтересованностью перекладывает ее из одной руки в другую. Это шаг вперед. Между 6-м и 7-м месяцами дети, как правило, обучаются сидеть, опираясь на руки перед собой или же поддерживаемые родителями.

В возрасте 3 месяцев ребенок, лежащий вниз лицом, способен уже поднимать не только голову, но и грудь на согнутых руках. К 4 месяцам он уже поднимает голову в этом положении вертикально и крутит ею довольно лихо из стороны в сторону. В 5—6 месяцев малыш самостоятельно переворачивается вначале из положения лицом вниз на спину, а затем и обратно.

После того, как младенцу исполняется 1 месяц, он уже понимает, что к чему, и гораздо спокойнее себя ведет именно с ближайшими родственниками. Долгожданная детская улыбка в общении появляется в возрасте 3—5 недель. Говорят, что когда месячный ребенок озаряет окружающий мир доброжелательной улыбкой, это значит, что он открывает для себя, что находится под опекой, в ауре оберегающей помощи матери или няни. Если же у ребенка 8—12 недель еще отсутствует улыбка, то может указывать на какое-то отклонение в развитии.

Со временем отношение детей к окружающим предметам и лицам становится все более сложным. А улыбка как была, так и остается особым показателем контактов с близкими и посторонними людьми. В возрасте 4 месяцев дети уже смеются и даже довольно громко при удовлетворяющем их общении с взрослыми или со старшими детьми. Они также могут выражать раздражение и неприятие чего-либо с помощью мимики, беспокойства и крика.

В возрасте 4—7 месяцев ребенок становится более чувствительным к эмоциональной окраске голоса человека, разговаривающего с ним. К 7 месяцам он уже отвечает на разные эмоциональные посылы изменением мимики лица.

К концу 6-го месяца нормально развивающиеся дети становятся крайне разборчивы в своих пристрастиях. Они отдают предпочтение общению с теми людьми, которые оказывали им наибольшую помощь. Когда ребенок находится на руках матери, он начинает сразу же беспокоиться, если кто-то чужой появился на горизонте. Когда же мамы в комнате нет, то новое лицо, напротив, часто вызывает его крайнее любопытство как возможность нового интересного контакта.

В возрасте 4 недель ребенок способен издавать слабые гортанные звуки. В 2 месяца малыш «напевает» некоторые гласные звуки. А в 3 месяца — издает звуки с явным умыслом, не без удовольствия от общения с сородичами.

Вот малышу исполнилось полгода. Он, уже, находясь в положении лицом вниз, способен вращаться вокруг своей оси в поисках предмета, но не может до него дотянуться. В возрасте 9—10 месяцев большинство детей уже умеют ползать. В 8—9 месяцев он, наконец-то, сам садится, причем удерживает это положение с выпрямленной спиной.

Может ли ребенок в 8—9 месяцев уже стоять? Да, восьмимесячный ребенок устойчиво стоит в течение непродолжительного времени. А если его будут поддерживать в этот момент мама или папа, то малыш может стоять достаточно долго. В 9 месяцев наступает самый приятный и долгожданный момент в жизни пап и мам: ребенок наконец-то делает первые в своей жизни шаги, правда, с помощью взрослых.

Какие звуки должен издавать ребенок после полугода? Это, прежде всего повторяющиеся гласные звуки. А вот к 8 месяцам из детской кроватки уже несутся залихватские «ба-ба», «ма-ма» и «да-да».

Если у ребенка к 6 месяцам замечается предпочтительное отношение к маме, то к 8 месяцам, оно переходит в наикрепчайшую привязанность. При разлуке с ней ребенок начинает крайне беспокоиться. В возрасте 9—10 месяцев он становится чуть менее зависимым от матери. И одна из причин здесь в том, что он уже в большей степени способен быть рядом с ней. До 8 месяцев ребенок с удовольствием укладывался спать, но с этого момента мамы зачастую испытывают трудности в укладывании спать ребенка.

Интеллект малыша все растет. Он способен, увидев ткань, накинутую на потенциально интересующий его предмет, сдернуть тряпицу. При этом младенец уже осознает или даже прекрасно понимает, что невозможность увидеть интересующий его предмет вовсе не означает его отсутствия. В 9 месяцев у ребенка появляется самая любимая игра — прятки.

6—12 месяцев — это период появления первых признаков имитирующего поведения. Шестимесячный ребенок видит, что папа постукивание по столу рукой, и старается повторить это же движение. В 9 месяце слыша «До свидания, милый!» от кого-нибудь из близких, он с переполняющей его радостью машет ручкой, складывает руки вместе, смешно имитируя крепкое рукопожатие. Когда ребенку исполняется год, он уже способен играть в простые игры, такие, например, как мяч. В год ребенок может протянуть вам предмет и отдать его прямо в руки, когда вы просите его об этом.

Психомоторное развитие ребенка на втором году жизни

На втором году жизни ребенок от неуклюжести и ходьбы с помощью взрослых переходит к сложным моторным действиям, искусно поддерживает самого себя во время ходьбы и даже бега. В год и три месяца ребенок уже самостоятельно ходит, а в полтора года — хоть и не совсем умело, но все, же бегает. К полутора годам дети сами поднимаются по лестнице, придерживаясь одной рукой за перила, а еще через два месяца — и спускаются, и поднимаются.

К трем годам ребенок становится все более и более резвым. Малыш может заинтересоваться каким-нибудь объектом, например, курицей, и убежать в погоне за ней довольно далеко от дома. Его все интересует, а возможности повышаются с каждым днем.

Для родителей такая прыткость их чада может оказаться неожиданностью. Поэтому, чтобы предотвратить опасность, грозящую ребенку за каждым углом, в этом возрасте за ним необходим постоянный контроль.

Словарный запас

Сколько слов должен знать малыш к полутора годам? У здорового ребенка, без каких-либо задержек развития, словарный запас должен составлять не менее 10 слов. Так утверждают врачи и логопеды, но тут есть некоторые вариации.

Бывает, что вполне здоровый ребенок к полутора годам и даже позднее не в состоянии произнести обыкновенные, казалось бы, звуки, имеющие смысловое значение. Но часто дети, которым ранее врачи ставили диагноз «задержка речевого развития», после 1,5 лет вдруг начинают стремительно обогащать свой словарный запас и к двум годам уже вполне способны связно произнести сочетающиеся друг с другом три слова, как и остальные их сверстники.

Психомоторное развитие ребенка от 3 до 6 лет

Ребенок совершенствуется в двигательных навыках. К 3-му году жизни при подъеме по лестнице он уже умеет чередовать движения ногами. При спуске малыш начинает чередовать ноги лишь к 4-му году. В 3 года ребенок без особого труда может непродолжительное время стоять на одной ноге, в 5 лет он подпрыгивает на одной ноге, а через какое-то время - и скачет. 

Как вырос интеллект ребенка и его навыки, связанные с письмом и рисованием? К 3-му году жизни ребенок уже может копировать, хоть и не идеально, скрещивающиеся линии, а к 4-му году рисует фигуру из четырех элементов. В 4—5 лет малыш довольно точно копирует пропорциональные фигуры и обучается рисовать ранее недоступные наклонные линии. Ромбовидные фигуры точно и пропорционально дети до 6 лет в основном еще не рисуют.

Когда ребенок уже способен хоть немного считать? В возрасте 3 лет дети способны сосчитать три предмета, в 4 года — четыре предмета, а в пять лет — 10 и более. Интеллект малыша все растет. И к 6 годам он уже способен перевести абстрактное понятие в рисунок, например, звук «А» в букву «А», понятие «семь» в цифру «7».

Вне дома мысли и фантазии ребенка выражаются в игре. В детском саду малыш в игре может рассказать всю подноготную своей семьи — и то, что случилось вчера, и то, что произошло сегодня и даже полгода назад. Маленькая девочка бьет одной куклой другую, крича грозным голосом жены предполагаемому супругу: «А! Где ночью был? Опять все деньги потратил?! Весь дом на мне, развратник, поросенок ты этакий!» Все, что дети видят и слышат дома, они, как правило, очень хорошо запоминают, а затем с большим актерским талантом проигрывают в саду. У внимательных и сообразительных воспитателей по незатейливым обрывкам этих игр складывается довольно точная картина того, что происходит в семье каждого ребенка.

Отчего у ребенка 3—6 лет бывает враждебное и агрессивное поведение? Весьма часто это связано с неустойчивыми отношениями между взрослыми и детьми и с отсутствием взаимопонимания в семье. Малыш видит ссоры, а иногда и драки взрослых, когда старшие, находясь в неподобающем виде, швыряют друг в друга стулья и грозят вообще стереть кое-кого с лица земли. Именно такая «веселая» жизнь и вносит элементы раздражительности в характер ребенка, в его мысли и фантазии. Беспокойство может затем выражаться в ночных кошмарах, в страхе одиночества, смерти или в опасении получить телесные повреждения. У детей возможно недержание мочи, он постоянно сосет палец, у него также появляются сложности в развитии речи и обучении. Агрессивный ребенок может оказаться не готов к доброжелательным отношениям со сверстниками и со старшими. Он может вырасти со вспыльчивым, неуживчивым характером, и будет всем досаждать своим несносным поведением.

www.m03.ru

Психомоторное развитие ребенка до года: на какие нормы ориентироваться

В этой статье:

Насколько правильно протекает психомоторное развитие ребенка в первое и второе полугодие жизни и на какие нормы нужно ориентироваться в первую очередь? Об этом беспокоятся все родители без исключения – как опытные, так и те, что воспитывают первенца.

Беспокойство это носит естественный характер, и побороть его можно, если изучить информацию об оценках развития малыша в каждый из месяцев до года.

Если говорить в общем, то развитие ребенка до года сводится к нескольким этапам. На первом этапе малыш только появился на свет и его мышцы находятся в постоянном тонусе, сохраняется поза, в которой он привык находиться в утробе матери.

Также в первые недели после рождения у крохи четко прослеживаются так называемые рефлексы новорожденного. Сохранение этих рефлексов обусловлено прежде всего неумением существовать самостоятельно. На первых порах все за кроху делает Природа. Он на автомате ищет сосок матери, чтобы поесть; если слегка коснуться его губ, сработает хватательный рефлекс, уходящий корнями в далекое прошлое, когда дети вынуждены были держаться за мать, чтобы не упасть. А стремление ползти, когда есть опора под пятками, продиктовано древним рефлексом: малыш боится потеряться!

Со временем рефлексы новорожденного сменяются осмысленными движениями, которые становятся возможными за счет совершенствования развития мозга. Очень важно понять, что этапы развития крохи должны быть последовательными и сбои в процессе могут стать причиной появления задержки в развитии.

Например, казалось бы, совершенно безобидный тонус мышц, сохраняемый дольше, чем нужно, может привести к задержке развития осмысленных движений и даже к их ограниченности в будущем. Своевременно не исчезнувший рефлекс новорожденного станет преградой для развития произвольной двигательной активности. Поэтому так важно наблюдать за ребенком с первых дней его жизни, давая оценку его психомоторному развитию.

Особенности развития новорожденного

В первые же дни после рождения ребенок имеет целый ряд рефлексов, которыми может быть обусловлено нормальное психомоторное развитие крохи до года. При направленном на него ярком свете малыш пытается зажмуриться, ищет глазами источник света. Если громко хлопнуть возле ребенка, то он моргнет, дернется или заплачет.

Имеет свои особенности и моторика: кроха сохраняет позу «эмбриона», прижимая руки и ноги к телу, его движения пока нескоординированны и замедленны. Руки сжаты в кулаки.

Что касается эмоциональной сферы, то новорожденный по большей мере не проявляет эмоций, разве что оповещает криком родных о чувстве голода. Основную часть времени малыш спит, просыпаясь для того, чтобы поесть.

Первый месяц

В первый месяц значительные изменения касаются:

Малыш уже умеет фокусировать взгляд на предмете или объекте, причем если тот начинает двигаться, то он пробует проследить его глазами. При направлении яркого света на лицо кроха закрывает глаза.

Совершенствуется и орган слуха. Ребенок уже некоторое время может концентрировать внимание на звуках голоса, при громком или неожиданном звуке вздрагивает всем телом.

В речи крохи уже появляются первые звуки, в основном согласные — заднеязычные. В положении на животе ребенок уже не просто поднимает голову, но и пробует ее удержать. На этом же этапе появляется ротовое внимание: кроха при обращении к нему открывает рот и слушает.

Второй месяц

Малыш с удовольствием рассматривает лица взрослых, склонившихся к кроватке, обращает внимание на яркие и контрастные предметы. Он ищет источники звука, поворачивая голову, пробует «гулить», когда находится в хорошем настроении.

Двухмесячный малыш хорошо удерживает голову, может захватить игрушку, радует взрослых первой осознанной улыбкой во время общения.

Третий месяц

В этот период малыш уже спокойно следит за предметами, в том числе и за теми, что двигаются, в положении на животе. Он продолжает искать источники звука, поворачивая голову, «гулит» протяжно и долго, пытаясь передать интонации взрослых.

Ребенок уверенно удерживает голову как в вертикальном положении, так и лежа на животе, упирается на руки. Кисти открываются, малыш пробует взять руками игрушки. Если взять кроху за обе руки, то он будет делать попытки поднять голову и плечи.

Дети в три месяца особенно нуждаются в общении, о чем свидетельствует двигательное оживление при появлении взрослого, улыбка и «гуление». Кроха на этом же этапе знакомится со своим телом, начиная с изучения рук.

Четвертый месяц

Совершенствуется зрение малыша до года: он уже умеет переводить взгляд на разные предметы, осознает расстояние между ним и игрушкой, рассматривает предметы, которые находятся от него слишком близко. Развивается и слух ребенка: теперь он различает голоса родных, пробует кричать не для того, чтобы привлечь к себе внимание, а чтобы послушать свой голос.

В положении на животе малыш уже упирается на руки, переворачивается на бок. Он умеет смеяться, проявляет живой интерес к игрушкам и окружающим его предметам, пытаясь попробовать их на вкус.

Пятый месяц

Малыш может удерживать взгляд сразу на нескольких предметах, реагирует на музыку и радует близких первыми слогами. Ребенок в положении на животе поднимает верхнюю часть туловища, используя в качестве опоры кисти, при удерживании его за руки пробует садиться.

Кроха особенно радуется новым игрушкам, с опаской начинает относиться к незнакомым людям, уже пробует держать двумя руками поилку или бутылочку.

Как протекает развитие ребенка после полугода

В полгода малыш уверенно сидит, позитивно реагирует на похвалу, расстраиваются, если его ругают. Ребенок бросает игрушки из кроватки, чтобы проследить, что с ними будет. С удовольствием принимает участие в играх для развития мелкой моторики.

В восемь месяцев кроха уже самостоятельно и уверенно сидит, умеет стоять на четвереньках и даже ползать, стоит на обеих ногах, удерживаясь за опору, проявляет интерес к новым предметам, понимает, как разобрать пирамидку, и демонстрирует первый лепет.

К особенностям психомоторного развития в девять месяцев можно отнести желание активно познавать мир. Кроха старается исследовать как можно больше территории в доме, ползает и передвигается вдоль опоры, запоминает и пытается понять жесты взрослых. Малыш активно подражает звукам животных, пробует произнести первые простые слова. Особенный интерес проявляет к музыкальным игрушкам.

В десять месяцев кроха во всем старается подражать родителям. Он выполняет простые просьбы, знает, как называются и для чего служат те или иные предметы, а также интересуется сверстниками.

Спустя еще месяц большая часть малышей до года уже пробуют ходить, удерживая родителей за одну руку, знают, где находятся и как называются отдельные части их тела, собирают пирамидки и активно используют собственный детский язык в общении со сверстниками и взрослыми.

В год малыш уже умеет ходить без поддержки, способен поднять предмет с пола, не потеряв равновесия, начинает использовать в речи понятные слова, с каждым днем пополняя словарный запас, знает о назначении многих бытовых предметов.

В заключение отметим, что психомоторное развитие детей до года действительно протекает согласно определенным нормам, о которых обязаны знать родители. Но не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален и небольшие отклонения от графика не могут считаться поводом для паники. Консультации доктора потребуются только в том случае, если развитие ребенка до года не соответствует нормам практически по всем показателям и наблюдаются существенные задержки и сбои.

rebenkoved.ru

Шаг за шагом Психомоторное развитие ребенка 9-12 месяцев

Психомоторное развитие ребенка 9-12 месяцев

Алексей Митраков

Центр психолого-медико-социального сопровождения

детей и подростков г. Москвы,

детский невролог

 

В жизни каждого человека бывают моменты, когда он должен действовать самостоятельно. Первый шаг ребенка относится именно к таким моментам. Акт ходьбы, столь привычный для взрослого человека, требует от малютки максимального напряжения сил. Судите сами. 

Ох, нелегкая это работа...

Механизм акта ходьбы можно представить себе следующим образом. Каждый шаг обеспечивается синхронной работой противоположных групп мышц конечностей, которые носят название мышц-антагонистов. «Стратегическое руководство» моторными функциями организма - своего рода высшее представительство этих функций - сконцентрировано в так называемой моторной зоне коры больших полушарий головного мозга. При ходьбе в правом и левом полушариях (правое отвечает за мышцы левой ноги, а левое «ведает» правой ногой) происходит постоянная смена возбуждения и торможения моторных зон коры, обеспечиваемая функциональными связями между аналогичными участками коры противоположных полушарий. Теперь представьте себе, что, идя, например, на работу, человек вдумчиво анализирует акт ходьбы, скрупулезно фиксируя в сознании, какую группу мышц ему следует занять в каждый следующий момент, - ужасающая картина, не правда ли? Недаром существует притча о незадачливом человеке, задумавшемся однажды, с какой ноги ему сделать следующий шаг. Как известно, несчастный так и умер, не сдвинувшись с места. Чтобы избавить нас от этой трагической участи, расположенные ниже отделы головного мозга осуществляют контроль за моторными процессами, из которых складывается ходьба, обеспечивая таким образом автоматизм ходьбы.

Другое немаловажное условие успешной ходьбы - сохранение равновесия. Малейшие отклонения от вертикального положения тела, возникающие при ходьбе, воспринимаются рецепторами равновесия (вестибулярными рецепторами) и преобразуются в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в центры равновесия, расположенные в стволе головного мозга, а оттуда направляются в кору головного мозга, где на основе их анализа вырабатывается ответная реакция.

Такова упрощенная схема акта ходьбы. Но необходимо помнить, что у детей этот механизм еще недостаточно сформирован - в силу целого ряда причин:

И, наконец, физиологически повышенный тонус мышц-сгибателей, еще сохраняющийся в этом возрасте, мешает плавности движений, делает их толчкообразными, что затрудняет ходьбу.

Поэтому процесс обучения ходьбе отнимает очень много времени и сил, дается нередко ценой многочисленных падений. 

Готовность номер один

К 9 месяцам организм ребенка в целом уже подготовлен к вертикальному образу жизни. В достаточной мере окрепла опорная система маленького человечка. Сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие функциональные системы уже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести. Кровеносные сосуды обеспечивают оптимальное перераспределение крови с учетом потребностей жизненно важных органов (головной мозг, сердце, легкие, почки, печень). Благодаря слаженной работе кровеносных сосудов кожных покровов, механизмы теплоотдачи (избавление организма от лишнего тепла) сформированы в достаточной степени и уже могут адекватно реагировать на достаточно большие перепады температуры окружающей среды.

Нервная система, как уже отмечалось выше, стремится приспособиться к новым внешним условиям. В целом в неврологическом статусе можно отметить следующие перемены:

1. Постепенное угасание реакций выпрямления

2. Устойчивое закрепление реакций равновесия

3. Начало формирования «взрослой» системы рефлексов, среди которых выделяют сгибательные и разгибательные:

О чем расскажет походка

Походка играет исключительно важную роль при оценке моторной функции ребенка. Что же должно насторожить?

При двусторонних поражениях двигательной системы возникает спастико-паретичная походка. Ребенок опирается на носочки, пятки приподняты и повернуты наружу, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, бедра сведены. Такие дети снашивают обувь по внутренней поверхности носков.

Гемипаретическая походка, возникающая при поражении двигательной системы одного из полушарий мозга, характеризуется приволакиванием одной ноги, в которой преобладает тонус разгибательной группы мышц. При этом рука с той же стороны согнута и прижата к туловищу.

У детей с гиперкинезами (см. в предыдущем номере журнала) походка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей. Равновесие при этом страдает в меньшей степени.

Дети с нарушениями двигательной функции, вызванными патологическим процессом на «периферии» нервной системы, обычно ходят, высоко поднимая колени, при этом стопы свисают, «пришлепывают». Такая походка носит название «степаж».

Своеобразна походка детей, у которых ослаблены мышцы таза и бедер: они ходят, раскачиваясь из стороны в сторону, - такую походку называют «утиной». Этот симптом наблюдается при различных мышечных заболеваниях и травматических повреждениях поясничного отдела спинного мозга.

HOMO FABER - человек умный

Подведем итоги: что же умеет «среднестатистический» младенец в 9-12 месяцев?

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги - правда, пока еще держась за опору - диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим - и ребенок попытается повторить ваш танец.

От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два (см. фото 5). 

 

Рекомендации родителям

1. Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать ее на полу, подсунув под ножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив ее с изнанки двусторонним скотчем.

2. Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и травмоопасные предметы.

3. Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.

4. Как и в предыдущий период, важно полноценное обеспечение ребенка кальций - и фосфорсодержащими продуктами (молочные продукты, рыба), необходимыми для укрепления его опорной системы.

5. Продолжайте заниматься с ребенком, развивая его моторную и речевую сферу. Так вам легче будет отметить возможные отклонения в его развитии и вовремя обратиться к врачу.

6. Двенадцать месяцев - время общей диспансеризации, в рамках которой необходимо обязательно посетить детского невролога для оценки неврологического статуса ребенка. 

Вот мы и завершили наш обзор психомоторного развития ребенка первого года жизни. Хотелось бы повториться: не стоит воспринимать этапы развития младенца как нечто среднее между вечным экзаменом и гонкой с препятствиями. Главное, что от вас требуется на этом нелегком и исключительно увлекательном пути, - любовь, внимание и забота.

Будьте здоровы и счастливы!

 

www.9months.ru

Психомоторное развитие ребенка

Ох, нелегкая это работа...

Механизм акта ходьбы можно представить себе следующим образом. Каждый шаг обеспечивается синхронной работой противоположных групп мышц конечностей, которые носят название мышц-антагонистов. «Стратегическое руководство» моторными функциями организма - своего рода высшее представительство этих функций - сконцентрировано в так называемой моторной зоне коры больших полушарий головного мозга. При ходьбе в правом и левом полушариях (правое отвечает за мышцы левой ноги, а левое «ведает» правой ногой) происходит постоянная смена возбуждения и торможения моторных зон коры, обеспечиваемая функциональными связями между аналогичными участками коры противоположных полушарий. Теперь представьте себе, что, идя, например, на работу, человек вдумчиво анализирует акт ходьбы, скрупулезно фиксируя в сознании, какую группу мышц ему следует занять в каждый следующий момент, - ужасающая картина, не правда ли? Недаром существует притча о незадачливом человеке, задумавшемся однажды, с какой ноги ему сделать следующий шаг. Как известно, несчастный так и умер, не сдвинувшись с места. Чтобы избавить нас от этой трагической участи, расположенные ниже отделы головного мозга осуществляют контроль за моторными процессами, из которых складывается ходьба, обеспечивая таким образом автоматизм ходьбы.

Другое немаловажное условие успешной ходьбы - сохранение равновесия. Малейшие отклонения от вертикального положения тела, возникающие при ходьбе, воспринимаются рецепторами равновесия (вестибулярными рецепторами) и преобразуются в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в центры равновесия, расположенные в стволе головного мозга, а оттуда направляются в кору головного мозга, где на основе их анализа вырабатывается ответная реакция.

Такова упрощенная схема акта ходьбы. Но необходимо помнить, что у детей этот механизм еще недостаточно сформирован - в силу целого ряда причин:

И наконец, физиологически повышенный тонус мышц-сгибателей, еще сохраняющийся в этом возрасте, мешает плавности движений, делает их толчкообразными, что затрудняет ходьбу.

Поэтому процесс обучения ходьбе отнимает очень много времени и сил, дается нередко ценой многочисленных падений. 

Готовность номер один

К 9 месяцам организм ребенка в целом уже подготовлен к вертикальному образу жизни. В достаточной мере окрепла опорная система маленького человечка. Сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие функциональные системы уже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести. Кровеносные сосуды обеспечивают оптимальное перераспределение крови с учетом потребностей жизненно важных органов (головной мозг, сердце, легкие, почки, печень). Благодаря слаженной работе кровеносных сосудов кожных покровов, механизмы теплоотдачи (избавление организма от лишнего тепла) сформированы в достаточной степени и уже могут адекватно реагировать на достаточно большие перепады температуры окружающей среды.

Нервная система, как уже отмечалось выше, стремится приспособиться к новым внешним условиям. В целом в неврологическом статусе можно отметить следующие перемены:

1. Постепенное угасание реакций выпрямления (см. мои статьи в №№10, 11).

2. Устойчивое закрепление реакций равновесия (см. мою статью в №11).

3. Начало формирования «взрослой» системы рефлексов, среди которых выделяют сгибательные и разгибательные:

О чем расскажет походка

Походка играет исключительно важную роль при оценке моторной функции ребенка. Что же должно насторожить?

При двусторонних поражениях двигательной системы возникает спастико-паретичная походка. Ребенок опирается на носочки, пятки приподняты и повернуты наружу, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, бедра сведены. Такие дети снашивают обувь по внутренней поверхности носков.

Гемипаретическая походка, возникающая при поражении двигательной системы одного из полушарий мозга, характеризуется приволакиванием одной ноги, в которой преобладает тонус разгибательной группы мышц. При этом рука с той же стороны согнута и прижата к туловищу.

У детей с гиперкинезами (см. в предыдущем номере журнала) походка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей. Равновесие при этом страдает в меньшей степени.

Дети с нарушениями двигательной функции, вызванными патологическим процессом на «периферии» нервной системы, обычно ходят, высоко поднимая колени, при этом стопы свисают, «пришлепывают». Такая походка носит название «степаж».

Своеобразна походка детей, у которых ослаблены мышцы таза и бедер: они ходят, раскачиваясь из стороны в сторону, - такую походку называют «утиной». Этот симптом наблюдается при различных мышечных заболеваниях и травматических повреждениях поясничного отдела спинного мозга.

HOMO FABER - человек умный

Подведем итоги: что же умеет «среднестатистический» младенец в 9-12 месяцев?

 

 

Рекомендации родителям

1. Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать ее на полу, подсунув под ножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив ее с изнанки двусторонним скотчем.

2. Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и травмоопасные предметы.

3. Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.

4. Как и в предыдущий период, важно полноценное обеспечение ребенка кальций- и фосфорсодержащими продуктами (молочные продукты, рыба), необходимыми для укрепления его опорной системы.

5. Продолжайте заниматься с ребенком, развивая его моторную и речевую сферу. Так вам легче будет отметить возможные отклонения в его развитии и вовремя обратиться к врачу.

6. Двенадцать месяцев - время общей диспансеризации, в рамках которой необходимо обязательно посетить детского невролога для оценки неврологического статуса ребенка. 

Вот мы и завершили наш обзор психомоторного развития ребенка первого года жизни. Хотелось бы повториться: не стоит воспринимать этапы развития младенца как нечто среднее между вечным экзаменом и гонкой с препятствиями. Главное, что от вас требуется на этом нелегком и исключительно увлекательном пути, - любовь, внимание и забота.

Будьте здоровы и счастливы!

www.9months.ru

Психомоторное развитие ребенка до года

Радуясь успехам своего карапуза, молодые родители должны обязательно понимать, что психомоторное развитие ребёнка до года проходит очень интенсивно. Ежедневно ребёнок обретает новые умения и навыки и чтобы он не пропустил ни одной ступени, мама и папа должны зорко контролировать процесс и проявлять готовность включиться в него при необходимости более активно.

Помесячное психомоторное развитие ребенка до года

Мы уже писали о том, что умеет новорождённый: он жмурится при ярком свете, реагирует на громкие звуки и по привычке большую часть времени пребывает в позе эмбриона. Теперь настало время рассказать, чему он учится из месяца в месяц.

1 месяц

Ребёнок в 1 месяц умеет следить за движущимся предметом и фокусировать взгляд на чем-то неподвижном, показавшимся ему интересным. Малыш «пробует на вкус» звуки – сначала это «г» и «к», впрочем, пока весьма отдалённые. Крепкие младенцы учатся поднимать голову, лёжа на животе.

2 месяца

Зрительное внимание ребёнка привлекают предметы контрастных расцветок и/или с чёткими геометрическими узорами, а также, конечно, лицо матери. В поисках источника звука малыш вертит головой, а в речи появляется «гуление». Общаясь с близкими, карапуз проявляет эмоции – улыбается. К концу 2 месяца ребёнок уже может в течение нескольких секунд держать в руке игрушку.

3 месяца

Внимание малыша уже подолгу концентрируется на игрушках – некоторые он может рассматривать по нескольку минут и стараться не выпускать из поля зрения, даже если они «убегают». Появляется желание схватить игрушки руками – самое время использовать мобиль на кроватку. Особый интерес ребёнка начинают вызывать его собственные руки, речь оживляется – общаясь с близкими, к речевой и эмоциональной активности малыш прибавляет и двигательную.

4 месяца

Формируется бинокулярное зрение, ребёнок учится оценивать расстояние. Активно развиваются эмоции: малыш отличается своих по голосу, смеётся, демонстрируя удовольствие и пугается, если становится страшно. В плане моторики появляются ощутимые достижения – лёжа на животе карапуз уже пробует переворачиваться на бочок.

5 месяцев

Зрительного внимания ребёнка уже хватает на то, чтобы следить за двумя предметами попеременно. К интересам ребёнка добавляется музыка, «речь» становится более плавной – появляются слоги и, самое главное, потребность «поговорить». Лёжа на животе и опираясь на кисти рук ребёнок уже может высоко поднять верхнюю часть туловища, а лёжа на спине переворачивается на живот.

6 месяцев

Родители 6-месячного ребёнка с удовольствием фиксируют проблески целенаправленного общения: ребёнок уже понимает жесты, по-разному реагирует на звуки. Включается «самоговорение» — дети в этом возрасте могут подолгу «говорить» сами с собой, а также манипулировать игрушками. В двигательной активности тоже прорыв – ребёнок учится ползать.

7 месяцев

В 7 месяцев ребёнок уже уверенно сидит – самостоятельно или опираясь на руку, он становится любопытным, в связи с чем приходится вносить разнообразие в его игры. Развитие речи выражается появлением лепета, а зрительно внимание становится подспорьем для развития хватательного рефлекса.

8 месяцев

Малыши в этом возрасте невероятно заняты: они изучают новые предметы, активно болтают, шустро передвигаются на четвереньках, самостоятельно садятся. Самое время играть в «ладушки», разучивать «воздушный поцелуй» и «пока-пока».

9 месяцев

Такому взрослому карапузу уже вполне можно сказать «дай руку», «возьми мишку», поцелуй маму» — и рассчитывать на результат. Появляются первые слова, общение становится более разнообразным – ребёнок учится пользоваться жестами. Многие дети в этом возрасте уже ходят, используя подручную опору.

10 месяцев

10-месячные дети активно используют память и мышление: они учат части тела, узнают предметы и звуки, собирают пирамидку. Игры с игрушками становятся предметными: мячик ребёнок бросает, а машинку – катает. В речи малыш использует приёмы подражания, потому любит разговоры со взрослыми.

11 месяцев

В этом возрасте дети начинают понимать слово «нельзя», стартует процесс социализации – малыши проявляются интерес к играм со сверстниками. Развитая речь ребёнка используется им по назначению: малыш может сообщить вам, что голоден, или что ему пора сменить подгузник.

12 месяцев

Годовалые дети – настоящие обезьянки. Они охотно копируют действия взрослых, активно пополняют словарный запас и уже могут узнать предмет, известный им в реальности, на картинке. К своему первому дню рождения почти все уже умеют самостоятельно ходить, приседать и ставать из любого положения.

Как правильно следить за психомоторным развитием ребенка до года?

Несмотря на то, что все родители считают своего ребёнка лучшим в мире, многие с опаской следят за тем, как он развивается. Бывает, что психомоторное развитие ребенка до года немного не совпадает с нарисованной педиатрами схемой, что делать в этом случае?

Хочется надеяться, что полученные вами знания помогут вам верно оценить психомоторное развитие ребенка до года и принять верное решение по тому, как себя с ним вести.

www.rebenokdogoda.ru

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда.

Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей».

Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик.

«А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. 

Психомоторное развитие – что это?

Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка?

ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной.

Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем

Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие.

На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д.

Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей

Если же вы решили все таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей.

Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода.

Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:

Второй месяц:

Третий месяц:

Четвёртый месяц:

Пятый месяц:

Шестой месяц:

Седьмой месяц:

Восьмой месяц:

Девятый месяц:

Десятый месяц:

Одиннадцатый месяц:

Годик:

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития.

Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Лекция детского невролога о психомоторном развитие ребёнка до года по месяцам. – Что должен уметь ребенок в каждый из первых месяцев своей жизни, как должно протекать его развитие:

marypop.ru


Смотрите также