Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни. Логопедическое обследование ребенка 1года 6 месяцев


Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни

1. Дата обследования

2. Возраст ребенка 3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза 4. Состояние слуха (по заключению специалиста) 5. Состояние зрения (по заключению специалиста) 6. Данные наблюдения и обследования

6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа

6.2. Лицо:

Hаличие стигм дизэмбриогенеза непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)

Произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):

Мимика лица: Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом)

Нос – строение

6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

6.4. Артикуляционный аппарат.

Верхняя челюсть - строение

Нижняя челюсть - строение

Аномалии строения Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения ( с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

Оцениваются:

Тонус мышц нижней челюсти

Соотношение между верхней и нижней челюстью:

Губы - строение

Аномалии строения

Положение губ в покое:

Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры): Произвольные движения губ ( с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

Оцениваются:

Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

Насильственные движения в мышцах губ:

Язык - строение:

Аномалии строения

Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

Положение языка в покое:

Непроизвольные движения языка:

Произвольные движения языка ( с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

Оцениваются:

Насильственные движения языка

Подъязычная уздечка:

Аномалии строения

Мышечный тонус языка:

Твердое небо - строение:

Аномалии строения

Мягкое небо - строение:

Аномалии строения

Наличие пареза:

Непроизвольные движения мягкого неба:

Произвольные движения мягкого неба (с 2 лет ):

6.5. Наличие оральных синкинезий

6.6. Дыхательный аппарат.

Тип дыхания:

Ритм дыхания:

6.7. Голосовой аппарат - строение:

Аномалии строения

Голос

6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.

Особенности 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов:

Материал - три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого : "Где ...?" - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.

Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает : "Где...?" При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.

Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы ( показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов.

Не понимает названия окружающих предметов.

Материал - предметы одежды, обуви.

Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит ребенка к шапке, просит найти ее, если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем - к штанишкам. Можно найти с ребенком два предмета из четырех. А затем раскладывает на видных местах предметы и предлагает ребенку найти их.

Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов.

Не находит и не понимает названий окружающих предметов.

Б. Понимание ребенком действий:

Материал - сюжетная игрушка - кукла, тарелка, кроватка. Методика выявления: ситуация естественная. Ребенку предлагается выполнить действия : "Покорми куклу", "Положи куклу в кроватку".

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить:

"Положи спать куклу", "Дай попить кукле".

Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или с помощью взрослого.

Не выполняет действий по просьбе взрослого.

В. Ребенок ориентируется в группе:

Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: "Покажи, где у нас рыбки", "Найди, где часы", "Иди мыть руки".

Поведение ребенка: выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи.

Не ориентируется в группе.

6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: "Посмотри, вот кукла - ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля. А, вот она!" После показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребенка к игрушкам.

Поведение ребенка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами ("дай, бах, ав-ав, ляля")

Употребляемые лепетные и облегченные слова:

Не лепечет, не пользуется облегченными словами

Особенности 1 год 4 мес. - 1 год 6 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной" ситуации):

Материал - два однородных предмета, отличные друг от друга по какому-либо признаку ( например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет - кукла.

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем - другую, потом - собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

Материал - ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика выявления - та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка: находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Не обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.

Б. Понимание предлогов и предложно - падежных категорий: понимание предлогов "в", "на"

Материал - коробка с крышкой, кубик.

Методика выявления: ребенка просят спрятать кубик, положить кубик на коробку, на стол и т.д.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения взрослого.

Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручения.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различает неречевые звуки (1 год 6мес).

Материал - набор игрушек: ширма, два бубна, два колокольчика, четыре деревянные ложки.

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, что звучит".

Поведение ребенка: правильно выбирает игрушки по их звучанию.

6.10. Активная речь: cловами, облегченными ( например, "би-би" ) и произнесенными правильно ( машина ), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Материал - четыре предмета ( кукла, зайчик, петушок, котенок ), мешочек или коробка, из которой они вынимаются.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: "Кто это, что это?"

Поведение ребенка: называет предметы правильно, например: заяц, машина, и облегченными словами.

Употребляемые слова

Не пользуется полными простыми словами.

Особенности 1 год 7 мес. - 1 год 9 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал - изображение сюжетных картинок, например: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: "Где...?", "Покажи".

Помощь ребенку: если ребенок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картин и задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины.

Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов.

Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогом "под".

Материал - коробка с крышкой, кубик.

Методика выявления: ребенку предлагают спрятать кубик.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручений.

В. Понимание единственного и множественного числа существительного (1 год 9мес). Материал - картины: стол, столы, машина, машины,мяч,мячи, ложка, ложки, шар, шары.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где стол, а где столы и т.д. Поведение ребенка: из пяти пар показывает правильно три-четыре пары картинок.

Не показывает, а хаотично перебирает картинки.

Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола (1 год 9 мес.).

Материал - картины: кукла моет руки, кукла моется; мальчик катает машину, мальчик катается в машине; девочка одевает, девочка одевается.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где кукла моет, а где моется и т.д.

Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.

Не показывает, не понимает.

Д. Понимание суффиксальных отношений:

Понимание слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9 мес.).

Материал - картинки: машина большая и маленькая, собака большая и маленькая, мяч большой и маленький, чашка большая и маленькая.

Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где машина, а где машинка, где собака, а где собачка.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит

6.9. Cлуховое внимание и фонематический слух: различение речевых звуков (1 год 9 мес.).

Материал - набор игрушек: ширма, две собаки, две кошки, два петуха, две коровы.

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, кто тебя позвал?".

Поведение ребенка: по звукоподражанию находит необходимые игрушки.

6.10. Активная речь.

А. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления: ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, в режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка: во время игры и другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Не сопровождает свои действия двухсловными предложениями.

Полные слова, которые употребляет:

Образцы двухсловных предложений:

Характер аграмматизма в предложении:

Б. Слоговая структура слова.

Употребление двухсложных слов (1 год 9 мес.) типа: "папа, мама, пила, часы".

Употребление односложных слов (1 год 9 меc.) типа: "дом, вот, мяч, там".

В. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки (1 год 9 мес):

Согласные звуки:

Особенности 1 год 10 мес. - 2 года.

6.8. Понимание речи:

А. Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал - специально подготовленный рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого.

Не понимает рассказ, не отвечает на вопросы.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогами "у", "с".

Материал - шарик, скат, коробка с крышкой. Методика выявления: ребенка просят покатить шарик с горки, со стола, положить шарик у коробки.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежные конструкции, не выполняет поручения.

В. Понимание единственного и множественного числа глагола (2 года).

Материал - картины: мальчик строит, дети строят; девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где "строит", а где "строят" и т.д.

Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.

Не показывает, не понимает

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение высоты голоса (2 года). Материал - набор игрушек: ширма, два медведя (большой и маленький), две собаки (большая и маленькая), две кошки (большая и маленькая).

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Тихо - громко".

Поведение ребенка: различает высоту голоса.

6.10. Активная речь.

А. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления: ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым). Поведение ребенка: общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

Не общается со взрослым двух- и трехсловными предложениями.

Образцы трехсловных предложений ребенка:

Характер аграмматизма

Б. Употребление винительного падежа (2 года):

В. Употребление предложного падежа (2 года):

Г. Употребление слов с суффиксом уменьшительности (2 года):

Д. Практическое употребление именительного падежа множественного числа с окончанием "ы", "и" (2 года):

Е. Слоговая структура слова: употребление трехсложных слов без стечения согласных (2 года), типа: машина, малина, собака, молоко.

Ж. Звуковая сторона слова: отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешания звуков.

Гласные звуки (2 года):

Согласные звуки:

Особенности 2 года 1 мес. - 2 года 6 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:

Б. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: понимание предлогов - за", "по", "до", "над" (с 2,6 мес).

Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.

Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения.

В. Понимание единственного и множественного числа прилагательного (2 года 6 мес).

Материал - картины: синий флажок, cиние флажки; красный флажок, красные флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.

Методика выявления: ребенку предлагают найти большой кубик и большие кубики.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.

Г. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола (2 года 6 мес.): беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать.

Поведение ребенка: понимает настоящее и прошедшее время.

Не понимает времен глагола.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес).

Материал - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.

Поведение ребенка: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию.

6.10. Активная речь.

А. Говорит многословными предложениями (более трех слов).

Методика: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.

Поведение ребенка: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов).

Образцы многословных предложений:

Характер аграмматизма в предложении:

Не говорит многословными предложениями.

Б. Практическое употребление родительного падежа (2 года 6 мес.)

В. Практическое употребление дательного падежа (2 года 6 мес.)

Г. Практическое употребление творительного падежа (2 года 6 мес.)

Д. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес.)

Е. Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес.)

Ж. Практическое употребление единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес.)

Появляются вопросы: где? куда? (2 года 1 мес - 2 года 6 мес).

Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка: хотя бы раз задает вопрос "где?" или "куда?".

Не появляются вопросы в речи ребенка.

И. Слоговая структура слова.

Употребление двухсложных слов типа "лимон, батон".

К. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки (2 года 6 мес):

Согласные звуки :

Особенности 2 года 7 мес. - 3 года.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов.

Понимание предлогов - "через", "около", "перед" (3 года).

Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол,стул, горка.

Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения

Поведение ребенка: выполняет поручения.

Не выполняет поручения, не понимает предлоги.

Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.

Материал - картинки: ежи большой и маленький, дома большой и маленький, коты большой и маленький.

Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.

В. Понимание префиксальных отношений.

Понимание глаголов с различными приставками.

Методика выявления: ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает, не выполняют поручения.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию Материал - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.

6.10. Активная речь.

А. Начало употребления сложных придаточных предложений.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.

Поведение ребенка: хотя бы один раз употребляет придаточное предложение.

Образцы сложных придаточных предложений ребенка:

Характер аграмматизма:

Не употребляет сложные придаточные предложения.

Б. Появление вопросов: почему? когда?

Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка: хотя бы раз употребляет вопрос "почему?" или "когда?".

В. Усвоение частей речи:

Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы, стол, стул, горка.

Г. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (3 года).

Материал - тот же, что и в п."В".

Д. Слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (3 года) типа: "вилка, чашка, ложка, зайка, мишка".

Е. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки:

Согласные звуки:

6.11. Мелкая моторика рук - строение:

Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук

Мышечный тонус рук:

Положение кисти рук:

Положение пальцев рук: сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

Согласованность движений рук

Ведущая рука

Материал - изюм и мисочка.

Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в мисочку.

Другие особенности мелкой моторики рук:

Речевое заключение:

Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с данным ребенком:

Подпись логопеда.

Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2001. Альманах №4 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/shema-logopedicheskogo-obsledovanija-rebenka-2 (Дата обращения: 24.03.2018)

alldef.ru

Нормы развития речи ребенка от 1 года до 7 лет (30)

1 год - 1 год 6 месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если  взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года – 4 года.

К уже имевшимся звукам добавляется произношение  твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

 Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 года – 5 лет.

Словарный запас достигает 2000 слов. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение». Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее».В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет – 6 лет.

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений. Звукопроизношение полностью нормализовалось.Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

6 лет – 7 лет.

Овладевает связной речью, способен  составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

 Произношение всех звуков правильное.

Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит  разъяснить смысл некоторых стихов.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов.

Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания  (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.

 

 Если у Вас ребенок нуждается в развитии речи, Вы всегда можете обратиться ко мне, Логопеду Ирина Петровна

sites.google.com

Речевое развитие детей 1,5-2 лет. Статья + сылка на диагностику с логопедом.

Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет

Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе. Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения

Пример:

  1. Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают
  2. «Дети Маугли» — они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.

В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода – накопления словаря, в другой – овладение активной речью. Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте. Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.

Звукопроизношение

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, но все же существует так называемая норма речевого развития:

в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК

в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Ряд твердых согласных заменяется мягкими.

Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).

Словарь

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Грамматический строй речи

Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;

к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;

После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

P.s. С 24 по 28 ноября Елена Барышева специально для читателей сайта «Растем и развиваемся вместе с мамой» проведет бесплатную диагностическую неделю «Как говорит мой малыш». В течение 5 дней мы будем играть с малышами в игры, которые помогут определить уровень:

— понимания речи у ребенка,

— развития артикуляционной и мелкой моторики,

— слухового внимания и сенсорного развития, что является базой для нормального речевого развития.

Также эти игры помогут определить какой активный словарь у вашего малыша, и соответствует ли его звукопроизношение возрастным нормам.

Чтобы провести диагностику речи своего ребенка под руководством опытного логопеда вам необходимо оформить подписку!

это ссылка на он лайн диагностику:

http:/ /deti-burg.ru/wppage/diagnostika-rechi-u-detey (убрать пробел)

www.baby.ru

карта обследования ребенка 2-2,5 лет

Карта логопедического обследования ребенка 2-3 лет.

Д-дополнительно (для 3 лет)

!-обязательно (попробовать, возможно опережающее развитие)

__-не обязательно для 2 лет (только для 3 лет)

Имя, Фамилия ребенка:____________________________________

Возраст:__________________

1.Исследование фонематической стороны речи.

Покажи,

где трава____________

где дрова____________

где крыса____________

где крыша___________

где почка____________

где бочка____________

2.Понимание речи.

Для 2 лет: Покажи,

кого кормит девочка___________

кто кормит мишку____________

чем кормит ___________

с чем мишка ест суп__________

из чего ест_____________

чем ест___________

Для 3 лет: Покажи,

где кошку догоняет мышка__________

где кошка догоняет мышку___________

где на волке лошадь__________

где на лошади волк_____________

чего не бывает____________

3.Словарный запас. Глаголы.

Посмотри на медвежат и покажи,

кто рисует___________

кто красит___________

кто несет___________

кто везет____________

кто моется___________

кто умывается____________

кто стирает____________

4.Словарный запас. Им. существительные. Пассивный запас.

Покажи,

Где волк_________

Где собака___________

Где тигр__________

Где лев____________

Где щетка____________

Где метла___________

Где чашка____________

Где стакан____________

5.Словарный запас. Им. существительные. Активный запас.

Назови что это:

______________(кукла)

______________(кастрюля)

______________(машинка)

______________(мяч)

______________(юбка)

______________(шапка)

______________(сапоги)

______________(стул)

6.Словообразование.

Для 2 лет: Кто как голос подает (звукоподражание)?

Корова-_________

Сова-___________

Свинья-_________

Кошка-__________

Собака-__________

Для 3 лет: (то же, но уже полным словом: ухает, чирикает и т. д.)

Корова-_________

Сова-___________

Свинья-_________

Кошка-__________

Собака-__________

Д !7.Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных.

Покажи,

Где машинки_________

Где машинка__________

Где кубик____________

Где кубики___________

Где кукла____________

Где куклы____________

Где киска___________

Где киски___________

Д ! 8.Грамматика. Единственное и множественное число глаголов.

Покажи на рисунке, про кого (про что) можно сказать:

Лает______________________________

Лают______________________________

Сидят_____________________________

Сидит_____________________________

Гудят______________________________

Гудит_____________________________

Д 9.Грамматика. Винительный падеж, единственное число.

Догадайся, что нарисовал художник.

____________________(дом)

____________________(льва)

____________________(мяч)

____________________(паука)

____________________(лису)

____________________(корову)

____________________(ведро)

Если ребенок не справляется, то просим: Повтори за мной. _____________________________________________________________________

Д 10.Грамматика. Родительный падеж, единственное число имен существительных.

Догадайся, чьи это хвосты.

_____________________(волка)

_____________________(павлина)

_____________________(лисы)

_____________________(льва)

_____________________(петуха)

_____________________(белки)

_____________________(кошки)

Д 11.Грамматика. Дательный падеж, единственное число.

Траву (сено)__________________

Цветок_________________

Зернышки___________________

Косточку___________________

Морковь__________________

Гриб____________________

Д ! 12.Грамматика. Творительный падеж, единственное число.

Скажи, с помощью чего зверята будут выполнять свою работу?

Чем нужно подметать пол___________________

Чем нужно есть суп______________________

Чем нужно резать хлеб______________________

Чем нужно колоть дрова______________________

Чем нужно ловить бабочек_____________________

Чем нужно пилить дрова_________________________

Чем нужно мыть пол___________________________

Чем нужно ловить рыбу_________________________

Д ! 13.Грамматика. Предложный падеж, единственное число.

Где ты видишь камни, где ты их нашел?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д 14.Произношение звуков [к], [г], [х], [в].

Посмотри на картинки и назови предметы (повтори за мной):

_________________(кот)

_________________(кит)

_________________(мак)

_________________(губы)

_________________(нога)

_________________(огонь)

_________________(хомяк)

_________________(петух)

_________________(муха)

_________________(ваза)

_________________(ветка)

_________________(рукава)

Д 15.Произношение звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц].

Посмотри на картинки и назови предметы (повтори за мной):

_________________(собака)

_________________(мясо)

_________________(насос)

_________________(сети)

_________________(гусь)

_________________(василек)

_________________(замок)

_________________(коза)

_________________(корзина)

_________________(цепь)

_________________(птица)

_________________(колодец)

Диагноз:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

studfiles.net

Логопедическое обследование дошкольника (3-4 года)

Логопедическое обследование дошкольника (3-4 года).

  1. Фамилия, имя ребенка________________________________________________

Возраст на момент обследования (количество лет, месяцев) ___________________

  1. Анамнестические данные (со слов матери)

Течение беременности _____________________, роды _______________________,

статистические и динамические функции (начал сидеть ______________________,

держать головку ________________, стоять ______________, ходить ___________.

Заболевания до 2-х лет __________________________________________________,

травмы _______________________________________________________________.

Появление первых слов ___________________, фраз _________________________.

Состояние зрения ________________________, слуха ________________________.

Отрицательное влияние социальной среды _________________________________

______________________________________________________________________,

аппетит ________________________________, сон __________________________.

Особенности поведения дома ____________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

  1. Общее развитие ребенка.

Вывод __________________________________________.

* Знание своих имени и фамилии, адреса, телефона, состава семьи, рода деятельности (профессий) родителей (подчеркнуть то, что ребенок не назвал или назвал частично).

* Игровая деятельность (нужное подчеркнуть):

стойкий интерес к игрушкам, формальный интерес, нестойкий интерес, неспецифические манипуляции с игрушками, стереотипные игры, неадекватные действия, процессуальные действия, ролевая игра.

* Представления о пространственном расположении предметов _______________, основных цветах ____________, формах _________, величине __________________.

Задание. Обвести контуры геометрических фигур линией того же цвета, что и нарисованные в них плоды. Назвать все цвета и геометрические фигуры: большие, маленькие, находящиеся справа, слева, наверху, внизу.

Задание. Ответить на вопросы по содержанию сказок, обозначенных символами (подчеркнуть вопросы, вызвавшие затруднения):

-Какое яйцо снесла Курочка Ряба? Для чего дед и баба пытались его разбить? Почему они плакали? Как ты думаешь: дед и баба – богатые люди? Как ты это докажешь?

-Какая репа выросла у деда? Мог он вытащить ее один? Почему? Кого позвал дед? Кто оказался самым сильным? Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто ее вытянул?

-Для чего бабка положила Колобка на окошко? Зачем он покатился в лес? Почему Колобок не шел, а катился? Кого он встретил в лесу? Для чего Колобок всем пел свои песенки? Зачем лиса попросила Колобка прыгнуть к себе на нос? Кто кого перехитрил?

*Счет _______________________ и счетные операции _________________________.

Задание. Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число. Соединить линией круги с одинаковым количеством предметов.

*Знание названий и характерных особенностей времен года (зимы _________, весны ______________, лета ______________, осени ______________).

Задание. Соединить каждую предметную картинку с изображением определенного времени года. Объяснить свои действия. Перечислить знакомые признаки всех сезонов.

*Состояние мелкой моторики пальцев рук (координация движений ______________,

точность __________________, сила ___________, соотнесение позы с образцом _______,

правая рука ________________, левая ___________).

Задание. Сжать широко расставленные пальцы руки в кулак, затем разжимать по одному, начиная с большого. Соединять поочередно пальцы руки с большим, начиная с мизинца.

  1. Личностные черты (нужное подчеркнуть):

негативизм, немотивированное упрямство, двигательное беспокойство, раздражительность, возбудимость, агрессивность, конфликтность, склонность к аффектам, робость, болезненное фантазирование, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, истощаемость, застреваемость, подчиняемость, обидчивость, впечатлительность, тревожность, ранимость, вялость, моторная неловкость, пассивность, заторможенность, плаксивость, капризность, демонстративность, замкнутость, стремление к одиночеству.

  1. Внимание (объем, концентрация, распределение, переключение).

Вывод ____________________________________.

Задание. Найти и зачеркнуть в каждом круге по два одинаковых изображения.

Задание. Зачеркнуть все клубнички красной линией, после этого все листики зеленой.

Задание. Провести линии от ковриков к нужным заплаткам.

  1. Память (запоминание, сохранение, воспроизведение информации)

Вывод _____________________________________.

Задание. После 20-секундного просмотра повернуться спиной к картинке и назвать – в каком порядке будут падать предметы, если щенок потянет за левый край скатерти __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Интеллектуальное развитие (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция).

Вывод: _____________________________________.

Задание. Провести линию к тому месту (обозначенному кружком), где может находиться каждый объект. Объяснить свои действия.

Задание. Соединить линией пары предметов, подходящих друг к другу. Объяснить свои действия.

Задание. Зачеркнуть одно, не соответствующее другим изображение. Объяснить свои действия.

  1. Артикуляционный аппарат.

Строение (нужное подчеркнуть):

губы (массивные, толстые, расщепление, послеоперационный рубец),

зубы (отсутствие передних резцов, поворот резцов по вертикальной оси),

прикус (мелкий, глубокий, прогнатия, прогения),

твердое небо (узкое, куполообразное, расщелина),

мягкое небо (короткое, расщелина, отсутствие язычка, расщепление язычка),

язык (широкий, массивный, утолщенный, узкий, короткий),

подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая).

Подвижность (подчеркнуть то, что требует коррекции):

губы (вытягивание вперед, оскал, улыбка),

язык (движение вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, распластывание, сжатие, «трубочка», удержание позы, переключение движений, повышенное слюноотделение, тремор, отклонение языка от средней линии),

щеки (надувание, втягивание),

нижняя челюсть (движения вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад),

мягкое небо (резкий подъем – звук «А» на твердой атаке, вялый подъем, отсутствие подъема).

  1. Речевое развитие.

*Общее звучание речи:

голос _____________, высота ___________, сила _____________, темп _____________,

внятность _____________, наличие носового оттенка ____________________________,

интонация _____________, наличие запинок ____________, заикания _______________.

*Звукопроизношение (звуки обозначены в доступной для любого читателя форме).

Задание. Повторить вслед за взрослым, либо назвать самостоятельно предметы, их возможные качества и действия с ними.

*Характеристика воспроизведения звуков (изолированно, в словах, в самостоятельной речи):

-А, У, О, И, Ы, Э _____________________________________________________________

-П, Б, Ф, В, М, Н и их мягкие варианты __________________________________________

-К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ ___________________________________________________________

-Т, ТЬ, Д, ДЬ _________________________________________________________________

-ЛЬ, Й ______________________________________________________________________

-С, СЬ, З, ЗЬ, Ц _______________________________________________________________

-Ш, Ж, Ч, Щ ________________________ Л _______________ Р, РЬ ___________________

*Характеристика дифференциации звуков в произношении (изолированно, в словах, в предложениях):

К-Х. Хомях ходит по кухне. ____________________________________________________

ЛЬ-Й. Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки. _____________________________________________________________________________

СЬ-Ц. Синица заметила гусеницу. ________________________________________________

С-Ш. Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка. Шесть сушек у шести старушек. ____________________________________________________________________

З-Ж. У тети Зои желтый зонт и золотая зажигалка. __________________________________

Ч-Щ. Отвечающий перед товарищами учащийся очень смущался. _____________________

ТЬ-Ч. Ручей течет, течет, никак не вытечет. _______________________________________

Л-Р, ЛЬ-РЬ. Балерина уронила лекарство около зеркала. Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло. ____________________________________________________________

*Фонематический слух

Вывод ____________________________________________

Задание. Обвести картинку столько раз, сколько она будет названа правильно (при произнесении взрослым искаженных слов сохранять правильное ударение).

Гйуфа, груфа, глуса, гйуша, груша, глюса _________________________________________

Фапка, хапка, сяпка, шапка, сапка ________________________________________________

йасладуська, раскйадушка, раскладуска, раскладушка, ласкрадушка, рас­кладушка _____________________________________________________

Задание. Внимательно послушать, что произносит говорящий попугай Петруша, и повторить вслед за ним:

ауио _____________, оуиа _______________, па-ба ____________, та-да-та ____________, га-ка-га ________________, ма-мя ___________, ны-ни-ны _____________, ви-вы-ви _____________, пух-мех-мох _________________, кот-кит-ток _______________________,

дом-дам-дым ________________________________, бак-бык-бок _____________________,

копка-кепка-папка ________________________________________.

Задание. Соединить картинки, названия которых звучат похоже (лук, жук, мышка, мишка, дом, ком, бинт, винт).

*Слоговая структура

Вывод __________________________________________

Задание. Назвать самостоятельно или повторить вслед за взрослым слова:

Мотоциклист ____________________________, грузовик ____________________________,

Велосипедист ____________________________, светофор ___________________________,

Перекресток ________________________, автобусная остановка ______________________.

*Лексика (запас существительных, прилагательных, глаголов)

Вывод __________________________________________

Задание. Соединить линией изображение каждого предмета с определенной «полкой». Указать соответствующее обобщение (мебель, игрушки, продукты и пр.). Перечислить признаки и действия, характерные для каждого предмета.

Задание. Объяснить, подробно рассказать Незнайке, что такое:

гроза ________________________________________________________________,

пылесос ______________________________________________________________,

аквариум _____________________________________________________________,

винегрет _____________________________________________________________,

венок ________________________________________________________________,

корни ________________________________________________________________,

скворечник ___________________________________________________________,

тротуар _______________________________________________________________.

Задание. Назвать как можно больше признаков (цвет, форма, величина, материал, вкус и пр.) изображенных объектов, а также действий, которые можно с ним производить.

Задание. Рассказать об особенностях изображенных на картинке животных (части тела, чем питается, какую пользу приносит, где живет, название детеныша и пр.), а также о том, какие действия они могут производить. (Отметить на картинке животное, знания о котором требуют пополнения.)

Задание. На картинке нарисован говорящий Кот-Все Наоборот. Ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Нет, маленький!», скажешь: «Хорошая кошка», отвечает: «Нет, плохая!». Что ответит Кот, если ему сказать:

«Толстое дерево» ____________________________________________________________,

«Тяжелая сумка» _____________________________________________________________,

«Сильный зверь» _____________________________________________________________,

«Высокая башня» _____________________________________________________________,

«Жидкий суп»________________________________________________________________,

«Короткая лента» ____________________________________________________________,

«Грязная посуда» _____________________________________________________________,

«Острый нож» _______________________________________________________________,

«Паук спускается» ____________________________________________________________,

«Бабочка улетела» ____________________________________________________________,

«Ежик подошел» _____________________________________________________________,

«Ленивый мальчик» __________________________________________________________,

«Глубокая речка» ____________________________________________________________.

Задание. Соединить линией сделанные из одного материала предметы и назвать признак каждого (деревянный, бумажный и пр.).

Задание. Назвать профессию и род занятий каждого человека, изображенного на картинке. Показать стрелкой и рассказать, кому какие предметы понадобятся в работе.

*Грамматический строй.

Вывод _____________________________________________

А. Употребление падежных конструкций

Задание. Рассмотреть картинку с изображением фермы и ответить на вопросы:

Кого любит Петя? (Винительный падеж) ________________________________________

Кому Петя дает корм? (Дательный падеж) _______________________________________

У кого есть рога (вымя, копыта, пятачок и пр.)? (Родительный падеж) ______________

О ком Петя заботится? (Предложный падеж) _____________________________________

За кем Петя ухаживает? (Творительный падеж) ___________________________________ Задание. Перечислить – чего много у инопланетянина? (Родительный падеж множественного числа).

У инопланетянина много (записать примеры аграмматизмов) _________________________

Чего много в лесу?

В лесу много (записать примеры аграмматизмов) __________________________________

Б. Использование предлогов.

Задание. Рассмотреть две картинки и ответить на вопросы, поставленные в стихотворении:

Вот машина. Что За домом,

Кто В машине, Перед домом,

Что Под ней В доме,

И что Над ней? У его дверей?

Затем сказать: где (по отношению к дому и машине) находится каждая из игрушек?

Вывод: В __________, НА____________, ПОД_____________, ПЕРЕД___________,ЗА___________, У__________, ОКОЛО_____________, МЕЖДУ_________, НАД______.

Задание. Рассмотреть животных у елки и объяснить: куда или откуда может двигаться каждый из них? (Предлоги движения.)

Вывод: К________, ОТ_________, ИЗ-ПОД_________, ИЗ-ЗА___________, ИЗ________,

С_____________, ЧЕРЕЗ______________.

В. Согласование различных частей речи.

ВЫВОД_________________________________\

Задание. Рассмотреть двух красивых коней из сказки Б.Ершова «Конек-Горбунок» и ответить на вопросы:

К кому подошел Иванушка? (К двум красивым коням.)____________________________

Кого он накормил? ____________________________________________________________

За кем охотились братья Иванушки? _____________________________________________

О ком горевали братья? ________________________________________________________

__________________________________________

Д.Построение фраз.

ВЫВОД ____________________________________

Задание. Подробно рассказать о том, что могут делать дети с предметами, изображенными на картинке.

*Связная речь

ВЫВОД ___________________________________

Задание. Проанализировать ситуацию, изображенную на сюжетных картинках и подробно рассказать: что случилось с находчивым цыпленком? ______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопедическое обследование дошкольника (5-6 лет).

  1. Фамилия, имя ребенка________________________________________________

Возраст на момент обследования (количество лет, месяцев) ___________________

  1. Анамнестические данные (со слов матери)

Течение беременности _____________________, роды _______________________,

статистические и динамические функции (начал сидеть ______________________,

держать головку ________________, стоять ______________, ходить ___________.

Заболевания до 2-х лет __________________________________________________,

травмы _______________________________________________________________.

Появление первых слов ___________________, фраз _________________________.

Состояние зрения ________________________, слуха ________________________.

Отрицательное влияние социальной среды _________________________________

______________________________________________________________________,

аппетит ________________________________, сон __________________________.

Особенности поведения дома ____________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

  1. Общее развитие ребенка.

Вывод __________________________________________.

* Знание своих имени и фамилии, адреса, телефона, состава семьи, рода деятельности (профессий) родителей (подчеркнуть то, что ребенок не назвал или назвал частично).

* Игровая деятельность (нужное подчеркнуть):

стойкий интерес к игрушкам, формальный интерес, нестойкий интерес, неспецифические манипуляции с игрушками, стереотипные игры, неадекватные действия, процессуальные действия, ролевая игра.

* Представления о пространственном расположении предметов _______________, основных цветах ____________, формах _________, величине __________________.

Задание. На верхней нитке нарисовать «бусинки» в следующей последовательности (слева направо): маленький зеленый круг, большой синий квадрат, маленький красный треугольник. Сделать набор повторяющимся.

На нижней нитке: большой красный круг, маленький зеленый овал, большой желтый квадрат, маленький синий треугольник. Назвать все цвета и геометрические фигуры: большие, маленькие, находящиеся справа, слева, наверху, внизу.

* Знание содержания известных сказок («Курочка Ряба» ____________, «Колобок» _____________, «Репка» ______________).

Задание. Ответить на вопросы по содержанию сказок, обозначенных символами (подчеркнуть вопросы, вызвавшие затруднения):

-Какое яйцо снесла Курочка Ряба? Для чего дед и баба пытались его разбить? Почему они плакали? Как ты думаешь: дед и баба – богатые люди? Как ты это докажешь?

-Какая репа выросла у деда? Мог он вытащить ее один? Почему? Кого позвал дед? Кто оказался самым сильным? Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто ее вытянул?

-Для чего бабка положила Колобка на окошко? Зачем он покатился в лес? Почему Колобок не шел, а катился? Кого он встретил в лесу? Для чего Колобок всем пел свои песенки? Зачем лиса попросила Колобка прыгнуть к себе на нос? Кто кого перехитрил?

*Счет _______________________ и счетные операции _________________________.

Задание. Сосчитать количество точек в каждом квадрате и назвать итоговое число.

Для левого столбца: в каждом пустом квадрате сделать количество точек больше на одну, чем в соседнем.

Для правого столбца: в каждом пустом квадрате сделать количество точек на одну меньше, чем в соседнем.

**Знание названий и характерных особенностей времен года (зимы _________, весны ______________, лета ______________, осени ______________).

Задание. Дорисовать изображение дерева в соответствии с особенностями каждого времени года. Назвать сезоны, их последовательность и характерные признаки.

Состояние мелкой моторики пальцев рук (координация движений ______________,

точность __________________, сила ___________, соотнесение позы с образцом _______,

правая рука ________________, левая ___________).

Задание. Сжать широко расставленные пальцы руки в кулак, затем разжимать по одному, начиная с большого. Соединять поочередно пальцы руки с большим, начиная с мизинца.

4. Личностные черты (нужное подчеркнуть):

негативизм, немотивированное упрямство, двигательное беспокойство, раздражительность, возбудимость, агрессивность, конфликтность, склонность к аффектам, робость, болезненное фантазирование, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, истощаемость, застреваемость, подчиняемость, обидчивость, впечатлительность, тревожность, ранимость, вялость, моторная неловкость, пассивность, заторможенность, плаксивость, капризность, демонстративность, замкнутость, стремление к одиночеству.

5. Внимание (объем, концентрация, распределение, переключение).

Вывод ____________________________________.

Задание. Найти и зачеркнуть в каждом круге по три одинаковых изображения.

Задание. Зачеркнуть одной линией все круги, крест-накрест – квадраты и обвести треугольники.

Задание. Провести линии от ковриков к нужным заплаткам.

  1. Память (запоминание, сохранение, воспроизведение информации)

Вывод _____________________________________.

Задание. После 20-секундного просмотра повернуться спиной к картинке и назвать – в каком порядке будут падать предметы, если щенок потянет за правый край скатерти __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Интеллектуальное развитие (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция).

Вывод: _____________________________________.

Задание. Провести линию от каждого животного к его сказочному домику. Объяснить свои действия.

Задание. Соединить линией пары предметов, подходящих друг к другу. Объяснить свои действия.

Задание. Зачеркнуть «лишнюю» фигуру или предмет. Объяснить свои действия.

Задание. Ответить на вопросы:

-Что нужно сделать маме, чтобы сварить картошку? ____________________________

_________________________________________________________________________

-Чем кирпичный дом лучше деревянного?_____________________________________

_________________________________________________________________________

-Чем птица отличается от самолета?__________________________________________

_________________________________________________________________________

-Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах? ______________________

__________________________________________________________________________

  1. Артикуляционный аппарат.

Строение (нужное подчеркнуть):

губы (массивные, толстые, расщепление, послеоперационный рубец),

зубы (отсутствие передних резцов, поворот резцов по вертикальной оси),

прикус (мелкий, глубокий, прогнатия, прогения),

твердое небо (узкое, куполообразное, расщелина),

мягкое небо (короткое, расщелина, отсутствие язычка, расщепление язычка),

язык (широкий, массивный, утолщенный, узкий, короткий),

подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая).

Подвижность (подчеркнуть то, что требует коррекции):

губы (вытягивание вперед, оскал, улыбка),

язык (движение вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, распластывание, сжатие, «трубочка», удержание позы, переключение движений, повышенное слюноотделение, тремор, отклонение языка от средней линии),

щеки (надувание, втягивание),

нижняя челюсть (движения вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад),

мягкое небо (резкий подъем – звук «А» на твердой атаке, вялый подъем, отсутствие подъема).

  1. Речевое развитие.

*Общее звучание речи:

голос _____________, высота ___________, сила _____________, темп _____________,

внятность _____________, наличие носового оттенка ____________________________,

интонация _____________, наличие запинок ____________, заикания _______________.

*Звукопроизношение (звуки обозначены в доступной для любого читателя форме).

Задание. Повторить вслед за взрослым, либо назвать самостоятельно предметы, их возможные качества и действия с ними.

*Характеристика воспроизведения звуков (изолированно, в словах, в самостоятельной речи):

-А, У, О, И, Ы, Э _____________________________________________________________

-П, Б, Ф, В, М, Н и их мягкие варианты __________________________________________

-К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ ___________________________________________________________

-Т, ТЬ, Д, ДЬ _________________________________________________________________

-ЛЬ, Й ______________________________________________________________________

-С, СЬ, З, ЗЬ, Ц _______________________________________________________________

-Ш, Ж, Ч, Щ ________________________ Л _______________ Р, РЬ ___________________

*Характеристика дифференциации звуков в произношении (изолированно, в словах, в предложениях):

К-Х. Хомях ходит по кухне. ____________________________________________________

ЛЬ-Й. Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки. _____________________________________________________________________________

СЬ-Ц. Синица заметила гусеницу. ________________________________________________

С-Ш. Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка. Шесть сушек у шести старушек. ____________________________________________________________________

З-Ж. У тети Зои желтый зонт и золотая зажигалка. __________________________________

Ч-Щ. Отвечающий перед товарищами учащийся очень смущался. _____________________

ТЬ-Ч. Ручей течет, течет, никак не вытечет. _______________________________________

Л-Р, ЛЬ-РЬ. Балерина уронила лекарство около зеркала. Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло. ____________________________________________________________

*Фонематический слух

Вывод ____________________________________________

Задание. Обвести картинку столько раз, сколько она будет названа правильно (при произнесении взрослым искаженных слов сохранять правильное ударение).

Суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка _________________________________

Йаскладуська, раскйадушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадушка, раскладушка ______

_____________________________________________________________________________

Задание. Внимательно послушать, что произносит говорящий попугай Петруша, и повторить вслед за ним:

ауио _____________, оуиа _______________, па-ба ____________, та-да-та ____________, га-ка-га ________________, ма-мя ___________, ны-ни-ны _____________, ви-вы-ви _____________, пух-мех-мох _________________, кот-кит-ток _______________________,

дом-дам-дым ________________________________, бак-бык-бок _____________________,

копка-кепка-папка ________________________________________.

Задание. Соединить картинки, названия которых звучат похоже (лук, жук, мышка, мишка, дом, ком, бинт, винт).

*Слоговая структура

Вывод __________________________________________

Задание. Назвать самостоятельно или повторить вслед за взрослым слова:

Мотоциклист ____________________________, грузовик ____________________________,

Велосипедист ____________________________, светофор ___________________________,

Перекресток ________________________, автобусная остановка ______________________.

*Лексика (запас существительных, прилагательных, глаголов)

Вывод __________________________________________

Задание. Указать, к каким трем обобщениям можно отнести объекты, изображенные в рамке. Назвать для каждого объекта характерные признаки и действия. Дополнительно подобрать не менее 5 слов к каждому обобщению.

Задание. Объяснить, подробно рассказать Незнайке, что такое:

гроза ________________________________________________________________,

пылесос ______________________________________________________________,

аквариум _____________________________________________________________,

винегрет _____________________________________________________________,

венок ________________________________________________________________,

корни ________________________________________________________________,

скворечник ___________________________________________________________,

тротуар _______________________________________________________________.

Задание. Назвать как можно больше признаков (цвет, форма, величина, материал, вкус и пр.) изображенных объектов, а также действий, которые можно с ним производить.

Задание. Рассказать об особенностях изображенных на картинке животных (части тела, чем питается, какую пользу приносит, где живет, название детеныша и пр.), а также о том, какие действия они могут производить. (Отметить на картинке животное, знания о котором требуют пополнения.)

Задание. На картинке нарисован говорящий Кот-Все Наоборот. Ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Нет, маленький!», скажешь: «Хорошая кошка», отвечает: «Нет, плохая!». Что ответит Кот, если ему сказать:

«Толстое дерево» ____________________________________________________________,

«Тяжелая сумка» _____________________________________________________________,

«Сильный зверь» _____________________________________________________________,

«Высокая башня» _____________________________________________________________,

«Жидкий суп»________________________________________________________________,

«Короткая лента» ____________________________________________________________,

«Грязная посуда» _____________________________________________________________,

«Острый нож» _______________________________________________________________,

«Паук спускается» ____________________________________________________________,

«Бабочка улетела» ____________________________________________________________,

«Ежик подошел» _____________________________________________________________,

«Ленивый мальчик» __________________________________________________________,

«Глубокая речка» ____________________________________________________________.

Задание. Соединить линией сделанные из одного материала предметы и назвать признак каждого (деревянный, бумажный и пр.).

Задание. Назвать профессию и род занятий каждого человека, изображенного на картинке. Показать стрелкой и рассказать, кому какие предметы понадобятся в работе.

*Грамматический строй.

Вывод _____________________________________________

А. Употребление падежных конструкций

Задание. Рассмотреть картинку с изображением фермы и ответить на вопросы:

Кого любит Петя? (Винительный падеж) ________________________________________

Кому Петя дает корм? (Дательный падеж) _______________________________________

У кого есть рога (вымя, копыта, пятачок и пр.)? (Родительный падеж) ______________

О ком Петя заботится? (Предложный падеж) _____________________________________

За кем Петя ухаживает? (Творительный падеж) ___________________________________

Задание. Перечислить – чего много у инопланетянина? (Родительный падеж множественного числа).

У инопланетянина много (записать примеры аграмматизмов) _________________________

Чего много в лесу?

В лесу много (записать примеры аграмматизмов) __________________________________

Б. Использование предлогов.

Задание. Рассмотреть две картинки и ответить на вопросы, поставленные в стихотворении:

Вот машина. Что За домом,

Кто В машине, Перед домом,

Что Под ней В доме,

И что Над ней? У его дверей?

Затем сказать: где (по отношению к дому и машине) находится каждая из игрушек?

Вывод: В __________, НА____________, ПОД_____________, ПЕРЕД___________,ЗА___________, У__________, ОКОЛО_____________, МЕЖДУ_________, НАД______.

Задание. Рассмотреть животных у елки и объяснить: куда или откуда может двигаться каждый из них? (Предлоги движения.)

Вывод: К________, ОТ_________, ИЗ-ПОД_________, ИЗ-ЗА___________, ИЗ________,

С_____________, ЧЕРЕЗ______________.

В. Согласование различных частей речи.

ВЫВОД_________________________________\

Задание. Рассмотреть двух красивых коней из сказки Б.Ершова «Конек-Горбунок» и ответить на вопросы:

К кому подошел Иванушка? (К двум красивым коням.)____________________________

Кого он накормил? ____________________________________________________________

За кем охотились братья Иванушки? _____________________________________________

О ком горевали братья? ________________________________________________________

Д.Построение фраз.

ВЫВОД ____________________________________

Задание. Закончить высказывание, объяснив названное событие.

Собака грозно рычала, потому что ______________________________________________

У мальчика потекла кровь из пальца, потому что __________________________________

Машина резко затормозила, потому что ___________________________________________

Учительница засмеялась, потому что ____________________________________________

*Связная речь

ВЫВОД ___________________________________

Задание. Проанализировать ситуацию, изображенную на сюжетных картинках и подробно рассказать: что случилось с

догадливой белочкой? ______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

refdb.ru


Смотрите также