Детский плач. Как понять, почему плачет новорожденный? Памятка для мамы. Ребенок 6 месяцев плачет без причины


Если малыш плачет без причины - Алевтина Луговская

(12 голосов: 3.67 из 5)

Ваш ребенок часто плачет, а вы не видите для этого никаких причин. Поверьте, такого не бывает. Причина для слез всегда есть. О том, почему малыш может плакать, как выяснить причину, как предотвратить слезливость, вы и узнаете из замечательной книги практикующего детского психиатра Алевтины Луговской. Воспользовавшись ее советами и рекомендациями, вы не только измените характер малыша, но и узнаете, как стать ему и мамой, и настоящим другом.

Глава 1. Почему малыш плачет?

Давайте для начала, дорогие родители, разберемся, что же такое детский плач и чем он может быть вызван. Выяснить это важно, потому что только зная корни слез, можно устранить и то и другое. И еще хочу сказать, что неверно думают родители, которые, не поняв, почему дитя бесконечно льет слезы, считают тем самым плач беспричинным. Поверьте, такого не бывает.

Плач – сигнал, рефлекторно возникающий у грудных детей из-за чувства голода, жажды, желания спать и позывов к естественным оправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве, доходящем до степени аффекта: остром беспокойстве и страхе, печали и тоске, раздражении и возбуждении.

Разнообразные функции плача – каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал, плач-разрядка – составляют сложную психологическую структуру, то есть своеобразный язык.

Для постороннего слуха детский плач – неприятный раздражитель. Мама всегда умеет уловить в нем нотки, указывающие, чего хочет ее малыш. Если взрослые пытаются использовать любые средства, чтобы прекратить детский плач, они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ним, но и воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Однако есть дети, которые плачут явно больше других. Они проливают слезы по каждому поводу: сочувствуя любимым персонажам сказки или увидев мертвую бабочку, слыша крики и громкие голоса, испытав физическую боль или вступая с кем-то в конфликт.

Плач является сильным психическим переживанием, своего рода эмоциональной встряской, возникающей на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности.

Он может быть следствием разрядки напряжения, подобно переполненной грозовой туче, из которой проливается дождь. Облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

Иногда плач говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Часто он возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую проблему. У эмоционально безучастных родителей плач малыша в этом случае достигает градации крика отчаяния, как бы призывая их быть более отзывчивыми к нему. Он таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать свои желания.

Многие родители жалуются на неспокойное поведение детей: капризы, раздражительность, слезы из-за каждого пустяка, переходящие в истерики, когда ребенок падает на пол, начинает биться ногами или руками. Надо постараться выяснить причину такого поведения и попытаться ее устранить.

Особенно часто у матери вызывает тревогу ничем не объяснимый крик грудного младенца. В таких случаях, если вы убедились, что видимой причины для беспокойства нет, и врач, осмотрев его, сделал заключение, что он здоров, не следует по каждому его крику подбегать к нему, брать на руки и ублажать, невовремя кормить, только чтобы успокоить. Иначе грудничок привыкнет к тому, что криком он может добиться всего, чего хочет. Неправильные приемы успокоят его только на короткое время.

Начнем с того, что плачем в первые годы своей жизни малыш выражает естественные потребности, то есть хочет есть, пить, справить нужду или ему неуютно в мокрой одежде. Ребенок еще не умеет говорить и выражает все свои желания через плач, привлекая этим самым внимание родителей.

Позже, когда малыш научится произносить свои первые слова и, казалось бы, уже должен ими выражать свои желания, он все равно плачет и капризничает, если чего-то хочет. Это происходит рефлекторно, потому что в подсознании заложена информация о таком способе исполнения желаний.

Нервная раздражительность часто возникает у него в том случае, если он неотступно требует невозможного. Порой предмет этот ему совсем не нужен, просто криком и слезами он привык добиваться своего.

Возможна и ситуация, что уже в раннем возрасте ребенок приучен быть спокойным и веселым лишь в присутствии взрослых. Он чувствует себя комфортно лишь тогда, когда рядом кто-то находится, на него обращают внимание. А это нежелательно, так как чревато неприятными последствиями.

Если малыш не находит себе занятия и испытывает потребность в непосредственном контакте с родителями, он может выразить свое желание, чтобы привлечь внимание взрослых, слезами, хныканьем, жалобами на различные несчастья и таким образом достичь своей цели. Если он совсем маленький, его возьмут на руки и попытаются успокоить, то есть проявят какое-то внимание.

Общение очень много значит для малыша. Правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Но не стоит и потакать и исполнять все прихоти: давать все, что ни попросит, постоянно брать на руки и неотступно находиться рядом, отбросив все дела и заботы.

Примерно на шестой неделе жизни, часто при наступлении вечера, малыш начинает плакать, корчиться, проявлять признаки болезни. В то же время он чистый, выпил достаточно воды, ему не жарко… Это состояние называется «вечерним беспокойством». Не пугайтесь. Такое часто бывает, но проходит, так как соответствует фазе беспокойного пробуждения, которая исчезает к третьему месяцу жизни. У него нет другого способа разрядить напряжение, накопленное за день, и он разряжается таким вот способом. Считайте, что это – трудности приспособления новорожденного к ритмам дня и ночи.

Когда у малыша начинают резаться зубки, он становится очень раздражительным и плаксивым. Зубки – очень болезненный процесс: десны набухают, чешутся и болят, сильно бежит слюна, у него поднимается температура.

Плач может являться и следствием эмоционального расстройства, когда малыш боится или не в состоянии выразить вслух свои чувства и желания. Такое возможно при контакте с чужими, незнакомыми ему людьми. Часто на улице или в транспорте мы слышим такие выражения: «Прекрати верещать, а то отдам тебя дяде!» или « Будешь тетю ножками пинать, она заберет тебя с собой!»

Обычно такие угрозы дают отрицательный результат. Но есть дети с очень чувствительной и ранимой психикой, на них подобные предупреждения производят очень сильное впечатление, вызывают страх. А слова «Давайте, давайте, я ее к себе заберу!» могут вызвать панический ужас от перспективы провести всю жизнь в обществе чужих людей. Ведь малыш принимает все сказанное за чистую монету.

Такие угрозы развивают у детей стойкое неприятие посторонних людей, и в дальнейшем ведь свободно и непринужденно они чувствуют себя лишь в знакомой обстановке, в кругу близких и родственников.

Если малышу холодно или жарко, а он не знает, как об этом сказать, он, естественно, начинает плакать. Так же он выражает свои эмоции, когда оправится в штанишки. Конечно, кому понравится ходить в мокрой одежде! И малыш громким криком призывает исправить досадные недоразумения.

Раздражительность, слезы и капризы иногда являются следствием перегрузки впечатлениями, когда вы ведете его по магазинам, в гости, гуляете в парке, идете в зоопарк или катаетесь на каруселях, где много народа и шума. Малыши по-разному реагируют на шумы и большое скопление людей: кто-то быстро привыкает, а кто-то очень боится и даже может в результате заболеть.

Малыш не хочет ложиться спать, поэтому начинает капризничать и плакать. Всей вашей нежности может оказаться недостаточно при нежелании ребенка ложиться спать, его плач наполняет все уголки дома. Для разрешения этой ситуации потребуется много терпения. К такому плачу следует относиться, как к процессу постепенного перевоспитания, вроде отвыкания от вредной привычки.

Детям, как и взрослым, тоже снятся сны. Но так как ребенок не может пока найти объяснения многим предметам и явлениям, они, естественно, его пугают. Как известно, нам чаще всего снятся сны, связанные с предыдущими событиями. И если ему приснилось что-то незнакомое, непонятное, это вызывает его страх и – как следствие – слезы. Другими словами, малышу приснился кошмар.

Он может расплакаться не только из-за страшного сна. В мире существует очень много такого, чего ребенок еще не знает и не может объяснить, отсюда и сильный испуг, и малыш начинает плакать вплоть до истерики и болезненных спазмов.

Когда ребенок заболевает и не может объяснить, что у него болит, он начинает плакать от боли, капризничать, отказывается есть, беспокойно спит.

В первые годы жизни он находится под постоянным наблюдением участкового врача. Очень важно, чтобы он не боялся его посещения. Обычно дети связывают белый халат с болью, уколами, неприятным ощущением, когда его слушают или смотрят горлышко, и начинают плакать, вплоть до истерики, упираются, дерутся, не дают врачу сделать осмотр, отталкивают его руки.

Плач – естественная реакция, если малыш упал или ударился. Конечно, ему же больно. Дети вообще очень серьезно воспринимают свои неудачи. Даже если он несильно ударился, все равно сделает из этого целую трагедию, ведь ему важно, чтобы на него обратили внимание, посочувствовали и пожалели.

Иногда дети не хотят надевать то, что им предлагают родители, – и опять капризы, слезы и прочие действия вплоть до раскидывания одежды.

Не все ребятишки быстро привыкают к садику. Иногда для их адаптации к новой обстановке и привыканию к другим детишкам необходимо приложить очень много усилий и терпения. Ведь ребенок считал естественным, что с ним всегда должна быть мама. Попадая в незнакомую обстановку и теряя из вида родителей, малыш пугается и начинает искать их, выражая свое недовольство плачем.

Он может плакать, если его обидели другие дети. Например, его толкнули, не поделили игрушку, отобрали книжку с интересными картинками…

Плачем он выражает недовольство, когда у него что-нибудь не получается. Например, ребенок попытался самостоятельно, но безуспешно надеть носочки. Носочек переворачивается, ножка никак не хочет в него попадать. Малыш начинает нервничать и плакать, как бы привлекая внимание взрослых, чтобы ему помогли.

В первые годы детишки сильно потеют, оправляются на пеленки или в ползунки. Все это отрицательно сказывается на состоянии их кожи. Поэтому очень важно регулярно купать их. Но не все любят водные процедуры и выражают свое недовольство криками и плачем, устраивают «концерты», привлекая внимание не только родных и близких, но даже и соседей, которые с недоумением прислушиваются к громким крикам за стенкой и мучительно гадают, что же такого делают с ребенком, раз он так надрывно плачет.

Слезы могут быть результатом наказания. Они вообще очень влияют на психическое развитие ребенка. Он может замкнуться, озлобиться, так как видит связи между своим поведением и наказанием, оценивая его только как насилие со стороны взрослых.

Особенно обидным кажется малышу наказание без причины, когда он совсем не виноват. Например, на прогулке кто-то толкнул его в грязь, естественно, он испачкался, испугался и расплакался. Придя домой, он ищет сочувствия у мамы, а она начинает на него кричать, потому что ей опять придется стирать. Она ведь не разобралась в ситуации, не расспросила его о том, как это произошло. В результате дитя, зареванное и обиженное, стоит в углу, отбывая наказание.

Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо воспринимает замечания, советы, приказы, значит, воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказывать его, плачущего, так как он легко может забыть, за что был наказан, да и само состояние плача по своей сути является наказанием для него.

Существует расхожее мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоционального состояния у малышей до пяти лет относительно невелика, но сила эмоций не уступает, а порой даже превосходит аналогичное состояние у взрослых.

Горе ребенка по поводу пропажи любимого котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкого человека. И отмахнуться от него в такой ситуации просто нельзя, даже если он забудет об этом через две недели. А страх быть брошенным в раздевалке детского садика? Взрослым кажется, что 15 минут ничего не изменят, и они ошибаются.

Переживания и эмоции требуют больших силовых затрат, поэтому не перенасыщайте день малыша комплексом событий, пусть даже и приятных. Это может вызвать неожиданную рвоту, капризы, слезливость и расстройство сна.

Глава 2. Что делать родителям?

Нельзя вообще не обращать внимания на плач сынишки или дочки. Этим можно нанести непоправимый урон доверию к взрослым. Когда плач носит явный характер истерики, самое лучшее – не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем следует разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Прежде всего малыш плачет, выражая естественные потребности. Это очень легко выяснить, предложив ему поесть или попить. Он плачем сообщает, что у него мокрая пеленка или одежда. Проверьте и смените их. Ребенок постарше, возможно, так просится на горшок. Действовать в такой ситуации проще простого: посадите его на горшок и побудьте с ним, отвлеките разговором или покажите игрушку.

Он может расплакаться, если ему жарко или, наоборот, холодно. Это вы определите по состоянию его кожи: кожа будет мокрой, потной, если ему жарко, и прохладной, пупырышками (гусиная кожа) – если малыш замерз. Выяснив причину, постарайтесь ее устранить. Вообще, детишкам очень нежелательно перегреваться, это для них страшнее холода. Не делайте из него неженку, не закутывайте его, превращая в капусту, это быстрее приведет к заболеваниям.

Плаксивость и капризы чаще всего являются следствием болезни. Он может раскричаться потому, что у него болит животик, отсутствует стул больше положенного времени. Для устранения дискомфорта используйте легкий массаж живота. Массаж выполняется по часовой стрелке, поглаживающими движениями. Следите, чтобы ваши руки были теплыми, используйте детский крем для лучшего скольжения рук по его телу.

Если эффект отсутствует, выведите газы. Для этого положите малыша на левый бочок и сгибайте его ножки, прижимая их к животику. Можно использовать другой метод – вставить газоотводную трубочку. Последним средством, если отсутствует положительный результат, является клизма. Положите малыша на левый бок и сделайте клизмочку теплой кипяченой водой.

При проявлении какого-то серьезного заболевания ни в коем случае не занимайтесь самолечением, ведь вы не знаете, чем болен ребенок. Вызовите участкового врача на дом. Первыми симптомами болезни, как правило, являются вялость, сонливость, отказ от еды. Обратите внимание на состояние кожных покровов, посмотрите горлышко, проверьте стул. Обязательно измерьте температуру тела.

Как известно, когда ребенок болен, у него снижается аппетит, поэтому не пичкайте его через силу, не давайте еды как можно больше. Еще один важный момент: даже если малыш болен, не удерживайте его насильно в постели. Поскольку постоянное пребывание в постели сопровождается плачем в связи с нежеланием лежать, знайте, что энергии на слезы малыш затратит не меньше, чем на ходьбу.

Оденьте его соответственно температурному режиму, но ни в коем случае не половину гардероба – перегрев очень опасен для детей, особенно когда они больны.

Нередко случается, что и после выздоровления сохраняется нервозное и плаксивое состояние. Наберитесь терпения. Не отвечаете ему своими раздражением и криками, а в первую очередь позаботьтесь о строгом соблюдении установленного режима в соответствии с состоянием и возрастом ребенка: вовремя укладывайте его спать, правильно кормите и почаще бывайте на свежем воздухе. Уделите своему ребенку как можно больше заботы и ласки, ведь даже взрослый человек, когда болен, требует к себе повышенного внимания. Постарайтесь отвлечь его от последствий, к которым привела болезнь (слабость, неуравновешенность), не нарушайте привычный режим, это может только навредить.

Ребенок плачет, капризничает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необходимо поговорить с ним, объяснить, почему вы идете в поликлинику и как будет проходить этот визит. Отношения ребенка и врача складываются через родителей, ведь это они приводят его на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания. Поэтому очень важно объяснить ему, что в таком визите нет ничего страшного, что ему не сделают там больно. Ни в коем случае нельзя ребенка пугать уколами и больницей. Представьте себе, что вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.

Ребенок капризничает, плачет, не хочет укладываться спать. Конечно, ведь с первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться, оставлять игрушки и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или просто поговорить о прошедшем дне.

Это позволит малышу спокойно завершить свой день. Расспросите его о том, что интересного произошло, поделитесь с ним своими делами, но сделайте это так, чтобы ему было понятно. Его любимая игрушка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться. Ведь дети очень любят спать с игрушками. В этот момент вы должны уделить малышу максимум внимания и ласки, так как это очень важно для него и для вас и способствует укреплению ваших отношений.

Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним немножко, постарайтесь настроить его на сон.

Чтобы приучить малыша добровольно укладываться спать, первым делом необходимо успокоить его. Пусть он поплачет несколько минут, затем подойдите и приласкайте его. Постепенно увеличивайте разрыв времени перед приходом к нему, когда он начинает плакать. Со временем он поймет, что его не покинули, когда он спит, любящие родители рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы всегда с ним. Так он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.

Если малыш отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «покормите» ее, чередуя – одну ложку кукле, другую – ему. Есть еще один общеизвестный способ – это съедать по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку…

Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей. Напомните ему, как он болел в последнее время, и постарайтесь убедить, что если он будет купаться, никогда не заболеет.

Используйте самые различные игрушки, которые можно мыть. Сейчас существует множество заводных водоплавающих игрушек, способных отвлечь его при купании. Попускайте вместе мыльные пузыри. Самое главное – вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставляйте малыша одного в ванной, потому что он не только может захлебнуться, но и очень напугаться воды.

Иногда нежелание купаться связано с попаданием мыла или шампуня в глаза. У него сохраняются неприятные ощущения, поэтому он начинает плакать. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.

Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.

Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете на улицу, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло оденетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно скажется на ваших дальнейших отношениях.

Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Помогите ему это сделать, но не кричите на него, и уж тем более не стоит помогать ему молча. Примерно это может выглядеть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай сделаем вместе».

Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Учтите, что он попадает в незнакомую ему обстановку и период адаптации может быть самым различным – кто-то привыкает очень быстро, а другому потребуется больше времени. Ведь малыш лишается вашего присутствия и очень боится остаться в незнакомой обстановке без вас.

Объясните ему, зачем вы отдаете его в садик. Постарайтесь внушить, что вы это делаете не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней проводить время.

Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы хождение в детсад не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Следует его заранее подготовить к этому.

Придя в садик, малыш уже должен иметь навыки умывания, самостоятельного одевания, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у него оставалось побольше времени для игр и не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.

Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем ребенок там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.

Постарайтесь убедить его, что в садике не обидят, что там есть другие ребятишки, игрушки. Можете взять с собой его любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним. Не убегайте сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку проведите в группу, заинтересуйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся.

Есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к садику, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол, ни с кем не играют, избегают воспитателей. Прежде всего попытайтесь поговорить с ребенком, установите причину, может быть, к нему плохо относятся воспитатели или обижают другие дети?

В садике в ходе общения у малышей, как и взрослых, могут возникать конфликтные ситуации. Чаще всего это происходит из-за игрушек. Его могут толкнуть, обидеть, отобрать игрушку, с которой он хотел поиграть. Поговорите с ним и, выяснив причину, попытайтесь ее устранить, но это не значит, что вы срочно должны перевести малыша в другие ясли или садик. Наберитесь терпения, действуйте постепенно, подробно расспрашивайте его о том, чем он занимался, с кем играл. Все это поможет ему поверить, что в садике ему будет хорошо, и он прекрасно может играть до прихода мамы с другими детьми.

Как известно, дети очень любят подвижные игры, любят побегать и очень часто падают, пачкаются. Нельзя за это наказывать, кричать. Это ведь естественно для его возраста и очень полезно для его развития. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? Может развиться мышечная слабость, он будет больше предрасположен к заболеваниям, отстант от сверстников.

Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что это не так страшно и скоро заживет.

Если малыш «перегрузился» впечатлениями, ему трудно понять и воспринять большой объем полученной информации «переварить» ее, он начинает капризничать, плакать. Надо поговорить с ним о его впечатлениях, постараться выяснить, что его раздражает или, наоборот, заинтересовало. Если ему что-то непонятно, не отмахивайтесь, постарайтесь объяснить ему так, чтобы он понял.

Ни в коем случае нельзя пугать и обманывать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Если малыш капризничает, плачет, ни в коем случае не пугайте его волками, ведьмами и другими страшными персонажами, это может привести к развитию психических заболеваний.

Иногда малыш может расплакаться, потому что ему просто скучно. Попытайтесь развеселить его. Предложите ему какое-нибудь занятие, займитесь чем-нибудь вместе. Заинтересуйте ребенка. Посмотрите книжку с картинками, поиграйте во что-нибудь, в конце концов, просто пообщайтесь с ним. Очень часто родители отмахиваются от детей, мотивируя это своей усталостью, занятостью. Все это может достаточно плачевно закончиться. Он замкнется в себе, затаит обиду, и вы рискуете потерять не только его доверие, но и вообще ребенка как личность.

Как было отмечено мною выше, есть такая категория детей, которые плачут явно больше других и, как кажется на первый взгляд, вообще без причины. Родители испытывают постоянную тревогу за таких детей. Но как помочь им?

Простого и универсального рецепта здесь нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Тем более здесь не помогут, а скорее даже принесут отрицательный результат такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки. Любые насильственные меры вызовут увеличение напряжения и волнения, еще сильнее ослабят нервную систему малыша, отнимут силы и уверенность в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, ведь нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с такими детьми – не раздражаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – лучшее средство для их успокоения. Дайте почувствовать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.

Попробуйте переключить его внимание на что-то другое, дать какое-то конкретное задание, чтобы оно заинтересовало малыша и, конечно, было ему под силу.

Словом, самое главное, что требуется от родителей, – это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

Поэтому, как ни странно это звучит, прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

Если ребенок боится посторонних людей, конечно же, он выражает это при помощи слез. Боязнь чужих – типичная форма дезадаптированного поведения малыша. Именно в это время он очень остро нуждается в вашей поддержке, понимании, защите. Спокойная, доброжелательная семейная атмосфера способствует снятию напряжения и позволяет достаточно легко справиться с проблемой.

Мир ребенка пока еще в основном ограничен стенами дома, двориком или детским садом, поэтому появление незнакомого лица вызывает настороженность малыша. Если посторонний человек ведет себя безобидно с его точки зрения, например не трогает его игрушки, не хватает в охапку его родителей, настороженность постепенно проходит. В противном случае, это может перерасти в панический страх и даже стойкую фобию.

Хорошо, когда родители с пониманием относятся к этой проблеме. Значит, они не позволят себе совершить насилие над ребенком только ради того, чтобы продемонстрировать перед знакомыми свои достижения в области воспитания подрастающего поколения.

Если ваш малыш плачет, не торопитесь вызывать врача или напичкивать его таблетками и микстурами, просто погладьте его по головке. Теплые мягкие руки матери коснулись малыша, погладили спинку, животик, грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился.

Потрясающий эффект, правда? Но в этом нет ничего необычного. С давних времен известно, что массаж имеет успокаивающий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы передает малышу свое тепло, спокойствие, и он перестает плакать и капризничать. Проявив максимум терпения и внимания, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребенка.

Глава 3. Мама + малыш = дружба

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.

Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.

Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.

Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…

Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: „Я сейчас занят, приду попозже“.

Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?

Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.

Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.

Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.

Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

azbyka.ru

Что делать если ребёнок сильно плачет, как успокоить новорождённого и

Детский плач сильно раздражает окружающих и приводит к беспокойству родственников малыша.

Любящая мать в первую очередь задумается о причинах детского плача.

Выявив их – будет искать возможности решить проблему наилучшим образом.

Что делать, если ребёнок плачет? Что делать, если ребёнок плачет без причины? Что делать, если ребёнок сильно плачет? Определяем причины ситуации

Почему плачут дети? Младенцы имеют уйму поводов для того чтобы плакать. Они ещё не могут словесно выразить свои чувства и эмоции и просто выражают весь негативный опыт с помощью плача. Учёные даже выделили несколько видов детского плача и определили, что каждый из них означает.

К примеру, резкий визг и подёргивание ножками может свидетельствовать о коликах. Нечастое подвывание, как его ещё называют мамы, может стать первым признаком того, что ребёнок плавно переходит в фазу сна. Безусловно, каждый малыш индивидуален, и причин для плача у каждого младенца может быть сотня. Но что же делать маме в такой ситуации? Нужно исключить возможные катализаторы детского плача.

Это могут быть ссоры и скандалы в семье. Когда в доме постоянно напряжённая обстановка – ребёнок находится регулярно в состоянии стресса. Что может вызвать такое состояние? Не что иное, как плач, возможно сильный и без причины.

Плач этот без причины – так считают взрослые, для ребёнка может быть множество причин. Психологи не рекомендуют ругать и наказывать детей до двух лет. Их детская психика ещё не готова разграничивать правду и вымысел, добро и зло, поэтому поводов расстроиться у детей этого возраста может быть множество.

Куда сложнее ситуация с подростками, которые плачут без причины и детьми в возрасте пяти – шести лет. В этом возрасте подобные срывы могут свидетельствовать о психическом расстройстве. Что делать в этом случае? Как определить, почему плачут дети? Что делать, если ребёнок плачет? Что делать, если ребёнок плачет без причины? Что делать, если ребёнок сильно плачет? В первую очередь устранить все физические и психологические раздражители, исключить вариант болезни, вариант голода и тяги ко сну.

Бывают такие случаи, когда ребёнок просто заходится от плача и такое состояние начинается без видимых на то причин. Если такая ситуация произошла – взрослым нужно просто попытаться отвлечь дитя, сменить обстановку, попытаться самостоятельно успокоить. Если никакие разумные методы самопомощи не помогают – стоит избрать другие варианты.

Что делать если ребёнок плачет? Что делать если ребёнок плачет без причины? Что делать, если ребёнок сильно плачет – традиционные методы помощи

Если младенец и ребёнок дошкольного возраста ведёт себя достаточно нервно – мамам рекомендуется показать малыша педиатру и тот может принять решение об обследовании у невролога. А невролог уже попытается исключить наличие нервного отклонения.

Если же плач вызван именно спецификой реакции ребёнка на окружающий мир или отклонениями в работе нервной системы, тогда невролог назначит адекватное лечение. Самое главное – выявить причины возникновения данной ситуации. Они могут быть тривиальными – возрастные особенности нервной системы, излишняя возбудимость, перенесённый стресс. Для ребёнком стрессом может стать что угодно, даже неудача на тренировке или соревнованиях, и он не может выразить свои переживания, углубляется в проблему и попросту ревёт. Взрослые тоже ревут и не всегда знают, почему.

Если невролог выявил причину плача ребёнка и предложил адекватное лечение, то родителям стоит убрать катализатор заболевания и всячески поддерживать ребёнка. Также невролог может не выявить специфических причин подобного явления. Тогда ребёнка стоит до обследовать. Бывает так, что на подобное поведение оказала огромное влияние окружающая среда малыша.

Ребёнок просто не смог справиться с объёмом информации, который поступил в его мозг, он не успел всю информацию обработать и поэтому пережил стресс и сегодня не знает, почему ему грустно, страшно. Психологи в таком случае рекомендуют использовать методику замещения, когда негативный опыт ребёнка замещается положительными эмоциями. Ребёнка попросту отвлекают на что-то яркое и интересное.

Детям старшего возраста дарят подарки, которые компенсируют им нехватку внимания и положительных эмоций. Но пользоваться такой методикой можно только в исключительных случаях, иначе ребёнок просто станет плаксой без причины. В этом тоже может крыться проблема. С помощью плача даже грудные дети манипулируют взрослыми. Что говорить о детях школьного возраста – они намного умнее младенцев.

Что делать, если ребёнок плачет? Что делать, если ребёнок плачет без причины? Что делать, если ребёнок сильно плачет? Нетрадиционные методы помощи

Иногда возникают такие ситуации что родители и врачи просто разводят руками, так как сами не могут поставить ребёнку диагноз. Все анализы в норме, все врачи пишут диагноз «здоров», но ребёнок плачет без причины.

Каковы могут быть причины подобного явления? Причин может быть множество. Одна из самых распространённых – детский испуг. Дети школьного возраста так же, как и младенцы могут испугаться резких стуков, резких движений и громких звуков. Что делать с испугом?

Наши предки выкатывали испуг с ребёнка яйцом. Считалось, что это наиболее подходящий для младенца способ избавиться от негатива. Как это делается? Нужно взять свежее домашнее яйцо комнатной температуры. Посадить на стульчик перед собой ребёнка и катать по его телу яйцом по часовой стрелке сверху вниз, приговаривая:

«На яйцо скачу, а с яйца сведу порчи, испуги корчи, трясовицу, бесовицу да бессонницу.

Дело дневное, дело ночное возьми яйцо на себя, освободи (Имя) от испуга и зла! Истинно!»

Катать яйцом стоит не менее девяти раз. Это универсальная чистка, которая может снять с ребёнка и болезни и прочий негатив. Стоит предупредить родителей, что каждый ребёнок реагирует на излечение по-разному. Некоторые засыпают и сладко спят, некоторые рыдают и долго рыдают, а потом просто, как рукой сняло.

Если испуг давний, то придётся повторить процедуру несколько раз. Главное – состояние ребёнка. Как правило, после шестой выкатки яйцом наступает исцеление. Если и этот метод не подошёл – это может означать что с ребёнка нужно снять ещё и сглаз. Можно выкатать также яйцом, но указать, что выйти должен сглаз. Это является направленной чисткой. Её можно выполнять на ребёнке любого возраста и даже часто.

Что делать, если ребёнок плачет? Что делать, если ребёнок плачет без причины? Что делать, если ребёнок сильно плачет? Нужно установить причину и применять комплекс оздоровительных мероприятий. Самое главное – здоровье и благополучие ребёнка. А то, каким образом будет убираться негатив – решать родителям. Иногда, для решения проблемы достаточно родителям перестать кричать и общаться на повышенных тонах. Каждый ребёнок индивидуален и не стоит обобщать. В любом случае, поддержка родителей может стать решающим фактором в исцелении ребёнка, младенца от беспричинного плача.

zhenskoe-mnenie.ru

Почему малыш плачет.

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач – это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту – она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени – вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам… Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется – за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.

Полезно ли детям плакать?

Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая „чем бы дитя ни тешилось – лишь бы не плакало“, предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях. Мнение, что плача ребенок развивает легкие – это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.

Причины плача новорожденного

Грудные дети не могут сказать, что их беспокоит, чего им не хватает, а лишь оповещают плачем о своем страдании или неудобстве. Именно поэтому ребенок плачет. Причин плача новорожденного может быть много, и разобраться в них не легко. Однако родителям надо стараться проявить догадку и смекалку в этом деле, тем более, что в зависимости от причин, плач имеет различные оттенки. Итак, разберем основные причины плача.

Ребенок плачет, если он голоден

Чаще всего о том, что он голоден, грудной ребенок оповещает протяжным криком, весьма требовательно и громко. Голодный малыш плачет, покраснев, протягивает ручки. Что делать матери в этом случае?. Конечно же ребенка нужно накормить, даже если еще не подошло положенное время, причем то же самое относится и к ночному плачу.

Плач, вызванный неудобством

Плач может служить сигналом неудобства, испытуемого малышом. Если вы используете многоразовые подгузники, то ребенок плачем оповестит родителей, что пеленкиуже мокрые и раздражают его кожу. Мокрые пеленки раздражают кожу, ребенок плачет не переставая. Плач хныкающий, непрекращающийся, хотя и звучит то сильнее, то слабее, может сопровождаться икотой. Если пеленки сменить, а малыша потеплее накрыть, он успокоится. При использовании одноразовых подгузников помните, что и они могут протекать или, намокая внутри, доставлять неприятные ощущения ребенку. Если же ваш малыш спит в одном подгузнике всю ночь, то раздражающим фактором может быть сильно увеличившийся объем подгузника. Ребенок может плакать и от неудобной одежды, неправильного положения тела. Тогда он сначала хнычет, затем протестующе кричит и пытается изменить положение, размахивает ножками и ручками.

Плач, вызвано перегреванием

В это случае ребенок хнычет, разбрасывает ручки и ножки, кожа его краснеет, на ней может появиться мелкая красная сыпь (потница). При этом у малыша может даже повыситься температура до 37,5. Ребенка нужно раздеть, обтереть влажным полотенцем. Если повысилась температура, необходимо срочно снять одноразовый подгузник.

Плач вызванный холодом

Когда младенцу холодно, его плач начинается внезапным пронзительным криком, который постепенно переходит в тихое продолжительное хныканье, сопровождающееся движением рук и ног, икотой. В таком случае нужно, конечно, одеть малыша в более теплую одежду. Но не спешите кутать ребенка, когда у него холодные ручки, ножки или носик. У детей не совершенная вегетативная нервная система и поэтому температура конечной периодически бывает ниже, чем всего тела. Можете надеть на ножки теплые носки, а на ручки рукавички, или погреть их в теплой воде. О том, что ребенок мерзнет свидетельствует прохладная кожа груди, живота, спины.

Плач во время кормления

Может быть связан с воспалительным процессом на слизистой оболочке полости рта или воспалением среднего уха. В последнем случае плач особенно громкий и визгливый. Когда у ребенка начинается отит, то возникает болезненность при глотании. Поэтому даже голодный ребенок, жадно хватающий сосок или бутылочку, сделав первый глоток, сразу же отрывается от груди (бутылочки) и начинает очень сильно плакать. Также при отите боль может возникнуть и ночью, вне связи с кормлением. Также у ребенка может быть забит носик и ему трудно дышать.

Плач после кормления,

Малыш перебирает ножками, подтягивает их к животику, морщит лобик, хмурится – может быть, в кишечник при кормлении попал воздух и малышу больно. При болях в животе между приступами плача бывают перерывы. Чтобы этого избежать, необходимо научиться правильно прикладывать ребенка к груди. Ребенок должен захватывать не только сосок, но и ареалу соска. Во время сосания не должно быть слышно чмокающих звуков. После еды ребенка необходимо носить „столбиком“ 15-20 минут.

Плач от кишечных колик.

Такой плач характеризуется пронзительными вскриками, между которыми бывают короткие перерывы. Мальчики страдают кишечными коликами чаще девочек, первенцы чаще своих младших братьев и сестер, дети мнительных, тревожных мам, чаще детей мам спокойных. Причиной колик может быть несколько. Это и незрелость ферментативных систем ребенка, и аллергическая их природа, и нарушения диеты кормящей женщины. В результате в кишечнике малыша скапливаются в большом количестве газовые пузыри. Они давят на кишечную стенку, что приводит к сильному болевому синдрому у ребенка. Как же с этим бороться? Сначала попробуйте согреть малыша, возьмите его на руки, прижмите к себе. На животик ребенка можно положить грелку с теплой водой или пленку, свернутую вчетверо и проглаженную горячим утюгом. Часто помогает газоотводная трубочка, газы отойдут и ребенок почувствует себя легче. Если это не помогает, то малышу дается активированный уголь или энтеросгель. При кишечных коликах детям всегда давали укропную воду. Иногда она помогала. Есть специальные препараты, которые не всасываются в кишечнике, а действуют только на газовый пузырь, разбивая его стенку (например, „Эспумизан“. Но лучше перед назначением любого лечения проконсультироваться с врачом.

Опрелости

Опрелости это раздражения, которые случаются из-за не вовремя смененного подгузника, не высушенной кожи, отсутствия возможности для кожи дышать, и т. п. Избежать их легко, тщательно ухаживая за ребенком.

Крик во время мочеиспускания

Такой крик указывает на воспалительный процесс в мочевых путях. Очень серьезно, если это сочетается с повышенной температурой. Срочно вызывайте врача и сдавайте анализы крови и мочи. Ведь у маленьких детей цистит часто заканчивается пиелонефритом.

Крик во время дефекации

Плач при дефекации может свидетельствовать о раздражении заднего прохода. Обратите внимание на гигиену тела ребенка, регулярно подмывайте его теплой кипяченой водой. Чаще это беспокоит детей, склонных к запорам. Однако может быть повреждение слизистой ануса и при неправильном введении газоотводной трубки или ректальных свечей.

Усталость

Дети тоже устают, и притом, еще быстрее больших и тем более, взрослых. Усталость ребенок выражает не только хныканьем или плачем, но и потерей интереса к окружающему миру. Ему бы поспать, но маленькие дети не всегда умеют засыпать сами. Поэтому стоит погасить свет, подержать ребенка на руках, покачать, спеть колыбельную, можно выкупать, если ребенку это нравится или в хорошую погоду поносить его на руках на свежем воздухе, но только если вокруг не шумно, нет машин и скопления людей.

Режутся зубки

Режущиеся зубки у некоторых детей являются безболезненным процессом, однако, у других детей этот процесс вызывает большой дискомфорт. Понаблюдайте за малышом. Пускает ли он избыточное количество слюны? Кусает ли он пальцы или другие предметы? Покраснела ли у ребенка десна? Требует ли ребенок дополнительного кормления грудью или бутылочкой? С другой стороны, отказывается ли он груди или бутылочки, по причине того, что процесс, как вам кажется, вызывает боль в деснах? К другим симптомам можно отнести отсутствие аппетита и нарушенный сон. Нежным прикосновением пальца произведите массаж воспаленных десен (перед этим хорошо вымойте руки).Дайте ребенку немного пожевать охлажденное, не ледяное детское зубное кольцо, или замороженный банан.

Потребность в общении

Желать общения и бояться одиночества грудной ребенок может так же, как и взрослый человек. Итак, если нет совершенно никаких причин для плача, а малыш все равно хнычет или кричит, значит нужно просто подойти к нему, взять на руки, поговорить, спеть песенку.

Нежелание ложиться спать

Если, перед тем как заснуть, малыш плачет, капризничает, перебирает ножками, пытается сбросить пеленки, значит, ему еще рано спать. Лучше на некоторое время распеленать его и дать возможность „погулять“.

Плач без видимой причины свидетельство не столько заболевания, сколько высокой нервной возбудимости ребенка. Постарайтесь убрать из его комнаты яркий свет, громкую музыку. Не включайте при малыше телевизор и компьютер. Дольше гуляйте на свежем воздухе.

Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.

Правила поведения родителей при плаче ребенка

Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.

1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать. 2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. 3. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний. 4. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения. 5. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

www.baby.ru

Почему ребенок плачет. Как понять причину детского плача и что делать маме

Что происходит?

Как узнать, что беспокоит ребенка?

Что делать?

Малыш хочет есть

Голодный плач начинается с призывного (из че­редующихся периодов крика и пауз). Но если кроха не получает пищи, плач становится серди­тым, а затем переходит в захлебывающийся крик.

Эта причина легко устранима: дайте ребенку грудь или смесь.

Недостаток молока

Малыш проявляет беспокойство к концу корм­ления, сучит ножками, крутит головкой, жадно сосет грудь.

Убедившись прежде, что в этой груди не осталось молока, можно  попробовать приложить ребенка к другой груди.

Малышу жарко

Потрогайте носик ребенка (дотрагиваться до кожи младенца в таких случаях нужно тыльной стороной кисти, так как кожа там чувствитель­ней). В случае перегревания носик горячий, кожа малыша красная, потная.

Необходимо снять с ребенка один слой одежды. Если вы находитесь дома, разденьте малыша, дайте ему попить.

Малышу холодно

Если нос малыша холодный — значит, ребенок мерзнет. В случае переохлаждения ребенок мо­жет икать.

 

Замерзшего кроху надо потеплее укрыть или одеть.

 

Мокрые и грязные пеленки

Обычно перед самим моментом мочеиспускания илидефекации ребенок издает звук, похожий на писк или хныканье, а после самого действия, если мама не оказывает помощь, такие звуки недовольства могут перейти в крик.

 

Необходимо поме­нять подгузник или пеленки.

 

Раздражение кожи

Покраснение, появле­ние сыпи на коже яго­диц, промежности ма­лыша. Ребенок стано­вится раздражитель­ным, плачет, особенно при смене подгузников.

Необходимо тщательно очищать кожу ребенка, подмывать новорожденного не реже 8 раз в день. Перед тем как надеть подгузник, смажьте пораженную кожу кремом БЕПАНТЕН или иными средствами по совету вашего педиатра. В случаях сильного раздражения следует обратиться к детскому врачу.

 

Прорезывание зубов

Возраст малыша 4—6 меся­цев. Ребенок капризничает, плачет, постоянно подтекает слюна, малыш берет в ротик кулачки, погремушки. Может повыситься температура, появиться жидкий стул.

Можно использовать специальные кольца-прорезыватели с охлаждающей жидкостью. Можно погладить десны пальцем. Если данный процесс привел к повышению температуры и нарушению стула, по рекомендации врача можно использовать гель для десен.

Воспаление среднего уха (Отит)

Плач во время кормления (глотание провоцирует боль), пронзительный плач может возникать внезапно, ма­лыш беспокоится при надавливании на козелок.

Следует немедленно обратиться к врачу. До прихода врача наденьте на ребенка чепчик, прижмите его к себе больным ушком. Без назначения врача ставить компресс и т.п. не следует!

Скука, одиночество, потребность в физическом контакте с мамой

Возьмите малыша на руки, погладьте по спинке, по головке, улыбнитесь ему, поговорите. Вы сразу поймете, что именно этого и ждал ваш малыш.

 

Вздутие живота и боли в животе (колики)

 

Чаще возникают до 3 месяцев. Малыш плачет, сучит ножками и подтя­гивает их к животу, у него нарушается сон.

Если кишечные колики ежедневные, длительные, возобновляются и после отхождения газов и кала, если стул  ребенка изменен (как его "распознать", читайте в статье Стул ребёнка: норма и патология) или колики возникли в более старшем  возрасте (после 4 месяцев), необходимо начать с консультации врача.

Во время и после кормления держать ребенка вертикально, чтобы дать ему возможность от­рыгнуть воздух. Если малыша кормят из буты­лочки, убедитесь, что он плотно захватывает соску, а диаметр отверстия не слишком велик. Если ребенок находится на грудном вскармли­вании, следует ограничить или исключить в рационе матери молочные и газообразующие продукты — капусту, особенно квашеную, лук, помидоры, яблоки, груши, арбузы, грибы, черный хлеб, квас и др.

Если малыш получает смеси, то следует про­верить, правильно ли они разводятся. Когда малыш начинает беспокоиться, необхо­димо дать возможность отойти газам: масси­ровать живот круговыми движениями по ча­совой стрелке; положить ребенка на живот, согнуть ножки в тазобедренных и коленных суставах (положение лягушки). Можно положить на живот малыша мягкую теплую ткань, взять его на руки и прижать животом к себе — тепло облегчит колики. Можно использовать детский чай на основе укропа, способствующий отхождению газов.

 

Головная боль или грудничковая мигрень

Возникает чаще у новорожденных с синдро­мом перинатальной энцефалопатии (ПЭП), при котором наблюдается также повышение или снижение тонуса мышц, повышенная возбудимость. Такие дети часто реагируют на перепады атмосферного давления, изме­нение погоды. Они ведут себя беспокойно при ветреной, дождливой, пасмурной пого­де. При головной боли может возникнуть общее недомогание: тошнота, рвота, рас­стройство желудка.

Вам обязательно следу­ет обратиться к специ­алисту, который подбе­рет нужное лечение. Детям с повышенной возбудимостью можно дать пустышку перед засыпанием, но после наступления сна ее нуж­но осторожно вынуть изо рта ребенка.

Нарушения режима дня, изменения в привычном течении жизни, малыш хочет спать, нарушение принципов ухода, негативная, конфликтная атмосфера

Эти причины можно идентифицировать, проанализировав режим дня малыша, изме­нение обстановки в семье.

Иногда нужно сменить обстановку, перейти с малышом в другое помещение. Ванна успокаивающе действует на малышей.

Попробуйте включить мелодичную, спокойную музыку.

Возможно, причиной плача является какое-либо заболевание.

Если вы не можете справиться с плачем в течение нескольких часов, обратитесь к доктору.

В любом случае сохраняйте самообладание, старайтесь не раздражаться.

www.u-mama.ru

Ребенок плачет. Почему и что делать

Когда ребенок плачет, обычно любящие родители теряются и стараются сделать все, чтобы его успокоить. Методы такого успокаивания бывают разными и не всегда полезными для малыша. О том, почему плачет ребенок и что делать в это время родителям читайте в этой статье.

Что такое плач

Плач - естественная реакция на  эмоции: возбуждение, заторможенность, боль, страх, переживания. Это своеобразная эмоциональная встряска, разрядка напряжения. Если слезы вызваны негативом, то они снимают стресс, а значит, они являются защитной реакцией организма от душевных (психических) болезней. После пролитых слез наступает облегчение, иногда даже настроение улучшается. Все это касается как взрослых, так и детей. Плач полезен. Когда нам плохо, врачи рекомендуют нормализовать состояние с помощью рыдающего дыхания. Поэтому не будем излишне тревожится.

Сегодня мы говорим о детях. Когда малыш плачет, у взрослых появляется естественное желание остановить этот плач. Почему это происходит? Потому что для слуха звук плача – это неприятный раздражитель, привлекающий внимание. Этот звук как сигнал о помощи. Многие родители не знают, как правильно реагировать на детский плач и просто стараются его быстрее прекратить и тем самым вредят ребенку.

Давайте посмотрим, для чего вообще нужен плач ребенку и как на него правильно реагировать.

Почему ребенок плачет

Плач ребенка – это своеобразный язык передачи информации взрослым о том, что происходит с ним.

Плач грудного ребенка – это естественный рефлекс на неудобства: он хочет есть, пить, спать, болит животик, хочет пописать, неудобно лежать.

Через несколько месяцев ребенок начинает понимать, что плачем он может привлечь внимание родителей. К плачу по естественным нуждам прибавляется плач, когда ребенок хочет внимания и общения, когда ему страшно. Если в это время долго не реагировать на призывы малыша и мало с ним общаться, особенно в то время когда он успокаивается, то у него выработается привычка требовать своего только  плачем.

И даже если ребенок уже начал говорить, привычка плакать остается на рефлекторном уровне. И тут ребенок начинает манипулировать плачем. Если родители очень чувствительны и делают все, чтобы прекратить плач, то детки чтобы добиться своего могут устроить и истерику.

Как разгадать язык плача

Опытная любящая мама поймет, что случилось с младенцем, что ему нужно. Устранив неудобства: покормив, напоив, приласкав, она успокоит малыша. А как быть, если малыш подрос, и у него прибавилось проблем, из-за которых он плачет: не поделил игрушку, упал, скучно, жалко героя мультфильма?

Если использовать методы, чтобы прекратить плач типа: «Перестань, ты уже большой!», то родители рискуют отдалить от себя ребенка. Он перестанет быть с ними откровенным. И в то же время, если сюсюкать при каждом плаче, то ребенок рискует вырасти несамостоятельным человеком, не умеющем справляться с жизненными проблемами.

Первая задача родителей научить самих себя при звуке плача своего ребенка не раздражаться, не растеряться и не стараться прекратить плач сразу же. Главное в это время быть рядом с ребенком, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Не нужно блокировать эмоции, их обязательно нужно выплеснуть. Когда ребенок знает, что кто-то готов ему прийти на помощь – это успокаивает.

Поэтому не мешайте детям выплескивать свои эмоции так, как они чувствуют. Задача взрослых не допустить, чтобы это стало привычкой. И возникает вопрос: что же делать взрослым, чтобы дети не плакали без причины.

Что делать, если ребенок плачет

Конечно, все зависит от возраста, но есть несколько общих советов, которые нужно знать любому родителю

Как научить ребенка добиваться своего без плача

Когда ребенок начинает плакать, то постарайтесь сразу узнать чего он хочет и дайте понять, что если он попросит без слез, то получит желаемое скорее. И по возможности обязательно выполните просьбу ребенка, особенно если он успокоился после плача и попросил вас спокойно.

Если же ребенок начинает плакать в ответ на запрет или отказ на просьбу, то старайтесь объяснять ему на его языке, почему отказываете. Обычно, если стоять на своем твердо и спокойно разъяснить причину отказа, ребенок успокаивается. И кроме этого, так вы дадите понять своему малышу, что не все можно получить в этой жизни.

Хочу вам предложить отрывок, на мой взгляд, очень полезной статьи психолога Марии Дружковой, в которой она дает конкретные советы, как действовать родителям, когда их ребенок плачет.

Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет

«Плач в результате внезапного испуга, упал и коленку ободрал, обидели.

НЕ надо делать:

Что помогает в любом возрасте:

  1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется.
  2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут можно узнать, что случилась.
  3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию.
  4. Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание, но они очень помогают дыхание отрегулировать.
  5. Когда дыхание станет ровнее можно рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. Обязательно без каких-либо суждений (неосторожно, больно, зря) - только факты, только то, как было.
  6. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.
  7. Когда ребёнок примирился с местом и историей происшествия, и только тогда, не раньше, можно устроить "разбор полёта". Хорошо его начать с вопроса вроде "Как ты думаешь, что стоило сделать?" То есть уже изменить "сказку аварии", придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить "не делай того" или "куда ты смотрел!" - пока ребёнок плачет.
  8. Говорить "под руку" плачущему ребёнку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии - чревато психологическими проблемами.
  9. Взрослый помогает, даёт поддержку эмоциональную. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребёнок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам.

Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка.

Кроме того, ребенок может и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и болезнями (сердечными, например) в будущем.

В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро (убегать от взрыва, делать операции, надевать противогаз) - я считаю, взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости. Но если споткнулся или игрушку отобрали – лучше дать ребенку самому справиться».

——————————————————

Еще больше интересного  на страницах блога «Все ладно в нашем доме»:

О воспитании детей:

  1. Как воспитывать ребенка, чтобы он стал добрым и отзывчивым
  2. Порядок в доме наводим вместе с детьми
  3. Как приучить ребенка к горшку
  4. Как заставить ребенка учиться

vseladno.ru


Смотрите также