Календарь возрастных кризисов у детей и советы психолога по преодолению проблем
Под возрастным кризисом психологи подразумевают период перехода ребенка с одной ступени развития на другую. В это время поведение малыша кардинально меняется, и довольно часто не в лучшую сторону. О том, какие бывают возрастные кризисы у детей, и как с ними справиться, вы узнаете из нашей статьи. Читайте также: Что делать с капризами ребенка?
Самый первый психологический кризис ребенка. Проявляется в 6-8 месяцев. Малыш осваивается с новым условиям обитания. Он учится самостоятельно согревать себя, дышать, употреблять пищу. А вот общаться самостоятельно он еще не может, поэтому крайне нуждается в поддержке и помощи родителей.
Этот переходный период психологи выявили самым первым, поскольку в это время малыш начинает самостоятельно познавать мир. Он начинает говорить и ходить. Ребенок начинает понимать, что мама, которая находится в центре его мировоззрения, имеет еще и другие интересы, собственную жизнь. Он начинает бояться быть брошенным или потерянным. Именно по этой причини, только научившись немного ходить, малыши ведут себя довольно странно: каждые 5 минут проверяют, где мама, или любыми способами пытаются добиться максимального внимания родителей.В возрасте 12-18 месяцев ребенок пытается сравнивать себя с другими и принимать первые волевые решения. Довольно часто это выливается в настоящие «протесты» против ранее установленных правил. Родителям важно понять, что ребенок уже не беспомощен и ему необходима определенная свобода для развития.
Это очень острый психологический кризис, который проявляется в 2-4 года. Ребенок становится практически неуправляемым, его поведение сложно поддается коррекции. На все ваши предложения он имеет один ответ: «не буду», «не хочу». При этом довольно часто слова подтверждаются действиями: вы говорите «пора домой», малыш убегает в противоположную сторону, вы говорите «складывай игрушки», а он нарочно их разбрасывает. Когда ребенку что-то запрещают, он громко кричит, топает ногами, а иногда даже пытается вас ударить. Не пугайтесь! Ваш малыш начинает осознавать себя, как личность. Это проявляется в виде самостоятельности, активности и настойчивости.В этот нелегкий период родители должны запастись особым терпением. Не стоит на протесты ребенка отвечать криком, а тем более наказывать его за это. Такая ваша реакция может только ухудшить поведение малыша, а иногда становится причиной формирования негативных черт характера.Однако, четкие границы дозволенного определить необходимо, и отступать от них нельзя. Если вы поддадитесь жалости, ребенок моментально это почувствует и будет пробовать вами манипулировать. Многие психологи рекомендуют во время сильных истерик малыша оставить наедине с собой. Когда нет зрителей, капризничать становится не интересно.
Данный переходной период ребенок переживает в возрасте от 6 до 8 лет. В этот период дети активно растут, у них совершенствуется точная моторика рук, продолжает формироваться психика. Вдобавок ко всему этому, меняется его социальный статус, он становится школьником.У ребенка резко меняется поведение. Он становится агрессивным, начинает спорить с родителями, огрызаться и кривляться. Если раньше родители видели все эмоции своего чада на его лице, то теперь он начинает их прятать. У юных школьников повышается тревожность, они боятся опоздать на уроки или неправильно выполнить домашнее задание. В результате у него пропадает аппетит, а иногда даже появляется тошнота и рвота.Постарайтесь не перегружать ребенка дополнительными занятиями. Пускай он вначале адаптируется в школе. Попробуйте к нему относиться, как к взрослому, дайте больше самостоятельности. Назначьте ребенка ответственным за выполнение его личных дел. И даже ели у него что-то не получается, продолжайте поддерживать его веру в себя.
Один из самых сложных кризисов, поскольку их дитя становится взрослым. Этот период может начаться, как в 11, так и в 14 лет, и длятся он 3-4 года. У мальчиков он длится дольше.Подростки в этом возрасте становятся несдержанными, легко возбудимыми, а иногда даже агрессивными. Они очень эгоистичны, обидчивы, равнодушны к близким и окружающим. У них резко падает успеваемость, даже по тем предметам, которые раньше давались легко. На их мнение и поведение довольно сильно начинает влиять круг общения.К ребенку пора начинать относиться уже, как к вполне взрослому человеку, который может сам отвечать за свои поступки и принимать решения. Помните, что, несмотря на самостоятельность, ему все еще необходима поддержка родителей.
Опубликовано октября 22, 2013 в рубрике: Дети
Многие родители к развитию своего ребенка относятся как к поступательному процессу, в ходе которого происходят исключительно позитивные изменения: малыш взрослеет, приобретает новые навыки, становится умнее и совершеннее. Поэтому, когда они сталкиваются с тем, что карапуз, еще совсем недавно демонстрировавший признаки зарождающегося интеллекта и социальной зрелости, начинает вести себя невыносимо, повергает их в шок. Они начинают размышлять о том, воспитывают ли они ребенка правильно, не избаловали ли они его и не пора ли «поставить чадо на место».
Между тем им было бы намного проще осмыслить этот феномен, если бы они знали о том, что на протяжении первых лет жизни дети переживают особые кризисные периоды в своем развитии. Психологи относят их к категории возрастных кризисов. Может ли младенец столкнуться с этим? − с сомнением спросят некоторые из вас. Не только может! Как уверяют специалисты в области детской психологии, именно в первые годы жизни кризисы, связанные с возрастными изменениями, возникают чаще всего и протекают наиболее остро.
Часто мамам и папам кажется, что кризис проявляется только в изменении поведения ребенка: он становится менее управляемым, более капризным, часто агрессивным. Тем не менее эти периоды тяжело переживаются и самим карапузом, даже малыш, не достигший года, уже прекрасно чувствует недовольство родителей, и разлад с ними причиняет ему эмоциональный дискомфорт. Так что если вы столкнулись с некоторыми проявлениями неадекватности малыша, которые связываете с возрастными кризисом, имейте в виду, что они не направлены на то, чтобы причинить вам неудобства, более того, ребенок сам растерян и ждет вашей помощи. При умном «включении» взрослого кризис у ребенка протекает слабее и завершается быстрее, особенно, если к этому взрослому у ребенка сформировалась стойкая привязанность.
Можно ли вообще избежать возрастные кризисы у ребенка? У психологов нет единой точки зрения на этот вопрос. Одни (их меньшинство) считают, что теоретически развитие ребенка может быть достаточно стабильным, и кризисные явления можно свести к минимуму правильным воспитанием и созданием ребенку максимально комфортной среды. Другие специалисты, в их числе знаменитые психологи − Выготский, Эриксон, утверждают, что кризис − необходимый этап в формировании личности, который дает возможность появиться новым структурам и разрушиться старым.
Кризис новорожденности. Специалисты связывают его с тем, что из привычных условий, в которых он развивался в течение 9 месяцев, ребенок впервые попадает в новую для себя и часто дискомфортную среду. Выражаться это может в частом плаче, а также в психосоматических симптомах − коликах, аллергических реакциях. Благополучно преодолеть этот кризис поможет правильный подход к адаптации новорожденного.
Кризисы 3, 6, 9 месяцев. Своеобразные «подкризисы», которые выделяются некоторыми психологами. Связаны с развитием мышления ребенка, изменением его восприятия себя и окружающей среды, в том числе, отделением от мамы, и овладением новыми навыками: малыш учится держать головку и переворачиваться, сидеть, ползать.
Кризис 1 года. Часто проявляется очень остро − у многих карапузов именно этот период связан с началом массовых детских истерик. Так ребенок реагирует на непонимание со стороны родителей. Ребенок в достаточной степени осознает себя как автономную от родителей единицу с собственными потребностями и возможностями. С точки зрения Выготского, основное достижение ребенка, пережившего этот кризис, − так называемая автономная речь (многозначные ситуативные слова-слоги). Ее появление знаменует, что малыш внутренне ощущает потребность в установлении более качественного контакта с родителями.
Как помочь ребенку преодолеть кризис первого года? Главное − не поддавайтесь собственному негативному настрою и желанию устроить ему взбучку за постоянные «сопли и слезы». На данный момент его поведение не имеет ничего общего с детской манипуляцией; плач и истерики — это единственная доступная ему форма выражения своих негативных эмоций. С одной стороны, сейчас вам важно сохранять хороший эмоциональный контакт с ребенком, чтобы снизить его напряженность, с другой — стимулируйте развитие его речевых навыков. Чем раньше вы научите ребенка говорить, тем быстрее ваше общение станет более продуктивным.
Это достаточно известное явление, о специфике которого родителям могут рассказать и воспитатели в садике, и педиатр в детской больнице. В целом оно выражается в том, что ребенок становится непослушным, трудноуправляемым, начинает перечить родителям, делать все наоборот. Он начинает проявлять принципиальность и упрямство в отстаивании своей позиции и достижении своих целей, иногда становится очень обидчивым. Выготский выделяет основные характеристики поведения ребенка, переживающего этот кризис: негативизм, упрямство, строптивость, самостоятельность, обесценивание, изменение мотивации.
За всеми этими весьма тягостными для родителей проявлениями скрываются весьма болезненные для ребенка процессы: он осознает себя как полноценную личность, имеющую не только сиюминутные потребности, но и наделенную определенными обязанностями. Он начинает ценить признание своих успехов близкими людьми, в то же время осознавая, что это признание нужно заслужить, а для этого зачастую следует поступать вопреки своим желаниям. С ростом самосознания увеличивается его дистанция с родителями, в то же время сохраняется его потребность в безусловной любви и принятии. Поэтому для преодоления этого кризиса специалисты рекомендуют продолжать сохранять теплые, доверительные отношения с ребенком, при этом предоставляя ему больше самостоятельности и выдерживая четкие дисциплинарные рамки. Будьте осторожны в применении запретов и наказаний (здесь читайте интервью психолога о том, как наказывать ребенка правильно).
Следующий — и последний — кризис детского возраста связан, во многом, с формированием самооценки, развитием рефлексии и переосмыслением ребенком своей роли в социуме. Ребенок может стать нервным, неуравновешенным, неконтактным, обидчивым. Он очень болезненно относится к тому, как окружающие воспринимают его «взрослый» статус, и расстраивается или раздражается, если подозревает, что его считают «маленьким». Игра как инструмент познания мира отходит на второй план; сейчас предпочтение отдается «взрослым» способам получения информации. У ребенка четко проявляется потребность в признании со стороны взрослых и сверстников, поэтому критика часто воспринимается «в штыки».
Родители помогут перенести ребенку этот кризис с минимальными потерями, если будут демонстрировать уважение к его личности и ее индивидуальным особенностям (не стоит критиковать его слабые стороны, сравнивать его с другими детьми и т. д.) и если дадут ему возможность как можно быстрее освоиться в новом «взрослом» статусе (помогут ему сформировать вокруг себя новую предметную среду, отвечающую его требованиям, будут способствовать развитию его коммуникативных навыков и умения конструктивно решать конфликты, помогут выбрать оптимальную сферу приложения его способностей).
detyvradost.ru
Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.
Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:
Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи — например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.
На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.
Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.
Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопониманиеДанный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.
Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о «собственном языке» крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.
На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому — постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.
Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка — он потихоньку начинает осознавать свою отдельностьЭта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.
Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.
Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.
Календарь кризисов развития малыша по неделямТак называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет — это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша. Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.
Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:
x
https://www.youtube.com/watch?v=dhRPSErEwuU
Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.
На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: аутизм: что это за болезнь?). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения — например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.
У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:
Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:
В других случаях подобные отклонения проявляются как:
В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.
Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.
Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:
Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.
x
https://www.youtube.com/watch?v=CMJgC56Fwzk
Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения — как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.
Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.
Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.
Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассникиВ подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:
Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.
x
https://www.youtube.com/watch?v=qWMIKSvf7bA
Похожие статьи по теме:
vseprorebenka.ru
Еще недавно малыш был лежащим кричащим пупсом, а теперь он стал озорным бегающим карапузом, которому все нужно пощупать и попробовать на вкус. А ведь прошел всего год. Многие родители замечают, что именно в этом возрасте их чадо становится просто неуправляемым, капризным и характерным деспотом, который командует бабушками, мамой, а порой и папой. Сразу все начинают думать, что они разбаловали ребенка, что это первые проявления его трудного характера, который будет с ним всегда. На самом деле все не так страшно, и вся эта вредность пройдет без ремней и наказаний. Такая резкая смена поведения человечка называется так - кризис 1 года у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от грудничка до прямоходящего, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону. В период с 9 месяцев и до полутора лет может начаться кризис одного года. Возрастные кризисы у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12-14 лет – основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый переходным возрастом, наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его не получится ни детям, ни их родителям.
Кризис 1 года у ребенка довольно несложно диагностировать, есть ряд определяющих признаков:
Кризис одного года психология называет нормальным явлением и дает понятные объяснения. После года малыш начинает активно ходить и бегать, у него появляется интерес к исследованию всего, что встречается у него на пути. Тут-то он и сталкивается с массой непонятых для него запретов не лезть в шкафы, не трогать лекарства, косметику, инструменты, провода, не открывать, не дергать. Совсем недавно ребенок видел, как родители все это делали и держали в руках, а ему почему-то нельзя. Психологи рекомендуют ставить как можно меньше запретов, обговорив это со всеми близкими родственниками, чтобы не получилось, что мама разрешает, а папа нет. Дать ребенку возможность залезть на нижние полки шкафов и полок, вытащить и сложить обратно лежащие там предметы, потенциально опасные заранее убрав из поля видимости юного исследователя.
Кризис ребенка первого года жизни не обходится без такой проблемы, как неотступное следование за мамой. Малыш всюду ее сопровождает, а если у него перед носом закрывают дверь ванной или туалетной комнаты, то может сильно и надолго расплакаться. Но этого можно избежать, если вовлечь маленького капризулю в игру, например, собирать цветные фантики, которые мама подсовывает под дверь. Можно петь песни, настукивать мелодии, хлопать в ладоши – все это станет ребенку доказательством, что мама рядом. Если женщина намерена уйти или выделить для себя некоторое время, то сначала надо провести хотя бы полчаса в тесном общении со своим чадом. Тогда он, пресытившись совместным времяпрепровождением, сам захочет свободы и самостоятельной игры.
Годовалый малыш частенько бывает упрям, отказываясь гулять, есть, спать, одеваться. Ему не важно, от чего отказываться, главное, что таким образом, как ему кажется, он проявляет свою самостоятельность. Показать, как надо делать правильно, помогут родственники или любимые игрушки: посадите куклу на горшок, накормите мишку кашей, умойте мордашку зайчику. Ребенок непременно захочет это повторить. Не стоит сильно настаивать на своем, если малыш не хочет есть или укладываться спать. Пусть займется, чем хочет, а через полчаса, возможно, проголодается и сам позовет маму на кухню.
Начинает активно проявляться излишняя самостоятельность, но родители ей не рады, считая, что их ребенок еще слишком мал делать что-то сам. Это одна из основных проблем, сопровождающих кризис одного года. Психология рекомендует не пресекать попытки малыша надеть шапку, расстегнуть кофту, вытереть пыль или самому кушать ложкой. Конечно, у мамы все это получится быстрей и аккуратней, но очень важно не заглушить детскую инициативу, иначе он привыкнет, что все делается за него, и заставить потом его убраться в своей комнате будет очень проблематично.
Существует 2 модели родительского воспитания в тот момент, когда начался кризис одного года. Первый возрастной кризис ребенка осложняется неспособностью малыша высказать свое недовольство и требования. Порой маленький скандалист тянет куда-то взрослых за руку или тычет пальчиком в неизвестном направлении. Они отмахиваются и не обращают внимания, но для ребенка это очень важно. В итоге родительское игнорирование провоцирует детскую истерику. Некоторые мамы и папы считают, что нужно не давать ребенку свободы, заставлять, запрещать и настаивать на своем. Ведь они стараются ради его блага и безопасности. Отчасти они правы, но не стоит забывать, что малыш – это уже личность, которая может хотеть смотреть мультфильм про Лунтика, а не про Чебурашку, любить яблоки, а не капусту, чувствовать обиду, страх, разочарование, радость, усталость. Если на корню пресекать все детские попытки самостоятельности и выражения собственных желаний и потребностей, то велик риск вырастить безынициативного лентяя, который привык, что за него принимают все решения. Совсем нетрудно позволить ребенку заниматься любимым делом, но в безопасном для него режиме. Хочет он играть с разноцветными таблетками, пусть играет, но можно заменить их на цветные крупные пуговицы. Любит не только рассматривать книги и журналы с картинками, но и рвать тонкие страницы, следует заменить их на детские книжки с плотными картонными листами. Любой запрет или действие для обязательного выполнения можно обыграть весело, творчески подойдя к воспитательному процессу так, что ребенок все выполнит, сам того не заметив.
Кризис 1 года жизни ребенка – это не болезнь, поэтому нет повода постоянно жалеть ребенка и разрешать ему все, баловать, считая, что ему сейчас плохо и трудно. В дальнейшем он сможет использовать свои перепады настроения как способ манипуляции родителями.
Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек – к 1,5 годам, у мальчиков – к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.
fb.ru