Развитие недоношенных детей. Ребенок 6 месяцев недоношенный ребенок


Недоношенный ребенок 6 месяцев |Ребенку 6 месяцев| NovorozhdennyjRebenok.ru

» Ребенку 6 месяцев

Физическое развитие недоношенного ребенка

Особенностью физического развития недоношенного ребенка является более интенсивный, по сравнению с доношенным, прирост массы и длины тела в течение первого года жизни. Исключение составляет лишь первый месяц, когда происходит физиологическая потеря массы тела и вес ребенка остается таким, как при рождении, или увеличивается незначительно.

К 3 месяцам недоношенные малыши обычно увеличивают свою массу тела в 2 раза, а к полугоду она утраивается. До полугодовалого возраста недоношенные дети ежемесячно прибавляют в росте от 2,5 до 5,5 см. После полугода темпы роста несколько снижаются. Рост на 7- 8-м месяце увеличивается на 2 см, а с 9 месяцев до года - на 1,5 см ежемесячно. В среднем недоношенные дети за первый год жизни увеличивают свою массу тела при рождении в 4-6 раз, глубоко недоношенные - в 6-8 раз. Рост и этот период увеличивается на 27-38 см в сравнении с ростом при рождении, и средний рост годовалых недоношенных детей составляет 70-77 см.

У детей первых месяцев жизни могут отмечаться вялость, малоподвижность, снижение мышечного тонуса. Врожденные рефлексы развиты плохо или отсутствуют. Однако у некоторых с 2-3-месячного возраста поведение может стать противоположным. Тонус мышц повышается, ребенок становится физически активным, подвижным. Он постоянно возбужден. Его сложно уложить спать, и он часто просыпается по ночам.

У недоношенных малышей более слабое здоровье, выше риск развития инфекционных заболеваний, они чаще подвержены ОРВИ, которые могут протекать с осложнениями. Для коррекции мышечного тонуса, повышения сопротивляемости организма, ускорения темпа психомоторного развития и улучшения психологического состояния врачи рекомендуют родителям заниматься с малышом массажем и гимнастикой. Массаж и гимнастику нельзя выполнять перед сном, чтобы не перевозбудить ребенка. Лучше выполнять их в течение дня, желательно в одно и то же время. Заниматься нужно за полчаса до кормления или спустя час после него. Ребенок должен хорошо себя чувствовать и быть в хорошем настроении. Занятие нужно построить так, чтобы малышу было интересно и весело, ни в коем случае не принуждать его к выполнению упражнений. Занятие проводится в хорошо проветренной, но не холодной комнате. Температура воздуха должна быть 22-24С. Если ребенок устал от упражнений, можно сделать небольшой перерыв, а затем продолжить выполнять комплекс. Если ребенок заболел, все занятия откладывают до его выздоровления. В этом возрасте вводят пассивные гимнастические упражнения. Они улучшают координацию движений у ребенка и способствуют формированию двигательных навыков.

В 3-4 месяца к применяемым приемам добавляют повороты малыша на бок, поочередно на правый и левый.

С 4-5 месяцев малыш должен учиться тянуться за заинтересовавшей его игрушкой и брать ее в руки.

С 5-6 месяцев родители должны осторожно заставлять малыша ползать.

С 7-8 месяцев нужно поощрять попытки ребенка сидеть и стоять, но только втом случае, если он хорошо держит спину.

В 9-10 месяцев ребенок обычно уже встает около опоры, в 11 пытается ходить вдоль опоры, держась за нее.

В 12-13 месяцев ребенка учат самостоятельно ходить.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

В силу различных обстоятельств, новорожденные могут появиться на свет раньше времени. К таким причинам можно отнести следующие факторы:

  1. неблагоприятная обстановка в семье;
  2. ранняя беременность ;
  3. хронические заболевания родителей, в частности матери;
  4. ранее перенесенные аборты или же многоплодная беременность и т.п

В таком случае родителям придется приложить гораздо больше усилий и проявить максимальное количество внимание еще не полностью сформировавшемуся крохе. Недоношенные дети не могут похвастать тем, что их внутренние органы и системы сформированы в полной мере. Они имеют низкий вес, от одного до двух с половиной килограмм. Рост младенца может быть в пределах 35-46 см. Это и не удивительно, ведь недоношенные дети рождаются между 24 и 37 неделями беременности. Спровоцировать преждевременные роды может негативное психическое состояние матери, вредные привычки или раннее перенесенный травмы.

Недоношенные детки могут различаться между собой как внешним факторам, так и по степени развития. Ясно, что кроха, рожденный на 25 неделе беременности будет уступать в развитии малышу, рожденному на 35 неделе. Но, тем не менее, у каждого недоношенного ребенка имеются такие факторы:

Незрелость организма недоношенных детей обуславливает особенный подход к уходу. Недоношенным детям присваивают степени. Так І и ІІ степени могут достаточно быстро восстанавливаться после рождения, набирать вес и развиваться. Труднее приходится глубоко недоношенным деткам. Им набирать весь значительно труднее из-за проблем с усвоением некоторых веществ организмом. Не смотря на то, что уход за недоношенным ребенком будет особенным, развитие такого малыша будет протекать в последовательности общих этапов развития детей, которые родились в срок.

Как развивается недоношенный ребенок по месяцам

1 Месяц -в этот период кроха плохо набирает вес, ведь его сосательный рефлекс может отсутствовать (до того как малыш сам сможет есть, его кормят с помощью зонда), а ЖКТ ребенка недоразвит. Если легкие еще не в состоянии дышать самостоятельно, ребенка подключают к искусственной вентиляции. На начальном этапе недоношенный ребенок пребывает в кювезе.

2 Месяц – способствует тому, что ребенок начинает набирать вес, но во время приема пищи быстро устают. Молодой маме нужно приложить все усилия, чтобы сохранить лактацию и удовлетворить потребности ребенка в грудном молоке. На втором месяце от момента рождения, недоношенным детям все также тяжело удерживать голову, нежели его ровесникам, рожденным вовремя.

3 Месяц – к этому возрасту можно ожидать, что вес ребенка, рожденного раньше срока увеличится в три раза. А вот терморегуляция тела малыша все еще недоразвита, поэтому необходимо кроху тепло одевать и поддерживать температуру окружающей среды не менее 24С. В этом возрасте ребенок все еще много спит, что дает ему возможность сохранять энергию и крепнуть.

4 Месяц – к этому моменту малыш начинает удерживать голову, делает первые попытки фиксировать взгляд и произносить звуки. На данном этапе малыша можно начинать приучать к массажам, воздушным ваннам и водным процедурам. Только все перемены должны носить постепенный характер.

5 Месяц – к большой радости родителей, ребенок начинает улыбаться, усовершенствует подачу звуков, прилагает усилия, чтобы схватить игрушку.

6 Месяцев – это полугодовалый срок должен подвести кроху к увеличению его веса в два или даже в два с половиной раза. Детки могут поворачивать голову на звук, отличать чужих людей от близких. К полугодовалому возрасту, при значительных усилиях родителей, недоношенные детки значительно сокращают разницу в развитии между собой и детьми ровесниками, рожденными в срок.

7 Месяцев -ребенок может самостоятельно перевернуться на спину с живота, может начать брать пищу с ложечки, начинает «гулить» и готовит свое тело к ползанью.

8 Месяцев – может переворачиваться со спины на живот и в обратную сторону, уже вовсю качается на четвереньках или даже делает несколько попыток перемещаться.

9 Месяц – к этому времени мышцы ножек малыша достаточно окрепли, чтобы удерживать ребенка некоторое время с опорой. Ребенку интересна пища, как предмет исследования, он ее может брать ручкой из тарелки.

10 Месяц -ребенок уже умеет играть, обращает внимание на издающие звуки игрушки, может подниматься на ножки по опоре и стоять. Выражает настроение с помощью звуков.

11 Месяц – к этому возрасту, ребенок откликается на свое имя, уже умеет или активно учится ползать, уверенно стоит на ножках и ведет себя активно. В целом, к этому возрасту, недоношенный малыш почти догнал своих сверстников.

Похожие записи

Первый год развития недоношенного ребенка по месяцам

Таблица развития недоношенного ребенка по месяцам

  1. месяц. Ребенок активно увеличивает массу тела, поднимает головку. В первый месяц, недоношенные дети проявляют низкую активность и много спят. Матери необходимо постоянно находится рядом, обеспечивать максимум тактильного контакта, говорить с ребенком. Если у малыша отсутствует глотательный рефлекс, кормление происходит через зонд. Следует остерегаться развития острой гипоксии, в противном случае, потребуется дополнительная подача кислорода. Набор массы тела происходит медленно. Это обусловлено еще и тем фактом, что в первые недели жизни, ребенок теряет некоторый процент от первоначального веса при рождении. Лишь к середине месяца, процессы набора массы активируются.
  2. месяц. Ребенок старается поднять голову, располагаясь лежа на животе. Для недоношенных детей, на втором месяце жизни, характерна быстрая утомляемость от малейшего усилия, например, кормления. В этот период, малыш требует усиленного питания, поэтому матери следует сцеживать молоко, и давать его дополнительно. На этом этапе, родителям необходимо внимательно следить за психическим развитием малыша. При обнаружении крика и судорожного синдрома у ребенка, возникающего в ответ на тактильный контакт или звук, следует срочно показать малыша врачу. На втором месяце жизни, масса тела начинает набираться активнее, порой даже превышая норму у обычных детей. Рост увеличивается на 3-5 см ежемесячно.
  3. месяц. У ребенка проявляются рефлексы, реакция на звук. Отмечается фиксирование взгляда и развитие мимических реакций. Матери необходимо тщательно следить за здоровьем малыша, уделять много внимания уходу. Регулируйте температуру воздуха в помещении, где находится ребенок, проводите проветривания, тепло одевайте малыша. Остерегайтесь длительного нахождения ребенка в одной позе, во время его сна. К третьему месяцу, ребенок может удвоить массу тела.
  4. месяц. Малыш поднимает и удерживает голову, улыбается и четко фиксирует взгляд. В этот период можно начать проводить легкий массаж. Обязательно много гуляйте с ребенком, и обеспечивайте ему воздушные ванны. Ребенок подрастает еще на несколько сантиметров. Если вы замечаете отсутствие ответного взгляда, это повод обратиться к детскому врачу.
  5. месяц. Ребенок рефлекторно реагирует на звук, поворачивает головку по направлению к его источнику. У малыша проявляется улыбка и движения конечностями, он издает звуки. К пятому месяцу многие дети пытаются захватывать игрушку, у них проходит судорожное напряжение конечностей, характерное для первых месяцев. В этот период, наступает время начать активное общение с ребенком и его развитие.
  6. 6 месяц. Малыш ориентируется по звуку, даже если его источник не находится в поле зрения. Ребенок уверенно захватывает игрушку, начинает говорить некоторые слоги и лепетать, громко смеяться. Поскольку в полгода у крохи наступает момент, который практически сравнивает его развитие с обычными детьми, для родителей наступает время для активного общения с ребенком, и его развития. Масса тела, к этому возрасту должна утроиться, по сравнению с весом при рождении.
  7. месяц. Ребенок самостоятельно переворачивается, активно играет, громко и долго гулит, различает предметы. Происходит всплеск психоэмоционального развития. Малыш уже умеет отличать чужих людей от близких, самостоятельно берет игрушки и прочие предметы. Поскольку для этого возраста характерны попытки ползать, родителям нужно приложить максимум усилий для их развития.
  8. месяц. Особенно увеличивается двигательная активность. Ребенок меняет позы, активно ползает, предпринимает попытки сесть. Ищет предмет в ответ на вопрос матери о том, где он находится. Малыш подолгу лепечет и гулит. Нередко, семимесячные недоношенные дети, уже могут принимать пищу с ложечки. В это время, нужно начать обучение ребенка отдельным коротким словам.
  9. месяц. Ребенок самостоятельно садится, придерживаясь за опору. Предпринимает попытки произнести слоги и отдельные маленькие слова, намеревается повторить речь взрослых. Ввиду особой активности ребенка, родителям следует скрупулезно и внимательно контролировать малыша, и особенно его попытки самостоятельно встать. Не оставляйте ребенка надолго в одиночестве.
  10. месяц. Ребенок самостоятельно уверенно стоит, держась за барьер, концентрирует внимание на движущихся предметах, отчетливо произносит слоги и звуки, переступает. Активно производит различные манипуляции со знакомыми предметами. Поскольку для этого возраста характерно повторение малышом за взрослыми, нужно уделить больше внимания его речевому развитию, подолгу общаться с ним и учить его словам.
  11. месяцев. Малыш реагирует на собственное имя, может начать произносить отдельные слова. С легкостью ползает и стоит. Предпринимает попытки первых шагов. Физическая и психоэмоциональная активность в этом возрасте, сравнивается с обычным детским развитием. Родителям необходимо ввести специальную гимнастику, и продолжать проводить массажи. У детей с тяжелым недонашиванием, только в это время могут появиться первые зубы.
  12. месяцев. Малыш уверенно стоит без опоры и поддержки, реагирует на окружающих, предпринимает активные попытки общения со взрослыми. Может ходить с поддержкой, разнообразно действует по отношению к предметам. Произносит первые слова. К годовалому возрасту, недоношенный ребенок должен в общей сложности прибавить в весе в 5-7 раз, от массы тела при рождении. Рост ребенка увеличивается на 25-38 см.

Если Вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями.

Источники: http://www.eurolab.ua/child/2303/5956, http://nimfa-mama.ru/nedonoshennyiy-rebenok-razvitie-po-mesyatsam/, http://www.37sekretov.ru/razvitie-nedonoshennogo-rebenka-po-mesjacam

Комментариев пока нет!

novorozhdennyj-rebenok.ru

Развитие недоношенных детей: основные особенности и принципы

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информацияНаблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели)Рост (см)Масса тела (гр)
2835,91124
2937,91381
3037,91531
3138,91696
3240,41827
3341,32018
3443,62235
3544,42324
3645,32572
3747,62771

Исходя из приведенных данных, можно рассчитать рост и вес недоношенных детей в зависимости от их хронологического возраста.

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информацияОбычно ближе к двум годам детки, рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

Речь и ее восприятие

Деятельность

Эмоции

4 месяца (16 недель)

Моторика

Язык

Деятельность

Эмоции

6 месяцев

Моторика

Речь и ее восприятие

Деятельность

Эмоции

9 месяцев

Моторика

Речь и ее восприятие

Деятельность

Эмоции

Год

Моторика

Речь и ее восприятие

Деятельность

Эмоции

15 месяцев

Моторика

Речь и ее восприятие

Деятельность

Эмоциональное

18 месяцев

Моторика

Речь и ее восприятие

Деятельность

Эмоции

2 года

Моторика

Речь и ее восприятие

Деятельность

Эмоции

Заключение

Теперь, руководствуясь этими параметрами, вы знаете, по каким принципам развиваются недоношенные дети. А, как известно, кто предупрежден – тот вооружен. Помните, что ваш малыш, рожденный раньше срока, как никто другой требует к себе внимания и заботы. Поэтому рекомендуем вам всегда быть начеку, и в случае, если вы отметили существенные отклонения, – обратиться за консультацией к специалисту.

deti.baby-calendar.ru

Недоношенный ребенок

Психомоторное развитие недоношенного ребенка

Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка, особенно рожденного преждевременно. От того, как он сумеет приспособиться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как справится с нарушениями в состоянии здоровья, зависит благополучие и гармония последующего его развития.

! Необходимо помнить, что на первом году жизни организм ребенка пластичен, обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению.

Это касается поврежденных или задерживающихся в своем развитии функций органов и систем.

Психомоторное развитие недоношенного малыша зависит от степени недоношенности, его массы тела при рождении, условий внутриутробного развития, состояния здоровья младенца на первом году жизни.

Так же, как вес и рост ребенка, сроки психомоторного развития являются индикатором правильного вскармливания и воспитания малыша. Не забывайте, что воспитание недоношенного ребенка должно начинаться с первых месяцев жизни. Для этого необходимо больше и с любовью наблюдать за своим малышом, знать его особенности, читать специальную литературу по воспитанию детей.

По сравнению с доношенными, психомоторное развитие ребенка, родившегося преждевременно, естественно, несколько замедлено; больной недоношенный малыш достигает уровня развития доношенных сверстников в более поздние сроки.

В 5,5—7,5 месяца идет интенсивное психоэмоциональное развитие, недоношенные дети отличают чужих от близких.Появляется длительное и разнообразное гуление, дети берут игрушку, предложенную взрослым, лепет появляется уже в 6-8 месяцев.В возрасте 6—8,5 месяца у детей развиваются движения в горизонтальном положении: по-вороты на живот, с живота на спину, ползание на животе.В возрасте 9—12 месяцев дети осваивают движения в верти¬кальном положении (самостоятельно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, переступают, придерживаясь за неподвижную опору, стоят с поддержкой и самостоятельно, встают самостоятельно).В возрасте 8-12 месяцев психоэмоциональное развитие детей продолжает совершенствоваться: они подолгу занимаются игрушками, действуя с ними по-разному, подолгу лепечут, произносят одно и те же слоги, повторяют их за взрослыми.Навыки самостоятельности при кормлении (ест с ложки, сам держит ложку, хлеб) у недоношенных детей появляются в возрасте с 6-6,5 месяца до 10 месяцев, а навыки опрятности — с  9-12 месяцев.По сравнению с доношенными детьми психомоторное развитие детей, рожденных преждевременно, естественно, несколько замедленно; больные недоношенные дети достигают развития доношенных сверстников в более поздние сроки.Недоношенный ребенок в своем физическом и психомоторном развитии на протяжении 1 года — 3 лет постепенно достигает уровня развития детей, рожденных в срок. Чем меньше масса тела младенца при рождении, чем больше степень его недоношенности, тем в более старшем возрасте достигает он уровня развития своего доношенного сверстника.Однако следует отметить, что темпы нарастания массы тела у недоношенного малыша более высокие по сравнению с детьми, рожденными в срок, и чем меньше масса тела ребенка при рождении, тем интенсивнее идет ее нарастание на протяжении первого года жизни. Но, несмотря на высокие темпы ее нарастания у недоношенного младенца, к первому году жизни все же возможно ее отставание от массы тела доношенных сверстников. Этот ребенок достигает уровня физического развития доношенных детей лишь к 2-3 годам.Нельзя «требовать» от недоношенного малыша, чтобы он сразу же «походил» на ребенка, рожденного в срок.

Младенец с недоношенностью I степени имеет, как правило, лишь временное отставание темпов психомоторного развития, поэтому его можно считать практически здоровыми.Исходя из этих соображений, для малыша 1-й группы предлагаются массаж и физические упражнения, представленные девятью комплексами. Они отличаются от комплексов для здоровых доношенных детей большей постепенностью увеличения нагрузки, как в самом комплексе, так и на протяжении всего первого года жизни (так, если для доношенных сверстников предусмотрено 4-5 комплексов, то для младенца этой группы — 9). Это дает возможность выбора более дозированной и индивидуальной нагрузки.Для недоношенного ребенка 2-й группы также подбирается комплекс массажа и гимнастики из девяти представленных комплексов. Подбирается он не по паспортному возрасту малыша, а в соответствии с уровнем его психомоторного развития.Недоношенный младенец 3-й и 4-й групп имеет не только более выраженные во времени сдвиги в становлении нервно-психических реакций и движений, у него могут быть и неврологические нарушения, связанные с поражением ЦНС (центральной нервной системы), чаще встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и других органов и систем.При выборе комплекса для этой группы младенцев надо тем более учитывать не паспортный возраст ребенка, а истинный, который определяется уровнем его развития. Например, малышу 8 месяцев, но по своему психофизическому развитию он соответствует 5 месячному. По-этому за основу занятий с ним нужно взять комплекс гимнастики для 5 месячного ребенка, а дополнительно, если есть какое-либо заболевание, использовать соответствующие рекомендации.Малыш с сочетанными заболеваниями может быть во всех группах. Вероятность проявления и тяжесть заболевания ребенка, естественно, увеличиваются с повышением степени «риска».Среди комплексных мероприятий по выхаживанию недоношенного малыша важное место занимает лечебная физкультура.

www.ejik-topotushka.ru


Смотрите также