Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Методика проведения теста на умственную отсталость. Тест на умственную отсталость ребенка 5 лет


Диагностика Умственной Отсталости у Детей

Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.

Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем  причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.

Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

  • Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
  • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
  • Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
  • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
  • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
  • Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования)  для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.

Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

1.     В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.

2.     У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.

3.     Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).

4.     Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).

5.     Тест Айзенка (с 18 лет и старше).

6.     Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.

В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости  обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.

medblog.by

Тест на умственную отсталость. Метод проведения и результаты

Для оценки интеллекта в медицинской психологии используются стандартизированные тесты. Они позволяют получить точные количественные показатели уровня интеллекта обследуемого с относительно небольшой погрешностью.

В соответствии с принятыми в России стандартами медицинской и психиатрической помощи, в качестве теста на умственную отсталость используется адаптированный тест Векслера. По сравнению с европейскими и американскими стандартами, у нас приняты более высокие значения нормы. Адаптация теста производилась с учётом соответствия его результатов российским критериям умственного недоразвития.

В отечественной традиции диагноз умственной отсталости выставляется с учётом комплекса клинических и психиатрических показателей и коэффициент интеллекта (IQ) является только одним из них. Окончательный диагноз выставляется только после глубокого психиатрического обследования и всестороннего изучения психической деятельности.

Общая характеристика теста

Тест Векслера для измерения уровня интеллекта был разработан в 1939 году Дэвидом Векслером.

Дэвид Векслер (David Wechsler) – ведущий американский психолог румынского происхождения. Его самыми известными работами стали взрослый и детский тесты для диагностики интеллекта. Он изменил систему оценки интеллекта, разделив его на общий, вербальный и невербальный. Его тест является самым используемым в мире и обновляется каждые 10 лет группой психологов.

В состав опросника Векслера входят 11 групп вопросов. Они разделены на 5 тестов на невербальный интеллект и 6 на вербальный. Отдельный тестовый набор содержит от 10 до 30 вопросов или задач увеличивающегося уровня сложности.

Невербальная группа тестов включает такие задания:

  • поиск недостающей части картины,
  • сложение фигур,
  • шифровка,
  • указание последовательности рисунков.

К вербальным тестам относятся:

  • тесты, выявляющие общий уровень понятливости, осведомлённости, способностей,
  • поиск общих черт,
  • запоминание рядов цифр.

При оценке результатов каждый подтест оценивается отдельно, с последующей унификацией результатов. На итоговый диагноз влияет как общий уровень интеллекта, так и соотношение его вербальной и невербальной частей, а также результаты каждого теста.

По результатам теста можно судить о том, какие сферы интеллекта тестируемого развиты лучше и какие хуже. Нарушения в каждом подтесте специфичны и свидетельствуют о проблемах в разных сферах интеллектуальной деятельности.

Также анализируется качественная сторона выполненного теста, которая может указывать на определённые нарушения.

Виды теста Векслера

Векслер предложил детский и взрослый (WAIS) вариант своего опросника. Второй недостаточно изучался в России и потому для медицинской диагностики используется ограниченно.

Детский тест разделён на WPPSI – тест для детей 4-6 лет и WISC – для детей старшего возраста (до 16 лет).

Невербальный блок теста включает следующие задания:

  • кубики Косса,
  • поиск деталей,
  • шифровка,
  • ряды картинок,
  • сборка фигур.

Вербальная часть теста состоит из следующих подтестов:

  • арифметика,
  • словарный запас,
  • понятливость,
  • осведомлённость,
  • запоминание цифр,
  • поиск сходства.

Выполнение заданий теста требует от ребёнка около часа. Задания выдаются с нарастающей сложностью. Существуют средние возрастные показатели, по которым и оцениваются результаты теста. Также учитываются скорость и правильность ответов.

Тест на умственную отсталость для взрослых по структуре аналогичен детскому варианту – он включает 11 подтестов, из которых 5 относятся к невербальной шкале и 6 к вербальной.

Характеристика вербальной шкалы

Она включает 6 подтестов. Результаты заданий в этой шкале явно зависят от общего уровня образованности и культуры опрашиваемого. Сильно влияет на результаты знание языка, на котором написан тест. Результаты большинства заданий не изменяются с возрастом.

  • Арифметический. Содержит 14 заданий, рассчитанных на уровень начальной школы и решаемых устно. Оценивается не только правильность, но и скорость решения. Кроме способности к вычислениям оценивается умение концентрировать внимание. На его результаты заметно влияют профессиональные особенности и образование, возраст влияет слабо.
  • Словарный запас. Тестируемого просят объяснить значение слов. Первые 10 – используемые в ежедневной речи, далее 20 понятий среднего уровня сложности, последние 12 – абстрактные термины. Результаты этого подтеста наиболее устойчивы к воздействию внешних факторов и способности испытуемого угадать ответ. Часто на него ориентируются при оценке результатов других шкал.
  • Запоминание цифр. Подтест состоит из двух частей – в одной из них необходимо запомнить и воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр. Во второй части испытуемому зачитывают от 2 до 8 цифр, которые он должен воспроизвести в обратном порядке. В этом тесте оценивается кратковременная память и активное внимание. С уровнем интеллекта связан слабо, однако имеет большую диагностическую ценность – неспособность воспроизвести 4 числа в прямом порядке указывает на слабоумие. С возрастом ухудшается способность воспроизводить ряды в обратном порядке.
  • Поиск сходства. Тестируемому предлагают 13 пар предметов, для которых он должен найти и указать общие черты. Оценивается способность к понятийному мышлению. Данный тест показателен в отношении способности к абстрагированию, обобщению, логическому мышлению. Его результаты заметно ухудшаются при старении.
  • Понятливость. Тестируемому предлагают 14 фраз, которые он должен объяснить. Оценивается способность рассуждать.
  • Осведомлённость. Содержит 29 вопросов, по которым диагностируют уровень простых, житейских знаний. Специальных знаний не требуется.

Характеристика невербальной шкалы

Данная шкала включает 5 подтестов. Они диагностируют как знания, так и способность испытуемого взаимодействовать с окружающим миром, его моторное развитие. Результаты тестов этой шкалы зависят от опыта деятельности.

  • Поиск недостающих деталей. Состоит из 21 картинки с отсутствующим элементом. Результаты указывают на способность находить важные признаки и внимательность. На решение одной картинки выделяется 20 секунд.
  • Ряды картинок. Состоит из 8 рядов картинок, связанных общим сюжетом. Испытуемому они предъявляются в нелогичной последовательности, и его задача – восстановить порядок сюжета. Оценивается правильность и скорость решения. Результаты характеризуют способность к экстраполяции, умение понять ситуацию, собрать целое из частей.
  • Шифровка. Испытуемому даётся ключ, в котором указаны символы, соответствующие основным 9 цифрам. Далее он должен записать соответствующий символьный код под каждым из данных ему 100 чисел. Оценивается зрительно-моторная взаимосвязь, координация, внимание и восприятие. Результаты этого теста быстро ухудшаются с возрастом.
  • Кубики Косса. Испытуемому предоставляются 40 карточек с красно-белыми схемами и набор кубиков красного и белого цвета. Необходимо собрать из кубиков изображенные схемы.
  • Поиск деталей. Испытуемому выдаются 4 набора карточек с изображением знакомых предметов (рука, слон, человек, профиль человека). Он должен собрать полную картинку из её частей. Результаты характеризуют способность к синтезу.

Порядок проведения тестирования не определён жестко. Начальные задания подтестов и тест «кубики Косса» предназначены для лиц с предполагаемой умственной отсталостью. Остальным испытуемым сразу дают более сложные задания. Если испытуемый не справляется с этими заданиями – переходят к начальным заданиям подтестов.

Результаты теста

  • Ниже 69 баллов – уровень умственной отсталости, встречается у порядка 2% обследуемых.
  • 90-110 баллов – средний уровень, характерный для большинства популяции.
  • Более 120 – высокий коэффициент интеллекта.

onevroze.ru

Тест на дебильность

Термином дебильность или умственная отсталость характеризуется группа разнообразных состояний, которые проявляются в различной степени и нарушают нормальную, соответствующую возрасту жизнедеятельность человека. Происходит это следствии дефекта познавательных способностей.

Люди с умственной отсталостью имеют интеллектуальное развитие ниже нормы, испытывают трудности с обучением и социальной адаптацией. Медицинская статистика свидетельствует, что распространенность заболевания достигает 1%.

Как проявляется умственная отсталость?

Для выявления умственной отсталости детские психиатры используют определенную классификацию. Состояние проявляется такими признаками:

  • сниженным уровнем интеллекта;
  • системно наблюдаемым общим недоразвитием речи;
  • неустойчивостью внимания, невозможностью его распределения;
  • малым объемом, замедленностью и фрагментарностью восприятия;
  • абсолютно некритичным и слишком конкретным мышлением;
  • низкой продуктивностью памяти;
  • слабым развитием познавательных интересов;
  • неустойчивостью и неадекватностью эмоций.

Почему возникает умственная отсталость?

Развитие интеллекта во многом определяется наследственностью и окружающей средой. Медики отмечают, что в большинстве случаев причину дебильности установит не удается. Достоверно установлено, что ряд негативных факторов во время беременности может способствовать нарушениям умственной способности будущего ребенка. Самая основная причина — употребление алкоголя и некоторых препаратов с сильными и непредсказуемыми побочными эффектами. Неправильное, несбалансированное питание, прохождение сеансов лучевой терапии во время беременности, перенесенные инфекционные заболевания, например, краснуха, также могут иметь значительное влияние .

Причиной умственной отсталости могут быть хромосомные аномалии, например, болезнь Дауна, или наследственные заболевания: кретинизм, фенилкетонурия. Преждевременные роды, травмы головы новорожденного при родах, низкое содержание кислорода в крови новорожденного также могут привести к интеллектуальной недоразвитости.

Выявление и диагностирование

Наиболее очевидным умственное недоразвитие становиться в том возрасте, когда ребенок в норме приобретает навыки речи и движения. Как правило, это происходит к третьему году жизни. У детей с умственной отсталостью наблюдается позднее держание головы, сидение, ползание, агукание, а также позднее произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

В процессе взросления обнаруживается, что их эмоциональные реакции импульсивны, проявляются крайностями, без полутонов. Побуждения к действию примитивны и часто бесцельны. В дальнейшем становится заметным слабое мышление, преобладание конкретного над абстрактным. Точная диагностика возможна лишь в возрасте 5-7 лет.

Прежде чем установить окончательный диагноз, медики назначают обследования, в ходе которых выявляют причину возникновения умственной отсталости. Необходимо исключить наличие наследственного дефекта обмена веществ — гомоцистонурии и фенилкетонурии. Также назначают цитогенетическое обследование, исключая те случаи когда причина известна, например, гипотиреоз, мукополисахаридозы или болезнь Дауна.

В России используется адаптивный вариант теста Векслера для измерения интеллекта детей и взрослых. По результатам тестирования IQ ниже 30 характеризуется полной задержкой развития мышления и речи, 30-44 свидетельствует о тяжелой форме, 45-50 — умеренной, 60-80 легкой форме умственной отсталости. Если результаты показывают уровень интеллекта от 80 до 90, таких детей нельзя назвать умственно отсталыми, скорее диагностируется задержка умственного развития. Также используется методика Равена (с 4,5 лет), тест Айзенка (с 18 лет), тесты Амтхауэра, Кеттелла. Точная диагностика возможна лишь с 5-7 лет.

tvoyaybolit.ru

Как называется тест определяющий умственную отсталость у ребенка? :: Умственная отсталость тесты - 25 Декабря 2013

Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70. Пограничные случаи, когда IQ колеблется от 65 до 85, в зависимости от тех или иных обстоятельств могут быть отнесены как к норме, так и к умственной отсталости. Традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, также является условным. В соответствии с наиболее распространенной классификацией различают три уровня или степени отсталости: легкую (IQ 50–69), умеренную (IQ 20–49), тяжелую (IQ ниже 20)

Здравствуйте,Полина. Моему сыну 5 лет ,у него детский раннний аутизм,сенсорно -моторная алалия-направляют на оформление инвалидности,и вот тут выяснилоь,что еще и умственная отсталость в диагнозах пристствует,причем этэ врач непроводил никаких тестов,в садике,дефектолог,на комиссиях пмпк,говорят,что аутизм с сохранным интелектом,я сама вижу,что ребенок совершенно нормальный.Знаю,что есть какой-то тест,что-то типа тест Варнера,или как то так называется,его проводят психологи при установлении уровня отсталости,хочу про него поитать,что там вообще за вотросы и задания.

Умственная отсталость- (малоумие, олигофрения от др.-греч. — малый + — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум). Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня. выделяет три основных критерия умственной отсталости: Уровень интелекта ниже, чем 70. Наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации. Указанное состояние наблюдается с детского возраста.

Каковы симптомы умственной отсталости? Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь - с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для людей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков. Различают несколько степеней умственной отсталости: Легкая умственная отсталость (IQ=50-70). Дети с этой степенью отсталости обычно обучаемы. В течение дошкольного периода у них могут быть достаточно развиты навыки общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сферы может быть выражено в минимальной степени. Именно поэтому они не слишком отличаются от здоровых детей до наступления более поздних возрастных периодов. В течение школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны родителей и педагогов освоить программу до 5-го класса включительно. Становясь взрослыми, они могут осовить социальные и профессионально-технические навыки, достаточные для достижения минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и помощи в сложных социальных или экономических ситуациях. Умеренная умственная отсталость (IQ=35-49). При этом виде умственной отсталости возможно обучение некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут научиться некоторым речевым или другим коммуникативным навыкам. Более сложные социальные навыки у них почти не развиваются. В связи с этим а также из-за недостаточного развития двигательной сферы, их можно обучить низквалифицированным видам труда, причем работать они могуть только в специально приспособленных условиях. Их можно обучить также навыкам самообслуживания. В повседневной жизни они нуждаются в наблюдении и руководстве. Тяжелая умственная отсталость. (IQ=20-34) Дети с этой степенью умственной отсталости отличаются резким недоразвитием не только интеллектуальной, но и двигательной сферы. У них практически отсутствует речь, и они неспособны к обучению и воспитанию в дошкольном возрасте. В более старшем возрастном периоде их можно обучить нескольким словам или другим несложным способам коммуникации. Им также могут оказаться доступны некоторые элементарные гигиенические привычки.

Источник: википедия, http://psychintro.narod.ru/child.html

Также спрашивают:

grablace.clan.su

Как оценить интеллект ребенка. Интеллектуальные способности детей.

06 12 2015      Сергей Зиновьев       3 комментария

Как оценить интеллект ребенка и интеллектуальные способности детей наилучшим образом? Помните советский фильм «Карнавал»? Молодые Муравьева и Абдулов, Москва 1970-х. А обращал ли кто-либо из вас, роль кого в этом фильме исполнила Ирина Муравьева? Она ведь задолго до всяких людей дождя и игр разума прекрасно сыграла умственно отсталую девочку. К чему это я?

Сейчас в СМИ начинается какая-то очередная истерия по поводу «особых детей»: аутистов, даунов, сирот и иже с ними. Никогда еще со времен нацистской Германии отношения здоровых и «особых» не были бы пропитаны такой взаимной ненавистью. Хотя нам все равно не жить друг без друга — надо уживаться и делиться. Как ниточке с иголочкой. Что здоровые сохраняют крупицы альтруизма и человеколюбия только благодаря больным, что больные без здоровых не выживут и с ними (здоровыми) придется делиться частью немаленьких привилегий. Давайте поговорим об этом спокойно, без истерии и «соплей розовых». Что такое интеллектуальная недостаточность?

В самом общем виде под интеллектом понимают одно из трех: способность к обучению, способность к абстрактному мышлению. способность к адаптации. Под умственной отсталостью  (олигофренией) понимается широкая группа психических расстройств , основным появлением которых является задержка интллектуального (психомоторного) развития , проявляющаяся с первых лет жизни. То есть это — необучаемость, неразвитость абстрактного мышления и трудности в адаптации. Но это еще как посмотреть — во многом умственно отсталые превосходят здоровых! Один мой пациент, пожилой даун, не мог самостоятельно одеться. Но на скамеечке в парке он обыгрывал всех в шахматы, имея первый юношеский разряд — просто он все партии помнил наизусть. Еще один детедомовский дебил на моей памяти с первого раза сдал на автоправа и потом закончил консерваторию по классу вокала — ну шикарные у него были данные! А еще один такой же за минуту мог открыть ложкой любую машину и уехать на ней до первого поста ДПС.

Процент страдающих умственной отсталостью — около 1% населения , болеют преимущественно мужчины (в 1,5 — 2 раза чаще). Но это искусственный перекос — просто на девочках не висит военкомат с 16 до 27 лет, и требований к ним поменьше. В среднем на 100 случаев умственной отсталости приходится  85 пациентов с легкой формой , 10 — умеренной , 4 — тяжелой и 1 — глубокой степенью. В малообеспеченных семьях с низким уровнем культуры она обнаруживается у 10 — 30% детей.Чем более выражена степень умственной отсталости , тем раньше она обнаруживается. Пик приходится на первые школьные годы.

Часто под маской умственной отсталости проходят случаи так называемой социально-педагогической запущенности .Они имеют тенденцию к компенсации в благоприятных условиях дальнейшего развития. Чем глубже умственная отсталость — тем чаще она сочетается с явлениями церебрального паралича , судорожного синдрома и патологии органов чувств. Средняя продолжительность жизни ниже , чем в популяции , и снижается по мере выраженности расстройства.

Как таковой единой причины нет,  расстройство возникает в результате воздействия комплекса различных мозговых вредностей. Из наиболее известных — фактор наследственности, злоупотребление родителей — алкоголем, физические травмы плода и новорожденного, перенесенные матерью инфекционные заболевания, генные нарушения, резус-конфликт, экопатология, преждевременные роды. Более чем в 50% случаев причина так и не выявляется.

Важнейшим фактором ранней диагностики умственной отсталости является несоответствие выявляемых показателей психомоторного развития ребенка с общепринятыми стандартизованными возрастными нормами. Вот основные усредненные показатели по общепринятым данным:

Моторное развитие

1 месяц — поднимает подбородок

2 — поднимает грудь

3 — пытается достать , но промахивается

4 — садится с посторонней помощью

5 — сидит на коленях взрослого , хватает предметы

6 — хватает движущийся предмет , сидя на высоком стуле

7 — самостоятельно садится

8 — стоит с посторонней помощь

  • стоит , за что-либо удерживаясь
  • ползает
  • ходит с посторонней помощью
  • встает , держась за опору
  • взбирается по ступенькам лестницы
  • стоит без посторонней помощи
  • ходит без посторонней помощи

Умственное развитие

  1. 0 — 2 года сенсомоторная стадия, включает в себя :

1 месяц — врожденные рефлексы (сосание, хватание)

1-4 месяца — моторные навыки — условные рефлексы при взаимодействии ребенка со средой (сосательные движения при виде бутылочки  с соской и схватывание ее )

4-8 месяцев  — циркулярные реакции — развитие координации систем восприятия и моторики (сотрясение погремушки)

8-12 месяцев — координация средств и целей — придает действиям ребенка все большую преднамеренность (отодвигает руку взрослого , чтобы достать спрятанную за ней игрушку)

12-18 месяцев — открытие новых средств (можно достать висящую игрушку лежащей рядом палкой)

18-24 месяца — изобретение новых средств — оригинальное решение проблемы с помощью имеющихся средств и способов

II.Стадия конкретных операций, включает в себя :

2-5 лет  — предоперациональный  уровень. Развитие символического мышления, позволяющего представлять предметы или явления с помощью мысленных образов и обозначать их названиями, а не прямыми действиями.

5-8 лет — первый уровень конкретных операций. Ребенок становится способен понять что два признака предмета (например, форма и вес), не зависят друг от друга («что тяжелее — килограмм пуха или килограмм железа?»). Он может располагать предметы в ряд по какому — либо признаку (цвет или размер, или живые существа и неодушевленные предметы).

8-11 лет — второй уровень конкретных операций. Помимо представлений о массе и объеме, ребенок получает представление о времени и скорости, об измерениях с помощью эталонов. Это позволяет упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы  или физические задачи.

  • 11 — 15 лет — стадия формальных операций.Мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Формируется абстрактное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Формируется сексуальное влечение, а также нравственность как следствие рассудочной деятельности.

Отклонение от возрастных показателей может служить основанием для консультации детского психиатра.Однако большинство пациентов попадают в поле зрения психиатра поздно , в связи со школьной неуспеваемостью и трудностями поведения.

Принципы лечения.

Оптимальный метод — профилактика. Это — работа центров планирования семьи и генетических консультаций, медико-социальная поддержка малообеспеченных семей, психопедагогические мероприятия для самих пациентов. Они включают в себя привитие навыков самообслуживания, взаимодействия с окружающими, вовлечение в трудовую деятельность. Семейная психотерапия и групповые реабилитационные программы улучшают адаптацию пациентов. Конечная цель — ликвидация социальной беспомощности и сохранение трудоспособности в меру доступного. Эмоциональные проблемы и заниженная самооценка успешно корректируются в группах с использованием транзактного анализа. Психотропные препараты имеют вспомогательное значение при осложнении вторичной симптоматикой (аффективные , поведенческие и другие расстройства).

С пациентом нужно общаться четким , доступным для его понимания языком, избегая излишней поучительности и превосходства в беседе. Взрослый человек с интеллектуальным уровнем ребенка на самом деле не является ребенком. Любые проявления его конструктивной деятельности достойны поддержки и похвалы, но без слащавой покровительности.

Многие пациенты склонны легко входить в детскую  пассивно-подчиняемую роль благодаря неправильному воспитанию  ставящему своей целью в первую очередь управляемость и послушание. Эта позиция является безусловно вредной и часто осложняется проявлениями психологического и физического насилия, насмешками и издевательствами со стороны окружающих.

Нужно быть очень осторожным в прогнозах, избегая разговоров, что ребенку нельзя ничем помочь. Обучение в обычной школе является неоднозначным шагом — при лучших возможностях для компенсации интеллектуальной сферы велик риск отвержения сверстниками. 

Основные клинические формы.

Диагностируются по показателям тестов интеллекта (методика Векслера и другие), выраженным в баллах (IQ).

Легкая степень (50 — 69 баллов), или дебильность, соответствует уровню развития 9 — 12-летнего ребенка. В дошкольном возрасте пациенты практически неотличимы от психически здоровых. Могут осваивать программу вспомогательной или 5 — 6 классов обычной школы, самостоятельно проживать, вести хозяйство и трудиться на посильных работах. Помощь им требуется по большей части в серьезных, критических ситуациях.

Умеренная степень (35 — 49 баллов, 6 — 9 лет), или имбецильность. Школьное обучение маловероятно. Возможно привитие примитивных навыков самообслуживания, легкий труд в специально созданных условиях. Необходимо постоянное наблюдение и руководство в большинстве ситуаций.

Тяжелая форма умственной отсталости (20 — 34 балла, уровень развития ребенка 3 — 6 лет). Развитие речи, моторики, навыков самообслуживания минимально. Требуется постоянное постороннее наблюдение и контроль.

Глубокая степень, или идиотия (ниже 20 баллов, до 3-х лет) предполагает неспособность к вербальному (словесному) общению и самообслуживанию. Большинство пациентов не способны передвигаться, неопрятны физиологически, требуют постоянного ухода и надзора.

Пограничная умственная отсталость (субдебильность) существовала в прежней классификации болезней. Это уровень интеллекта по Векслеру 75 — 90 баллов и умственное развитие 13 — 14-летнего подростка со всеми вытекающими последствиями.

Прогноз.

При невежестве и асоциальности родителей, завышенных требованиях к ребенку или отвержении прогноз неутешителен. Такие пациенты даже при неглубокой умственной отсталости не могут сформировать социально приемлемых навыков, инвалидизируются и заканчивают жизнь в заведениях социального обеспечения. Многие из них попрошайничают, бродяжничают, совершают кражи и грабежи, становятся жертвами злоумышленников.

Своевременно начатые психопедагогические мероприятия и адекватное поведение родителей способны в значительной мере улучшить адаптацию пациента во всех сферах жизни. Наиболее уязвимым звеном адаптации является сексуальность, в сфере которой более успешны пациенты женского пола. Не менее половины всех пациентов (особенно девочек) снимаются с наблюдения психиатром по достижении компенсации в зрелом возрасте.

Большинство психокоррекционных и реабилитационных программ для умственно отсталых включают «мягкое управление» ребенком со стороны близких, рациональную организацию жизни и быта с избеганием конкуренции и элементарную профессиональную подготовку.

Симулятивное поведение.

Аггравация (преувеличение) умственной отсталости может иметь место при решении экспертных вопросов (признание инвалидом , определение годности к военной службе , судебно-психиатрическая экспертиза). То есть например,  человек с субдебильностью начинает вести себя как имбецил.  Обычно предъявляются жалобы на «плохую память», «забывчивость», «что-то такое на меня нашло», не подтерждаемые объективно при смене темы беседы, наблюдении за поведением вне ситуации обследования , сохранности навыков самообслуживания и социальной адаптации. В ходе обследования агграванты склонны отвечать на задаваемые вопросы стереотипным «не знаю» или «не помню» без попыток сосредоточения и воспоминания, а также ошибочных ответов после определенного периода размышлений (например, при истощении). При уличении в притворстве качество выполнения заданий обычно повышается.

Диссимуляция (сокрытие)  умственной отсталости может иметь место, когда пациент по собственному желанию либо настоянию близких хочет прекратить наблюдение психиатра (например , для получения водительских прав). В качестве доводов обычно приводятся полное отсутствие жалоб на душевное здоровье и утверждение о том, «что все вообще нормально». Даже при отсутствии достоверной информации диссимуляция может быть распознана при обследовании интеллекта с помощью психологических методик (обычно — тест Векслера) , определяющих интеллект как некую сумму баллов, сопоставляемую с возрастными усредненными показателями.

Вот. в принципе, довольно «сухой» остаток от эмоций и предрассудков в отношении психически здоровых и умственно отсталых. А еще есть и частичная одаренность многих психически нездоровых лиц, и просто мистические вещи, которые часто происходят рядом с такими людьми. Ведь не зря в ужасах того же Стивена Кинга в качестве «фокальных лиц» фигурируют или ребенок, или дебил. Но об этом — в следующих постах. Не забудьте оставить комментарий, поделиться информацией в социальных сетях и подписаться на мою рассылку. Спасибо!

 

Если Вам понравился этот материал — поделитесь им с друзьями!

Спасибо!

 

С уважением, Сергей Зиновьев. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии и наркологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, врач поликлиники ВКА им. А.Ф. Можайского, научный сотрудник отдела неотложной психиатрии, наркологии и психореабилитации СпбНИИСП им. И.И. Джанелидзе.

Мои услуги Обо мне Партнерская программа

psymiracle.ru

Умственная отсталость у детей: симптомы, диагностика

Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

  1. Органическое поражение мозга при родах.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Детский церебральный паралич.
  4. Генетические нарушения обмена веществ.
  5. Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
  6. Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
  7. Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
  8. Микроцефалия.
  9. Гидроцефалия.
  10. Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
  11. Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
  12. Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.

При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия — это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

Признаки

Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

Легкая степень умственной отсталости

Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.

 

Умеренная умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

Тяжелая степень отсталости

При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

Диагностика

Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

  • синдром Аспергера;
  • шизофрения;
  • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
  • печеночная энцефалопатия.

Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности (гипоксия плода, краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

Загрузка...

.

golmozg.ru

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации

План:

  1. Методические рекомендации
  2. Цели и задачи исследования
  3. Общая инструкция к проведению исследования
  4. Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов
  5. Количественный анализ групповых тестовых результатов
  6. Интерпретация результатов
  7. Стимульный материал методики

Назначение: используется для исследования структуры умственных способностей.Содержание субтестов:1. Дополнение предложений — способность формулировать суждения.2. Выбор слова — проверка чувства языка, понимание значения слова.3. Аналогии — комбинаторные способности, подвижность и переключаемость мышления.4. Обобщение — способность к формированию понятий.5. Числовые ряды — теоретическое математическое мышление.6. Память — исследование кратковременной памяти, умение работать с формальными признаками и смысловыми признаками, сохраняемыми в памяти.7. Фигурки — способность к пространственному воображению, конструктивные способности.8. Кубики — способность к объемно–геометрическому анализу.Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами.6-7 лет — до момента поступления в 1-й класс и начало 1-го класса.7-8 лет — конец обучения в 1-м классе.8-9 лет — 2-й класс.9-10 лет — 3-й класс.10-11 лет — 4-й класс.11-12 лет — 5-й класс.9-12 лет — невербальная часть теста.Комплексное использование адаптированных методик позволяет получить сведения об уровне интеллекта и его структуре. При использовании всех вариантов теста на протяжении пяти лет можно проследить динамику развития общих умственных способностей.Интеллект понимается как субструктура в структуре личности человека, как структурированная целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях и дают человеку возможность жить жизнью действующего субъекта. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы.Тест позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях: 1. Общий уровень интеллекта выявлен на основе общего результата, переведенного в стандартный показатель. При интерпретации, однако, необходимо учитывать следующие специфические требования со стороны теста:а) тест требует определенной быстроты мышления;б) из–за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения; поэтому более адекватно сравнить испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста;г) общие достижения в тесте явно зависят от социокультурных условий, т.е. от неспецифического учения.

2. Интерпретация профилей на базе группы субтестов, близких по факторному признаку. Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединять в следующие группы:а) вербальные субтесты, требующие способности обращаться со словами, как с символами (субтесты 1, 2, 3, 4, 6). У лиц с высшей результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентированы на общественные науки или изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальное мышление;б) математический субтест, требующий способности обращаться с математическими символами, с числами;в) наглядные субтесты, которые выявляют уровень мышления, основанного на наглядности (наглядно-образное). Высокая результативность в наглядных субтестах (7, 8) указывает на превалирование «конкретного» мышления, на мануально-техническую или иную направленность интеллекта. Кроме того, тест позволяет определить профили на основании результатов по отдельным субтестам. Лучшая результативность в субтестах 1 и 3 указывает на одаренность «скорее практическую», в то время как лучшая результативность в субтестах 2 и 4 говорит об одаренности «скорее теоретической». Однако необходимо учитывать и результаты по остальным субтестам, особенно если опыт в наших условиях не полностью подтверждает точку зрения Амтхауэра (а если и да, то только по отношению к вербальному интеллекту, т.е. к общественно–научной ориентации одаренности). Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности — подвижности мышления в тесте: у лиц, достигших лучших результатов в субтесте 4 по сравнению с субтестами 3 и 7 можно ожидать скорее ригидное мышление, и наоборот, у лиц с высшими результатами в субтестах 3 и 6 можно ожидать большую подвижность мышления.

3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам. На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта, исходящих из направленности отдельных субтестов:1) дополнение предложений: возникновение рассуждений, здравый смысл, акцент на конкретно–практическое чувство реальности;2) исключение слова: классификация, чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность вчувствоваться; включается рецептивный компонент.3) аналогии: словесно-логическое мышление, способность комбинировать, подвижность мышления, индуктивное мышление.4) обобщение: способность к абстракции, образование понятий; присоединяется умение словесно выражать мысль.5) нумерические ряды: индуктивное мышление с числами, больше теоретическое нумерическое мышление; присоединяется ритмический компонент.6) мнестическое умение: способность запоминать, удерживать заученные слова, а также выносливость к нагрузке и длительность сосредоточения.7) выбор геометрического образца: воображение, богатство представлений, наглядно–образное мышление; присоединяются конструктивные компоненты.8) задачи с кубиками — пространственное воображение; могут присоединяться аналитические компоненты.Возможно индивидуальное и групповое предъявление теста. Время для решения отдельных субтестов различно, но возможен и вариант, при котором максимальным временным интервалом для каждого субтеста будет служить десятиминутный интервал. Для решения всего теста необходимо (вместе с инструкциями) 90 минут. Для того чтобы сократить время, тест поделен на две части: вербальную и невербальную. Обе части самостоятельны и могут предъявляться как самостоятельно, так и вместе. Учитывая ограниченное время для решения задач, важно, чтобы испытуемые полностью поняли инструкцию и проверили способ решения задач. Инструкция вместе с указанием решения отдельных для каждого субтеста задач, а также задачи для решения приводятся в данном пособии в соответствующих разделах.Учитывая сложность теста и ограниченность времени для решения, важно, чтобы были соблюдены все условия для оптимального решения теста, а также чтобы психолог, использующий этот метод, имел опыт работы с тестом.

www.vashpsixolog.ru