Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации. Ребенок 5 лет медленно говорит


Почему ребенок быстро говорит

Каждая мама ждет, когда же малыш заговорит и скажет первые слова. Ребенок произносит первые слова, и мама начинает переживать, почему он не произносит все звуки. Когда уже малыш успешно разговаривает предложениями, выстраивает тексты в речи, возникает новый вопрос: почему ребенок быстро говорит.

 

Проблема быстроговорящих людей – это не только детская проблема. Среди взрослых часто встречаются «тараторящие». Многочисленные обсуждения на форумах свидетельствуют о том, что такая особенность мешает в жизни, потому что окружающие не понимают речь быстроговорящего. Решать проблему необходимо еще в детстве.

 

Проблема связана со слишком быстрым темпом речи, с проглатыванием слов и звуков, заиканием и запинками. Слушающий не успевает за ходом мыслей говорящего и не может расслышать полностью все слова. У детей проблема быстроговорения встречается чаще, и это не всегда означает, что нужно бежать к логопеду. Чтобы устранить недостаток речи, нужно выяснить причину его появления.

Многие дети слишком эмоциональны, легковозбудимы. Это и понятно: они открывают мир, узнают много нового, получают массу ярких впечатлений. Хочется обо всем рассказать, особенно когда эмоции переполняют, и возможен быстрый темп речи. В таких случаях ребенка можно тактично остановить и попросить говорить медленно, объяснив, что взрослые не понимают его рассказ, хотя им очень интересно.

Быстрая речь часто встречается у детей с ранимой нервной системой. Такому ребенку необходимо обеспечить спокойную атмосферу в семье. Дети бывают очень медлительными, но легкоранимого ребенка лучше не торопить: пусть живет в своем ритме.

Быстрая речь может быть признаком болезни тахилалия. Тахилалия характеризуется быстрым речевым потоком, в устранении которого участвуют психолог, логопед, психиатр и невролог. При тахилалии требуется медицинское обследование ребенка и назначаются физиотерапия и медикаментозное лечение. Логопед работает с ритмикой речи, подбирает упражнения, призванные замедлить скорость произношения предложений. Стоит отметить, что есть и болезни, связанные, наоборот, с замедленной речью.

Нарушение темпа речи может наследоваться от взрослых. Если в семье ребенок годами слышит быструю речь, он будет общаться также и тараторить, как мама или бабушка. Поэтому взрослым важно следить за своей речью и стараться говорить правильно, четко произнося звуки и тщательно проговаривая все слова.

Быстрая речь может развиться в силу привычки. Ребенок привык говорить быстро, пока родители вдруг не обратили на эту особенность речи внимание. В этом случае можно поработать с помощью нехитрых упражнений:

 

  • Во-первых, нужно попросить ребенка специально говорить очень медленно, превратив это в игру: кто будет говорить медленнее. Можно давать задание проговаривать медленно скороговорки. Вспомните актеров, над темпом речью которых занимаются при подготовке к профессии: они говорят размеренно не только на сцене, но и в жизни. В отношении ребенка не надо бояться, что он начнет говорить слишком медленно. После долгих упражнений на медленное говорение установится золотая середина: ребенок не начнет медленно говорить, но он станет говорить не быстро.
  • Во-вторых, можно с ребенком договориться о специальном знаке, который мама будет подавать, если ребенок начал говорить слишком быстро.
  • В-третьих, сейчас огромное количество детских театральных студий и кружков. Профессионалы поставят речь ребенку. Кроме того, он научится выступать на сцене перед зрителями, читать выразительно различные тексты, что очень пригодится во взрослой жизни. Любой кружок раскрывает творческий потенциал ребенка!

Таким образом, причин быстроговорения много. Это может быть серьезным заболеванием и привычкой, которую можно устранить. Нельзя запускать эту речевую особенность, т. к. она усилится в подростковом возрасте и может остаться на всю жизнь, принося взрослому трудности в общении с окружающими.

15.12.2016
Расскажите об этом друзьям →

cityforkids.ru

Ребенок медленно ест! - Советы, помощь и консультации психологов

Вопрос психологу

Спрашивает: Елена

Категория вопроса: Дети

18.08.2016

Мой ребенок (4,6г)медленно ест, я особо на это не обращаю внимания,думаю со временем пройдет.Но вот в саду воспитатель этим обеспокоена,мол скоро учебный процесс...надо подготовиться к занятиям(столы убрать,материал подготовить), а мой ребенок еще ест, что ей тяжело потом будит влиться в уже наченное занятие...Как мне быть,что говорить ребенку, что б она ела в саду побыстрее(а не рассматривала, что происходит вокруг),и уже вместе со всеми приступала к занятиям,так что б не вызвать негативные эмоции ни к приему пищи,ни к занятиям,ни к воспитателю?спасибо.

Ответы психологов

Уважаемая Елена!

Ребенку ничего не нужно говорить, акцентировать на этом ее внимание. У меня, взрослого человека, до сих пор "жива" фотография из детского сада: несколько детей сидят за столом (я в том числе) в садике, куда собрали всех, кто медленно ест, видимо в знак особого позора. Чтобы мотивировать меня быстрее выпить кисель с пенкой и суп с плавающим в нем вареным луком (от лука и пенки меня просто тошнило), мне говорили: "За тобой пришла твоя мама, пока не съешь, не пойдешь к маме". Это издевательство над ребенком, т.к. за счет детей они замазывают свое неумение вкусно готовить и не предлагать ребенку то, что он терпеть не может, не заставлять съедать столько, сколько он съедать не хочет. Подготовьте себя к мысли, что все дети разные, у всех разный тип нервной деятельности, так что, сколько ни говори ребенку: "Делай быстрее!", это не сработает. Ничего плохого не вижу в медлительных детях (сама медлительная), они делают медленно, но тщательно, аккуратно, в отличие от торопыг. НЕ стала бы я обращать внимание на то, что говорит воспитатель, поймите, каждый преследует свои цели всегда, например вспоминаю разговор с учительницей, когда сын учился в первом классе, она убеждала родителей, чтобы, добиваясь чистописания, ребенок писал палочки в тетрадке не 1 строчку, а несколько строчек. пока не получится хорошо. Один толковый детский психолог спросил меня: "Маманя, чего хочешь: чтобы напрочь отбить у ребенка желание учиться, чтобы он был нервным и неуравновешенным или чтобы писал, как может, но был здоровым?" Я выбрала второе и поняла на всю жизнь: учительнице важно выставить напоказ как можно больше тетрадок с красивыми буквами, это является оценкой ее учительского мастерства, а мне, матери, важно, чтобы мой ребенок был здоровым и счастливым. Если будете торопить дочку, она не станет ни здоровее, ни счастливее. Желаю Вам жить своим умом. не поддаваясь на пугающие заявления других людей.

С уважением, семейный психолог,

Волженина Лилия Михайловна, психолог Новосибирск

                           Уважаемая Елена!

Ребёнок может есть медленно по-разным причинам. Однако Вы упомянули в своем письмо очень важный момент: дочь ест медленно ест, потому что отвлекается, рассматривая всё вокруг.

Если Ваша дочка ест медленно только потому что отвлекается на все происходящее вокруг, значит у неё довольно серьёзно нарушено внимание. Скорее всего, ей сложно сосредоточиться не только на еде, но на других видах деятельности, что в будущем может стать серьёзной проблемой для успешного обучения, несмотря даже на высокие умственные способности.

Тяжелые роды, гипоксия, недоношенность и другие проблемы, которые  могут быть причиной нарушения внимания, необходимо пролечить у невролога, который подберет комплексное лечение. Однако необходимо знать, что для преодоления этой сложной проблемы потребуется не меньше двух лет курсового лечения по 2-3 раза в год с тем, чтобы к школе преодолеть неравномерное развитие головного мозга, которое выражается в нарушении внимания.

Даже если после первого курса Вы достигли улучшения, лучше закрепить достигнутое, чтобы всё не вернулось вновь. Для этого Вам как матери надо будет проявлять известную настойчивость в поисках квалифицированного специалиста.

Если у Вас есть возможность, Вы можете обследовать Вашего ребёнка, чтобы уточнить настоящую причину нарушения внимания. Например, очень важно сделать УЗИ сосудов мозга и сосудов шеи, а также МРТ или рентген шейного отдела позвоночника. Поскольку частой причиной родовых повреждений, которые становятся причиной плохой успеваемости, эмоциональной неустойчивости, нарушения внимания, памяти и гиперактивности, оказывается нестабильность шейного позвонка и другие шейные проблемы.

Если проблемы нарушения внимания не лечить вовремя (примерно с 3 до 7 лет), то есть большая вероятность того, что ребёнок не будет заинтересован в учебе или у него не будет достаточно развита ответственность за свои поступки в будущем.

Если же Ваша дочь ест медленно из-за того, что её до этого возраста кормили взрослые, и у неё нет навыков самостоятельности, то Вам придется применять педагогические приемы и обратиться за консультацией к психологу.

Вам надо также уточнить, нет ли у ребёнка страхов, которые могут быть причиной её нежелания по скорости есть наравне с другими. Тогда понадобится психотерапия детского психолога.

Можете обращаться за консультацией по скайпу!

Желаю вам успехов!

Римма Дюсметова, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов Челябинск

Здравствуйте, Елена. Для начала нужно разобраться и найти причину, почему малыш медленно ест. А причин может быть несколько... Возможно, детсадовская стряпня не нравится (или определенное блюдо), потому он сидит и "ковыряется". Спросите ребенка, так ли это, нравится в саду еда или нет. В данном случае заставлять есть и давить не надо, если малыш не хочет. А возможно порция для ребенка слишком велика, с таким объемом ему справиться не под силу. Тогда не хочет - пусть не ест.      Спросите также у воспитателя, сколько времени они отводят на еду. Если менее 15 минут - грешить на ребенка нечего. Да, есть малыши, которые могут поесть как в армии солдаты за 5 минут, но в большинстве случаев на тщательное разжевывание нужно больше времени. "Кто дольше жует - тот дольше живет", - гласит народная мудрость. К тому же бывает, что суп подали достаточно горячим, вот малыш и ждет, пока остынет.    Другая возможная причина медленной еды: ребенок чрезмерно любознателен или рассеян, постоянно отвлекается на интересное вокруг и на посторонние раздражители, имеет нарушенное внимание. Воспитатели должны организовать прием пищи так, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Если разговорчивый сосед - пересадить за другой стол. Также можно у психоневродога проконсультироваться, нет ли физиологических причин нарушения внимания, не нужно ли пройти лечение.

Некоторые дети, привыкшие к гиперопеке дома, постоянно ждут помощи взрослых во время всех режимных процессов - при одевании, купании, складывании игрушек. Может ваш ребенок ждет, чтобы нянечка или воспитатель его покормили? В возрасте вашего ребенка такое лучше не практиковать, он уже должен есть самостоятельно.

 Но скорее всего, причина медленной еды скрыта в личных особенностях ребенка, в типе его темперамента. Если он флегматик, медлительный от природы, то заставить его ускориться крайне сложно. Попробуйте научить малыша самостоятельно контролировать время и успевать сделать задуманное, уложившись в отведенный временной отрезок. Как научить чувству времени дошкольника? Воспользуйтесь песочными часами. Ставьте их перед малышом, например, когда он должен собрать игрушки, поесть, одеться. Пока сыпется песок, ребенок должен успеть справиться с заданием. Так постепенно малыш начинает чувствовать время. Если задание большое, дайте возможность его выполнить в течение 2х переворачиваний песочных часов. Но постарайтесь не оскорблять ребенка, не называть обидными словами типа "копуша" - этим вы только усугубите ситуацию! Удачи!

Хамула Наталия Петровна, психолог г. Тирасполь

здравствуйте.Елена.Если ребенок медленно есть так часто,что это становится его симптомом,то мы говорим об его отутствии умения жить здесь и сейчас.То есть,его рот жует,а мысли-в другом месте.Это указывает на то,что ребенка уже долгое время не понимют(быстрее всего,дома).Его родители не откликаются на его текущие потребности месяцами или годами.И ребенок начинает изолироваться от текущей жизни.так как,любой ребенок,если на его интересы не откликаются,уходит из реальности в свои мечты. И живет в них.так как,близкие взрослые люди выходят из доверия.Думаю,Вам важно проконсультироваться в живой консультации у аналитика на предмет ревизии воспитания ребенка.И,если будут найдены недочеты,то будут даны рекомендации.Если ошибки уже длительны,то процесс устранения ошибок может занять до года новых отношений.

Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград

18.08.2016 | 1478

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

www.all-psy.com

Ребёнок всё делает очень медленно

Вопрос психологу

Спрашивает: Любовь

Категория вопроса: Дети

28.04.2013

Моему сыну 6 лет. Воспитываю я его не силой, а всегда объясняю, что да как, да почему. Если так сделает - будет один итог, сделает иначе - другой. Он очень сообразительный мальчик, отлично умеет договариваться. Но есть у нас одна проблема: он всё делает ооочень медленно, приходится повторять десятки раз. С утра просыпается, говорю "умывайся, пойдём завтракать". Идёт в ванную, но до неё не доходит, начинает разговор с бабушкой, с папой, или начинает заниматься ещё каким-то делом. Повторяю ещё раз, "умывайся, завтрак на столе". Отвечает "хорошо", встаёт с места и опять вместо ванной находит себе миллионы занятий. Уже сели с отцом за стол, ребёнка нет. Смотрю, он снова чем-то занят или просто без толку сидит на диване. И так до тех пор, пока я не стану у него над душой и не убежусь, что он дошёл до ванной и умывается. Умывается тоже не 5 минут и не десять, а порой и по полчаса. Такая же картина у нас с одеванием, с уборкой, выполнением заданий по подготовке к школе, и прочими бытовыми и не только делами. Пыталась ему объяснить, рисовала линейку времени, показывала сколько он времени тратит и сколько бы времени у него высвободилось на интересные дела и игры. Пока не работает. Что делать? Как научить ребёнка слушаться с первого раза, ну хотя-бы со второго и заниматься тем делом, которое он запланировал или начал?

Ответы психологов

Платонова Лариса Владимировна

Психолог Тольятти

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам

Любовь, доброе время.  Соглашусь, что очень важно для ребенка, тем более перед школой, уметь  слушаться и четко заниматься запланированными делами. Хорошо, что Вы ищите ответы, пробуете «линейку времени». Очень мудро. Что можно ещё посоветовать?

1. Если такой темп деятельности и  поведения был всегда у Вашего сына, то, возможно, за этим стоит особенность развития нервной системы. И лучше обязательно проконсультироваться у невролога. Таким  «копушам»  трудно удерживать цель, они отвлекаются на кучу других интересных побочных событий. И, действительно, прийти завтракать могут поздно вечером. Им обязательно нужно спокойное сопровождение взрослого. Т.е. при выполнении любых заданий сыну ненавязчиво надо напоминать конечную цель , причем как его желание. Например, «Сынок, ты хотел умыться» или «Ты хотел одеться и идти на улицу», а не «Сколько уже можно! Когда, наконец, умоешься!».

Не стоит ждать, что он сейчас срочно  сам научиться управлять временем. Научиться, но значительно позже. Поэтому сейчас -  сопровождение. И обязательно учите уроки вместе всю начальную школу. Прочитайте книги: Екатерина Мурашова «Дети-тюфяки и дети – катастрофы» и Анна Гиппиус «Как пережить 1 сентября».

2. Если такое замедление темпа произошло в последнее время, то, возможно, это стресс. Реакция на перегруженность эмоциями, переживаниями, делами и обязанностями. Тогда в этом случае, необходимо сбалансировать нагрузки, упорядочить режим дня. Больше прогулок, витамины, эмоциональная поддержка ребенка. С уважением, ЛВ.

Здравствуйте,Любовь.Предполагаю,что медлительность ребенка-способ бегства или избегания Вас.Так как Вы ассоциируетесь,вероятно, со строгостью,доминированием,контролем,порицанием,пристыжением.Все это противоречит детскому поведению ребенка.Ведь,оснва его существования-не в Ваших правилах,а в его желаниях совершать что-то детское и интересное для себя.И,если Вы это порицаете и устраняете,меяя на требования и контроль-ребенок отказывается от радости и детской эмоциональности.если это повторяется изо дня в день,интерес к детству уходит далеко вглубь,а остается разочарование и скука.А делать то,что он должен-он еще не готов.Возраст не тот.Вот и возникает медлительность.Способ тянуть время,направленное на исполнение взрослого поведения.А он хочет детства.

28.04.2013 | 1042

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

www.all-psy.com

Ребенок 5 лет плохо разговаривает, что делать?

Умение говорить – одно из самых важных в современном мире. Она не только позволяет ребенку выразить свои желания и потребности, но также является важнейшим инструментом современной социализации ребенка. Первые слова в жизни малыша всегда вызывают море радости у его родителей. Но что, если ребенок слишком затягивает с ними, или говорит не четко?

Причины явления

Существуют определенные статистические данные, которые свидетельствуют о том, какой должен быть словарный запас малыша. Так, в возрасте двух лет словарный запас ребенка уже должен включать в себя не менее пятидесяти слов. В три года малыш должен уметь составлять предложения, состоящие из восьми слов. А к четырем годам, ребенок уже должен знать до двух тысяч слов. Но если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, что делать в таком случае?

В первую очередь, необходимо найти причины случившегося. Речевые расстройства в таком возрасте делят на несколько групп:

- нарушения в звукопроизношении;

- нарушения в ритме и темпе речи;

- нарушения слуха и связанные с ними речевые расстройства;

- недоразвитие или потеря имевшейся речи.

От конкретной причины зависят действия родителей. Первые два случая в плане лечения являются более легкими, чем другие. Дело в том, что хотя они и приводят к ненормальной речи, исправить ситуацию легче, поскольку проблема кроется не в физиологии ребенка.

Другое дело – потеря слуха малышом. Если такое случилось, его речь не будет развиваться. Проверить, имеет ли место подобная причина достаточно легко. Достаточно издать громкий звук и проследить, отреагирует ли на него малыш. Если этого не произойдет, тогда с большой долей вероятности у ребенка есть проблемы со слухом. Пока они не будут решены, он не научиться нормально говорить.

Еще одна серьезная проблема – недоразвитие речи. В большинстве случаев причиной этого является запаздывание в развитии нервных клеток речевой зоны левого полушария. Такое возможно, если малыш пережил инфекцию, интоксикацию или получил родовую травму.

Что делать?

Итак, ребенок достиг 5 лет, но до сих пор плохо разговаривает, что делать, дабы исправить ситуацию? В первую очередь необходимо выяснить, в чем причина этого. Сделать это смогут только врачи, поэтому стоит обратиться за медицинской помощью. После того, как будет определена причина, врач назначит лечение. В зависимости от того, что мешает ребенку нормально говорить, будут зависеть дальнейшие действия родителей.

При расстройствах первой группы предписываются специальные упражнения для исправления артикуляции. Иногда вместе с ними необходимо проводить упражнения и для правильного распознавания звуков. Но все это должен проводить опытный специалист. В данном случае – логопед. Самостоятельное исправление такого дефекта может привести к его усугублению. Другое дело, если причиной плохого произношения являются физиологические проблемы – неправильный прикус и т.п. В таком случае родителям необходимо устранить этот дефект, то есть обратиться к хирургу, специализирующемуся на челюстно-лицевой хирургии.

Тонизирующие средства, лечебная гимнастика и занятия по логопедической ритмике применяются при нарушениях темпа и ритма речи. Если при этом наблюдается заикание, ребенок должен находиться под наблюдением невропатолога.

Если причина расстройства речи в потере слуха или ее недоразвитии, следует немедленно обращаться к врачу. Специалист определит, насколько нарушен слух ребенка и, в зависимости от этого, подберет индивидуальный курс лечения. Возможно, ребенку придется даже пройти курс лечения в специальном лечебном учреждении.

Главной ошибкой родителей является ожидание первых слов ребенка в возрасте, когда у него уже должен быть сформирован определенный словарный запас. В таком случае, ожидание может привести к потерянному времени, которое можно было бы использовать для лечения. Поэтому при обнаружении проблемы, следует немедленно обратиться к врачу.

mamairebenok.com

Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации

Начнем с того, что «плохо говорит» - очень размытая формулировка, но именно с нею родители обычно прибегают на всякие форумы и онлайн-консультации, а ведь всего-то и нужно, что показать ребенка специалисту.

Дефектолог, логопед Наталия Николаевна Коленчук советует родителям не заниматься догадками, а при первых же сомнениях или волнениях вести ребенка к логопеду, и вот почему: «В наше время количество детей с нарушениями речи и отставанием в развитии просто огромно. Логопедические сады переполнены, дефектологи – нарасхват. Причин, к сожалению, не знает никто, сваливают и на «чернобыль, радиацию», но это лишь одна из возможных причин».

Родители детей, которые ходят в детский сад, а особенно родители первоклассников, подтвердят: как минимум несколько человек в группе или классе не успевают за программой по тем или иным причинам. И речь идет не о специализированных, а об общеобразовательных учебных заведениях.

Читай также: Детей нужно учить говорить с рождения

Развитие ребенка проходит определенные этапы и имеет установленные нормы, сверившись с которыми можно определить, есть ли повод для беспокойств.

«Речь человека развивается по своим законам: сначала ребенок должен научиться понимать речь и механически повторять отдельные слоги и звуки. Ребенок запоминает, учится вычленять из речевого потока необходимые слова, параллельно пополняя пассивный словарный запас. То есть ребенок еще не может произнести «машина», но он может показать ее, если к нему обратиться «покажи, где машинка». Важным этапом является развитие слухового внимания. Для того, чтобы убедиться, что проблем со слухом нет, можно просто хлопнуть в ладоши достаточно громко и близко – младенец поморщится, заплачет, хоть как-то, но отреагирует. К сожалению, детей с нарушениями слуха также очень много, поэтому стоит уделить особенное внимание этому вопросу. Слуховое внимание необходимо развивать: повторение простых ритмов, серии звуков, хлопков, ударов, узнавание источника звуков и т.д. Если в год-полтора ребенок вообще не начинает говорить, нужно делать артикуляционную гимнастику, массаж пальчиков рук».

Лепка, рисование, музыка, танцы, куклы, крупная и мелкая моторика, подвижные игры и игры на внимание, методики раннего развития – все это необходимо для развития, в том числе и речи ребенка.

Есть дети, которые растут сами по себе: посадил, а они и выросли и зацвели и плодоносят, будто природа сама их ведет. А есть дети, требующие тщательного ухода, постоянного контакта со взрослыми, которые будет направлять, помогать.

«Обязательный плановый осмотр у логопеда не зря показан в 3 года. В этом возрасте ребенок может говорить на своем «птичьем» языке, но должен уметь рассказать свою любимую сказку или мультик, даже если его понимает только мама, словарный запас – не менее 300 слов. В 5 лет речь ребенка уже должна быть полностью сформирована, он должен уметь сочетать слова по падежам и числам. В этом возрасте нарушение произношения некоторых звуков встречается у большинства детей, но это не означает, что к логопеду идти не обязательно. Обратите внимание на запоминание букв и чтение – это также говорит о развитии речи, только не устной, а письменной. Если не помочь ребенку сейчас – потом это будет сделать гораздо труднее и дольше, а впереди школа…

Не нужно бояться слова «психиатр», нужно бояться упустить время – за недоразвитием речи могут скрываться серьезные проблемы в психическом развитии, которые в этом возрасте успешно корректируются».

Если ребенок начал заикаться, растягивает слова, запинается, не всегда отзывается или делает вид, что не слышит (иногда проблемы со слухом начинаются у детей после приема антибиотиков) – это повод показать ребенка врачу.

«С 4-4,5 лет регулярные занятия в логопедической группе, а еще лучше – логопедический сад – лучший вариант в случае речевых нарушений. Можно заниматься дома с мамой, но для этого логопед сначала должен поставить звук, научить маму определенным упражнениям, артикуляции. Кроме того, есть огромное количество литературы, учебных тетрадей, видео уроков, что, кстати, также свидетельствует о необыкновенной распространенности проблемы».

Проблемы с речью могут быть обусловлены и механическими причинами, наиболее распространенная – укороченная уздечка. Регулярными занятиями с логопедом можно решить проблему. В некоторых случаях может потребоваться и оперативное вмешательство, но это не сложная операция, которую, при местном обезболивании, проводит стоматолог-хирург.

Читай также: Если ребенок плохо говорит

Загрузка...

www.uaua.info

Медлительный ребенок: почему он такой | ВитаПортал

Один-два медлительных ребенка есть в каждом школьном классе.

Настоящая медлительность связана с особенностью нервной системы человека – слабой подвижностью нервных процессов, и свойство это врожденное. Иногда же медлительность вызвана общим утомлением, состоянием в начале какого-то заболевания.

Как различить

Педагогу может быть и не так просто отличить истинную медлительность от ситуативной. Но родителям сделать это не составит труда. Истинно медлительный ребенок такой с рождения. Причем в раннем возрасте это воспринимается одобрительно: ребенок спокойный, много спит.

Первые трудности возникают в детском саду, когда становится очевидно, что по темпу деятельности ребенок отстает от основной массы детей в группе.

Переделать, перевоспитывать, исправить медлительного ребенка невозможно. Однако можно помочь ему приспособиться к социальной среде, в том числе к школьным занятиям, и компенсировать темп деятельности сильными сторонами развития.

Медлителен ли он

Есть простой тест на оценку скорости нервных процессов. Так можно проверить, можно ли считать ребенка медлительным. Нужно положить перед ним лист бумаги в клетку и попросить в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти.

В среднем в 6 лет дети выполняют это задание за 10-12 секунд, в 7 лет – за 6-8 секунд, у медлительных детей это занимает в 1,5-2 раза больше времени.

Медлительные дети отличаются не только низкой скоростью двигательных реакций. В такой же степени у них замедленно и протекание умственной деятельности. Ребенок медленно думает, медленно говорит, медленно двигается.

Возникнув еще в детском саду, в школе трудности медлительных детей становятся еще более очевидными. Ребенок медленно включается в работу, не может работать в одном темпе с классом, не успевает переодеться на физкультуру, не успевает пообедать и так далее.

Медленно не значит плохо

Медленно – это только медленно и не более того. Это не болезнь и не отклонение. Однако часто еще с дошкольного возраста к медлительным детям приклеиваются ярлыки «копуша», «тормоз», «черепаха» и т.д., что не может не влиять на  самооценку. 

Нередко взрослые ставят перед детьми невыполнимые требования именно относительно темпа деятельности (особенно часто это бывает, если у педагога и родителей темп деятельности высокий). В итоге – переутомление, головные боли, страх перед школой.

Имея дело с медлительным ребенком, в первую очередь важно понять, что это врожденная особенность, и выстраивать тактику помощи, а не порицания.

vitaportal.ru

Развитие речи у детей — почему ребенок не говорит?

Ни для кого не секрет, что развитие речи у детей — один из главных признаков формирования личности. Развитие речевых навыков происходит в несколько этапов, зависит от возраста и индивидуальных особенностей каждого малыша. Первые слоги ребенок осваивает в ранний период — примерно в 8–12 месяцев от рождения.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих. Четырехлетний малыш уже может поделиться впечатлениями от происходящих с ним событий, пересказать сказку, прокомментировать бытовые ситуации.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих

Для многих родителей недостаточное развитие речи детей 2 лет становится причиной для беспокойства. Они ищут выход из ситуации в литературе, у специалистов, обращаются к психологам и логопедам. При этом забывают, что у разных детей стартовые возможности отличаются. Другие же родители, напротив, уверены в том, что их чадо обязательно заговорит, просто еще не время. Действительно, многие малыши начинают овладевать речью немного позже, однако, если развитие речи детей 3 лет все еще оставляет желать лучшего, это может служить признаком имеющихся отклонений в развитии.

Достаточно вспомнить другие успехи малыша и сравнить их с достижениями сверстников, чтобы понять, что освоение навыков не может происходить одновременно у всех детей одного возраста. Пока один малыш опасливо передвигается по стенке, другой уже может уверенно ходить и бегать без посторонней помощи. Аналогичное объяснение, порой, имеют и «проблемы» с речью. Родители могут облегчить ребенку задачу, занимаясь с ним и следуя рекомендациям специалистов.

Стоит отметить, что границы нормы относительно возраста, когда ребенок должен начать разговаривать, все же имеются. Так, по достижении трех лет ребенок уже должен уметь изъясняться. Пусть его произношение еще далеко от совершенства, однако родственники уже могут понять, чего он хочет и о чем говорит. Если же до трех лет малыш так и не научился разговаривать, то в дальнейшем ему будет еще труднее, ведь влияние речи распространяется и на другие способности.

Почему отсутствует речь раннего возраста?

Существуют несколько наиболее распространенных причин:

1. Наследственность. Если оба родителя (или хотя бы один из них) начали разговаривать относительно поздно, то не стоит удивляться, что ребенок — «молчун». Во всем виноваты гены! Однако, такое объяснение отсутствия речи применимо лишь к детям, возраст которых не достиг трех лет.

2. Проблемы с органами слуха. Если ребенок плохо слышит, то и не может распознавать речь окружающих в полной мере. Соответственно, процесс овладения речью может существенно затянуться, а также развиться патология речи. Причинами дефектов слуха могут быть врожденные или приобретенные заболевания, особенности строения ушного канала.

3. Последствия тяжелых заболеваний. Результатом серьезных болезней или недоношенности плода в период беременности может стать общее состояние ослабленности детского организма. В случае, если было нарушено развитие нервной системы, то следствием этого может стать и задержка в освоении речевых навыков.

4. Гипоксия плода в период беременности. Внутриутробное кислородное голодание или родовая травма тоже могут служить причинами задержки развития речи.

5. Общая отсталость в развитии. Если ребенок по многим признакам показывает худшие результаты, чем сверстники, не стоит удивляться, что и заговорит он позже других. При этом давно замечено, что в большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше мальчиков, осваивая это умение постепенно. Мальчики же, очень часто, долго сохраняют молчание, а затем неожиданно начинают «выдавать» целые предложения.

Патология речи — как определить?

Первое, что следует сделать заботливым родителям, чей ребенок долго не может освоить речь раннего возраста — установить причину этого явления. Помогут в этом квалифицированные специалисты — педиатр, ЛОР, логопед, невролог. Для определения уровня развития речи логопед обычно проводит простые тесты. По итогам исследования, специалист сможет выявить несоответствия развития речи возрасту малыша, если таковые имеются. Для установки точного диагноза, возможно, потребуется и консультация невролога. Этот врач сделает соответствующие выводы о здоровье нервной системы крохи, опросив мать о протекании беременности, особенностях родового процесса, поведении младенца. ЛОР поможет выявить проблемы со слухом, артикуляционным аппаратом. Возможно, причина проблемы — короткая подъязычная уздечка. Для определения причин ЛОР проведет исследования ротовой полости, слуховых органов, а также сделает аудиограмму.

Когда же следует провести данные исследования? Как известно, чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней будет справиться, поэтому рекомендуется получить консультацию вышеперечисленных специалистов уже в годовалом возрасте малыша. Также следует повторить визиты к докторам в два и три года. 

Методы развития речи

Многих родителей волнует вопрос о том, как развить речь. Чтобы ускорить процесс развития речи, стоит как можно раньше начать несложные занятия с малышом, направленные на общее интеллектуальное развитие и освоение речевых навыков в том числе. Основные методы развития речи доступны каждому родителю. Следует разговаривать с ребенком, просить его повторять несложные звуки, слоги, слова уже на первом году жизни. Нужно произносить слова четко, спокойным тоном. Когда ребенок уже понимает значение элементарных реплик взрослого, нужно задавать ему простые вопросы, на которые он сможет ответить «да» или «нет». Постепенно перейти на более сложные вопросы, ответ на которые должен быть уже более развернутым, и содержать несколько слов. Также можно научить ребенка давать характеристики предметам по цвету, размеру, форме. С самого раннего возраста малышу нужно читать короткие, но запоминающиеся стишки.

Родителям важно понять, что не стоит заставлять ребенка выполнять упражнения против его воли, или когда он не в духе. Доброжелательность и терпимость со стороны родителей — первый шаг на пути к успеху и взаимопониманию с крохой.

www.babyblog.ru