cityforkids.ru
www.all-psy.com
www.all-psy.com Ребенок 5 лет плохо разговаривает, что делать?Умение говорить – одно из самых важных в современном мире. Она не только позволяет ребенку выразить свои желания и потребности, но также является важнейшим инструментом современной социализации ребенка. Первые слова в жизни малыша всегда вызывают море радости у его родителей. Но что, если ребенок слишком затягивает с ними, или говорит не четко? Причины явленияСуществуют определенные статистические данные, которые свидетельствуют о том, какой должен быть словарный запас малыша. Так, в возрасте двух лет словарный запас ребенка уже должен включать в себя не менее пятидесяти слов. В три года малыш должен уметь составлять предложения, состоящие из восьми слов. А к четырем годам, ребенок уже должен знать до двух тысяч слов. Но если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, что делать в таком случае? В первую очередь, необходимо найти причины случившегося. Речевые расстройства в таком возрасте делят на несколько групп: - нарушения в звукопроизношении; - нарушения в ритме и темпе речи; - нарушения слуха и связанные с ними речевые расстройства; - недоразвитие или потеря имевшейся речи. От конкретной причины зависят действия родителей. Первые два случая в плане лечения являются более легкими, чем другие. Дело в том, что хотя они и приводят к ненормальной речи, исправить ситуацию легче, поскольку проблема кроется не в физиологии ребенка. Другое дело – потеря слуха малышом. Если такое случилось, его речь не будет развиваться. Проверить, имеет ли место подобная причина достаточно легко. Достаточно издать громкий звук и проследить, отреагирует ли на него малыш. Если этого не произойдет, тогда с большой долей вероятности у ребенка есть проблемы со слухом. Пока они не будут решены, он не научиться нормально говорить. Еще одна серьезная проблема – недоразвитие речи. В большинстве случаев причиной этого является запаздывание в развитии нервных клеток речевой зоны левого полушария. Такое возможно, если малыш пережил инфекцию, интоксикацию или получил родовую травму. Что делать?Итак, ребенок достиг 5 лет, но до сих пор плохо разговаривает, что делать, дабы исправить ситуацию? В первую очередь необходимо выяснить, в чем причина этого. Сделать это смогут только врачи, поэтому стоит обратиться за медицинской помощью. После того, как будет определена причина, врач назначит лечение. В зависимости от того, что мешает ребенку нормально говорить, будут зависеть дальнейшие действия родителей. При расстройствах первой группы предписываются специальные упражнения для исправления артикуляции. Иногда вместе с ними необходимо проводить упражнения и для правильного распознавания звуков. Но все это должен проводить опытный специалист. В данном случае – логопед. Самостоятельное исправление такого дефекта может привести к его усугублению. Другое дело, если причиной плохого произношения являются физиологические проблемы – неправильный прикус и т.п. В таком случае родителям необходимо устранить этот дефект, то есть обратиться к хирургу, специализирующемуся на челюстно-лицевой хирургии. Тонизирующие средства, лечебная гимнастика и занятия по логопедической ритмике применяются при нарушениях темпа и ритма речи. Если при этом наблюдается заикание, ребенок должен находиться под наблюдением невропатолога. Если причина расстройства речи в потере слуха или ее недоразвитии, следует немедленно обращаться к врачу. Специалист определит, насколько нарушен слух ребенка и, в зависимости от этого, подберет индивидуальный курс лечения. Возможно, ребенку придется даже пройти курс лечения в специальном лечебном учреждении. Главной ошибкой родителей является ожидание первых слов ребенка в возрасте, когда у него уже должен быть сформирован определенный словарный запас. В таком случае, ожидание может привести к потерянному времени, которое можно было бы использовать для лечения. Поэтому при обнаружении проблемы, следует немедленно обратиться к врачу. mamairebenok.com Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендацииНачнем с того, что «плохо говорит» - очень размытая формулировка, но именно с нею родители обычно прибегают на всякие форумы и онлайн-консультации, а ведь всего-то и нужно, что показать ребенка специалисту. Дефектолог, логопед Наталия Николаевна Коленчук советует родителям не заниматься догадками, а при первых же сомнениях или волнениях вести ребенка к логопеду, и вот почему: «В наше время количество детей с нарушениями речи и отставанием в развитии просто огромно. Логопедические сады переполнены, дефектологи – нарасхват. Причин, к сожалению, не знает никто, сваливают и на «чернобыль, радиацию», но это лишь одна из возможных причин». Родители детей, которые ходят в детский сад, а особенно родители первоклассников, подтвердят: как минимум несколько человек в группе или классе не успевают за программой по тем или иным причинам. И речь идет не о специализированных, а об общеобразовательных учебных заведениях. Читай также: Детей нужно учить говорить с рождения Развитие ребенка проходит определенные этапы и имеет установленные нормы, сверившись с которыми можно определить, есть ли повод для беспокойств. «Речь человека развивается по своим законам: сначала ребенок должен научиться понимать речь и механически повторять отдельные слоги и звуки. Ребенок запоминает, учится вычленять из речевого потока необходимые слова, параллельно пополняя пассивный словарный запас. То есть ребенок еще не может произнести «машина», но он может показать ее, если к нему обратиться «покажи, где машинка». Важным этапом является развитие слухового внимания. Для того, чтобы убедиться, что проблем со слухом нет, можно просто хлопнуть в ладоши достаточно громко и близко – младенец поморщится, заплачет, хоть как-то, но отреагирует. К сожалению, детей с нарушениями слуха также очень много, поэтому стоит уделить особенное внимание этому вопросу. Слуховое внимание необходимо развивать: повторение простых ритмов, серии звуков, хлопков, ударов, узнавание источника звуков и т.д. Если в год-полтора ребенок вообще не начинает говорить, нужно делать артикуляционную гимнастику, массаж пальчиков рук». Лепка, рисование, музыка, танцы, куклы, крупная и мелкая моторика, подвижные игры и игры на внимание, методики раннего развития – все это необходимо для развития, в том числе и речи ребенка. Есть дети, которые растут сами по себе: посадил, а они и выросли и зацвели и плодоносят, будто природа сама их ведет. А есть дети, требующие тщательного ухода, постоянного контакта со взрослыми, которые будет направлять, помогать. «Обязательный плановый осмотр у логопеда не зря показан в 3 года. В этом возрасте ребенок может говорить на своем «птичьем» языке, но должен уметь рассказать свою любимую сказку или мультик, даже если его понимает только мама, словарный запас – не менее 300 слов. В 5 лет речь ребенка уже должна быть полностью сформирована, он должен уметь сочетать слова по падежам и числам. В этом возрасте нарушение произношения некоторых звуков встречается у большинства детей, но это не означает, что к логопеду идти не обязательно. Обратите внимание на запоминание букв и чтение – это также говорит о развитии речи, только не устной, а письменной. Если не помочь ребенку сейчас – потом это будет сделать гораздо труднее и дольше, а впереди школа… Не нужно бояться слова «психиатр», нужно бояться упустить время – за недоразвитием речи могут скрываться серьезные проблемы в психическом развитии, которые в этом возрасте успешно корректируются». Если ребенок начал заикаться, растягивает слова, запинается, не всегда отзывается или делает вид, что не слышит (иногда проблемы со слухом начинаются у детей после приема антибиотиков) – это повод показать ребенка врачу. «С 4-4,5 лет регулярные занятия в логопедической группе, а еще лучше – логопедический сад – лучший вариант в случае речевых нарушений. Можно заниматься дома с мамой, но для этого логопед сначала должен поставить звук, научить маму определенным упражнениям, артикуляции. Кроме того, есть огромное количество литературы, учебных тетрадей, видео уроков, что, кстати, также свидетельствует о необыкновенной распространенности проблемы». Проблемы с речью могут быть обусловлены и механическими причинами, наиболее распространенная – укороченная уздечка. Регулярными занятиями с логопедом можно решить проблему. В некоторых случаях может потребоваться и оперативное вмешательство, но это не сложная операция, которую, при местном обезболивании, проводит стоматолог-хирург. Читай также: Если ребенок плохо говорит Загрузка... www.uaua.info Медлительный ребенок: почему он такой | ВитаПорталОдин-два медлительных ребенка есть в каждом школьном классе. Настоящая медлительность связана с особенностью нервной системы человека – слабой подвижностью нервных процессов, и свойство это врожденное. Иногда же медлительность вызвана общим утомлением, состоянием в начале какого-то заболевания. Как различитьПедагогу может быть и не так просто отличить истинную медлительность от ситуативной. Но родителям сделать это не составит труда. Истинно медлительный ребенок такой с рождения. Причем в раннем возрасте это воспринимается одобрительно: ребенок спокойный, много спит. Первые трудности возникают в детском саду, когда становится очевидно, что по темпу деятельности ребенок отстает от основной массы детей в группе. Переделать, перевоспитывать, исправить медлительного ребенка невозможно. Однако можно помочь ему приспособиться к социальной среде, в том числе к школьным занятиям, и компенсировать темп деятельности сильными сторонами развития. Медлителен ли онЕсть простой тест на оценку скорости нервных процессов. Так можно проверить, можно ли считать ребенка медлительным. Нужно положить перед ним лист бумаги в клетку и попросить в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем в 6 лет дети выполняют это задание за 10-12 секунд, в 7 лет – за 6-8 секунд, у медлительных детей это занимает в 1,5-2 раза больше времени. Медлительные дети отличаются не только низкой скоростью двигательных реакций. В такой же степени у них замедленно и протекание умственной деятельности. Ребенок медленно думает, медленно говорит, медленно двигается. Возникнув еще в детском саду, в школе трудности медлительных детей становятся еще более очевидными. Ребенок медленно включается в работу, не может работать в одном темпе с классом, не успевает переодеться на физкультуру, не успевает пообедать и так далее. Медленно не значит плохоМедленно – это только медленно и не более того. Это не болезнь и не отклонение. Однако часто еще с дошкольного возраста к медлительным детям приклеиваются ярлыки «копуша», «тормоз», «черепаха» и т.д., что не может не влиять на самооценку. Нередко взрослые ставят перед детьми невыполнимые требования именно относительно темпа деятельности (особенно часто это бывает, если у педагога и родителей темп деятельности высокий). В итоге – переутомление, головные боли, страх перед школой. Имея дело с медлительным ребенком, в первую очередь важно понять, что это врожденная особенность, и выстраивать тактику помощи, а не порицания. vitaportal.ru Развитие речи у детей — почему ребенок не говорит?Ни для кого не секрет, что развитие речи у детей — один из главных признаков формирования личности. Развитие речевых навыков происходит в несколько этапов, зависит от возраста и индивидуальных особенностей каждого малыша. Первые слоги ребенок осваивает в ранний период — примерно в 8–12 месяцев от рождения. Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих. Четырехлетний малыш уже может поделиться впечатлениями от происходящих с ним событий, пересказать сказку, прокомментировать бытовые ситуации. Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающихДля многих родителей недостаточное развитие речи детей 2 лет становится причиной для беспокойства. Они ищут выход из ситуации в литературе, у специалистов, обращаются к психологам и логопедам. При этом забывают, что у разных детей стартовые возможности отличаются. Другие же родители, напротив, уверены в том, что их чадо обязательно заговорит, просто еще не время. Действительно, многие малыши начинают овладевать речью немного позже, однако, если развитие речи детей 3 лет все еще оставляет желать лучшего, это может служить признаком имеющихся отклонений в развитии. Достаточно вспомнить другие успехи малыша и сравнить их с достижениями сверстников, чтобы понять, что освоение навыков не может происходить одновременно у всех детей одного возраста. Пока один малыш опасливо передвигается по стенке, другой уже может уверенно ходить и бегать без посторонней помощи. Аналогичное объяснение, порой, имеют и «проблемы» с речью. Родители могут облегчить ребенку задачу, занимаясь с ним и следуя рекомендациям специалистов. Стоит отметить, что границы нормы относительно возраста, когда ребенок должен начать разговаривать, все же имеются. Так, по достижении трех лет ребенок уже должен уметь изъясняться. Пусть его произношение еще далеко от совершенства, однако родственники уже могут понять, чего он хочет и о чем говорит. Если же до трех лет малыш так и не научился разговаривать, то в дальнейшем ему будет еще труднее, ведь влияние речи распространяется и на другие способности. Почему отсутствует речь раннего возраста?Существуют несколько наиболее распространенных причин: 1. Наследственность. Если оба родителя (или хотя бы один из них) начали разговаривать относительно поздно, то не стоит удивляться, что ребенок — «молчун». Во всем виноваты гены! Однако, такое объяснение отсутствия речи применимо лишь к детям, возраст которых не достиг трех лет. 2. Проблемы с органами слуха. Если ребенок плохо слышит, то и не может распознавать речь окружающих в полной мере. Соответственно, процесс овладения речью может существенно затянуться, а также развиться патология речи. Причинами дефектов слуха могут быть врожденные или приобретенные заболевания, особенности строения ушного канала. 3. Последствия тяжелых заболеваний. Результатом серьезных болезней или недоношенности плода в период беременности может стать общее состояние ослабленности детского организма. В случае, если было нарушено развитие нервной системы, то следствием этого может стать и задержка в освоении речевых навыков. 4. Гипоксия плода в период беременности. Внутриутробное кислородное голодание или родовая травма тоже могут служить причинами задержки развития речи. 5. Общая отсталость в развитии. Если ребенок по многим признакам показывает худшие результаты, чем сверстники, не стоит удивляться, что и заговорит он позже других. При этом давно замечено, что в большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше мальчиков, осваивая это умение постепенно. Мальчики же, очень часто, долго сохраняют молчание, а затем неожиданно начинают «выдавать» целые предложения. Патология речи — как определить?Первое, что следует сделать заботливым родителям, чей ребенок долго не может освоить речь раннего возраста — установить причину этого явления. Помогут в этом квалифицированные специалисты — педиатр, ЛОР, логопед, невролог. Для определения уровня развития речи логопед обычно проводит простые тесты. По итогам исследования, специалист сможет выявить несоответствия развития речи возрасту малыша, если таковые имеются. Для установки точного диагноза, возможно, потребуется и консультация невролога. Этот врач сделает соответствующие выводы о здоровье нервной системы крохи, опросив мать о протекании беременности, особенностях родового процесса, поведении младенца. ЛОР поможет выявить проблемы со слухом, артикуляционным аппаратом. Возможно, причина проблемы — короткая подъязычная уздечка. Для определения причин ЛОР проведет исследования ротовой полости, слуховых органов, а также сделает аудиограмму. Когда же следует провести данные исследования? Как известно, чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней будет справиться, поэтому рекомендуется получить консультацию вышеперечисленных специалистов уже в годовалом возрасте малыша. Также следует повторить визиты к докторам в два и три года. Методы развития речиМногих родителей волнует вопрос о том, как развить речь. Чтобы ускорить процесс развития речи, стоит как можно раньше начать несложные занятия с малышом, направленные на общее интеллектуальное развитие и освоение речевых навыков в том числе. Основные методы развития речи доступны каждому родителю. Следует разговаривать с ребенком, просить его повторять несложные звуки, слоги, слова уже на первом году жизни. Нужно произносить слова четко, спокойным тоном. Когда ребенок уже понимает значение элементарных реплик взрослого, нужно задавать ему простые вопросы, на которые он сможет ответить «да» или «нет». Постепенно перейти на более сложные вопросы, ответ на которые должен быть уже более развернутым, и содержать несколько слов. Также можно научить ребенка давать характеристики предметам по цвету, размеру, форме. С самого раннего возраста малышу нужно читать короткие, но запоминающиеся стишки. Родителям важно понять, что не стоит заставлять ребенка выполнять упражнения против его воли, или когда он не в духе. Доброжелательность и терпимость со стороны родителей — первый шаг на пути к успеху и взаимопониманию с крохой. www.babyblog.ru |