Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему ребенок не хочет учиться: 5 способов исправить ситуацию. Ребенок 5 класс не хочет учиться


Дочь перешла в 5 класс и не хочет учиться

Вопрос психологу

Спрашивает: Елена

Категория вопроса: Дети

05.10.2012

Здравствуйте! Моя дочь перешла в 5 класс и никак не получается у нее или не хочет учиться. Прошел месяц с начала учебного года, никаких оценок в дневнике нет. Было родительское собрание и выдали листок с оценками - это для меня это было очень печально. По русскому - 2323, по истории - 2, по литературе - 3, по английскому - 45. Раньше Настя только иногда получала тройки, и то потом их исправляла. Может учитель сама тянула? В этот раз ее наказали, лишив на неделю карманных денег. Она обещала, что будет выполнять все задания, но этого не произошло. Я проверяю, что задано и опять половина заданий не сделана, заставляю, сидим допоздна. Придя со школы заставляю делать уроки сразу, но ей то нужно в туалет, то она отвлекается на что нибудь, то вовсе забудет чем занималась. Может дело все в том, что у нас родилась еще одна дочка, ей 4 месяца. Настя ее очень ждала, сама не ела мне оставляла что-то вкусное, когда не хватало денег. И сейчас очень любит малышку, бежит к ней, если я чем-то занята, когда та начинает звать. Может ей лишь бы только от уроков отвлечься? Малышка очень спокойная, плачет мало, всю ночь спит, может долго лежать одна, занимаясь со своими игрушками. Так что Настя не могла устать от нее, как это бывает. Недавно увидела у нее из сумки выпал скомканный листок, там была двойка за диктант по английскому. Я ее шлепнула пару раз за это. И сказала, что если получит хоть одну тройку в четверти то не получит на день рождение дорогую куклу, о которой мечтает. Она поплакала, потом начала мне помогать по дому убираться, что до этого не делала, помыла посуду. Может быть еще повлияла на нее новая квартира. Мы давно с ней мечтали, когда же у нас будет своя квартира, и нам не придется переезжать с квартиры на квартиру, снимая их в аренду. Наша мечта сбылась, правда слишком большой ценой. Мы вынуждены все отдавать за ипотеку и остается мало денег. Мы переехали за полмесяца до учебного года. А сегодня, вроде все уроки сделала и со спокойной душой легла спать. Я взяла ее телефон, чтобы поставить ей будильник и на экране у нее было расписание уроков, все мне сказала кроме истории, и не учила ее. Я взяла дневник посмотреть, задали что нибудь или нет? Там написано учителем "Не отвечает на уроках". А ведь мы с ней учили к тому дню историю и все разобрали. Поставила ей будильник на полчаса раньше, пусть учит утром, что поделаешь, а то еще двойку получит. Оставить ее в покое и дать ей волю самой учиться как хочет? Но потом исправить все это будет очень трудно. Говорят еще переходный возраст, адаптация, но я не могу ждать, когда мой ребенок завязнет в двойках. Не знаю, что мне делать,может быть проблема во мне и я хочу чтобы она хорошо училась, но я же желаю ей самого лучшего, чтобы она выучилась и нашла себе хорошую работу. А без образования в наше время никуда. Она мечтает, что у нее будет иномарка крутая, а не такая как у папы девятка. Заранее спасибо Вам за совет.

Ответы психологов

Доброго дня Елена! Ваши переживания понятны и переходный возраст у ребенка  действительно  заставляет родителей  немного волноваться. Ребенок  перестраивается и физически и психологически. И для него иногда сложно справляться с этим в одиночку.  Подростковый возраст непростая пора... и вы пишите Елена, что раньше ваша дочка сразу исправляла оценки.

Я так услышала, что  она училась лучше и что - то происходит сейчас..., что стало иначе.  Могу предположить,  что это  может быть связано  с  теми событиями, которые происходили: переезд, рождение сестры. Смена места  влияет даже на взрослого человека и необходимо время, чтобы привыкнуть. 

Очень часто, Елена, с появлением в семье  второго ребенка, внимание   родителей переключается и  первые дети, могут   чувствовать  недостаток любви, а компенсация может происходит  и за счет  спада учебы в том числе. Так ребенок бессознательно  говорит в душе: "Мама посмотри на меня!" И тогда  за счет  такой учебы маме постоянно приходиться   заниматься  делами дочери.

Я так поняла, что у вас Елена с вашей дочкой  доверительные отношения и вы  достаточно много про нее знаете, и у вас  много общего, например мечта. Вы знаете чего она хочет и чего хотите вы. И я так поняла, что ваша дочка -ребенок, с которым можно договориться. И  быть может, что все, что с ней  сейчас происходит  на не вовсе не похоже. Возможно наложение  всех событий, которые происходили в течении нескольких месяцев  были  для дочки стрессовые.  А как с этим быть, она пока не знает.

 Я бы  вам Елена предложила  поговорить с дочкой по душам: скажите, что вы заметили изменения, спросите, что она чувствует и что думает по этому поводу. 

 Елена Было бы конечно хорошо для всех, ели бы вы вместе с дочкой   посетили специалиста  очно, по возможности. Это помогло  установить истинную причину   того, что  происходит и наметить путь по решению вашей темы. Иногда достаточно и одной консультации, чтобы  понять, что делать в непростой ситуации.

Я желаю вам Елена  и вашей дочке  благополучия и спокойствия. Позитивных эмоций и гармоничных взаимоотношений.

С Уважением, специалист центра психологии  Татьяна Кушниренко, г. Оренбург, пер. Соляной 20

Елена, здравствуйте

Елена, чувствуется, что вы беспокоитесь за свою дочку и хотите ей помочь, но в то же время как будто ощущаете, что то, что вы делаете,  оказывается недостаточно. Я подумала, что ввиду ухода за малышкой, переездом, ваше внимание теперь разделено и не может быть 100% для вашей старшей дочери.  И может быть ваши личные трудности в этой ситуации как раз в этом: как организовать  себя, чтобы всему и всем уделить внимание, помогать старшей дочери и полноценно заботится о младшей и других своих делах, оставить все, как есть или продолжать добиваться выполнения уроков. Эти вопросы всегда сопровождаются непростыми  чувствами.  Вы пишите, что в жизни вашей семьи произошли изменения. Я думаю, что они затронули не только вашу дочку, но и вас тоже. Что-то и  в вас, для вас изменилось. Предполагаю, вам приходиться и внимание распределять по-новому (появились новые заботы) и о финансовом вопросе больше переживать. Дети очень чувствительны к переменам в родителях, и тоже реагируют по-своему. 

Ввиду этого вам, наверное, особенно хотелось бы, чтобы старшая дочка сама себя организовывала, и пробуете разные способы, но, похоже, ей этого недостаточно. 

Похоже вашей дочке действительно нужна помощь и внимание в плане уроков.  Экстремальные меры  в виде наказаний не работают, насколько я поняла. Я размышляю над вашей ситуацией. Мне кажется,  дело не только  в том, что дочка не хочет учить уроки. Судя по вашему письму нельзя сказать, что она ленится… Она готова помогать вам по дому, с малышкой и др. Похоже, что ей такие домашние дела проще выполнять или интереснее… А, возможно, она таким образом хочет быть ближе к вам. Ведь, похоже, что ваш интерес и ваше внимание больше сейчас отдано другим сферам.  Сидя за уроками, она может чувствовать себя одной.

Еще мне показалось, что ваша дочь в каких-то моментах ведет себя как «взрослая», будто берет на себя обязанности взрослых… Может быть чувствует, что вам тяжело и старается  помочь. Тогда уроки и школьная жизнь могут становиться второстепенными. Ребенок как бы живет взрослыми заботами.

На самом деле учеба и школьные задания всем детям даются по-разному. Они могут испытывать действительные трудности в этом.  Им сложно понять и сказать о них, проще переключаться на то, что легче удается и где можно переживать позитивные эмоции. Не достаточно внутренних сил, силы воли, чтобы организовать себя на выполнение того, что не получается. Поэтому требуются внешняя подмога в виде другого человека (родителей, взрослых).  

Чтобы сформировалась функция  внутреннего контроля сначала важен внешний. Помните, в группах продленного дня даже просто присутствие учителя помогает организоваться и выполнять эти самые уроки.  Так развивается наша психика: что-то извне присваивается и переходит во внутренний план.  Мне кажется, что  часто внешний контроль рассматривают  не как помогающую и развивающую меру, а используют и воспринимают  как меру наказания, крайнюю меру. «Не пойдешь, пока не  выучишь». «Приду-проверю…», «Не можешь сам-будешь при мне сидеть» и т.п.. Получается все говорят о конечном результате и никто не говорит и не показывает, как это сделать, как справиться с трудностями, которые встречаются, преодолеть внутренние барьеры. Возможно, вашей дочке важно ваше «присутствие» и ваше участие в ее урочной жизни в каком-то ином качестве, нежели сейчас. Может быть ее трудности как-то связаны  с переходом в 5-ый класс и она втсретилась  с чем-то  таким, что создает напряжение для нее.   

Но целом, чтобы лучше разобраться в ситуации, понять, в чем нуждается ваша дочка и вы сами, конечно, полезнее была бы очная работа. Вы всегда можете обратиться, если возникает потребность. Может быть, и письменные ответы специалистов наведут вас на какие-то размышления и помогут понять направление,  в котором вам двигаться

С уважением, Елена Татанкина

05.10.2012 | 1052

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

www.all-psy.com

Ребенок не хочет учиться, что делать?

Здравствуйте, Нина! Зашла в тупик и не знаю, что мне делать. Мой сын учится в 5 классе, с первых дней пребывания в школе у него сплошной негатив. Уроки не хочет делать совсем. Лишила его  компьютера, телевизора, прогулок на улице. Но  ничего не помогает. Т.е. ну нет этого ничего и не надо. Занимается самбо, но если и самбо запрещу, то и это не подействует, в 3-ем классе уже запрещала, для него это не проблема, будет просто лежать и смотреть на стену. У ребенка нет интереса не только к чему либо, но к самой жизни. Ему ничего не интересно. Он постоянно плачет, садится за уроки и как будто для него это наказание, если начинаем делать уроки, то только на один урок уходит часа по 3,соответственно все уроки порой и не успеваем сделать. Вся эта депрессия длится уже 7,5 лет, как только разошлись с отцом ребёнка. На тот момент обошла все консультативные психологические центры, мне объясняли, что ребёнка нужно любить, и не отстраняться от него. Скорее перелюбила, а вот на дочь (ей уже 15) обращала меньше внимания, и выросла самостоятельным ребёнком. А сын нуждался во мне больше, когда сделала что-то не так. Сил больше нет на учёбу. Совсем запуталась, как дальше его воспитывать ума не приложу. Помогите, как вызвать у него интерес к учёбе? Как ему объяснить, что учиться сейчас для него это главное. Как я только не разговаривала, и по-хорошему и по-плохому. У меня уже с психикой не совсем нормально, а у него и того хуже. Заранее спасибо.

 Здравствуйте, спасибо за ваш вопрос. Ситуация действительно сложная, и одним ответом ее не решить.  Проблема комплексная и требует тщательного изучения.

Из вашего сообщения я смогла выделить несколько проблем, которые требуют решения.

  1. Нарушены коммуникации между вами и вашим сыном, как следствие полная невозможность найти общий язык, договориться о чем-либо, понять чувства и тревоги друг друга.  Отношения испорчены, и пока не восстановить доверие и понимание, ситуация не только не изменится, но будет ухудшаться.
  2. Использование не работающих воспитательных методов: наказания, лишения. Эти воспитательные воздействия не работают в вашей ситуации, но все равно имеют место быть в вашей семье. Зачем?
  3. Вы пишите, что у ребенка депрессия. Что вы имеете в виду? Возможно у него настоящая депрессия. А это болезнь, которая требует лечения, в том числе и медикаментозного. Если же у ребенка снижено настроение довольно длительное время, апатия, отсутствие желаний и мало жизненной энергии, то это не сиюминутный перепад настроения, каприз или лень, а повод пристально изучить причины такого состояния. Вы пишите, что началось все с момента развода. У меня предположение, что ребенок так и не смог оправиться после распада семьи и принять изменившиеся условия жизни.
  4. Стресс. Из вашего письма у меня возникло предположения, что из-за сложностей в отношениях с сыном вы находитесь в стрессовом состоянии. Как долго у вас такое состояние? Если долго, то скорей всего и ребенок находится в стрессовом состоянии. Так же вы пишите, что школьная жизнь всегда была трудной для ребенка. Вероятно она так же является источником стрессов для ребенка. Если развод родителей совпал с началом школьного обучения,  то вероятно ребенок  таким образом (апатия, отсутствие желаний и интереса к жизни) просто спрятался от сильных эмоциональных потрясений.

Вот несколько основных проблем, которые я выделила из вашего письма. Все проблемы взаимосвязаны, и для их устранения не существует простого совета. По моему мнению, школьные проблемы, являются следствием множества других  внутренних переживаний ребенка, нарушенных коммуникаций в семейной системе, и стрессового состояния как вашего, так и ребенка.

Для распутывания этого клубка лучше всего обратиться непосредственно к психологу за консультацией. Начать стоит с налаживания коммуникаций внутри семьи. Постарайтесь все-таки не заставлять ребенка учиться, а понять причины его нежелания, и помогите ему преодолеть те сложности, с которыми он сталкивается.  Так же не стоит сравнивать детей между собой, это не корректно и не приносит никакой пользы в отношениях.  Было бы уместно обследовать ребенка на вопрос депрессии. И если это действительно она, пройти курс лечения.

Это очень краткий перечень шагов, которые вам надо предпринять. Для более подробного анализа вашей ситуации, мне не хватает многой информации о вашей семье, о ребенке, об отношениях ребенка с отцом, о школьной ситуации. Только после тщательного анализа всех этих вопросов, я смогу дать вам индивидуальные рекомендации. Если для вас актуально решение этой проблемы, приглашаю вас ко мне на индивидуальную консультацию по скайпу, на которой мы тщательно разберем вашу проблему и составим пошаговый план решения. Для того чтобы записаться на консультацию пришлите мне заявку на почту [email protected], в которой укажите время удобное для встречи в скайпе. Мне удобно встретиться с вами в будние дни с 19 до 21 по мск.

Детский и подростковый психолог Нина Ливенцова

Чтобы проконсультироваться у психолога по вопросам воспитания, детского развития, психического здоровья и др. кликайте здесь < КОНСУЛЬТАЦИЯ>

P.S Если вы любите читать рубрику вопрос-ответ, подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить что-нибудь интересное <ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ>

P.P.S Если у вас есть вопрос к психологу, напишите мне его на [email protected] или оставьте в комментариях под этой статьей. Ответ размещу на сайте.

mypsycho.ru

Сын в пятом классе, не хочет учиться

Вопрос психологу

Спрашивает: Yana

Категория вопроса: Дети

03.04.2017

Особенно по математике. Но не только в уроках, но и по жизни ничего не хочет (спорт, работа по дому), т.к.надо прилагать усилия, а у него жизненный принцип - не перетрудиться, на него где сядешь, там и слезешь. Поэтому ни на какие кружки не ходит (зачем лишние телодвижения? ). Учитывая его лень и нежелание вникнуть в математику, уже пошли тройки. Так и до двоек недалеко, и до коррекционной школы. Но я пока тяну его и помогаю с ммтематикой (хотя ему самому это нафик не надо, только мне самой). В связи с чем вопрос: стоит ли мне и дальше тянуть его учебу по математике или отпустить и переложить на него ответственность за учебу в школе? Но что тогда с логичным исходом этой ситуации в таком случае - коррекционной школой и справкой вместо аттестата в 9 классе? Я не хочу,чтобы его выперли из школы, поэтому ему помогаю с учебной. А ему похоже все равно, главное, чтобы не напрягаться. Моя помощь ему по математике - это сплошные нервы,но и ситуацию отпустить страшно. Репетитор 1-2 раза в неделю думаю не вариант,т.к. ключевое - это его лень. Что делать?

Ответы психологов

Яна, здравствуйте.

В Вашем письме бросается в глаза полярность Ваших высказываний, то есть: если не учится на 5 и 4, значит впереди коррекционная школа. При нормальном развитии интеллекта это очень маловероятно, согласитесь. Однако именно этот страх буквально парализует Вас.

Вы пишете: 

Yana

по жизни ничего не хочет (спорт, работа по дому),

А много Вы встречали детей 10-11 лет, которым нравится, например, работа по дому? Спорт тоже вполне может не входить в сферу интересов ребенка, особенно если физические данные не сильно развиты.

Вы думаете, что все от лени - но само понятие ЛЕНЬ здесь не очень правомерно. У него скорее нет интереса ктому, что Вы перечислили, но ведь к чему-то наверняка есть? К чему-то, что Вы, возможно, считатете ерундой и не стоящим внимания? Чем-то ведь он занимается все свободное время?

Яна, я Вам очень советую обратиться к десткому психологу. Есть очень много моментов, которые невозможно оценить по одному письму. Имеют значение и ваши взаимоотношения с ребенком, и принимает ли участие папа в воспитании, и уровень развития познавательных способностей мальчика (который психолог может оценить) и ресурсные сферы для ребенка. После очной работы с ВАМИ и с ребенком психолог сможет грамотно оценить ситуацию и дать Вам необходимые рекомендации.

Я желаю Вам найти правильный путь.

С уважением,

Трофимова Юлия, психолог г. Электросталь,консультирование по skype

Психолог Москва Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте: 4950     Проводит тренингов: 1     Публикаций: 7

Добрый день!

Yana

Репетитор 1-2 раза в неделю думаю не вариант,т.к. ключевое - это его лень. Что делать?

Я работаю с детьми возраста вашего сына, и иногда сравниваю свою работу с работой репетитора. Только если "репетитор" подтягивает по какому-то одному предмету, то мой "предмет" - он - "самый главный", и называется - "жизнь".

Да, это достаточно сложная подготовка, и требует встреч 1-2 раза в неделюи на протяжении порой достаточно длительного времени, - но это - "очень важный предмет".

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевтОчные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а так же по Skype.

Психолог Москва Был на сайте: 1 августа

Ответов на сайте: 1918     Проводит тренингов: 1     Публикаций: 3

Добрый день!

Если у ребенка пропадает мотивация к развитию, то причин может быть множество. Источниками их могут быть , как нежелание взрослеть, то есть фиксация на раннем периоде развития, напротив, слишком ранняя загруженность развивающими кружками в раннем детстве, либо конфликт в эмоциональной сфере в отношениях с близкими. Конфлик вашего сына психологический, и корректировать его возможно с помощью психотерапии. Вы можете найти сыну индивидуального психолога, либо групповую психотерапию для подростков. Но оставить его без внимания, это значит отказать ему в помощи , понимании и поддержке, а ваш сын нуждается в этом.

Карина Матвеева, психоаналитик, психолог. 

Матвеева Каринэ Вильевна, психолог в Москве

Довгопол Наталья Валерьевна

Психолог Москва

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам

Добрый день! Ваши тревоги за учебу ребенка знакомы многим мамам.  Здесь читается и страх и тревога за учебу сына. Так  иногда мамин стресс не дает возможность увидеть целостную картину происходящего! Если вы хотите, чтобы сын чувствовал исходящую  от вас уверенность , спокойствие , что  вы ему доверяете, и вы ему в этом деле союзник, я мамам часто предлагаю, прежде, чем вести ребенка на прием, поработать сначала над своим  стрессовым состоянием, снизить уровень тревоги, напряжения. 

Как учились Вы? Как складывалась учеба? Возможно Вы были отличницей. Что вас привлекало в учебе? Вам было интересно? Вы учились из страха получить плохие отметки? Или другая была мотивация?

По поводу сына... За ленью, как правило скрывается много другх причин. Это могут быть  стрессы, полученные ранее.

Какие стрессы могут быть у школьников:

- стресс на учебу, стресс на конкретный предмет (математика, русский язык и др.), стресс на учителя, учителей;, может быть у него проблемы в отношениях со сверстниками и прочее).

И когда ребенок с ними (со стрессами) не справляется, он как будто  замирает,  он физически перестает меньше двигаться.

В кинезиологии нет понятия неспособный  ученик, есть стресс, который не дает ребенку себя реализовать. Кинезиология умеет работать с цифрами и буквами, тем самым восстанавливая нейроные связи у ребенка, которые были нарушены во время обучения, тогда и орфографических ошибок становится меньше, и с цифрами легче оперировать.

Буду рада помочь Вам и вашего ребенку!

Довгопол Наталья Валерьевна, кинезиолог-психолог в Москве

03.04.2017 | 582

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

www.all-psy.com

Почему ребенок не хочет учиться: 5 способов исправить ситуацию

Евдокия Розумовская ,

4 февраля 14:00 / Школьник

Как привить ребенку желание учиться в школе

Почему-то у нас принято, что учиться ребенка необходимо заставлять. А ведь это совершенно противоестественно. Все дети по природе своей очень любознательны и просто обожают учиться чему-то новому.

Читайте также10 профессий, которым будут учить наших детей

Но почему-то часто бывает так, что малыш, который с нетерпением ждал, когда же он пойдет в первый класс, вскоре совершенно теряет интерес к учебе, с неохотой ходит в школу и делает домашние задания. Что это за феномен и как с ним справиться, давайте разберемся.

Самостоятельность. Очень часто бывает, что мамы жалуются на то, что они делают с ребенком уроки и стоит им отвлечься на пару минут, как ребенок тоже отвлекается и делает множество ошибок. И они вырывают страницы и стоят у ребенка над душой, переписывая все вновь и вновь. Как результат – рыдающий кроха и издерганная и без того уставшая после работы мама мечтает лишь о том, чтобы все это прекратилось. Так что же делать?

Читайте такжеНе думай, не бойся, не защищай: памятка, которую дали родителям одной школы

Если речь идет о первокласснике, конечно, с уроками помогать ему надо, но не делать их за ребенка. Вы можете подсказать, посоветовать, объяснить и отойти в сторону. Постепенно ослабляя контроль, и со временем вмешиваясь в процесс выполнения домашних заданий, лишь, когда ребенок просит ему что-то объяснить и проверяя готовые работы. Но ведь если он сделает что-то неправильно, ему поставят плохую оценку? Ребенок ходит в школу, чтобы учиться, а не демонстрировать свои знания. И получать плохие оценки – это нормально, это часть учебного процесса. Пусть он получает свои двойки и сам их исправляет. Это лучше, чем учиться за него. Школа должна развивать в ребенке умение думать и понимание того, что это его зона ответственности.

Родительские амбиции. Мы все стремимся дать ребенку наилучшее образование. И стараемся загрузить его по максимуму, выбирая «сильную» школу, часто не ориентируясь на объективные способности ребенка. А потом оказывается, что он просто «не тянет». Ребенок, который понимает, что у него не получается, перестает слышать похвалу от родителей, просто опускает руки и теряет интерес к учебе. Если это произошло, нужно постараться устранить пробел в знаниях, лучше если ребенок позанимается с профессиональным педагогом. Или если школа ему действительно не по силам, к примеру, у него склонность к языкам, а вы решили отдать его в математический лицей, обсудите это с ребенком, возможно, лучшим выходом будет отправить его учиться в заведение соответствующее его способностям.

И главное: не ругайте ребенка за плохие оценки, поддерживайте его и подбадривайте. Высказывайте уверенность, что у него обязательно все получиться. Хорошо если у ребенка есть внешкольные увлечения, хобби, в которых он достигает результатов, к примеру, занятия спортом, или творческие кружки. Они дадут ему чувство уверенности в своих силах.

Читайте также7 неожиданных правил воспитания от голландских родителей

Что делать при отсутствии у ребенка интереса к определенным предметам? Бывает так, что ребенок в целом учиться хорошо, но по некоторым предметам серьезно отстает. Нужно выяснить, в чем причина. Может быть в преподавателе, который подает материал скучно и неинтересно, а может быть ребенок что-то упустил и сейчас все пошли дальше, а он не может усвоить новую тему без упущенной предыдущей. После того, как причина найдена, ее нужно устранить.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету нужно помочь ему взглянуть на него с другой стороны, показать его практическую сторону, которая пригодиться ему в жизни. Возможно посмотреть вместе научно-популярные фильмы, поискать нечто увлекательное, чего нет в учебниках, в Интернете. Например, чтобы пробудить интерес к физике или химии, можно понаблюдать за природными процессами, поставить вместе простейшие опыты. Не нравиться математика? Поищите игры в сети, связанные с решением задач и т.д. Поддерживайте естественный интерес ребенка к окружающему миру, поощряйте его любовь к тому, чтобы задавать вопросы. Не бойтесь продемонстрировать свое незнание в той или иной сфере, совместный поиск ответов на вопросы пойдет на пользу и интересу ребенка к учебе и вашим взаимоотношениям.

Отношения с одноклассниками. Одной из причин снижения интереса к учебе и нежелания ходить в школу может стать конфликт с одноклассниками. Поговорите с ребенком и постарайтесь узнать, есть ли у него в классе друзья, как складываются отношения с другими ребятами, и если существует конфликт, в чем его причина. Внимательно выслушайте ребенка, не критикуйте, покажите, что вы на его стороне и постарайтесь найти эффективное решение выхода из конфликтной ситуации.

Читайте такжеКак научить ребенка глотать лягушку и есть слона по кусочку

Мотивация. Ребенок должен четко понимать, зачем ему учиться. Разговоры в семье о том, что «учись не учись, а без связей и денег ничего не достигнешь» не станут хорошей мотивацией. А вот понимание, что при должных знаниях, он сможет найти не ту работу, которая подвернется, а ту, которой он действительно захочет заниматься, что он сможет стать тем, кем пожелает, действительно могут стать хорошим стимулом трудиться. Никогда в присутствии ребенка не говорите, что «он все равно не сможет», этим вы убиваете в нем всякое желание развиваться. Моральная поддержка родителей очень важна для достижений ребенка в учебе.

Итак, подведем итоги, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе:

1. Не давите на ребенка, а наладьте контакт и спокойно обсуждайте школьные задачи. Ребенку важно понимать, что вы замечаете и цените его достижения, а не только ругаете за неудачи. Используйте такие фразы: «Я тебя понимаю, у меня тоже так было в школе», «Вижу у тебя пока не получается, но...», «Я знаю, что ты можешь».

Читайте также6 вещей, которые мы должны скрывать от своих детей

2. Поощряйте естественную любознательность ребенка и познавательный интерес к миру. Разговаривайте с ним на различные темы, отвечайте на вопросы, обращайте его внимание на то, что может быть ребенку интересно.

3. Хвалите ребенка правильно. «Ты это здорово придумал!», «А как ты это делаешь? Покажи, я тоже хочу научиться».

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а лишь с ним самим вчерашним. «Молодец, сегодня ты выполнил задание лучше, чем вчера», «Что-то ты сегодня не стараешься, вчера ты решил задачу быстрее».

5. Не используйте ложную мотивацию, внушая ребенку, что ваше счастье и хорошее настроение зависят от его успехов в школе. Ребенок учится для себя, а не для вас, а сделать взрослого счастливым - задача непосильная для ребенка. Не формируйте в нем чувство вины: «маме плохо от того, что я не постарался». Используйте мотивацию, которая относится к жизни ребенка, а не к вашей. 

kolobok.ua

5 способов исправить ситуацию -

Развитие и воспитание детей

1603 просмотров

Почему-то у нас принято, что учиться ребенка необходимо заставлять. А ведь это совершенно противоестественно. Все дети по природе своей очень любознательны и просто обожают учиться чему-то новому.

Но почему-то часто бывает так, что малыш, который с нетерпением ждал, когда же он пойдет в первый класс, вскоре совершенно теряет интерес к учебе, с неохотой ходит в школу и делает домашние задания. Что это за феномен и как с ним справиться, давайте разберемся.

Самостоятельность.

Очень часто бывает, что мамы жалуются на то, что они делают с ребенком уроки и стоит им отвлечься на пару минут, как ребенок тоже отвлекается и делает множество ошибок.

И они вырывают страницы и стоят у ребенка над душой, переписывая все вновь и вновь. Как результат - рыдающий кроха и издерганная и без того уставшая после работы мама мечтает лишь о том, чтобы все это прекратилось. Так что же делать?

Если речь идет о первокласснике, конечно, с уроками помогать ему надо, но не делать их за ребенка. Вы можете подсказать, посоветовать, объяснить и отойти в сторону. Постепенно ослабляя контроль, и со временем вмешиваясь в процесс выполнения домашних заданий, лишь, когда ребенок просит ему что-то объяснить и проверяя готовые работы.

Но ведь если он сделает что-то неправильно, ему поставят плохую оценку? Ребенок ходит в школу, чтобы учиться, а не демонстрировать свои знания. И получать плохие оценки - это нормально, это часть учебного процесса.

Пусть он получает свои двойки и сам их исправляет. Это лучше, чем учиться за него. Школа должна развивать в ребенке умение думать и понимание того, что это его зона ответственности.

Родительские амбиции.

Мы все стремимся дать ребенку наилучшее образование. И стараемся загрузить его по максимуму, выбирая "сильную" школу, часто не ориентируясь на объективные способности ребенка. А потом оказывается, что он просто "не тянет".

Ребенок, который понимает, что у него не получается, перестает слышать похвалу от родителей, просто опускает руки и теряет интерес к учебе. Если это произошло, нужно постараться устранить пробел в знаниях, лучше если ребенок позанимается с профессиональным педагогом.

Или если школа ему действительно не по силам, к примеру, у него склонность к языкам, а вы решили отдать его в математический лицей, обсудите это с ребенком, возможно, лучшим выходом будет отправить его учиться в заведение соответствующее его способностям.

И главное: не ругайте ребенка за плохие оценки, поддерживайте его и подбадривайте. Высказывайте уверенность, что у него обязательно все получиться. Хорошо если у ребенка есть внешкольные увлечения, хобби, в которых он достигает результатов, к примеру, занятия спортом, или творческие кружки. Они дадут ему чувство уверенности в своих силах.

Что делать при отсутствии у ребенка интереса к определенным предметам? Бывает так, что ребенок в целом учиться хорошо, но по некоторым предметам серьезно отстает. Нужно выяснить, в чем причина.

Может быть в преподавателе, который подает материал скучно и неинтересно, а может быть ребенок что-то упустил и сейчас все пошли дальше, а он не может усвоить новую тему без упущенной предыдущей. После того, как причина найдена, ее нужно устранить.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету нужно помочь ему взглянуть на него с другой стороны, показать его практическую сторону, которая пригодиться ему в жизни. Возможно посмотреть вместе научно-популярные фильмы, поискать нечто увлекательное, чего нет в учебниках, в Интернете.

Например, чтобы пробудить интерес к физике или химии, можно понаблюдать за природными процессами, поставить вместе простейшие опыты. Не нравиться математика? Поищите игры в сети, связанные с решением задач и т.д.

Поддерживайте естественный интерес ребенка к окружающему миру, поощряйте его любовь к тому, чтобы задавать вопросы. Не бойтесь продемонстрировать свое незнание в той или иной сфере, совместный поиск ответов на вопросы пойдет на пользу и интересу ребенка к учебе и вашим взаимоотношениям.

Отношения с одноклассниками.

Одной из причин снижения интереса к учебе и нежелания ходить в школу может стать конфликт с одноклассниками. Поговорите с ребенком и постарайтесь узнать, есть ли у него в классе друзья, как складываются отношения с другими ребятами, и если существует конфликт, в чем его причина.

Внимательно выслушайте ребенка, не критикуйте, покажите, что вы на его стороне и постарайтесь найти эффективное решение выхода из конфликтной ситуации.

Мотивация.

Ребенок должен четко понимать, зачем ему учиться. Разговоры в семье о том, что "учись не учись, а без связей и денег ничего не достигнешь" не станут хорошей мотивацией.

А вот понимание, что при должных знаниях, он сможет найти не ту работу, которая подвернется, а ту, которой он действительно захочет заниматься, что он сможет стать тем, кем пожелает, действительно могут стать хорошим стимулом трудиться.

Никогда в присутствии ребенка не говорите, что "он все равно не сможет", этим вы убиваете в нем всякое желание развиваться. Моральная поддержка родителей очень важна для достижений ребенка в учебе.

Итак, подведем итоги, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе:

1. Не давите на ребенка, а наладьте контакт и спокойно обсуждайте школьные задачи. Ребенку важно понимать, что вы замечаете и цените его достижения, а не только ругаете за неудачи. Используйте такие фразы: "Я тебя понимаю, у меня тоже так было в школе", "Вижу у тебя пока не получается, но...", "Я знаю, что ты можешь".

2. Поощряйте естественную любознательность ребенка и познавательный интерес к миру. Разговаривайте с ним на различные темы, отвечайте на вопросы, обращайте его внимание на то, что может быть ребенку интересно.

3. Хвалите ребенка правильно. "Ты это здорово придумал!", "А как ты это делаешь? Покажи, я тоже хочу научиться".

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а лишь с ним самим вчерашним. "Молодец, сегодня ты выполнил задание лучше, чем вчера", "Что-то ты сегодня не стараешься, вчера ты решил задачу быстрее".

5. Не используйте ложную мотивацию, внушая ребенку, что ваше счастье и хорошее настроение зависят от его успехов в школе. Ребенок учится для себя, а не для вас, а сделать взрослого счастливым - задача непосильная для ребенка.

Не формируйте в нем чувство вины: "маме плохо от того, что я не постарался". Используйте мотивацию, которая относится к жизни ребенка, а не к вашей.

Источник

journal.avers3.com

Что делать если ребенок не хочет учиться | Как замотивировать ребенка обучаться

Отправив ребенка в первый класс, родители сияют от гордости, что любимое чадо сделало первые шаги в сторону успешного будущего, предвкушая похвальные грамоты, дневники полные пятерок и хвалебные рекомендации учителей. Однако, на самом деле все далеко не так просто. Через какое-то время рано или поздно успеваемость снижается, в дневнике появляются замечания, поднять ребенка утром в школу становится целым испытанием, а домашнее задание превращается в пытку. Родители хватаются за голову, не понимая, где и что они сделали не так. Что делать, если ребенок не хочется учиться? Что делать, если ребенок не хочет учить уроки?

Что делать, если ребенок не хочется учиться? 

Многое здесь зависит от отношений между родителями и ребенком, причем с самого раннего возраста. Доверительные отношения гораздо легче помогут определить источник проблемы, чем, если ребенок не привык общаться с родителями на равных и обсуждать с ними свои затруднения.

Есть множество самых разных факторов, которые могут повлиять на успеваемость школьника. Возможно он не ладит с каким-то учителем. В таких случаях не нужно закатывать глаза и говорить ему, что учитель всегда прав. Сходите в школу, пообщайтесь с этим учителем или с классной руководительницей. Не нужно никого обвинять, но и от детских проблем нельзя отмахиваться, иначе вы рискуете потерять их доверие.

Возможно ребенок не хочет идти в школу, потому что не ладит с одноклассниками. К сожалению, в школах, особенно в классах постарше, не редки издевательства и насмешки, причем это гораздо серьезнее, чем многие родители себе представляют. Поэтому прежде, чем думать, что делать, если ваш ребенок не хочет учиться, подумайте, может он просто не хочет ходить в школу. Возвращается ли он со школы в плохом настроении? Отказывается ли он рассказывать о своем дне, о своих одноклассниках? Часто ли он жалуется на какого-то учителя или какого-то одноклассника? Конечно, вы не можете решить проблемы общения со сверстниками, заступившись за своего ребенка, ведь это может сделать его полным изгоем, но и закрывать на это глаза не стоит. Все это сильно влияет на самооценку.

Ребенок с низкой самооценкой не будет отвечать на уроках из страха, что ошибется, не будет проявлять инициативу и зарабатывать бонусы, не станет давать отпор своим обидчикам, считая, что заслуживает плохого обращения, не будет участвовать в школьных мероприятиях, боясь выглядеть глупо, не будет пробовать новые кружки и хобби, заранее считая, что провалиться с треском. Самооценка играет очень большую роль в успеваемости ребенка, поэтому так важно с самого детства развивать в нем:

  • уверенность в себе и своих силах,
  • готовность преодолевать трудности
  • и мириться с поражениями.

Как замотивировать ребенка учить уроки?

Допустим у ребенка нет проблем с самооценкой, с одноклассниками или учителями. Что делать тогда, ведь ребенок все еще не хочет учить уроки? Возможно у него просто-напросто отсутствует мотивация.

Очень многие родители воспринимают любые попытки детей увильнуть от какой-нибудь домашней работы как лень и пытаются руганью, угрозами, а то и ремнем, сделать из бездельников трудолюбивых и послушных учеников. Но таким подходом можно лишь окончательно убедить ребенка в том, что учеба – это каторга, что родители не друзья – а надсмотрщики. Учеба будет вызывать лишь негативные ассоциации.

Более того, когда успеваемость понижается, а родители строго к этому относятся, дети начинают врать. Какие только трюки школьники не придумывают, чтобы скрыть свои двойки и тройки, вам такое и не снилось! Все это – результат системы, которая полагается на одни лишь оценки, чтобы оценить способности ученика. Какая может быть мотивация и тяга к знаниям, когда все, что имеет значение – это хорошие оценки?

Люди на самом деле любознательные существа и с удовольствием поглощают новую информацию, но лишь тогда, когда на них не давят и позволяют выбирать свой круг интересов. Не нужно ругать ребенка, если он уткнулся носом в энциклопедию о динозаврах или читает статью на Википедии об устройстве самолетов вместо того, чтобы писать сочинение или решать задачи по математике. Нет такого понятия, как ненужная и бесполезная информация.

Загоняя ребенка в рамки школьной программы и отказывая в развитии собственных интересов и талантов, вы теряете возможность вырастить разностороннего и эрудированного человека. Поощряйте его интересы, постарайтесь вызвать такую же мотивацию к изучению истории или литературы. Подскажите, что, если ему нравятся динозавры, то ему понравится и биология, где он может задать интересующие его вопросы учителю и так далее.

Обучение ребенка на летних каникулах

Дайте ребенку отдохнуть после школы. К сожалению, многие родители не понимают, как сильно давят на своих детей, когда забрасывают их вопросами о школе, об оценках, об учебе, как только ребенок возвращается домой. Учеба – это тоже стресс. Особенно, когда, едва вернувшись со школы, тебя уже посылают делать домашнюю работу. Особенно, когда тебе ни на минуту не дают расслабиться и забыть об учебе. Ни вздремнуть, ни поиграть в компьютерную игру, ни пообщаться с друзьями, ни почитать без того, чтобы тебя не назвали лентяем. Жизнь ребенка не должна состоять из учебы 24 часа в сутки 7 дней в неделю, позвольте своим детям отдохнуть и восстановиться. Позвольте им заниматься любимыми делами в свободное время. В школе на детей и без того давят учителя, приговаривая, что, если они не сдадут тот или иной предмет на экзамене, то ничего в жизни не добьются. Когда те же угрозы повторяют родители дома, пророча работу дворником из-за одной несчастной тройки, дети чувствуют себя загнанными в угол.

Ребенок пять лет: не хочет учиться. Как привить желание к обучению?

Все в конце концов сходится на том, насколько ребенку интересно заниматься. Если ребенок в пять лет не хочет учиться, значит нужно сменить подход. Попробуйте преподнести ему новую информацию в форме игры или сказки, проявите воображение. И, конечно, очень важно подавать пример подрастающему поколению. В доме, где взрослые не читают книжки, не работают над собой и не развиваются, с большим трудом можно представить, что дети будут поступать как-то иначе.

pandaland.kz

Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

БЕСЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ

Учитель начальных классов

Лукьянова Светлана Александровна

Ещё вчера ваш ребёнок хотел идти в школу. С радостью, хотя и с некоторым опасением ждал самого первого 1-го сентября. А теперь на уроках он с тоской смотрит в окно, безнадёжно ожидая, когда всё это кончится: лениво одевается по утрам, с надеждой прислушиваясь к себе: может заболел?

Готов на всё, лишь бы не делать уроки. Надо ли волноваться? Не всегда. Только в том случае, если нежелание ходить в школу и учиться выражается активно, если оно устойчиво и отражает основное отношение ребёнка к школе.

Прежде всего, спокойно присмотритесь к тому, как ребёнок делает уроки, поговорите с ним.

Что вы можете увидеть и услышать?

Увидеть: насколько резко меняется ребёнок, когда садится делать уроки. Вот он играет. Какие лёгкие, грациозные движения, как он свободен и раскован. А теперь он делает уроки. Неужели этот тупой, ко всему безразличный человек, ваш малыш? А вот он пишет в тетради. Скован, напряжён. Рука скрючена, шея вытянута. И всё время говорит: мне очень трудно.

Услышать: «Мне трудно», «Я не могу», «Скучно», «Всё равно я хуже всех» и безнадёжное: «лучше умереть, чем ходить в школу!»

Внимание! Это не повод для нотации. Это необходимость понять причины нежелания ребёнка учиться и помочь ему.

Как ему помочь?

Ответ прост – надо научить ребёнка делать то, чего он не умеет. Взрослые почему-то склонны считать, что раз ребёнок стал школьником, ответственное отношение к труду, желание учиться появятся у него как бы сами собой. А если не появляются – значит, он виноват и заслуживает наказания. Но очевидно, что ребёнок нуждается в том, чтобы его научили.

Психологи предлагают некоторые общие принципы занятий с ребёнком. Они проходят в несколько этапов.

I ЭТАП. Делайте как можно больше заданий с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача – понять, каких именно знаний и умений у ребёнка нет, помочь ему овладеть ими.

II ЭТАП. Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет часть работы. Эта часть должна быть небольшой, чтобы он мог справиться сам. Каждое удачное выполнение должно как-то отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что помешало сделать хорошо. Ваша задача заставить его почувствовать радость от успехов.

III ЭТАП. Постепенное увеличение самостоятельной работы, вплоть до того, что ребёнок сам полностью выполняет все уроки. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаетесь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача – быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.

IV ЭТАП. Ребёнок делает уроки самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того, чтобы он не отвлекался: можно поставить перед ним часы. Пусть он сам (сначала, конечно, с вашей помощью) намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание. Вы проверяете выполнение всех заданий (и устных, и письменных). Ваша задача – только контроль.

Внимание! Не пугайтесь, если при переходе от одного этапа к другому в выполнении уроков будет некоторый спад. Это естественно – ведь трудность возрастает. Не прекращайте проверять уроки. Помните, новые навыки ещё очень слабы.

И в заключении, несколько советов.

Признайте право ребёнка на ошибку.

Учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя.

Научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать.

Научите ребёнка видеть причины своих неуспехов, в себе самом и анализировать их.

И, наконец, главное, постоянно показывайте ему, что вы уверены в нём, и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы его защита и опора.

infourok.ru