Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка любить математику. Как научить ребенка математике 5 класс


Как решать Задачи по Математике 5 класс (2017) + Примеры, Таблицы

Editor choice

СохранитьSavedRemoved 1

Существует много причин, по которым ребёнок не может решить задачу по математике 5 класс. В большинстве из них он не виноват, поэтому стоит ему помочь разобраться с проблемой. Задачи не такие трудные, но в связи с появлением дробей и уравнений иногда сложно определить способ и верный путь их решения.

Почему инструкция лучше решебника?

В этой инструкции вы сможете найти типовые задачи, которые встречаются в курсах математики за 5 класс и разобранное, подробное, пошаговое решение. Это значительно полезнее книг, так как в них собраны далеко не все задачи, а те решения, которые есть, сжаты до минимума. Поэтому пользоваться решебником — порой не самый лучший выход.

Решебник по математике не всегда может дать исчерпывающую информацию

Как правило, при составлении ответов на свои задачи авторы не расписывают подробности и дают решения не ко всем номерам. Возможно, в расчёт идёт тот факт, что ученик способен справиться самостоятельно. Но вдруг ребёнок пропустил тему, что же тогда делать?

Лучший вариант — посмотреть решение типовых задач с пояснениями каждого действия. В этой инструкции собраны самые распространённые примеры, которые вызывают трудности у детей при решении, а также родителей при попытке объяснить задачу.

вернуться к меню ↑

Почему важно уметь решать задачи по математике?

Математика — точная дисциплина, связанная с вычислениями. Но её часто называют царицей всех наук. Это не просто так. Основное, чему учатся дети — решение конкретно поставленных задач. Это самое важное для развития любого человека.

Для построения правильного ответа на задачу нужно выделить:

  • главную мысль;
  • заданное условие;
  • что требуется найти;
  • связь между искомым и данным.

Математика — один из самых важных предметов в школьной программе

На основе этого строится логичное решение с использованием условий для получения требуемого результата. Вместе с этим развивается познавательная активность, логические мышление.

вернуться к меню ↑

Какие бывают задачи по математике в 5-ом классе?

В 5-ом классе по математике встречается несколько разновидностей задач. Этот год самый важный для ученика, потому что здесь собраны все базовые условия, которые углублённо решаются в следующие годы обучения. Здесь представлен список самых распространённых задач:

  • на базовые арифметические действия;
  • на скорость, время и расстояние;
  • на движение;
  • решаемые алгебраическим способом — проценты, дроби, уравнения;
  • решаемые геометрическим способом — площадь, длина.

Существует немало различных задач и путей их решения

Для грамотного решения всех типов задач можно составить единый алгоритм:

  • Прочитайте вдумчиво, не торопясь полный текст задачи;
  • Определите к какому типу она относится;
  • На основе этого составьте краткое условие или таблицу;
  • Начните читать каждое предложение отдельно, заполняя таблицу или краткое условие;
  • Определите вопросом то, что нужно найти;
  • Выберите вариант решения и составьте выражение, в результате которого получится ответ;
  • Проверьте правильность и соответствие условию;
  • Запишите полученный ответ.

Этот алгоритм можно применять ко всем типам задач. В разных заданиях отличаться будут только числа и способ решения.

Далее представлены все типы задач, которые могут встретить пятиклассники в учебниках и задачниках по математике. Все они будут разобраны на двух примерах с подробным разъяснением.

вернуться к меню ↑

Задачи на сложение, вычитание, умножение и деление

вернуться к меню ↑

Пример 1

На кухне лежит пакет, в котором 3000 грамм муки. Повар для выпечки из него брал 4 раза муку. В первый раз 250 грамм, во второй 320 грамм, в третий 140 грамм, в четвёртый 690 грамм. Найдите сколько муки осталось в пакете.

Решение

  • Для начала запишем краткое условие в виде таблицы. Повар брал муку четыре раза, значит для каждого раза делаем по одной строчке.
  • Всего у нас было 3000 грамм. Это ещё одна строка.
  • От нас требуют найти остаток, значит — это последняя строка.
  • Заполняем таблицу. Какой она получится, смотрите ниже.

Таблица 1 — Краткое условие

Условие Количество
Было 3000
Первый раз 250
Второй раз 320
Третий раз 140
Четвёртый раз 690
Осталось ?
  • Сделанная таблица наглядно показывает, что для расчёта остатка нужно из 3000 вычесть количество, которое повар забрал всего;
  • Для этого сложим количество муки, которое повар израсходовал за четыре раза. Получается такое выражение: 250+320+140+690=1400 грамм;
  • Теперь найдём остаток. Для этого из того, что было, вычтем полученное значение — 1400. Получим выражение: 3000-1400=1600 грамм. Это то, что от нас требовалось — найти сколько осталось муки;
  • Записываем это в ответ к задаче.
вернуться к меню ↑

Пример 2

В пассажирском поезде 12 вагонов. В каждом из них по 40 мест. Сколько осталось свободных мест, при условии, что в поездку отправились 352 пассажира?

Решение

  • Составляем краткое условие. Нагляднее всего будет снова использовать таблицу;
  • У нас есть количество вагонов — первая строчка. Количество свободных мест в каждом вагоне — вторая строка. Места, которые заняли пассажиры — третья. Сколько осталось мест — четвёртая;
  • Далее заполняем таблицу числами из условия. Что получилось, смотрите ниже;

Таблица 2 — Условие задачи

Места в вагоне Количество
Кол-во вагонов 12
Кол-во мест в вагоне 40
Кол-во пассажиров 352
Осталось мест ?
  • Теперь приступаем к вычислениям. Для начала нам нужно узнать сколько всего свободных мест было в вагонах. Для этого умножим количество вагоном на количество свободных мест в каждом. Получается выражение: 40×12=480;
  • Для того, чтобы найти сколько осталось свободных мест нужно, из полученного значения вычесть занятые места. Получим выражение: 480-352=128;
  • Полученное число — это ответ на вопрос из условия задачи. Записываем его.

Эти задачи самые простые и встречаются в начале учебного года. Используют их авторы учебников для того, чтобы ученик мог вспомнить алгоритм решения и базовые правила.

вернуться к меню ↑

Задачи на скорость, время, расстояние

вернуться к меню ↑

Пример 1

За 7 часов теплоход проделал путь в 210 км. Поезд за 4 часа преодолел 420 км. Во сколько раз скорость поезда больше скорости теплохода?

Решение

  • Записываем краткое условие. В этом типе задач оно немного отличается от стандартного;
  • У нас есть два объекта — теплоход и поезд. Это значит, что в таблице будет две строки;
  • Для каждого объекта есть три значения, соответственно, и столбцов будет три;
  • Заполняем числами таблицу. Что должно получится смотрите ниже;

Таблица 3 — Краткое условие

Скорость Время Расстояние
Теплоход ? 7 210
Поезд ? 3 360
  • Приступим к поиску неизвестных. Нам нужно узнать скорость у теплохода и поезда. Для этого используется формула — скорость равна результату деления расстояния на время. Математически записывается так — V=S:T;
  • Подставив числа из условия, получаем выражение для скорости теплохода. 210:7=30 км/ч;
  • Также поступаем и для расчёта скорости поезда. 360:3=120 км/ч;
  • Мы нашли все неизвестные и теперь возвращаемся к главному вопросу задачи. Нам нужно определить во сколько раз скорость поезда превышает скорость теплохода;
  • Для этого делим большее значение на меньшее. Получается: 120:30=4;
  • В ответ пишем, что скорость теплохода и поезда отличается в 4 раза.
вернуться к меню ↑

Пример 2

Автомобилист за 4 часа проехал 320 километров. Какой путь проделает автомобиль за 8 часов с той же скоростью?

Решение

  • Записываем краткое условие. Объект один, значит строка будет одна. Столбцов стандартно три;
  • Заполняем числа из условия в таблицу. Что получится смотрите ниже;

Таблица 4 — краткое условие

Скорость Время Расстояние
Автомобиль ? 4 320
  • Ищем неизвестные. В нашем случае нужно найти скорость. Для этого воспользуемся формулой V=S:T. Подставляем числа и получаем: 320:4=80 км/ч;
  • После того, как стали известны все значения, переходим к главному вопросу задачи — сколько проедет автобус за 8 часов с той же скоростью;
  • Для расчёта используем формулу S=VT. Подставляем числа и получаем: 80×8=640 км;
  • Записываем полученное значение в ответ к задаче.

Решение этих задач требует знать основную формулу S=VT. Расшифровывается она так: расстояние равно произведению скорости на время. Из неё вытекают все решения для нахождения неизвестных. Также для упрощения задачи можно рисовать схему.

вернуться к меню ↑

Задачи на движение

вернуться к меню ↑

Пример 1

Расстояние между двумя городами 125 километров. В одно и то же время выезжают два велосипедиста навстречу. Скорость первого велосипедиста 10 км/ч. Второй едет со скоростью 15 км/ч. Через какое время они встретятся?

Решение

  • Начинаем с составления краткого условия. Лучше всего оформить в качестве таблицы;
  • Велосипедиста два— значит нужны 2 строки. Столбцов стандартно 3. Но в этом типе задач у нас будут общие показатели. То есть, расстояние и время всегда одно сразу для всех строк;
  • Заполняем таблицу числами. Что должно получится смотрите в ниже;

Таблица 5 — краткое условие

Скорость Время Расстояние
1 велосипедист 10 ? 125
2 велосипедист 15 ? 125
  • Теперь переходим к расчётам. Логично, что для встречи велосипедисты должны проехать в сумме весь путь. Необязательно одинаковое расстояние, так как оно зависит от скорости каждого из них;
  • Нам нужно посчитать какое расстояние они преодолевают в час. Для этого сложим скорости первого и второго. Получаем выражение: 10+15=25 км/ч;
  • Для расчёта времени через которое они встретятся нужно воспользоваться формулой T=S:V. Подставляем числа и получаем выражение: 125:25=5 ч;
  • Соответственно, велосипедисты пересекутся между собой через 5 часов. Записываем это в ответ.
вернуться к меню ↑

Пример 2

Расстояние, на котором между собой находятся два города — 600 км. Из них одновременно на встречу друг другу выехали два автомобиля. В пути они встретились через 5 часов. Найдите скорость первого автомобиля, если известно, что второй ехал со скоростью 80 км/ч.

Решение

  • Составим таблицу, в которой ситуация из условия будет наглядно представлена;
  • Два автомобиля — две строки. Стандартное количество столбцов — три;
  • Заполняем числами из условия. Что должно получится, смотрите ниже;

Таблица 6 — краткое условие

Скорость Время Расстояние
1 автомобиль ? 5 600
2 автомобиль 80 5 600
  • Переходим к расчётам. Для нахождения скорости первого автомобиля нам нужно знать, сколько километров он проехал. Найти это можно, вычтя из общего пути расстояние, которое проехал второй до их встречи;
  • Используем формулу S=VT. Подставляем числа из таблицы, получаем выражение: 80×5=400 км. Это расстояние прошёл второй автомобиль до встречи с первым. Значит, первый проехал всего: 600-400=200 км;
  • Теперь можно найти скорость первого автомобиля. Используем формулу V=S:T. Подставляем числа: 200:5=40 км/ч;
  • Полученное значение — ответ на главный вопрос задачи. Записываем его.

Если вас смущает время, которое написано один раз для всех объектов, то можно поступить следующим образом. Записывайте его отдельно к каждой строке и рядом нарисуйте отрезок, который снизу отмечен расстоянием, а сверху подписан временем.

вернуться к меню ↑

Задачи, решаемые алгебраическим способом

вернуться к меню ↑

Пример 1

Из цистерны отлили 80 литров молока, в нем осталось на 240 литров больше, чем отлили. Сколько литров молока было в цистерне с самого начала?

Решение

  • Начинаем с составления краткого условия в виде таблицы. В подобных типовых задачах нужно обозначать неизвестное за «x»;
  • Потребуются три строки: сколько молока было, сколько его отлили и сколько осталось;
  • Заполняем числами таблицу;

Таблица 7 — краткое условие задачи

Было Х
Отлили 80
Осталось 240+80
  • Приступаем к расчётам. Нам нужно узнать, сколько было молока изначально. Для этого составляем уравнение. От начального количества вычитаем отлитое и получаем остаток;
  • Математически получаем такую запись: x-80=240+80;
  • Начинаем решение с того, что считаем всё, что можно посчитать. В данном случае складываем правую часть уравнения. 240+80=320. Теперь уравнение имеет вид: x-80=320;
  • Теперь находим «x». Используем базовое правило математики и получаем следующее: x=320+80. Считаем правую часть и получаем: x=400;
  • Возвращаемся к началу и смотрим, что мы обозначили за «x». В этом примере за икс мы взяли объём молока, который был изначально. То есть, изначально было 400 литров молока;
  • Записываем полученное значение в ответ.
вернуться к меню ↑

Пример 2

Первое слагаемое на 52 больше второго слагаемого, а второе слагаемое на 14 меньше третьего слагаемого. Сумма трех слагаемых равна 327. Найдите каждое слагаемое.

Решение
  • Записываем краткое условие в виде таблицы;
  • Потребуется четыре строки, так как нам дали три слагаемых и их сумму;
  • Заполняем таблицу числами, обозначив за икс последнее слагаемое. Выбираем третье, потому что от него зависят все остальные;
Таблица 8 — краткое условие задачи 1 слагаемое (x-14)+52
2 слагаемое x-14
3 слагаемое x
Сумма 327
  • Приступаем к расчётам. Для нахождения слагаемых нужно решить уравнение, после чего число подставить в выражения из таблицы.
  • Уравнение составляется исходя из условия – три слагаемых и сумма – складываем значения из второго столбца таблицы и приравниваем это к сумме.
  • Получится такое выражение: (x-14)+52+(x-14)+x=327.
  • Открываем скобки и упрощаем выражение: 3x+24=327.
  • Переносим числа в правую часть: 3x=303
  • Считаем икс: 303:3=101.
  • Теперь подставляем число 101 в таблицу вместо икса.
  • Получается третье слагаемое равно 101; второе: 101-14=87; первое: 87+52=139.
  • Эти числа записываем в ответ. Легко проверить правильность решения просто сложив эти значения. Если пример получается правильный, то и решено всё верно.

Для правильного решения этих типовых задач необходимо ничего не напутать с иксом. Лучше потратить больше времени и сразу всё проверить, чем переделывать задание сначала. Неправильное обозначение повлечёт за собой ошибку на протяжении всего решения

вернуться к меню ↑

Задачи, решаемые геометрическим способом

вернуться к меню ↑

Пример 1

В доме 4 двери. Ширина каждой 1 метр, высота — 2 метра. Сколько нужно белил, чтобы покрасить их с обеих сторон, при условии, что на 1 квадратный метр поверхности требуется 100 грамм белил? Ответ дайте в граммах.

Решение

  • Для решения нужно вычислить площадь каждой двери, которую нужно покрасить. Для этого используем формулу площади прямоугольника – S=ab, где a и b – длины сторон. Подставляем числа из условия и получаем: S=2×1=2 м2;
  • Далее умножаем площадь на 2, потому что каждую дверь нужно окрасить с двух сторон. Получаем 2×2=4 м2. То есть, покрасочная площадь каждой двери равна 4 квадратным метрам;
  • Посчитаем общую площадь для всех дверей. Для этого умножаем площадь одной на их количество: 4×4=16 м2;
  • Главный вопрос задачи — сколько потребуется белил для всех дверей? Чтобы посчитать умножаем количество, требующееся на 1 квадратный метр на всю площадь: 100×16=1600 грамм;
  • Записываем это значение в ответ.

вернуться к меню ↑

Пример 2

Площадь прямоугольника 192 квадратных сантиметра, длина одной из сторон — 16 см. Найдите периметр прямоугольника.

Решение

  • Для начала нужно посчитать другую сторону прямоугольника. Делается это с помощью формулы площади: S=ab, где a и b — длины сторон. Подставляем числа и получаем: 192=16*a. Отсюда получается, что вторая сторона — 12 см;
  • Для нахождения периметра воспользуемся формулой P=2(a+b). Подставляем числа и получаем: P=2(16+12)=2×28=56 см;
  • Найденное значение записываем в ответ.

Для решения геометрических задач нужно знать наизусть все формулы площадей и периметров. Без этого не получится даже приступить к решению задания.

вернуться к меню ↑

Нужен ли ребёнку репетитор по математике в пятом классе?

После перехода в средний этап школы у ребёнка может упасть успеваемость по некоторым предметам, в том числе и по математике. Более того математика — самый проблематичный предмет для детей. Некоторые родители сразу бьют тревогу и ищут репетиторов, чтобы исправить эту ситуацию.

На самом деле, не стоит делать поспешных выводов. Для начала нужно определить причину падения успеваемости. Возможно, некоторые из новых учителей просто халатно относятся к преподнесению нового учебного материала. Другие преподаватели не могут найти особый подход к ребёнку в связи с ограничением по времени.

У многих детей в школе возникают сложности с изучением математики

Это не значит, что ваш ребёнок неспособный к определённым дисциплинам. Попробуйте объяснить ему материал самостоятельно, ведь именно вы знаете своё чадо лучше других. Если и это не помогло, то обращайтесь к помощи репетитора.

Главная задача специалиста — найти персональный подход к каждому ученику. Они смогут максимально эффективно и просто объяснить ребёнку тему в зависимости от особенностей его восприятия и склада ума.

Перед обращением убедитесь, что ухудшение оценок произошло только по нескольким взаимосвязанным предметам, а не в целом. Если успеваемость сильно упала в общем плане, то скорее всего ребёнок ленится. Связано это может быть со скукой на уроках и утратой интереса к учёбе. В таком случае, поговорите с ним, объясните, что это очень важно и пригодится в жизни, приводя аргументы и наглядные примеры.

Конечно, если это связано, например, с пропуском занятий по причине болезни, или в школе неправильно преподносится материал, то стоит задуматься о найме репетитора. Он поможет в кратчайшие сроки улучшить результаты ребёнка.

вернуться к меню ↑

Как решить проблемы с математикой

Как только у ребёнка появляются проблемы с математикой родители почему-то начинают думать, что причина заключается в плохой предрасположенности к точным наукам. Потому что формулы вроде бы знает, простые примеры решить тоже может, но каждая контрольная и самостоятельная работа превращается в целое испытание для всей семьи. Все сидят в ожидании результатов. Никогда нельзя сказать точно какую оценку получит ребёнок — четвёрку или двойку.

Дети часто получают плохие отметки именно по математике

Также много жалоб по типу: занимаемся все выходные напролёт, учим эту математику, учим, а в итоге всё равно результат прежний. На самом деле, причина такого плохого восприятия — отсутствие адекватных причин заниматься всеми этими цифрами. Большинство родителей сходятся во мнении, что ребёнок просто гуманитарий, главное — литература, история, обществознание, а математика неважна.

вернуться к меню ↑

Гуманитариям математика не нужна?

Это огромная ошибка, ведь для лучшего восприятия точных наук этому самому «гуманитарию» нужно лишь вдохновение и цель. Отлично будет, если ребёнку объяснить, что математика — это такая же наука, как и любая другая, и она не ограничивается уравнениями и задачами. Это нечто большее. Математика позволяет изменить мышление, воспринимать старые вещи по-новому.

Главная проблема всех гуманитариев, которые имели проблемы с математикой — это логика. Для составления, например, грамотной и структурированной статьи нужно руководствоваться не только правилами русского языка, но и логикой изложения мысли. Все части должны быть связаны между собой, в то же время, должны легко читаться отдельные фрагменты.

Именно логическое мышление в первую очередь развивает математика и воспринимать это нужно, как возможность расширения кругозора и свежего взгляда на старое. Также точные науки помогают дисциплинировать свой ум и комплексно подходить к решению поставленных задач.

вернуться к меню ↑

Математика — сложный предмет

Самая популярная отговорка заключается в том, что математика — самый сложный предмет из всех. Нет, на самом деле это одна из самых простых и понятных дисциплин. Для сравнения, возьмите наш богатый русский язык.

Мало того, что в нём существует немало правил орфографии, пунктуации, стилистики, так ещё и исключения есть почти в каждом правиле. Вот уж где нужно запоминать «тонну» информации.

В то же время в математике существуют базовые правила, на которых строятся все остальные. То есть, более сложное всегда можно привести к простому. Всё построено на железной логике, и, следуя этим правилам, вы сможете решить задачи, которые казались на первый взгляд непосильными.

Вспомните, как учат всех детей. Для того, чтобы научить их писать, сначала нужно выводить палочки, точки, изгибы. Потом уже буквы, а из букв — простые слова, из слов — предложения.

Начните изучать математику с самых простых уравнений

В математике с самого начала всё объясняется на пальцах или предметах. При этом, за то же самое время, потраченное на русский язык и на математику, прогресс в изучении второй будет больше. Например, считать учатся дети на яблоках, конфетках.

Используйте это и для решения более сложных задач. В пятом классе аналогии привести не составит труда. Это поможет ребёнку ассоциировать вычисления не с сухими числами, а, например, с мандаринами.

вернуться к меню ↑

Формула спокойствия

Часто плохие оценки становятся причиной ссор между родителями и детьми. Это категорически неправильно. Вместо того, чтобы высказывать ребёнку, что он «ленится», «не думает о будущем» да и в общем «туго соображает», следует отвести от неудачи или помочь исправиться с ней.

Но под помощью подразумевается не «вдалбливание» и «зубрёжка» неинтересных формул и правил. Следует возбудить интерес к теме, которая была плохо воспринята. Да и к тому же поставить правильную цель ребёнку. Не нужно говорить, что от оценок зависит его будущее. Вообще не зацикливайте внимание на оценках.

По исследованиям российских психологов дети, которые хотели стать врачами, инженерами и просто хорошими людьми, быстро повышали свою успеваемость. А те ученики, которым с первого класса «вдалбливают» в голову знания, думали только о том, как не стать худшим в классе, и уделяли своим отметкам слишком большое внимание.

Лучшим вариантом по-прежнему остаются занятия с репетитором. Он сохранит нервы, и вам, и ребёнку. Обеспечивая нужное количество времени на обучение и выбрав правильный подход, ученик станет показывать результаты лучше прежнего. Но, моментально отличником вашего ребёнка это не сделает.

Надеемся, что вы смогли найти решение задач, которое искали. Также для понимания темы рекомендуем посмотреть видео по этой теме от организаторов специальной математической школы федерального уровня «Аристотель».

8.5 Общий Балл

Некоторые ученики, как пятых, так и других классов, часто сталкиваются с проблемами в изучении математики. В этом случае родителям не стоит впадать в панику. Следует уделить больше внимания детальному разбору примеров и задач. Если это не улучшит успеваемость, есть смысл обратиться за помощью к репетитору.

Плюсы

  • Подробные инструкции помогут разобраться в решении задач и примеров
  • Для изучения математики можно пользоваться решебниками

Минусы

  • Полученных знаний в школе не всегда достаточно для понимания предмета
Добавить свой отзыв

slovami.net

Как решать задачи по математике?

Как научить ребенка решать задачи по математике?

Решая задачу о блинчиках мы увидим, что:

• сложными могут оказаться и простые с виду задачи.

• Учить ребенка думать можно и нужно на примере простых задач. Если же с первых классов школы задурить ему мозги, то думать он не научится никогда. Но обнаружится это в классе 6-7. Слишком поздно.

Статья будет длинная и нудная. Она

может быть интересна исключительно родителям, желающим научить собственного ребенка понимать математику. Научить думать.

Простоe и сложное

Чем проще принцип, тем сложнее его доказательство и длиннее объяснение собственные наблюдения

К примеру, большая теорема Ферма.

Хn + Yn = Zn

Теорема простая, понять ее способен даже ученик начальной школы. А вот доказать её удалось лишь спустя три столетия, в 1994 г. Говорят и сейчас не более двухсот математиков в мире понимают это доказательство. Я в их число не вхожу

Как(не)научить понимать: "Принцип короткого замыкания"

Главный принцип (не)успешного обучения, который я обнаружил - "принцип короткого замыкания":

Понимание не возникает из простоты, оно возникает из сложности. Простота и понимание возникают в процессе и являются результатом обучения . И категорически запрещено укорачивать этот путь!

Именно на этом пункте и спотыкается традиционная школа.

«Игровой подход», как ласково они это называют, цветные картинки, два притопа – три прихлопа … Это НЕ обучение, а его имитация. (Я уже писал о «самолетопоклонниках» Ричарда Фейнмана в книге «Школа понимания».)

«Ах, как все просто и понятно!»

«Ах, как понятно объясняет учительница! Дети все схватывают с первого раза!» Только вот беда: со второго раза, когда встречается чуть видоизмененная задача, путаются и заявляют, что «Они этого не проходили!». Что является абсолютной правдой. И «заслуженному учителю» вновь приходится «в игровой форме» исполнять танец с бубном около «интерактивной доски».

Но и танцевать большинство школьных учителей мастера не великие. Им бы лучше в хор: орать на детей они умеют громко, эмоционально, с душой …

Да, ирония злая. Но большинством школьных функционеров, маскирующихся под Учителей, вполне заслуженная.

На выходе «игрового подхода» к 9-11 классам мы имеем ужасающую статистику непонимания математики, равно, как и других предметов.

Если уже известный ответ задачи, готовое "решение" препарировать, разложить на составляющие, «понятно объяснить», то, естественно, ребенок запомнит «решения» десятка задач. И, также естественно, не научится их решать.

Объяснить готовый ответ и решить задачу – две гигантские разницы!

«Главное — возбудить аппетит и чувства: иначе воспитаете осла, нагруженного книгами …» Монтень

Кто должен учить?

Основам науки должен учить тот, кто сам эти основы понимает.

Научить думать сможет только тот, кто умеет думать сам.

В начальной же школе работают … ну, вы сами это знаете.

Почему-то считается, что основам математики может научить кто угодно, даже педагог, который сам не умеет решать простейших задач. Но почему-то потом, в старших классах дети массово отказываются понимать математику и что-либо вообще.

Итак,

Задача о блинчиках

«Мама жарит блинчики с творогом. Каждый блинчик она обжаривает с двух сторон: 2 минуты с одной и 1 минуту с другой. На сковороду одновременно умещаются 4 блинчика. Вопрос: за какое минимальное время мама обжарит 7 блинчиков?»

…Поместите эту задачу в раздел самых сложных задач профильного ЕГЭ и процентов 80 выпускников с ней не справятся и/или потеряют неоправданно много времени. Ожидание «подвоха» не позволит выпускникам, чьё математическое мышление за 11 лет так и не было развито, найти верное решение. Смутное чувство интуиции заставит их сомневаться, перебирать варианты в поисках «красивого» ответа...

Решение задачи

Задачи в начальной школе простые, даже примитивные. Ответ получается методом перебора плюс немного здравого смысла и чуть-чуть воображения…

…Сначала мама обжаривает 4 блинчика за 3 минуты ( 2+1=3).

Затем оставшиеся 3 блинчика (7 - 4 = 3), тоже за 3 минуты.

Итого 6 минут. Вроде все верно?

Но:

• Как доказать, что решение верное? Не может же ответ быть настолько простым! Прямо как теорема Ферма ...

• И как решить эту же задачу, если мама – директор «блинной фабрики» и за день обжаривает N блинчиков?

Оставим в покое маму – фабриканта и вернемся к условию.

Анализ решения задачи

Сразу бросается в глаза неэффективность использования сковороды. Как-то некрасиво, не по-школьному получается. Незрелый ум школьника замечает: КПД сковороды слишком низкий, одно место при второй обжарке пустует. Сковорода греет воздух, а масло горит …. Можно ли как-нибудь использовать одно свободное место во втором цикле обжарки?

Разумный вопрос: его следует задать и поискать ответ.

Метод перебора

Перебор вариантов это метод. Но не столько метод решения, сколько метод оценки данных, используя который иногда можно нащупать решение.

Но нащупать - не значит доказать, что оно верное.

И сомневающийся школьник продолжает в поисках правильного ответа перебирать варианты … То есть действует методически неверно.

«Предположим, что …» - метод

Предположим, что для обжарки требовалось бы три «неделимых» минуты - блинчики обжаривались бы за один раз с одной стороны. Решение оказалось бы настолько тривиальным, что и решать тогда было бы нечего!

Но в условии сказано: блины переворачивают!

Поэтому количество вариантов возрастает и школьник судорожно ищет «что в какую формулу вставить, и что на что разделить» (по ироничному наблюдению за отличниками академика В.И.Арнольда, одного из крупнейших математиков ХХ века). Смутное чувство интуиции шепчет: здесь что-то не так, не все так просто. Человек бессистемно перебирает варианты, пока не доходит до «перестановок из N по M». Но и комбинаторика в младшешкольной задаче выигрыша во времени не дает ...

Человеку кажется: он что-то упустил и судорожные эксперименты с перекладыванием блинов, попытки вспомнить «похожие» задачи и «волшебные» формулы продолжаются. Пока уставший от непродуктивной механической деятельности ум не ошибется и не «нащупает красивый ответ»: 5 минут.

Именно такое «решение» получила учительница начальных классов в школе, которую посещал мой сын. Он тогда поспорил с учительницей, но она настаивала: «Все-таки здесь получается скомбинировать! Сейчас не помню как именно, но точно – получается!». Задачу она дала на уроке «Умники и умницы», поэтому нашлась еще пара «Умников», поддержавших «красивое» решение.

Это вообще не шутка.

«Ум человеческий склонен верить непонятному» Тацит

Математическая логика и интуиция

Неразвитое мышление активизирует «интуицию». Но ум человеческий не приспособлен адекватно воспринимать мир цифр. Это, кстати, научно подтвержденный факт.

Например: как вы думаете, сколькими способами можно разложить колоду всего лишь из 52 карт? Правильный ответ шокирует: неужели мы способны НАСТОЛЬКО ошибаться?!

Чтобы шок состоялся, прикиньте ответ, а потом посчитайте на калькуляторе факториал 52. Пожалуй, это больше, чем количество атомов в известной Вселенной ...

… Без специальной подготовки ум человеческий воспринимает мир цифровой СЛИШКОМ уж несовершенно. Поэтому и возникает «смутное чувство интуиции».

Решение задачи о 6 блинчиках

Предположим, что теперь мама обжаривает только 6 блинчиков. Можно ли теперь уложиться в 5 минут?

Решение.

  • 2 минуты жарим 4 блинчика.
  • Потом 2 блинчика переворачиваем и продолжаем обжаривать еще 1 минуту.
  • А два других временно откладываем в сторону.
  • На освободившееся место помещаем оставшиеся 2 сырых блина.
  • Через 1 минуту убираем со сковороды 2 полностью готовых блинчика.
  • На освободившемся месте в течение 1 минуты дожариваем временно отложенные блины.
  • Спустя эту минуту – четвертую - имеем 4 полностью обжаренных блинчика и 2 блинчика на сковороде, которые за 2 минуты обжарены с одной стороны.
  • Переворачиваем и дожариваем их еще 1 минуту.
  • Итого: 2 + 1 +1 + 1 = 5 минут.

    Минуту удалось-таки сэкономить!

    Хотя и тут разбазаривание ресурсов налицо: последнюю минуту на сковороде было только 2 блина … . Как говорится, абсолюты в реальном мире недостижимы, считай – не считай …

    Арифметика или геометрия? Визуализация VS абстрагирования

    Сложно было следить за текстовым изложением решения, не правда ли? А теперь представьте, каково это детям!..Не проще ли изобразить процесс решения графически? Попросту – нарисовать?!

    ... Детям исключительно полезно решать задачи подобным образом.

    С помощью рисунков они приучаются думать (а не запоминать типовые «решения»). Оперирование образами формирует связное, логическое мышление, они узнают, что такое понимание.

    Но вряд ли хотя бы 0,1% учителей математики представляет, как работает ум и что в нем происходит во время решения математической задачи! В МПГУ этому не учат.

    Родителю – на заметку: всемирно известный академик В.И Арнольд славился доходчивым стилем преподавания и геометрическим подходом к традиционным разделам математики. А также жесткой критикой попыток американцев и, особенно, французов излагать математику на излишне высоком уровне абстракции. "Это великий-то математик?,- удивитесь вы,- "Представитель самой абстрактной из всех наук?!"

    Вот именно.

    Доказательство очевидного: «правильный ответ» задачи

    Как узнать, верен ли полученный ответ? Проверка решения это составная часть решения, не менее важная, чем само решение.

    Как доказать, что за 5 минут 7 блинчиков обжарить нельзя, а 6 - можно?..

    Дроби появляются незаметно …

  • На сковороде умещается 4 блинчика.
  • Для обжарки одного блинчика требуется 3 минуты.
  • За 3 минуты сковорода при полной загрузке обжарит 4 блинчика.
  • Следовательно, за 1 минуту сковорода обжарит 4 : 3 = 4/3 блина. Это ее максимальная производительность, максимальное количество блинчиков, которые можно обжарить за 1 минуту.
  • Как максимальная скорость автомобиля: не обязательно «выживмать» все, можно двигаться и медленнее. Но быстрее - невозможно.

  • За 5 минут, следовательно, сковорода обжарит 5 * 4/3 = 20/3, что несколько меньше 7. Несколько, потому, что это способен понять и третьеклассник, выучивший таблицу умножения.
  • Хотя для такой оценки и требуется понимание дробей, но не очень глубокое.

    Дроби, кстати - раздел арифметики, в котором массово «плавает» большинство школьников на ЕГЭ (???). Поэтому, насколько это задача для 3 класса … зависит от способа ее подачи и квалификации «подающего» блинчики к столу решающих задачу

    Итак:

    при полной загрузке сковороды для обжарки 7 блинчиков требуется больше 5 минут. Не надо больше мучиться и «комбинировать».

    А вот для 6 блинчиков можно варианты и поискать.

    Задача о блинной фабрике

    А что насчет мамы – блинного капиталиста? Если ребенок уяснил метод решения, то теперь ему не составит труда масштабировать решение на любые количества. Но скажите: разве это было очевидно до того, как мы прошли весь этот довольно сложный путь?!

    Единственный способ научить ребенка решать задачи это научиться решать их самому. Не так уж и сложно взрослому и заинтересованному человеку научиться решать задачи младшей школы, не так ли? Было бы желание. А если желание отсутствует у наиболее заинтересованных в ребенке людей ... тогда дело швах. Сегодня рассчитывать на школу, также, как на репетиторов - абсолютно дохлое дело.

    Вернитесь к началу статьи и представьте, что все это происходило в классе. Получилось? А потом представьте, то же самое в присутствии репетитора и ответьте себе на два вопроса:

  • Где найти такого репетитора?
  • Во сколько обойдутся его услуги, даже если вы его найдете?
  • «Соображайте, мужчина!», - как четверть века назад строго заметила мне смотрительница около турникета метро на «Комсомольской», когда я по ошибке сунулся не в те ворота.

    butorov.ru

    Как научить ребенка математике

    Множество умений, необходимых каждому уважающему себя человеку, нужно развивать в детстве. Одно из самых главных среди них - умение считать. На первый взгляд, нам может показаться, что сегодня это умение уже не требуется даже взрослым. Ведь сейчас на каждом компьютере, мобильном телефоне и любом другом цифровом устройстве есть калькулятор, с помощью которого можно решить любой пример. Но гораздо лучше, если человек может сделать это самостоятельно. Впрочем, обучать ребят счету нужно не только для того, чтобы они умели складывать или умножать какие-либо числа. Помимо этого, развитие математических способностей благоприятно сказывается на формировании детского мышления, улучшает память и аналитические способности. Об этом обязательно нужно знать родителям каждого дошкольника.

    Как научить ребенка цифрам

    В возрасте двух лет многие современные дети осваивают порядковый счет. Они способны, указывая пальцем на какие-либо предметы, подсчитать: один, два, три, четыре. Но считают дети в столь юном возрасте неосознанно. Лишь по достижении трех с половиной - четырех лет ребенок будет готов к осмысленному обучению математике. В этот период дети должны выучить цифры, а также решать простые примеры с числами от одного до пяти. А чуть позже ребенок способен складывать и вычитать до десяти.

    Научить математике можно любого ребенка. Но если вы хотите сделать это обучение по-настоящему эффективным, его обязательно нужно грамотно строить. Дети-дошкольники не способны еще долго концентрировать свое внимание на одном деле в течение продолжительного времени. Так что каждое занятие по математике не должно длиться более пяти-десяти минут. В день можно проводить несколько таких уроков общей продолжительностью 30 минут. Очень важно делать занятия максимально интересными для малыша, проводя занятия в игровой форме. Чем веселее уроки, тем быстрее ребенок их усвоит.

    Еще до того, как ваш дошкольник будет способен к осмысленному счету, его надо к этому готовить. Первым делом следует научить его сравнивать разные характеристики различных объектов. Дошкольник должен осмыслить понятия «больше», «меньше», «длиннее», «короче» и так далее. Он без труда сделает это, если вы будете обращать на это его внимание в бытовых и игровых ситуациях. Здесь вам помогут фразы такого рода: «в ведре больше яблок, чем на блюде», «у тебя в кармане меньше конфет, чем у меня» и т.д.

    Постоянно употребляйте в своей речи числа и иные элементарные математические понятия, чтобы они стали привычными для ребенка:

    - В домике живут три зайчонка.

    - У Вани пять конфет, а у Саши – только одна.

    - Наш автобус приедет через пять минут.

    Огромную роль в обучении малыша математике играет развитие у него пространственного воображения. Он должен осмыслить понятия: «сверху», «снизу», «дальше», «ближе», «над», «под», «снаружи», «внутри» и т.д. Эти нехитрые методы обучения элементам математики — основа всей дальнейшей учебы.

    Прививать дошкольнику это умение нужно с помощью различных игр. Очень нравится ребятам, к примеру, такая игра, в ходе которой они должны найти какой-либо заранее спрятанный предмет, руководствуясь подсказками взрослого. Они могут звучать так: «Давай найдем зайчика. Встань рядом со столом. Сделай один шаг вперед, а теперь – два прыжка направо. Опустись вниз и проползи под стулом. Встань между шкафом и кроватью. Посмотри наверх. Там на тумбочке стоит ящик. Что внутри? Зайчик! Молодец, нашел игрушку». В этой игре можно меняться ролями, чтобы она была более полезной и интересной для малыша.

    Для развития пространственного воображения можно вместе с ребенком нарисовать план детской комнаты, спортивной площадки во дворе, дорогу от своего дома до какого-то знакомого объекта и т.д. Ребенку будет интереснее сделать это не просто так, для себя, а для кого-то. Предложите ему: «Нарисуй для бабушки дорогу от дома до детского садика», «Давай нарисуем дорогу от трамвайной остановки до нашего дома для тети Кати, чтобы она не заблудилась, когда поедет к нам в гости».

    Как научить детей решать элементарные математические примеры

    Подготовленного с помощью приведенных выше рекомендаций дошкольника можно обучать азам математики. И первый вопрос, который встает перед родителями - как научить ребенка числам. Малышу уже знакомы на слух цифры от одного до пяти или более. Теперь надо обучить его осмысленному оперированию ими.

    Делать это надо на наглядном примере. Малыши очень любят яркие предметы и легко концентрируют на них свое внимание. Для занятий по математике вы можете брать разноцветные шарики, пуговки, игрушки, специальное детское домино и т.д. С их помощью нужно будет объяснять дошкольнику решение простейших примеров. Возьмите две машинки и попросите ребенка подсчитать их. Затем добавьте еще одну и спросите: сколько получилось? Сначала следует прибавлять и отнимать только по одному предмету. А уже после того, как дошкольник в совершенстве овладеет сложением и вычитанием единицы, можно переходить к числам два, три и далее. Очень скоро ваш ребенок сможет легко оперировать в пределах от одного до пяти, позже – до десяти.

    Практические рекомендации, о том, как научить ребенка учиться.

    Случается, что малыш никак не может решить совсем простой, на взгляд его мамы и папы, пример. Не стоит его за это наказывать и ругать. Просто нужно вернуться немного назад в своей программе и постепенно дойти до решения не удавшегося с первого раза примера. Вообще, при обучении ребенка математике надо регулярно возвращаться к уже пройденному ранее материалу, чтобы с уверенностью закрепить его.

    Как научить ребенка решать задачи

    Иногда дети, в совершенстве освоившие решение примеров, сталкиваются с трудностями при переходе к математическим задачам. Иногда это случается из-за того, что в учебнике используется сложная для детского восприятия терминология. Объясните задачу на понятном для ребенка языке, и тогда ее решение не составит труда.

    Как и при обучении дошкольника цифрам и числам, при решении его первых задач полезно обращаться за помощью к наглядным примерам. Это пригодится не только малышам, но и детям школьного возраста, которым нужно будет решать задачи более высокого уровня сложности - на скорость, объем и т.д.

    Помните, главное условие в процессе обучения математике — научить ребенка понимать суть того, что требуется и составлять логический алгоритм решения (пошаговые действия) для достижения конечной цели.

    ladushki.info

    Как научить ребенка заниматься математикой

    Уже с 4 лет можно начать учить ребенка понемногу осваивать довольно сложные для него математические азы.

    Для обучения используйте бытовые предметы

    Но делать это необходимо ненавязчиво. Для этого можно использовать различные игры  и применять разные вспомогательные предметы, которые хорошо знакомы нам всем с детства. И вы не заставите себя долго ждать положительного результата.

    Этапы обучения

    Начните обучение со сравнения количества

    Психологи считают, что практически любое обучение, которое включает в себя осмысленное запоминание материала, проходит исключительно в подсознании ребенка.

    Существует три этапа обучения: это привыкание, понимание сути самого предмета, запоминание принятой информации. Совершенно не стоит особенно торопиться, требовать моментального запоминания результатов математического сложения или вычитания от ребенка. Многих родителей волнует вопрос, как эффективней научить ребенка математике.

    1класс как научить ребенка считать

    Как научить школьника быстро считать в уме? Методика обучения счету за 21 день [Школа скорочтения]

    Как научить ребёнка думать

    ☑️ Как научить ребенка решать задачи по математике? [Школа скорочтения и развития памяти]

    Начинайте издалека, поначалу просто почаще проводите беседы ребенком, при этом сравнивая предметы: большой — меньше, тяжелый — легче и так далее. Затем можно начать запоминать простые числа. Даже если малыш чего-либо не понимает сразу, например, что означает словосочетание «шесть тарелок», «две ложки», «четыре вилки», на наглядном примере, накрывая с мамой праздничный стол, он быстрее разберется в правилах счета и скоро важно и с гордостью расскажет, сколько именно приборов находится на столе.

    Играем и учимся

    Любимая игра малыша поможет освоить математику

    Чтобы обучение малыша было максимально эффективным, необходимо его сделать в игровой форме, интересным и в то же время полезным. Попробуйте играть в различные математические игры, способствующие запоминанию цифр, — домино, лото, даже обыкновенные игры-путешествия — значительно посодействуют запоминанию последовательности цифр.

    Дети отлично запоминают вызывающие их интерес яркие, привлекающие их внимание предметы, которые вызывают исключительно положительные эмоции.

    Однозначно не стоит придумывать для обучения скучные примеры, попробуйте придумать интересную, даже смешную задачку, ведь она способна заинтересовать ребенка. Стоит приобрести различные математические книги, головоломки, игры, по возможности старайтесь разгадывать их вместе.

    Как научить малыша считать

    Учите считать на наглядных предметах

    Начинайте обучение с простых примеров, начните с прибавления цифры один. Если малыш владеет порядковыми числами, ему довольно легко объяснить, желательно на наглядном примере, что если к двум предметам прибавить три, должно получиться пять. Вместе с еще одним предметом будет шесть. Более сложный термин «минус» стоит объяснить чуть позже, когда малыш поймет принцип вычитания.

    Рекомендуем прочитать

    Изучение счета — это запоминание ребенком цифр, входящих в состав числа. То есть число 5 состоит из 2 и 3, 4 и 1. Можно представить примеры на счет в виде картинки, например, цифра 2 — это домик, и задача ребенка — дорисовывать крышу: 1 — поменьше, 2 — побольше и так далее.

    Запоминание геометрических фигур

    Показывайте ребенку различные фигуры вокруг

    Не стоит забывать, что математика включает в себя не только лишь счет, надо учесть множество важных нюансов. Как правильно научить ребенка математике? Надо не забывать и про понятия геометрии. Ребенку необходимо различать фигуры, понимать значения слов «короче» и «длиннее», что значит сзади него, что впереди, что обозначают слова «справа» и «слева». Практически все эти понятия малыш способен полноценно осознать в 2 года, если с ним постоянно занимались родители.

    Если ребенку постоянно повторять названия различных фигур, рисовать и вырезать круги и квадраты из красивого картона и понемногу давать ребенку подержать и рассмотреть их, то малыш довольно быстро их запомнит.

    По этому принципу обучайте ребенка различать правую и левую руки, направления вперед и назад. При случае родителям нужно проговаривать, в каком именно направлении они идут, в какую сторону на данный момент поворачивают, какой из домов на улице выше, а какой намного ниже, какой путь длиннее, а какой — короче. Малыш быстро усвоит практически все термины математики на наглядных примерах, он будет достаточно подготовлен, чтобы пойти в первый класс школы.

    Основы счета

    Не перегружайте ребенка информацией

    Принципы обучения математике:

    • обучать математике эффективней во время игры;
    • желательно разбить используемый материал обучения на небольшие части;
    • обучение должно проходить как бы по спирали, это означает, что следует регулярно возвращаться к ранее пройденному материалу и оценивать его с уже более высокого уровня;
    • необходимо строить обучение таким образом, чтобы не было большой разницы в сложности материала, не смешивать дошкольные и школьные знания.

    Инструкция для родителей:

    • Для начала необходимо научить ребенка элементарному — считать до пяти, объяснив, что цифры должны идти исключительно в определенной последовательности.
    • Через неделю можно попробовать объяснить, как правильно суммировать цифры на элементарных примерах.
    • Учить считать надо на любых предметах, желательно небольших по размеру.
    • Через несколько недель можно переходить далее, к изучению более сложного счета до десяти, и попробовать объяснить ребенку уже более сложные примеры.
    • Занятия должны длиться не менее 10-15 минут ежедневно, но не больше 30 минут в день, при этом каждый раз необходимо повторять пройденный материал.

    При условии выполнения всех приведенных выше условий по дошкольной программе в области математики ребенка можно натаскать буквально за три месяца.

    aranetta.ru

    Как научить ребёнка математике

    Лучший ответ на вопрос, как научить ребёнка математике, опирается на тот же фундамент, что и любое обучение малышей. В детстве восприятие всех людей очень избирательно. Как и мы сами много лет назад, современные дети эффективно и быстро осваивают лишь то, что их сильно удивляет или активно увлекает необычной подачей.

    Предлагаем вам две игры, которые легко сделать своими руками. Они позволят вам воочию убедиться насколько просты многие любопытные способы, как научить ребёнка математике.

    Решаем примеры, подбирая пришепки

    Для изготовления вам понадобятся:

    • Прищепки деревянные, бесцветные
    • Палочки для мороженного (или медицинские шпатели из ближайшей аптеки)
    • Ручка, или тонкий спиртовый маркер
    • Краски акриловые разных цветов

    Как изготовить игру:

    Если палочки не покрашены, или вы воспользовались шпателями, покрасьте их в яркие, но не агрессивные цвета.

    Пишем на палочках по одному примеру на математические действия, пропуская одну из цифр. Например, примеры для сложения внутри первого десятка: 1+ ___ = 10; 2 + ___ = 10 и т.п.

    Теперь берём прищепки и пишем на них цифры, пропущенные в примерах на палочках.

    Собираем все элементы игры в 1-ой пластиковой коробке/тарелке/папочке. Прищепки последовательно выстраиваем на одной полоске картона. Палочки с примерами кладём рядом. Ваш эксклюзивный и высоко функциональный математический поднос готов!Легче всего собрать всё по местам, когда недостающие цифры собраны в правильной последовательности. Сложнее – если они перепутаны. И ещё сложнее выполнять задание на время – постоянно сокращая отведённые минуты. В процессе игры тренируется также и мелкая моторика вашего любимого ученика, причём в самом что ни на есть трудном испытании, которым является любая двуручная деятельность.

    Карточки с подсказкой

    Вам понадобятся ручка и бумага, например, разлинованная из тетради или офисная, средней плотности, формата А4. Последняя прослужит дольше. По желанию для крепости вы можете заламинировать полоски широким прозрачным скотчем.

    Как сделать игру:

    Разрезаем лист А4 на полосы шириной 3-4 см.

    Пишем на полосах разнообразные задания на сложение.

    Это могут быть примеры «5 + 4 = ___», или четыре точки = ____.

    Ниже на фотографиях хорошо видны возможные варианты:

    Главное условие единообразия игровых элементов — это расположить ответ на предпоследней четверти полоски. Такое расположение даст вам возможность согнуть полосу сразу после предпоследней четверти. Тогда последняя четверть бумаги будет закрывать результат вычислений — до поры до времени.

    Процесс игры потребует вашего присутствия. Спрашивайте малыша ответ, после чего разрешайте открыть подсказку.

    С этим же пособием можно тренировать дошкольника на терпение в процессе размышлений, чтобы он понимал важность собственного ответа прежде, чем заглянет под согнутый край.

    Как вы успели заметить, оба игровых способа, как научить ребёнка математике, не трудоёмкие в изготовлении и вроде бы бесхитростные, однако они добавляют красок и необычности в будни и поэтому замечательно стимулируют маленьких учеников к освоению нового!

    www.fun-edu.ru