Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенку 1,5 года - молчит, но все понимает. Ребенку 1 5 года не разговаривает


Что делать, если ребенок в 1,5 года не говорит?

  • Что делать, если ребенок не говорит?

В медицинской практике часто встречаются дети старше года, которые еще не начали говорить. Таких детей обследуют логопеды, психологи, выясняя, не является ли этот ребенок немым или отсталым. Следует сказать, что немота встречается только в случаях глухоты и возникает в результате серьезных заболеваний центральной нервной системы (внутричерепная родовая травма), или после перенесенной тяжелой инфекции (энцефалита, менингита), является результатом наследственной патологии или результатом воздействия на слуховой нерв некоторых антибиотиков (стрептомицина). В случае подозрения на глухоту ребенка необходимо обследовать в ЛОР-отделении, где есть специальный аудиометрический кабинет.

Запаздывание речи может быть признаком умственной отсталости (олигофрении). Для уточнения этого диагноза ребенка нужно проконсультировать у психиатра и психолога.

Существует так называемая пассивная речь (ребенок понимает, что от него требуется) и активная речь (словесное выражение). Любой ребенок, который умеет показывать (в возрасте одного года) окружающих его близких людей (папу, маму, бабушку, дедушку и т. д.) или приносит по просьбе (выполняет задание) известный предмет, должен считаться нормальным. Встречаются дети, которые и в два, и даже в четыре года произносят мало слов или даже ни одного слова для передачи собственной мысли. Они слышат и понимают все, что говорится, выполняют легкие задания, выражают свои желания или протесты знаками, когда речь идет о них (значит, слышат!).

Некоторые дети при запаздывании речи используют собственный, понятный лишь им одним (и, может быть, их родителям) "тарабарский" язык. Он может иметь интонации и нюансы человеческой речи, но звуки не передают ничего такого, что может быть понято окружающими.

У нормальных детей, у которых имелось запаздывание речи, к 18-24-м месяцам наступает резкая перемена: они начинают произносить слова и выражать свои мысли не менее четко, чем дети с незапоздавшей речью. (Компенсация за длительное молчание: начав говорить, эти дети не умолкают целыми днями.)

  • Когда можно говорить об умственной отсталости ребенка?

Об этом можно говорить тогда, когда ребенок не выполняет несколько минимальных условий: если в возрасте двух лет ребенок еще не произносит трех слов и не умеет показывать жестами мать, отца или бабушку с дедушкой, а также 3-4 предмета в комнате; он не может самостоятельно садиться и вставать на ноги; если контакт с окружающим миром настолько слабый, что ребенок не может отличить ласковое слово от категоричного "нет!"; если ребенок не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку от него предметами и не пробует схватить их; если во время игры в "кукушку" или "козу рогатую" он не испытывает чувства "ожидания"; если во время кормления между ним и кормящим его человеком он не устанавливает никакого контакта; если ребенок нормально принимает только жидкую пищу.

Однако окончательный вердикт о наличии умственной отсталости или отсутствии ее выносит психиатр.

ilive.com.ua

Не говорит в 1,5 года - пора беспокоиться?

Добрый день! У меня вот какой вопрос назрел: сыну 1 год 5 месяцев, он не говорит НИ ОДНОГО слова. Ни мама-папа-баба, ни ам, ни ку-ку, ничего вообще. Бодро лопочет на своем тарабарском, с интонацией, с вопросами, глядя мне в глаза, слова даже есть отдельные, то есть полная имитация речи, но ни одного понятного слова. И еще - не применяет даже свою тарабарщину ситуационно, то есть это не я не понимаю его слов, это он точно их просто так произносит. Все желания показывает плачем или подбеганием к месту действия (показывает что хочет грудь - на кровать, кушать - за стол, купаться - в ванную, гулять - ко входной двери и т.д.).Все понимает, по просьбе приносит нужные игрушки, идет куда предлагаю в квартире и т.д. Но не показывает ничего на картинках, даже если я только что называла предмет, не покажет на него (а если это игрушка - покажет тут же), вообще не любит, когда я читаю ему, предпочитает сам листать книжки.Зато иногда повторяет слово за мной, притом довольно сложное. Например, я говорю "бабочка!" он - "бабоська". Но сам не воспроизводит, да и бывает это не часто.Еще, играет в основном сам, то есть партнер для игры ему не нужен, предлагаемые мной или бабшками игры или игнорирует, или заинтересуется, подойдет и начинает играть во что-то свое. Если вмешиваться в его занятия - сердится, все немедленно бросает и уходит. Сам себя развлекать может до получаса-часа, все исследует, крутит-вертит, строит пирамиды из всего, перекладывает и переставляет предметы. Со мной обычно играет в подвижные игры типа догонялок, пряток и прочего.Раньше, до года, говорил и мама и папа и баба и сись и ам. Потом как-то постепенно ушло это, хотя я просила и прошу сказать что-то регулярно.Вопрос - что я могу с этим сделать? И стоит ли вообще беспокоиться? С одной стороны, может, это вообще не проблема и он все наверстает, с другой, если проблема есть, хотелось бы начать ее компенсировать как можно раньше, чтобы потом не было ЗРР и подобного.Стоит ли обращаться к врачу (если да то к какому?), как можно позаниматься самим дома (может быть есть ссылки на методики или просто идеи по развитию?)

если это важно: у сына была гипоксия в родах, были проблемы с излишком ликвора по НСГ, сейчас по неврологии мы "недообследованные", т.к. нормального невролога в поликлинике нет. А те, которым показывались в год, сказали что все ОК, вариант нормы. Поэтому, собственно, и волнуюсь, не хочется упустить что-то в развитии.Всем заранее спасибо.

psy-baby.livejournal.com

Ребёнок плохо говорит в 1 5 года - Логопедия

Отвечает Яковлева Зоя Борисовна

дефектолог, логопед

Здравствуйте! В 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!») В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи). Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку). Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу). Развитие речи детей 1,5 - 2 года (в норме) Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие: 1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь. 2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов. Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы: 1.Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?). 2.Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет). 3.Повторяет ли за взрослыми слова и фразы? 4.Сколько и какие звуки ребенок произносит четко? 5.Из какого количества слов малыш строит предложение? 6.Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми? На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя. Развиваем речь ребёнка 1,5 - 2 года (рекомендации) •Еще очень важный момент, который упускают многие родители:создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?» •Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов. •В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу. •Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите. •Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?».Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь. •Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки. Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком.

health.mail.ru

Почему ребенок не говорит? Как ему помочь?

В первой статье «Ребенок не говорит. Что делать?»  был дан только один ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?» и названа одна причина. Но таких причин может быть много.  Поняв по откликам, что эта проблема волнует многих мам, я решила продолжить цикл статей и рассказать о других причинах того, что ребенок не разговаривает. И конечно, о других способах выхода из ситуации.

Причина 2. Влияние особенностей речи мамы.

Почему ребенок не говорит?

Давайте вспомним, как мы сейчас говорим  (увы, и я тоже на этом себя ловлю) – а говорим мы быстро, часто путаясь и запинаясь, торопясь, не выделяя отдельных слов, не повторяя их специально ребенку. А иногда и говорим с ребенком с такими интонациями и в таком же темпе, как мы привыкли разговаривать со взрослыми – не задумываясь, «по привычке». Наша речь в таком случае – это поток, который для ребенка представляет просто грандиозную лавину воды, из которой не видно ни одной молекулы – слова или слога. Ребенок просто не в состоянии выделить из такого бурного потока отдельные слова и слоги для их повторения и усвоения.А если слова всё время сопровождаются фоном мелькающих картинок телевизора или компьютера, то малыш просто не может в них вслушаться – всё его внимание уделено  мельканию картинок.

Эта ситуация аналогична такой воображаемой истории. Представьте, что мы с Вами оказались бы в стране туземцев, где все говорят на неизвестном нам языке. И мы хотели бы его освоить, просто слушая поток их быстрой непонятной речи. Получилось бы у нас это? Нет. Или потребовало бы очень много времени – годы!!! А вот если бы эти туземцы нам показывали предметы, много раз их называя, повторяя эти слова, пели бы про них понятные песенки буквально из 5-7 слов, то уж эти слова мы бы точно запомнили быстро!И начали бы говорить.

А теперь давайте вспомним, как говорили в старину наши предки. Они слово «молвили» — не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой. А сколько песенок они пели малышу! А ведь эти песенки  очень необычны – в них-то как раз и  зарыт «клад» народной мудрости и ключ к тому, что речь у ребенка тогда появлялась сами развивалась полноценно. Ведь эти песенки:1)ритмичны, 2) в них часто повторяются одни и те же слоги или простые слова типа «три-та-та», «ай-люли-люли», «тяни-тяни», « тушки-тутушки-на столе преснушки», «тяги-тяги-потягушеньки» и т.д. 3) Заметьте – эти повторяющиеся слоги очень простые для произнесения, они доступны ребенку для повторения!!! 4) Эти слоги или слова в народных песенках стоят всегда в  начале или конце фразы. А это очень необычное положение, т.к. именно начало и конец фразы мы выделяем из речи в первую очередь.  5) Любая народная песенка предусматривает игру с малышом во время ее проговаривания. А это значит, что слово соединяется с действием и быстрее запоминается!!!

Для меня в свое время это было настоящее открытие: в народных песенках всё построено так, что речь ребенка просто не может не развиваться при их многократном пропевании малышу. Ведь даже у абсолютно слепых детей нормально развивается речь, если мама постоянно поет ребенку с рождения эти песенки, играет с ним, четко проговаривает звуки и слова! А что уж говорить об обычных малышах!!!

Например, вчитаемся в текст песенки:

«Катя-Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой».

Сколько раз здесь произносится слово «Катя»? Три раза, да еще дополнительно есть слово «Катенька». Вы уже заметили, что имя здесь выбрано тоже неслучайно – слово «Катя» не содержит трудных звуков и доступно любому малышу. Для сравнения – как бы это звучало со сложным именем – «Клара-Клара-маленька, Кларочка удаленька» !!!ООО! Одни сплошные трудные звуки – л, р, ч.

Кроме того, с этой песенкой малыш легко может поиграть, ведя куколку по полу и помогая маме или бабушке ее говорить (договаривая за ними отдельные слова и слоги).

Вот она и стала нам видна – вторая причина и второй ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?». Речь современной мамы в общении с ребенком не учитывает особенностей малыша и его потребностей в раннем возрасте, и поэтому ребенку требуется больше времени, чтобы ее освоить.

Мне вспомнился рассказ моей подруги о своем сыне. Ее сын, которому было 2 года, не говорил. При этом он любил слушать аудиозаписи, конструировать, много играл с игрушками и по всем другим показателям ничуть не отставал от сверстников. Когда  мама и бабушка пошли в поликлинику с вопросом «Почему ребенок не говорит?» врач попросил маму рассказать о ребенке и его занятиях дома. Мама подробно всё рассказала, привела примеры. После ее рассказа врач засмеялся и сказал: «Понятно, почему Ваш ребенок не говорит. И заговорить он просто не может!!!» «Как так?»- искренне удивилась мама. «Так ведь Вы как сорока болтаете — трещите, даже я в Вашей речи слова с трудом различаю и смысл еле улавливаю. А как же бедняжка Ваш сын мучается!». Подруга говорит, что только тут  ее осенило – «Боже мой! Это ведь ясно как день, что к детям надо обращаться четко, понятно, в играх часто повторять одни и те же слова, их проговаривать в медленном темпе, прислушиваться к ним». Эта ситуация разрешилась тогда самым простым образом – сначала мама изменила тактику общения с сыном,  а потом ребенок пошел в детский сад, где с ним начали заниматься речью. Первое время у него были большие трудности, но затем он заговорил.

Что делать?

Теперь, когда причина ясна и способ выхода из ситуации стал понятен — для развития речи ребенка нужна речь спокойная, ритмичная, с играми, с повторениями слов, слогов, звуков. Именно такая речь помогает ребенку заговорить.

Как это сделать?

Можно ли просто ставить малышу аудиодиски с записями народных песенок? Можно. И прослушивание аудиозаписей с песенками и сказками будет развивать малыша и будет ему очень ему полезно. Но без мамы тут не обойтись!!! Малыш будет радоваться, когда услышит в аудиозаписи именну ту песенку, которую поет ему мама!Маму и бабушку других членов семьи не заменит никто и ничто! Аудиозаписи – это только дополнение!

Именно мама успокаивает малыша, многократно ритмично проговаривая:

«У волка – болИ (ударение на заглавной букве),

У медведя – болИ.

У зайца – болИ.

У пчелки – болИ.

У ежика – болИ.

У белочки –болИ (продоолжаем дальше по желанию малыша, называя разных животных)

А у Дашеньки – не болИ!!!!!» — и гладит место ушиба.

И отвлекли малыша от боли, и утешили, и построили маленькую ступеньку к появлению речи!

Именно мама варит кашу и приговаривает ритмично:

«Ту-ту-ту (ударение на последнем слоге)

Ту-ту-ту,

Варю кашу

Круту! (Ударением выделяем последний слог)

Подливаю молочка!

Накормлю казачка!»

А когда бабушка испечет пироги, она проговорит весело внукам, сидящим за столом:

«ТпрУшки, тпрУшки,

На столе ватрушки,

На столе ватрушки,

Нашему Андрюшке.

Тпрушки, тпрушки,

Пекла баба ватрушки.

Всем по ватрушке,

А две – Ванюшке!»

А кто как ни мама, одевая ребенка скажет: «Та-та-та, Та-та-та, Вот какая красота!!!»

А вечером перед сном споет:

«Баю-баюшки-баю(выделяя юююююю – пропевая протяжно),

Баю заюшкумоюююююю.

Ай, баю-баю-баюююююю,

 Не ложися на краюююю,

Как придет к тебе волчоооок!

 Ох, ухватит за бочоооок!»

Утром же именно мама погладит малыша, улыбнется ему:

«Потягууууууууунюшки,

Порастуууууууунюшки,

Поперек толстуууууууунюшки (погладить ребенка по животику, плечикам).

А в ручки – хватуууууууунюшки,(гладим ручки от плеч к ладошкам)

А в ножки – ходуууууунюшки, (гладим ножки),

А в роток – говороооооооок!

А в головку – разумооооооок! (гладим по головке)»

А потом предложит зарядку – ходьбу вперевалку (можно под эти слова делать и упражнения от плоскостопия – ходьбу на внешней и внутренней стороне стопы):

«Гуси-гуси-у пруда.

Га-га-гаааааа,

Га-га-гаааааа.

Вы откуда и кудаааа?

Га-га-гаааааа,

Га-га-гааааааа!» (подталкиваем-побуждаем ребенка отвечать «Га-га-гааааааа», не может – пусть просто шевелит губами – подговаривает и машет крыльями)

А потом предложит веселые  прыжки:

«Прыг-скок

Прыг-скок!

Обвалился

Пото – лок!» (повторяем несколько раз всё время пока прыгаем)

А может быть, и папа поиграет с малышом  вечером (посадить малыша на колени) и ритмично, резво, весело скажет:

«По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам (качаем на коленях, будто малыш едет по кочкам)

В ямку – (ребенок договаривает «бух»),

Провалился – пе…  (ребенок договаривает  второй слог «тух»)

(колени раздвинуть и, придерживая малыша за ручки, «уронить» с колен на пол)

А может быть по дороге на прогулке в подъезде Вы сыграете в молчанку:

Чок-чок-чок.

Зубки на крючок.

Кто слово скажет-

Тому в лоб щелчок! (молчим до условленного места – дистанция должна быть очень короткой!!!!)»

Хорошо, если в запасе у мамы много таких песенок, которые она поет малышу. Особенно хороши для 2-летних детей песенки – игры с движениями. Их надо повторять многократно. Тогда малыш начнет их запоминать, подговаривать, подпевать. В дальнейшем запас песенок нужно пополнять. Отлично, если диск со знакомыми ребенку народными песенками Вы будете брать с собой в машину – в дороге малыш их послушает с большим удовольствием. Особенно любят малыши такие аудиозаписи, сделанные самой мамой, но для многих это технически  сложно осуществить.

Я сделала более подробную статью с подбором игр-песенок для развития речи детей, полезным для домашних занятий с 2-летним не говорящим ребенком.

Маме на заметку. А Вы согласны?:

Сейчас очень распространено мнение, что народные песенки – это воспитание детей  прошлого века. В веке 21 надо совсем по-другому заниматься с малышом. Раннее ( т.е. опережающее возрастную норму)  развитие стало уже почти лозунгом. Знаю мам, которые, начитавшись этих статей, начинают ставить ребенку 2 лет аудиозаписи энциклопедий Брокгауза и Эфрона, учебников по химии (!!!!), сложных классических произведений Гончарова, Блока, Дюма, Булгакова, Достоевского, Шекспира  и т.д. для стимулирования развития ребенка. А также читают вслух эти произведения вместо детской классики. И даже рассматривают  с малышами 1-2 лет не детские картинки – «это мама», «это киса», а живописные шедевры.

Думается, что решать тут каждой семье – как быть и какой путь выбрать.

Я считаю, что такое прослушивание преждевременно и приведет только к переутомлению и информационному перенасыщению ребенка, которому и так не просто в нашем информационно перегруженном мире. Новшества всегда были и будут. Но всегда стоит оценивать их разумно.

В прошлом веке было гораздо меньше детей с речевыми и неврологическими проблемами и проблемами. Это Вам скажет любой специалист. И дело тут не только в экологии. А еще и в том, что раньше не было принято специально подгонять развитие малыша, а было принято внимательно наблюдать за его потребностями и удовлетворять их. Кроме того, я еще не видела ни одного ребенка, который бы после таких ранних «аудиознакомств» с химией, физикой или историей сильно опережал бы сверстников в умственном развитии и в изучении данных предметов в школе или испытывал к ним особый интерес. Может быть, мне просто не повезло? Или результат сказывается уже позже?

Всему своё время, — гласит пословица. Я считаю, что она права! Зачем бежать впереди и терять по пути то, что вернуть уже будет невозможно! А Достоевский, Блок, Дюма еще будут в жизни ребенка тогда, когда он уже будет в состоянии их понять.

А Вы как считаете?

О других причинах, отвечающих на вопрос «Почему ребенок не разговаривает?» – в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет» 

Какие речевые игры нужно проводить с ребенком, Вы можете прочитать в статье «Игры-потешки для самых маленьких: учимся говорить»,  и в статье  «Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?». Много речевых игр, обучающих детей пониманию речи и говорению Вы найдете в статье » Игры для детей 1 года» 

Как заниматься с малышом, Вы узнаете из  статьи «Развитие ребенка в год» : развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие мышления, речи, движений малыша.

Как сделать развивающую книжку из фотографий, бумаги, картона, ткани Вы узнаете из статьи «Детская книжка своими руками» 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

rodnaya-tropinka.ru

Ребенку 1,5 года - молчит, но все понимает.

Вопрос логопеду:

Уважаемая Анна Владимировна! Очень рассчитываю на Вашу консультацию по такому вопросу: Моей доченьке уже полтора года, она говорит единственное слово "АЛЁ" (алло), и то не часто. Ни "мама", ни "папа", ни "баба" - ничего! Не говорит "дай", да и вообще ничего не просит - ни есть, ни пить, при необходимости сама пробует достать (да и это редко, в основном просто начинает капризничать, а я уж догадываюсь, в чём дело). Не повторяет за нами, не имитирует звуки животных (му-у, гав-гав и прочее). При этом ребёнок хорошо слышит, так как откликается на имя, даже если зову из соседней комнаты, бежит на звук телевизора, пугается резких звуков (у соседа ремонт, когда сверлят стены, начинает плакать). Значение слов "на", "дай", "нельзя" понимает прекрасно. Речевое развитие отстаёт с самого рождения - гуление после 3-ёх месяцев, да и то скудновато, слоги и лепет после 10 месяцев. Пальчиковые игры не переносит, отдёргивает руку и уходит. С года занимаемся развитием мелкой моторики - перебираем (трогает и разбрасывает) крупы, макароны, бусы и пуговицы. Любит книжки, охотно слушает (яркие картинки и несколько строчек текста на странице, если текста больше, чем картинок - переворачивает на другую страничку). Где-то после года появилась речевая активность в виде тарабарщины (ничего осмысленного, а главное, ни за одним из предметов или действий не закреплено какое-либо даже "тарабарское" слово). Правда, когда-то после 11 месяцев дочка чётко произносила "А-а-а" при высаживании на горшок. Потом и это пропало. Теперь в ходу единственный осознанный звук "АЛЁ", при этом имитирует разговор по телефону (прижимает руку к уху) и далее произносит очередную тираду непонятных звуков. К нам никак не обращается (лишь когда плачет, может произнести ма-ма-ма-ма), но в ответ на вопрос "Где мама (папа, брат, кот)?" поворачивает голову к искомому человеку. Эмоционально сохранна, смеётся, радуется родным и друзьям, обижается, плачет - всё вовремя. Нашего невропатолога я уже за

detkino.ru