Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать? Нужно ли учить ребенка читать в 5 лет
Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать? | Здоровье ребенка | Здоровье
Такую точку зрения поддерживает наш эксперт – семейный психолог Ирина Карпенко.
Природный процесс
Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:
Первый – с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.
Второй – с 3 до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.
Третий – с 7–8 до 12–15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.
Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.
Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы – неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.
К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие – возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.
Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
Время игры
Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.
В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе – научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.
Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст – это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития – обучению.
Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить – залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2–3 лет – переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.
Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.
– Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, – предупреждает профессор.
Без понимания
При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения – не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова – затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста – до 5–6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.
Любовь на всю жизнь
Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6–7 годам, в редких случаях – в 5 лет.
Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.
Малыш с упоением зачитывается детскими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.
Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.
Смотрите также:
www.aif.ru
стоит ли учить ребенка рано читать? — ЦДТ
Раннее развитие ребенка — важная тема для всех родителей. Все папы и мамы хотят, чтобы их ребенок был самым умным, самым образованным, самым-самым.
Как правильно начать развивать ребенка? В каком возрасте нужно учить ребенка читать?
Некоторые родители убеждены, что этим нужно заниматься с самого нежного возраста. Существует большое количество мнений на этот счет, от ярых позитивных до резко негативных.
Многие родители считают, что раннее развитие ребенка — это прежде всего чтение и некоторые начинают это делать, когда ребенок не достиг и года, приступая к изучению алфавита. Готов ли ребенок в таком возрасте полноценно воспринимать такую информацию? Давайте обратимся к статье Натальи Проценко «Раннее развитие ребенка – где проходят границы разумного?»
Регулярно читая по роду своей деятельности «родительские» интернет ресурсы, прихожу иногда в недоумение от высказываний некоторых родителей, готовых начать обучение своего ребенка чтению, счету и письму без преувеличения — с грудничкового возраста. Поэтому хотелось бы внести нотки разума в благие родительские намерения (все эти эксперименты с обучением, как правило, обрушиваются на голову первенцев молодых амбициозных мам, реже инициатива исходит от пап) и рассказать об основах детской психологии и физиологии, чтобы получить ответ на вопрос о том, «когда же начинать».
Начнем с любимого родительского занятия — обучения чтению. Конечно, умилительна (для неспециалиста) картина, когда 1,5−2-годовалый малыш воспроизводит алфавит. Однако — всему свое время. Ребенок готов учиться чтению тогда, когда он начинает четко говорить. То есть правы большинство педагогов (и Никитины, и Зайцев, и многие другие авторы) — начинать обучение чтению имеет смысл не ранее 3 лет. Это в среднем. Есть дети, которые уже в год с небольшим имеют вполне развитую речь и способны читать уже к двум — но таких очень и очень немного, большинство деток «созревают» к 3, а некоторые — только к 4 годам. Уточню — начинать обучение — это означает начинать учить буквы. Читать ребенок все равно будет существенно позже.
Действительно, до того момента, как у ребенка сформируется способность к абстрактному мышлению, он вполне может заучить и буквы, и слова, но это просто фотографическая память, а не осознанное понимание. Ведь физиологически малыш еще не способен лет до трех мыслить абстрактно и понимать, что вот эта штучка означает А, эта — Б… Таковы особенности развития головного мозга человека, и, каковы бы ни были амбиции родителей, «выше головы» ребенка не прыгнешь. Мы ведь не учим ребенка ходить сразу после рождения, понимая, что организм не готов. Почему же такого понимания нет в отношении развития психики и интеллекта? Ребенок, который учится читать до 3 лет, и тот, что учится после этого возраста, делают это принципиально по-разному. В первом случае — за счет памяти, во втором — за счет абстрактного мышления.
Но далеко не всем деткам от природы дана возможность научиться читать в раннем возрасте. А если родители жмут, можно получить и обратный результат — отвращение к чтению и учебе вообще. А самое главное: да, можно научить читать в 1,5−2 года (если у ребенка развита речь) — но какова цель? Что это даст практически? Польстит родительскому самолюбию? Или дите в 2 года начнет читать запоем? Раньше 4−5 лет этого все равно не произойдет — опять-таки, в силу особенностей развития детской психики. С другой стороны, после 6 тоже поздновато: доказанный факт, что ребенку в 7−8 лет учиться читать на порядок сложнее, чем 5−6 летнему. Поэтому не зря современные школы требуют от поступающих в первый класс хотя бы чтения по слогам. Так что интервал понятен, надеюсь. А спешить ни к чему… Просто получайте удовольствие от общения с вашим ребенком. Неужели вы меньше будете его любить, если он в полтора года не выучит буквы? Многие родители мотивируют свои попытки с пеленок учить читать тем фактом, что, мол, самому ребенку интересно — пальчиком в буквы тычет. Но не надо решать за ребенка, что именно ему интересно! Дите в полтора года тычет пальчиком решительно во все, ему интересно ВСЕ! Но если оно покажет на микроскоп или телескоп, мы же не кидаемся объяснять ему микробиологию или астрономию. А если буквы, то тут же сажаем за алфавит. Парадокс. Как будто это легче (в понимании ребенка года с небольшим — одинаково). Важно не столько раннее, сколько своевременное развитие. Соответствующее возрасту. Причем следует помнить, что у всех деток возрастные особенности развития разные. И если соседская девочка читает в 2 года, нет смысла переживать, что ваш ребенок в 2,5−3 даже говорит еще с трудом — просто у них разные темпы развития. Так же как и для родителей такой девочки это не повод смотреть свысока на менее «продвинутых» детишек. Для ребенка, который рано заговорил (в год с небольшим), обучение чтению в 2−3 года не будет слишком ранним (хотя не факт, что это будет ему интересно). Для ребенка же, который заговорил в 3 — это не просто рано, это преждевременно и неэффективно. Причем все дело тут именно в приоритетах: если во главе угла «научить», выработать навык чтения — это амбиции родителей и не более того.
Если упор делается на побуждение ребенка к познанию, выработку познавательной активности — это конструктивный подход, достойный уважения. Для меня огромная разница именно в том, от кого исходит познавательная инициатива: от самого ребенка, или от родителей. Если малыш хочет научиться читать или считать сам, если он пересчитывает даже конфеты в коробке — значит, это его интерес. Если же мама в год с копейками усаживает его за азбуку — это её инициатива. Не надо все делать за ребенка, оставьте ему шанс прожить жизнь по собственному сценарию, а не по навязанному родителями. Ребенок сам вправе выбрать, на что и когда обратить свое внимание. Проведу аналогию со школьным возрастом: «физику» нечего делать в специализированном классе для «гуманитариев», равно как и наоборот. Но как понять в первом классе, что ему ближе?
Так же и в год обучать буквам — а если ему рисовать интереснее? (Заодно и моторика разовьется, опять-таки, быстрее заговорит). Или он вообще категорически не гуманитарий? Дети ведь разные. Итак, еще один важный момент — раннее развитие должно быть в соответствии с природными наклонностями ребенка. А вот насчет готовности к письму — могу сказать, что все добросовестные специалисты (особенно не заинтересованные материально в «развивании» вашего ребенка) рекомендуют до 7 лет не учить ребенка писать (максимум — печатные буквы), а, что называется, «готовить руку к письму»: в игровой форме учиться рисовать элементы, которые потом пригодятся для написания букв. Если родители не являются педагогами соответствующего профиля, учить писать лучше и не начинать, поскольку переучивать намного сложнее, чем учить. Разница в том, что готовить ручку к письму — это одно, а учить писать — совсем другое. И до 6 лет — рано. Мускулатура и строение кисти еще не готовы, и именно к 7 годам полностью формируются физиологическая база: рука ребенка до этого возраста просто не готова к такого рода нагрузке. Как не готов сидеть ребенок в 3 месяца или ходить в полгода.
При рисовании и при письме письменными буквами задействованы различные группы мышц руки. Если замечали, даже рисование ребенок осваивает «этапами» — в совсем малышовом возрасте они рисуют «от плеча», позже — «от локтя», размашистыми движениями, лучше всего — на больших пространствах.
Потому-то наши детки так любят рисовать на стенах — для них именно так удобнее всего (кстати, отучить легко: купить детский мольберт или вешать на стены большие листы, разрешая рисовать только там). Потом приходят более точные движения, но все равно лет до 6−7 ребенок рисует не пальчиками, а всей кистью. Поэтому да, многие детки умеют писать печатные буквы, но письменные — это совсем другая техника исполнения. Кроме того, для письма необходимо полное развитие всех мышц кисти, а еще — умение правильно ориентироваться в графическом пространстве. Чем больше малыш занимался лепкой, вырезанием, раскрашиванием, тем легче ему будет научиться писать. А учителя (нормальные учителя) борются не за красоту почерка, а за легкость обучения слитному письму — это разные вещи. Итак, милые мамы и уважаемые папы, в сложном и ответственном деле обучения не может быть никаких ориентиров на «нормы» и тем более — на достижения чужих детей.
Ориентируйтесь только на своего ребенка: его желания, его склонности и предпочтения должны вести вас в этом море, а отнюдь не собственные амбиции.
Вячеслав Озеров в статье «Раннее развитие. Стоит ли учить ребенка чтению с года?» обращает внимание родителей на еще один важный аспект: обучение чтению второстепенно, чтобы научить ребенка хорошо читать необходимо прежде всего уделить внимание освоению ребенком устной речи.
Еще она полезная статья от Вячеслава Озерова посвящена психологическим аспектам обучения раннему чтению. Действительно, а когда же ребенок физически готов к восприятию зрительной информации? Не будет ли раннее обучение чтению элементарной зубрежкой? Как влияет развитие слуха и зрения у детей на способность читать?
cdtmih.ru
Когда начинать обучение чтению? В каком возрасте учить читать ребенка? В 4 года? 5 лет? 6?
Главная > Образование > Чтение >
Ответ на этот вопрос зависит от интерпретации слова «лучше». Кому лучше? Для чего лучше?
С точки зрения школьного методиста, лучше начинать в сентябре, — при условии что ребенку исполнилось шесть с половиной лет. В этом возрасте группу из тридцати детей уже можно рассадить по партам и убедить не двигаться с места в течение сорока пяти минут. Автору коммерческой методики, естественно, хотелось бы начать как можно раньше: с двух лет, когда речь идет о занятиях в детсадовской группе (методика Зайцева), или даже с самого младенчества, если имеется в виду домашнее обучение (адаптация Лены Даниловой). Чем младше ребенок — тем больше у родителей возникает недоуменных вопросов, тем дольше длится обучение — тем выше прибыль.
Ну, а когда же лучше начинать мне, если я не доверяю школе и не спешу записываться в клиенты к предпринимателям?
Прежде всего, я должен определиться со своими целями. Зачем моему ребенку уметь читать? Уж, конечно, не затем, чтобы умилять свою бабушку (мою тещу), когда она приходит к нам в гости. Умение читать нужно именно для того, чтобы читать — чтобы пользоваться книгами. Это подразумевает многочасовое сидение за столом со всеми пресловутыми нагрузками на глаза и позвоночник. Хотел бы я, чтобы мой ребенок сделался книгочеем к трем, к четырем, к пяти годам? Разумеется, нет!
Следует еще уточнить терминологию. Когда говорят: «Ах, подумать только, он уже умеет читать!» — то обыкновенно имеют в виду, что ребенок всего-навсего может разбирать слова по складам. Про взрослого, который обладает точно такими же навыками чтения, сказали бы, что он неграмотен. Такая размытость терминологии очень на руку предпринимателям.
— Вы хотите, чтобы ваш ребенок умел читать? Нет проблем! — гордо заявляет Зайцев. — По нашей методике дети выучиваются читать за несколько занятий.
Спору нет, дети выучиваются читать — да только по складам, — а ведь не это же интересно!
Освоение навыков чтения можно условно представить в виде лесенки, состоящей из двух ступенек. Те, кто находится на первой ступеньке, умеют разбирать слова по складам. Забравшиеся на вторую ступеньку способны распознавать слова мгновенно, «в одно касание глазом»; они читают бегло, по-взрослому.
Спрашивается: какую ступеньку сложнее преодолеть? Да, конечно, вторую! Карабканье с первой ступеньки на вторую — это долгий, тяжелый труд, который может быть проделан только самостоятельно. И методика тут пока придумана только одна: нужно засесть за книги — и читать, читать, читать, пока всякое употребительное слово русского языка не будет прочитано сотни и тысячи раз.
Если я хочу просчитать ситуацию хотя бы на два хода вперед, то имеет смысл задаться вопросом: «Когда ребенок будет физиологически готов к преодолению второй ступени? Когда его мозг, глаза, позвоночник созреют для продолжительной, сосредоточенной работы, связанной (будем реалистичны) с определенным риском для здоровья?»
Думаю, что примерно в возрасте шести лет. Впрочем, я не являюсь экспертом по части детской физиологии. Я исхожу, скорее, из прагматических соображений. С одной стороны, не хотелось бы слишком торопиться, а с другой — общественное образование устроено таким образом, что чем больше умеет ребенок до поступления в школу, тем лучше. Начиная уже с первого класса, школьники так плотно загружены бессмысленными заданиями, что у них почти не остается времени на то, чтобы научиться чему-то полезному.
Таким образом, оптимальный возраст для начала обучения чтению легко определить по формуле:
Шесть лет минус время преодоления первой ступени.
Из этой формулы вытекает одно парадоксальное следствие: чем эффективнее методика, позволяющая освоить чтение по складам, тем позже следует начинать. Я, например, не уверен, что смогу подготовить ребенка ко второй ступени за несколько занятий. Однако, даже при самом неспешном подходе, одного года мне хватит наверняка.
Итоговый вывод очевиден. Я не буду учить своих младших детей чтению до тех пор, пока им не исполнится пяти лет. (Из-за моей первоначальной неопытности, моему первенцу пришлось осваивать эту науку с двух лет, второму ребенку — с четырех. Но лишь в семилетнем возрасте и тот и другой стали, наконец, читать толстые книги с удовольствием.)
Я не хочу сказать, что более раннее начало вредно. Оно не вредно — оно бесполезно. Существует, наверное, лишь одна по-настоящему достойная причина, по которой можно начать раньше. Это когда инициатива исходит от ребенка. Это когда он сам настойчиво вопрошает: «Мам, а это что за буква? Пап, а это слово как читается?» Увиливать от таких вопросов было бы, конечно, неправильно.
Все другие причины я бы, пожалуй, назвал иррациональными. Сюда относится, например, родительское нетерпение. В принципе, такое понятное чувство... Уже с начала беременности родители с нетерпением ждут появления ребеночка на свет. За нетерпением стоит страх. А всё ли там у него хорошо? На месте ли ручки-ножки? Столько ли, сколько надо, пальчиков?.. И вот ребенок рождается. Всё благополучно. Ручки-ножки на месте. Пальчиков сколько надо. Но страх родителей не оставляет. А как он будет развиваться дальше? Всё ли в порядке с головкой? Будет ли он умненьким? Будет ли хорошо учиться? Такие жгучие вопросы! И так невыносимо ждать — ждать еще долгие годы, прежде чем школьные учителя вынесут на этот счет свой вердикт! Родителям не терпится. Они хотят, чтобы ребенок как можно раньше сделал свой первый шаг, как можно раньше произнес свое первое слово, как можно раньше прочитал свою первую книжку.
Ну, что ж. Если уж совсем невтерпеж, то можно начинать обучение ребенка с первых же месяцев жизни. Большого греха в этом, пожалуй, нет. (Впрочем, на этот счет есть и другое мнение. Более подробно с ним можно ознакомиться здесь.)
10.01.2005, oтредактировано 05.06.2012
nekin.info
Когда лучше учить ребенка читать
Можно ли научить ребенка читать в домашних условиях, не прибегая к помощи платных педагогов? Молодые родители нередко задаются таким вопросом. Научить ребенка читать по слогам не выходя из дома возможно, стоит лишь соблюдать нехитрые приемы в обучении. Помимо этого, необходимо обладать настойчивостью, терпением, уравновешенностью и осознанием того, готов ли кроха к новым знаниям. Преподать дошкольнику азы чтения весьма актуально, так как многие программы в школе настроены на первоклассников, знающих буквы и умеющих читать по слогам.
Когда лучше учить ребенка читать
Для начала родителям нужно определить, готово ли их чадо к обучению чтению. Чтобы уроки не стали в тягость, ребенку необходимо на этот момент обладать некоторыми знаниями. Например, беспрепятственно ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вниз, вверх).
Если малыш владеет речью (проблем с произношением не возникает), может осмысленно описать мир вокруг и понятно выражает мысли, то он готов для знакомства с книгой. Не нужно откладывать начало обучения чтению. Если при обучении ваш отпрыск столкнулся с проблемой произношения звуков «р» и «л», а так же шипящих, то вам следует обратиться к логопеду за консультацией. Врач посоветует сочетание упражнений для лучшего развития речи. В некоторых случаях правильному произношению мешает слишком короткая уздечка языка. Данный изъян убирается в течение одного дня.
Перед тем, как научить ребенка читать, рекомендуется для начала вызвать у него любопытство к книгам. Для этого покажите крохе личный пример, читая книги (или журналы) с живописными иллюстрациями. Он непременно заинтересуется этим.
Как научить ребенка читать по слогам
Для обучения чтению важно не только знание букв, но и эмоциональная готовность ребенка. Чаще всего это возраст около пяти лет. Но бывают случаи, когда и четырёхлетний малыш изъявляет желание читать. В таком случае не отказывайте малышу, а обязательно попробуйте научить его читать по слогам. Возможно, что ваш малыш развивается активнее своих сверстников. Спорным возрастом для обучения оказывается возраст трех лет. Некоторые мамы слишком спешат с развитием и хотят, чтоб их малыш как можно раньше начал читать по слогам, но в данном возрасте такие занятия проводить слишком рано. В три года больше подойдут маленькие книжки с яркими иллюстрациями и стишками, музыкальные книжки, книжки-пазлы.
Не нужно сильно настаивать и заставлять ребенка читать. Иначе, такие стремления могут вызвать конфликт и нежелание ребенка обучаться. Попробуйте его заинтересовать, расскажите, что уметь читать это очень интересно и познавательно. Поведайте ребенку занимательные истории, и укажите на одну из книг, сказав, что эти рассказы вы вычитали там.
Для того, чтобы научить ребенка читать необходимо подобрать качественный букварь. Первая книга должна быть простой, красочной и с крупными буквами. Многие учителя из центров образования хвалят букварь Н.С. Жуковой и А.Н. Ткаченко.
Быстрое и легкое обучение можно получить только при регулярности в занятиях. Будьте терпеливы. Кроха не с первого раза может освоить как читать по слогам. Проводите занятия каждый день, но не переутомляйте кроху. Для начала 15 минут будет достаточно. Далее следите за поведением ребенка. Если обучение будет даваться с трудом, то допустимо проводить занятия через день.
Не требуйте от крохи слишком много. Оценивайте своего малыша по-настоящему, и не завышайте для него требования. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, какими бы успешными те не были. Ведь обида, затаенная на родных и комплексы из детства могут помешать личностному развитию ребенка в будущем, и оставят след пониженной самооценки. Не ставьте условий («за сегодняшний день тебе обязательно надо запомнить 4 буквы»), ведь это может отбить желание научиться читать.
Полезные советы и правила
Практичные советы будут полезны всем, кто решил воспитать в ребенке любовь к чтению. Придерживайтесь несложных правил, и кроха обязательно научится читать по слогам в скором времени.
Первое правило
Начинайте с простого и постепенно переходите к сложному. Для начала ознакомьтесь со звуками и их произношением. Чтобы избавить ребенка от путаницы в голове, необходимо всю новую информацию разбивать на малые части.
Второе правило
Обязательно закрепляйте пройденное. Ведь не зря существует пословица «Повторение — мать учения». Не нужно двигаться к новому, если старый материал плохо усвоен и ребенок путается в звуках или слогах. Ни в коем случае на этом этапе нельзя подавить увлечение чтением. Зафиксировать пройденный материал прошлых занятий помогут игры, не используйте при этом сложные тесты.
Третье правило
Начинайте учить звукам «р», «к», «м», а после объясните правильное произношение этих букв «эр», «ка», «эм». Некоторым деткам с трудом дается понять, почему буковка называется «эм», а при произношении слова «мак» нужно читать «м».
Четвертое правило
Объясните чем отличаются согласные и гласные. Покажите, что только гласные обладают своеобразной способностью, что их можно петь «А-А-А», «У-У-У». Пение гласных, по мнению специалистов, отличное упражнение для построения хорошей дикции.
Пятое правило
Старайтесь сразу показать ребенку, как читать по слогам, а не по буквам. Педагоги едины во мнении, что малышу дается проще читать и запоминать короткие слова и слоги, нежели читать по буквам.
Шестое правило
Начните изучение со слогов, содержащих букву «А». Интересней для малыша будет, если выложить букву из цветных карандашей или слепить ее из пластилина.
Для начала 4-5 согласных звуков будет достаточно, чтобы с помощью них складывать слоги с «А». Изучайте открытые слоги «МА», «ПА», «БА», «ЛА», «КА», а уже потом закрытые — «АМ», «АП», «АЛ», «АК», «АБ». Ребенок должен осознавать, что при разном расположении буквы слово меняется. Например, КА-ША, АК-ТЕР.
Седьмое правило
После того, как малыш освоил некоторые гласные и согласные звуки, а так же научился из них строить слоги, необходимо начинать чтение. Подбирать нужно простые слова, чтобы как следует закрепить начальные знания (МА – МА, ПА – ПА, БА – БА). И только тогда, когда кроха перестанет путаться в элементарных слогах, можно начинать обучение слов, состоящих из трех слогов, но все слоги должны быть открытым. Например, «КО – РО – ВА». Выбирайте для чтения такие слова, которые с легкостью можно объяснить.
Восьмое правило
Обязательно хвалите вашего ученика. Можно завести специальную тетрадь и отмечать там все успехи. Приобретите заранее красивые наклейки (в виде звездочек, цветочков, машинок), и за каждую выученную букву или правильно изученный слог клейте наклейку в тетрадь. Можно изготовить цветы из картона или цветной бумаги, и при правильном ответе отправлять по одному цветку на импровизированную клумбу. Вероятно, у вас найдутся свои методы для поощрения ребенка.
Как быстро и легко научить ребенка читать
Необходимо заинтересовать ребенка, а сам процесс обучения сделать легким, веселым и интересным.
Научить ребенка читать по слогам проще, если выполнять общеизвестные приемы
Начинайте обучение с повторяющихся слогов «МА-МА», «ПА-ПА», «БА-БА».
Если ребенку тяжело даются знания, что такое слог и для чего он нужен, то поясните ему, что с помощью слогов легче создавать слова. Приведите ему простое упражнение в качестве примера. Протяжно произносите шипящую согласную, например, «ШШШ», «ХХХ» а потом добавьте гласную «А», получается «ША» и «ХА».
Следуйте очередности в обучении. Только после того, как ребенок правильно читает открытые слоги, можно научить его к слогу добавлять букву («ДО-М», «КО-Т», «МА-К», «РО-Г»). Любое прочитанное слово должно сопровождаться картинкой в учебнике или рисунком мамы, а возможно и самого малыша. Помните — никаких абстрактных слов! Конструкция слов, где вначале ставится буква, а потом слог — оставьте на потом. Например, «Ю-ЛА», «О-СА».
Закрытые слоги («АК») начинайте учить, когда уже освоены открытые слоги («КА»).
Такие буквы, как «Й», «Ъ», «Ь», «Ы» изучайте в самом конце.
Для закрепления материала, поиграйте в сравнение слов. Например, сравните «МО-ЛО-КО» (каждый слог открыт и состоит из двух букв) и слово «КО-ЛО-БОК» (последний слог состоит из трех букв).
Как научить ребенка читать — резюмируем
В помощь маме придут красочные кубики с буковками. Составляйте с помощью них простые слова и слоги. Поставьте в ряд несколько букв, например, три гласных + одну согласную, и пусть ученик уберет лишнюю (лишней должна оказаться согласная). Сделайте вместе с малышом запоминающуюся закладку, и отделяйте ей новый материал от уже пройденного. На прогулке просите ребенка читать крупные рекламные надписи.
Многие мамы рекомендуют совместно с малышом вылепить из теста или пластилина фигурки в виде выученных букв. В продаже можно встретить кондитерские изделия под названием «Алфавит» или макароны в виде буковок. Почаще обучайте ребенка в игровой форме, чтоб ему было интересно и весело. Например, когда вы проходите одну из букв, то просите малыша назвать на эту букву имена сказочных персонажей («К» — Кот Матроскин, Красная шапочка). Обязательно закрепляйте пройденную буковку, придумывая как можно больше слов на нее.
Еще одной увлекательной игрой для малыша может стать игра в название продуктов, что лежат у него на тарелке. Например, «СУ-П», «ПЮ-РЕ», «КА-БАЧ-КИ». Многим деткам нравится играть в школу. Но учеником должен выступать родитель, а ребенок будет играть роль учителя. Вам нужно будет написать диктант, но обязательно, с ошибкой. А ребёнок должен найти, где спряталась ошибочная буква. Терпение и безграничная любовь к крохе помогут преодолеть такое сложное занятие, как обучение чтению по слогам.
Бывают ситуации, когда маме сложно проводить занятия с крохой (нет свободного времени из-за работы или нет желания из-за усталости, не хватает терпения). Тогда обучение может превратится из увлекательной игры в кошмар. Не нужно мучить себя и ребенка. В таком случае доверьтесь педагогам и центрам обучения дошкольников. И не занимайтесь самоуничтожением, что вы плохая мама. Хвалите ребенка за его успехи, пусть они будут и малы.
ritty.ru
Как и когда учить ребенка читать?
Раньше ребенок учился читать в первых классах, на сегодняшний день он должен идти на подготовку к школе и уже уметь читать. Некоторые школы вообще отказываются принимать детей, если они не читают. При этом редко в детском садике серьезно подходят к своей работе и учат буквы, чтению. Впоследствии родители начинают паниковать, когда их дитя отказывается читать. Что делать в этом случае? Нужно ли заставлять? Как обучить свое чадо чтению?
Какой возраст подходит для занятий?
Многие родители должны раз и навсегда запомнить: спешки в вопросе обучения не должно быть. Некоторые родители начинают рассказывать, что их дитя в 2 года читает стихотворения Пушкина, другие при этом сильно волнуются по поводу умственной отсталости у ребенка. Ни в коем случае не гонитесь за кем-то! У каждого малыша индивидуальный уровень развития. Вам просто нужно внимательно наблюдать за своим чадом, через время увидите, что он готов научиться читать.
Обращаем внимание на такие признаки:
Дитя разговаривает предложениями, может легко составить рассказ о конкретном событии, отлично пересказывает книги, фильмы.
Развился фонематичный слух – дитя правильно слышит, умеет распознавать все звуки. Возможно ли проверить эту способность? Легко! Дитя должно за вами повторить такие слоги – «Ка-га», «За-са», «Та-да». Через время нужно усложнить задачу – подберите изображения разных предметов, которые отличаются одним звуком. Например, лак-рак, шапка-лапка, миска-мишка. Главное, чтобы дитя уловило разницу и различало предметы на картинках.
Малыш не нуждается в помощи логопеда, правильно разговаривает;
Дитя нормально ориентируется в пространстве, знает, где «верх», «низ», «право», «влево».
Если ребенок соответствует всем критериями, вы можете спокойно начинать заниматься с ним. Считается, что каждое дитя может научиться читать в 5 лет.
Какая методика чтения больше всего подходит?
На сегодняшний день существует несколько эффективных методик:
Глена Домана – чтение словами, здесь принимает участие зрительная память.
Н. Зайцева – чтение слогами. Ребенок заучивает, затем только читает слоги.
Звуко-буквенная методика – малыш слышит звуки, затем пробует их соотносить с конкретными буквами.
Сложение букв – сначала необходимо выучить буквы, затем складывать их. Например, «М» + «А» будет «МА».
Игровая методика считается самой легкой, потому что дитя расслаблено, не думает, что это нужно, не волнуется.
Основные принципы игровой методики
Сначала рекомендуется выучить все гласные буквы. Затем превратить их в «говорящих». Что это значит? Нужно подготовить 10 кружков из картона, на каждом написать маркером букву. Развесить их по квартире. Когда проходите с ребенком, он должен обязательно посмотреть на букву и произнести звук. После поменяйте кружки местами. Затем пусть ребенок ищет конкретную букву в книгах, в компьютере, в телевизоре. Сделайте все, чтобы поиск букв был веселой игрой.
Если удалось выучить все гласные, переходите к согласным. Не стоит нагружать дитя несколькими буквами, начните с одной. Лучше, чтобы это была «М», ведь первое слово, которое говорит ребенок «Мама». Сразу же придумайте, с чем похожа буква, так легче будет понять малышу, что это. Например, на качели, часть бантика. Обязательно сделайте кружочек, пусть он будет продолжением гласных. Нужно постепенно вводить согласные. Когда выучили 2 или 3, можете составлять вместе слова. Купите магнитную азбуку. Через время ребенок начнет быстро усваивать материал.
Заметили, что ребенок хорошо знает буквы? Начните складывать вместе слова «С+О+М»,«К+О+С+А», «К+О+М» и пр. Эта методика подходит для многих деток. С ее помощью можно вернуть интерес малыша к обучению. За счет того, что занятия выстраиваются в форме игры, ребенку интересно учиться.
Важно! Нельзя кричать, унижать и обижать дитя, если ему сложно читать. В этом случае учеба для него превращается в муку. Стрессом вы ничего не добьетесь, а только ухудшите ситуацию. Вы должны найти стимулы для дитя. Например, можете читать ему вслух, специально останавливаться на интересном месте. Также читать вместе надписи, вывески.
Обычно проблема заключается в том, что родители сами неорганизованные. Решили заниматься? Делайте это до конца, а не махайте рукой, думая, что ничего не получится. Только регулярные и систематические занятия дадут результат.
Метод «Складушки» Вячеслава Воскобовича
С малышом мама или папа внимательно рассматривают рисунок на карточке, затем читают стихи, можно придумать сказку с городом «Склады» или смешные песенки с разными слогами.
Вы должны добиться того, что дитя будет не только петь слоги, но и сможет их показать. Складовые песенки помогут выделить отдельные слоги. Например, сыграйте в игру: «Помоги коту»: ребенок должен сложить слово КОТ, при этом найти склад КО. Все слова сначала должны быть понятные, близкие и достаточно простые.
Затем возьмите карточку и попросите малыша прочитать склад РА. Не может? Пропойте с ним песенку. Внимание! Слова нужно читать только большими буквами, при этом к каждому должна идти картинка.
Методика «Складушки» дает возможность трехлетнему ребенку научиться читать за полгода, а 6-летнему за месяц. Достаточно заниматься дважды в неделю по полчаса.
Преимущества такого развития в том, что у ребенка во время игры будет формироваться речь, он сможет придумывать сам для себя много чего интересного. Дети любят игры, поэтому с радостью принимают участие в них. Метод подходит, как для 3-летнего ребенка, так и для дошкольника.
Таким образом, не нужно паниковать, что ваше чадо не может читать. Всему свое время. Главное постоянно и активно с ним заниматься. Все делать необходимо спокойно, без лишних нервов, стрессов, а тем более физического наказания. Эти методы запрещены в обучении, они еще больше усугубят проблему – ребенок вообще откажется учиться или у него начнут появляться страхи. Результат будет только тогда, если у дошкольника возникнет интерес к чтению!
Читайте также:
medportal.su
Нужно ли учить читать ребенка до школы
Воспитатель В. И. Лысенко
Дорогие родители! Вы первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа, ваш дом, окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье.
До недавнего времени родители считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня, благодаря исследованиям педагогов и психологов Ж. Пиаже, Б. Блума, Э. Эриксона мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы.
Часто родители спрашивают о том, нужно ли учить ребенка читать и писать до школы? Мнения по этому поводу существуют разные. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в школу, умея хорошо читать, то ему в школе будет скучно и неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе. Существует совершенно другая позиция — ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в 1 классе. И, вооружившись школьным «Букварем» или «Азбукой», родители начинают интенсивно учить ребенка читать. Как правило, это приводит к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Под любым предлогом маленький ученик пытается увильнуть от чтения. Так как же поступить? Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые и словесные игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности — начните обучать его чтению. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь и избавит от многих проблем. Кроме того, психологи утверждают, что 5 лет — самый сенситивный возраст для обучения чтению. Но, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоит слово, которое он произносит. Как научить читать? Многие родители стремятся сами учить детей чтению. В настоящее время существует множество различных рекомендаций и пособий. Однако, результат обучения чтению зависит не только от выбранной системы, но и от того, кто и в каких условиях обучает. Главное же -сам ребенок, его уровень подготовки к обучению. А уровень может быть разный:
— не знает букв,
— знает буквы,
— читает по слогам.
Присматриваясь к ребенку, можно уловить удобный момент его заинтересованности чтением. И это совсем не зависит от возраста. Он может быть даже раньше 5 лет. Однако долго ждать проявления интереса к чтению не стоит. Его можно вызвать разными способами: красивыми книжками, картинками, яркими буквами, выразительным чтением, просмотром специальных телепередач, играми, игрушками. Любое интересное для ребенка действие можно связать, соединить с буквами, с чтением. Важно делать это вовремя. Давно известно: чем позже учат читать ребенка, тем труднее это ему дается. Замечено, что легче начинать приобщать к чтению тогда, когда ребенок учится говорить, когда он одновременно слышит и видит то, что произносит сам или произносят другие. Сегодня немало родителей берутся учить чтению самостоятельно. Считается, что вполне возможно научить ребенка тому, чем сам хорошо владеешь. Далеко не всегда это оправдано. Нужно еще и заинтересовать, и понятно объяснить, терпеливо много раз повторить, и при этом не навязывать.
В нашем ДОУ уже более 4-х лет осуществляются дополнительные услуги по обучению детей чтению в кружке «Читайка» для детей 5-летнего возраста. Используемая нами методика А. Н. Зайцева показала, что чтение по «складам»(термин методики) ускоряет процесс обучения. Через 2-3 месяца дети осваивают послоговое чтение.
Знакомство с каждой «хозяйкой» звука помогает детям расширять свой словарный запас, развивать фонематический слух. «Хозяйки» звуков включаются в словесные игры, в чистоговорки, поговорки, что позволяет осуществлять осмысление чтения. По запросам родителей проводятся консультации, открытые занятия. Они всегда могут увидеть результаты освоения чтения у своих детей и порадоваться их успехам.
mdou101.ru
В каком возрасте начинать учить читать ребенка? И как научить читать малыша, легко и играючи?
Сейчас принято считать, что начинать полноценное обучение ребенка нужно с 6-7-летнего возраста. Дошкольник в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, способен ухаживать за собой, умеет и понимает многое. Активное восприятие ребенка увеличивается, и достигает 7-10 минут. Все это означает, что малыш готов к обучению. Но начинать готовить его к этому моменту нужно задолго до школьного возраста. Сегодня предлагаю обсудить, когда начинать учить ребенка читать, и как сделать это лучше всего.
____________________________
Содержание:
1. В каком возрасте нужно учить ребенка читать?2. Психологические особенности деток в 3 года3. Пространственное мышление, логика и память4. Для чего учить ребенка читать в 3 года?5. Как быстро научить ребенка читать по слогам?6. Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи7. Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов
ВидеоРекомендуем прочитать
____________________________
Наверх
В каком возрасте нужно учить ребенка читать?
В последнее время появилось немало педагогических и психологических исследований на тему, когда начинать учить ребенка читать. Авторы этих исследований, практически в один голос настаивают на том, что обучение ребенка следует начинать в самом младшем дошкольном возрасте. Как утверждают ученые мужи, наилучшим для этого моментом, считается трехлетний возраст малыша. Нельзя не согласиться с очевидным фактом, что ребенок в трехлетнем возрасте кажется совсем крошечкой. Поэтому, предвидя удивленный вопрос родителей и возмущение «Зачем так рано?», предлагаю разобраться в этом подробнее, прежде чем говорить о том, как ребенка научить читать. Для начала хочется отметить, что ответ кроется в некоторых, уникальных особенностях развития ребенка именно в этом возрасте.
Наверх
Психологические особенности деток в 3 года
Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название - «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка.
Наверх
Пространственное мышление, логика и память
Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Логическое начало развития проявляется в тот момент, когда Ваша дочь или сын начинают задавать череду вопросов, которые вытекают один из другого. К примеру, диалог подобного типа:
– Мама, что это? – спрашивает малыш, показывая на «лежачего полицейского», через который перекатывается с осторожностью автобус.– Малыш это «лежачий полицейский», – говорите Вы.– А почему лежачий? – снова спрашивает он.– Потому что на дороге лежит.– А почему полицейский? – ни как не угомонится малыш.– Потому, что его так назвали.– А кто его так назвал…..
И так далее и тому подобное.
Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас - это только помочь своей крохе в этом. Это идеальный момент, когда начинать учить ребенка читать. Воспользуйтесь этим и «возраст почемучки» позволит достаточно легко научить ребенка основам чтения.
Наверх
Для чего учить ребенка читать в 3 года?
Есть, как минимум три аргумента в пользу начала обучения чтению малыша с трехлетнего возраста.
Во-первых, так Вы разовьете память, логику и воображение ребенка – для чего необходимо, думаю, объяснять не надо.
Во-вторых, сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.
В-третьих, избежите серьезных проблем, которые могут незаметно наступить через 3 года тогда, когда Ваш малыш пойдет в школу. Ведь в первом классе читать понадобится не один только букварь, а также и условия задачек по математике. Можете представить, сколько будет уходить у него времени, чтобы прочитать условие, осознать прочитанное и приступить к решению. Другие детки за это время смогут уже и переписать задачу в тетрадь, и приступить к ее решению. Пусть Ваш малыш отличается от других, чем-то хорошим.
Наверх
Как быстро научить ребенка читать по слогам?
«Это невозможно в 3 года!», – парируют некоторые родители, и будут неправы. Еще как возможно и при этом без каких-либо психологических травм для ребенка, без корпения над букварем и значительных усилий.
Учим буквы.
Очевидно, первое, что должно быть в Вашем плане, цель у которого, как ребенка научить читать - это выучить буквы. Чтение без знания букв просто невозможно. И уже здесь есть одна маленькая, но очень важная особенность, не зная которой можно только усугубить процесс обучения малыша. Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат - не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» - четко и отрывисто, когда это согласные и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю»….
Если же нарушите это простое правило, тогда ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто понимать не будет, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «мэамэа». Объяснить ему потом, разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться, и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.
Обязательно повесьте в комнате дочери или сына красочный красивый плакат с алфавитом. Приобрести такой, можно легко в любом канцелярском или книжном магазине. С помощью наглядности Вы сможете активизировать и тренировать пассивную память малыша, так как ребенка будет всегда на буквы «наталкиваться» взглядом, и подсознательно запоминать их. Такова особенность детского восприятия, основанная на тяге ко всему яркому и интересному: картинкам, рисункам, цветам, бабочкам.
Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор - алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.
Складываем буквы в слоги.
Очень важно понимать родителям малыша, как ребенка научить читать правильно, ведь от этого напрямую зависит, насколько дошкольник будет быстро ориентироваться в каких-то других предметах. Когда малыш запомнит буквы, смело начинайте складывать их в слоги.
Для того, как быстро научить ребенка читать, не затянув этот процесс на долгие месяцы, рекомендуем купить буквы или сделать самостоятельно алфавит из картона. Делая самостоятельно, не забудьте раскрасить согласные и гласные звуки в разные цвета, так ребенок и поймет, что они отличаются и сможет легче и быстрее ориентироваться, когда нужно будет искать нужную букву в их многообразии.
Наверх
Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи.
Очень важно, чтобы занятия с малышом непременно были построены в виде игры. То есть, учить ребенка читать мы будем играя.
Например, сыграйте с малышом в «веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Данный столбик пусть будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.
Позвольте малышу первому назвать, то, что он прочитает, но не давите на него, если не сможет сделать это сразу, и не затягивайте ожидание – подскажите ему или просто напомните, и двигайтесь дальше. Не заостряйте внимание на неудачах и воодушевленно хвалите за то, что ему удается.
Отводить на игру нужно столько времени, сколько малышу будет интересно этим заниматься. Потом игру на один-два дня отложите, а затем достаньте снова. Подобная форма обучения ребенку не надоест, поэтому малыш будет все новые слоги читать с интересом.
Как только, Ваша дочурка или сынишка сможет самостоятельно прочесть простые прямые слоги, переходите слогам к обратным. Пусть теперь буква «а» «путешествует» перед согласными буквами, образуя слоги «аб», «аг», «ад» и прочее. Разложите буквы свободно, теперь «а» в вашей игре будет «лодочкой», а согласные буквы – «пристанями». С помощью такого «звукового кораблика» Вы сможете учить ребенка читать обратные слоги, а это означает – краткий путь к полноценному чтению сначала слов, предложений, а затем детских сказок и мировой литературы.
Наверх
Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов
Буквально через два-три месяца регулярных занятий Ваша трехлетняя кроха сможет уверенно читать слова по слогам в красочном букваре или другой яркой книжке, адаптированной специально для дошкольников.
Начинать учить ребенка читать слова целиком нужно после того, как малыш научился воспроизводить слоги. Для начала лучше предлагать для чтения слова, слоги в которых состоят из двух букв, то есть открытые слоги: «ма-ма», «ка-ша», «по-го-да», «ра-бо-та». На первых порах не предлагайте малышу слова длиннее трех простых слогов. Подключайте смесь из обратных слогов: «юла», «яр», «ил», и тому подобных. Затем изучите слова с закрытыми слогами: «дом», «сом», «ком». После того, как это начнет хорошо получаться у ребенка, можно переходить к более длинным и сложным словам в сочетании разных слогов: «домик», «мышка», «сестра», «школа», «стручок», «ручеек».
Обязательно обсуждайте с ребенком каждое из прочитанных им слов. Повторяйте это слово вместе, нарисуйте рисунки, изобразив данный предмет, или событие, о котором малыш только что прочитал. Это опять-таки добавит в процесс обучения игровой момент, сформирует образы и воспоминания связанные с этим словом, а, значит, помогут ему при встрече с этим словом в следующий раз, прочитать его быстро и без усилий.
Таким образом, вы сможете не только быстро научить ребенка читать до 3,5 лет, причем довольно уверенно, а также добьетесь того, что малыш полюбит процесс чтения, зародите в нем тягу к знаниям и учебе. Безусловно, приобретенный навык необходимо будет постоянно поддерживать, поэтому старайтесь регулярно заниматься со своим умным сынишкой или сообразительной доченькой. Научившись в трехлетнем возрасте читать, придя в школу, ребенок будет читать книги бегло, и уже в первом классе сможет радовать Вас и своего учителя правильным, выразительным чтением. Конечно, учить ребенка читать не легко, но Ваши усилия и потраченное время окупятся с лихвой, ведь он - Ваше будущее, а заботиться о будущем нужно сегодня.