Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как укрепить нервную систему и психику ребенка: успокоительные средства для нервной системы детей. Нервная система ребенка 5 лет


Развитие нервной системы у детей

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

В детском организме происходит анатомическое и функциональное созревание тех систем, которые ответственны за жизнедеятельность. Предполагают, что до 4 лет умственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Потом интенсивность снижается, и к 17 годам основные показатели нервно-психического развития сформированы окончательно.

К моменту рождения головной мозг ребенка недостаточно развит. Например, у новорожденного имеется около 25% нервных клеток взрослого человека, к 6 месяцам жизни их количество увеличивается до 66%, а к году — до 90-95%.

Различные отделы головного мозга имеют собственные темпы развития. Так, внутренние слои растут медленнее, чем корковый, за счет чего в последнем образуются складки и борозды. К моменту рождения лучше других развита затылочная доля, в меньшей степени — лобная. Мозжечок имеет небольшие размеры полушарий и поверхностных борозд. Боковые желудочки относительно велики.

Чем меньше возраст ребенка, тем хуже дифференцировано серое и белое вещество головного мозга, нервные клетки в белом веществе располагаются довольно близко друг к другу. С ростом ребенка происходят изменения топики, формы, количества и размеров борозд. Основные структуры мозга формируются к 5 году жизни. Но и позднее продолжается рост извилин и борозд, правда, значительно меньшими темпами. Окончательное созревание центральной нервной системы (ЦНС) происходит к 30-40 годам.

К моменту рождения головной мозг ребенка в сравнении с массой тела имеет относительно большие размеры — 1/8 — 1/9, в 1 год это соотношение составляет 1/11 — 1/12 к 5 годам — 1/13-1/14 и у взрослого человека — приблизительно 1/40. При этом с возрастом масса головного мозга увеличивается.

Процесс развития нервных клеток заключается в росте аксонов, увеличении дендритов, образовании непосредственных контактов между отростками нервных клеток. К 3 годам происходит постепенная дифференциация белого и серого вещества головного мозга, и к 8 годам его кора по строению приближается к взрослому состоянию.

Одновременно с развитием нервных клеток идет процесс миелинизации нервных проводников. Ребенок начинает приобретать эффективный контроль за двигательной активностью. Процесс миелинизации в целом заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка. Но развитие миелиновых оболочек проводников, ответственных за тонкие координированные движения и умственную деятельность, продолжается до 30 — 40 лет.

Кровоснабжение мозга у детей более обильное, чем у взрослых. Капиллярная сеть значительно шире. Отток крови от головного мозга имеет свои особенности. Еще плохо развиты диплоэтические пены, поэтому у детей при энцефалите и отеке мозга чаще, чем у взрослых, отмечается затруднение оттока крови, способствующее развитию токсического поражения мозга. С другой стороны, у детей большая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что ведет к накоплению в мозге токсических веществ. Ткань мозга у детей очень чувствительна к повышению внутричерепного давления, поэтому факторы, способствующие этому, могут вызывать атрофию и гибель нервных клеток.

Имеют особенности строения и оболочки головного мозга ребенка. Чем младше ребенок, тем тоньше твердая мозговая оболочка. Она сращена с костями основания черепа. Мягкая и паутинная оболочки также тонкие. Субдуральное и субарахноидальное пространства у детей уменьшены. Цистерны, наоборот, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) у детей шире, чем у взрослых.

С возрастом происходит изменение состава мозга: уменьшается количество воды, увеличивается сухой остаток, мозговые ткани наполняются белковым компонентом.

Спинной мозг у детей развит относительно лучше, чем головной, и растет значительно медленнее, удвоение его массы происходит к 10 — 12 месяцам, утроение — к 3 — 5 годам. У взрослого длина спинного мозга равна 45 см, что в 3,5 раза больше, чем у новорожденного.

У новорожденного имеются особенности ликворообразования и состава ликвора, общее количество которого с возрастом увеличивается, в результате повышается давление в спинномозговом канале. При спинномозговой пункции ликвор у детей вытекает редкими каплями со скоростью 20 — 40 капель в минуту.

Особое значение придают исследованию ликвора при заболеваниях ЦНС.

Нормальный ликвор у ребенка прозрачный. Мутность свидетельствует о повышении в нем числа лейкоцитов — плеоцитоза. Например, мутный ликвор наблюдается при менингите. При кровоизлиянии в мозг ликвор будет кровавым, расслоения не происходит, он будет сохранять равномерную бурую окраску.

В лабораторных условиях проводят развернутое микроскопирование ликвора, а также биохимическое, вирусологическое и иммунологическое его исследование.

Закономерности развития статомоторной активности детей

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Во-первых, это транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие эволюционный путь развития от животного к человеку. Они обычно исчезают в первые месяцы после рождения. Во-вторых, это безусловные рефлексы, которые появляются с рождения ребенка и сохраняются пожизненно. К третьей группе относятся мезенцефальные установленные рефлексы, или автоматизмы, например лабиринтные, шейные и туловищные, которые приобретаются постепенно.

Обычно безусловно-рефлекторную деятельность ребенка проверяет врач-педиатр или невролог. Оценивают наличие или отсутствие рефлексов, время их появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс не соответствует возрасту ребенка, это считается патологией.

Медицинский работник должен уметь оценивать двигательные и статические умения ребенка.

В силу преобладающего влияния экстрапирамидной системы движения новорожденного хаотичны, генерализованы, нецелесообразны. Статические функции отсутствуют. Наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Но вскоре после рождения начинают формироваться первые статические координированные движения. На 2—3-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на яркой игрушке, а с 1—1,5 месяцев пытается следить за движущимися предметами. К тому же времени дети начинают держать голову, а в 2 месяца и поворачивать ее. Затем появляются координированные движения рук. Вначале это приближение рук к глазам, рассматривание их, а с 3—3,5 месяцев — удержание игрушки обеими руками, манипулирование ею. С 5-го месяца постепенно развивается одноручное хватание и манипулирование игрушкой. С этого возраста протягивание руки и хватание предметов напоминают движения взрослого человека. Однако вследствие незрелости центров, ответственных за эти движения, у детей этого возраста возникают одновременно движения второй руки и ног. К 7—8 месяцам появляется большая целесообразность двигательной активности рук. С 9—10 месяцев возникает пальцевое удержание предметов, которое к 12—13 месяцам совершенствуется.

Приобретение двигательных умений конечностями происходит параллельно с развитием координации туловища. Поэтому к 4—5 месяцам ребенок сначала переворачивается со спины на живот, а с 5—6 месяцев с живота на спину. Параллельно он осваивает функцию сидения. На 6-м месяце ребенок самостоятельно садится. Это свидетельствует о развитии координации мышц ног.

Затем ребенок начинает ползать, и к 7—8 месяцам формируется уже зрелое ползание с перекрестом движения рук и ног. К 8—9 месяцам дети пытаются стоять и переступать в кровати, придерживаясь за ее край. В 10—11 месяцев они уже хорошо стоят, а к 10—12 месяцам начинают самостоятельно ходить сначала с вытянутыми вперед руками, затем ноги выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их (к 2—3,5 годам). К 4—5 годам формируется зрелая походка с синхронными шарнирными движениями рук.

Формирование статомоторных функций у детей процесс продолжительный. Важное значение в развитии статики и моторики имеет эмоциональный тонус ребенка. В приобретении этих навыков особую роль отводят самостоятельной деятельности ребенка.

У новорожденного двигательная активность небольшая, в основном он спит, а просыпается, когда хочет есть. Но и здесь существуют принципы прямого воздействия на нервно-психическое развитие. С первых дней над кроваткой подвешивают игрушки, сначала на расстоянии 40—50 см от глаз ребенка для развития зрительного анализатора. В период бодрствования с ребенком необходимо разговаривать.

В 2—3 месяца сон становится менее продолжительным, ребенок уже большее время бодрствует. Игрушки прикрепляют на уровне груди, так что, сделав тысячу и одно неверное движение, он, наконец, захватывает игрушку и тянет ее в рот. Начинается осознанное манипулирование игрушками. Мать или ухаживающий за ребенком человек во время гигиенических процедур начинает играть с ним, делать массаж, особенно живота, гимнастику для развития двигательных движений.

В 4—6 месяцев общение ребенка со взрослым становится более разнообразным. В это время имеет большое значение и самостоятельная деятельность ребенка. Развивается так называемая реакция отторжения. Ребенок манипулирует игрушками, интересуется окружающей обстановкой. Игрушек может быть немного, но они должны отличаться разнообразием как в цветовом, так и в функциональном отношении.

В 7—9 месяцев движения ребенка становятся более целесообразными. Массаж и гимнастика должны быть направлены на развитие моторики и статики. Развивается сенсорная речь, ребенок начинает понимать простые команды, произносить простые слова. Стимулом развития речи является разговор окружающих людей, песни и стихи, которые ребенок слышит во время бодрствования.

В 10—12 месяцев ребенок становится на ноги, начинает ходить, и в это время большое значение приобретает его безопасность. Во время бодрствования ребенка необходимо надежно закрывать все ящики, убирать посторонние предметы. Игрушки становятся более сложными (пирамидки, шары, кубики). Ребенок пытается самостоятельно манипулировать ложкой и чашкой. Уже хорошо развито любопытство.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2—3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4—5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 —7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап. Развитие гуления и лепета начинается в 2—4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи. Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7—8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», — начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10—12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи. Первые слова ребенок произносит в 10—11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака — «ав-ав», кошка — «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30—40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Сон

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые элементы полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один — два раза. К 1—1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Зрение

От рождения до 3 — 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка — 124 мг и у взрослого — 170 мг.

В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9—12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 —9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого — 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

Слух

Уши новорожденных достаточно морфологически развиты. Наружный слуховой проход очень короткий. Размеры барабанной перепонки такие же, как у взрослого, но расположена она в горизонтальной плоскости. Слуховые (евстахиевы) трубы короткие и широкие. В среднем ухе имеется эмбриональная ткань, которая резорбируется (рассасывается) к концу 1-го месяца. Полость барабанной перепонки до рождения безвоздушная. С первым вдохом и глотательными движениями она заполняется воздухом. С этого момента новорожденный слышит, что выражается в общей двигательной реакции, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания. С первых часов жизни ребенок способен к восприятию звука, его дифференцировке по частоте, громкости, тембру.

Функцию слуха у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок, шум погремушки. Если ребенок слышит, появляется общая реакция на звук, он смыкает веки, стремится повернуться в сторону звука. С 7-8 недель жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука. Слуховую реакцию у детей старшего возраста при необходимости проверяют с помощью аудиометра.

Обоняние

У ребенка с рождения сформированы воспринимающие и анализирующие участки обонятельного центра. Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные. Дифференцирование сложных запахов до 6-9 лет происходит за счет развития кортикальных центров обоняния.

Методика исследования обоняния у детей заключается в поднесении к носу различных пахучих веществ. При этом следят за мимикой ребенка в ответ на данное вещество. Это может быть удовольствие, неудовольствие, крик, чихание. У ребенка старшего возраста обоняние проверяют так же. По его ответу судят о сохранности обоняния.

Осязание

Осязание обеспечивается функцией кожных рецепторов. У новорожденного болевая, тактильная чувствительность и терморецепция не сформированы. Порог восприятия особенно низкий у недоношенных и незрелых детей.

Реакция на болевое раздражение у новорожденных общая, локальная реакция появляется с возрастом. На тактильное раздражение новорожденный реагирует двигательной и эмоциональной реакцией. Терморецепция у новорожденных сильнее развита к охлаждению, чем к перегреванию.

Вкус

С рождения у ребенка сформировано вкусовое восприятие. Вкусовые рецепторы у новорожденного занимают относительно большую площадь, чем у взрослого. Порог вкусовой чувствительности у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Вкус у детей исследуют при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. По реакции ребенка судят о наличии и отсутствии вкусовой чувствительности.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Как укрепить нервную систему ребёнка

Содержание статьи

Нервная система ребенка — еще несовершенный инструмент. Поэтому малыши так легко возбудимы. Заплакать, испугаться, засмеяться — нужны доли секунды. Настроение склонно часто меняться, трудно сосредоточиться, быстрая усталость — это все свойственно детям. По мере взросления психика приходит в норму, но не надо насильно пытаться сделать из чада маленького человечка с железными нервами. Помочь немного нужно.

Как укрепить нервную систему ребёнка

Как укрепить нервную систему ребенка? Через игру, понимание, успокоение. Поводом для срыва может послужить даже самое незначительное событие с точки зрения взрослого.

Взять ситуацию: в одном многоквартирном доме жили две семьи. Мальчики возраста 4 года часто играли вместе на балконе, пока мамы беседовали на кухне. Однажды в доме напротив случился пожар. Шум, крики людей, дым, завывание пожарных машин. Дети с испугом смотрят на происходящее.

Одна мама схватила своего малыша и с воплями: «Нечего смотреть на этот ужас!» убежала к себе. Другая мама начала рассказывать ребенку, какие хорошие дяди пожарные, как они потушат огонь. Малыш перестал бояться и с интересом смотрел, задавал вопросы. Маме самой было страшно и жалко жителей напротив, но зато карапуз потом не боялся воя сирены, а был спокоен. Он знал, что хорошие дяди всех спасут.

Угадайте, какому ребенку после понадобилась помощь психолога?

Вторая ситуация. Эти же дети смотрят фантастический фильм. В конце космический корабль неожиданно для всех взрывается. Дети начинают горько плакать, им жалко героев, они испугались громкого звука взрыва.

Одна мама уводит своего малыша в ванную умываться со словами: «Теперь только мультики смотреть будешь!».

Вторая показывает на экране один из летящих осколков и объясняет мальчику, что это спасательный аппарат, герои живы и успели улететь. Пока ребенок пытается рассмотреть сквозь слезы, фильм кончается. Он уверен, что все спаслись.

Наверно все-таки в этих ситуациях помощь психолога нужна не малышу, а той самой неадекватной маме. Много ли надо карапузу, чтобы успокоить и переключить его внимание на позитивный настрой? Совсем чуточку фантазии и внешнее спокойствие взрослых.

Это не практика укрепления нервной системы ребенка. Это практическое руководство к действию для взрослых. Однако, никакое руководство не поможет, если чадо будет часто уставать. Тут хоть с бубном пляши, а капризы обеспечены. Почему это может происходить? Давайте посмотрим, чем можно помочь нервной системе маленького нехочухи.

как успокоить гиперактивного ребенка

Режим дня

Как ни крути, а режим дня соблюдать нужно. Конечно, не по строгому минутному графику, как в закрытом пансионате. Но приблизительное время подъема, приема пищи, дневного и ночного сна должно быть одинаковым каждый день. Вспомните, как трудно уложить спать карапуза, если вечером он играет дольше положенного. Или приход гостей — и вот уже у вас не чудо-чадо, а неугомонная бестия.

Только не надо угроз и запретов! Отвлекайте ребенка разговорами, постепенно подводя беседу в нужное русло. Или играючи. Девочки укладывают спать кукол, мальчики ставят в гараж машинки. Значит и самим нужно укладываться баиньки.

Если соблюдать режим с самого раннего возраста, то организм малыша сам будет подсказывать нужные действия. Нервная система тоже в курсе событий, поэтому вместо игры будет требовать от ребенка поспать.

Кстати, про поспать. Детям до 6 лет жизненно необходим дневной сон. Организм маленький, цикл бодрствования и сна короткий. Если малыш не отдохнул в обед, то вечером вы получите растрепанного замученного ревушку. Он еще не понимает, что просто устал, вот и капризничает просто так.

То же самое с едой. Вместо бутербродов и кусков из холодильника приучайте ребенка кушать в одно и то же время. Сначала покапризничает, а потом привыкнет. Тогда можно будет избежать перед сном всяческих хочу пить, кушать, писать и т. д. по списку. Естественно и нервная система будет более спокойно реагировать на запреты.

как приучить ребенка к спорту

Питание

Как укрепить нервную систему ребенка с помощью питания? Начнем с того, что не надо пытаться запихать в малыша весь список полезных продуктов. Витамины, минералы, полезные вещества — все это хорошо, правильно. Но не ценой детских слез и срабатыванием рвотного рефлекса. Даже самые невкусные, но дико полезные продукты можно подать в виде игры. Кто-то скажет: «Нечего за столом баловаться!». И зря. Когда еще баловаться, как не в детстве?

Питание для укрепления нервной системы ребенка

Конечно, все должно быть в меру. Швыряться едой по всей кухне — это одно. А выложить продуктами на тарелке картинку или поиграть в «самолетик летит в ангар» — это совсем другое.

Приведу пример: мама одного мальчика была уверена, что зеленый горошек и брокколи просто необходимы в его рационе. А вот мальчик почему-то был категорически против такого вмешательства в содержимое его тарелки. Мама топала ногами, пихала еду ребенку насильно, доказывала полезность. Слюни, сопли, плевки, крики… До тех пор, пока не пришел с работы папа.

Спокойно выдворил супругу с кухни, а сам предложил сыну пирожное. Но не сладкое, а самое настоящее «мущщинское»! То есть на ложку картофельного пюре торжественно водружались кусочки брокколи и, как апофеоз скульптуры, горошек. Получалось такое брутальное блюдо.

В итоге все полезные невкусности были съедены с аппетитом, а маме был сделан выговор, что не умеет готовить «мущщинскую» еду.

Так что мешает уделить малышу немного лишнего времени и разыграть небольшой спектакль? Почитайте «Лисичкин хлеб». Там здорово написано о подобном случае.

Продукты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка:

  • Молочные продукты, особенно сливочное масло. Помогают работе нервных клеток.
  • Яйца. Развивают клетки мозга.
  • Ягоды, фрукты. Источник витаминов.
  • Рыба. Источник ненасыщенных кислот.
  • Говядина. Содержит минералы, железо и цинк.
  • Фасоль. Богата белком и углеводами.
  • Овсяная крупа. Клетчатка и витамины.

Это основной список. Вы можете его изменять и дополнять своими пунктами. Это не истина в последней инстанции, рацион малыша должен содержать и другие продукты. Просто именно данные — наиболее полезные. Желательно употреблять их регулярно.

Не надо заставлять чадо. Он не понимает вашего полезно. Ему надо красиво, интересно и весело. При хорошей фантазии все выполнимо. Не можете таковой похвастаться? Так попросите карапуза самого сделать себе на тарелке картинку. Он с удовольствием ее выложит и потом скушает. Без криков и обид.

как привить ребенку любовь к чтению

Физкультура

Не в самом точном смысле занятия спортом. А именно частые прогулки, игры на свежем воздухе, небольшие соревнования. Сами нагуляетесь, ребенку двойная польза. Во-первых, для укрепления нервной системы очень полезна физическая активность, игры со сверстниками или родителями. Во-вторых, для здоровья желательно гулять в любую погоду. Конечно, исключая летний зной с температурой за 40°С или зимний буран с морозом за 30°С.

Физкультура для укрепления нервной системы ребенка

Из крайности в крайность кидаться не стоит. Если нынче погода не позволяет, то замените прогулку массажем. Используйте ароматические масла с приятным несильным запахом, приготовьте специальное полотенце, после поболтайте с ребенком. Пусть он расскажет вам свои ощущения, опишет настроение, что ему больше всего понравилось, а как делать не нужно. Все это положительно влияет на нервную систему ребенка.

Вернемся к тем самым мальчикам. Вот им уже по 6 лет. Оба активные, шустрые, непоседливые. Одна мама любит смотреть телевизор, а сын тащит ее на улицу. В итоге мама сдалась и пошла… в аптеку. Купила успокоительное по совету подружек и с удовольствием пичкает малыша. Теперь он не мешает ей смотреть сериалы, он рядом сидит и ничего не хочет.

Вторая мама тоже любит телевизор. Но вот какая закавыка: по режиму дня время прогулки совпадает со временем показа обожаемого ток-шоу. Только эта мама сына любит больше, чем телевизор. Поэтому, хоть и вздыхая, но одевается и идет с ребенком на улицу, честно гуляя положенные два часа.

Что же ток-шоу? Да потом первая мама расскажет, что там было и как. А не расскажет, да и пусть. Зато ее карапуз спит сам, от нормальной усталости, а не от успокоительных пилюль.

как научить ребёнка плавать

Немножко секретов

  1. Дарите своему чаду побольше положительных эмоций. Они повышают умственную активность, укрепляют нервную систему. Совместные походы на детский спектакль, в зоопарк или дневной поход отлично поднимают настроение и способствуют здоровой усталости.
  2. Не стоит истерить, увидев, что вашего малыша угостили чипсами или сладкой газировкой. Чем больше будете запрещать, тем сильнее он будет этого хотеть. Просто объясните ему, что это взрослая еда. Сейчас ему можно совсем чуть-чуть. Не уподобляйтесь ненормальным родителям-веганам, для которых табу практически любые полезные продукты животного происхождения. Для нормального функционирования нервной системы ребенку нужно полноценное питание. Вырастет, тогда сам решит, надо ему это или нет.
  3. Вспомните сцену из фильма про Вилли Вонку. С каким надрывом мальчик поглощает сладости! Ведь давно замечено, если малышу не запрещать, а просто несколько ограничивать, то запретный плод, оказывается, не такой уж и сладкий. Вместо нарушения психики и испуга быть пойманным, карапуз спокойно реагирует и живет без капризов и истерик.

Как укрепить нервную систему ребенка? Прежде всего — любите его каждую минуту. Таким, как сейчас, он уже никогда не будет. Вырастет, не успеете глазом моргнуть. Только успевай ботинки побольше покупать. А чтобы он вырос адекватным со здоровой нервной системой, соблюдайте режим дня, кушайте правильную еду, гуляйте и будьте малышу в первую очередь друзьями, а уж потом только строгими родителями.

как научить ребёнка кататься на роликах

Видео: укрепление иммунитета у детей

howtogetrid.ru

Развитие ребенка дошкольника — от 3 до 7 лет.

Развитие ребенка дошкольника от 3 до 7 лет. С каждым днем вы замечаете, как ваш ребенок становится взрослее. Трехлетний человек много уже умеет делать сам: одевается, убирает свои игрушки. Он засыпает взрослых бесконечными «почему», очень впечатлителен и подвижен. Иногда кажется, что он подвижен даже сверх меры. Но не стоит ограничивать потребность ребенка в движении фразами: «не бегай», «не прыгай», «сиди смирно» и т.п. Постарайтесь направить подвижность ребенка в правильное русло: для формирования необходимых навыков, для укрепления здоровья, для воспитания.

Если до 3 лет жизни ребенок привык к правильному режиму, к закаливанию, то вам нужно продолжать начатое. Но в случае, если вы что-то упустили, не отчаивайтесь, все можно исправить. Главное – не откладывать в «долгий ящик», ведь с каждым упущенным днем наносится урон здоровью и воспитанию ребенка. Вашему сыну или дочке, внуку или внучке требуется не меньше забот, знаний и усердия, чем в первые годы жизни.

В дошкольном возрасте начинают формироваться привычки, черты характера, приобретаются и закрепляются необходимые навыки, закладывается фундамент здоровья и физического развития ребенка.

Дети от 3 до 7 лет быстро растут, теряют округлость и становятся как бы тоньше, чем в раннем возрасте. У них наблюдается недостаточная устойчивость тела, и несколько ограничены двигательные возможности.

Развитие ребенка дошкольника. Игры:

Дети дошкольники учатся жизненным навыкам в играх. Играя, они, прежде всего, вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, учатся оказывать помощь, уступать. В игре проявляются способности ребенка: смекалка, смелость и ловкость. Поэтому, к детским играм не нужно относиться, как к чему-то несерьезному. Подвижные игры нужно чередовать со спокойными. Ребенок 4 лет и старше может уже осваивать элементарные спортивные навыки: плавать, кататься на коньках, ходить на лыжах. Существует мнение, что маленькие дети только готовятся к настоящей жизни. Но это неверно. Маленький человек живет насыщенно, с полной отдачей своих сил. Чтобы у него остались яркие незабываемые впечатления детства, не лишайте его радости переживаний, которые дает физкультура.

Развитие ребенка дошкольника. Нервная система:

В дошкольном возрасте в головном мозге ребенка созревание нервных клеток заканчивается, и в 5-6 летнем возрасте его мозг по весу и внешнему виду приближается к головному мозгу взрослого человека. Однако нервная система детей ещё легко возбудимая, и требует осторожного отношения. От длительных и непосильных нагрузок у ребенка развивается чрезмерное утомление.

Жизненный опыт ребенка расширяется, он глубже интересуется окружающим, чаще задает вопросы и охотно слушает объяснения взрослых. Увеличивается словарный запас, и речь ребенка улучшается. И хотя дети 3-7 лет очень восприимчивы, но полученные навыки не сразу закрепляются и легко нарушаются. В дошкольном возрасте процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения – это нужно учитывать.

Развитие ребенка дошкольника. Костно-мышечная система:

Развитие костно-мышечной системы в этом возрастном периоде происходит неравномерно.

  • У детей 3-4 лет вес за год в среднем увеличивается на 1,5-2 кг, а рост на 4-6 см.
  • На 5 году вес увеличивается на 1-1,5 кг, а рост на 2-4 см, крепнет организм.
  • В течение 6 года жизни ребенок прибавляет вес на 3 кг, а рост – на 6-8 см. Пропорции тела заметно изменяются, выносливость организма повышается.

Приводятся средние данные роста, веса, окружности грудной клетки:

Мальчики:

3 года – рост — 92,7 см, вес – 14,6 кг, окружность грудной клетки – 52,6 см.

4 года – рост – 99,3 см, вес – 16,1 кг, окружность грудной клетки – 53,9 см.

5 лет – рост – 106,5 см, вес – 18,1 кг, окружность грудной клетки – 55,5 см.

6 лет – рост – 112,8 см, вес – 20,2 кг, окружность грудной клетки – 57,6 см.

Девочки:

3 года – рост – 91,6 см, вес – 14,1 кг, окружность грудной клетки – 52,0 см.

4 года – рост – 98,4 см, вес – 15,8 кг, окружность грудной клетки – 53,2 см.

5 лет – рост – 105,4 см, вес – 17,7 кг, окружность грудной клетки – 54,7 см.

6 лет – рост – 112,5 см, вес – 19,9 кг, окружность грудной клетки – 56,6 см.

Несмотря на то, что у детей до 7 лет кровоснабжение костей лучше, чем у взрослых, костно-образовательный процесс отличается незавершённостью в большинстве костей. Развитие скелета у дошкольников ещё не завершено, кости мягкие и податливые, в них преобладает хрящевая ткань, что способствует дальнейшему росту.

К 6-7 годам горизонтальное положение ребер постепенно сглаживается, что в маленьком возрасте ограничивало экскурсию грудной клетки.

Окостенение конечностей у детей до 7 лет происходит очень интенсивно, и только с 5-6 лет начинается сращивание костей таза.

Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон – этому способствуют физические упражнения. В первую очередь развиваются мышцы ног и таза, а с 6-7 лет мышцы рук. Но нужно помнить, что из-за слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости мышц, дети до 7 лет не способны к длительному напряжению мышц.

Развитие ребенка дошкольника. Сердечно-сосудистая система:

Сердечно — сосудистая система дошкольников хорошо отвечает требованиям их растущего организма. В отличие от взрослых, у детей кровеносные сосуды значительно шире, кровь циркулирует по ним свободно, выше скорость кровообращения, что позволяет легко удовлетворять повышенную потребность в снабжении кровью тканей детского организма. У детей от 3 до 7 лет среднее артериальное давление составляет 73-76 мм ртутного столба. Пульс зависит от возраста ребенка: чем меньше возраст, тем больше частота сердечных сокращений. В 3-4 года пульс равен 100-110 ударов в минуту, в 5-6 лет – 90-100 уд/мин. При физической нагрузке сердечная мышца ребенка быстро утомляется и легко нарушается ритм его сокращений, но при смене деятельности сердце быстро успокаивается.

Развитие ребенка дошкольника. Дыхательная система:

У детей дошкольного возраста органы дыхания имеют физиологические особенности. До 7 лет легочная ткань еще не полностью развита. Легочные и носовые ходы узкие и это затрудняет поступление воздуха в легкие. Высоко стоит диафрагма (грудобрюшная мышечная преграда) и во время дыхания она ограничивает колебания грудной клетки. У ребенка более поверхностное и учащенное дыхание, чем у взрослых. За счет частоты дыхания удовлетворяется высокая потребность в кислороде. У младших дошкольников 26-28 дыханий в минуту, у старших дошкольников – 23-25 дыханий в минуту. Поверхностное дыхание ухудшает вентиляцию легких у детей и вызывает небольшой застой воздуха в них. Поэтому, физическими упражнениями очень важно заниматься преимущественно на свежем воздухе и научить ребенка правильному дыханию. Во время бега и прыжков дыхание должно быть глубоким.

Развитие ребенка дошкольника. Обмен веществ:

Развивающемуся организму дошкольников требуется непрерывное восполнение энергетических затрат и поступление пластических веществ для построения органов и тканей. Процессы усвоения питательных веществ у детей превышают процессы их сгорания и распада. Большая часть энергии у ребенка расходуется на рост и отложение веществ, а не на работу мышц, как у взрослых.

Развитие ребенка дошкольника. Развитие движений у детей:

В 3-4 года движения детей значительно отличаются от движений в 5-6 лет. При ходьбе и беге у младших дошкольников нет четкости движений, они теряют равновесие и часто падают, темп движений неравномерный, при беге – мелкий семенящий шаг. Многие дети при беге опираются на всю ступню и плохо отталкиваются от земли. Такие дети еще не могут прыгать в высоту через препятствия, даже на 5-10 см от пола, и не могут прыгать на одной ноге.

Дети младшего дошкольного возраста играют с мячом охотно, но их глазомер развит слабо, движения недостаточно согласованы, поэтому им трудно попадать мячом в цель, ловить мяч и далеко его забрасывать.

От однообразных движений младшие дошкольники быстро устают, отвлекаются, их внимание неустойчиво.

Более координированными движения становятся к 4,5-5 годам – им доступны прыжки, они перепрыгивают через небольшие препятствия, лучше бросают и ловят мяч. Но им еще трудно бросать мяч на дальность и попадать в цель, т.к. глазомер и мышцы недостаточно развиты.

В 6 лет дети легко и ритмично бегают, прыгают в длину и высоту, на одной ноге.

Дальнейшее развитие движений у ребенка дошкольника происходит при систематических упражнениях.

Полезные статьи:

Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Режим дня дошкольника.

Закаливание детей дошкольного возраста.

Как определить аппендицит у ребенка?

Типы нервной системы у детей — советы по воспитанию.

Разочарование после свадьбы – как спасти брак?

Развитие способностей у детей важно в раннем детстве.

Развитие ребенка первого года жизни.

Развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

Воспитание детей в семье.

Капризный ребенок — как сказать ребенку «нет»?

Половое воспитание детей — как рассказать ребенку о сексе?

Орган слуха — нарушение слуха, как защитить и сохранить слух.

Цветовосприятие — нарушение цветового зрения.

zdorovejka.ru

Особенности нервной системы у детей. Развитие нервной системы

Мы все время куда-то спешим, что-то делаем на автомате, улыбаемся, говорим, и не задумываемся, что всеми нашими действиями управляет своеобразный компьютер – центральная нервная система.

Об особенностях нервной системы у детей в самом начале жизненного пути и пойдет речь в этой статье.

Особенности нервной системы у детей, или с чего все начинается

Формирование нервной системы происходит еще внутриутробно, на 5 неделе беременности закрывается нервная трубка, и образуются зачатки мозга. На 2-3 месяце перенатального развития плод уже совершает локальные движения, а на 3-4 месяце становятся заметны двигательные реакции в конечностях и спине на посторонние раздражители. Это закладка базы под безусловные рефлексы (реакции, которые предусмотрены природой для сохранения жизни). Все они заканчивают свое формирование к моменту рождения и остаются до 1,5-5 месяцев. Среди них такие важные сосательный, хватательный, защитный рефлексы. Позже они сменяются условными рефлексами (реакции на условия).

Ученые выделяют следующие своеобразные особенности развития нервной системы детей первого года жизни:

  • Закрепление условных рефлексов требует длительного повторения, без которого могут быстро исчезнуть
  • Нервная система малышей очень легко возбудима, что не может не отразится на поведении
  • Маленькие дети не ощущают времени, они активны и непоседливы
  • Слабая концентрация внимания. Ребенок следит или слушает всего несколько минут, только к младшему дошкольному возрасту дети становятся способны концентрировать внимание на 10-15 минут.

За правильностью развития нервной системы у детей следит детский врач – педиатр. Также первый год обязательны визиты к невропатологу. Врачи оценивают двигательные навыки, безусловные и условные рефлексы, умения малыша и следят, чтобы развитие ребенка оставалось в пределах нормы.

На что же обращает внимание врач?

  • На пятой неделе ребенок должен уметь фокусировать взгляд. В это же время зарождаются положительные эмоции (реакция на маму).
  • Приблизительно в это же время появляются первые попытки улыбаться, следить за предметами
  • Со стороны слуха малыш должен реагировать на мамин голос и на другие звуки
  • Ребенок должен реагировать также на вкус. Сладкое должно вызывать сосательный рефлекс, а все остальное (горькое, кислое) – выплевывание, гримасы, плач.
  • К середине второго месяца кроха должна пытаться держать голову лежа на животе
  • В 3 месяца реакцией ребенка на обращение должны быть беспорядочные движения конечностей, а при появлении желанного предмета – попытки тянуться и достать его
  • К пяти месяцам ребенок должен уверенно переворачиваться с живота на спину и наоборот
  • В 6 месяцев основная масса крох начинает первые самостоятельные передвижения – ползанье.
  • К 7 месяцам малыш должен стоять с поддержкой за обе ручки, активно ползает, перебирает предметы из руки в руку, стучит ими по столу, кроватке, стенам.
  • В 8 месяцев дети уже должны самостоятельно сидеть, давать ручку по просьбе, самостоятельно ложиться, придерживаясь за  кроватки или стенку.
  • Приблизительно к году кроха может ходить при поддержке за ручку или посторонние предметы

Подробнее о  способностях ребенка читайте в статье  — ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ПО МЕСЯЦАМ, ТАБЛИЦА

Если у вашего ребенка что-то не получается, то это совсем не значит, что отклонения критичны. Знать особенности развития нервной системы у детей должна каждая мама, это ей поможет вовремя заострить свое внимание на возникших проблемах. Каждый организм индивидуален, но вы обязательно должны обсудить с доктором возможные причины отставания.

Много интересного вы сможете найти в разделе — РАЗВИТИЕ ПО МЕСЯЦАМ

 

razvitiedetei.info

эффективные методы, препараты и практические советы :: SYL.ru

Центральная нервная система — одна из самых сложноустроенных и важных в нашем организме. Она принимает участие в формировании адекватной реакции на внешние раздражители при помощи различных чувств, а также ответственна за контроль над большинством жизненно важных функций, например, дыхание, сердцебиение, чувство голода, жажды и прочее. Нервная система также лежит в основе всех эмоций: грусти, радости, счастья и т. д. Поэтому очень важно знать, какими методами и способами можно ее укрепить. Вдвойне важно делать это еще с самого детства.

Часто случается, что дети растут непослушными, много плачут, пугаются обычных вещей. Такие проблемы, в основном, встречаются по причине ослабленной нервной системы у ребенка. Если вы замечаете, что ваше чадо не способно вести себя, как вы того требуете, а также постоянно капризничает, жалуется и не может себя контролировать, значит необходимо обязательно предпринимать определенные меры. Как укрепить нервную систему и психику ребенка? Об этом мы и поговорим в статье.

К сожалению, не существует одного универсального метода или средства, который мог бы помочь моментально. Для общего положительного результата к проблеме необходимо подходить комплексно: постарайтесь изменить привычный распорядок дня ребенка, необходимо приучить его к полезному питанию, занятию спортом, также следует организовать все необходимые условия для крепкого сна, а также стараться поддерживать позитивный эмоциональный фон.

Витамины и минералы

Ни для кого не секрет, что регулярное употребление в пищу полезных микро- и макроэлементов способствует крепкому здоровью, но не многие знают, что такой рацион положительно сказывается и на работе центральной нервной системы. Какие продукты укрепляют нервную систему и психику? Врачи настоятельно рекомендуют увеличивать процент употребляемых незаменимых жирных кислот, которые содержаться в рыбе, например в лососе. Также следует больше есть овощей зеленого цвета, например брокколи, брюссельскую и обычную капусту, шпинат; кроме того не лишним будет оливковое масло, сухофрукты. Очевидно, что такой рацион едва ли понравится каждому ребенку, но следует строго ему объяснить всю важность и полезность этих продуктов, в крайнем случае, можно в игровой форме заставлять его употреблять эти вещества.

Витамины также существенно влияют на здоровье детской психики. В рационе ребенка обязательно должны содержаться такие витамины как B, C и E. Для удовлетворения потребностей детского организма в этих элементах необходимо регулярно есть свежие фрукты, овощи и каши из цельнозерновых злаковых культур. Витамины группы B особенно полезны для детской психики, так как они помогают снизить эмоциональную возбудимость, снимают усталость и улучшают концентрацию и внимание. Их употребление также повышает способности к учебе, улучшает память и предотвращает проявление стресса. Лучшими источниками этого витамина считаются фрукты, молочные продукты, мясо рыбы и морепродукты.

Питание и распорядок дня

Для маленького ребенка завтрак является одним из самых важных приемов пищи. Поэтому не стоит задерживаться с ним, тем более нельзя пропускать его, так как утром дети тратят больше энергии на восприятие и обработку полученной информации.

Впрочем, ужин играет не менее важную роль для здоровья нервной системы. Он должен быть обязательно легким, при этом не следует есть меньше чем за два часа до сна. Если ребенок ложится спать с полным желудком, это негативно скажется на его сне, а мы помним, что здоровый сон — это одно из обязательных условий для крепкой психики.

Рацион ребенка должен по большей мере состоять из натуральных продуктов. Нельзя использовать консерванты, красители, эмульгаторы и стабилизаторы вкусы. Все эти добавки гарантируют негативный эффект на здоровье ребенка. Еще как укрепить нервную систему и психику?

Препараты

Нарушения детской психики порой могут обрести форму заболевания, при этом эмоциональная несостоятельность требует определенного лечения. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одно из таких нарушений, при котором ребенок неспособен концентрироваться на определенном виде деятельности (например, учиться) и контролировать свое эмоциональное состояние. В таких случаях врачи часто назначают медикаментозную терапию, которая включает такой препарат, как "Атомоксетин". Однако в большинстве случаев достаточно просто давать витамины для памяти и работоспособности ребенка.

Народные средства

Как укрепить нервную систему и психику народными средствами? К счастью, многовековой опыт лечения проблем с нервами и психической неуравновешенностью предлагает много полезных рецептов и средств. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.

  • Чай или настой из ромашки — это один из самых популярных народных рецептов для борьбы с возбужденным эмоциональным состоянием. Дело в том, что ромашка успокаивает нервозное состояние, а также снижает риск повторных эмоциональных вспышек. Желательно выпивать одну чашечку ромашкового чая перед сном, но ни в коем случае нельзя злоупотреблять этим настоем.
  • Чай из липы — это еще один настой, который рекомендуют людям с неустойчивой психикой. Он помогает расслабиться всему телу и отвлечься.
  • Салат из капусты помогает успокаивать нервную систему и позволяет крепко спать. Весь секрет заключается в том, что листья овоща содержат натуральные вещества с успокаивающими и снотворными свойствами.
  • Пассифлора. Листья этого растения содержат натуральные успокаивающие вещества, которые помогают бороться с нервозностью и раздражительностью, и успокаивают нервную систему. Листья пассифлоры необходимо прокипятить минут 50-10, затем остудить и кушать в виде салата с медом или сахаром.

Как укрепить свою нервную систему

Часто эта проблема распространяется не только на детей, но и на взрослых. В таких случаях также необходимо предпринять ряд мер, нацеленных на восстановление собственной нервной системы и психики.

Как можно укрепить нервную систему и свою психику? В первую очередь необходимо отказаться от сигарет и алкоголя. Эти токсические вещества не только вредны для организма, они также постоянно влияют на нервную систему, каждый раз вызывая искусственную эйфорию. Также откажитесь от очень сладкой пищи, пейте меньше кофе, избегайте полуфабрикатов и жирной еды.

Крепкий сон

Бессонница, постоянный стресс, беспокойство и истощение организма полностью убивают способность предаваться крепкому сну. Такое состояние не позволяет полноценно восстанавливаться телу и мозгу, от чего страдает и нервная система. Для хорошего отдыха можно принять теплую ванну перед сном, выпить какой-нибудь травяной настой (см. выше) и ложиться спать.

Физические упражнения

Еще один способ укрепить свою психику — заниматься спортом. Достаточной нагрузкой также будет утренняя зарядка или регулярное занятие йогой. Такие процедуры позволяют не только расслабить и укрепить нервную систему, но и поддерживать психическое здоровье и равновесие. Прекрасной альтернативой физической нагрузке может стать медитация.

Ароматерапия

Натуральные методы широко применяются для укрепления нервной системы, и одним из таких считается ароматерапия. Для этого используются различные эфирные масла: масло чайного дерева, лаванды, розмарина, ромашки, шалфея и других растений. Лишь одна капелька такого масла позволяет привнести разнообразие в повседневность, тем самым отвлечь от проблем и снизить психическое напряжение.

Фруктовые и овощные коктейли

Фруктовые и овощные коктейли тоже помогают укреплять нервную систему, потому что они очень питательны и полезны. Можно приготовить микс из груши, клубники, дыни и яблока. По желанию можно добавлять орехи и изюм, так как эти продукты помогают накапливать организму необходимую энергию. В целом нет строгих рецептов приготовления таких коктейлей, поэтому смело можно экспериментировать с ингредиентами.

Пищевые добавки

Также можно прибегать к особым пищевым добавкам, которые тоже положительно влияют на здоровье нервной системы. Диетологи рекомендуют использовать в пищу такие дополнения как корень женьшеня, а также добавки, содержащие железо и магний.

Общие советы

Как укрепить нервную систему и перестать нервничать? В этих вопросах не стоит недооценивать и самые обычные, но от того не менее приятные действия и занятия. Чаще ходите босиком по влажной земле, молодой траве, песку на пляже или по мелководью. Это один из самых приятных и экономных способов укрепить психику.

Также принимайте контрастный душ. Он помогает разжижать кровь и направлять ее в область мозга, что особенно полезно для активной нервной деятельности. Зимой можно закаляться, обтираться снегом.

Как укрепить нервную систему: мастер-класс

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно составить краткий мастер-класс. Ориентируясь на него, вы сможете без особого труда восстанавливать свое психическое состояние и укреплять нервную систему.

  1. Откажитесь от вредных привычек.
  2. Составьте здоровый рацион: ешьте больше овощей и фруктов, мяса, молочных и цельнозерновых продуктов.
  3. Принимайте витамины.
  4. Занимайтесь спортом.
  5. Старайтесь всегда высыпаться.
  6. Разнообразьте свою повседневную жизнь: чаще гуляйте на свежем воздухе, принимайте контрастный душ и т. д.
  7. Обратитесь к народным рецептам.

Согласитесь, данный список не включает в себя ничего экстраординарного, достаточно лишь сделать волевой шаг над собой и своими привычками. Воплотив в жизнь даже половину вышеперечисленного списка, можно будет существенно улучшить свое психическое состояние, и ребенка в том числе. Теперь вам известно, как укрепить нервную систему и психику. Берегите себя и своих родных. Здоровье нашей нервной системы зависит исключительно от нас.

www.syl.ru

Воспитание очень впечатлительных, чувствительных детей

85214245Большинство детей в жизни и труде, в повседневном поведении всегда активны, радостны, бодры, выносли­вы. Но порой встречаются и дети пассивные, замкну­тые, плохо выдерживающие более или менее длитель­ное напряжение. Обычно они отличаются высокой впечатлительностью и чувствительностью даже к сла­бым раздражителям. Эти черты в поведении отдельных детей в первую очередь объясняются особенностями их нервной системы. Такие дети являются, по определению И. П. Павлова, представителями так называе­мого слабого нервного типа. Об этом важно помнить, чтобы не смешивать того, что есть следствие условий жизни и воспитания, с тем, что является проявлением особенностей самой нервной системы.

Черты темперамента впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:

Как ведут себя дети этого типа? Они с ранних лет чрезвычайно чувствительны и восприимчивы: могут быстро и легко замечать не­значительные изменения в настроении людей, а также слабейшие шорохи, звуки, оттенки. Они видят даже то, что для многих остается не­замеченным: легкую тень досады или искорку радости на лице, незаметные движения, незначительные изме­нения в костюме или походке.

Эти дети очень сильно переживают, когда читают книги и смотрят фильмы. События настолько захваты­вают их, что в глазах появляются слезы, хотя они ста­раются отвлечься от волнующих событий. Воспоминания о них вызывают необъяснимую душевную боль.

Повышенная чувствительность, нервозность прояв­ляются и тогда, когда им приходится что-нибудь само­стоятельно решать, делать, особенно в незнакомой и необычной обстановке. На все новое впечатлительные дети реагируют с большой, даже избыточной, тратой сил, часто бывая при этом озабоченным. Какой-нибудь пустяк, а у ребенка уже напряженное лицо, глубокий вздох. Например, отец поручил сыну расплатиться с шофером такси, а тот переживает это как важней­шее событие в своей жизни.

Особенности детей со слабой нервной системой проявляются также в учебной и физической работе. Таких учеников легче приучить к тщательности в повседневных делах, чем детей сильных типов, особенно сангвиников и холери­ков. Они лучше работают в однообразных условиях, быстро и легко привыкают к режиму дня и работы, так как однообразная деятельность не может вызвать очень большого возбуждения, которое может привести к перерасходу сил и торможению нервной системы. Поэтому и родителям, и учителям приходится счи­таться с недостаточной выносливостью и с легкой утомляемостью впечатлительных детей.

Длительная напряженная работа, будь то физическая или умст­венная, для них утомительна. Если на первых уроках они работают хорошо, то дальше — хуже. Особенно быстро устают дети слабого типа в новых условиях. Им осбенно трудно учиться в первом и в пятом классах. Лучше всего им работается дома, когда никто не мешает, или же в укромном уголке библиотеки.

В шумной напряженной обстановке и простые дела кажутся детям со слабой нервной системой сложными, и легкие задачи — тяжелыми. В период экзаменов и других волнующих событий они бывают или пассивными, вялыми, или раздра­жительными, крикливыми, а если уж случается какое-нибудь несчастье, то и совсем обессиленными, больными.

В отличие от учащихся сильных типов у детей слабого нервного типа обнаруживается быстрая тормозимость, скованность, если им приходится действовать в зависи­мости от обстановки. Когда перед ними ставят неожи­данный вопрос и они затрудняются сразу ответить, у них обычно растерянный вид, напряженное лицо, они не знаю, куда себя деть. На уроках после заданного вопроса робко поднимают руку, а, услышав свою фамилию, вздрагива­ют и, медленно встав, отвечают.

Во время экзаменов «они настолько волнуются, что это чревато потерей аппетита, бессонницей и ночными кошмарами. Тогда и посильное дело кажется им непосиль­ным и решенная задача — нерешенной. Успешное окончание экзаменов успокаивает чувствительных детей, они говорят: «Зачем надо было так переживать? Больше этого не будет». Но «это» повторяется снова и снова — таковы особенности детей со слабой нервной системой.

Впечатлительный ребенок может обидеться из-за пустяка: заплакать, если перед его появлением закончили беседу или, скажем, не передали шутку, над которой все смеялись (а вовсе не над ним).

Мы остановились на некоторых чертах темперамента впечатлительных детей. Надо сказать и то, что каж­дый из них может иметь и другие особенности: один быстр, другой медлителен, один уравновешен, дру­гой неуравновешен. Это еще раз свидетельствует о том, что в человеческом обществе нет неизменных, «чистых» нервных типов. Поведение ребенка форми­руется постепенно, под влиянием общественных воз­действий, личного опыта и воспитания.

Особенности воспитания впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:

2014-12-09_160406Нужен осторожный подход к впечатлительным де­тям. Здесь ошибки в воспитании могут вести не только к таким отрицательным чертам, как пугливость, раздражительность, но и к болезни, к нервному рас­стройству.

1. Прежде всего для детей со слабой нервной системой прямо-таки жизненно необходим продуманный режим дня в школе и дома. Режим, как известно, связан с боль­шой устойчивостью и ритмичностью в образе жизни, что очень важно для экономного расходования нерв­ной энергии, в чем и нуждаются слабонервные дети. Важно в определенное время готовить уроки, помогать по хозяйству, отдыхать и заниматься спортом.

2. Итак, режим укрепляет нервную систему. Но нужно ли ставить детей в изменяющиеся, новые условия? Нужно, но только с учетом их особенностей и состояния. Изменение режима уместно, когда детей ничто сильно не утомляет: например, во время каникул. Когда учащиеся отдыхают, у них естественным образом ломается привычный распорядок дня. Важно каждый день видеть что-то новое: ходить в поход, в лес, на речку. Это бодрит и придает сил. Но во всех случаях следует избегать таких резких пере­мен в жизни ребенка, которые могут привести к нерв­ному перенапряжению, к срыву. Особенно вредна вся­кого рода штурмовщина и в учебе и в труде.

3. Систематические занятия. Если учащиеся сильных типов без особого ущерба для нерв­ной системы (хотя и с ущербом для знаний) могут за несколько дней и бессонных ночей «догнать товари­щей», то впечатлительные дети этого не могут. На та­ком пути у них неизбежны головные боли, ослабление организма и даже серьезные срывы.

При соблюдении же постепенности впечатлительные дети овладевают и чрезвычайно трудным делом. Некоторым удается даже стать выносливыми спорт­сменами. В чем секрет? На тренировках слабым детям удобнее начинать с более легких упражнений, а потом переходить к более трудным. А выйдя на лед, делать столько кру­гов, сколько нужно — сначала пять, а теперь восемь, девять и даже десять.

4. Важно, чтобы все впечатления и трудности были посильными для ребенка и не вели к переутомлению. Родителям, если они хотят добра своему восприимчивому ребенку, необходимо стать вдумчивыми вос­питателями.

5. Для детей особенно вредны, а для впечатлительных прямо-таки пагубны алкоголь и папиросы. Ребята и баз того ежеминутно возбуждаются чем-то новым. И если к этому добавить еще искусственные возбуж­дающие средства, то у них легко может возникать переутомление, не говоря уже о нервном расстройстве от яда алкоголя и папирос. Отказывать в каких бы то ни было излишествах —  у ребенка не должно быть избытка всего возбуждающего, даже шоколада, кофе, какао.

6. Заботливость и требовательность в семье и школе воспитывают у чувствительных детей уверенность, смелость, активность. Важно доверять им общественные поручения, иногда очень ответственные, давая увлечься активной жизнью.

7. Впечатлительные дети легче других поддаются вся­кому внушению. Поэтому важно оберегать их от внушений отрицательного характера. Остерегайтесь таких общих замечаний, как: «Из тебя ничего не получится», «Ты ничего не умеешь», «Вечно дрожишь». Конечно, нужно делать замечания, но в более тактич­ной форме и главное во всех случаях ободрять ре­бенка, вселять уверенность в своих силах. Например: «Сегодня ты что-то несмелый. Раньше у тебя этого не было», «Да, сейчас у тебя что-то плохо получается. Прошлый раз постарался — и все хорошо вышло», «Ты, Сережа, глубоко понимаешь героев книг, учись так же хорошо разбираться в окружающих людях».

8. По­старайтесь также отучать впечатлительных детей и от отрицательного самовнушения, к чему они осо­бенно склонны: «Я не смогу», «Я боюсь». При этом они зачастую действительно не выполняют даже посильное дело. Внушая же себе бодрость, уверен­ность, силу («Я смогу», «Мне не страшно», «Не надо бояться»), ребенок сможет добиться многого.

9. Впечатлительных детей приходится больше, чем других, учить преодолевать боязнь, пугливость и страх. При этом немаловажную роль играет чувство коллективизма и ответственности за общее дело.

10. Нерешительным детям часто не хватает уверенности в себе, им постоянно кажется, что они этого не не справятся с заданием. В противоположность сангвиники и холерики легко берутся и за незнакомую работу. Поэтому, прежде чем поручить новое дело ребенку слабого нервного типа, воспитателям следует подготовить его хорошенько. Такие дети способны выступать публично, если твердо знают текст выступления. Только тогда их можно за­ставить смело взяться за дело, когда они основательно по­вторили необходимый учебный материал.

11. У впечатлительных детей важно поддерживать хоро­шее самочувствие. В бодром настроении они могут легко преодолеть робость, пугливость, неуверенность, утомляемость, легко освоиться с условиями, ранее смущавшими их; хорошо выполнить задания, казав­шиеся им невыполнимыми. Однако это не значит, что детей, даже впечатлительных, надо всячески обере­гать от ослабляющих отрицательных чувств: огорчения, печали, слез. В жизни, наверняка, всегда будут при­чины, вызывающие их. Поэтому важно приучить ре­бенка безболезненно переносить переходные состоя­ния— от печали к радости, от уныния к веселью. Прав К. Э. Циолковский, утверждая, что сила человека опре­деляется и тем, насколько он может выдерживать большие колебания противоположных чувств. Чем ши­ре амплитуда колебаний чувств, тем сильнее человек.

Таковы некоторые особенности воспитательной рабо­ты с впечатлительными детьми. Не имеется каких-то совершенно особых средств подхода к ним, как и к детям других темпераментов. Однако для разных типов темпераментов те или иные педагогические приемы и методы берутся в разных дозах и в разных сочетаниях. Например, различные приемы воспитания смелости нужны в отношении ко всем детям, но особенно к впечатлительным, так как они легко проявляют скованность, пугливость.

При правильном педагогическом подходе ни у одно­го ребенка темперамент не может являться помехой формирования любых моральных качеств и спо­собностей. У впечатлительных детей, как и у других, присутствуют черты сильной личности.

По материалам журнала «Начальная школа», 1979 год.

Метки: воспитание очень впечатлительных, чувствительных детей, воспитание ребенка со слабой нервной системой, слабая нервная система у ребенка — что делать?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

uchitel76.ru

Успокоительные средства для нервной системы для детей, препараты

Темпы современного мира, к сожалению, сказываются не только на взрослых людях, но и на детях. Нынешнее поколение гораздо быстрее взрослеет, учится и получает массу информации. Естественно, это огромный стресс для детей и нервная система будет реагировать соответствующим способом.

Чаще всего родители замечают у ребенка нарушение режима бодрствования и сна, смену настроения и частые его перепады. Фактически это проявляется плаксивостью, чувствительностью, раздражительностью. Нервный ребенок постоянно расстраивается по мелочам, имеют место аффективные вспышки ярости и даже агрессии. Из-за подобного состояния страдает самочувствие и здоровье, как самого малыша, так и его близких. При этом разговоры и развлечения не успокаивают. Именно поэтому, в таких случаях ищут средства и методы, как успокоить разбушевавшиеся нервы, уравновесить процессы возбуждения и торможения ЦНС.

Нормализация режима дня

Основная проблема в том, что в детском возрасте практически все препараты имеют негативное влияние на развитие детского организма, в том числе на психическое здоровье. Это значительно сужает круг лекарственных средств, которые могут быть использованы с этой целью. Несмотря на это, каждый родитель должен знать, как укрепить нервную систему ребенка.

Успокоительное для нервной системы для детей

Чаще всего, если ребенок капризничает, закатывает истерики или плачет, родители начинают искать «волшебную» таблетку, которая решит все проблемы сразу. Следует сразу же обозначить, что в случае с детьми такой вариант никогда не пройдет. Обычно, следует искать корень проблемы и влиять на него. Так как, таблетка сможет снять конкретные симптомы только на определенный период, но затем они вернутся.

Чаще всего нарушения в поведении ребенка наблюдаются из-за нарушения нормального распорядка дня. Например, ребенок заигрался, поздно лег спать и целый день потом вялый и уставший. Или же, если длительность сна недостаточна на протяжении некоторого времени, то появится раздражительность, капризы и другие признаки плохого поведения. У ребенка биоритмы ещё не так стабильно установлены и могут легко нарушаться. Более того, это вызывает значительные изменения в поведении и эмоциональной сфере ребенка.

Некоторые дети предпочитают вечером посидеть дольше и утром подольше поспать. Другие же ложатся очень рано, но с утра встают раньше всех. Это физиологические особенности организма ребенка и не следует кардинально перекраивать этот график. Корректировать его нужно лишь тогда, когда есть значительные расхождения со стандартными часами отдыха и бодрствования. Таким образом, правильный уход за детьми поможет укрепить их нервную систему.

Полноценный рацион

С пищей в организм ребенка должны поступать полезные вещества, микроэлементы, витамины. Они включаются в метаболизм и обеспечивают правильное функционирование всех органов и систем. Так как в детском возрасте активно развивается нервная система, то большинство этих веществ используется для её поддержания.

Витамины для нервной системы для детей

Существует ряд продуктов, которые негативно влияют на нервную систему ребенка. Именно поэтому, лечение должно исключать их влияние на организм. По возможности, следует ограничивать количество в рационе малыша:

  • газированных и сладких напитков с консервантами;
  • ароматизаторов, красителей;
  • генномодицифированных продуктов;
  • полуфабрикатов;
  • соленой и острой пищи.

Для укрепления нервной системы следует обеспечивать организм ребенка витаминами, которые так важны для правильного формирования психики малыша. Рекомендуют витамины для нервной системы группы В, так как они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние.

Витамины для укрепления нервной системы:

  • Тиамин. Иначе это вещество называют В1. Это природный антидепрессант, который значительно улучшает самочувствие и настроение, полезен для мозга. Принимает участие в усваивании магния, который влияет на возможность ребенка учиться чему-то новому. Содержится в рисе, гречке, бобовых.
  • Рибофлавин или В2. Обеспечивает организм ресурсами для продолжительной умственной деятельности. В случае его нехватки работоспособность значительно снижается. Содержится в молоке, орехах и печени.
  • Никотиновая кислота или В3. Один из самых важных витаминов для нормального развития и функционирования нервной системы человека. Повышает устойчивость к некоторым психическим заболеваниям, уравновешивает биохимические процессы в головном мозге.
  • В5. Способствует формированию реакции на острые изменения во внешнем мире. С его помощью человек правильно реагирует на стресс. В случае недостатка этого витамина выстоять в таких ситуациях сложнее. Он помогает, как восстановить нервную систему после стрессов, так и улучшить самочувствие ребенка после него.
  • Пиридоксин. Витамин В6 отвечает за самочувствие ребенка и хороший крепкий сон. Помогает восстанавливать функции ЦНС после отдыха. Его недостаток проявляется бессонницей и раздражительностью. Содержится в орехах, морской рыбе.
  • В7. Этот витамин представляет собой метаболит для обмена глюкозы в организме. Так как, клетки головного мозга питаются исключительно этим веществом, то его количество всегда должно присутствовать на определенном уровне.
  • Фолиевая кислота или В9. Отвечает за процессы памяти и способность учиться. Для ребенка недостаток этого вещества может обернуться плохой успеваемостью, невнимательностью и снижением работоспособности. Содержится в морской капусте, моркови.
  • Аскорбиновая кислота или витамин С. Обеспечивает заряд бодрости для повышения работоспособности и самочувствия ребенка. Защищает от стрессов и умственного переутомления. Содержится в черной смородине и цитрусовых.
  • Ретинол или витамин А. Улучшает сон ребенка, внимание. В случае его нехватки наблюдается рассеянность, неспособность собраться. Содержится в моркови, облепихе.

Успокоительные травы для нервной системы ребенка

Немедикаментозные успокоительные средства

Естественно, прежде чем использовать фармакологические препараты, можно обратиться за помощью к народной медицине или фитотерапии. Их арсенал состоит из множества средств на природной основе, которые не имеют эффекта привыкания, быстро действуют и не вызывают побочных эффектов. Более того, эти средства можно использовать с самого маленького возраста, просто нужно учитывать некоторые особенности.

Даже деткам до 1 года можно использовать специальные ванночки с отварами трав. Они приносят долгожданное успокоение, выделяя специфические вещества, обладают приятным ароматом, ухаживают за кожей и улучшают самочувствие ребенка. Необходимо правильно подобрать нужный сбор трав.

Успокаивающие ванны нужно проводить обязательно перед ночным сном, так как практически сразу после процедуры малыш крепко уснет.

Собирать растения для ванн можно самостоятельно, а можно купить в аптеке. Они там в готовом виде и некоторые даже распределены по сборам. Грудничков до 1 года желательно купать с отваром одного растения. Сборы можно применять также деткам постарше.

Предварительно следует залить измельченные растения кипятком и настоять. После этого процедить, отстоять и можно применять, доливая в теплую воду.

Чаще всего, в качестве лекарственного растения применяют валериану, хвою, лаванду, мяту, крапиву. Они помогают успокоить нервную систему ребенка, расслабляют и дарят крепкий сон. Седативный эффект достигается из-за целебных свойств растений, приятного аромата. Процедуру может дополнять музыка релакс.

Успокоительные средства для нервной системы детей

Рецепты лечения с помощью сборов трав для ванн:

  • Пустырник, спорыш, седативный сбор №2. Все эти ингредиенты можно найти в аптеке в готовом сушеном виде. Следует взять по одной столовой ложке каждого, залить стаканом кипятка и дать настояться. Когда остынет — процедить и можно использовать. Обычно, данной настойки хватает на 10 литров воды в ванночке. Длительность такой процедуры не должна превышать 15 минут. Повторять следует через день.
  • Календула, душица, мята. Нужно 50 грамм данного сбора залить 3 литрами кипяченой воды. Затем настаивать около 30 минут и процедить. Хватает на 10 литров воды в ванночке. Процедуру проводить перед сном два раза в неделю. Продолжительность курса не больше месяца.
  • Валериана, пустырник, чабрец. На литр кипяченой воды используют 3 столовых ложки такого сбора. Настаивать нужно 1 час, затем процедить и можно использовать. Повторять каждый день перед сном не больше 5-7 процедур.

Успокоительные фармакологические препараты

Препараты для нервной системы для детей

Также можно использовать успокоительные или седативные средства для нервной системы ребенка, которые представлены фармакологическими препаратами. Их применение без назначения врача крайне опасно и может вызвать нежелательные последствия, поэтому обязательно следует обращаться за помощью к специалисту.

Лечение с помощью препаратов возможно только с 5-летнего возраста и только определенными препаратами. Большинство сильнодействующих успокаивающих запрещены до 16 лет.

Чаще всего используют валериану в таблетках, пустырник в настойке или таблетках, персен, ново-пассит, нервофлукс. Лечение с помощью таких препаратов допустимо детям, так как все они имеют растительное происхождение.

В некоторых случаях есть основания использовать ноотропные препараты — психостимуляторы, улучшающие когнитивные функции коры головного мозга ребенка. Чаще всего применяют Фенибут, Пантогам. Лечить с помощью таких лекарств может только квалифицированный врач, так как нужно учитывать их особенности взаимодействия с другими препаратами и возможные побочные явления.

Укрепление организма и нервной системы ребенка — важный аспект ухода за ребенком. Для профилактики развития в будущем разнообразных психических расстройств, следует во время обратить внимание на проблему, если она имеется. В случае наличия серьезных симптомов, нужно обязательно обратиться за помощью, так как они могут указывать на серьезную патологию, которая требует правильного лечения.

vseostresse.ru