Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие ребенка в пятый месяц жизни. Начало 5 месяца ребенку развитие


Развитие ребенка в пятый месяц жизни

Развитие ребенка в 4-5 месяцев (пятый месяц жизни)

Когда вашему ребенку исполнилось четыре месяца, вес его должен быть около шести килограммов. Но если вес ребенка и меньше, это еще не причина, чтобы огорчаться. Физическое развитие зависит от многих условий - также и от исходных, например, от веса и длины тела при рождении ребенка; играет большую роль наследственность - имеется в виду конституция. Унаследованные физические особенности остаются на всю жизнь.

На пятом месяце вес ребенка должен приблизительно удвоиться по отношению к весу при рождении. То есть ваш малыш уже весит примерно семь килограммов. Если вы хотите знать, сколько ребенок прибавляет в весе за сутки, можете сделать приблизительный расчет. У вас получится - около двадцати граммов. Но вы уже знаете, что у разных детей разнятся и эти цифры. Один ребенок прибавляет за сутки 19 граммов, другой - 23 грамма. И то и другое - норма. Примерно до девятого месяца жизни ребенок прибавляет в весе по 16-18 граммов ежесуточно. За две недели приблизительно 250 граммов. Исходя из этих цифр, вы можете производить некоторые расчеты.

Если вы регулярно взвешиваете ребенка и вычерчиваете кривую его веса, как и прежде, эту кривую отличает плавный и постоянный подъем. Не должно быть резких перепадов - острых зубцов. Также не должно быть длительных (больше недели) зависаний на одном уровне, говорящих о том, что по какой-то причине ребенок перестал набирать в весе. Если вы заметили, что кривая веса остановилась, обращайтесь за консультацией к педиатру.

В этом возрасте прибавка в весе за неделю не всегда одинакова. В какую-то неделю прибавка может составлять 190 граммов, а в следующую - 230. Не беспокойтесь по этому поводу, это нормально.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом начал все активнее применять руки по назначению, то есть стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий его мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится во власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

Скоро вы обратите внимание, что ребенок тянет в рот не только предметы, но и сами руки, и у него появляется привычка сосать пальчик. Этому нужно всячески препятствовать, поскольку от названной привычки у малыша усиливается процесс слюноотделения, а со временем неправильно формируются челюсти (и впоследствии соответственно - зубы). Кроме того, заметно искривляются пальчики, которые ребенок облюбовал для сосания.

Как только вы заметили, что ребенок сосет пальцы, вытаскивайте у него их изо рта. Делайте это настойчиво, но не грубо.

Однако вы не можете ежеминутно подходить к ребенку и вытаскивать у него пальчики или кулачок изо рта. У вас есть много и других забот. Попробуйте надеть ребенку хлопчатобумажные рукавички.

В отношении соски также будьте настороже. Не надо, чтобы ребенок сосал ее день и ночь. Ребенок уже заметно подрос и вполне может обходиться без соски. Постарайтесь отучить ребенка от соски. От соски польза только маме, малышу же ничего, кроме вреда.

Как отучить ребенка от соски?

Только призвав в помощники терпение. Ребенок просит соску, капризничает, а вы отвлеките его играми и игрушками; вы же знаете, что от соски может быть вред - у ребенка со временем разовьется неправильный прикус.

Некоторые мамы по наущению бабушек, дабы отучить малыша от соски, мажут соску горчицей... Не надо этого делать, это может плохо отразиться на желудке ребенка. Уберите соску, чтобы она не попадалась на глаза малышу.

Как направить режим бодрствования и сна ребенка в нужное русло?

Иногда случается, что ребенок перепутает день и ночь. Вы ложитесь спать, а ваш малыш после часа ночи просыпается и начинает активную жизнь: что-то лепечет, стучит рукой по погремушкам, подвешенным над ним, начинает ползать в кроватке... А папе рано утром на работу, и он, проснувшись, уже никак не может уснуть, нервничает, злится. Также и мама хочет отдохнуть; для нее ночной отдых еще более важен: ведь она кормит малыша грудью; и если мама хронически не будет высыпаться, у нее может исчезнуть молоко... Будьте терпеливы. Не ругайтесь на ребенка. Тем более, что он все равно не понимает, чего от него хотят. Даже не повышайте на него голос - вы только испугаете его.

Попытайтесь отыскать неправильность в уже сложившемся режиме дня и ночи. Задумайтесь: почему ребенок к часу ночи или к двум уже чувствует себя отдохнувшим и ищет общения?Быть может, ваш ребенок слишком много спит днем, потому что с ним никто не занимается. Это одна из самых вероятных причин. Ребенок предоставлен самому себе, игрушка, что лежит в кроватке, ему надоела, и он даже не смотрит на эту игрушку. А не играя, не двигаясь, не утомляется.

Есть и еще важный момент: бывает кто-нибудь из близких слишком активно играет с ребенком к ночи и перевозбуждает его. Например, папа: пришел с работы, поужинал, отдохнул немного на тахте и решил затем поиграть с наследником. И тормошит малыша, и смеется, и кружит, и даже подбрасывает к потолку. Ребенку это, понятно, нравится. Но после таких забав ему ночью не спится.

Некоторые родители (будем надеяться, что таких немного), раздражаясь по какому бы то ни было поводу на ребенка, бьют его. По всей вероятности, не сильно - но все равно! Такой ребенок, конечно же, будет спать тревожным сном и просыпаться ночью, навлекая на себя еще большее озлобление неумных родителей.

Вашему ребенку четыре месяца, он подрос после роддома - даже вы замечаете это, хотя видите ребенка каждый день. Однако ваш малыш еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Ваш ребенок должен уже хорошо держать голову.

Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спинкой лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Но не держите его на руках постоянно. Этим вы только навредите и себе, и ребенку. Но не должен он и оставаться в одиночестве и все время лежать на одном месте. Обязательно приобретите манежик, вы сможете передвигать его по квартире, и малыш всегда будет видеть своих близких, а ваши руки будут свободны для других дел.

Ребенок ваш становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Бывает родители обкладывают ребенка подушками, чтобы он посидел. Не нужно этого делать. Спешкой можно навредить. Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

В возрасте после четырех месяцев ничем не стесняйте движений ребенка. Пусть он дрыгает ножками и ручками в собственное удовольствие. Это нужно для правильного физического развития.

Поворачивайте малыша с боку на бок, выкладывайте его на животик. Вы заметите, как, лежа на животе, ваш ребенок прогибает спину, поворачивает голову то влево, то вправо - возможно, эти движения происходят оттого, что ребенку не хочется лежать уткнувшись носом в простыню. От этих движений мышцы спины и шеи быстро крепнут. Можете порадовать малыша легким массажем спины. Детям массаж очень нравится.

Чаще меняйте положение малыша, когда он лежит в кроватке. То он спит на левом боку, то на правом; когда бодрствует, полежит на спине. Такая перемена положения тела важна потому, что вовремя устраняются застойные явления в мышцах, а следовательно мышцы не слишком утомляются. Помимо этого, у ребенка не деформируется голова (порой некоторое уплощение затылка наблюдается при однообразном положении тела на спине).

Вы уже можете сами оценить психофизическое развитие своего ребенка. В возрасте четырех месяцев в норме ребенок может делать следующее:— лежа на животе, поворачивается на бок;— когда вы берете его на руки, хорошо держит головку;— когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть;— во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы;— лежа на животе, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище;— очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему;— пробует голос, лепечет, смеется;— очень интересуется игрушками, выражает радость при появлении новой игрушки;— если в соседней комнате начинает играть музыка, ребенок замирает и с любопытством вслушивается.

Существует закономерность: чем больше заботы и внимания вы проявляете к своему ребенку, тем лучше он развивается в психофизическом отношении. Вы - это источник, из которого черпает малыш. Вы должны быть открыты. Не ленитесь, больше занимайтесь с малышом. Разговаривайте с ним, пойте ему песни - и не обязательно только колыбельные; показывайте игрушки, называйте цвета, рисуйте яркие картинки. Ребенок - как губка, он впитывает все впечатления. Быть может, он еще не способен продемонстрировать запас своих знаний, но будьте уверены - кое-что отложилось.

Вы уже не раз замечали, что ребенок лепечет. Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - это так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте тон - произносите разные звуки, но чтобы ребенок видел ваши губы.

Говорите с ребенком спокойным голосом. Он чувствует себя увереннее, когда видит, что вы спокойны. Это заложено природой: ребенок - маленькое зеркало вашего состояния. Если вы чем-то встревожены, ребенок это быстро заметит и тоже забеспокоится.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, какие называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить.

Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, вы можете только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями «под завязку». Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Некоторые мамы поступают разумно, начиная с пятого месяца приучать ребенка к чашке. Один-два глоточка кипяченой воды из чашки - вот все, что для начала требуется. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем вам легче будет отнять у ребенка грудь.

Сначала вы держите чашку сами и прижимаете ее край к губам ребенка. Потом вы даете чашку в руки ребенку - например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.

Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много значит для него.

Конечно, ребенок не раз опрокинет на себя содержимое чашки. Без таких «аварий» не обходится никто. Держите себя в руках, не злитесь на ребенка, не кричите на него, совершите над собой усилие и храните спокойствие. Переоденьте ребенка, разговаривайте с ним как со взрослым. Дети всех возрастов любят, когда с ними обращаются как со взрослыми. И, пожалуй, нет на свете ребенка, который любил бы, когда с ним сюсюкаются (почему некоторые взрослые считают, что с детьми нужно разговаривать именно так?).

Придерживайтесь избранного малышом распорядка дня.  Организм любит ритм. Подстраиваясь к ритму, организм ребенка как бы прогнозирует себя на ближайшее будущее и готовится к нему. При такой подготовке значительно облегчается течение многих физиологических процессов.

Что умеет ребенок?

На пятом месяце ребенок еще более удивит и порадует вас возросшей активностью. Сделает первую заявку на самостоятельность: только что вы уложили его на спину, а он сам повернулся на бок, затем на живот. И на животе уже лежит иначе — опирается не на предплечья, а только на ладошки, голову держит свободно, высоко. Эта поза становится любимой — так больше увидишь! Интересно проследить за реакцией малыша на какой-то привлекающий его внимание предмет, игрушку. Сначала очень серьезно разглядывает, потом, протягивая руку, сгибает пальчики, как бы примериваясь взять, причмокивает, точно пробуя на вкус, и, наконец, если это доступно, берет.

Теперь игрушки можно не только подвешивать, но и класть в кроватку, справа и слева. Ребенок нащупывает их, берет, роняет, снова берет. Хорошо, если игрушки или подходящие для игры предметы будут разной формы, с разной поверхностью — мягкой и твердой, гладкой и шероховатой, ровной и ребристой. Одну можно взять, действуя рукой, как черпалкой, с другой придется повозиться, поработать пальчиками — развести их, сомкнуть, согнуть, выпрямить. Новые тактильные ощущения, тонкие движения кисти обогащают опыт ребенка, стимулируют речевые зоны мозга.

Ребенок все больше «разговаривает», радостно вскрикивает, если что-то удивило, певуче повторяет гласные звуки, вы можете уловить в его «вокале» новое переливчатое звукосочетание, типа «аль-де-лы-агы-аы» — специалисты называют это «появлением свирели». Портал о здоровье www.7gy.ru

Настала пора проводить часть бодрствования в манеже. Это дает ребенку больше свободы движений, приучает развлекаться самостоятельно, да и, хотя бы немного, освобождает маму.

Манеж поставьте так, чтобы малыш получал точку обзора со всех четырех сторон. Он ведь маленький исследователь, ему чрезвычайно интересно разглядывать новую для него обстановку, видеть, что делается вокруг, следить за взрослыми, передвигающимися по комнате.

В манеж положите три-четыре игрушки на таком расстоянии, чтобы, чуть потрудившись, он смог их достать. Если манежа нет, на время превратите в него кроватку - выньте матрасик и положите вместо него деревянный щит, застеленный одеялом. Но кроватка очень скоро станет тесна для «гулянья», да и желательно, чтобы ребенок привыкал к предстоящему разделению: для игр — одно место, для сна — другое, тогда укладывание в кроватку будет для него сигналом: пора спать!

Можно использовать, как замену манежу, широкую и достаточно ровную тахту или кровать, но тут придется, не отходя, сидеть рядом — ребенок уже достаточно подвижен. Стоит вам отвернуться на минутку, как он окажется на полу.

Особенно рискованно оставлять малыша на пеленальном столе: примерно с четвертого-пятого месяца падение с такого стола — самая частая травма у детей.

Прикорм: стратегия и тактика

С середины пятого месяца наступает новая эра в питании можно вводить прикорм. Если разбавленные соки, тертое яблоко, были и остаются полезными и приятными добавками к грудному молоку или смесям, то блюда прикорма должны постепенно вытеснять эти младенческие продукты, готовя ребенка к расставанию с материнской грудью или бутылочкой со смесью. Но это цель отдаленная, стратегическая.

В первую очередь прикорм необходим как источник веществ, которых уже не хватает в грудном молоке. И, прежде всего, это — минеральные соли, ведь они усиленно расходуются для развития костной и мышечной систем, сердца, мозга. В частности, концентрация железа в материнском молоке  не соответствует физиологической потребности ребенка грудного возраста. Железо запасается организмом ребенка в гестационный период и к 4 месяцам это депо критически уменьшается, а с молоком матери железа поступает очень мало. Результат - анемия у малыша. По рекомендациям ВОЗ прикорм вводят не раньше 4, но не позднее 6 полных месяцев. Смотрите по своему ребенку, когда именно ему нужен прикорм. Если начинает отставать в развитии от общепринятых норм или меняются показатели крови - то момент уже настал. Если все по плану - ждем до полугода.

Из двух возможных вариантов первого прикорма (каша или овощное пюре) специалисты после долгих дискуссий отдали предпочтение овощам. Правильно приготовленное пюре полноценно по составу, хорошо усваивается, благоприятно действует на пищеварение, не угрожает избытком углеводов, если, конечно, картофеля в нем не больше 40-50 %. Пюре можно обогащать и варьировать, используя самые разные овощи — морковь, капусту белокочанную, цветную, кольраби, репу, кабачки, зеленый горошек, даже свеклу и шпинат.

Все овощи сразу, разумеется, не готовят. Для начала можно взять, допустим, морковь и капусту. Все это моют, чистят, принимая на всякий случай «противонитратные меры»: из моркови вынимают сердцевину, от кочана капусты не берут листов, прилегающих к кочерыжке, у свеклы срезают часть у корня. Можно использовать немного картофеля для приготовления пюре.

Варят овощи нарезанными на мелкие кусочки, под крышкой. В кастрюльку кладут не все сразу: то, что разваривается дольше, например, морковь, — раньше; то, что быстрее, — позже, картофель в последнюю очередь. Готовые овощи протирают, пока они горячие, добавляя (тоже горячее) молоко. Пюре должно получиться негустое, пышное, без комочков.

На полную порцию требуется примерно 100 г овощей, 20 мл (столовая ложка) молока или смеси; в готовое пюре добавляют 1/2 чайной ложки растительного масла, оно для ребенка этого возраста важнее, чем сливочное. Прикорм вводят с половинки чайной ложки, постепенно увеличивая порцию.

Или купите готовое пюре для детского питания по возрасту.

Особо о соли

Важный вопрос! Соленого вкуса ребенок еще не знал, он знакомится с ним впервые. И очень хочется, чтобы у него уже с этого времени начало формироваться нормальное вкусовое восприятие соленого и несоленого.

Без соли человеку не обойтись, она необходима и для регуляции водно-солевого обмена, и для выработки желудочного сока. Но избыток ее крайне вреден. Прежде всего потому, что способствует повышению артериального давления. Человек, воспринимающий в меру посоленное как несоленое, привыкший, даже еще не попробовав, тянуться к солонке — кандидат в гипертоники. Вы же не хотите, чтобы таким стал ваш ребенок!

Распространенная рекомендация в рецептуре детских блюд «соль на кончике ножа» не подходит. Это все-таки относительно, ведь разные бывают ножи, разное представление о количестве «на кончике». Специалисты, изучившие детскую диететику до тонкостей, советуют и точности ради, и из гигиенических соображений для детей до года соль использовать только в виде 25 %-го раствора, а сахар — в виде сиропа.

Солевой раствор готовят так: растворите 25 г соли в 100 мл воды, прокипятите 10 минут на небольшом огне, долейте кипятком до первоначального объема, вновь вскипятите и процедите через два слоя марли. Такого раствора в пюре добавляют максимум 3 мл — приблизительно половину чайной ложки, но по возможности, если ребенок кушает без соли - меньше. В овощах есть необходимое количество соли.

Вводя новые блюда прикорма, вы тем самым делаете еще одно важное дело — формируете у ребенка новые вкусовые ощущения, закладываете пищевые привычки, которые будут иметь огромное значение для всей его последующей жизни и даже, как ни странно сейчас об этом думать, для жизни и здоровья ваших внуков...

Обед и после него

В круг полезных пищевых привычек входит и умение есть не спеша, со вкусом, с удовольствием.

Не начинайте кормить ребенка, когда он плачет, чем-то раздражен, недоволен. Сначала успокойте. Готовясь к еде, усаживая его к себе на колени, приговаривайте весело, ласково: «Сейчас будем есть, смотри, какое пюре вкусное!» Не беда, что он еще слов не понимает, зато великолепно реагирует на интонацию, улавливает мамино настроение. Для большего комфорта можно даже включить какую-нибудь негромкую музыку.

Наберите в ложку немного пюре, поднесите ко рту малыша, но не пытайтесь быстрее запихнуть его в этот маленький ротик! Насилие при кормлении недопустимо. Слегка прикоснитесь краем ложки к верхней губе ребенка, побуждая его самого снять пюре губами.

Может быть, он сразу поймет, что требуется, и станет охотно есть. Но может сомкнуть губки, начать вертеть головой, отворачиваясь от ложки. Переждите минутку! А потом терпеливо, спокойно начните все сначала. Учтите, в отношении еды маленькие дети — страшные консерваторы. Их отпугивает не только новый вкус, но непривычный цвет или запах, настораживает даже новая чашка или мисочка. Может быть, неудобна ложка? Стандартная чайная для такого ребенка еще великовата, нужна ложечка типа кофейной и по возможности более плоская.

Сейчас вам уже можно кормить ребенка не 6, а 5 раз в день с четырехчасовыми перерывами, то есть ориентировочно в 6, 10, 14, 18, 22 часа. Пюре лучше всего давать в 14 часов, сначала перед кормлением грудью или смесями и, как все новое, осторожно, понемножку — в первый день половинку, потом одну-две ложечки, потом постепенно больше и, дойдя на 7-10-й день до 150 г, кормить уже только одним пюре. В него можно добавить положенную порцию растертого желтка, дать ребенку запить пюре соком. Чем не обед?

Не тревожьтесь, если в стуле ребенка обнаружите признаки овощей. Это естественно, как и некоторое изменение цвета мочи - от свеклы, например, она может стать красноватой.

Внимания требуют только возможные аллергические реакции, появление или усиление диатеза. Самые безобидные в этом отношении овощи — кабачки и капуста, самый частый аллерген — морковь. Некоторые дети плохо переносят даже картофель.

Мясо ребенок может получать только после полугода! До этого срока оно создаст чрезмерную белковую нагрузку на организм. Исключение можно сделать лишь в особых случаях, если, допустим, у ребенка очень низкий гемоглобин. И разрешить вопрос должен врач. В общем, всякому прикорму — свое время.

Массаж и гимнастика — каждый день!

Да, именно так. Хотите видеть эффект массажа и гимнастики, занимайтесь ежедневно (кроме, разумеется, тех случаев, когда ребенок нездоров). Комплекс теперь немного усложняется, к приемам поглаживания добавляется более интенсивное растирание. Его проводите осторожно, бережно, так, чтобы ребенку это нравилось.

1. Начав, как и раньше, с поглаживания рук, затем 6-8 раз скрестите их на груди ребенка, попеременно накладывая одну на другую и разводя в стороны.

2. Живот уже можно не только поглаживать круговыми движениями одной ладони по часовой стрелке (8-10 раз), но и слегка растереть вдоль серединной линии обеими ладонями, движущимися в противоположном направлении (6-8 раз), затем — от поясничной области к середине, так, чтобы пальцы ваших рук соединялись над пупком, а потом снова погладить.

3. Ноги после поглаживания сначала разотрите мелкими движениями ладони от стопы к тазобедренному суставу, по наружной стороне" голени и бедра, потом — спиралеобразными движениями большого и указательного пальцев обеих рук — по наружной и внутренней стороне голени и наружной стороне бедра, от стопы к паховой области.

4. Даже если поворот со спины на живот ребенок уже освоил, неплохо потренироваться, тем более что сам он обычно предпочитает одну какую-то позицию, а сейчас с вашей помощью должен будет повернуться по 2-3 раза вправо и влево. Стимулом может стать яркая игрушка.

5. Спину (погладив, как и раньше) 4-6 раз разотрите обеими ладонями от шеи к ягодицам и обратно, по обеим сторонам позвоночника.

6. Повторите упражнение 9 из прошлого комплекса (третий месяц).

7. Положив ребенка на спину, ладонями обеих рук погладьте грудную клетку по ходу грудных мышц, в направлении к подмышечным впадинам.

8. Далее, взяв ребенка за локти и приподнимая, побуждайте его встать сначала на колени, а потом и на ноги (2-3 раза).

9. Помассируйте его стопы, поглаживая, растирая и слегка поколачивая их тыльной стороной среднего и указательного пальцев.

10. А в заключение - потанцуем! Взяв ребенка под мышки, дайте ему хорошо упереться стопами, и он сам начнет радостно сгибать и разгибать колени.

Все занятие должно продолжаться 8-10 минут. Обязательно найдите в распорядке дня эти минутки!

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

  • В 5 месяцев малыш не только уже узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом.
  • Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица! Многие дети с этого возраста пугаются и начинают плакать при виде незнакомца. Чаще всего, родители, в этом возрасте задаются вопросом:”Почему он боится бабушки или дедушки, которые приходят к ним в гости?” Здесь следует подчеркнуть, что малыши приветливо узнают только тех людей, которые их окружают постоянно. Понятно, что если бабушка или дедушка посещают малыша раз в неделю или даже месяц, они будут восприниматься малышом как чужаки. Для развития малыша эта фаза отчуждения играет большое значение. В этот момент он "открывает” нечто вроде чувства собственного Я. Это огромный шаг в его социальном развитии! Чувство страха перед незнакомыми людьми свидетельствует о глубокой эмоциональной связи с близкими ему людьми (матерью, отцом, или другим ему близким человеком).
  • С 5 месяцев ребенок способен уже неотрывно следить за предметом по 10 – 15 минут. Если раньше он смотрел на то, что больше всего привлекало его внимание, то теперь он САМ выбирает себе объект, на котором фиксирует все свое внимание. Конечно же, наибольший интерес у него все еще вызывают привлекательные игрушки. Сделайте мир малыша разнообразным и красивым! Пусть нежные и любящие голоса, приятная музыка и улыбка мамы будут постоянно рядом. Ведь интерес и познание окружающего мира начинается с интереса и любви к маме.
  • В 5 месяцев ваш кроха хорошо отличает голоса близких ему людей. Он может отличить строгую и ласковую интонацию речи – на ласковый голос улыбнется, а на строгий ответит обидной гримасой и даже может заплакать.
  • Ребенок подолгу и певуче гулит. Эти нежные и мягкие звуки во всевозможных сочетаниях приводят в восторг не только окружающих, но и его самого! Малыш, играя со звуками, накапливает опыт для овладения речью. Разговаривайте с малышом, называйте его по имени, спрашивайте, как он себя чувствует, что он хочет. Пусть ваша речь будет спокойной и сопровождается мимикой, так малыш быстрее поймет ее содержание.
  • Начиная с 5 месяца кроха уже в состоянии на короткое время преодолеть свой вес, опираясь на локотки и поднимаясь на вытянутых руках. Некоторые малыши начинают осваивать перевороты со спины на животик.
  • Лежа на спинке, он все больше стремиться поднять головку и плечики. Он стремится встать. Если вы его поддержите под мышки, он будет ровно и устойчиво стоять 3-4 минутки. Время полной беспомощности прошло! Малыш растет и набирается сил, чтобы сесть, поползти и встать.
  • К 5 – 5 с половиной месяцам ваш кроха сосредоточенно начнет стремиться захватить игрушку. Даже не сомневайтесь, у него это получится! Теперь он ее захватит и удержит самостоятельно, по-человечески, противопоставив большой пальчик другим. Такое произвольное захватывание предмета и овладение им – важный этап в развитии вашего крохи! Это этап активного познания его окружения.
  • С этого возраста малютка уже сможет захватывать губами густую пищу. А ведь совсем недавно он мог только сосать! Предложите ему облизнуть кусочек очищенного овоща или фрукта, ему понравится, он потянется к нему еще и еще. Это возраст, когда многие малыши начинают свой первый опыт прикорма. Мама с гордостью дает крохе маленькую ложечку каши. И ему нравится, он готов уже пробовать что-то еще, кроме маминого молочка. Его желудочек готовится к взрослой пище.

7gy.ru

Развитие ребенка в 5 месяцев

 Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Согласно календарю развития ребенка развитие ребенка в 5 месяцев, является для него периодом закрепления физиологических навыков и открытий психологического характера. Все мышцы тела укрепляются, давая тем самым возможность малышу расширять круг доступных действий.

Что умеет пятимесячный ребенок?

Не смотря на столь юный возраст, ваш малыш уже умеет:

  • все чаще ребенок пытается занять вертикальное положение. И пусть стоять самостоятельно у него еще не получается, но если вы поддержите его под мышками, малыш сможет продержаться в таком положении до 5 минут;
  • малыш уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот;
  • намного дольше времени ребенок проводит в сидячем положении. Так же он пытается садиться самостоятельно, держась за руки взрослого;
  • уже с уверенностью может дотянуться и схватить понравившуюся игрушку;
  • закрепляется лепет и ребенок может подолгу гулить, прислушиваясь к своему собственному голосу;
  • малышу так же нравится подолгу разглядывать разноцветные картинки.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцевБольшинство малышей к середине пятого месяца жизни весят в два раза больше, нежели при рождении. Их вес колеблется в среднем в приделах 6,5-7,5 кг, а рост 63-65 см.

 Начиная с пятого месяца развития, у ребенка резко меняется режим дня. Поэтому к концу данного периода рекомендуется увеличить интервал между кормлениями с 3-х до 4-х часов. Что касается сна? Ночной сон малыша занимает до 10 часов, а двух-трех разовый дневной – 2 часа.

Развитие питания ребенка в 5 месяцев

В данном периоде развития питание остается неизменным. То есть, Вы продолжаете придерживаться исключительно грудного вскармливания, в ином случае – даете смесь по требованию.

 В связи с особенностями физиологического и психологического развития, кормление все чаще носит прерывистый характер, так как ребенок отвлекается на различного рода звуки. В этом нет ничего страшного.

 Все больше малыш обращает внимание на пищу, которой питается мама. Он начинает тянуть ручки к тарелке и ложке взрослых, капризничает при отказе. Начиная с середины 5-ого месяца можно начать знакомство с новой пищей, дав малышу ложечку фруктового пюре, постепенно увеличивая данную порцию.

 Иной прикорм допускается в следующих случаях:

  • малое количество грудного молока;
  • прибавка веса малыша не соответствует норме, и он часто капризничает;
  • наблюдается стабильное расстройство желудочно-кишечного тракта: запоры или частый стул;частота срыгивания превышает частоту кормления.

Как бы то ни было начало прикорма стоит обсудить с Вашим педиатром.

Читайте также: Уникальные рекомендации о том, как правильно вводить прикорм

Психологическое развитие 5-ти месячного ребенка

Психологическое развитие 5-ти месячного ребенкаМалыш уже четко распознает людей своего окружения и настороженно относится к незнакомцам. Ему становится совершенно небезразлично на то, кто находится рядом. Потому на руки он идет далеко не к каждому.

 Пятимесячный ребенок уже способен четко различать интонации голоса. На ласковое слово малыш готов ответить улыбкой, а вот на грубое – может и расплакаться.

Читайте также: Ранее развитие ребенка

 На пятом месяце развития родителям уже следует научиться понимать просьбы ребенка, которые он выражает различной интонацией своего лепета. Так, к примеру, малыш четко выражает недовольство, если его уложат в кроватку, а он еще желает оставаться на руках у родителей.

Первые этапы развития речи ребенка в 5 месяцев

В речи пятимесячного ребенка начинают появляться повторяющиеся слоги «ня-ня-ня», «ба-ба-ба». Именно в этот период пора начинать активное общение с малышом, в особенности, когда он сам начинает «агукать», тем самым выражая свое желание поговорить. Не лишним будет укладывание малыша путем напевания колыбельной. С 5-ти месяцев можно начать и знакомство с разнообразными стишками, скороговорками, короткими сказками.

Первые этапы развития речи ребенка в 5 месяцевНа что следует акцентировать внимание и чему можно научить ребенка в 5 месяцев?

 Очень важно не лениться и уделять время физической гимнастике. Она должна занимать не более 7 минут, чтобы малыш не переутомился.

 На пятом месяце развития ребенка у малыша могут начать прорезываться зубы. Потому следует позаботиться о том, чтобы среди игрушек были те, которые можно было бы погрызть.

 Перемены происходят в этот период и во время прогулок. Малыш уже меньше спит на свежем воздухе и с любопытством разглядывает окружающий мир из коляски.

 Самое время приобрести пирамиду и начать учить ребенка надевать кольца на ее основание. Не лишним будет показать крохе, какие манипуляции можно совершать с мячом: подбрасывать вверх, катать его по полу.

Познакомьте малыша с музыкальными игрушками, укажите, куда следует нажать, чтобы раздалась мелодия. Конечно, сейчас он не сможет повторить за Вами всех действий. Однако спустя пару месяцев, Ваш малыш будет с уверенностью пользоваться всеми знаниями и навыками, которым Вы обучите его уже сейчас.

Игры и упражнения на пятом месяце развития ребенка

Манипуляции перед зеркалом. Возьмите малыша на руки и поднесите его к зеркалу. Пускай он обратит внимание на свое отображение. Постучите пальцем по стеклу, указывая на его носик, щечки, глазки. Помашите ему рукой, произнося «Привет!» или «Пока!». Меняйте гримасы выражения своего лица. Надувайте щеки, качайте головой, хмурьте брови, покажите язык. Пускай Ваш малыш учится фокусировать внимания на смене происходящих действий.Игры и упражнения на пятом месяце развития ребенкаУпражнение «хватай-ка». Как уже говорилось выше «ребенок на пятом месяце развития» уже учится самостоятельно дотягиваться до предметов и захватывать их. По этому, развесьте на шнурке игрушки различной формы и цвета на таком расстоянии, чтобы кроха смог к ним дотянуться и схватить. Протяните ему погремушку, таким образом, чтобы он сам взял ее в руки. В этот период дети уже умеют перекладывать предметы с одной ладошки в другую. Не скупитесь на похвалу за даже самые мелкие достижения малыша.

 Знакомство с музыкой, ее можно подобрать в нашей музыкальной гостиной для вашего малыша. Включите какую-нибудь спокойную мелодию, а через минутку выключите, после снова включите. Малыши пятого месяца развития способны реагировать на такие перепады.

 Не следует включать музыку на длительное время. В данном возрасте музыка может утомлять и раздражать малыша. Периодически меняйте виды музыкальных воспроизведений: от спокойных к более ритмичным. Вы так же можете двигаться с малышом к так мелодии. Зачастую детям нравится танцевать с мамами.

И напоследок, смотрим видео «Развитие — 5 месяцев ребенку».

Похожие темы:

С Уважение, Екатерина Богданова

P.S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.

semya-i-detstvo.ru

Развитие ребенка в 5 месяцев — что должен уметь, рост и вес, развивающие занятия

На пятом месяце жизни малыш делает большой толчок, как в физическом, так и в психологическом развитии. Тело ребенка становится крепче и послушнее, а общение с ним превращается в увлекательную игру, в которую не надоедает играть снова и снова. Именно с этого момента следует как можно больше разговаривать с ребенком, показывать предметы и картинки.

Физиологическое развитие

Вес пятимесячного ребенка удваивается по сравнению с весом при рождении. В среднем, на 5 месяце жизни этот показатель составляет 6-7 кг. Режим дня детишек существенно меняется, и многие мамы переходят на пятиразовое кормление в сутки. Интервал между кормлениями становится больше на один час. Как правило, ребенок ест каждые четыре часа. Ночной сон малышей в среднем продолжается около 10 часов. Днем ребенок может спать 2-3 раза по несколько часов. Некоторые дети переходят на полный ночной сон, не просыпаясь на ночные кормления.

Психологическое развитие

Кроха теперь с осторожностью относится к незнакомцам, и это абсолютно нормальное явление. Чужому человеку не следует сразу брать малыша на руки, это может его напугать. Пусть кроха сначала немного привыкнет к незнакомцу, посмотрит, потрогает. А через некоторое время можно доверить ребенка в «чужие руки». Но мама, при этом всегда должна быть где-то рядышком. Реакция ребенка на незнакомых людей имеет огромное значение для его психики. Он потихоньку начинает познавать этот огромный мир, разделяя его на знакомых и незнакомых людей. Именно поэтому так необходимо все время разъяснять и показывать ребенку все, что происходит вокруг.

Малыш все чаще начинает требовать общения от взрослых, понемногу имитируя их действия. Он улыбается, воркует, тянет ручки. И зачастую, если ему не удается получить от взрослого должного внимания, он обижается и громко плачет.

День ото дня кроха становится самостоятельнее. Теперь он может отвлекаться на игрушки, или интересующие его предметы в течение 10-15 минут. Интересно, что ребеночек сам выбирает предмет для игры. У него также появляются любимые игрушки, при виде которых он проявляет восторг.

Малыш хорошо помнит не только лица, но и одежду, прически и цвет волос. Поэтому, если мама перекрасит волосы или сделает другую укладку, оденет новую и непривычную для крохи одежду – он поначалу внимательно разглядывает маму, может ощупать и осматривать ее в течение нескольких минут.

Учимся самостоятельно сидеть

Если малыша положить на живот, он будет вытягивать ручки и ножки, выгибать спинку. А когда ребеночек лежит на спине, он будет пытаться приподнять головку и плечи. Активные карапузы могут даже самостоятельно сесть на несколько секунд, поэтому будьте всегда рядом, можете окружить ребенка подушками. Играя с малюткой, почаще выкладывайте его на животик, и вы увидите, как он пытается приподнимать голову и плечи, чтобы увидеть любимую игрушку или ваше лицо. Таким образом шейные мышцы укрепляются, и ребенок контролирует положение головы. Это необходимо для того, чтобы он учился сидеть.

Читайте также

Любим все хватать

Хватание является основой активно-познавательных действий малыша. На пятом месяце жизни ребенок прекрасно хватает, притягивает к себе, удерживает, вертит, качает и бросает различные предметы. Но прежде всего ребенок непременно знакомится с предметом, пробуя его на вкус. Не стоит ругать малыша за то, что он все тянет в рот. Для него это не что иное, как один из способов знакомства с окружающим миром. Главное, чтобы предметы, с которыми малыш контактирует, были чистыми.

Что умеет ребенок к концу 5 месяца жизни

На пятом месяце жизни ребенок не так активно растет и набирает вес, как на первых трех. Однако, навыки и умения малыша начиная с этого возраста, растут не по дням, а по часам. Каждый день вы можете наблюдать что-нибудь новенькое в поведении вашего чада.

Итак, что же умеет ребенок к концу 5 месяца жизни?

  • с интересом рассматривает картинки;
  • гулит, лепечет, имитирует услышанные звуки;
  • хватает и подолгу удерживает в руках понравившийся предмет, бросает его на пол;
  • различает лица знакомых и незнакомых людей;
  • отвлекается на игрушки в течение 5-10 минут;
  • переворачивается со спинки на животик и обратно, хватаясь за пальцы взрослого, пытается сесть;
  • любит играть в «ку-ку», с удовольствием слушает стишки и песенки.

Развивающие занятия и игры для 5-месячного ребенка

На данном возрастном этапе развивающие занятия и игры являются помощником номер один в развитии восприятия мира, мышления и познавательной активности. Яркие, разноцветные, шелестящие игрушки непременно придутся по вкусу вашему малышу.

Детки очень любят, когда их подбрасывают вверх. Это, как правило, вызывает бурю положительных эмоций и радостный звонкий смех. Подбрасывайте малыша, произнося вслух «вверх» и «вниз». Можно отделять эти слова разной интонацией голоса, и вы увидите, насколько интересно и весело ваш малыш будет играть в подобные игры.

Игра в «зеркало» - одна из самых интересных игр для малышей. Деткам безумно нравится видеть свое отражение в большом зеркале. Показывайте ребенку, где мама, а где малыш. Покажите ребенку носик, ротик, ушки и глазки. Со временем ваш малыш обязательно запомнит и сам продемонстрирует вам все, чему вы его научили.  

В возрасте 5-ти месяцев дети прекрасно отличают новые предметы от уже поднадоевших старых. Вот почему некоторые мамы оставляют часть игрушек для малыша на видном месте, а другую часть прячут на несколько недель, затем снова меняют, чтобы игрушки не успевали надоедать ребенку. Детки в возрасте 5-ти месяцев обожают погремушки, шелестящие игрушки, неваляшки, мягкие игрушки, издающие негромкие приятные звуки. Любят малыши играть с кастрюлями, половниками и мисками.

Научиться понимать ребенка – главная задача родителей, характерная для данного возраста крохи. Ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста, стал взрослее, общительнее и активнее. Да и вы сами избавились от первоначального страха, набрались опыта и уверенности. И вы вскоре научитесь понимать свою крошку с полуслова, ведь это совсем не сложно для любящих, заботливых и терпеливых родителей.

mirmam.info