Скоро в школу: готов ли ребенок стать первоклашкой. Может ли ребенок пойти в школу в 5 лет
Когда идти в первый класс: инструкция для родителей
Согласно закону «Об образовании», ребенок может пойти в первый класс с 6,5 лет, но многие родители готовы собрать ранец своему малышу еще раньше. Этот вариант не возбраняется, главное – подать заявление в школу с просьбой принять ребенка в индивидуальном порядке. Почему же родители так спешат сократить малышам беззаботное детство и загрузить их, взвалив на совсем еще хрупкие плечики тяжкий груз школьный программы, кстати, вовсе не простой?
Причин этому может быть несколько. Кто-то стремится, чтобы ребенок стал более самостоятельным и ответственным, чему, по их мнению, обязательно должна научить школа. Другие считают, что их маленькому гению, умеющему читать и писать с 3 лет, давно не место в детском саду. Ну, а кто-то, заглядывая далеко вперед, мечтает, чтобы их сын или дочь как можно раньше получил среднее образование и поступил в вуз. Но амбициозное решение родителя усадить свое чадо на школьную скамью может навредить ребенку и только усугубить ситуацию с желанием учиться и получать новые знания.
Поэтому для начала стоит разобраться, что же должен уметь малыш, чтобы стать чуть взрослее.
Дошкольник умеет читать и писать – прекрасно! Но это еще не повод отдавать его в школу. Основным показателем готовности ребенка учиться является его психологическое состояние. В первую очередь будущий первоклассник должен быть социализирован, то есть уметь взаимодействовать с коллективом. Малышу стоить научиться легко идти на контакт, быть дружелюбным, он должен спокойно чувствовать себя среди сверстников. Подобные навыки ребенок получает в детском саду, сложнее обстоят дела с «домашними» детьми.
Если вы противник дошкольного образования, обязательно отдайте кроху в секцию или на развивающие занятия, учите ребенка общаться с другими малышами на детских площадках, знакомьте его с детьми своих друзей. В общем, активно занимайтесь внедрением своего чада в социальную среду.
Чем лучше малыш умеет общаться, тем комфортнее он будет чувствовать себя за школьной партой, тем проще ему будет встроиться в систему. В свою очередь замкнутые, не идущие на контакт дети будут испытывать психологические сложности из-за напряженной обстановки, что негативно повлияет на восприятие учебного материала.
Читайте также: первый перелет с ребенком
www.wday.ru
Отдавать ли ребенка в школу в 5 лет: мнения расходятся
Новость о предстоящих изменениях в Кодексе об образовании вызвала немало жарких дискуссий как среди родителей, так и среди учителей. Особенно пылко спорили папы и мамы о новом возрасте для первоклашек: в скором времени в школу разрешат идти с 5 лет. Мнения весьма разные и порой неоднозначные, начиная от категорического несогласия с такой корректировкой и заканчивая предложением ввести норму повсеместно. «СБ» решила тоже поинтересоваться, что думают о новации эксперты и просто неравнодушные родители.
Фото Артура ПРУПАСА.
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке: — Вокруг этого вопроса поднялся большой ажиотаж. Но многие не обратили внимания на ключевые слова в поправках — «по желанию родителей». Никто не будет всех без разбора отправлять в первый класс в пятилетнем возрасте. По своему опыту знаю, что существуют две категории родителей: те, кто хочет отдать своего ребенка в школу в 7 лет (и мне их позиция ближе), и те, кто считает, что их чадо уже готово пойти в первый класс и в 5. Мое субъективное мнение как родителя: все–таки отдавать ребенка в школу в таком возрасте рановато. Часто родители необъективно оценивают уровень подготовки и, главное, психологической готовности своих детей. Хочу отметить, что никакие решения пока не принимались, новая редакция Кодекса об образовании в Палату представителей не поступала и многие вопросы еще будут обсуждаться.
Андрей Туровец, руководитель центра дополнительного образования «Исток», семейный психолог: — Для незрелой психики ребенка преждевременный поход в 1–й класс чреват последствиями. Поэтому не зря существует система оценки готовности к школе. Как показывает практика, в возрасте около 5 лет и даже ближе к 6 годам очень многие дети к этому еще не готовы. Поэтому родители должны понимать, что если раньше времени подвергнуть ребенка такому стрессу, то могут возникнуть отсроченные и быстрые последствия: заболевания опорно–двигательной, дыхательной, пищеварительной и в первую очередь нервной систем. И хорошо, что законодательством предусмотрен такой возрастной коридор, который позволяет мамам и папам самим принимать подобные решения. Если они будут делать это осознанно и объективно, я думаю, ничего страшного не произойдет. Другое дело, что родители часто бывают весьма субъективны и не очень хорошо определяют качества, способности, возможности ребенка. Признаком того, что он готов к школе, является определенный уровень собранности и готовность выполнять задания, связанные с длительным сидением на одном месте. Ребенок способен контролировать свое поведение, умственная деятельность достаточно зрелая, он уже оперирует не только наглядно–образным, но и словесно–логическим мышлением. Дети, которые были в детском саду, обычно лучше подготовлены: в старших группах начинается процесс адаптации к школе. Немаловажно и наличие навыков взаимодействия ребят между собой и с педагогом. Ребенок должен уметь адекватно реагировать на посторонних взрослых и сверстников.
Фото Артура ПРУПАСА. То есть в совокупности у него есть три группы навыков: навыки самоконтроля и самоуправления, коммуникативные навыки для общения с разными категориями людей и навык интеллектуальной деятельности, то есть умение выполнять интеллектуальные задачи. Если эти три качества в наличии, то ребенок, скорее всего, готов к образовательному процессу — и можно смело отдавать его в школу. Другой вопрос, что если разновозрастные дети попадают в один класс, педагогам нужно внимательно следить за рассадкой. В возрасте с 5 до 7 лет динамика развития достаточно быстрая, отличается восприятие процесса обучения и окружающего мира. Например, у пятилетнего ребенка на фоне успехов более взрослого соседа по парте может возникнуть комплекс заниженной самооценки. Может быть негативное влияние на старшего ребенка и со стороны младшего — все же дети помладше менее усидчивы. А может быть и совершенно наоборот — младший будет брать пример со старшего. Вообще, родителям надо внимательно отнестись к вопросу оптимального возраста для поступления в школу, потому что все здесь очень индивидуально. Фото Артура ПРУПАСА. Сергей Азаркевич, папа 2–летнего сына: — Я за то, чтобы ребенок шел в школу тогда, когда он к ней готов: в пять — значит, в пять. Такая возможность — это нормально, только если не делать из нее всеобщую обязанность. Другое дело, что нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы не мамы и папы, думающие, что «их ребенок самый умный», решали отдать его в школу пораньше, а специалисты, которые могли бы оценить, готов ли он к учебе в действительности. Потому что дети разные. Одни готовы уже и в 5 — и психологически, и физически, и умственно. Другие не будут готовы ни в 6, ни в 7. То, что открывается такая возможность, это хорошо, но главное, чтобы все в результате не вылилось в нечто неконтролируемое, когда в одном классе будут дети с разницей в два года, что в таком раннем возрасте вообще плохо, с явным несоответствием в развитии. Иными словами, нужен отбор, а не банальный набор. То есть надо вопрос контролировать, а в том, что это получится на практике, у меня большие сомнения.
Фото Артура ПРУПАСА.
Елена Павлова, методист школы раннего развития «Дарсай»: — Тут все зависит от многих факторов и, конечно же, от самого ребенка. К примеру, если родители достаточно рано начинают заниматься со своими детьми, то они уже вполне могут быть готовы пойти в школу и в 5 лет. Надо объективно оценить и способности ребенка, и уровень уже имеющихся у него знаний, и здоровье. Немаловажно и то, как будет выстраиваться система обучения первоклашек в школе, как подходили к образованию в детских садах, посещал ли их ребенок вообще, как с ним занимались родители. У нас часто мамы с папами интересуются, готов ли их ребенок уже сесть за парту или еще стоит подождать. Наши ученики тоже очень разные: кто–то пошел в школу в 5 лет (в сентябре таким деткам исполнялось 6), а некоторые решили не спешить. Есть дети, у которых хорошие знания, но меньшая усидчивость, они могут усваивать информацию в определенной системе и игровой форме, к ним нужен особый подход. Поэтому в школе им будет тяжело адаптироваться к занятиям, высидеть весь урок и еще при этом овладеть нужными знаниями. Также родителям стоит обратить внимание, как в их школе будут формироваться такие классы. Все же в 5 и в 7 лет дети разные. А если в классе будет 30 человек, как это допускается нововведениями? К тому же поход в школу для первоклассника может оказаться серьезным стрессом: от него требуют выполнения определенных обязанностей, усидчивости, знаний. Все это непременно стоит учесть и прислушаться к рекомендациям психологов и врачей.
Оксана Якубовская, директор гимназии № 33 г. Минска:— Конечно, говорить о плюсах и минусах начала обучения в школе с 5 лет достаточно сложно, как и вообще об оптимальном для первоклассника возрасте. Все же этот вопрос очень индивидуален для каждого отдельного ребенка. Правильно, если принимать такое решение родители будут вместе со специалистами. И хорошо, что вопрос сейчас обсуждается. Он имеет место быть. Конечно, не как узаконенная норма, а как возможность. За все годы моей работы ко мне ни разу не обращались родители с просьбой принять их ребенка в школу с 5 лет. Подавляющее большинство наших учеников сегодня, около 98% детей, пошли в первый класс в шестилетнем возрасте.
Юлия Таранова, мама двоих детей:
— Меня лично волнует психологическая готовность ребенка пойти в школу в пять лет. Сможет ли высидеть такой ребенок полноценный урок наравне с 7–леткой? Скорее всего, нет. Выходит, вместо того, чтобы объяснять материал тем старшим деткам, которые готовы слушать, учитель будет дополнительно отвлекаться на вовлечение в учебный процесс малышей. Лично я сомневалась, отправить мне в 1–й класс старшую августовскую дочку в 6 лет или все же дать ей еще год на игры, неторопливую подготовку к школе, взросление, укрепление как физически, так и морально. Теперь я задумываюсь, как будут уживаться за одной партой дети с разницей в полтора–два года. Склоняюсь к мысли, что отправить ребенка в школу раньше — это скорее амбиции родителей, чем готовность малыша. Получать знания ведь можно дома или в школах развития в игровой форме, для этого необязательно идти в школу с ее жесткими требованиями и правилами. Или все ради того, чтоб похвастаться перед соседкой: «А мой–то такой вундеркинд, в 5 лет в школу пошел»?
Как помочь школе
Родительским комитетам в школах официально запрещено собирать деньги на нужды учебного заведения. Всеми финансовыми вопросами впредь будут заниматься исключительно попечительские советы: обычно в школах в них входят учителя, родители, представители общественных организаций.
Фото БЕЛТА Министерство образования и раньше подчеркивало, что функции попечительского совета членам родительского комитета брать на себя нельзя. Хотите оказать спонсорскую помощь школе? Никто не запрещает. Но никаких поборов на родительских собраниях. Все средства — только по квитанции на расчетный счет учреждения образования. Теперь правило закреплено законодательно. В Министерстве образования объяснили: это сделано для более четкого разграничения функций родительского комитета и попечительского совета. Да, члены родительского комитета учреждения образования, директора школ и их заместители вместе определяют, куда направить средства — нужно ли купить необходимое оборудование для кабинета труда, заменить окна или поставить новые парты и т.п. А вот собирать деньги может только попечительский совет: причем родители вправе сами решать, какую сумму перевести на счет.
[email protected]
Советская Белоруссия № 14 (25149). Суббота, 21 января 2017
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Понравился материал? Поставьте ему оценку. www.sb.by
В школу в 6 лет: мнение психолога
По закону каждый ребенок имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев. Как правило, каждый год весной среди родителей шеститилеток начинается дискуссия, которая делит заботливых мам на два лагеря, и достигает своего апогея к августу. Суть всех обсуждений сводится к тому, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в первый класс: в шесть лет или в семь? Специально для «О!» на эту тему рассуждает семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.
Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт
Однозначно правильного ответа на вопрос «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет и быть и не может. Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:
- собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»)
- изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет — раньше выйдет!»)
- а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?!»
Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам малыш готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием и интересом сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится заниматься по прописям, читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно — к семи годам.
Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.
Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.
Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?
Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.
Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.
Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. В идеале, на нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.
И, наконец, то, о чем многие родители часто забывают, принимая решение. Каждому хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте: кто-то выбирает языковой уклон, кто-то смотрит в сторону математической гимназии. Но на самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающийучитель.
Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех — уделить внимание укреплению здоровья малыша, больше читать и развивать его кругозор.
Читайте также:
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
6 причин, почему наши дети не любят читать
Текст: Мария Меролаева
Фото: Uximetc pavel/GrashAlex/Jaromir Chalabala/Shutterstock.com
www.kanal-o.ru
Может ли ребенок пойти в школу в 5 лет и 10 месяцев? возьмут ли?
Лучше год подождать. Очевидно.
возьмут но ребёнок будет отставать от программы и учится не очень так что лучше годик ещё дома посидеть)
Так можно или нужно?
Даже если бы брали, места в классе распределяют заранее. Так что придется ждать 1 год. И заранее побеспокоиться. С Нового года уже начинайте. Крайний срок - весна.
По моему мнению лучше идти в 7 лет, я сама пошла в 6 лет, и пожалела что не осталась в детском саду
ненужно. не крадите у ребенка год детства. в 1 классе даже 3 месяца разницы в возрасте играют роль. а то родители торопятся тыркнуть дитя в школу, сунуть ему в рот кусок который он не в состоянии проглотить, а потом всю оставшуюся жизнь бьются со стойким отвращением ребенка к учебе.
ЗАЧЕМ ??? Отнять детство ? Нужен сколиоз ? ( позвоночник еще не созрел) Переутомления хотите? И проблемы с нервной системой ?
В этом возрасте отдавать ребенка в школу просто глупо.
Там штука такая. Кисть может быть не сильно крепкой. И ему ДИКО трудно будет учиться писать. Не прям вялой. А просто по возрасту мышцы еще не достаточно сформированы. Опять же формирование психики не закончено. Может, не надо?
touch.otvet.mail.ru
Как понять, готов ли ребенок пойти в школу?
Стоит ли готовиться к школе с пеленок и поступать в первый класс как можно раньше? Статья психолога Марии Гроховской о том, почему раннее развитие может быть опасным и какие есть признаки готовности ребенка к школе.
В наше время родители стараются всеми силами «развить» своих детей, чтобы те выросли успешными и счастливыми. При этом, основной упор они делают на интеллектуальное развитие. Многие дети уже с 3-4 лет учатся читать, писать и считать, а мамы и бабушки с гордостью рассказывают о том, каких они добились успехов в этом деле.Социальные требования сейчас тоже другие: 20 лет назад большинство детей приходило в 1 класс, не умея читать и писать, и это считалось нормой. А сейчас во многих школах эти навыки обязательно учитывают при поступлении.
Казалось бы, логично – чем раньше ребенок начнет учиться, тем больше он успеет узнать и тем проще ему будет в школе, а потом и в жизни. Но так ли это? Стоит ли готовиться к школе с пеленок и поступать в первый класс как можно раньше?
Чтобы разобраться, давайте узнаем, как развивается в этом возрасте психика и какие структуры и умения формируются в это время. С самого рождения ребенок развивается постепенно и последовательно, подчиняясь заложенной природой программе. Если искусственно форсировать или убирать какие-то её части, это может привести к дисбалансу. Никому не приходит в голову учить новорожденного ходить или говорить, «чтобы ему потом было проще». В дошкольном возрасте у ребенка продолжают формироваться мозговые структуры и психические функции, необходимые для дальнейшего обучения и познания, и заменять их чем-то искусственно – не эффективно и даже вредно.
Для старших дошкольников ведущей активностью (которая занимает большую часть времени и является наиболее важной для развития) является ролевая игра.
Несмотря на то, что само понятие «игры» обычно кажется нам чем-то несерьезным, для ребенка она – важнейшее развивающее занятие. Именно в ходе игры формируются и созревают те самые психические механизмы и функции, которые в будущем будут необходимы для обучения в школе: произвольное внимание, самоконтроль и основы воли, воображение, мышление, познавательная мотивация, эмоциональный интеллект, освоение социальных навыков и основ коммуникации.
Очень важно, чтобы у ребенка естественным путем менялась ведущая деятельность с игровой – на учебно-познавательную. В среднем это происходит как раз в 6-7 лет.Если ребенка лишить игры и заменить её на интеллектуальные занятия, есть вероятность, что какие-то функции не будут вовремя сформированы. И вполне возможно, что ребенок будет стремиться «доиграть» то, что не успел, уже во время школы, а часть нагрузок и заданий просто не в состоянии будет освоить в силу психической незрелости. В результате будет страдать и учеба, и отношения с родителями, и сам ребенок.
Психологическая готовность к обучению в школе – один из важнейших итогов психического развития дошкольного периода, и ее обязательно нужно оценивать, перед тем как записывать ребенка в первый класс.
Разные авторы выделяют различные признаки готовности ребенка к школе. Давайте выделим три больших блока и разберемся, что к чему:
Физиологическая готовность
Оценивается уровень физического развития и здоровья ребенка, готовность костей и мышц, степень развитости координации и моторики движений (в том числе координации глаз-рука), утомляемость и устойчивость к нагрузкам.
Психологическая готовность
Это целый комплекс функций в различных сферах: интеллектуальное развитие и степень развитости познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), эмоционально-волевое развитие и уровень произвольности, развитость коммуникативной сферы и речи, уровень мотивации и социальной зрелости.
Социальная позиция
Это потребность в обучении и общении со сверстниками, умение подчинить свое поведение внешним правилам, способность исполнить роль ученика. Все это способствует формированию «внутренней позиции» школьника - ребенок хочет быть школьником и учиться, брать на себя обязательства и иметь определенные права. При этом он понимает, как вести себя в школе, умеет общаться со сверстниками и выстраивать отношения с ними, понимает роль учителя. Важно отметить, что наличие сформированных навыков чтения и письма вовсе не обязательно, это второстепенный критерий. Гораздо важнее, сформирована ли у ребенка произвольность (умение удерживать внимание, подчиняться правилам и делать то, что «надо» в ущерб своему «хочу»).
Готовность к школе – это целостное образование. Отставание в развитии одного компонента может повлечь за собой искажение или отставание других. В то же время, грамотная коррекция отстающих функций может подтянуть остальные.
Поэтому лучше, чтобы диагностику готовности к школе проводил специалист-психолог, он сможет профессионально оценить все аспекты и дать развернутые рекомендации.
ponaroshku.ru