Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Капризный ребенок (5 лет): что делать? Капризы ребенка в 5 лет


Капризы у детей в возрасте 5 лет. Что делать, если ребенок не хочет…

Капризы у детей в возрасте 5 лет

Капризы ребенка в возрасте 5 лет очень похожи на капризы трехлеток, с той лишь разницей, что малыш уже подрос и родителями манипулирует теперь более осознанно. Он уже достаточно хорошо понял, что криком, слезами, нытьем он может добиться чего угодно. Ведь при виде орущего «дитяти» взрослые просто теряют способность мыслить логически и согласны на все, лишь бы их ребенок замолчал. Если дело зашло так далеко, то родителям можно только посочувствовать: о том, как справляться с капризами ребенка, они по-прежнему не имеют представления.

Бывает так, что родители, пытаясь призвать капризничающего ребенка к порядку, повышают на него голос. И не понимают, что надо всего-навсего приучить малыша высказывать свои потребности не криком, а нормальным голосом. При этом каждый раз отвечать на просьбы, высказанные нормально, а все требования на повышенных тонах подчеркнуто игнорировать. Если же родители вслед за ребенком повышают голос, то у маленького человечка складывается твердое убеждение, что все проблемы решаются только с помощью крика.

Даже крохотные несмышленыши способны уловить, что мамой и папой можно управлять с помощью голоса – покричал и получил желаемое. А уж капризы ребенка в 5 лет – это уже вполне осмысленная акция. В этом возрасте ребенок способен анализировать поступки взрослых, примеряя их на себя. Поэтому не стоит устанавливать диктатуру силы и давить на малыша авторитетом старшего.

Если вы хотите научиться справляться с капризами, то прежде всего игнорируйте все попытки манипулировать вами и предлагайте ребенку подумать, для чего ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните, почему. Малыш постепенно усвоит, что совершенно не нужно кричать, чтобы тебя услышали. А еще он поймет, что не любое его желание можно осуществить. Если он будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое, то не будет отказ воспринимать болезненно. А ведь именно отсутствие отрицательных эмоций является главным ключом к тому, как бороться с капризами ребенка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Ребенок капризничает в 5-7 лет

  • Детская комната
    • Видео и радионяни
    • Детские кроватки, матрасы, мобили
    • Игровые домики, горки, манежи
    • Игрушки
    • Одежда для новорожденных
    • Шезлонги, качалки
  • Уход и развитие
    • Развитие
    • Товары. Уход и Развитие
    • Уход
  • Здоровье
    • Детские болезни
    • Лекарства и средства
    • Массаж, гимнастика и закаливание
    • Прививки
  • Купание
    • Купание. Открытые вопросы
    • Средства для купания
    • Товары для купания
  • Питание
    • Грудное вскармливание
    • Искусственное и смешанное питание
    • Товары и средства, прочее
  • Прогулки и перевозка
    • Коляски, автокресла, прочее
    • Путешествия, прогулки и походы

Поиск

Все, что Вы хотели знать о детских товарах и не толькоВсе, что Вы хотели знать о детских товарах и не только
  • Детская комната
    • ВсеВидео и радионяниДетские кроватки, матрасы, мобилиИгровые домики, горки, манежиИгрушкиОдежда для новорожденныхШезлонги, качалки фото33

      Делаем настольные игры для детей своими руками

      фото1

      Лучшие настольные игры для детей 6 7 лет

      фото22

      Самые интересные подвижные игры для детей дома

      фото4

      Виды настольных игр для детей: обучающие и веселые

  • Уход и развитие
    • ВсеРазвитиеТовары. Уход и РазвитиеУход фото2

      Секреты того, как воспитать послушного ребенка

      фото3

      Если ребенок кривляется

      фото44

      Если ребенок ябеда

      фото6

      Какую роль играют подвижные игры в развитии детей

  • Здоровье
    • ВсеДетские болезниЛекарства и средстваМассаж, гимнастика и закаливаниеПрививки фото2

      Чем и как остановить икоту у новорожденного крохи?

      фото3

      Основные симптомы сотрясения головного мозга у детей, диагностика

      фото1

      Как происходит лечение сотрясения головного мозга у детей

      фото1

      Как проявляется сотрясение мозга у ребенка до года

  • Купание

portalrebenka.com

Капризный ребенок (5 лет): что делать?

«У меня капризный ребенок.Что делать?» - спрашивают обеспокоенные родители у специалистов, забывая спросить у самих детей. 

Когда капризничает малыш в три годика, этому еще можно найти какое-то объяснение. Но если, отпраздновав первый юбилей, ребенок все еще практикует метод «не дадите - зареву» - необходимо немедленно принять меры.

В определенный момент родители потеряли контроль над своим ребенком, и теперь именно он «командует парадом». Хорошо усвоив, что мама и папа готовы сделать все, лишь бы не слышать истерик, маленький шантажист четко идет к поставленной цели. Сначала свои капризы он демонстрирует дома, а после от его постоянного плача страдают и воспитатели с детьми в детском саду.

Родители должны четко понять, что такой стиль поведения неприемлем, и с этим надо бороться.

Своим примером они должны научить малыша, как правильно выражать свои желания и контролировать чувства. Во-первых, во время очередного плача, нужно спокойно выйти из комнаты и заняться привычным делом. Бунтарь будет громко кричать, бить ногами об пол. Никак не реагируйте и не комментируйте, а главное – не пытайтесь криком и угрозами успокоить. Капризный ребенок 5 лет,не видя вашего преклонения, быстро поменяет тактику.

Помогите ребенку найти нужные слова для выражения своих потребностей. Объясните, что не все просьбы можно выполнить - и не потому, что мама и папа - плохие, а в силу не зависящих от них причин. Именно спокойствие и терпение помогут справиться с капризами уже достаточно взрослого ребенка.

Бытует мнение, что капризными в дошкольном возрасте могут быть только девочки: мол, они ревут по пустякам. Однако не стоит путать слезы от обиды, и те, что - напоказ. Если малышка заливается слезами, перед тем как лечь спать, и просит оставить свет – это слезы от страха. А вот когда ваша чуткая дочурка заливается крокодиловыми слезами возле прилавка с дорогущей куклой – это явная манипуляция. Возьмите за руку и выведите на улицу, не говоря ни слова.

Мамы на форумах часто задают вопрос психологам: «У меня капризный ребенок?Что делать?», в большинстве случаев получая ответ: «Поговорите с ребенком. Возможно, ему просто нужно ваше внимание». Помните, что, сколько бы вашему ребенку не было лет - он нуждается в вашей поддержке.

Избегайте скандальных ситуаций, и вместо приказа «Быстро убери в своей комнате», вежливо попросите помочь маме, сделайте это дело вместе.

Оставляйте ребенку право выбора – но такого, который выгоден вам: «Какой дорогой мы пойдем домой?» (то есть, сам факт того, что пора собираться даже не обсуждается).

www.webkarapuz.ru

Капризы у ребенка в год, 1,5, 2, 3, 4 года: что делать

Наверное, мечта каждого родителя, чтобы его ребенок рос здоровым, умным, спокойным и покладистым. Однако в определенный момент все надежды на спокойную и размеренную жизнь разбиваются вдребезги, ведь ранее веселый и послушный малыш неожиданно становится капризным и строптивым. Ситуация, когда ребенок начинает очень эмоционально капризничать, другими словами, закатывать истерики, и при этом отказывается идти на контакт со взрослыми, вводит многих неподготовленных родителей в ступор, поскольку они не знают как правильно нужно реагировать на подобные сцены. А ведь поведение взрослых в такие моменты играет очень важную роль: именно от нас с вами зависит то, прекратятся детские истерики в ближайшем будущем, или же трансформируются в эффективный инструмент манипуляции окружающими в руках ребенка.

Что же является причиной детских капризов? Как с ними правильно бороться, и существует ли в природе какой-либо способ профилактики подобных ситуаций? Во всем, что касается детских капризов, попробуем разобраться в этой статье.

 

Оглавление: Капризы у ребенка, варианты их проявления Общие причины возникновения капризов у детей Капризы у детей в возрасте 1 – 2 года Капризы у детей в 3 года Капризы у детей в 4 года Капризы у детей в 5 лет Профилактика капризов у детей

Капризы у ребенка, варианты их проявления

Слово «каприз» с французского переводится как «прихоть, упрямство». Но нужно сразу отметить, что в данной статье речь будет идти о капризах здоровых детей, которым обычно свойственно хорошее настроение и живой интерес к окружающему их миру. Ведь капризы больных детей – это вполне естественное явление, понятное любому здравомыслящему родителю.

Чаще всего, родители сталкиваются со следующими проявлениями детских капризов:

  • плач;
  • сильный крик;
  • катание по полу;
  • размахивание руками и ногами;
  • топанье ногами;
  • швыряние всего, что попадется под руку;
  • ребенок может бить и кусать себя и окружающих;
  • игнорирование обращенной к ребенку речи;
  • при попытках взять малыша на руки и успокоить, он выгибается в дугу, отталкивает взрослого.

В целом, определить, капризничает ребенок или нет, не составляет труда, поскольку в большинстве случаев можно наблюдать несколько проявлений детских истерик одновременно.

По мнению специалистов, капризы у ребенка в возрасте от года и до пяти лет вполне объяснимы. Дети взрослеют, приобретают новый опыт, у них начинают зарождаться личные интересы и желания, которые нередко могут расходиться с желаниями их родителей. В этом возрасте малыши узнают, что помимо слова «да» еще существует слово «нет». И когда у ребенка не получается добиться своего, он может начать остро реагировать на эту ситуацию, раздражаться и злиться.

В таких ситуациях от поведения родителей очень многое зависит. Неправильный подход к решению данной проблемы и неадекватное поведение взрослых могут привести к тому, что ребенок будет продолжать капризничать и устраивать истерики на протяжении еще многих лет. В то время, как чуткость родителей и спокойное уравновешенное отношение к капризам их чада способно исправить подобную ситуацию в достаточно короткие сроки.

Общие причины возникновения капризов у детей

Специалисты выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих возникновение проблемы детских капризов в семье. В частности, это:

  1. Неумение передать словами свои личные ощущения, свое недовольство.
  2. Желание малыша привлечь к себе внимание взрослых. Важно понимать, что недостаток, прежде всего, материнского внимания практически всегда становится причиной раздражительности и отставания в развитии детей.
  3. Стремление ребенка добиться от взрослых чего-то очень важного и нужного для себя.
  4. Чрезмерное внимание и излишняя опека со стороны взрослых. От бесконечного внимания со стороны родителей ребенок может уставать, что нередко выражается в плаче или крике. Поэтому прежде, чем начать бороться с капризами, следует произвести реальную оценку своего общения с малышом.
  5. Неудовлетворенные физические потребности: переутомление, недосыпание и чувство голода.
  6. Чрезмерная строгость родителей, постоянные запреты.
  7. Отсутствие выработанной системы наказаний и поощрений малыша.
  8. Отсутствие выраженной реакции взрослых на положительные и отрицательные поступки ребенка.
  9. Неправильное воспитание. Отсутствие каких-либо ограничений со стороны взрослых также может стать причиной возникновения капризов у ребенка. Когда малышу все разрешается, ему сложно научиться себя сдерживать, и вовремя обуздать свои желания и эмоции. Очень важно своевременно приучить ребенка к самоограничению. Конечно же, речь не идет о бесконечных запретах, но слово «нельзя» малыш должен узнать одно из первых. Это поможет остановить его, прежде чем он сможет навредить себе или кому-то другому.
  10. Стремление подражать другим детям.
  11. Отрыв увлеченного ребенка от интересного для него занятия.
  12. Непоследовательность действий со стороны взрослых. К примеру, сегодня мама запретила ребенку играться ее телефоном, но несколько дней назад она сама же давала ему данную «игрушку» в руки. Нередки ситуации, когда родители что-то запрещают, тогда как бабушка это разрешает ребенку. Несогласованность действий также может проявляться и внутри семьи: запрещенное мамой, разрешается папой и наоборот. Ребенку тяжело часто «подстраиваться» под каждого взрослого, что отражается на его психике и нервной системе, и, соответственно, провоцирует истерики и срывы.

«Первый возраст упрямства» (от года до пяти лет) специалисты разбивают на несколько важных периодов развития ребенка, для которых характерны свои причины и проявления капризов:

  • возраст от одного до двух лет;
  • три года;
  • четыре года;
  • пять лет.

Далее рассмотрим каждый из этих периодов более подробно.

Обратите внимание

«Второй период упрямства» по мнению многих специалистов соответствует возрасту 12-14 лет.

Капризы у детей в возрасте 1 – 2 года

Как правило, к году малыш переступает рубеж первого возрастного кризиса. Это объясняется накоплением им к этому периоду уже определенных навыков и знаний, которые требуют перехода на новый уровень взаимоотношений между родителями и их чадом. Уже к году ребенок воспринимает себя как личность, он осваивает ходьбу, речь, узнает мир по-другому. Именно в этот период возрастает число капризов, причиной которых нередко становятся сами родители.

Наиболее частыми причинами капризов у детей этого возраста являются:

  • переутомление;
  • недосып;
  • перенапряжение;
  • смена обстановки;
  • реакция на слово «нельзя» или «нет». Начиная с года, ребенок начинает интересоваться всем, что находится за пределами кроватки или манежа. Ему все хочется взять в руки, попробовать на вкус и на ощупь. Однако на пути познания вдруг возникают множественные запреты и окрики, которые нередко стают причиной плача малыша;
  • неспособность ребенка отстоять то, что для него сейчас важно, убеждениями или силой слова. Поэтому он находит единственный способ добиться желаемого — необузданное поведение, капризы и истерики.

Поскольку годовалый или даже двухлетний ребенок еще не может выразить словами свое недовольство или объяснить, что ему нужно, он часто сталкивается с родительским непониманием, что и вызывает его сильное возмущение, выражающееся в криках, плаче и т.п.

Очень важно, чтобы родители с пониманием отнеслись к тому, что в определенные возрастные периоды малышу может быть свойственна сильная раздражительность. Даже на, казалось бы, любимые вещи или действия он может отреагировать криком и плачем. И здесь всегда следует искать разумное объяснение подобному поведению, а не списывать все на обычные «выкрутасы», и уж тем более с ними бороться. К примеру, ребенок категорически не хочет есть свою любимую кашу, возможно, она пересолена или слишком для него горяча.

На капризное поведение детей категорически запрещено реагировать следующим образом:

  1. Настаивать на своем.
  2. Поддаваться капризам и быстро удовлетворять все требования малыша. Выполняя желания ребенка по причине его истерики, родители закрепляют подобную форму поведения. Конечно же, если речь идет о насущных потребностях (пище, сне, тепле и т.п.), то требования ребенка должны быть незамедлительно удовлетворены.
  3. Раздражаться и нервничать.
  4. Повышать голос на ребенка.
  5. Наказывать, задавать взбучку, с целью отбить у ребенка какое-либо желание капризничать. Такое поведение может только усугубить ситуацию и еще больше распалить истерику малыша.
  6. Оставлять малыша одного, один на один со своими неудовлетворенными потребностями. Взрослые всегда должны быть в поле зрения ребенка, пока он не успокоится. Иначе малыш может испугаться.

Как же правильно себя вести с «капризным» чадом, чтобы такое поведение не вошло у него в привычку, и не воспринималось им, как своеобразное оружие, помогающее удовлетворить собственные потребности и желания?

По мнению специалистов, для успокоения ребенка во время его истерики родители должны пользоваться следующим перечнем действий:

  1. Во время очередного взрыва детский эмоций родитель должен быть всегда рядом с малышом, не выпускать его из поля зрения, при этом сохранять спокойствие и уверенность в себе.
  2. Не следует акцентировать внимание на истерическом состоянии малыша, тогда со временем он успокоится и сделает логический вывод, что таким поведением не получается достичь желаемого, и не стоит на это тратить свои силы.
  3. Постарайтесь крепко обнять ребенка на некоторое время, шепча ему спокойным голосом слова любви. Если же он вырывается, выгибается и отталкивает вас, то лучше отпустить малыша, насильно удерживать его в объятьях не стоит. Просто периодически интересуйтесь, нет ли у него желания пойти к вам на руки.
  4. Во время истерики в общественном месте (относится к детям возрастом от 2 лет) не стоит уступать ребенку, к примеру, покупать ему что-то, что вы не собирались ранее приобретать, лишь бы избежать взглядов и осуждения посторонних людей. Важно понимать, уступив однажды, вы тем самым дадите понять своему ребенку, что этот способ работает, и можно продолжать им пользоваться в будущем. Если же родитель найдет в себе силы уверенно заявить малышу, о том, что не собирается идти у него на поводу, то по истечению определенного времени чадо поймет, что этот способ не эффективен. Следует набраться терпения и просто переждать подобный приступ ребенка, а после его успокоения проявить по отношению к нему ласку и внимание, взять на руки. Нужно проговорить малышу, что вам приносит удовольствие общение с ним, когда он пребывает в спокойном состоянии. А также предложить ему интересную альтернативу ранее желаемой им вещи.

Минимизировать капризы у детей 1-2 года можно благодаря уменьшению количества «камней преткновения». Другими словами, следует разрешать интересующемуся малышу выполнять какие-либо новые действия (взять ложку в руку, попытаться натянуть ботинки, выключить свет при выходе из дома и т.п.). Не нужно мешать ребенку изучать свой дом, ставя на пути исследования различные запреты. Просто предварительно уберите с этого пути опасные для его здоровья и жизни вещи. В этом возрасте самыми любимыми игрушками детей является кухонная утварь. И это не удивительно, ведь мама постоянно же ими «играется», а все к чему прикасается любимый родитель, пробуждает очень большой интерес в ребенке. Не нужно запрещать малышу греметь ложками, крышками от кастрюли, открывать и закрывать различные коробочки, но заранее уберите опасные для него предметы.    

Капризы у детей в 3 года

Возраст трех лет в жизни ребенка является достаточно трудным периодом, в основе которого лежит перестройка отношений между малышом и его родителями. Обладая уже определенным характером, сформировавшимся отношением к себе и окружающим, ребенок пытается отдалиться от родителей и построить с ними отношения нового плана с учетом своего осознанного «я». На непонимание со стороны взрослых трехлетний малыш реагирует возмущением, причем в яркой эмоциональной и изощренной форме, которая многих родителей «загоняет в тупик». Даже у довольно спокойных детей в этот период могут наблюдаться агрессивность, крайнее упрямство, негативизм и своеволие, которые проявляются в криках, визгах, падании на пол, бросании на пол различных предметов и т.п. На большинство вопросов и действий родители слышат от своего чада такие слова, как «нет», «не хочу», «не буду». При этом подобное поведение может наблюдаться не только в четырех стенах дома, но также на улице, в общественных местах и т.п.

Специалисты утверждают, что капризное поведение детей на данном этапе не является устоявшимся, ребенок таким образом пытается экспериментировать с механизмами воздействия на близких людей. В этот период от родителей требуется установление более глубокого контакта с собственным ребенком. Поощряйте его инициативу и первые «шаги» к самостоятельности. Только такой подход помогает минимизировать капризы у детей трех лет.

Рекомендованные действия родителей при капризах и истериках трехлетнего ребенка:

  1. Не следует акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Если малыш начал капризничать, следует объяснить ему, что поговорите с ним только после того, как он успокоится. При этом сами должны оставаться в спокойном, уравновешенном состоянии, и продолжать заниматься своими делами. Как только ребенок совладает со своими эмоциями, следует сказать ему, что вы его любите в каком бы состоянии он ни был, но своими капризами он ничего не сможет добиться.
  2. Не нужно ломать характер малыша. Однако при этом следует помнить, что вседозволенность также ни к чему хорошему не приводит.
  3. Следует попытаться отвлечь ребенка от истерики, переключить его внимание на что-нибудь другое, к примеру, на любимый мультфильм или игрушку. Конечно, на пике истерики такой прием уже вряд ли сработает. В таких случаях следует вооружиться терпением и просто переждать истерический приступ.
  4. Нужно стараться не допускать ситуаций, когда малыш может ответить «нет» или «не хочу». В этом поможет создание для него иллюзии выбора: «Сначала наденем штаны или носки?», «Пойдем погулять в парк или на детскую площадку?», «Тебе кашу насыпать в тарелку с мишками или с цветочками?» и т.п.

Если следовать этим несложным рекомендациям, то к четырем годам проблема капризов разрешится сама собой.

Капризы у детей в 4 года

Если четырехлетний ребенок капризничает и устраивает истерики, это может быть сигналом:

  • неправильного поведения взрослых, проблемах в семейных отношениях;
  • заболеваний неврологического характера.

Важно

Чтобы исключить вероятность наличия у ребенка проблем в работе нервной системы, следует обратиться к специалисту – детскому неврологу.

Основные показания к посещению врача:

  1. Истерики становятся более частыми и носят агрессивный характер.
  2. Истерики сопровождаются потерей сознания и задержкой дыхания.
  3. После четырех лет приступы капризов не идут на спад.
  4. В приступе истерики ребенок наносит увечья себе или окружающим.
  5. Малыш страдает от истерик в ночное время, в основе которых лежат страхи, кошмары, перепады настроения.
  6. По окончанию приступа наблюдается одышка, рвота, чрезмерная вялость и усталость ребенка

Если причина капризов ребенка не связана с его здоровьем, родителям нужно всерьез задуматься о правильности своего поведения в моменты детских истерик, а также об имеющихся проблемах в семейных отношениях. Возможно, ваш малыш растет в условиях вседозволенности, и поэтому не знает слова «нет»? Или же у взрослых нет единства во взглядах на воспитание ребенка? Нужно проанализировать вашу семейную ситуацию, и тогда обязательно найдется верное решение имеющейся проблемы.

Основные рекомендации специалистов, направленные на решение проблемы детских капризов в этот период:

  • взрослые должны придерживаться одной и той стратегии в воспитании ребенка. То есть, если один из родителей что-нибудь запрещает малышу, другой не должен вмешиваться, и идти на поводу у детских капризов. Четырехлетние дети отличаются очень хорошей наблюдательностью и сообразительностью. К примеру, если мама тверда в своем решении, а бабушка уже не раз демонстрировала свою мягкость и уступчивость, то ребенок будет осознанно продолжать пользоваться добротой бабушки в достижении своих целей посредством капризов;
  • родители должны искать причину капризов, и пытаться ее понять. В большинстве случаев, истерику можно предотвратить, если знать ее причину;
  • нужно находить компромиссы в подобных ситуациях;
  • в процессе истерики взрослые должны сохранять самообладание и быть терпеливыми.

Капризы у детей в 5 лет и старше

В пятилетнем возрасте капризы детей мало чем отличаются от их проявлений в период так называемого «кризиса трех лет». Однако ребенок пяти лет плачет, кричит, ноет или дергает себя за волосы уже вполне осознанно, прекрасно понимая, что такое поведение творит чудеса, и родители дадут ему все, чего он только не пожелает. Подобная ситуация является ничем иным, как результатом неправильной реакции родителей на приступы истерики своего ребенка в его более раннем возрасте.

Важно

Стоит отметить, что пятилетнего ребенка стоит показать врачу-неврологу для оценки поведения маленького пациента с медицинской точки зрения.

Еще одной распространенной ошибочной реакцией родителей на капризы малыша является повышение на него голоса. Как следствие, ребенок, проанализировав поведение взрослых, совершенно четко себе уясняет, что любую проблему в своей жизни можно решить при помощи крика.

Руководство к действию родителям при капризах пятилетнего ребенка:

  1. Нужно научить ребенка говорить о своих потребностях спокойным голосом и нормальным тоном, а не повышенным. Для этого следует дать своему чаду понять, что родители готовы отреагировать на каждую его просьбу, если только она высказана нормальным человеческим языком, а любое требование, сопровождающееся повышенным тоном, плачем и прочими подобными проявлениями, будет проигнорировано. Не допустимо разрешать пятилетнему ребенку манипулировать родителями при помощи истерик. Только подчеркнутое игнорирование малейших попыток со стороны маленького вымогателя помыкать взрослыми поможет разрешить возникшую в семье проблему. Со временем ребенок поймет, что для того, чтобы его услышали, не обязательно плакать и кричать, нужно просто правильно попросить.
  2. Следует всегда объяснять ребенку причину, по которой он не может получить желаемое. Когда дети знают и понимают причину, по которой их желание не осуществимо, им гораздо меньше боли доставляет получение отказа. А поскольку поводов для отрицательных эмоций становится меньше – частота капризов существенно снижается.  

Профилактика капризов у детей

Избежать или же минимизировать частоту капризов, приступов истерик, нервных расстройств вполне возможно, если придерживаться нескольких простых правил:

  • следите за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал, соблюдались режимные моменты;
  • малыш не должен переутомляться;
  • проявляйте уважение к досугу ребенка, к его играм. На все это нужно отводить достаточно времени;
  • больше времени проводите вместе с малышом;
  • постарайтесь обеспечить положительную атмосферу в семье. Ребенок не должен быть свидетелем ссор или конфликтов между родителями или другими членами семьи;
  • чаще говорите и демонстрируйте своему чаду, что вы его любите;
  • проговаривайте ребенку его чувства. Этот прием поможет крохе научиться со временем самому разбираться в собственных чувствах, и подбирать слова для их объяснения. Например, «Ты расстроился, потому что сломалась твоя любимая игрушка», «Ты сердишься, потому что брат разбил твою чашку» и т.п.;
  • предоставляйте малышу право выбора. К примеру, пусть он решает: одеть бейсболку или панамку, какую игрушку с собой взять на улицу, кушать кашу с ягодами или с молоком и т.д.;
  • не нужно делать за ребенка то, с чем он в состоянии уже сам справиться. Привлекайте его к домашним делам, но только в игровой форме, просите о помощи. Такой прием позволит показать малышу, что он уже достаточно большой, чтобы справиться с трудностями;
  • если выбора как такового нет, то оговаривайте с ребенком предстоящие планы. К примеру, «Сейчас мы зайдем в магазин, а потом пойдем гулять на площадку»;
  • старайтесь как можно быстрее предотвращать истерики, улавливая первые их признаки. Помните, что подобные приступы сигнализируют о сильнейшем внутреннем конфликте в душе малыша. Если не получается договориться с ребенком, то попытайтесь переключить его внимание, попросите найти что-нибудь или посмотреть на что-то интересное и т.д.

Важно понимать, что капризы у детей являются проходящим явлением, которое при правильном подходе здравомыслящих родителей уходит из жизни семьи совершенно бесследно. Следует проявлять понимание и сочувствие к любимому чаду в сложный для него период, и что очень важно, своевременно обозначить границы допустимого поведения.   

Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель

819 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Загрузка...

okeydoc.ru

Капризный ребенок 5 лет | Психология отношений

Детские капризы

Слово «каприз» пришло к нам из французского языка и переводится как «упрямство, упорство; прихоть, причуда». В «Словаре практического психолога» С.Ю.Головина каприз толкуется так: «…прихоть, причуда без действительной потребности, необходимости». А в словаре- справочнике для родителей (под редакцией Л.Г. Гусляковой и С.Г. Чудовой) говорится, что детские истерики и капризы — это «особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем». Детские капризы, как правило, сопровождаются плачем или даже криком ребенка, а возбуждение выражается резкими движениями. Ребенок топает ногами, машет головой или руками, иногда даже может упасть на пол.

Капризными часто становятся избалованные, чрезмерно заласканные дети. Постоянное внимание слишком утомляет малыша, и если ребенок вначале радуется, то позже он нередко даже начинает плакать. Это предсказуемая реакция детской психики на утомление от бесконечного внимания взрослых, на которое малыш отвечает капризами. Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос о том, как справиться с детскими капризами, стоит оценить своё общение с малышом.

Противоположная крайность – когда ребенку уделяют недостаточно внимания, относятся к нему равнодушно. Ребенок начинает капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. А дети, которым остро не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными и начинают отставать в развитии.

Ещё одна причина появления детских капризов – это непоследовательность или отсутствие единства в требованиях к ребенку. Например, если вчера на прогулке вы разрешили своему малышу пошлёпать по лужам, а сегодня вдруг запретили, то горьких слёз вам не избежать! Или, например, мама более строга со своим ребенком, чем бабушка, и многое из того, что позволено бабушкой, мама делать запрещает, то ребенку потребуется совсем немного времени, чтобы понять: при бабушке можно и покапризничать, а с мамой этот номер не пройдёт. Постоянно подстраиваясь под каждого взрослого, ребенок начинает испытывать большую нагрузку на психику и нервную систему, что неизменно приводит к срывам и капризам. А взрослые не могут выработать общую тактику, как бороться с капризами ребенка, ведь у них нет общей позиции.

Часто капризными бывают такие дети, которые не знают никаких ограничений. У них не формируется умение сдерживаться, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень важно своевременно приучать ребенка к необходимому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть понятно маленькому ребенку одним из самых первых. Конечно, злоупотреблять бесконечными запретами нельзя. Необходимо запрещать только то, что действительно может нанести ребенку вред или то, чему он сам может навредить.

Довольно распространённой ошибкой родителей становится несоответствие возрастных особенностей ребенка и требований или методов воздействия на него. Так бывает, что родители хотят от своего ребенка того, что для него недоступно в силу его возраста, и ребенок отвечает естественной для такой ситуации реакцией – капризом, который в такой ситуации и капризом-то назвать нельзя. Скорее, это форма протеста. Чтобы родители не совершали такой ошибки, надо иметь представление о возрастных особенностях детской психики и об особенностях капризов каждого кризисного периода. Эти знания помогут им понять и то, как реагировать на капризы ребенка и как правильно бороться с детскими капризами.

У малышей до года речь ещё не развита, и плач – единственный сигнал, который может подать ребенок, сообщая, что он либо мокрый, либо голоден, либо у него что-то болит. Поэтому капризы ребенка до года собственно капризами назвать трудно. И если родители внимательно понаблюдают за ребенком, то очень быстро они научатся понимать, что их малыш хочет им сказать. А причин у ребенка до года совсем не так уж и много:

Первые настоящие капризы появляются у ребенка довольно рано. Уже к году он начинает понимать, что родители очень быстро реагируют на плач, ведь он для них – сигнал о том, что малышу что-то надо. Позже ребенок начинает использовать такие же сигналы, чтобы получить конфету или заинтересовавшую его вещь. И если к году ребенок не усвоил, что ему можно, а что нельзя, а родители его не слишком последовательны в установлении границ дозволенного, то капризы годовалого ребенка становятся довольно частым явлением в такой семье.

В один год ребенок переживает первый возрастной кризис. Он возникает потому, что в первый год своей жизни ребенок накопил определённые знания и навыки. Они просто требуют того, чтобы родители и ребенок перешли на новый этап взаимоотношений. Ведь в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя как личность. Он начинает говорить, делает первые шаги – это даёт ему возможность по-новому познавать мир. Но это же приводит и к тому, что количество капризов годовалого ребенка увеличивается. Причем, очень часто их провоцируют взрослые!

Например, часто можно увидеть такую картину: неуверенно топающий малыш упал, но не заплакал, потому что ещё не успел понять, что произошло, да и падать-то ему еще не слишком больно – не так уж далеко от земли находится его мягкая попа! Но родители уже испуганно бегут к нему, подхватывают на руки, начинают охать – фиксируют внимание на факте падения. И ребенок начинает плакать, его пугает не боль, а суета и испуг родителей. Теперь ребенок будет плакать всякий раз, как упадёт, ведь родители слишком поторопились с ненужной помощью и не дали ребенку научиться самостоятельно преодолевать первые трудности. Так родители взрастили первые капризы годовалого ребенка!

К концу первого года жизни кругозор ребенка расширяется за пределы манежа, кроватки или коляски. Он хочет везде ходить, всё взять, пощупать, засунуть в рот. Но его возросшие потребности сталкиваются с невозможностью удовлетворить их полностью. На его пути встают множество запретов и окриков. Только он найдёт что-либо интересное для себя, как у него тут же это отнимут. И малыш начинает протестовать, выражая протест с помощью крика. Ведь по-другому он пока не умеет! Капризы ребенка второго года жизни – результат того, что ребенок ещё не может выразить словами свои желания, а непонимание родителей вызывают у него бурю возмущения.

Для родителей не должно быть неожиданностью то, что в определённые возрастные периоды их ребенок становится очень раздражительным и капризным. Для начала необходимо понять причину капризов. Не захотел купаться или есть кашу? Может быть, вода в ванной горячее обычного или в прошлый раз в глазки ему попала мыльная пена, а каша оказалась немного пересоленной или слишком сладкой? Однажды я «всунула» в плачущую дочку почти целую тарелку манной каши, и только потом я обнаружила, что соли в ней было столько, что каша казалась горькой… Не обладая достаточным словарным запасом, моя малышка не смогла сказать мне об этом, и ей пришлось глотать противную массу пополам со слезами!

Часто бывает так, что капризы ребенка второго года жизни вызваны сменой обстановки, переутомлением ребенка или его болезнью. Если ребенок закапризничал по непонятной для вас причине – не начинайте настаивать на своём, переждите. Ребенок не зафиксирует своё внимание на инциденте и быстро забудет про неприятные ощущения.

На втором году жизни капризы ребенка погасить ещё довольно несложно. Разрешайте ему совершать много новых действий. Пусть он попробует сам есть ложкой (просто дайте ему в руку вторую ложку, когда сами кормите его), попытается натянуть ботинки. Не мешайте ему путешествовать по квартире, просто уберите с его пути все опасные предметы. И помните, что ваш малыш – это уже человек, хоть ещё и маленький, со своими эмоциями, желаниями, настроением.

Капризы ребенка третьего года жизни требуют от родителей своевременной перестройки в отношениях с ребенком. Ведь именно трехлетний возраст называют «первым трудным возрастом». В это время ребенок немного отдаляется от взрослых и пытается установить с ними новые отношения с позиции своего «я», которое они уже осознали. И непонимание родителями этого факта вызывает у ребенка третьего года жизни капризы с особенно сильной эмоциональной окраской. Необходимо установить с ребенком новые, более глубокие отношения, поощрять инициативу, не ограничивать его самостоятельность. Только такой подход может стать ключом к тому, как справиться с капризами ребенка этого возраста.

Капризы ребёнка 5 лет очень похожи на капризы трехлеток, с той лишь разницей, что малыш уже подрос, и родителями манипулирует теперь более осознанно. Он уже достаточно хорошо понял, что криком, слезами, нытьём он может добиться чего угодно. Ведь при виде орущего дитяти взрослые просто теряют способность мыслить логически и согласны на всё, лишь бы их отпрыск замолчал. Если дело зашло так далеко, то родителям можно только посочувствовать; о том, как справляться с капризами ребенка, они по-прежнему не имеют представления.

Итак, мы с вами уже знаем, что даже самые спокойные и послушные дети время от времени капризничают. И случается это с ними в любом возрасте. Поэтому одним из самых главных знаний в деле воспитания детей является знание о том, как бороться с детскими капризами.

Прежде всего, родителям необходимо научиться твёрдо противостоять неразумным желаниям ребенка. Если пойти на поводу у малыша хотя бы раз, то он и в дальнейшем будет добиваться с помощью капризов всего, что ему захочется. Как реагировать на капризы ребенка, если это всё же произошло? Обнимите его, постарайтесь отвлечь его внимание. Говорите с ним ласково, скажите, что любите его. Но ни в коем случае не идите на попятную, дав малышу в конце концов то, что он требовал. Если он не успокаивается и по-прежнему скандалит, то оставьте его в покое. Никак не комментируйте происходящее, наоборот, не обращайте на него внимание. Будет лучше, если вы оставите его одного. Ему станет неинтересно плакать в одиночестве, ведь ему нужно плакать для кого-то. И только после того, как он отведёт душу и немного успокоится, скажите ему, как вас огорчило его поведение.

А как отреагировать на капризы ребенка, если он не только не успокаивается, но уже бьётся в истерике? Прежде всего, присядьте возле ребенка так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Спросите его, что он хочет – пусть он вслух сформулирует свои потребности. Если он впал в истерику – обнимите его, прижмите к себе, разговаривая с ним спокойным голосом. Если он пытается ударить вас, придержите его руку, но ни в коем случае не отталкивайте его. Очень важно, чтобы малыш слышал ваш спокойный голос и чувствовал вашу поддержку.

Самый эффективный метод, как отучить ребенка от капризов – как можно больше уделять малышу внимание, спрашивать о его потребностях, всегда объяснять причину отказа, если приходится отказывать в просьбе. Отказ необходимо аргументировать, а не просто твердить «нельзя, и всё!» или «потому что я так сказал». Ведь не хотим же мы научить своего ребёнка тому, что только приказами и требованиями можно чего-то добиться.

Эффективными способами, как отучить ребенка от капризов, можно назвать те, которые показывают ребенку, что вы признаёте, что он уже достаточно взрослый, и вы уважаете его желание быть самостоятельным. Необходимо вовремя сменить тактику и стратегию вашего общения с ребенком. Не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, не смотря на то, что сами вы сделали бы это и лучше, и быстрее. Пусть и он тоже пробует, учится – помогает мыть пол, стирает свои носочки, ставит тарелки на стол. Это поможет его самоутверждению, а это стоит дороже, чем разлитая вода или разбитая тарелка!

И ещё несколько советов о том, как лучше бороться с капризами ребенка:

  • Предоставляйте ребенку право выбора. Например, если вы знаете, что ребенок не захочет идти на улицу в шапке, то вместо «надень шапку» лучше сказать: «Ты какую шапку хочешь, синюю или зелёную?» У ребенка останется ощущение самостоятельного выбора, а то, что в итоге он идёт гулять именно в головном уборе, прошло мимо его внимания.
  • Не заставляйте ребенка подчиняться, а обыграйте ситуацию так, будто вам нужна помощь: «Я забыла, как правильно зубы чистить, покажи мне, пожалуйста». То-то ребенок будет доволен, что маму может чему-то поучить, а зубы вычистит – лучше, чем обычно!
  • В конфликтной ситуации создавайте приятные для ребенка перспективы. Говорите ему о том приятном событии, которое его ждёт вскоре, и это поможет ему смириться с тем, что сейчас надо сделать что-то не очень приятное. Например: «Ваня, сейчас нужно собрать разбросанные игрушки, а потом я дам тебе краски, и ты будешь рисовать».

Для того чтобы понять, как с капризами ребенка бороться, необходимо твёрдо усвоить – капризы не случайны и никогда не возникают на пустом месте. Они всегда имеют какие-либо причины, а если взрослые неправильно на детские капризы реагируют, то тем самым лишь поддерживают и закрепляют их. Правильный путь к тому, как отучать ребенка от капризов – знание возрастных особенностей детской психики, соблюдение режима, единство требований к ребенку, нахождение золотой середины между недостатком и избытком внимания. И самое главное – любовь и огромное терпение!

Источник: Детские капризыВ вашем доме часто происходят детские истерики и капризы? Мы научим вас как бороться с детскими капризами ребенка, поможем найти выход из такой ситуации. Так же вы узнаете по какой причине возникают детские капризы.http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/detskie-isteriki-i-kaprizy.html

Капризный ребенок

Он такой прекрасный и — несносный!

Он нежный, но при этом вредный и упрямый!

И все это — Ваш ребенок!

Работая на протяжении нескольких лет с детьми 2-5 лет, я почти каждый день встречаюсь с недоумением и растерянностью родителей малышей, которых вдруг «подменили».

Казалось бы, только началось счастливое время, когда уже не надо постоянно кормить, пеленать, укачивать. Вот он: ангелочек, мирно копающийся в песочнице и так трогательно делящийся своими игрушками, так лучезарно улыбающийся всем и вся, так мило картавящий «Здравствуйте!» и «Спасибо!». Ваше сердце бьется с затаенной гордостью, когда вы сравниваете его с соседским капризулей, не желающим слушать свою маму. «Боже мой!» — думаете вы, — «Куда смотрят его родители?! Мое-то солнышко никогда не будет таким!».

Но вот наступает вдруг «День Х», когда ваш идеальный и радужный мир взрывается отчаянным криком «НЕТ. «, издаваемым вашим «ангелочком». Вы в ужасе и растерянности, все стало с ног на голову: целый день вы слышите: «Нет; не хочу; не буду; уйди!». Количество вариаций на тему неисчислимо: от упрямого «Не хочу» до катаний по полу. Но суть одна: вы все делали хорошо, а ребенок вдруг ведет себя из рук вон плохо.

Вам стыдно, вы разрываетесь между любовью к нему и раздражением. Как бы вы себя ни повели, вы все равно ощущаете чувство вины и неловкости. Но то, что ребенок плачет, вредничает и обижается — это говорит не о том, что он хочет досадить взрослым, и уж тем более расстроить свою маму. Дети-дошкольники, наоборот, имеют внутреннюю установку быть хорошими, соответствовать нашим ожиданиям. Это не всегда видно из их поведения в силу ряда причин. В том числе — неумения разобраться в своих чувствах, сформулировать, осознать их. Кроме того, малыши не всегда могут понять и просчитать наши ожидания (хотя для нас они очевидны). Негативизм, резкие, бурные реакции, плохое поведение — все это признаки внутренней напряженности, неудовлетворенности, страха. Что их вызывает? Опасны ли они?

В какой-то мере это естественный процесс становления психики, своего рода «издержки роста», Практически все дети проходят через этот период, хотя, конечно, каждый по-своему — в силу разницы в характере, темпераменте, окружающей среде. В этой ситуации важно сохранять максимум спокойствия и терпения, т.к. они — залог того, что естественный, хотя и сложный, тяжелый период не перерастет в некое более серьезное расстройство. Не нужно искать виноватых, нужно попытаться понять, что дети — совершенно другие, отличные от нас существа, и наша задача в этот период — помочь им всеми возможными путями преодолеть сложный отрезок времени, накопив при этом запас знаний и умений.

Чтобы узнать, что стекло бьется, надо хотя бы раз в жизни разбить стакан. Так и тут: чтобы избежать в дальнейшем неправильностей, сложностей (в том числе и в поведении), их нужно когда-то пережить и сделать правильные выводы — и ребенку, и взрослому. Детям раннего возраста (я здесь обобщаю, т.к. важно понять, что то, что свойственно одному в 2 года, для другого — естественно в 5 лет, и это нормально) еще трудно понимать логику окружающего мира, его закономерности, особенно в той его части, которая касается взаимоотношений людей, чувств, эмоций, социального поведения, общения. Ребенок в этом возрасте не способен мыслить абстрактно. В какой-то период времени мир представляется ему сложным и запутанным хаосом предметов, действий, команд, желаний и т.п. Представьте себя в таком непредсказуемом мире, причем без понятных закономерностей и привычных условностей, и подумайте, что бы вы в нем чувствовали?

Выход: максимально упорядочить все, что можно упорядочить! И дать ребенку как можно проще увидеть этот порядок: сделать наглядное расписание, продумать вместе с ним максимально простой и рациональный порядок в детской комнате (детском уголке, столе) и помогать этот порядок поддерживать.

Причем надо помнить, что далеко не всегда их представление о порядке совпадает с нашим! Поэтому еще раз подчеркиваю: продумать ВМЕСТЕ! — и при этом быть снисходительным и терпимым к их иным представлениям.

Мы часто за них решаем: куда и когда идти, сколько, где и чем заниматься, что целесообразно, а что нет. При этом руководствуемся своей «взрослой» логикой, своими соображениями, которые ребенку либо неизвестны, либо непонятны.

Мы сами, когда кто-то резко нарушает спланированный нами ход событий, начинаем нервничать и злиться. Но мы при этом умеем уже управлять эмоциями и, тем более, социальным поведением, а ребенок еще не умеет. Мы можем что-то изменить в своих планах или заставить окружающих перестроиться под них, т.е. можем влиять на ситуацию, а ребенок — нет.

Ребенку могут в любой момент что-то велеть делать или не делать, что-то запретить, и при этом, чаще всего, без права опротестовать «приговор». Реакция в этих случаях, естественно, может стать бурной. Чтобы избежать ее или исправить:

Важно снизить количество «сюрпризов».

Нужно как можно чаще объяснять, что и почему мы делаем — на понятном ребенку уровне.

Демонстрировать, как возникают изменения и что делают в тех или иных случаях. При этом лучше показать в любом случае не один выход из ситуации, но так, чтобы было понятно и очевидно для ребенка, какой из выходов является преимущественным. Важно сделать так, чтобы малыш САМ мог прийти к такому выводу. Если даже выбор сделан им неверно, то можно согласиться поступить именно так, но сделать негативные последствия неверного выбора ощутимыми и наглядными для ребенка. Только без фраз «Я же тебе говорила!» и с уважением к сделанному выбору;

Нотации и назидания вообще приводят к одному лишь желанию — сделать все наоборот;

Самое главное, пожалуй, — научить ребенка словами описывать свои чувства. Тогда он сможет лучше понимать чувства других и выражать адекватно свои — словами, а не актом агрессии. Ведь мы же и сами, когда кончаются аргументы, а результат не достигнут, испытываем потребность разбить пару тарелок. То же и у ребенка, только еще мощнее, поскольку аргументировать ему сложнее.

Важно начать описывать чувства самой, а потом спросить, что чувствует ребенок. Только не подкладывайте готовых словесных рецептов! Сколько проблем случается из-за того, что родитель, видя, например, нездорового малыша, настойчиво выспрашивает: «У тебя головка болит?» — и умученный ребенок покорно соглашается, хотя на самом деле у него болит живот, но ему не дали об этом сказать.

Было бы прекрасно, если бы вы постарались быть своему ребенку другом, чувствовать (и показывать это, если уверены), чем он живет. Просто чувствовать, не строя логических форм — логика у нас и у них все равно разная. Стараться видеть мир его глазами. Но и от себя не отказываться! И делиться с ним СВОИМИ чувствами и мыслями. И не слишком терзаться угрызениями совести, когда сдают нервы и не получается быть таким мудрым и добрым, как хотелось бы. Мы же тоже люди и имеем право на усталость, слабость, раздражение. Ребенку важно видеть и это. Понимать, что мама (бабушка, воспитательница и др.) устает, что ей может быть плохо, но она все равно возьмет себя в руки потом. Особенно важно чтобы ребенок был уверен, что в случае ошибки мама умеет признать ее и извиниться.

Иной «чужой» взрослый извиняться не станет. Но можно взять на себя эту функцию, извиниться перед малышом за другого, чтобы не нарушать систему внутреннего порядка и ценностей. У детей же приоритеты персонифицированы, и обида на одно взрослого может переместиться на всех. Только, раз защитив малыша, не надо потом при нем вести разговоры, осуждающие этого неумного взрослого, чтобы ребенок не перенес осуждение на всех «чужих» взрослых вообще.

Если ребенок проявляет свой негативизм вне дома (например, в садике) — внимательно наблюдайте, и если что — лучше сразу избавьте от травмирующей ситуации, и не забудьте объяснить, что, зачем и почему, иначе непонимание может усугубить кризис.

Источник: Капризный ребенокКапризный ребенокhttp://montessori-press.ru/roditeljam/rebenok-1-3-goda/kapriznyi-rebenok.html

Капризный ребенок 5 лет

Истерика у чада — явление неприятное и частое. Она встречается не только у детей в 4-5 лет, но и гораздо раньше. Если в раннем возрасте капризы чаще бывают неконтролируемыми, то у более старших малышей они становятся эффективным способом манипулирования взрослыми. Как справиться с подобной проблемой?

Подрастающий кроха приобретает больше интересов и желаний. И они не всегда сходятся с мнением родителей. Вот здесь-то и происходит столкновение. Ребенок отстаивает свои позиции доступным методом — истерикой. Если же у него ничего не получается, дошкольник начинает нервничать еще больше.

Причины капризов различны:

1. ошибки взрослых в воспитании; 2. вмешательство родителей в интересный процесс, которым занято чадо; 3. чрезмерная строгость, либо излишняя опека; 4. желание малыша подражать взрослым; 5. следствие переутомления или болезни; 6. недосыпание или голод; 7. попытка чего-то добиться от родителей; 8. стремление восполнить недостаток внимания; 9. желание выразить свои чувства; 10. проблемы с нервной системой.

Если с малых лет взрослые будут правильно реагировать на детские истерики, то в скором времени их удастся прекратить.

Практически всегда именно родители виноваты в том, что кроха много капризничает. Ведь взрослые не всегда четко устанавливают допустимые границы в поведении своего отпрыска. Если перед ним отсутствуют конкретные рамки, расставить их сам малыш, естественно, не может.

Зачастую провокатором истерик выступает один из родителей или родственники старшего поколения. Ребенок быстро понимает, что если папа что-то запрещает, то добиться желаемого можно у бабушки или мамы. Взрослые должны договариваться между собой, чтобы избрать единую тактику поведения, иначе в воспитании ребенка особых успехов достигнуть не удастся.

Чадо должно знать обо всех запретах, установленных правилах, имеющихся требованиях. Кроме того, следует разъяснить, что за тот или иной проступок его ждет определенное наказание. Таким образом, у кроха всегда будет выбор: совершать шалости и оставаться наказанным, либо проявлять послушание и получать что-нибудь в знак поощрения.

В 4-5 лет малыш, посещающий дошкольное образовательное учреждение, плачет и капризничает осознанно. Тем самым он реагирует на отношение к нему социума. Кроха сравнивает себя со сверстниками, не хочет ни в чем им уступать. Особенно в материальных ценностях. Многим детям свойственно завидовать друг другу, желать такую же игрушку или аксессуар. Истерика выражает сиюминутную прихоть дошкольника.

Потакать капризам юного манипулятора нельзя. Иначе раз за разом желания будут только увеличиваться. Даже если у родителей достаточно денег на покупку любой вещицы, которую требует чадо, засыпать его каждый день подарками не слишком разумно.

В 4-5 лет с малышом можно и нужно беседовать, обсуждать различные жизненные обстоятельства, объяснять сущность и значение денег. Ребенок должен понимать, что его родителям бесплатно ничего не достается, что желаемую игрушку можно получить только на праздник или как поощрение за примерное поведение.

Также важно учить кроху общению в коллективе, налаживанию дружеских отношений. Имеющуюся у другого ребенка вещь можно попросить на время, либо обменяться. Если дошкольник чрезмерно стеснителен, с комплексами необходимо начинать бороться еще в детском саду, чтобы к школе застенчивость и робость ушли. Ведь такие качества — не лучший спутник маленького человека.

Капризничать в дошкольном образовательном заведении ребенок может и по другим причинам. Возможно, его там обижают другие дети, либо излишне придираются воспитатели. Нужно обязательно выяснить, что является поводом для истерик. Если в детском саду чаду плохо, не следует каждый день отправлять его «на каторгу». Стоит подумать об альтернативных вариантах — перевести малыша в другое ДОУ, поговорить с сотрудниками, оставлять дошкольника дома или с родственниками.

Если же причиной плохого поведения служат банальные прихоти, то поощрять их не нужно. Кроха должен сам учиться мирному общению со сверстниками, диалогу и переговорам с ними. Конечно, в этом процессе ему надо оказывать содействие и помощь.

Однако существуют ситуации, когда без обращения к специалистам не обойтись. О необходимости посещения психолога или невролога свидетельствуют следующие симптомы:

1. сочетание истерик с приступами страха и ночными кошмарами; 2. во время эмоционального взрыва дошкольник наносит себе или окружающим травмы; 3. во время истерики случаются приступы удушья или потеря сознания; 4. слишком частые вспышки агрессии; 5. вялость после истерики, тошнота и рвота.

Если заболевания выявлены не будут, стоит обратить внимание на внутрисемейные отношения. Возможно, корень проблемы именно в них.

Чтобы не доводить ребенка до приступа, следует прислушаться к рекомендациям опытных специалистов:

Эти приемы сведут детские истерики к минимуму.

Самый важный совет родителям: во время эмоционального взрыва бесполезно наказывать кроху, бить или ругать его. Надо спокойно переждать приступ, не выполняя просьб ребенка. Когда тот успокоиться, надо побеседовать о случившимся, сказать о непозволительности такого поведения. Следует донести до маленькой личности, что истерикой не получится добиться от взрослых желаемого.

Если признаки будущего взрыва замечены вовремя, то стоит переключить его внимание на что-либо интересное и заманчивое, дать какое-то поручение. Нельзя бурно реагировать на капризы малыша, ведь неадекватное поведение родителей не способствует успокоению крохи.

Важно проанализировать и свои действия. Может быть, именно они являются ошибочными. Поэтому валить всю вину на ребенка не стоит. При правильном воспитании и дружественной обстановке в семье приступов случаться не должно. Когда они все-таки происходят, то лучше перестраховаться и проконсультироваться с неврологом.

Таким образом, родителям не нужно бояться детских истерик. Если проявить строгость и терпение, правильно вести себя, то справиться с капризами чада можно. Если следовать изложенным рекомендациям, то удастся через некоторое время изменить поведение дошкольника в лучшую сторону.

Источник: Капризный ребенок 5 летДетские капризы и истерика в 4-5 лет: как справиться с проблемой. Причины плохого поведения. Что делать, если ребенок устраивает истерики в детском саду.http://o-kroha.com/detskie-kaprizyi-i-isterika-v-4-5-let-kak-spravitsya/

Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте

Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте

Содержание:

Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок. Так ли это? Может сами родители разбаловали карапуза до такой степени? Возможно, причина капризов кроется в психологическом или физическом дисбалансе? Какая бы причина детских истерик ни была, с капризами что-то нужно делать. То есть необходимо бороться с таким эмоциональным проявлением, как маленькое «Я». Попробуем выяснить причины, из-за которых дети обычно капризничают, и дадим советы, как справится с излишней эмоциональностью маленького человечка.

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно «переполнение» психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Когда кроха начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления. Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего карапуза к появлению новорожденного. Как это сделать читайте в статье «Ревность старшего ребенка: как ее избежать? Советы, которые помогут воспитать психологически стойкую личность!».

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия «по сдуванию пылинок» приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и «не спешит» взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его «напрягают» и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

От возраста ребенка зависит проявление его капризов. По утверждению психологов в каждом возрасте к ребенку должен быть свой подход и возрастные изменения необходимо учитывать в воспитании.

Попробуем разобраться, как проявляются капризы в зависимости от возраста малыша.

1. Детки до года. Ребенок этого возраста привлекает к себе внимание плачем. Капризами такой плачь назвать нельзя, поскольку он еще не умеет говорить, а зовет «на помощь» при помощи крика, когда голоден, у него что-то болит или мокрый подгузник. Когда устраняются негативные факторы, малыш успокаивает и перестает плакать. Более подробно о потребностях деток первого года жизни читайте в статье «Комаровский: дети до года».

2. Детки от года до двух. После года кроха отлично понимает, что стоит лишь заплакать, и мама тут же исполнит любое его желание. Понятие «нельзя» для ребенка еще не существует, и каждый отказ приводит к очередному плачу. Провоцируют такое поведение родители, которые под «давлением» истерик ребенка позволяют делать сегодня то, что вчера было нельзя.

3. Детки от двух до трех лет. Этот возраст еще позволяет предотвратить капризы переключением внимание на что-то другое. Отвлекаясь, кроха забывает, почему плакал. Также уже имеются свои устои и есть осознание, что можно, а что нельзя. В награждение за послушание можно купить ребенку игрушку, а правильно ее выбрать поможет статья: «ТОП-10 полезных игрушек для детей возрастом от 2 до 5 лет» .

4. Детки после трех лет. У ребенка уже сформирован характер и появляется самооценка. В три года она слегка завышена, ведь до этого весь мир кружился вокруг него. Именно в этом возрасте возникает кризис трех лет (кризис возраста). Очень часто конфликтные ситуации между ребенком и родителями или между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (упасть на пол, кинуть чем-то), которые заставляют родителей серьезно задуматься, что делать со своим чадом. Как подготовить кроху к социуму, который ждет его в детском саду, можете прочесть в статье: «Как подготовить малыша к жизни в детском саду?».

5. Дети после пяти лет. Теперь плачь, крик и топотание ногами – это «оружие» против родителей, которое отлично действует в публичных местах. Он умело использует такие методы воздействия и добивается своего. Криком и физическим воздействием от такого проявления не избавится, здесь нужен тонкий подход. Можно использовать методику «озадачивания детеныша» и приобрести домашнее животное, за которым ему нужно будет ухаживать. В случае выбора такой методики вам поможет статья: «Какую собаку подарить ребенку» .

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

  • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
  • может рыдать навзрыд;
  • громко визжит;
  • монотонно хнычет;
  • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами?

Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами «Я сам», а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный «бесеныш» станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж

Многие родители шантажируют ребенка словами:

  • «Не замолчишь, любить не буду. «;
  • «Не перестанешь плакать, не дам игрушку. «.

Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

  • «Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться. «;
  • «Уйду из дому, если будешь ругать за двойки. «.

А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике

Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5. Не упрекайте плохими поступками

Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Источник: Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрастеКакие причины провоцируют капризы у ребенка? Как детские прихоти проявляются в зависимости от возраста? 5 золотых правил, которые должны соблюдать родители http://beremennost-po-nedelyam.com/kapriznyiy_rebenok_i_vyi_ne_znaete_chto_delat_myi_nauchim_kak_spravitsya_s_problemoy_prihotey_v_lyubom_vozraste/

psiholog4you.ru

Капризы ребенка в 2,5 года

Здравствуйте, Люба! Хочу еще немного добавить к ответу коллеги. Осознание своего "Я" в том возрасте, который сейчас проходит Ваша дочь, - это переход от младенческого слияния с матерью к чувству самостоятельной личности. Но  для многих мам  слияние с ребенком, которое было поначалу, очень трудно закончить. Часто женщины, сами недополучившие в детсве чувства единства с мамой и защищенности (например, кого рано отдали в ясли или бабушкам), испытывают потребность в таком слиянии с родным существом, и не могут вовремя "отпустить" ребенка. Тогда ребенок начинает сильно протестовать, и формируется так называемый "кризис 3-х лет". Проанализируйте свои чувства, посмотрите на свои действия по отношению к дочке как бы со стороны - словно рядом с Вами какая-то другая достаточно большая девочка. Не навязываете ли Вы ей ласки и общение, желая оставаться и дальше в состоянии слияния с ней?  Чтобы отделиться от Вас и развивать свою волю, ей , в таком случае, приходится прибегать к таким вот агрессивным мерам.  Постарайтесь увидеть в ней отдельную от себя Личность, спрашивайте, что она хочет, предоставляейте действовать самостоятельно, всячески расширяйте возможности для ее самостоятельности. Одобрительно отзывайтесь о ее достижениях, даже в самом малом.    Еще один важный момент: в этом возрасте ребенок начинает впервые испытывать амбивалентные чувства (когда он и любит родителей и вдруг страшно злится на них). Очень важно уделить внимание этому, разъяснить ребенку, что так бывает, и что это нормально. Например, когда вы сами сердитесь на свою дочку, вы можете так ей и говорить: "Я тебя очень люблю, но сейчас я очень сердита на тебя".    Проявляя уважение к ее Личности, требуйте взаимного уважения к своей. Обсуждайте это, учите границам свободы.  Не страйтесь ВСЁ сделать для нее. ищите возможности, чтобы и она что-то делала для вас, принимайте это уважительно и благодарите ее за это.  Это подаст ей пример действовать так же и в отношении вас.

   Что касается отношений с папой - здесь есть тонкий момент. Вроде бы, еще рановато, но сейчас дети развиваются быстрее, поэтому вполне может быть, что уже она вступает в период "романтической любви" - очень важный для формирования умения любить противоположный пол и быть им любимой. Обычно это происходит в возрасте с 3 до 6 лет. Объектом первой любви у мальчиков являяются мамы, а у девочек - папы. Соответственно, мама для дочки в этой ситуации явялется соперницей.  Не обижайтесь на нее за невольную неприязнь, связанную с этими переживаниями. Дайте понять дочке, что вы понимаете, как она любит папу. Если вы почувствуете, что она уже может понимать, ненавязчиво объясняейте ей, что когда она вырастет, у нее будет муж, а папа навсегда останется папой, и вы с ним муж и жена. Ребенку приходится смиряться с этим фактом, и если он чувствует, что его чувства понимают и не отвергают, то  в нем формируются здоровые семена будущих семейных отношений.

   Если у Вас будут трудности при преодолении своего желания быть в слиянии с дочкой, Вам лучше обратиться к психологу для небольшой индивидуальной работы, т.к. это означает, что для Вас могут быть трудности и в других отношениях, и лучше это поправить. Вы можете найти психолога в своем городе или в режиме он-лайн.

www.chelpsy.ru

Капризы ребенка

Взрослым хорошо: если что не устраивает, если молоко горячее или каша невкусная – они скажут, не постесняются. Маленьким детям же приходится несладко: говорить толком не умеют, то и дело приходится плакать, чтобы обратить на себя внимание. Плач и капризность ребенка до 3 лет – в определенной степени норма. Однако истерики детей 5-6 лет должны натолкнуть родителей на размышления. Такое поведение указывает на зреющие недопонимания между взрослыми и их детьми.

Причины капризов

Чрезмерная настойчивость и плаксивость ребенка при попытке добиться желаемого чаще всего является результатом неправильного построения отношений с малышом. Речь не только об избалованности: часто капризы ребенка 4-6 лет указывают на то, что он попросту не умеет иначе сказать о своих переживаниях. Вероятно, истерика является привычным способом привлечь внимание родителя. Кроме того, потакание желаниям и сиюминутное их исполнение воспринимаются ребенком как проявление родительской любви.

Уметь сказать «нет». Для начала необходимо научиться отказывать ребенку, не боясь обидеть его или вызвать гнев. При этом следует, конечно, объяснить причину отказа: «Я не могу сейчас сделать тебе блинчики, я устала. Давай сделаю завтра». Слова «сделаю завтра» не должны быть попыткой усмирить ребенка. Обещайте только то, что реально можете сделать.

Нередко родители терзаются чувством вины, будучи чрезмерно занятыми и не имея возможности проводить с ребенком время. В свою очередь, вина влечет за собой хаотичное удовлетворение всех капризов ребенка. Такое поведение не решает проблем: чувство вины не исчезает, а ребенок, видя, что любая его прихоть удовлетворяется, становится все более и более требовательным и капризным. В конечном итоге, капризы и истерики – всего лишь попытка получить то, что требовалось изначально и ожидается больше всего: родительская любовь и ласка.

Самый трудный этап: работу, уборку, готовку и прочие важные взрослые дела нужно отодвинуть, поиграв, поговорив с ребенком и уделив ему свое драгоценное время по собственной инициативе. Это крайне важно: видя, что родители его любят и принимают, и что для этой любви и этого принятия не нужно плакать и стучать ложкой по столу, малыш перестанет воспринимать свои капризы как единственный способ привлечь внимание

Почему еще важно не потакать ребенку во всех прихотях?

Помимо высокой вероятности вырастить чадо избалованным, такое потакание чревато отсутствием границ. Ребенок должен понимать, что мама тоже может устать и ей сейчас совершенно не хочется гулять на площадке три часа кряду или готовить блины на ночь глядя.

Разумеется, ребенку нужно уделять время, играть с ним, позволять самому придумывать ваш совместный досуг, и даже, в известной степени, баловать. Однако игнорирование собственных потребностей в отдыхе и тишине не пойдет на пользу ни родителю, ни ребенку. Потому как мама или папа, со своей стороны, начнут воспринимать общение с ребенком как очередную обязанность, а малыш будет уверен в том, что другие люди вообще не имеют собственных потребностей и интересов.

Больше говорите с ребенком.

Следует спокойно донести до малыша, что хныканье – не лучший способ добиться желаемого. В дальнейшем ему можно это продемонстрировать: требования, сопровождающиеся топаньем ногами и криками, категорически отказаться выполнять, попросив сменить тон. И лишь в случае спокойной просьбы и мирного разговора придти к договору, удовлетворяющего обе стороны.

Капризы ребенка дошкольного возраста – это не страшно, с этим не нужно бороться. Капризы и истерики – это отличный показатель того, насколько родители и дети умеют слушать друг друга и идти на компромисс. Сделав общение с капризным ребенком более близким и открытым, можно с ранних лет развивать теплые и дружеские отношения между отцами и детьми.

Галкина Елена для  kinderinfo.ru

Читайте также:

kinderinfo.ru