Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Малыш не торопится учиться читать? Заинтересуйте его! Как заинтересовать ребенка чтением в 5 лет


10 нескучных способов, как увлечь детей чтением

Несмотря на то что сегодня практически каждый носит в своём кармане большую часть всемирной библиотеки, общий уровень грамотности, эрудиции и кругозора детей не увеличивается. И здесь мы снова сталкиваемся с вечным вопросом: «Что делать?». И это вовсе не риторический вопрос. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции. Алихан Динаев по мотивам исследования филолога и педагога Евгении Абелюк и на основе личного опыта рассказывает о десяти эффективных приёмах.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Читайте детям вслух

И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.

2. Проявите свои актёрские таланты

При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.

Если автор пишет, что герой прокричал, — кричите, если он прошептал — сделайте то же самое! А если он воет — то почему бы на несколько секунд не разыграть роль волка при свете луны?

Вам кажется это смешным? Да, так оно и есть. Но кто сказал, что если это выглядит комичным, то это плохо? Поверьте, дети будут в полном восторге, а их искренний и заразительный смех будет разливаться по всему дому. Автор этих строк успешно испробовал этот метод на своих племянниках. Он одинаково захватывает и 11-летнего пятиклассника, и 7-летних девочек, и даже 2,5-летнего мальчика, который, проявляя чудеса выдержки, почти 15 минут увлечённо слушал историю из книги «Чарли и шоколадная фабрика». А когда его дедушка начал громко расспрашивать о том, что все они здесь делают, ещё толком не умеющий говорить ребёнок поднёс указательный палец ко рту и произнёс: «Тссс!»

3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь

Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам.

4. Пусть ребёнок выбирает книги сам

Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.

5. Показывайте пример

Это, пожалуй, ключевой совет. Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Пусть дети с ранних лет регулярно видят вас с книгой в руках, читают и изучают вашу домашнюю библиотеку.

6. Познакомьте подростка с книжными приложениями

Нет ничего плохого в том, чтобы читать не классические бумажные книги, а электронные. И если уж телефон стал естественным и неотъемлемым продолжением рук ваших детей, то пусть используют его с пользой. Предложите им скачать, например, приложение Bookmate («Букмейт»). Это не просто программа для чтения с огромной библиотекой. Это ещё и настоящая социальная сеть для любителей книг, где они могут находить себе новых друзей, делиться впечатлениями и обмениваться книжными полками.

7. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличное

Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки.

8. Делайте из книги приключение и ищите в ней тайные смыслы

В хорошей книге всегда есть место загадкам. А уж если школьник читает, например, Жюля Верна, то они там почти на каждой странице любого произведения. Но можно задавать себе и другие вопросы. Как поднять Обломова с дивана? Как помочь Муму сбежать от Герасима и спасти её от смерти?

9. Иллюстрации к книге могут изменить отношение к ней

Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь. И если вашему ребёнку не интересен даже «Гарри Поттер», то он вряд ли откажется от той же книги, изданной недавно с иллюстрациями британского художника Джима Кея. Его рисунки поразили даже Джоан Роулинг. Они настолько красивые, яркие и захватывающие, что их всё время хочется разглядывать и изучать. Они заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно.

10. Правильно подбирайте книги

Многим книгам, конечно, все возрасты покорны. Но если вы хотите именно заинтересовать ребёнка чтением, то «Денискины рассказы» Виктора Драгунского или «Путешествие вокруг света за 80 дней» того же Жюля Верна будут в числе лучших примеров. Но если ваш 15-летний сын говорит, что не хочет читать романы, написанные «давно умершими седыми и бородатыми стариками из позапрошлого века», то посоветуйте ему, например, книгу «Изгои» — недавно впервые переведённую на русский язык классику американской литературы. Её автор Сьюзан Хинтон написала «Изгоев», когда ей было 18 лет (начала писать ещё в 15), а главным героям романа — от 14 до 20 лет. Несмотря на юный для писателя возраст, книга Хинтон стала бестселлером, общий тираж которого более 20 миллионов экземпляров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

100 лучших новых книг для детей и подростков

20 самых странных и милых ляпов в советских мультфильмах

mel.fm

Как заинтересовать детей чтением? Про девочку, которая не любила читать

Жила была девочка Ирочка. В обычной советской семье. Мама, папа, старший братик, бабушки и дедушки. И все в этой семье любили читать.

Папа мог оставить все зарплату в книжном магазине. Дедушка собирал и сдавал макулатуру, чтобы потом получить книги. Мама с бабушкой обожали детективы, а братик увлекался историей. Все читали взахлеб. Кроме Ирочки.

Первое время все расстраивались. Потом бабушки с дедушками решили: «ну девочка, что с нее взять, главное – замуж выйти удачно». И только мама не оставляла попыток увлечь дочь чтением.

И читали по очереди, и книги мама подбирала те, что ее захватывали и увлекали. Ничего не помогало… Ирочка читала, конечно, школьную программу. Иногда читала и книги вне школы, но очень медленно и совсем без азарта.

Младшие классы, средняя школа, старшие классы. Ничего не менялось. Некоторые книги Ирочка любила. Например, Беляева “Человек-амфибия”, “Ариэль”, “Голова профессора Доуэля”, но читала она так медленно, что на один роман уходило несколько месяцев.

Но вот старший брат поступил в институт. И в лучших семейных традициях, стал всю стипендию оставлять в книжном магазине. И дома появились стопки книг. Совсем незнакомых авторов. Роджер Желязны, Майкл Муркок, Айзек Азимов, Эндрю Нортон, Пол Андерсон, Гарри Гаррисон и другие. Ирочка смотрела на них. Потом взяла одну – прочитала, вторую – прочитала, третью. И понеслось…

Вместо подготовки к геометрии в 10 классе она дочитывала “Поселок” Кира Булычева. Не могла оторваться. А “Властелина колец” осилила в рекордные сроки. Книга была одна, ее читал весь институтский курс брата, и после нескольких месяцев ожидания прочитать надо было очень быстро. Книгу ждала очередь желающих.

И сейчас, много лет спустя, Ирочка по-прежнему много читает. В очередях, в транспорте, везде, когда есть минутка времени.

В чем оказался секрет?

Просто те книги, что читали бабушка, дедушка, папа и мама, были не интересны тогда еще маленькой девочке. А других ни родители, ни брат не знали. А вот ВУЗ старшего брата в корне изменил ситуацию. И все новые авторы были очень даже интересны и увлекательны.

Так что надо сделать родителям, чтобы увлечь детей чтением?

1. Не торопиться с обучением чтению.Это сложный процесс, цель которого – понять текст. Мозг маленьких детей в 1,5-3 года просто не готов к этому. Ребенок запоминает буквы, даже произносит их, читает, но смысла текста не понимает. Логопеды рекомендуют начать изучать азбуку, буквы и учиться читать обычным деткам в районе 5-ти лет. Но еще важнее следить за ребенком, заметить у него интерес и начать ему помогать в освоении этого нового навыка.

2. А вот что полезно делать с пеленок, так это читать ребенку короткие стихи и потешки.А заучивание стихов – отличная тренировка памяти для родителей.

3. Чтение пред сном – это и время общения с ребенком, и отличный ритуал для засыпания.Можно воспользоваться моим рейтингом сонных книжек: https://ihappymama.ru/sonnye-knizhki-dlya-malyshki-kak-usypit-rebenka/

4. Играть в игры на внимание, запоминание, пространственное мышление, развивающие мелкую и крупную моторику.

5. Читать вслух, обсуждать, смотреть за реакцией ребенка.

6. Фантазировать с ребенком, придумывать продолжения, пересказывать знакомые истории на новый лад, менять сюжет, соединять героев разных книг и придумывать свои истории.

7. Рисовать героев и сюжеты, лепить, шить, ставить домашние спектакли, придумывать игры с любимыми персонажами.

8. Читать по очереди. Родители могут остановиться на интересном месте и отложить книгу. Если ребенку будет интересно, он продолжит читать сам.

9. Читать по ролям.

10. Обустроить уютный уголок для чтения.

11. Постепенно вводить более сложные книги.«Вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг». (3)Еще: «Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях – в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода. И вам стоит это учитывать». (3)

12. Не надеяться на школу. Там другие задачи.Еще Корней Чуковский говорил: «Но похоже, что Наркомпрос (1) вообще не желает внушать детям любовь к литературе. Пусть зубрят по программе – без всяких эмоций!.. Вообще, если составители программы нарочно стремились представить ребятам художественную нашу словесность в самом невкусном, неудобоваримом и непривлекательном виде, они достигли своей цели блистательно». (2) С годами ничего не поменялось.

13. Не заставлять и не насиловать ребенка чтением.Юлия Гиппенрейтер в книге «Счастливый ребенок», отвечая на многочисленные вопросы родителей, пишет: «С детства не стоит ни на чем настаивать, особенно на чтении. Ужасно, когда из-за этого отшибается любовь к чтению! Худший пример – «рекомендованная литература». Родители заставляют детей читать по этому списку, а он для детей – как рвотный порошок! Они начинают не любить автора, то или иное произведение. Самую лучшую вещь на свете можно испортить настаиванием!

Чтение – это святое. Нельзя, чтоб родитель хотел, чтобы ребенок читал больше, чем он сам того хочет. С любовью к чтению надо быть очень аккуратным. Это же любовь к мысли, слову.

14. Быть примером.Сложно привить ребенку любовь к чтению, если ребенок не видит, что кто-то из родителей читает.

15. Иметь дома книги по возрасту ребенка в свободном доступе.С «иметь дома» все понятно. Нет книг – нет чтения. Есть «где-то в библиотеке» – не сработает. Но даже когда дома есть книги, важно, чтобы ребенок мог сам спокойно подойти и взять, полистать. Посмотреть картинки. Если книги убраны в шкафы, на антресоли, в книжных полках под потолком, то считайте, что книг нет.

16. Давать возможность ребенку самостоятельно выбирать себе книги в магазине.Превратить это в своеобразную игру, поиск книжных сокровищ.

17. Не последнюю роль играет общее культурное развитие, принятое в семье.Посещайте театры, выставки, музеи. Слушайте классическую музыку.

18. Внимательно следить за увлечением ребенка и давать книги по заинтересовавшей теме.

19. Комиксы – это совсем не плохо, это просто другая подача информации. Не надо их запрещать.

20. Используйте современные технологии во благо.Пусть ребенок слушает аудиокниги или читает электронные книги на планшете.

21. Сократите время просмотра телевизора.Желательно для всех членов семьи. Вы удивитесь, сколько времени у вас освободится.

22. Ребенку понравился какой-то фильм по книге? Предложите прочитать первоисточник.

23. Компьютерные игры? Популярная игра «Ведьмак» разработана на основе книг польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Чем не повод почитать книги этой серии или этого автора? Кстати, по книгам уже есть и фильмы.

24. Кто является для вашего ребенка героем и примером?Что читают эти люди? Что они говорят о чтении?

Что читают любимые актеры, актрисы, певцы?

Или кумиры-фотомодели?

25. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите!

Чем раньше вы организуете вокруг ребенка пространство с книгами, тем лучше. Что еще может помочь родителям?

Детский психолог и писатель Екатерина Мурашова придумала игру-пособие по звукоподражанию «ДОазбука». По ней можно заниматься с детишками от 9-10 месяцев. Подробнее: https://ihappymama.ru/pochemu-sovremennye-deti-nachinayut-govorit-pozzhe-pomoshh-mamam-i-malysham/

Для подростков можно придумать какой-то нестандартный ход. Например, подарить небанальную футболку с крылатым выражением известного поэта или писателя. А девушке предложить повторить интересный образ.

Друзья будут задавать вопросы: «А кто это?», «А ты хоть читал?». Придется прочитать Чехова, Толстого, Булгакова, Гоголя или Некрасова. Футболками можно не ограничиваться.

Бонусом: а что взрослым людям дает чтение художественной литературы в целом?

1. Отдых.2. Чтение – это антистресс.3. Удовольствие. Но при условии: чем больше читаешь, тем больше удовольствия.4. Знания и эрудиция.5. Бегство от одиночества.

Для тех, кто хочет быть успешным, чтение развивает помимо эрудиции, о которой уже говорилось:

1. Эмпатию.2. Эмоциональный интеллект.3. Стратегическое мышление. Но это при условии чтения больших форм (саги, поэмы, романы).Исключительно полезные навыки как в работе, бизнесе, так и в личной жизни.Читайте хорошие книги!

(1) Википедиа: Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920-1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.(2) Цитата из книги Лидии К. Чуковской «Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский». Там ссылка на: К. Чуковский «Литература и школа. Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. – С. 592-593.(3) Гиппенрейтер Ю. Б. Счастливый ребенок. Изд-во АСТ, 216. – С. 233-234.

Смотрите также:Три книги для вдохновенияРазвиваем креативность. Книжки для детей.Книжки для детей. Как говорить о чувствах с детьми?

ihappymama.ru

Как заинтересовать ребенка чтением в 5 лет

Как заинтересовать ребенка чтением

Обычно детки знакомятся с книгами в очень раннем возрасте. Сначала мама рассказывает сказку «О сороке-вороне», затем играет с малышом в «Ладушки», чуть позже показывает яркие картинки из специальных книжек для маленьких, сопровождая их стишками знаменитых детских поэтов. Такие экземпляры очень привлекательны внешне, они имеют твёрдые плотные страницы или очень мягкие, даже клеёнчатые.Малыши любят полистать такую книжку, пощупать объёмные или рельефные рисунки, поиграть шнуровкой. Постоянный просмотр одной и той же книги развивает у ребёнка память, он запоминает картинки, образы и проговариваемый мамой текст, привязанный к каждой странице. Родители, общаясь таким образом с крохой, даже не замечают, что развивают у неё познавательный интерес.

Первая книга ребенка — мягкая книжка-раскладушка

Покупаемые книги должны подходить малышу по возрасту. На первом году жизни это могут быть предметные и тематические рисунки, рассказы (сказки) в картинках о том, как кто-то играет, проводит свой день: умывается, одевается, кушает и т.д.

Малышу от года до двух уже можно читать перед сном. Подойдут коротенькие рассказы или сказки. Детки их с удовольствием слушают и в десятый раз, уже зная сюжет, всё равно просят рассказать о «Колобке», «Лисе и Зайце», «Курочке Рябе».

Кроме народных сказок можно почитать, например, «Тараканище» Корнея Чуковского. Не опасайтесь, что что-то из этих сказок напугает малыша. Чувства детей отличаются от взрослых. Они хоть и яркие, но более спонтанные. Ребёнок не боится того, что Колобок оказывается съеденным, а заяц выгнан из дому лисой. Придуманная мамой новая концовка сказки его всегда удовлетворяет и восхищает. Все подтексты, видимые для взрослого, остаются незамеченными. Малыши всегда уверены в победе доброты над злом.

Примерно в четырёхлетнем возрасте юные создания начинают активнее интересоваться буквами, надписями. Они уже физиологически готовы запоминать новое, складывать слоги и слова, воспроизводить написанное.

Но иногда у малыша, с неподдельным интересом слушающего сказки и стихи из книжек в мамином исполнении, абсолютно отсутствует интерес к самостоятельному чтению. Ему нравиться слушать, как читает кто-то и абсолютно не хочется учиться этой премудрости самому.  Чаще всего это случается оттого, что медленно развивающиеся навыки быстрого чтения отбирают у ребёнка очень много энергии, и понять то, что им только что было прочитано, уже нет сил. Для того чтобы научить его самостоятельно читать, маме потребуется много времени, терпения и настойчивости.

Мягкие кубики с алфавитом очень нравятся малышам

Родители часто спрашивают о том, в каком возрасте лучше начинать обучение чтению. Это очень правильный вопрос и к нему есть очень неожиданный для некоторых ответ: «С рождения».

Книга должна сопровождать малыша с первых осознанных им дней, сначала наравне с яркими игрушками, затем как предмет, из которого всегда можно почерпнуть новые знания. Книги должны стоять в доступном месте, чтобы их всегда можно было взять, но не вместе с игрушками, а на специально отведённой полке. К уже знакомым, прочитанным и просмотренным экземплярам время от времени нужно добавлять новые. Можно подкладывать и любимые сказки из маминого детства, и совершенно незнакомые родителям произведения.

Начните читать малышу перед сном в самом раннем возрасте, введите это в привычку.

Обучаем чтению, играя

Научиться чтению проще всего в игровой форме

Дети не любят обучение, проходящее из-под палки или в виде принудительных занятий. Учить читать можно играя, ребёнок даже не поймёт, что это задание или очередная проверка. Как это сделать:

  1. Играя с малышом в настольную игру, попросите, чтобы он прочитал вам инструкцию к ней. Пусть он поможет вам на кухне: в его обязанность будет входить оглашение пунктов рецепта, по которому вы готовите блюдо.
  2. Поиграйте с ним в поиск сокровищ. Вы прячете «клад», а ваш маленький кладоискатель ищет его по составленной вами заранее письменной инструкции.
  3. Сочините вместе сказку или какую-то историю. Запишите её в альбом печатными буквами. Пусть теперь другие члены семьи попросят его перечитать, что получилось. Обычно дети очень гордятся своим творчеством и с радостью выполняют подобные задания.
  4. Гуляя на улице, проходя по магазину, пребывая в гостях, читайте с малышом всё, что попадается на глаза – будь то большая вывеска, яркая реклама, небольшая открытка и другие подобные вещи. Составляйте из букв-магнитиков на холодильнике короткие фразы, если это войдёт в привычку, ребёнок будет с нетерпением ожидать нового сообщения.
  5. Используйте детскую привязанность к компьютеру – покажите, что с его помощью можно читать электронные книги.
  6. Предлагайте прочитать произведения, по которым созданы любимые детские мультики или киноленты.
  7. Заинтересуйте ребёнка теми книгами, которыми вы увлекались в таком же возрасте.
  8. Побольше читайте сами, чтобы ребёнок видел, что это интересно. Если вы отдаёте предпочтение телевизору или компьютеру, то доказать малышу, что книга – это интересно, будет весьма сложно.
  9. Покажите свою книгу, расскажите вкратце, о чём в ней написано.
  10. Объясните, что такое библиотека, покажите, где она находиться, если возраст позволяет – запишите в неё ребёнка, дайте возможность самому выбрать книгу.
  11. В вашем доме должны быть разножанровые книги и журналы, пытайтесь заинтересовать ими малыша и объяснить различие между ними.
  12. Дарите к праздникам книги близким и ребёнку в том числе, говорите об их ценности и значении.

Научившись читать, дети с удовольствием делают это самостоятельно

При чтении книги малышу, умеющему читать самостоятельно, сделать остановку на очень интересном эпизоде и уйти, сославшись на занятость. Отрывок, оставшийся недочитанным, не должен быть большим, иначе ребёнок устанет и в следующий раз не захочет дочитывать самостоятельно.

Совместное чтение — прекрасный способ научить ребенка читать

Ролевой метод

Распределите между собой роли и читайте по очереди. Один из вас будет автором, а второй — озвучивать слова действующих лиц.

Метод главных героев

Переписывайтесь с ребёнком от имени его любимого персонажа. Начните с маленькой записки и в каждой следующей добавляйте текста. Постарайтесь, чтобы написанное послание было интересным, иначе малышу быстро надоест такая игра.

Метод помощи

Ссылаясь на занятость, просите сына или дочь о помощи. Пусть он почитает вам, пока вы готовите, убираете или гладите, нужное место из поваренной книги или даже просто газету, заметку из журнала, которая вам якобы нужна.

Ещё несколько полезных рекомендаций

Внимательно прислушивайтесь к настроению ребенка

  • В вашей семейной библиотеке должны быть книги, интересующие ребёнка (о динозаврах, космосе, о принцессах и т.д.).
  • Поощряйте малыша, хвалите, рассказывайте друзьям и знакомым о его достижениях.
  • Школьников приучайте читать и во время каникул и в дни занятий, пусть это станет привычкой.
  • Начинать самостоятельное чтение лучше с коротеньких рассказов. Ребёнок, справившийся с текстом, должен почувствовать удовлетворение от сделанного.
  • Не заставляйте малыша читать долго, пусть сделает перерыв, отдохнёт. Чтение для него – тяжёлый труд

mbdou67.ru

Как заинтересовать ребенка чтением: практические советы для родителей

В настоящее время принято отдавать детей в школу в 6 лет, когда они уже освоили навыки чтения и знают буквы. Даже на подготовку сейчас приводят малышей, которые уже читают, хотя бы по слогам. На родителей детей, которые совсем не умеют читать, возможно, будут косо смотреть не только педагоги, но и их «коллеги», над самим ребенком издеваться будущие одноклассники.

Не всем детям наука дается легко – некоторые отказываются учиться, не хотят запоминать буквы, и между ними и родителями завязывается нешуточная борьба – с истериками и плачем с одной стороны, и криками с другой. Как заинтересовать ребенка чтением, чтобы обучение было ему в радость?

Содержание статьи

Современным родителям не очень трудно выучить с малышом буквы и освоить основы процесса – этим занимаются также воспитатели в детском саду, так что определенная подготовка проводится. Почему-то сначала родители детей учат запоминать буквы в игровой форме, а когда малыши освоят основы сложения слов, читать уже заставляют.

Игры в электронную азбуку или освоение прикладного творчества, когда буквы вырезают или лепят из пластилина, малышам интересны.

Они с удовольствием занимаются, играют и учатся одновременно.

Но затем оказывается, что книги читать никто не собирается – способности демонстрируют на названиях улиц и заголовках газет, изучают описания компьютерных игр, и все. Заинтересовать ребенка обучению навыкам чтения намного проще, чем привить сами навыки, как решить эту задачу?

Без чтения развитие интеллекта и расширение кругозора невозможно, поэтому нужно сознательно прививать любовь к литературе.

Очень трудно понимать прочитанное, если читаешь плохо. На усвоение информации уходит слишком много времени. Поэтому ребенка нужно не просто научить читать, а обучить делать это достаточно бегло.

Для этого можно предложить следующие упражнения.

  1. Прочитать вместе книжку, а затем составить предложения, в которых пропущены имена или отдельные фразы. Это поможет ему научиться воспринимать информацию из прочитанного;
  2. Развитие творческих способностей. Пусть на основе прочитанного малыш сам составляет предложения и пробует переделать сюжеты. Например: Элли встретила Страшилу. А как она попала бы домой, если бы Страшилу не встретила?
  3. Упражнение на внимательность и умение запоминать. Специально отпечатывают два небольших текста по прочитанной книге. В одном из них смысл изменен. Задается вопрос: в каком тексте ошибки?
  4. Развитие навыков в осмыслении информации. Малышу дают прочитать короткие стишки, пословицы и поговорки – любые фразы, смысл которых зависит от порядка слов. Затем выдаются карточки с отдельными словами. Если прочитанное удалось запомнить, с заданием удастся справиться легко.

Так можно решить задачу, как заинтересовать чтением ребенка в 5-6 лет, детям постарше подобные игры уже не будут интересны.

Подготовка дошкольников к школе, как уже упоминалось, не ограничивается освоением навыка чтения по слогам. В школе обязательно спрашивают, какие книги уже успели прочитать.

Как заинтересовать ребенка чтением в 6 лет, если он отказывается играть в школу? Дети в этом возрасте активно стремятся участвовать в жизни семьи, помогать взрослым.

Поэтому можно применить различные способы:

  • читать интересную книгу вместе и закончить на «самом интересном» моменте – пусть дальше узнает сам, что произошло с героями;
  • использование ролей – вряд ли малыш откажется поиграть с родителями в театр;
  • договориться читать по очереди по одной главе;
  • если есть младший братик или сестренка, попросить почитать книжки им.

Есть еще метод, как заинтересовать ребенка учится много читать. Пусть мама или папа притворятся, что болит горло, но им очень нужно узнать погоду, положение в мире или еще что-то… Игра в «медсестру» или «медбрата» принимается с удовольствием – за прихворнувшим родителем обязательно поухаживают и по его просьбе даже почитают книжку.

В летнее время с собой в отпуск не стоит брать планшет – лучше прихватить побольше книг и оставлять с ними наедине. Пусть малыш поймет, что чтение – лучший способ избавиться от скуки.

В этом возрасте «почти подростки» уже умеют настоять на своем, точно знают, чего хотят, уже пытаются попрать родительский авторитет и книгам предпочитают компьютерные игры.

Что делать родителям в этом случае?

Книги, которые задали в школе, нужно изучить обязательно. Можно придумать поощрение, если сюжет кажется скучным. Прочитал – получил поход в кино или в парк, мороженое. Если метод не сработает – придется знакомиться с содержанием вместе.

Если дополнительная литература не заинтересовала, не нужно заставлять ее дочитывать. Так можно совсем убить любовь к литературе. Необходимо найти историю, которая покажется интересной.

Как только становится заметно, что чтение утомило – его следует прервать. Зевает чадо, отвлекается на посторонние предметы, смотрит в окно, начинает быстро перелистывать страницы – все это показывает, что накопилась усталость. Если сюжет увлекает, а описания природы или погоды навевают скуку, их можно смело пропускать.

Хвалить нужно за любые успехи, даже самые маленькие. Почитал сам – похвалили, рассказал о сюжете – достоин поощрения. Пусть с книжками будут связаны только приятные моменты. Всегда следует найти время, чтобы показать, насколько интересно совместное общение, вместе почитать, обсудить прочитанное. Только так можно добиться, чтобы чадо не воротило нос от книжек.

Если малыш читать категорически не желает, не следует его усаживать за книжки силой. Это только полностью отобьет желание знакомиться с литературным творчеством.

Если книга неинтересна, но ее прочитать задано, не следует запирать с ней чадо, лишая игр. Скорее всего, он будет сидеть и смотреть в потолок. Стоит попытаться заинтересовать сюжетом, найти интересные черты в характере у героев.

Следует анализировать, что интересует малыша в данный момент. Если это домашние животные, стоит приобрести книгу о собаках и кошках. Если оружие, можно достать книги с описанием стрелковых или древних видов вооружения. Интересуется Древним миром, динозаврами, компьютерными играми – приобретите книгу с сюжетом по мотивам данной игры. Если знать увлечения собственного дитяти, то всегда его можно заинтересовать.

Обязательно нужно дать понять чаду, что книжки – это важно. Для этого достаточно в разговорах с друзьями и приятелями упоминать о прочитанном, обсуждать какие-либо литературные произведения, дать понять, что очень важную информацию почерпнули из книг. Желательно при встречах обсуждать со знакомыми, что читают их дети, предлагать меняться книгами.

Очень трудно приучить к чтению малыша, если сами родители не читают, и в доме нет ни одной книги. Если он привык, что вечера окружающие его взрослые проводят перед экранами компьютера или телевизора, вряд ли он будет стремиться получать знания из книг.

Не нужно обзаводиться библиотеками и многотомными фолиантами. Достаточно приобрести несколько журналов, детективов-однодневок, легкую литературу, и обсудить прочитанное в семейном кругу.

Существует литература для всей семьи: о путешествиях и путешественниках, древнем мире, жанр фэнтези – такие книги обычно снабжены красивыми иллюстрациями. Совместное чтение и просмотр сблизят домашних, заинтересуют чтением не только детей, но и их родителей.

Видео: Малыш не торопится учиться читать? Заинтересуйте его!

Понравиласьстатья?

Вам понравилась статья?

Рейтинг из

ДаНет

Спасибо за голос

mjusli.ru

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В  этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Светлана Сторожук, психолог 

Книжки — малышкам

Телевизор, конечно, удобнее. Посадил перед ним наследника, включил мультики — и занимайся спокойно своими делами. Компьютер тоже весьма облегчает жизнь: пока чадо возит мышкой по столу, а носом — по монитору, можно тридцать раз успеть добежать до канадской границы и один раз обсудить с подружкой последние модные тенденции.

Но только не обижайтесь потом, что ребенок идею «почитать» воспринимает как «а не отправиться ли тебе на каторгу?». Не злитесь, что из всех героев Великой Отечественной войны подросший сын знает только рядового Райана, которого спасали всем телевизором, — и имеет в связи с этим двойку по истории. Не недоумевайте, почему дочка-первоклассница все еще пыхтит над «Ма-ма мы-ла ра-му», когда ее ровесники хохочут над рассказами Носова. Вы не читали им книг в детстве — и они не научились получать удовольствие от бумажных страничек, наполненных буковками и рисунками. А без изначального, в подсознании с младенчества заложенного: «Книжки — это интересно!» овладеть навыком быстрого и непринужденного чтения так же сложно, как научиться плавать при водобоязни или прыгать с парашютом при страхе высоты. 

«Дядя Степа» назубок

Книги — это больше, чем бумага, испачканная типографской краской. Книги — это возможность развить свой интеллект, это умение мыслить и сопереживать, шанс понять себя и... почувствовать, как это сладко — засыпать, слушая сказку, которую читает мама.

Но с какого возраста приобщать малыша к букинистическому разнообразию? С года? С рождения? С зачатия?

Психологи рекомендуют активно вводить книгу в детский «рацион» с момента, когда малыш научится ползать. Тем более, что сейчас появилась масса чудесных «антивандальных» книг — клеенчатых, картонных, даже пластмассовых. Их странички можно смело пробовать на зуб — книга выдержит! Конечно, чтением первое знакомство с книжкой назвать нельзя. Кроха будет вместе с мамой листать странички и узнавать, что «Это петушок — видишь, какой у него золотой гребешок? А это корова — му-у-у!». Задув свою первую свечу на именинном торте, малыш уже может переходить к «настоящим» книжкам — с текстом. Впрочем, главное место на страничках по-прежнему должно отводиться картинкам. Книга без ярких, легко узнаваемых рисунков для полуторагодовалого малыша смысла практически не имеет — ребенку еще слишком сложно воссоздать в голове образ главного героя (да-да, Колобок — это тоже главный герой), если он не нарисован на картинке. Поэтому маме приходится читать книжку так, чтобы малыш видел все рисунки. Очень удобно, кстати, листать странички лежа рядом с сыночком или дочкой на полу — малыш тут и к маме может бочком прижаться, и ладошкой по плохому волку похлопать, и порцию поглаживаний и поцелуев в процессе чтения от мамы получить — руки-то у обоих свободные!

Выбирая сказку для крохи, следите за тем, чтобы сюжет в ней был прост и последователен

Даже если вам очень-преочень нравится Андерсен, отложите его на будущее. Не оценит Ганса Христиана ваш маленький книголюб — в свои полтора года он сделает выбор в пользу «Курочки Рябы», «Репки» и «Колобка». А душевным терзаниям Герды он еще посочувствует — потом, лет в пять.

Есть у малышей еще одна особенность — рифмованные строки они воспринимают лучше, чем прозу. Вслушайтесь: даже первые слова малыша — это рифмы: «ма-ма», «ба-ба», а пресловутое «дай» большинство крох произносят как «дай-дай-дай». В общем, стихов в мире полуторагодовалого малыша должно быть много. Барто, Михалков, русские народные потешки вроде «Идет коза рогатая за малыми ребятами» — то, что несомненно вызовет заинтересованную улыбку у ребенка. Только, читая стихи, включайте эмоции — вы же не телефонный справочник декламируете! Говорите, актерского мастерства нет? А вы попробуйте — и по лицу своего зайчонка увидите: у вас получается!

«Я не была уверена, что „Дядя Степа“ понравится моему Славе, — рассказывает Ольга, — сыну было чуть больше полутора лет, когда я впервые прочитала ему: „Уважали дядю Степу за такую высоту — шел с работы дядя Степа — видно было за версту“. Просто мне самой очень уж нравились эти стихи. Я и стала их читать, не скрывая собственного восторга. Славик затих, а потом... стал требовать „Дядю Степу“ каждый день».

Как в сказке!

Сколько диссертаций и научных монографий написано о детских сказках — не сосчитать. Американский психолог Эрик Берн был уверен: по тому, какую сказку в детстве предпочитает ребенок, можно судить, каков будет сценарий его взрослой жизни.

Зачитывается девочка «Спящей красавицей» — значит, в будущем в общении с мужчинами предпочтет тактику «завоюйте меня, красавицу, сами, а я стану пассивно наблюдать за вашими попытками разбудить мои эмоции». Обожает «Золушку» — будет жить по принципу: «Все хорошее дается тяжелым трудом». Я, конечно, утрирую, но сказка — она и вправду значит для ребенка очень и очень многое. Сказками лечат детские страхи, сказками учат общению... Недаром сказки — самый любимый жанр дошкольников.

«Я заметила, — рассказывает Елена, мама четырехлетнего Павлика, — что мой сын «читает» каждую сказку раз по десять. Если мы берем с полки «Красную Шапочку» — значит, мы и завтра перед сном будем читать «Красную Шапочку», и послезавтра, и послепослезавтра... И только потом, недели через полторы, начнется эпоха «Мальчика-спальчик» или «Царевны-лягушки»...

Ничего удивительного в этом нет. Каждый сюжет малышу нужно прожить, примерить на себя, «переварить» — так что не возмущайтесь: «Мы с тобой уже прочитали „Кощея Бессмертного“, давай сегодня возьмем другую книжку!» Вы — прочитали, а ваш малыш — еще нет. Он еще читает. Не мешайте ему. Лучше раскрывайте книгу и начинайте с выражением про «яйцо в утке, утка в зайце»... К пяти годам воображение и мышление малыша развиваются до такого уровня, что он уже может уследить за хитросплетениями сюжета и переживаниями героев — но пока еще не так быстро, как это происходит у взрослых.

Порой мамы ужасаются «шквалу насилия и жестокости», которые они обнаруживают в сказках. Нет, ну куда это годится — волку вспарывают брюхо и извлекают оттуда Красную Шапочку, Змею-Горынычу отрубают махом сразу три головы (да, не белый и пушистый, но все ж живое существо)... Не драматизируйте, мамы! Для маленького ребенка волк, которому вспороли брюхо — не реальное животное, испытывающее реальную боль, а обобщенный образ зла, которое должно быть наказано.

Другие мамы боятся читать малышам «страшные сказки» — с Бабой Ягой, тем же Змеем Горынычем, троллями... Однозначных рецептов тут не существует — в первую очередь нужно ориентироваться на реакцию малыша.

Если кроха увлечен сюжетом и не боится Бабы Яги — вам этой почтенной старушки тем более незачем опасаться

В конце концов, вспомните свои поездки в пионерский лагерь. Что рассказывалось вечером после отбоя? «В черном-черном лесу росло черноечерное дерево...», «Открыла девочка дверь — и в комнату въехал гроб на колесиках», «И исчезла девочка, а желтые шторы так и остались висеть». Классические детские страшилки. В двенадцать лет пощекотать себе нервы хочется «Красной рукой», а в пять — «Кощеем Бессмертным». Нормальный психологический тренинг перед реальными страхами взрослой жизни. Впрочем, если малыш слишком бурно реагирует на перипетии «страшного» сюжета, плохо засыпает после таких сказок — отложите их до лучших времен. Перед сном вообще лучше читать что-нибудь успокаивающее, не вызывающее бурных эмоций.

Считается, что сказка должна иметь конец в стиле: «И жили они долго и счастливо». Однако далеко не всегда после прочтения сказки хочется крикнуть «Ура!» и бросить в воздух чепчик. Тот же Ганс Христиан Андерсен, которого мы отложили в полтора года, был редкостным пессимистом. Одна его «Русалочка» чего стоит! Можно ли читать малышам сказки со столь... неоднозначным концом? Да, конечно. Такие произведения развивают чувства малыша, учат сопереживать, понимать боль другого.

Только не говорите, жалея кроху: «Да не плачь, все потом у Русалочки стало хорошо!»

Не стало. И для малыша важно это знать — иногда случается так, что события развиваются не лучшим образом и нам уже ничего не изменить. Мы можем только научиться правильно принимать это. Но, конечно, увлекаться грустными сказками и историями не стоит. Большинство детских книг должны быть веселыми и позитивными! 

Тренируем эмоции

А еще шестилетки обожают истории с продолжением. Книги, чтение которых растягивается на неделю, сказки с множеством героев и невероятными приключениями — все это увлекает дошколят так, что на мамино: «Сынок, я уже охрипла читать!» слышится просящее: «Ну ма-ам, еще страничку!».

Раскройте вместе с малышом «Незнайку» или «Приключения Буратино» — получите искреннее удовольствие!

Кстати, о будущих школьниках...

«Моей Кате уже 6 лет, скоро в школу, и я стараюсь читать ей в основном познавательные энциклопедии, — говорит молодая мама Татьяна, — дочке интересно узнавать про то, как устроен мир, почему днем мы видим солнце, а ночью — луну. Воспитательница в садике говорит, что моя Катя — самая умненькая девочка в группе, она старается и другим детям рассказывать то, что знает сама. Но меня беспокоит, что Катя никак не научится дружить с другими девочками и мальчиками, ее просто не принимают в компанию».

Конечно, Татьяне лучше проконсультироваться с детским психологом, но одно можно сказать сразу: маленькой Кате явно не хватает... книг. Настоящих детских книг — с приключениями, рассказами из жизни ее сверстников, стихами и переживаниями.

Психологи уже давно создали шкалу оценок не только IQ (коэффициента интеллекта), но и EQ (эмоционального интеллекта). Выяснилось, что люди, чей EQ низок, с большим трудом приспосабливаются к жизни в обществе — каким бы высоким ни был их уровень интеллекта. Недаром говорят, что главный талант, который открывает перед человеком все двери — это талант общения.

Художественная литература — один из самых успешных способов развития эмоций. Вместе с героями книг дети проживают их жизнь, учатся общаться, сочувствовать другим, разбираться в хитросплетениях чужих поступков и мотивов... В погоне за школьными успехами не забывайте о реальной жизни — ведь вашему малышу предстоит жить в мире людей, а не формул.

Он уже читает сам!

В жизни каждой мамы настает замечательный, чудный, невероятный день, когда ее ребенок впервые ведет пальчикам по строчке аршинных букв и читает — сам, своими собственными глазками читает: «ма-ма», «мо-ло-ко», «во-ро-на». Но, как правило, за этим восхитительным днем скоро наступают другие, менее восхитительные. В ответ на мамину просьбу: «Давай-ка, почитай немножко» — ребенок морщит носик: «Не хочу-у-у!» А что вы думали?

Это для вас чтение — развлечение, а для малыша — тяжелый труд

Если бы вам кто-нибудь предложил на досуге порешать тригонометрические неравенства, вы бы тоже наморщили нос и предложили альтернативный вид отдыха. Разница между вами и вашим ребенком в том, что вам в тридцать лет тригонометрией можно увлекаться, а можно и нет. Ребенку же в его шесть увлечься чтением необходимо — впереди школа, где читать придется каждый день, помногу и желательно — с удовольствием. Поэтому, давая малышу первые книжки для самостоятельного прочтения, выбирайте те, где много картинок и мало текста.

Пусть ребенок сам прочитает «Курочку Рябу» и «Колобка». Знакомые сказки помогут безболезненно преодолеть этап «читаю то — не знаю что».

И, главное, читайте дома сами. Если мама каждый вечер садится на диван с книжкой, а папа регулярно с интересом изучает журналы, малыш будет уверен: ежедневное чтение — это такая же «обязательная жизненная программа», как телевизор или утреннее умывание. Приятного чтения!

«Сказочные» анекдоты

— Добрая девочка и злая девочка плевались с балкона. Добрая девочка попала в пятерых прохожих, а злая — в трех. Потому что добро всегда побеждает зло!

— Три дня и три ночи скакал Иван Царевич... пока скакалку не отобрали.

— На берегу озера сидел Змей-Горыныч и пел хором, невпопад.

— Буратино упал с табуретки. Папа Карло, волнуясь, спрашивает у врача «скорой»: — Доктор, что с ним?! — Жить будет, но серьезно пострадала кора головного мозга.

Источник: http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/754/

www.apatitylibr.ru

Как научить ребенка читать: советы родителям

Содержание статьи

Сегодня многие родители озабочены ранним развитием своего чада. Чуть ли не с пеленок пытаются вырастить вундеркинда, отбирая у крохи детство. Особенный интерес у родителей вызывает чтение. Отчасти потому, что им самим лень посидеть с малышом и книжкой. Как научить ребенка читать? Рассмотрим все тонкости.

В каком возрасте начинать учить читать

Не ранее 4-5 лет. И дело даже не в том, чтобы удовлетворить собственные амбиции, похваляясь перед другими родителями. И не в том, что обучение чтению до 4 лет может быть очень сложным, потому что у малыша еще не полностью сформированы различные виды мышления. А в том, что раннее обучение крадет у ребенка счастливое время детства. Учеба еще успеет ему надоесть. А беззаботного ничегонеделания уже никогда не будет. Поэтому не торопитесь.

Еще один важный нюанс. Отпрыск должен сам захотеть начать учиться читать. Забудьте слово надо. Пусть это будет слово хочу. И стимул! Обязательно у малыша должен быть стимул. Пусть поймет, для чего ему это нужно.

Как пример:

  • сам сможет почитать себе новую книжку
  • сам прочитает на экране задание для компьютерной игры
  • посидит рядом с мамой, почитает ей сказки

Только не давите на то, что умение читать — это преимущество. Иначе вырастите сноба, который считает себя лучше всех.

как быстро научить ребенка говорить букву Р

Как заинтересовать ребенка чтением

У меня есть пример отличного стимула. Вдохновившись тем, что отец научил меня читать в 4 года по журналу «Крокодил», возомнила себя великим педагогом. Начала учить читать сына в 4, но уже по журналу «Марвел». Ну была у нас страшная любовь к трансформерам и человеку-пауку. Сын прекрасно освоил все буквы, даже писал их в альбоме (печатные), но читать самостоятельно категорически отказывался. И мы плюнули на это дело.

К 5 годам папенька подарил ребенку сони плейстейшн. И диск с игрой про человека-паука. Как назло, там было много заданий, которые было нужно читать. Поначалу я это делала сама. А потом однажды не приготовила обед (сделала вид), потому что: «Сынок, ну мне было некогда готовить, я же тебе читала!»

Ребенок, сдвинув брови, сурово сказал: «Иди, свари котлеты. Я сам почитаю!» Ухожу на кухню, изображая бурную деятельность. Спустя какое-то время заглядываю в комнату. Ребенок водит пальцем по строчкам на экране, что-то гундит себе под нос, периодически ныряет в любимый журнал комиксов.

Примерно через неделю мы уже прилично читали целыми словами. В 5 лет. Почему не по слогам? Потому что: «Долго, не успею прочитать — спайдермена убьют, проиграю». Вот вам и стимул.

Сейчас мое чадо не воспринимает книги бумажного формата. А вот электронный вариант всегда у него с собой. Все же, это лучше, чем не читать совсем, зависая в «Доте» или «Майнкрафте».

А теперь тем, кто сейчас гневно раздувает ноздри. Дескать, компьютерная игра! В таком возрасте! И что-то там еще! Извините. В наш век высоких технологий от этого никуда не уйти. Ребенка изолировать не получится. Некоторые малыши в 2 года уже умеют играть в телефонные игры. Так почему бы не использовать это во благо? Вместо стрелялки предложите красочную развивайку. Их сейчас полно на любой вкус, цвет и возраст.

Технологии идут вперед. И вы тоже не стойте на месте. Интерактивные игрушки, электронные алфавиты, детские компьютеры — список большой. Просто выбирайте с умом, чтобы не навредить.

как мотивировать ребенка на учебу

Как выучить буквы

Некоторые источники рекомендуют азбуки, буквари разных авторов. Спору нет, это яркие пособия, привлекающие внимание, с грамотными рекомендациями и советами для родителей. Но начните учить буквы с того, что ребенку будет милее всего. С его имени. Напишите его на бумаге. Раскрасьте, добавьте картинку человечка — это он сам. Пусть малыш попробует написать свое имя. Пусть дофантазирует историю.

При этом обязательно проговаривайте вслух звуки. Например, не эр-о-эм-а, а именно р-о-м-а. По звукам! Чтобы было легко прочитать. Не забивайте малышу голову правильным произношением букв. Мы читать учимся, а не проходим программу начальных классов.

После успешного освоения собственного имени добавляйте классические мама-папа. После трех слов уже можно брать детскую книжку и искать знакомые буквы. Например, в начале слова, в конце, в середине.

Далее учим другие буквы. Некоторые источники не рекомендуют делать это по азбуке. Потому что за одной буквой у малыша закрепится одна картинка. Других ассоциаций не возникнет. Мы пошли другим путем. Купили книжку, в которой было целых 7(!) азбук. То есть, буквы одинаковые, а картинки разные. Другими словами, буква а — это не только аист. Это еще и ананас, автомат, Африка, абрикос, автобус. Таким образом ребенок выучит именно букву, а не картинку под ней.

Совет. Почаще повторяйте пройденное. Выучили сегодня 2 буквы. Нашли их в книжке сказок или в собственном имени. В следующий раз выучили еще парочку. И обязательно повторили предыдущие.

Кстати, знакомые буквы можно искать не только в книжках. На прогулке смотрите по сторонам:

  • магазинные вывески
  • театральные афиши
  • рекламные надписи
  • объявления

Это же так интересно! Плюс ко всему, для лучшего запоминания, можно поиграть в «Города». Но с другими правилами. Пусть все слова начинаются на выученную букву. Или заканчиваются. Только не вздумайте обыграть отпрыска! Он должен проигрывать очень редко. Или сделайте вид, что не знаете больше слов, пусть подсказывает.

Совет. Все дети любят ходить по магазинам. Попросите малыша помочь вам. Пусть прочитает название продукта на этикетке. Только не состав, там слишком много непонятных и сложных слов. Не забудьте похвалить ребенка. Разрешите ему самому выбрать продукт, прочитать и оплатить покупку на кассе. Обязательно расскажите родственникам в его присутствии, какой помощник у вас растет.

Огромную помощь в обучении чтению нам оказали кубики и буквы на магнитах. Пришлось даже купить сразу три алфавита, чтобы на холодильнике можно было собирать слова. Кубиков тоже покупали три комплекта. Строили из них здания сразу с надписями. Магазин, детсад, школа, работа, кино, аптека, гараж, дом. Целый город получался.

Совет. Не приставайте к ребенку с обучением, если он болен, неважно себя чувствует или в плохом настроении. Малыш должен быть выспавшийся, сытый и отдохнувший. Обязательно делайте перерывы.

Кстати, можно написать алфавит на листочках. Расклеить их по дому. Вы занимаетесь своими делами, и просите чадо найти и принести вам листочек с названной буквой. Со временем задачу можно усложнить, дописав слоги, а затем и слова. И не скупитесь на похвалу.

как подготовить ребенка к школе

Учимся читать по сказкам

Моего племянника совершенно не интересовали интерактивные игрушки, телефон и компьютер. Зато как же он любил одну единственную книжку! Это была сказка «Скатерочка, баранчик и сума». Мы читали ее по 10 раз подряд каждый день. Честно признаться, уже начало подташнивать от нее. Но что не сделаешь, лишь бы чадо научилось читать?

Потом пришлось сделать вид, что я «забыла» буквы. Совсем. И читать не умею. Тогда племянник чинно садился рядом, и «читал» мне сам. Сначала по памяти, просто листая страницы. Затем пришлось сказать, что он немного ошибается и в книжке написано по-другому. Тяжело вздыхая, племяш спрашивал, где какая буква.

Очень на руку было то, что слова в сказке были напечатаны как в букваре — по слогам. Понадобился примерно месяц, чтобы в 6 лет ребенок стал читать сам.

Но ведь сказка некрасивая получается, если читаешь не целыми словами, а слогами. Ребенок обозвал меня злюкой, за то что покусилась на святое. И начал проговаривать слоги про себя. Вслух произносил уже целые слова. А так как читали мы сказку уже не 10, а 20 раз подряд, то слова стали получаться сами собой.

Конечно, в награду за прочитанную самостоятельно другую сказку целыми словами пришлось щедро одарить племянника. Купили велосипед. Зато он до сих пор мало интересуется компьютерами, и очень много читает бумажных книг.

Предупреждая вопросы: нет, не ботаник. Да, со зрением все в порядке. Нет, в классе не изгой. Да, с ним интересно поговорить.

Совет. Понаблюдайте за ребенком. Какую сказку он просит прочить чаще всего? Попробуйте повторить мой опыт. Вдруг получится?

как заставить ребенка читать

Полезные рекомендации

В последнее время среди родителей популярна методика обучения чтению с возраста 2 месяца. Заключается она в том, чтобы показывать крохе карточки со словами в быстром темпе. Отзывы самые восторженные, ребенок читает самостоятельно уже в 2 года. Но мало кто упоминает об одной очень нехорошей особенности данного способа. Так сказать, побочный эффект.

Зачастую, дети в 2 года не умеют толком говорить. Они общаются с родителями… да-да, теми самыми карточками. Задержка речевого развития очень значительная. И переучить малыша весьма сложно. Ведь он с младенчества привык к картонкам. Оно вам надо, чтобы ребенок мычал и махал бумажками? Как обезьянка в лаборатории. И, если животное умиляет такой «беседой», то в случае с собственным ребенком выглядит жутко. А последствия плачевные.

Некоторые родители с самого начала обучения совершают большую ошибку. Они пытаются втолковать ребенку правила фонетики, объясняют про мягкость и твердость букв, надоедают со звонкими и глухими звуками. После такой каши в голове отпрыск наотрез отказывается от чтения самостоятельно.

Мамы и папы! Успокойтесь. Все эти подробности ребенку объяснят в школе, когда придет время. Пусть он сначала научится читать хотя бы по слогам. Привьете интерес, потом уже будете рассказывать про все тонкости фонетики. Не мучайте чадо раньше времени.

Встречаются источники, которые категорически запрещают учить ребенка читать до тех пор, пока он не начнет правильно произносить все буквы. Получается, что ротацизм, шепелявость и другие дефекты речи — абсолютное препятствие?

Глупости какие! Послушайте, а что вам мешает совмещать обучение чтению и посещение логопеда? Только ваша лень и святая вера статьям из модных журналов. Одно другому совершенно не мешает.

Просите ребенка пересказать прочитанное вами. Не дословно, своими словами. После того, как малыш научится читать по слогам, спрашивайте — о чем он прочитал. Не торопитесь браться за следующее предложение. Пусть развивает фантазию, придумает продолжение самостоятельно. Потом прочитает и сравнит, чья история лучше.

Все дети любят рисовать. И писать тоже. Так пусть это будут не бессмысленные каракули, а буквы. Кривенькие, огромные, маленькие, еще печатные, но буквы. Выучили новую — потренируйтесь написанию. Бывали случаи, что дети дошкольного возраста писали свои собственные сказки. С картинками, как настоящие книги! Может быть, ваш ребенок станет известным, благодаря этим незатейливым историям?

Как научить ребенка читать? Начните с личного примера. И не злитесь, если у малыша не получается. Ведь все приходит со временем. Постепенно отпрыск научится читать, если вы грамотно ему поможете. Удачи!

как привить ребенку любовь к чтению

Видео: как научить ребенка читать

howtogetrid.ru

Как приучить ребенка к чтению: 10 советов для родителей

Алена Лепилина

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.

Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.

Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.

От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.

Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

источник

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.

А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

источник

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Обложка поста: pexels.

P.S.  Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку.  В первом письме — подарок.

deti.mann-ivanov-ferber.ru