Как учить стихи с детьми? Как учить стих с ребенком 5 лет
Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т.д.), а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай, просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг – выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово, или фраза и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу). Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает, и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру – надо взять ребенка так, как берет нас реклама – бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз, будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной – две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим отличным от остальных голосом. В конце концов ребенок включиться в игру. Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого. Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя – вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивание известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передачи своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении. Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. И напоследок несколько рекомендаций: 1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
2. Чтобы стихотворение училось легко – отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. 3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомиться со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках. 4. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку. 5. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», Антошка-картошка, «иди на горшок – получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и т.д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.
www.baby.ru Как быстро учить стихи с ребенком: лучшие советы для родителей
Почему одни дети с легкостью рассказывают стишки, а для твоего ребенка это настоящее испытание? Он не может запомнить и строчки, и в ответ на любые уговоры ты слышишь лишь «Не хочу! Не буду!» Возможно, ты очень настойчива и не оставляешь выбора. Или стишок не нравится. Давай искать подход к малышу и все-таки поможем ему выучить стихотворение. Зачем нужно учить стихи?Для начала разберем, почему учить стихи нужно. Заучивание потешек, стишков, песенок – один из чудесных способов развития памяти. Хорошая память – полезный навык, который в будущем принесет огромные плоды. Кроме того, ты помогаешь ребенку развивать уверенность в себе, артистичность, творческий потенциал, чувство ритма, а также расширять словарный запас.
Если же изучение стихов сопровождать еще и пальчиковой гимнастикой или движениями, то будет развиваться мелкая и крупная моторика. Звучит убедительно? Тогда дело за малым: найти коротенькие стишки с простой рифмой. Это идеальный вариант для первых попыток запоминания. Когда начинать?Читать стихи хорошо бы с самого рождения крохи. Ничего, что он еще не умеет разговаривать. Главное, он слушает, воспринимает! Уже с первых дней жизни старайся прививать любовь к прекрасному. Для самых маленьких подойдут потешки, которые можно рассказывать при пробуждении, кормлении, купании и одевании. Когда малыш уже учится говорить, можно переходить к заучиванию простых четверостиший. А дальше по мере взросления стихи постепенно усложняются. Самый благоприятный возраст для разучивания стихов – 4-5 лет. В этот момент память ребенка начинает развиваться быстрыми темпами, а запоминание текста становится осознанным. Хитрые советыВыучить стихотворение – задача не из легких, но вполне осуществимая, если ты будешь придерживаться простых советов. Их несложно соблюдать. - Стих по возрасту. Выбирай стихотворения согласно возрасту своего карапуза. Старайся всегда начинать с самого малого, не бери огромные тексты, которые ребенку не под силу. А слова, которые встречаются в стишке, должны быть знакомы и понятны. Если твой малыш чего-то не знает, для начала растолкуй ему смысл.
- Должно нравиться. Выбирай такие стихи, которые нравятся не только тебе, но и карапузу. Перед тем, как учить, предложи ему несколько вариантов. Прочитайте их, рассмотрите картинки, затем поинтересуйся, какой стишок крохе пришелся по душе и какой хотелось бы выучить, например, для бабушки.
- Правильное время. Приступать к изучению строчек нужно тогда, когда ребенок не болен, хорошо отдохнул, у него отличное настроение, есть желание заниматься, он полон сил и энергии. Психологи доказали, что заучивать стихи лучше в первой половине дня, а повторять их – утром после пробуждения и перед сном.
- Мотивация. Очень часто дети не понимают, зачем им запоминать стихи. Поэтому для начала расскажи, для чего вы учите то или иное стихотворение. К примеру, это может быть подарок папе на день рождения или стишок для Деда Мороза. А может, ребенок будет участвовать в каком-то представлении или готовиться к утреннику?
- Эмоциональность. Учите стишки с выражением, иначе текст потеряет для ребенка всякий смысл. Можешь прочитать один и тот же стих с разной интонацией и сменой громкости. Или возьми любимую игрушку малыша и сымитируй ее голосок, затем попроси его повторить за плюшевым другом. Это вызовет восторг карапуза, а изучение стиха станет более интересным и увлекательным.
- Играй. Запоминание стихов не должно превращаться в рутинное заучивание, крохе понравится, если ты будешь закреплять это какой-нибудь игрой или творчеством. Например, можно использовать мячик. Ты говоришь одну строчку и после этого бросаешь мяч карапузу. Он ловит мячик, повторяет строчку за тобой и бросает его обратно. Ты говоришь следующую строку стишка и снова бросаешь мяч. Также мячик можно бросать не только на каждую строчку, но и на слово или на каждые две строчки. Попробуй разные варианты, выбери то, что вам больше подойдет. А еще стих можно нарисовать, потом по картинкам попробовать его рассказать (такой метод называется визуальный). А может, вы его пропоете? Кстати, есть много стишков, положенных на музыку. Сперва прочитай такой маленькому, а затем найдите песенку в интернете и послушайте он-лайн. Обещаем, увидишь удивление на личике своего крохи!
- Постепенность. Не старайся выучить стих за один день, а тем более за один присест. Учите по пару строчек, постепенно и не торопясь. Тогда этот стишок останется в памяти ребенка надолго.
- Обязательно хвали! Даже если сразу не получается запомнить стих и карапуз допускает ошибки – поощряй его. Говори, что он только учится, чуть позже расскажет гораздо лучше. Такое ободрение – отличный стимул, в следующий раз кроха будет стараться еще больше!
Стихотворные игрыПредлагаем не просто учить стишки, а весело проводить время! - «Показухи» Ты читаешь стихотворение, а ребенок на каждое слово или строчку придумывает подходящее движение. Вначале помогай, придумывайте движения вместе, а через некоторое время твой умничка сможет показать «пантомиму» самостоятельно. Обычно эта игра проходит очень весело. Не бойся, если малютка начнет дурачиться. Это не отвлечет его от разучивания стиха, а, наоборот, создаст хорошее настроение и позитивный мотив. Еще эта игра отлично развивает фантазию ребенка.
- «Рисовалки» Игра развивает смысловое запоминание, лучше всего подойдет для детей от 5 лет. Прочитай стихотворение и попроси кроху нарисовать то, о чем говорится в тексте. Вместе с ним на отдельном листе рисуй и сама. Потом посмотрите, что у вас получилось, и сравните рисунки.
- «Эхо» Предложи малышу быть твоим эхом. Сначала говори отдельные слова, а он пусть повторяет. После чего можно приступать и к целым строчкам.
- «Продолжалки» Читай стихотворение и в конце каждой строчки делай паузу. Задача крохи – подобрать и договорить последнее слово, чтоб оно соответствовало смыслу.
Ассоциативное мышление Иногда ребенок делает заминки в тексте, не совсем уверен в слове, с которого начинается строка. Не спеши подсказывать, попробуй показать ее. Хорошо бы крохе подробно рассказать, что происходит в стихе. Это будет повествование без рифмы, на доступном уровне. Так и объясняй: мишка ходил по лесу и собирал шишки, одна упала и ударила его, вот медведь и рассердился. Если в стихотворении есть слово, которое ребенку раньше не встречалось, он может забывать его. Придумай, как ему вспомнить это слово. Наш консультант - Яна Докашенко
педагог раннего развития. Детская студия «Капитошка», Сумы Фото: depositphotos.сom Больше полезной информации ты найдешь в новом выпуске журнала «Твой Малыш» №10/2016 tvoymalysh.com.ua Как учить стихи с детьми?
Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию... Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.
Способ №1 .
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2 .
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя. Способ №3 .
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии. Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию. Способ №5 .
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений. Способ №6 .
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.Методы заучивания стихов: Визуальный Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Двигательный Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Автор: Кузнецова Анастасия . журнал "Няня", 2004 год № 11
|
sad-kalinka.ru
|