Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией. Как справиться с агрессией ребенка 5 лет


Работа с детьми агрессивного поведения

Все дети иногда ведут себя агрессивно. Ваш ребенок должен знать, что кусаться, биться, толкаться и бросаться предметами недопустимо. Обратите внимание на предлагаемые ниже рекомендации о том, как проводится работа с детьми агрессивного поведения и как бороться с агрессией у детей дошкольного возраста.

Причины детской агрессии

Изучите причины агрессивного поведения вашего ребенка. Переутомленный малыш может начать вести себя неадекватно, без всякой причины ударяя кулаками своего напарника по игре. Определите, в какое время дня ваш ребенок начинает уставать, и в дальнейшем планируйте его игровое время и активность так, чтобы не создавались проблемы. При наступлении времени усталости старайтесь не пропустить признаки возможной агрессивности.

Анализируйте то, как вы играете и дисциплинируете своего ребенка. Игры с применением силы в домашних условиях порой способствуют тому, что дети начинают переносить свои игровые навыки на повседневное поведение с окружающими. А некоторые ребятишки просто не понимают, где проходит линия раздела между безопасной борьбой и причинением боли другому человеку. Обязательно добейтесь того, чтобы ваш малыш понимал, что причинять боль другим нельзя ни при каких обстоятельствах.

Избегайте также того, чтобы он не приучился к агрессивным, действиям. Если вы кусаете его в ответ на его укус или шлепаете за то, что он ударил приятеля, он начинает усваивать, что применение физической силы - это оправданный ответ тому, кто расстраивает или злит его. Будьте с малышом строги, но в то же время великодушны.

Как бороться с агрессией у ребенка?

Часто дети настолько легко общаются, что мы можем предположить, что они делают это инстинктивно, забывая, что им необходимо научиться дружить. Ребенку очень сложно перейти от ощущения себя единственным в семье к пониманию того, что он - лишь один из многих. Научиться дружить так же важно для ребенка, как научиться ходить или говорить. Дети осваивают различные навыки в определенное время и в подходящем для них темпе. Некоторые дети всегда будут легче находить друзей, и это нормально, однако к восьми годам большинство из них уже научится в той или иной форме дружить. Поэтому ребенок, который не умеет взаимодействовать с другими детьми, требует к себе особого внимания. Наслаждаться своей собственной компанией и быть в изоляции - это совершенно разные вещи.

Удивительно, но агрессивное поведение у ребенка заразно. Весьма вероятно, что, пытаясь заставить агрессивного ребенка вести себя иначе, вы сами склонитесь к проявлению агрессии. Ни одному ребенку нельзя позволять обижать других. Возможно, нам не удастся полностью предотвратить агрессию, но мы обязаны создать атмосферу, в которой агрессивное поведение не поощряется, а встречает отпор. Однако мы обязаны беспокоиться об агрессоре так же сильно, как и о жертве! Агрессивный ребенок хочет, чтобы взрослые считались с ним, своим поведением он показывает, что он несчастен. Борясь с агрессией ребенка, вы всегда помогаете ему.

Как справиться с агрессивным поведением ребенка?

1.

Проводя работу с детьми агрессивного поведения постарайтесь не выходить из себя и не наказывать малыша - это лишь заставит его чувствовать себя виноватым.

2.

Чтобы бороться с агрессией попробуйте поговорить с вашим ребенком-агрессором о его жертве. Что в жертве нравится вашему ребенку? Какие положительные качества вашего ребенка могли бы понравится его жертве? Таким образом вы помогаете ребенку проанализировать его взаимоотношения с жертвой.

3.

Может быть, агрессивное поведение вашего ребенка как-то связано с тем, что происходит в ваших взаимоотношениях с супругом?

4.

Агрессивные дети всегда чувствуют замешательство и бессилие. Если вы видите, что разговор не помогает или ваш ребенок не может говорить об этом с вами, то обратитесь за профессиональной помощью чтобы начать работу с ребенком агрессивного поведения.

5.

Как бороться с агрессией? Обучите малыша правильным словам. Объясните ему, как выражать злость и недовольство словами, покажите, что таким образом вполне можно справиться с возникшей проблемой. Сначала научите его правильно определять свои чувства: «Ты сейчас очень сильно сердишься». Затем четко определите нормы поведения в таких ситуациях: «Ты не должен кусаться. Денису от этого больно».

6.

Подскажите ребенку способы освобождения от негодования и ярости. Покажите ему другие, более приемлемые способы вымещения гнева. Пусть постучит по кастрюле или по подушке, чтобы выпустить пар.

7.

Чтобы избавить ребенка от агрессии не уделяйте ему излишнего внимания когда он ведет себя агрессивно. Ваш малыш может усвоить, что его плохое поведение привлекает больше внимания, чем хорошее.

Безусловно, во время коррекционной работы вмешиваться и останавливать его необходимо, но не увлекайтесь и не обращайте на ребенка больше внимания, чем того требует ситуация. Не забывайте хвалить его, когда он ведет себя спокойно и послушно. Вскоре он поймет, что вовсе не надо швырять миску с кукурузными хлопьями или толкать младшую сестренку, чтобы привлечь к себе ваше внимание.

Работа с детьми агрессивного поведения

Постарайтесь понять его чрезмерно интенсивные реакции и позволяйте ему выражать их, помогая ему в то же время усвоить, что приемлемо, что нет.

Ищите способы, помогающие вашему ребенку успокаиваться. Приказания и угрозы, как правило, не действуют в работе с поведением агрессивного ребенка и в момент вспышки раздражения и ярости. Помогите ему успокоиться самостоятельно. Малыш, потерявший контроль над своим поведением, просто не знает, как остановиться. Попробуйте сказать ему: «Сейчас я помогу тебе успокоиться». Это даст ему понять, что вы на его стороне и вполне контролируете себя.

Можно также устроить в доме «злой угол» и предложить ребенку изливать свое негодование на игрушке для битья. Другой способ работы с ребенком агрессивного поведения - легкое посвистывание над ухом. Некоторые ребятишки успокаиваются, отвлекаясь. Другие предпочитают ласку и родительские объятия.

Как воспитывать ребенка с агрессивным темпераментом?

1.

Чтобы бороться с агрессией установите твердые нормы приемлемого поведения. У вашего ребенка появляются чрезмерно интенсивные приступы недовольства, но это вовсе не значит, что ему позволено выражать свои эмоции так, как он захочет. Он должен усвоить, что, рассердившись, он не имеет права бить других. Малыш уже понимает, что его вопли и визги мешают окружающим и есть места, где нельзя впадать в истерику. Объясните ему, что нужно отойти в сторонку и постараться успокоиться.

2.

Обеспечивайте постепенную смену видов деятельности. Из-за своего упрямства дети такого типа не всегда способны прервать свое занятие, чтобы переключиться на другое. Если вы скажете ребенку закончить играть, потому что пора идти спать, он может впасть в длительную истерику и эмоционально взвинтить себя так, что не сможет заснуть еще несколько часов. Вместо резкого приказания лучше заканчивать занятие малыша постепенно.

Например, попросите его переодеться в пижаму пораньше в этот вечер. А потом предложите ему почистить зубы. Но пусть он возьмет с собой в ванную ту игрушку, которой был занят, чтобы он не думал, что должен сразу же прекратить играть. Перед отходом ко сну используйте какой-нибудь приятный для него ритуал, например чтение сказки. Можете начать читать в том месте, где он играет, а закончить, когда он уже ляжет в постель.

3.

Поощряйте его усилия по установлению хороших отношений. Агрессивным детям трудно сдерживаться. Поэтому важно не упустить возможность похвалить ребенка, который старается управлять своим поведением: «Молодец, что оделся быстро. Я понимаю, что тебе не очень хочется выходить из дому». Или: «Хорошо, что тебе удалось не рассердиться».

4.

Обдумывая предстоящую поездку или прогулку, заранее сообщайте ребенку, как следует себя вести. Например, вы планируете путешествие на автомобиле, но из прошлого опыта знаете, что ваш малыш может вести себя беспокойно и даже расстегивать ремень безопасности.

Перед тем как сесть в машину, сообщите ему, куда вы поедете и сколько времени это займет. Поскольку ребенок еще недостаточно хорошо ориентируется во времени, вам придется объяснить это таким образом, чтобы ему было понятно. Можно сказать: «Мы собираемся отправиться к бабушке. Приедем туда к обеду. Ты будешь сидеть на заднем сиденье, пристегнувшись ремнем. Если тебе захочется побегать, попроси нас остановиться». Имеет смысл также напомнить малышу о приятных моментах во время прошлой подобной поездки.

5.

Позволяйте ребенку некоторые шалости в поведении. Предположим, ваш малыш любит громко петь по утрам, как раз в то время, когда вам хочется покоя. Разрешив ему сделать то, что ему нравится, в одной ситуации, вы избежите крупных стычек в других случаях. Например, если он начал громко петь в ресторане, скажите: «Я знаю, что ты очень любишь петь, но ресторан не место для пения. Ты сможешь заняться этим дома». И он будет знать, что это действительно так, потому что вы разрешали ему делать это дома и раньше.

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Агрессивные дети, как и все дети на свете, любят и хотят играть. Играя с ними, надо помнить, что для того, чтобы снизить их агрессивность, следует подбирать игры, которые, во-первых, научат их выражать свой гнев приемлемым способом, а во-вторых, будут способствовать развитию саморегуляции.

Состав участников игр не ограничен: взрослый и ребенок, родители и дети, группа детей и воспитатель. Некоторые из них можно успешно использовать на детских праздниках, когда необходимо организовать детей, переключить их внимание или разрядить обстановку.

Иры на коррекцию агрессии у детей

Игра «Обзывалки». Эта игра помогает бороться с агрессией и выплеснуть гнев в приемлемой форме. Она полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими. Это могут быть, например, названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов

«А ты... морковка!». В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты... солнышко».

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Игра «Два барана» предоставляет ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.

Со словами: «Рано-рано два барана повстречались на мосту» - взрослый и ребенок, широко расставив ноги и склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять сопернику, не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е».

Игра «Камушек в ботинке» дает ребенку возможность сообщить о своих трудностях, как только те возникают, в нее полезно играть, когда он обижен, сердит или никак не может сосредоточиться на выполнении задания. Эта игра может проводиться в семьях чтобы бороться с агрессией, где несколько детей (нами рассмотрен как раз такой случай), и в семьях с одним ребенком.

Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда кому-то в ботинок попадает камушек. «...Возможно, сначала этот камушек не очень мешает. Иногда даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке" или "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что вас еще удручает...»

Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве ритуала, чтобы побудить даже самого стеснительного ребенка рассказать о своих проблемах и заботах.

Игра «Толкалки». С помощью этой игры ребенок может научиться направлять агрессию в позитивное русло, соизмерять свои силы, управлять своим телом и контролировать энергичность своих движений.

Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга (взрослый становится на колени, чтобы быть «одного роста» с ребенком). Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

Время от времени можно вводить новые варианты игры чтобы бороться с агрессией. Например, скрестить руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой - правую. Можно толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия.

Игра «Жужа». Игра учит агрессивных детей быть менее обидчивыми, а также дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, «побыть в шкуре» того, кого они обычно обижают, не задумываясь.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь задеть их полотенцем по спинам.

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными, а действия «Жужи» - агрессивными.

Игра «Давайте поздороваемся». Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

- один хлопок ведущего - здороваемся за руку;

- два хлопка - здороваемся плечиками;

- три хлопка - здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игра «Рубка дров». Эта игра помогает бороться с агрессией, преодолеть чувство апатии, развлечься и переключиться на активную деятельность. Дети смогут прочувствовать накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Ведущий: «Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки, ноги?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного места. Представьте, что вам надо нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать "Ха!" Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет, сколько чурок он перерубил».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, «ударять» по одной чурке по очереди.

Игра «Да и нет». Эта игра, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре, что в ней задействован только голос.

Ведущий: «Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да"» а кто - "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама».

Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

Игра «Тух-тиби-дух». Эта игра - еще рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил. Игровые действия - своего рода ритуал, в котором заложен комичный парадокс: хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Ведущий: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово "тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово».

Чтобы «волшебное слово» подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Игра «Король». Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо».

Ведущий: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

В этой игре каждый из вас сможет побыть королем. Не навсегда, конечно, а на несколько минут. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть слуг, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, подавали питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и т. д.».

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За один раз в этой роли могут побыть 2-3 ребенка. Когда «время правления короля» закончится, на групповом сборе обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем.

Игра «Ворвись в круг». Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Ведущий: «Кто бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали вас в игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться прорваться в него и остаться в нем. Будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль».

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Для наименее активных, а также для застенчивых детей можно использовать специальные игровые моменты. Например, если в течение минуты ребенку не удалось попасть в круг, ведущий, указывая на кого-нибудь из стоящих в круге детей, произносит: «Разомкнись, кружок!» Эту фразу следует чередовать с командой «Сомкнись, кружок!» - в этом случае у ребенка будет несколько попыток испробовать свои силы и не возникнет ощущения, что ему поддаются.

Игра «Подушечные бои». Игра помогает детям «здесь и сейчас», непосредственно за событием, вызвавшим агрессию, выплеснуть гнев.

Играющие кидают друг в друга маленькими подушками, издавая победные крики, колотят друг друга ими, стараясь попадать по разным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...».

Взрослый начинает игру, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на выплескивание агрессии.

Арсенал подобных игр может постоянно пополняться. Замечайте моменты, когда, на ваш взгляд, игра достигла своей цели (снятие напряжения, переключение внимания, устранение агрессивности и т. д.). При использовании той или иной игры с целью борьбы с агрессией в конкретной (повторяющейся) ситуации ребенку легче контролировать свое состояние, а со временем он научится самостоятельно справляться со вспышками агрессии и другими негативными проявлениями.

www.medmoon.ru

агрессия у ребенка 5 лет



В разделе Воспитание детей на вопрос Как справиться с агрессией у ребенка? Или это просто переходный возрост? Ребенку пять лет. заданный автором Невроз лучший ответ это Чаще всего причиной детской агрессии является семейная ситуация:1) Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.2) Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это вновь навязывается детям.3.Неприятие ребенка тоже стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью.Преодолению агрессивности ребенка помогает окружение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово.Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.Очень значимо для человека и наказание, если:· оно следует немедленно за проступком;· объяснено ребенку;· оно суровое, но не жестокое;· оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.Рекомендации родителям при взаимодействии с агрессивным ребенком.· Принимайте ребенка таким, каков он есть.· Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.· Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.· Расширяйте кругозор ребенка.· Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих.· Учитесь слушать и слышать своего ребенка.· Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.· Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, а научите выражать их правильно.· Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они разумны.Другие источники агрессии - компьютерные игры-стрелялки и фильмы-боевики, также агрессивные новости - о войнах, преступлениях и т. д.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как справиться с агрессией у ребенка? Или это просто переходный возрост? Ребенку пять лет.

Ответ от Моросить[мастер]с давних времён чудодейственным средством для детей был обыкновенный папин ремень. Сейчас создаётся впечатление, папы ремни перестали носить, а дети строят своих родителей .

Ответ от Bolshaya MAMbA[новичек]в пять лет переходного возраста не бывает, это просто капризы избалованого ребенка

Ответ от Бракосочетание[гуру]Я бы сходила к неврологу или психологу на консультацию, он может назначить легкие гомеопатические успокаивающие, например Валерианхель.

Ответ от Наталья Неважно[активный]Причину агресии стоит выяснить для начала, может это проявление чего либо.... или самозащита или же просто привлечение внимания!

Ответ от Ѝдуард Таджидинов[гуру]Зависит от того, кто является объектами агрессии. Если сверсники в Д/С, то это, пожалуй, нормально, ребенок учится отстаивать свои интересы. Если он агрессивен по отношению к родителям и вообще к домочадчам, то скорее всего в Д/С сумел защитить свои интересы и теперь пытается этим же способом проталкивать свое Я в кругу семи. В этом случае не поддавайтесь на провокации, пресекайте махания руками и брань в свой адрес жестко и нотвратимо (бить не обязательно) . Если этот способ воздействия на домашних у него не пройдет, то в скором времени ребенок успокоится, а если будут возникать моменты уступок с Вашей стороны, то он просто решит, что агрессия и дома проходит с успехом, тогда уж не знаю, что посоветовать, только ломать -харакрер на характер.Это самый простой из "кризисов" взросления. Вы бы видели, что происходит с поведением мальчиков в 40лет...

Ответ от Nature[гуру]в первую очередьобратите внимание НА СЕБЯ.. . когда вы не в духе как себя ведете, как реагируете если ребенок капризничает, не слушается... агрессивно? по попе? ..вот ребенок вашу модель поведения и копирует :/ по попе не надо, надо общаться и МНОГО и без приложения силы. покажите на своем примере, что любая неприятность решается миром.

Ответ от Nata Chups[гуру]а моему диагноз поставили гиперактивность и в садик теперь не берут. ..уки! а он теперь дома да дома. мучается и нас всех мучает своей неудержимой деятельностью...

Ответ от Kristina dan[активный]У дете переходный возраст не в 5 лет. А вы просто понаблюдайте за тем, что смотрит ваш ребенок, какие мультики. Если он смотрит, то где есть агрессия, то что вы можите оживать от него? С кем общается ваш ребенок? Какие игры играет? Что наблюдает вокруг себя? В детском саду, семье?А вообще: "Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но проницательный человек вычерпывает их" (Притчи 20:5). Вам как маме нужно знать, что находится в сердце вашего ребенка. Больше с ним общайтесь и играйте. Создавайте ситуации где бы он выбирал как поступить, направляйте действия в нужное русло.

Ответ от Ингрид[гуру]Лаской, вниманием, терпением и еще раз лаской! Не переживайте перерастет! Хотя надо и кое-где строгой быть по ситуации!) Вообщем особый подход нужен!!!)

Ответ от Изольда Штольцман[гуру]Ю. Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком Как? " прочтите, там все написано подробно.

Ответ от Виктория[гуру]бамбулей хороших выписать, и пусть знает свое место.

Ответ от @Ангел@[гуру]У нашего тоже завихрения начались, через 2 месяца будет 5 лет. Кнутом и пряником (образно конечно).

Ответ от Katuseg[гуру]не обращать внимания, ну а если дерётся, то в обратку по заднице

Ответ от Владимировна[гуру]Переходный возрост начинается в 13-ь лет, а у вас детские капризы и только.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Агрессивное поведение ребенка в возрасте 5 лет

Категория: Росчерк пера 05

 Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в  том, что он начинает  ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее – совместная задача родителей, педагогов и психологов.

 Если в коллективе есть такой забияка-малыш, то благополучие в детской группе ставится под угрозу.

Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора

 Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они  теряют  контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.

 Такие черты, как мстительность, завистливость, настороженность и подозрительность свойственны детям, склонным к агрессии.

 Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:

  • ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
  • ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
  • он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
  • он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.

Почему дети в 5 лет бывают агрессивными

 Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально. Но систематизировать причины все-таки можно.

Семейная обстановка

 Нелады в семье – это одна из серьезных причин, вызывающей гневливость у ребенка в 5 лет. Частые ссоры, семейные разбирательства провоцируют гнев ребенка. Он проецирует отношения в семье на окружающую среду.

 Безразличие со стороны родных – это еще один повод для агрессивного поведения малыша. В атмосфере равнодушия не налаживается эмоциональная связь ребенка и родителей. В пятилетнем возрасте детям такая связь очень нужна.

 Отсутствие уважения к ребенку. Вследствие этого малыш не уверен в себе, начинает комплексовать и самоутверждаться.

 Как правило, все эти чувства выражаются в проявлении гнева к окружающим и самому себе.

 Чрезмерность контроля либо отсутствие такового также ведут к проявлению агрессии.

Причины личного характера

 Личные причины, вызывающие агрессию, кроются в нестабильности и неустойчивости  психоэмоционального состояния ребенка. Наиболее распространены следующие:

  • Страх опасности. На уровне подсознания ребенок ожидает опасность. Бывает, что кроху терзают страхи, он не может определить, откуда ждать опасности, ему тревожно. Защитной реакцией в данном случае становится агрессивное поведение.
  • Эмоциональную нестабильность часто называют причиной гнева детей пятого-шестого года жизни.  В этом возрасте эмоциональное состояние дети контролировать не могут. Агрессия может скрывать плохое самочувствие или обычную усталость. Если в таком возрасте ребенку не давать возможность «сбросить» эмоции, то малыш будет справляться с ними путем  немотивированных вспышек  гнева. Причем, агрессия будет направляться на то, что попадется под руку.
  • Недовольство собой. Бывает, что ребенок не доволен собой. Здесь следует сказать, что присутствует вина родителей, которые не смогли научить своего ребенка самоуважению. Да и себя малыш не умеет любить. А тот, кто не умеет себя любить, не может любить и окружающих. Поэтому к окружающему миру он относится отрицательно.
  • Защитная реакция на чувство вины. Бывает, что агрессия детей вызвана чувством вины. Ребенок в пять лет уже может понять, что кого-то несправедливо обидел, может испытывать стыд за какие-то поступки. Но признать их он не может, поэтому чувство вины выражается так же в агрессивном поведении, причем, в адрес того, кого он обидел.

Причины ситуативного характера

 Детскую агрессию могут спровоцировать определенные ситуации. Например, ребенок переутомился, его захлестнули впечатления от увиденного или услышанного, он просто плохо выспался. Все это может вылиться во вспышку гнева.

 Иногда агрессию могут вызвать определенные продукты питания. Например, в крови может понизиться уровень холестерина, вследствие чего повысится агрессивность (это официально доказанный наукой факт).

 Или, к примеру, вследствие   чрезмерного употребления шоколада у ребенка могут наблюдаться вспышки гнева.

 Окружающие условия так же способны стать причинами гнева детей. Сильный шум, вибрации, духота или пребывание в тесном помещении могут вызвать раздражение ребенка.

 Замечено, что дети, постоянно проживающие в районах оживленных автомобильных трасс, недалеко от железной дороги, намного раздражительнее тех, которые живут в спальных районах.

Влияние темперамента на проявление агрессии

 Тип темперамента так же оказывает влияние на проявление агрессии. Здесь есть один нюанс – исправить темперамент нельзя. Но, зная признаки каждого типа темперамента, можно скорректировать поведение ребенка.

 Ребенку-меланхолику свойственно испытывать стрессы от участия в соревновании, от разных нововведений. Данные условия вызывают у них чувство гнева, но выражаются эмоции пассивно.

 У флегматиков агрессия так же выражается, можно даже сказать, спокойно. Уравновешенность нервной системы позволяет обладателям данного типа темперамента держать себя в руках. Внешние проявления ярости встречаются у таких детей очень редко.

 Сангвиники склонны к миролюбию и проявлять агрессию по отношению к другим детям не склонны. Агрессивен малыш сангвиник  только тогда, когда исчерпает все возможности мирного решения вопросов.

 А вот холерики с детства подвержены приступам ярости. Ребенок такого психотипа отличается крайней неуравновешенностью, нервозностью и вспыльчивостью. Чаще всего, они сначала совершают действия, а потом уже обдумывают свои поступки.

Причины социально-биологического характера

 Признаки агрессии в пять лет  у мальчиков  бывают намного чаще, чем у их сверстниц. Именно в этом возрасте у детей начинается градация по половому признаку. Общественный стереотип о том, что мальчик должен быть сильнее, а значит воинственнее, чем девочка играет немаловажную роль.

 Причины социального плана в этой возрастной категории, так же имеют значение. Дети в 5 лет наблюдательны, они усваивают те системы ценностей, которые приняты в их окружении.

 Так, ребенок из семьи, где к людям относятся в зависимости от их положения и социального статуса, может быть агрессивен по отношению к уборщице, а по отношению к воспитателю будет сдерживаться. Если в семье культ материального благосостояния, то ребенок уже в 5 лет примет эти ценности, как должное и будет направлять свою агрессию на тех, кто зарабатывает немного, к тем детям, у кого нет дорогих игрушек.

Формы и цели проявления агрессии у пятилетних детей

 Агрессия детей пятого года жизни может выражаться, как в физической, так и в словесной форме. Причем, агрессивное поведение может иметь либо психическую основу, либо  эмоциональную. В чем причина агрессивности  пятилетних детей? Чего они хотят добиться своим  воинственным поведением?

 А цели у детей могут быть следующие:

  • выражение своего гнева и враждебности;
  • попытка показать свое превосходство;
  • запугать окружающих;
  • добиться желаемого любым путем;
  • попытка преодолеть какие-либо страхи.

 Современными психологами различается 2 варианта проявления агрессии у  детей данного возраста:

  1. Это импульсивная агрессия, которая совершается в истерическом состоянии, проявляется она стихийно и сопровождается очень высоким эмоциональным напряжением.
  2.  Агрессия хищническая, которая, чаще всего, планируется в качестве способа получения желаемого. Например, сознательно ломая игрушку, ребенок устраивает агрессивную истерику для того, чтобы ему купили другую.

 Причем, психологи отмечают, что дети, которые в 5 лет более развиты, выбирают тактику агрессии по второму варианту. Тогда, как  менее развитые дети более склонны к импульсивным агрессиям.

 Поведение детей от 4 до 6 лет характеризуется проявлением гнева по отношению к ровесникам. Дети в этот период начинают осознавать себя частью социума, поэтому у них возникают противоречия и обиды, причем, как реальные, так и надуманные. Именно эти чувства заставляют ребенка атаковать окружающих.

К каким последствиям может привести агрессивное поведение

 Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности  могут  указывать на предрасположенность к  насильственным действиям.

 Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

 Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

 Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.

Что стимулирует повышенную агрессию

  • Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
  • Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
  • Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
  • Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
  • Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
  • Деструктивные расстройства так же могут  стимулировать агрессивное поведение.

Что советуют психологи

 Для того чтобы  справиться с  агрессивным поведением ребенка 5 лет, нужно выяснить причину и стимулирующие факторы гневливости.

 Родители тех детей, которые склонны к агрессии, должны научиться управлять поведением своих малышей. С ребенком должен быть налажен позитивный контакт, родители должны хвалить его за хорошее поведение.

 В 5 лет ребенка нельзя наказывать физически. Агрессивного ребенка такое наказание не остановит, наоборот, проблема усугубится. Если детей, склонных к агрессии, наказывают, то они начинают хулиганить чаще, но утаивают свои поступки.

 В таком случае психика ребенка может пошатнуться, у него возникнет желание насилия. Детей такого поведения относят к группам повышенного риска. Во взрослом возрасте эти дети имеют риск получить психические заболевания.

 Психологами считается, что общая проблема  родителей – это ссоры детей со своими сестричками и братиками. Если ребенок так себя ведет по отношению к родным, то с незнакомыми детьми, он просто может стать неуправляемым.

 Задача родителей – научить ребенка 5 лет основам социального поведения и навыкам управления эмоциями.

 Одним из вариантов являются занятия единоборствами, где ребенок познает не только основы самообороны, но и научится правильному поведению.

 Педагоги и родители должны дать понять детям, что все вопросы можно решить мирным путем, научиться оценивать ситуацию и владеть своими эмоциями.

Как снизить агрессивность ребенка при помощи игровой деятельности

 «Игрушка в кулаке»: Дайте задание ребенку  закрыть глаза. Пусть он возьмет в руку   игрушку или конфету. Затем малыш должен сильно зажать в кулаке этот предмет. Через несколько секунд надо попросить раскрыть ручку. Сюрприз, который ребенок увидит в ладони, станет приятным сюрпризом.

 «Мешочек с гневом»: Дома надо завести   «мешочек гнева».  В этот мешочек ребенок буде «складывать»   свои  агрессивные эмоций. Если взять обычный шарик, но вместо воздуха закачать его крупой или песком, то появится емкость, где  прячутся отрицательные моменты.  Этим мешочком пользуются, чтобы избежать агрессии.

 «Тух-тиби-дох». Если ребенок начал злиться, то надо предложить ему походить по комнате, произнося фразу: «Тух-тиби-дох».

 Слова должны произноситься очень активно, со злостью. Как только малышу станет смешно, надо перестать говорить эти слова.

Методы устранения агрессии

 Когда Вы увидите, что поведение  ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему  нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.

 Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».

 Дайте разъяснения, что драться и нападать на других – это не решение проблем. Если он будет агрессивным и злым, то с ним никто не будет дружить.

 Другие способы:

  • Ребенка в 5 лет пора ознакомить с правилами поведения дома и вне дома.  В 5 лет ребенок уже сможет  выполнять основные требования и подчиняться установленным правилам.
  • Если вы знаете, что ребенок прислушивается к Вам, то чаще его хвалите.
  • Очень эффективна и сказкотерапия. На примерах действий сказочных героев можно научить ребенка понимать, какие поступки дурные и как не надо себя вести.
  • Агрессивному ребенку 5 лет необходима физическая нагрузка. Если дети будут заниматься спортом или получать иные физические нагрузки, то на гнев не останется времени.
  • Если ребенку надо «скинуть» отрицательны эмоции, то направьте его гнев на…старые газеты: пусть он порвет их на мелкие кусочки.
  • Можно купить ему молоточки из пластика или дерева и дать возможность стать «барабанщиком» — пусть стучит по подушкам.
  • Дайте ребенку 5 лет лист ватмана и разрешите маркером нарисовать то, что он желает. Затем пусть изобразить хорошие, добрые чувства.
  • Хорошим способом преодоления агрессии может стать участие в театральных постановках. Можно взять любые игрушки и разыграть сценку. А можно предложить придумать сценку самому.

 Итак, в 5 лет ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию,  избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше.

 Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность.

 Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.

 В любом случае, родители педагоги должны найти причины такого поведения ребенка 5 лет и помочь ему избавиться от излишней агрессии.Источник:

  • < Что такое алименты в твердой денежной сумме
  • Увольнение за прогулы пошаговая инструкция 2017 >

ekran-stroka.ru

Как справиться с детской агрессией?

Агрессивность ребенка – одна из наиболее часто встречающихся проблем  в практике психологов, врачей и педагогов. Эта проблема постепенно становится актуальной и для общества, так как по мере взросления человек проецирует свои протесты на других людей и их имущество. Число детей с повышенной агрессивностью растет с каждым годом, поэтому родителям важно научиться правильно реагировать на проявление агрессии у ребенка.Рост агрессивного поведения среди детей обусловлен рядом причин:

  • неприемлемыми социальными условиями для ребенка;
  • неправильным воспитанием или негативным климатом в семье;
  • недостатком внимания со стороны школы к агрессии ребенка;
  • увеличением процента неблагоприятных родов, оставляющих после себя повреждения головного мозга новорожденного;
  • пропаганда насилия в СМИ.

По мере роста агрессивности среди детей научный интерес к этой проблеме также растет. Но большинство исследований ограничиваются лишь теорией о природе агрессии и механизмах её проявления, в то же время практических методов коррекции совсем немного.

В данной статье мы приведем в помощь родителям рекомендации специалистов по правильному реагированию на проявления детской агрессии.

Правильная реакция на агрессию ребенка

Практически в каждом случае проявления детской агрессии необходимо вмешательство взрослого человека. Такое вмешательство позволит уменьшить или вообще избежать деструктивных действий в ходе конфликта и других напряженных ситуаций. Знание специальных рекомендаций, с помощью которых можно наиболее конструктивно воздействовать на агрессивное поведение детей, поможет родителям и педагогам разрешить конфликты и предотвратить их в дальнейшем.

1. Соблюдаем спокойствие

Адекватная агрессия является инстинктом человека, поэтому она присуща каждому. Целью такой формы поведения является защитная реакция. В случаях, когда агрессия ребенка вполне объяснима и не представляет опасности для его сверстников, рекомендуется выбрать следующие стратегии поведения:

  • проигнорировать негативную реакцию. Игнорирование является довольно мощным способом прекращения агрессивного поведения. Но важно понимать, что игнорировать допустимо только слабую агрессию;
  • выслушать и дать ребенку понять, что вам знакомы  и понятны его чувства;
  • предложить ребенку какое-либо задание с целью переключить его внимание с проблемы на что-то иное;
  • обозначить причины поведения (например, объяснить ребенку, что он злится, потому что утомился).

2. Акцентируем внимание на поступках

Когда ребенок успокоился, нужно обсудить с ним поступки и поведение во время проявления им агрессии. Давать оценку его действиям не следует, так как критика может вызвать протест и увести далеко от решения проблемы. Чтобы провести четкую грань между поступками и личностью, достаточно ограничиться обсуждением только того, что происходило в настоящий момент, исключая прошлые поступки. Популярное «чтение морали» может вызвать у ребенка только обиду, поэтому рекомендуется доброжелательно и твердо, не переходя на личность ребенка, указать на негативные последствия такого поведения и научить другим способам решения конфликтных ситуаций.

Для установления с ребенком двухсторонней связи можно использовать следующие приемы:

  • констатировать факт того, что ребенок ведет себя агрессивно;
  • задать конкретизирующий вопрос о чувствах ребенка в данный момент;
  • раскрыть мотивы недружелюбного поведения с помощью прямых вопросов;
  • дать ребенку понять, что вы чувствуете по отношению к агрессивному поведению;
  • апеллировать к договоренностям и ранее установленным правилам.

Необходимо также помнить, что «разбор полетов» стоит проводить наедине с ребенком, в спокойном и объективном ключе.

3. Контролируем собственные негативные эмоции

Когда ребенок проявляет агрессивное поведение, даже у взрослого человека это может вызвать сильные отрицательные эмоции. Но давайте поразмыслим, как ребенок сможет справиться со своей агрессией, если родитель или педагог подкрепляет ее своей негативной реакцией? Чтобы сохранить с ребенком хорошие отношения и продемонстрировать правильное поведение в конфликтной ситуации, необходимо избегать типичных ошибок, усиливающих напряжение и агрессию:

  • повышенный голос, угрожающий тон;
  • демонстрация собственной власти;
  • негодование, переход на крик;
  • агрессивные жесты и позы;
  • высмеивание, ирония, передразнивание;
  • отрицательная личностная оценка ребенка, его родителей или друзей;
  • применение физической силы;
  • вовлечение посторонних людей в  конфликт;
  • «чтение морали», нотации;
  • угрозы;
  • обобщение или сравнение ребенка с кем-то;
  • командный тон, невыполнимые и жестокие требования;
  • подкуп, оправдания.

4. Бережем репутацию ребенка

Ребенку признавать свои ошибки и поражения сложнее, чем взрослому, ведь публичное порицание и отрицательная оценка для него страшнее всего. Любой ценой он будет пытаться избежать осуждения, используя защитные реакции и включая агрессивное поведение.

Чтобы помочь ребенку сохранить его положительную репутацию, можно использовать следующие методы:

  • публично снизить вину ребенка, но в личной беседе показать истинное положение вещей;
  • позволить ребенку проявить самостоятельность в выполнении вашего требования, не требовать беспрекословного подчинения. Такое требование может спровоцировать новую агрессию;
  • предложить компромисс, выгодный вам обоим.

5. Демонстрируем модель правильного поведения

Чтобы научить ребенка контролировать свою агрессию, необходимо демонстрировать ему модель правильного поведения и быть искренним. Причем, чем младше ребенок, тем более дружелюбным должно быть ваше поведение по отношению к агрессивной реакции ребенка. Приведем примеры неагрессивного поведения, направленные на сглаживание конфликта:

  • слушание без анализа, позволяющее собеседнику высказать точку зрения. Прием так же известен, как умение внимать молча;
  • пауза, предоставляющая возможность ребенку выдохнуть и успокоиться;
  • невербальные средства, помогающие внушить спокойствие;
  • наводящие вопросы, для прояснения ситуации;
  • использование юмора;
  • признание и принятие чувств собеседника.

Типы «маленьких агрессоров» и взаимодействие с ними

1. Гиперактивно-агрессивный тип

Детям с повышенной гиперактивностью очень сложно быть послушными и соблюдать дисциплину. Воспитываясь в атмосфере вседозволенности, они могут становиться агрессивными, попадая в общество сверстников. Важно грамотно выстроить систему запретов или ограничений для таких детей, используя игру как метод. Необходимо научить ребенка признавать свои ошибки, сочувствовать и сопереживать сверстникам, взрослым людям и остальному окружающему миру.

2. Агрессивно-обидчивый тип

Особенности организма и нервной системы также могут стать причиной агрессивного поведения. Если ребенок раздражителен и раним, то малейшая обида может спровоцировать взрыв агрессии. В таких случаях важно помочь ребенку с психологической разрядкой – например, с помощью шумных игр.

3. Агрессивный тип с вызывающим поведением

Если родители редко общаются с ребенком, не уделяют ему внимания, это может быть причиной того, что семья перестанет быть эталоном для подражания. В таких случаях ребенок проявляет агрессию только по отношению к родителям. Ему становится скучно, и он проецирует на вас свои проблемы и настроение. Если вы это заметили, то постарайтесь решить проблемы ребенка вместе с ним.

4. Агрессивно-боязливый тип

Часто агрессивность является защитной реакцией ребенка на какую-либо угрозу, пусть даже мнимую. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом, необходимо моделировать и преодолевать различные ситуации, балансирующие на грани неприятного с приятным. Приятного всегда должно быть немножко больше.

5. Агрессивно-бесчувственный тип

Существуют дети, у которых в силу особенностей характера или условий воспитания нарушена способность к сопереживанию и эмоциональному сочувствию. Они часто и быстро раздражаются или наоборот – держатся равнодушно, грубят, дерутся, плохо обращаются с животными. При этом им трудно понять, что кому-то их действия причиняют боль.

Чтобы вызвать у ребенка гуманные чувства, нужно чаще гладить животных, ухаживать за ними, обращать внимание на грусть другого человека и стимулировать желание оказать помощь и посочувствовать ему.

Получить профессиональную помощь детского и семейного психолога в Красноярске можно в Студии рисования песком SandCity – индивидуально или в рамках встречи «Родительского клуба». Звоните: 278-96-08. Мы поможем!

Google+

kraspesok.ru

Агрессия у ребенка - ее виды, как ее преодолеть, советы психолога

Волноваться о поведении детей — нормальная реакция родителей, особенно, когда в их поведении наблюдаются всплески злости и агрессии. Это может выражаться разными способами начиная со словесного оскорбления, заканчивая намеренным нанесением увечий или порчей чужого имущества. Дети, склонные к агрессии, также довольно часто бывают раздражительными, резкими и беспокойными.

Проявление детской агрессии: основные причины

До сих пор нет исчерпывающего ответа о причинах детской агрессии. Некоторые психологи считают это врожденной проблемой, тогда как другие склонны считать, что к гневу приводят утрата ценностей, недостаточное внимание к воспитанию детей. Очень часто раздражительность наблюдается на фоне психических расстройств, безработицы в семье и беспорядков в окружении.

В разном возрасте на развитие отклонений влияют разные факторы. Например, до года дети могут быть раздражительными по причине голода, крайнего дискомфорта, когда они испытывают страх или боль. Тем не менее неверно считать это агрессией. Плач младенца — защитный механизм с помощью которого он передает свои чувства и потребности.

В возрасте от 2 до 4 лет малыш может прибегать к агрессии по отношению ко взрослым для достижения своих целей, также он может причинять боль своим сверстникам, ломать мебель и игрушки.

Для детей до 10 лет чаще всего характерны вспышки гнева по отношению к братьям, сестрам и сверстникам. Это возраст, когда у детей появляются обиды, которые могут вызывать злость, желание постоять за себя.

Гнев также может проявиться в качестве средства для достижения следующих целей:

  1. выразить ненависть или враждебность;
  2. самоутвердиться за чужой счет;
  3. запугать окружающих и др.

Помимо этого раздражительность может быть реакцией на страх или боль.

Виды агрессии у детей

Специалисты выделяют несколько основных форм агрессии и целей ее проявления. Итак, она может выражаться разными способами:

  • физически;
  • словесно;
  • психически;
  • эмоционально.

Существует два типа агрессии у детей. Первый тип — аффективный. При этом они испытывают сильные эмоции, неконтролируемый гнев, могут наблюдаться истерики.

Второй тип — инструментальный. В этом случае агрессия выступает в качестве инструмента для достижения своих целей. Это, как правило, запланированное действие. Например, малыш может сломать свою игрушку для того, чтобы родители купили ему новую, более красивую и интересную.

Такие дети умеют манипулировать другими людьми, планировать и достигать своих целей посредством агрессии.

Мальчики, большие дети, активные и навязчивые зачастую бывают более раздражительными, чем девочки, малыши и пассивные дети.

Выявление психических проблем на ранней стадии

Профессионал уже на самой ранней стадии может выявить аномалии в психическом здоровье агрессивного ребенка, но родителям это может быть не под силу. Дело в том, что наблюдая за тем как он улыбается, как реагирует на окружающий мир, познавая его, часто не замечают или не запоминают детали, которые могут быть сигналом, свидетельствующим о проблемах психического здоровья.

Сегодня существуют специальные тесты, с помощью которых можно определить, есть ли раздражительность у малыша и ее стадию. При этом важно понять, что именно вызывает у него негативную реакцию.

Как родители могут помочь преодолеть агрессию

Поведение детей — отражение образа жизни родителей и атмосферы в семье. Исключение ссор и раздоров на глазах у малышей, саркастических шуток, жесткой и неконструктивной критики может помочь ему восстановить психическое здоровье, но это далеко не все. Негативно на психику ребенка могут влиять телепередачи, демонстрирующие открытую агрессию, ужастики и даже современные детские мультфильмы, которые зачастую учат детей не послушанию, а наоборот, декларируют детскую вседозволенность.

Также важно, чтобы внимание, которое ему уделяют родители, должно быть не от случая к случаю. Это дарит ребенку чувство, что он нужен своим родителям, что он не одинок и не покинут.

Ребенок, склонный к агрессии, может очень остро реагировать на замечания. В этом нужно быть очень осторожными. Лучше всего объяснять ему, что он делает что-то неправильно, на примере других детей.

Особенно это касается драк и истерик. Разговаривать с ребенком об этом следует регулярно, так в его мировоззрении это зафиксируется как что-то неподобающее, и вероятнее всего малыш постепенно научится правильно оценивать свои поступки. Как говорилось выше, очень важен личный пример родителей.

Ошибки родителей: рекомендации специалиста

Рассмотрим советы психолога при агрессии у ребенка 7 лет. Лучшие родители — подготовленные родители. Для них могут быть полезными специальные курсы, книги, видеоуроки и многое другое. Важно применять все возможное, чтобы справиться с ошибками, которые могут возникнуть в процессе общения.

  • Самая распространенная ошибка — агрессия со стороны родителей.
  • Если взрослые ведут себя неподобающе, то что можно сказать о детях, у которых еще не развито критическое мышление и способность правильно оценивать поступки.

Помните, что гневными криками и суровыми наказаниями с агрессией у ребенка справиться невозможно, а вот усугубить ситуацию — вполне.

Родители, продолжайте искать способы побороть раздражительность. Не ставьте на ребенке крест и не считайте, что борьба с агрессией — его личное дело. Он еще слишком юн, чтобы правильно оценивать свои действия, и не осознает суть проблемы. Помните, что ваша помощь и поддержка могут стать решающими в борьбе с этой трудностью.

mamaipapa.org

Как справиться с детской агрессией?

3. Система наказаний должна быть максимально стабильной и не зависеть от ваших перепадов настроения. Неправильно, когда один и тот же поступок вчера не вызвал никаких эмоций со стороны родителей, а сегодня вдруг повлек за собой суровое наказание! И помните - хвалим на людях, ругаем наедине. Не стоит подвергать ребенка унижению публичного порицания. Кстати, если вы практикуете физические наказания, не удивляйтесь, что ребенок в приступе гнева попытается причинить вам боль, - ведь вы сами его этому научили.

4. Хвалите своего ребенка! Всегда, каждый день можно найти повод для искренней похвалы. Родители очень часто забывают о положительном подкреплении правильного поведения своего чада, а ведь опыт социального одобрения так важен для малыша, делающего первые шаги в этом сложном взрослом мире!

5. Запреты, в свою очередь, должны быть обоснованными. Забудьте о классическом родительском «Нельзя, потому что я так сказала» - это не вызовет ничего, кроме злости и раздражения у ребенка! Например, в очереди в поликлинику здоровому карапузу просто невозможно спокойно высидеть, как бы он ни старался, и бессмысленно кричать на него. В таких случаях обязательно предлагайте альтернативное запрещенному действию занятие - нельзя бегать и кричать, но можно спокойно погулять с мамой и рассмотреть картинки на стенах, или почитать любимую книжку.

6. У ребенка должна быть возможность «выпустить пар». Особенно это относится к вспыльчивым и просто энергичным детям. Запишите его в спортивную секцию. Странно, но психологи отмечают, что лучше для выплеска лишней энергии подходит не бокс или восточные единоборства, а активные подвижные игры - например, футбол. В любом случае, в противовес местам, где нужно вести себя тихо и прилично, должны быть альтернативные места, где ребенку можно будет бегать и кричать, сколько душе угодно.

7. На детской площадке лучше сразу установить определенные правила, и следить за их выполнением. Эти правила должны касаться особенно конфликтных сфер - распределения общих игрушек, очередности, насилия и драк.

8. Контролируйте себя и собственный гнев, подавайте ребенку правильный пример. У детей очень развит подражательный механизм, и именно вас он будет копировать в сложной ситуации.

9. Если вы чувствуете, что проблема с агрессивным поведением ребенка выходит из-под вашего контроля, не бойтесь обращаться к специалисту. У профессионального детского психолога в запасе есть целый арсенал средств для выявления причин деструктивного поведения и контролируемого выплеска негативных эмоций (например, с помощью арт-терапии).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что негативные чувства - это нормальная и необходимая часть эмоционального диапазона человека. Психически здоровый ребенок обязательно будет испытывать гнев, злость или обиду, реагируя на определенные раздражители. Нельзя запретить ребенку испытывать негативные эмоции, но можно научить его снимать напряжение социально допустимыми способами, не разрушая все вокруг и не травмируя окружающих.

Енья ТЕТЕРЕВЛЕВА

Читайте также:Воспитание детей: дурной пример заразителен?Воспитание творчеством: методы арт-терапииТест. Понимаете ли вы своего ребенка?Мультфильмы: рекомендовано к просмотру?Детские страхи: победить и забыть!Детская ревность, или Кого больше любят?

www.passion.ru

5 советов родителям, как помочь ребенку справиться со своей агрессией — SekretKray.RU

Чем старше ребенок, тем лучше развит его словарный запас, а значит, ему проще выразить свою обиду и непонимание происходящего. Ребенок в 3-4 года лишен этой возможности и единственным способом показать свое несогласие является агрессия. Важно вовремя обратить на это внимание и выяснить, в чем заключается проблема. Возможно, это не случайность, и что-то доставляет малышу беспокойство.

Истерика и драки очень часты в семьях, в которых появился второй ребенок. Особенно, если разница в возрасте между детьми невелика.

Что делать, если ваш малыш ведет себя агрессивно?

1. Поговорите с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Может показаться, что маленькие дети не способны понять слова взрослого, на самом деле это не так. Укажите малышу на ситуацию, которая только что произошла. Объясните, что, ударив своего брата или сестру ребенок причинил боль, которую сам вряд ли захотел бы испытать. Дайте понять, что подобное поведение неприемлемо в вашем доме. Но никогда не бейте в ответ, это может вызвать лишнюю агрессию и обиду. Ведь малыш и так считает, что он больше не нужен своим родителям. Маленький брат или сестра пришли на его место, отобрав большую часть внимания родителей. Агрессия – это один из способов вернуть любовь мамы и папы.

2. Попытайтесь найти корень проблемы. Это может быть связано не только с появлением нового члена семьи, но и с переездом в новый дом, стрессом, вызванным походом в детский сад или с тем, что ваш ребенок плохо ладит с другими детьми.

Если малыш не чувствует себя уверено и защищено, он пребывает в постоянном стрессе, последствия которого могут выливаться в слезах и желании навредить другим детям. Очень важно, чтобы у любого дошкольника было свое место, уголок, в котором хранятся его игрушки и вещи.

3. Убедитесь, что причина детской агрессии не кроется в дурном примере. Маленькие дети полностью повторяют поведение старших братьев, сестер и своих родителей. Если это происходит в детском саду, вам необходимо заручиться поддержкой воспитателей.

4. Без сомнения важно останавливать ребенка и говорить ему «нет», а в тех случаях, когда он перестает реагировать на вас, то применить наказание. Например, оставить его на некоторое время наедине с самим собой. После обязательно поговорите с малышом, ведь мало только наказывать за проступки, ребенок должен понимать, что именно он сделал неправильно. Приведите пример альтернативного поведения. Вместо ударов, укусов и истерик научите его выражать свои эмоции словами. Давая названия эмоциям, которые испытывает дошкольник, вы обогатите его словарный запас и научите выходить из конфликтных ситуаций мирным путем.

5. Ребенок должен понимать, что он может подойти к вам в любой момент, и вы решите его проблему. Конечно, к подобному поведению стоит относиться с осторожностью, иначе ваш малыш может превратиться в ябеду. Но в любом случае, ребенок должен знать, что вы не отмахнетесь от него, и он может рассказать о случившемся.

В заключение хочется сказать, что в большинстве случаев агрессию в ребенке вызывает чувство потерянности и одиночества. Неосознанное желание повысить самооценку толкает ребенка на разрушительное поведение. Если вовремя не обратить внимания на появившуюся проблему, то поведение вашего малыша может стать патологически агрессивным, и в будущем распространится не только на друзей, но и на вас.

Больше проводите время вместе, обнимайте, целуйте, говорите, что любите его. Хвалите за хорошее поведение и вежливое обращение с другими детьми. Но главное, станьте примером для подражания. Чаще говорите «спасибо» и «пожалуйста» другим людям. Спокойствие и безмятежность в семье являются главными критериями нормального развития ребенка.

sekretkray.ru