Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Головная боль у детей: как помочь и как наблюдать? Как проверить голову ребенку 5 лет


как помочь и как наблюдать?

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?Отчего начинает болеть голова?Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?Ситуации, когда нужно быть особенно внимательнымиНужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?Как часто может болеть голова у здорового ребенка?К какому врачу обратиться, если болит голова?Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?Если у ребенка болит голова – он утомлен?Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

  • Несовершенство вегетативной системы организма,

  • Начинающееся респираторное заболевание (продром),

  • Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

  • Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

  • Последствия травмы головы;

  • Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

  • Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя. Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.  

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

Скачать дневник головной боли с инструкцией по заполнению

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер -  нужно подумать о медикаментозном лечении.  

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме.  Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.  

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством. 

navigator.mosgorzdrav.ru

Как обследовать голову: виды диагностических мероприятий

Многие люди, страдающие частыми головными болями и головокружениями, начинают задумываться о том, что пора провести обследование головы. Диагностические мероприятия состоят из разных процедур. Среди них можно встретить такие аббревиатуры, как МРТ, РЭГ, ЭЭГ и многие другие. Многим больным будет интересно познакомиться с ними.

Многие люди, страдающие частыми головными болями и головокружениями, начинают задумываться о том, что пора провести обследование головы. Диагностические мероприятия состоят из разных процедур. Среди них можно встретить такие аббревиатуры, как МРТ, РЭГ, ЭЭГ и многие другие. Многим больным будет интересно познакомиться с ними.

МРТ

Магнитно-резонансная терапия относится к неинвазивным методам исследования, способным точно поставить диагноз и правильно выбрать тактику лечения.

При МРТ не используется рентгеновское излучение. В данном исследовании задействованы силы магнитных полей, импульсы высокой частоты, компьютерные системы. В результате на экран монитора выводится изображение внутренних органов, мягких тканей, то есть врач видит почти всю структуру человеческого тела изнутри. Информацию можно распечатать, скопировать на любой носитель, передать по электронной почте.

Полученная информация дает возможность врачу понять, в каком состоянии находится организм пациента, выявить те недуги, которые невозможно различить при проведении других диагностических процедур. Особенно ценится МРТ в диагностике органов и сосудов головы.

Магнитно-резонансная терапия головы служит для выявления следующих заболеваний:

  • новообразования головного мозга и нарушения в его развитии;
  • патологии сосудов мозга, например аневризмы;
  • болезни глаз;
  • заболевания внутреннего уха;
  • инсульт;
  • проблемы с гипофизом;
  • ряд заболеваний нервной системы, например склероз рассеянный.

МРТ применяется для выявления болезненных изменений в тканях мозга больных старческой деменцией.

Исследование проводит врач-радиолог. Он же и расшифровывает результат снимков. Изучив их, доктор составляет заключение и передает его тому врачу, кто направил больного на МРТ.

Нередко бывает так, что приходится делать повторную томографию с использованием других методов визуализации. Иногда второе исследование делается на определенном этапе лечения, чтобы подтвердить его правильность.

РЭГ

Реоэнцефалография — это несложная диагностическая процедура, но очень информативная. Она позволяет выявить множество болезней головного мозга и оценить мозговое кровообращение. Врачи пользуются результатами этого исследования довольно часто: оно недорогое, результат появляется быстро, полученной информации для доктора вполне достаточно.

Процедура основана на действии электрического тока на ткани организма. Ток пропускается между двумя электродами. Данная медицинская манипуляция не противопоказана никому. Результаты выводятся на монитор или бумагу. Расшифровку производит невропатолог.

РЭГ назначается не только по показаниям, но и в качестве профилактики. Особенно это необходимо пожилым пациентам, у которых в силу возраста нарушается эластичность сосудов, что вызывает различные хвори.

Показаниями к процедуре являются:

  • частые головокружения;
  • зависимость от погодных условий;
  • эпилепсия;
  • остеохондроз;
  • шум в ушах;
  • травмы головы;
  • наследственность;
  • атеросклероз;
  • гипертония.

С помощью РЭГ диагностируется много патологий. Среди них:

  • гематомы;
  • нарушения в кровообращении мозга;
  • инсульты;
  • атеросклероз;
  • мигрень.

С помощью данной диагностической процедуры часто удается выявить предынсультное состояние и оказать своевременную помощь больному.

Типы обследования

Пациента с головными болями обследуют с помощью различных диагностических процедур.

Одна из них — эхоэнцефалография. Этот метод относится к ультразвуковым. Выполняется на осциллоскопе, который способен зафиксировать сигналы ультразвука. Результаты выводятся на экран монитора. ЭхоЭГ выявляет смещения структур мозга, наступившие при травмах черепа или при новообразованиях в нем. Данное исследование совершенно безвредно. Оно просто выполняется и не требует особой подготовки пациента.

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) — еще один метод исследования головы. Позволяет оценить ток крови в сосудах головы и шеи. Если необходимо оценить правильность выбранного лечения, то врач может назначить данную процедуру.

С помощью УЗДГ выявляется патология сосудов на ранней стадии своего развития.

Допплерография, проводимая с помощью ультразвука, не противопоказана никому, безболезненна, выполняется амбулаторно.

Магнитно-резонансную ангиографию врачи считают перспективной диагностикой сосудов. Этот метод не требует пункции артерии. Процедура проходит быстро.

В результате проведения исследования врач видит все изменения в сосудах, как патологические, так и структурные. Оцениваются различные процессы, происходящие в мозге. Процедура позволяет сделать целую серию снимков разных срезов и выстроить трехмерную проекцию.

ЭЭГ — электроэнцефалография. Исследование, основанное на записи колебаний электрических потенциалов мозга. Регистрируют их приборы, называемые электроэнцефалографами.

Электронейромиография — метод, основанный на регистрации биотоков мышц. Позволяет выявить состояния мышц и нервов. Используется при болезнях периферической нервной системы.

Нейросонография — ультразвуковое исследование мозга головы детей раннего возраста. Врач, используя ультразвук, через большой родничок ребенка исследует строение мозга и кровоток.

saymigren.net

Болит голова. Ребенку 5 лет | Дети | Детское здоровье

  1. Главная
  2. Форум
  3. Архив
  4. Детское здоровье

Открыть тему в окнах

  • Добрый день!Сыну 5,5 лет. Рост 121 см. Вес 23 кг.До 5 лет только 1 раз жаловался на головную боль. А в последнее время (последний месяц) уже не первый раз. 2 раза было под вечер-приходит, ложится в кровать 19:30. Говорит: "Голова болит, я хочу спать". Засыпает и спит до утра.Сейчас говорит, что болит голова. Намазала виски звездочкой и переносицу. Прошло 15 минут-вроде меньше болит.К кому стоит обратиться? Какие обследования сделать?Пол года назад делали в Невромеде УЗДГ сосудов шеи и головы-там все нормально.От чего может так резко начать голова болеть у ребенка? Что-то я уже прям паникую((

  • на ваш вопрос вряд кто тут ответит. Вам нужно к хорошему неврологу, на обследования. Причин для головной боли очень много может быть. Можно еще сходить к остеопату параллельно

  • Давление измерьте ребенку в такой момент. Моя жаловалась на сильную головную боль при пониженном давлении. Только норму для 5 лет посмотрите, она ниже чем у взрослых. Дочке обычно помогал черный шоколад (невролог посоветовала) или чашка какао.

  • Обратите внимание на питание ребенка , что ест, какие перерывы, в какое время, много ли сладостей . В этом возрасте часто головные боли от погрешностей в питании и переутомлениях. И конечно к неврологу сходить надо, если беспокоит.

  • При пониженном давлении очень хорошо помогает что-нибудь соленое или соль в чистом виде.

  • Спасибо, я знаю. Но у ребенка было немного повышенное внутричерепное давление, ей соль надо было ограничивать. Вот все было это в возрасте с 5,5 до 6,5 лет. Сейчас ей 7 все пришло в норму.

  • У меня может и идиотское предположение, но... проверьте зрение. У мужа по вечерам стала подозрительно часто болеть голова, обследовали что могли, а в итоге оказалось, что видеть он стал хуже ( сам он почему то этого не замечал), глаза напрягал сильно, что и приводило к болям по вечерам.

  • Почему идиотское? Поддержу!

  • Лор, окулист, узи почек, невролог, ортопед. ЭЭГ, УЗДГ, Доплер.рентген шейных позвонков в двух проекциях, МРТ. Но хочу вас может быть огорчить, а может обнадежить, у нас ничего не нашли, вообще ни-че-го. А голова болит. Хорошо все это смотрят у Рошаля на Полянке. Мы пошли к остеопату. пока все так же.

  • мы тоже у Рошаля, и тоже ничего. Так хорошо ли смотрят?...

  • Да мы не только там смотрелись, и ничего. Задумалась о нейропсихологе.

  • Нужен детский тонометр? Взрослым тонометром попробовала - неправильно мериет. У него даже манжетка нормально не ложится на руку.

  • У него последние 2 дня с самого утра жалобы на головную боль.

  • За питанием слежу очень тщательно. А вот переутомление - это наш случай (( Днем спит ооочень редко. И весь день на ногах. Стараюсь часа в 2-3 положить мультики посмотреть или почитать, если не засыпает, но все равно этого хватает на 15 минут.

eva.ru

Аппаратная диагностика головного мозга у детей

Аппаратная диагностика головного мозга у детей

Часто причина когнитивных нарушений бывает связана с патологическими процессами в головном мозге. Для выявления и дифференциальной диагностики когнитивных нарушений назначаются аппаратные исследования. В комбинации с тестами на когнитивные нарушения, диагностикой слуха и голосового аппарата, это дает полную картину когнитивных нарушений у пациентов и позволяет назначить максимально точное лечение. Аппаратные методики обычно назначаются комплексно, по 2-3 исследования, а для детей выбираются наиболее щадящие методики.

Читайте в этой статье:

Магнитно-резонансная томография (МРТ)

Одним из самых распространенных методов выявления патологии центральной нервной системы, в том числе и причин когнитивных нарушений, является МРТ - магнитно-резонансная томография. Ее принцип основан на анализе электромагнитных колебаний протонов водорода в клетках человеческого организма под действием магнитного излучения.

Какие болезни выявляет МРТ головного мозга? МРТ считается самым достоверным способом для трехмерной визуализации тканей и сосудов. Магнитно-резонансная томография показывает состояние головного мозга, в том числе и патологические изменения. Например, МРТ назначают для определения причин когнитивных нарушений у пациента, вызванных органической патологией головного мозга. В том числе при подозрении на такое заболевание как энцефалопатия, когнитивные нарушения при которой вызваны гибелью части нервных клеток. Процедура безболезненна и безвредна, так как не сопровождается ионизирующим излучением.

Метод компьютерной томографии (КТ)

Компьютерная томография, которая использует слабое рентгеновское облучение (в безопасных дозах) используется для детального изображения поперечного сечения головного мозга. Это исследование бывает очень показательно для выявления причин когнитивных нарушений при остром нарушении мозгового кровообращения: расстройствах речи и памяти, нарушениях зрения и слуха. Технически КТ работает так же как и МРТ: источник излучения находится в «бублике», которые за один оборот записывает тонкий «срез» тканей, по которым затем собирают на компьютере общую картину состояния мозга для определения локализации патологии, вызвавшей нарушения когнитивных процессов. Поскольку компьютерная томография использует рентгеновские лучи, в детской практике ее назначают избирательно - для подтверждения (или исключения) нарушений, обнаруженных другими методами.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)

ПЭТ - позитронно-эмиссионная томография – назначается с целью выявления патологии головного мозга на клеточном уровне. Метод способен показать не только состояние сосудов и тканей, но и динамику метаболических процессов, происходящих в мозгу. Для этого пациенту внутривенно вводят радиофармпрепарат, который затем вступает в обмен веществ, и при взаимодействии с пораженными тканями цветом показывает отклонения от нормы. Считается, что позитронно-эмиссионная томография работает наиболее успешно для ранней диагностики патологий, проявляющихся в виде когнитивных нарушений у больных (заболеваний, связанных с деградацией функций мозга), и лучше других методов показывает начальную стадию развития патологии. Несмотря на безвредность методики процедура требует определенной подготовки. Относится к сравнительно дорогим методам, поэтому назначается для уточнения результатов других исследований.

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ)

Метод ультразвуковой допплерографии применяется при исследовании механизмов возникновения когнитивных нарушений, связанных с сосудистой патологией, и часто дополняет магнитно-резонансную томографию. Ультразвук хорошо показывает общее состояние кровотока и степень снабжения тех или иных участков головного мозга. Недостаточное кровоснабжение является одной из ведущих причин развития синдрома когнитивных нарушений у детей – речи, памяти, концентрации внимания. И проявляется в виде слабости, головных болей, может скрываться за хронической усталостью. Ультразвуковая допплерография или УЗДГ относится к самым щадящим методам и может назначаться для выявления причин нарушений когнитивных функций с годовалого возраста (до года жизни детям проводят другое ультразвуковое исследование – нейросонографию). УЗДГ совершенно безболезненна, комфортна и не требует подготовки. Часто именно с нее начинают аппаратное исследование головного мозга у детей.

Метод электроэнцефалографии (ЭЭГ)

Электроэнцефалография относится к самым популярным методам, способным выявить причины когнитивных нарушений у пациентов. Оборудование для проведения этой процедуры стоит сравнительно недорого, поэтому есть практически в каждой специализированной клинике и используется в комплексе первичной неврологической диагностики. С помощью ЭЭГ измеряется электрическая активность мозга: для этого к голове обследуемого крепятся специальные датчики и подключаются к аппарату, при этом важно, что сам процесс у ребенка не вызывает дискомфорта. Электроэнцефалография – один из самых традиционных и проверенных методов, он позволяет оценить - как различные структуры воспринимают поступающие сигналы.

Вызванные потенциалы (ВП) и другие методы

Для выявления причин нарушений когнитивных процессов, связанных с речевой функцией, показателен метод вызванных потенциалов или ВП. В процессе этого исследования ребенок сидит в наушниках и слушает звуки, а специальные приборы считывают биоэлектрические ответы, получаемые из различных отделов его головного мозга.

Для диагностики вестибулярного аппарата используется метод стабилометрии, он позволяет определить причины когнитивных нарушений, ведущие к нарушению равновесия и проблемам моторного развития.

Электронейромиография (ЭНМГ) применяется в комплексном исследовании патологий головного мозга, проявляющихся неврологическими мышечными расстройствами (тики, спазмы, навязчивые движения).

Существует еще целый ряд специфических аппаратных исследований, но в любом случае конкретный выбор методик должен осуществляться специалистом

Также Вам может быть интересно почитать:

Задержка психоречевого развития у детей

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это состояние, при котором ребенок поздно начинает говорить, логически мыслить, ему сложно воспринимать и анализировать информацию, трудно общаться со сверстниками и взрослыми.

Читать далее... Последствия перинатальных поражений нервной системы

Большинство когнитивных нарушений, в том числе задержки психомоторного и речевого развития у детей, проблемы детей с СДВГ и другие заболевания головного мозга и ЦНС в легкой и умеренной степени происходит на фоне поражений нервной системы в перинатальный период.

Читать далее... Как работает головной мозг

Мозг ― главное звено центральной нервной системы. Он расположен в полости черепа, внешне напоминает грецкий орех, а вес мозга взрослого человека составляет около 1,4 кг. Основные анатомические составляющие головного мозга ― полушария и кора, ствол мозга, мозжечок, гипофиз и железы внутренней секреции гипоталамус и таламус. Каждая составляющая мозга выполняет свой набор функций, а все вместе они дают человеку возможность дышать, двигаться, говорить, слушать, воспринимать и усваивать информацию, развиваться ― проще говоря, жить.

Читать далее...

pro-mozg.com

Сосуды головного мозга — Невролог детский — онлайн-консультация

Здравствуйте. Моему ребенку в 9 мес проведено УЗИ головного мозга. Причина обращения: не сдит, частые срыгивания и рвота.   Результаты: Глубина переднего рога (слева 4,4 мм) (справа 3,6 мм) Ширина затылочного рога  (слева 13,9 мм) (справа 13,4 мм)   Зрительные бугры (слева 28,4 мм) (справа 28,4 мм) (эхогенность обычная, эхоструктура однородная, контуры ровные, патологических включений нет) Хвостовые ядра: эхогенность обычная, эхоструктура однородная, контуры ровные. Ширина 3-го желудочка 3 мм Ширина 4-го желудочка 3,4 мм, не расширен Кровоизлияний нет. Перивентрикулярная зона: без особенностей. Субэпендимальная зона справа: псевдокиста 3,6 мм Сосудистые сплетения: контуры ровные, структуры однородные Размеры сечения через треугольник боковых желудочков слева 7,9 мм, справа 7,9 мм. Водопровод не определяется. Полость Верге не определяется. Полость прозрачной перегородки определяется 13,6*9,2 мм Мозжечок 46,7 * 33,4 мм Большая цистерна в саггитальной плоскости 5 мм (дополнительных цистерн нет) Рисунок борозд и извилин отчетливый, эхогенность паренхимы мозга не изменена, патолог. образований нет. Пульсация сосудов отчетливая. RI ПМА 0,65 Ширина МПЩ 5,7 мм Свободная жидкость в конвекситальных зонах: - в лобных отделах 5,0 мм - в теменных отделах 5,2 мм   Заключение: Минимальное расширение ПЛП суб. псевдокиста справа Признаки незрелости (открыта ППП)   Беременность без осложнений. на 13 неделе рецидив генитального герпеса (длилось 2(!) дня..и исчез) легкое ОРВИ на 16 нед. Частый кандидоз. Всю беременность...с самого начала он по всем параметрам шел на две недели меньше стабильно.   Родился на 38 неделе (по УЗИ 36 нед): Разрыв околоплод оболочек роды 3 часа 40 мин 2970 кг, 50 см, окр. головы 34 см Апгар 8/9 Желтуха общ билирубин 313,7 на 5 день жизни. После лечения выписан с результатом билир-на 202. До 3,5 мес держалась темпер 37-37,2.   Рост       головы / грудной клетки: 1 мес      38           36    вес 3,6 2 мес      40           40    вес 4,4 3 мес      41           40    вес 5,6 4 мес      43           43    вес 6,6 5 мес      45           43    вес 7,5 6 мес      46           44    вес 8,0 7-8 мес   47           47    вес 8,8 9 мес      47,5         47   вес 9,1   10 мес почти 16 дек испол-ся (помер сама) окр головы 48,1, груди 48-49.   В 1,5 мес стал фокусировать взгляд, улыбаться В 4,5 начал перевор. на живот В 8 мес. начал ползать на животе, в 8,5 на четвереньках.   Сидеть стал на бочке только в 9,5 мес после 10 дн курса массажа, стал самостоятельно вставать у опоры.   Жалобы небольшие, но так переживаю что бы вовремя заметить:   лоб большой, вены по бокам просматриваются, сейчас очень редко есть немного рвоты...раз-два в две недели, часто просыпается ночью с криком сильным, сильно потеет, особенно голова. Родничок 1,5*2 ..с рождения был 2*2. Часто икает, переодически вздрагивает (в беременн-ть очень пугался резких звуков...сильно вздрагивал и часто икал), спит днем плохо. Ладушки не делает, хотя реагирует ..пританцовывает, улыбается..растопыривает левую ладошку, правую держит в кулачке, но если разжать держит разжатой и хлопаю сама его ладошками).   Ребенок активный, играет, стучит, грызет, перекладывает, улыбается, пытается говорить слоги.   Вопросы: 1) Врач невролог не назначила по результатам УЗИ ничего, сказала наблюдать. Правильно ли...боюсь упустить время...да и голова большевата для него..иногда заваливается.   2) Полость прозрачной перегородки не исчезла. А если не исчезнет, то тогда что? 3) Ести ли у него какая-то степень гидроцефалии? На что обратить внимание..часто меряю ему голову. 4) Надо ли настаивать на МРТ? 5) Можно ли назначить ему электрофарез с эуфеллином? Может ли быть от него толк? 6) Зделали все прививки в полож время: АКДС, БЦЖ и гепатит. Могли прививки усугубить ситуацию с жидкостью в ГМ? Должен был бы быть отвод?   Заранее огромное спасибо за ответ и понимание.                  

detstrana.ru

что делать если у ребенка часто и сильно болит голова.

Содержание:

Головная боль неприятное явление. И если взрослый человек может просто принять любой обезболивающий лекарственный препарат, то ребенку сложно объяснить все это неприятное явление и способ его устранения. Тем более важно не только устранить боль, зачастую причины могут быть совершенно разные и даже носить опасный характер. Пожаловаться на боль не сможет даже самый смышленый ребенок, а именно показать конкретно место где болит и описать своими словами что чувствует. О характере головных болей у детей младшего возраста можно только догадываться по их поведению. Например, когда ребенок постоянно капризничает, особенно после пробуждения, плачет и с каждым днем это не прекращается, а еще больше усиливается.

Симптомы головной боли

У детей симптомы проявляются иначе чем у взрослых. А именно:

  • приступы болевых ощущение носят более кратковременный характер;
  • локализация преимущественно с обеих височных сторон.

Причины боли могут быть совершенно разные. И с ходу определить характер не сможет даже опытный специалист своего дела. Для этого понадобится диагностика, изучение всех симптомов, сдача анализов и т.д.

Какие обследования нужно пройти ребенку при болях в голове?

  1. Совершить визит к врачу офтальмологу для проверки кровоснабжения глаз и остроты зрения.
  2. Пройти обследование у врача лора. Зачастую боль может исходить из заболеваний лор органов. Поэтому так важно проверить состояние пазух носа, степень слуха.
  3. Проконсультироваться у врача педиатра и взять необходимые направления на анализы.
  • проверить давление, особенно важно в нормальном состоянии и при ощущениях боли;
  • выполнить анализ крови - общий и биохимический для выяснения наличия иных заболеваний внутренних органов.

4. Провести магнитно-резонансную томографию головного мозга для исключения опухолей и патологий сосудов.

Часто причиной головных болей является внутричерепное давление. У совсем маленьких крох процент вероятности намного выше и это объясняется рядом факторов, как - гипоксия плода в период беременности, послеродовые травмы и т.д. Однако головные боли при повышенном внутричерепном давлении имеют ряд особенностей:

  1. Они возникают преимущественно в утренние часы после пробуждения;
  2. Проявляются при любом напряжении - прыжках, во время любых активных игр или даже при опорожнении на горшке.
  3. Появляются сопутствующие симптомы - тошнота, рвота, повышение температуры и т.д.

Любой из этих признаков требует детального изучения грамотными специалистами.

Иные причины, по которым у ребенка может болеть голова

  1. При приеме лекарственного препарата. Если болевые ощущения совпадают с приемом лекарства, то это все объясняется. Но лишнее обследование не повредит, а лишь отбросит все имеющиеся сомнения. На практике бывали случаи, когда ребенку назначали препараты, направленные на активизацию участков головного мозга, отвечающие за речь. Когда данные процессы начинают ускоряться, то боль может и возникать. Либо назначенный препарат может просто не подходить ребенку, так как все организмы индивидуальны и головная боль выступает лишь тревожным побочным эффектом. Отменив препарат, можно проверить исчезнет ли с ним и боль.
  2. Из-за перенасыщения организма химическими продуктами - сухариками, чипсами, шоколадными батончиками и прочим фастфудом, который так обожают дети.Продукты из-за своей ненатуральности состава содержат вещества, обладающие выраженным сосудодилятирующим действием. А это вызывает не только головные боли, но и покраснения кожи из-за постоянных чувств прилива крови.
  3. Плохая экология - загазованность воздуха, выбросы промышленных заводов могут служить причинами частых головных болей детей. Если место где вы проживаете имеет те перечисленные объекты загрязненности, то единственный выход это перебраться в более чистый район города либо постоянно очищать организм от вредных шлаков.
  4. При наличии опухоли головного мозга - боль незначительна, непостоянна или может отсутствовать вовсе. Гораздо страшнее такое заболевание как менингит, а иными словами воспаление головного мозга. При этом головная боль выражена и проявляется в затылочной области, особенно при запрокидывании головы назад. При этом также может отмечаться высокая температура тела, вплоть до лихорадочного состояния.
  5. При частых приемах обезболивающих препаратов. Головная боль от них не только не проходит, а наоборот усиливается. Для детского организма прием анальгетиков вообще категорически запрещен.

Как помочь ребенку справиться с головной болью?

В первую очередь, ему нужно отдохнуть, полежать в тишине, не отвлекаясь ни на музыку и телевизор. Можно принять душ или ванну с добавление отваров трав или шишек хмеля, которые оказывают расслабляющий эффект, а также снимают внутричерепное давление.

Можно сделать прохладный компресс. Для этого нужно смочить марлевую салфетку в прохладной воде и приложить на височную область и лоб.

Разрешен прием препарата Глицин - это витамин для мозга. Однако перед приемом консультация врача все же необходима. 1-2 таблетки под языком уменьшат спазм сосудов.

Не лишним будет массаж затылка, шеи. Да даже если вы просто погладите своего кроху по головке, потеребите пальцами волосы, это намного облегчит его состояние. По крайней мере он будет чувствовать защищенность от близкого человека.

Профилактика головной боли у ребенка

  1. Уберите из рациона все вредносодержащие продукты.
  2. Не используйте сильно яркий свет лампы в комнате где большую часть времени проводит малыш.
  3. Чаще используйте водные процедуры, массажи или игры на основе их. Лучше выбирать более спокойные развлечения, без выражения буйных эмоций.
  4. Во всех иных случаях для принятия какого-либо способа всегда обращайтесь к врачу, так как иногда польза считается лишь видимой и самолечение может принести лишь вред.

Автор: IvanKostin

Дата публикации: 18.11.2015

nedeli-beremennosti.com

Повышенное внутричерепное давление ребенка 5 лет | У ребенка повышены

Чем опасно внутричерепное давление?

Гипертензия

Диагноз внутричерепного давления (ВЧД) ставится чуть ли не каждому второму ребенку дошкольного возраста. Обычно родители находятся в полной растерянности от тех перспектив, которые им рисует участковый врач. Особенно молодые мамы боятся, что если внутричерепную гипертензию не лечить, можно дождаться тяжелого осложнения в виде гидроцефалии, или водянки мозга, которая сопровождается задержкой психического развития. О том, насколько оправданы эти страхи, мы решили поговорить с врачом-неврологом высшей категории Центральной клинической больницы управления делами Президента РК Исакановой Гульнарой Табылдыевной.

Тел. +7 (727) 261-97-62, 8-701-797-00-83

По словам нашего консультанта, крайняя форма ВЧД - гидроцефалия - диагностируется не так часто, и она имеет очень специфические внешние признаки: увеличенный объем головы ребенка, вздутые височные сосуды, глаза несколько выходят из орбит и поворачиваются вниз. Увеличение объема головы ребенка происходит в тот период, когда череп еще мягкий и кости не срослись. Когда черепная коробка уже полностью сформирована, она становится достаточно крепкой, чтобы не позволять костям расходиться. В этот период ВЧД проявляет себя давлением ликвора (спинномозговой жидкости) на стенки желудочков мозга (парные полые структуры головного мозга)

Получается, что ВЧД - это результат повышенной выработки спинномозговой жидкости (ликвора), которая в норме находится между костями черепа и мозгом и защищает последний от механических повреждений. Ликвор всасывается венозными сплетениями - так называемой водопроводной системой головного мозга. Этой жидкости должно быть определенное количество, и она должна всасываться бесперебойно.

Процесс обязательно нарушается, если ликвора в голове становится слишком много. При этом желудочки увеличиваются и давят на другие структуры мозга. Увеличенные и асимметричные желудочки хорошо просматриваются при любом современном диагностическом обследовании головного мозга. При этом дуплексное сканирование новорожденных показывает, что большинство из них имеют повышенное внутричерепное давление за счет того, что при родах они испытывают небольшую гипоксию. Но потом ВЧД постепенно приходит в норму.

ВЧД – это не болезнь!

Само по себе ВЧД нельзя считать отдельным заболеванием. Это синдром, который всегда появляется как следствие болезни, возникшей в результате действия определенного фактора риска во время беременности, родов или сразу после родов. К этим факторам относится внутриутробная гипоксия плода, связанная с поздним токсикозом мамы, асфиксия при родах, любые родовые травмы. Если эти неблагоприятные факторы присутствуют, то диагноз внутричерепного давления ставится автоматически.

Врач-невролог Исаканова Гульнара Табылдыевна рассказывает, что любые органические поражения головного мозга или снижение мозгового кровотока обязательно сопровождаются нарушением баланса ликвора. Поэтому родителям полезно знать, что при любых факторах риска диагноз внутричерепного давления абсолютно логичный и оправданный.

ВЧД является именно следствием какого-то заболевания. Оно может быть даже у подростка или взрослого человека. Например, повышение артериального давления сразу же сказывается на балансе жидкости головного мозга. Ее накапливается больше, чем нужно, и больной начинает чувствовать постоянную тяжесть в голове, быстро утомляется, плохо концентрирует внимание.

Гульнара Табылдыевна абсолютно уверена в том, что внутричерепное давление необходимо лечить в комплексе с терапией основного заболевания. Если не лечится причина, не подпитываются должным образом мозговые ткани, одна лишь дегидратация (выведение жидкости из организма) с помощью специальных препаратов мало что может изменить. Ведь то, от чего возникает нарушение баланса жидкости, по-прежнему продолжает влиять на состояние здоровья. Поэтому если участковый педиатр поставил диагноз ВЧД, надо обязательно обратиться к детскому неврологу для полного неврологического обследования.

Последствия ВЧД

Пока выясняется причина и подбирается адекватное лечение, с внутричерепным давлением ребенку жить очень тяжело. Он плохо спит ночью, перевозбуждается днем, быстро устает. Физическое и психическое развитие малыша может не соответствовать возрасту. Но самое главное, что нелеченное ВЧД со временем может перейти в другой синдром, который называется вегетососудистой дистонией (ВСД). Вегетососудистая дистония дает о себе знать чаще всего в подростковом возрасте.

Это значит, что в результате гормональных изменений очень важные подкорковые образования начинают работать со сбоем - неправильно функционирует гипоталамус, важная часть мозга, которая отвечает за терморегуляцию, контролирует процесс насыщения и голода и т.д. Если ребенку не лечили ВЧД, то, становясь взрослым, он быстро утомляется, чутко реагирует на погоду. А если не лечится основное заболевание – причина ВЧД, то внутричерепное давление будет беспокоить его и во взрослом возрасте. По словам Гульнары Табылдыевны, у многих взрослых людей наблюдаются частые головные боли, головокружения, снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость, слабость, зависимость от погоды - все эти симптомы свидетельствуют о снижения мозгового кровотока.

Трудности школьного возраста

Как ребенок будет учиться в школе? - далеко не последний вопрос, который задают себе и врачам родители маленьких детей с ВЧД. Гульнара Табылдыевна Исаканова говорит, что если нет серьезных органических патологий со стороны головного мозга, то дети с ВЧД справляются со школьной программой, нормально усваивают правила поведения в школе, но для этого им приходится прилагать дополнительные усилия. Приходя домой, ребенок с ВЧД жалуется маме на головные боли и усталость. У школьников с ВЧД могут возникать проблемы с запоминанием из-за того, что они быстро устают.

Очень часто родители таких детей просят участкового педиатра написать освобождение от физкультуры. Нужно отметить, что если нет серьезных нарушений со стороны неврологии, этого делать ни в коем случае нельзя. Надо заниматься лечением основного заболевания, проводить дегидратацию, регулировать мозговой кровоток, подпитывать мозговые ткани и при этом давать ребенку посильную физическую нагрузку. Не надо забывать про то, что физически крепкие дети в принципе меньше болеют, лучше развиваются и, кроме того, не стоит лишать ребенка естественного эмоционального общения со сверстниками.

Более грамотный подход к проблеме внутричерепного давления все-таки заключается не в ограничениях, а в тщательном обследовании ребенка и выяснении основных причин внутричерепной гипертензии. Сама собой она не возникает. Это только признак, симптом, который указывает на то, что у ребенка есть другая неврологическая проблема. А своевременное лечение помогает ребенку быть более счастливым и успешным в жизни.

Наука

Главы книг

Вопрос/Ответ

Повышение внутричерепного давления у детей, гипертензионно-гидроцефальный синдром

Нашему мальчику 7 месяцев, невропатолог по результатам нейросонографии (она перепечатана ниже) назначил следующие препараты: диакарб (1раз в день), аспаркам (2раза в день), кальция гопантенат (2раза в день) Поводом для обследования послужило то. что наш ребенок возбудим, плохо спит по ночам ,тяжело засыпает. поджимает пальцы ног. Особенно нас беспокоит. что он в последние две недели периодически (несколько раз в час ) мотает головой из стороны в сторону без видимых причин.Вещество головного мозга обычной эхо плотности. структура не изменена. Сосудистые сплетения-контуры четкие ровные, однородны. Желудочки расширены. боковые 5-8-19 мм. Полость прозрачной перегородки-10мм, 3-й желудочек 6 мм (через височную кость), Межполушарная щель 5,7 мм, Ширина борозд 2,5 мм, Вентрикуломегалия, нарушение резорбцииВопрос: насколько Вы считаете обоснованным назначение таких сильных препаратов, не повлияют ли их применение на умственное и физическое развитие ребенка. Объясните, чем грозит данный диагноз нашему ребенку в том случае, если не проводить лечение, а также насколько поддается лечению данное заболевание. Можете ли вы объяснить почему, по-вашему, ребенок мотает головой и связано ли это с данным заболеванием.

Результаты НСГ + особенности поведения Вашего ребенка свидетельствуют, по-видимому, о наличии у него гипертензионно-гидроцефального синдрома. коррекция которого осуществляется курсами дегидратационной (мочегонной) терапии (Диакарб+Аспаркам). Отсутствие терапии данного состояния может быть сдерживающим развитие ребенка фактором. Как правило, синдром внутричерепной гипертензии компенсируется до 3х летнего возраста. Периодические движения головой из стороны в сторону могут также быть проявлением данного состояния.

Дочке 2.6 года. Беременность, роды были нормальные. Девочка очень агрессивно-активная, капризная, близко слезы, злится, командные нотки во всем, на месте не сидит и пяти минут. Не плачет, а кричит горлом, провоцируя рвоту. Когда спит на боку, головку закидывает назад. При беге ножками сучит очень быстро и неуверенно. Кисти рук, пальчики не держат устойчиво предметы, все ходит ходуном. При осмотре у невропатолога для детского сада поставлен диагноз ММД, субкомпенсированный гипертензионный с-м. Выписали ФЕНИБУТ. Рекомендовали просветить мозги (сказано было именно так). При знакомстве с аннотацией к ФЕНИБУТУ узнаю, что это транквилизатор. Есть ли более щадящие способы лечения? И какую. грамму надо делать головного мозга? НСГ мы делали в 6 месяцев, все нормально.

Диагноз ММД правильнее называется Дефицит концентрации внимания с гиперактивностью. Препарат фенибут успешно используется для коррекции данного состояния, несмотря на аннотацию. Согласно современному пониманию заболевания позитивный эффект лечения определяется прежде всего занятиями и упражнениями, рекомендуемыми психологами, коррекцией поведения, режимом дня. Среди лекарственных средств наиболее эффективными считаются препараты амитриптиллин и ритолин. Принимать их нужно только в соответствии с рекомендациями врача! В продолжение письма, по-видимому, Вам рекомендовали компьютерную томографию головного мозга, с моей точки зрения, согласно описаниям жалоб данный метод диагностики мало информативен.

Ребенок, девочка (возраст 2 года 2 месяца), плохо развита речь, говорит много, но понятны только некоторые слова, некоторые слова недоговаривает, часто приходит в состояние гипервозбуждения. В возрасте 10 месяцев - было сотрясение головного мозга, на тот момент патологий не выявлено. В возрасте 1 год 9 месяцев по направлению невропатолога делали эхоэнцефалоскопическое обследование, результат. ВИ от 2,5 до 3 - легкое расширение боковых желудочков, все остальные результаты в норме. Диагноз: признаки легкого гипертензионно гидроцефалического синдрома. Лечимся с 10 месяцев, разными методами - улучшений не видно. К какому врачу лучше обратиться, какой способ лечения применять?

Формированием навыков развития правильной речи, правильного произношения звуков занимаются логопеды путем специальных занятий. Ребенок с диагнозом: гипертензионно-гидроцефального синдрома нуждается в наблюдении и обследовании детского невропатолога. Тактика терапии определяется индивидуальными особенностями.

Где-то год назад у ребенка (6 лет) начались тики (стала часто моргать глазками). Мы пошли к невропатологу. Врач сказал, что это из-за того, что у ребенка до одного года было повышенное внутричерепное давление, а сейчас она много смотрит телевизор. Время, отведенное на просмотр телепередач, мы ограничили 40 мин. Пропили курс, который назначил врач: 1-ая нед.- 1 дес. ложка Ново-Пассита х 3 р. 2-ая нед. - Ново-Пассит + 1т.глицина х 3р.в день, 3-ья нед. - Ново-Пассит + 2т.глицина х 3р. в день. Все прошло. Однако сейчас, месяцев через 5ть, она снова начала моргать. Мы пропили тот же курс, но ничего не помогает. Какие еще препараты я могу подавать дочке, чтобы убрать эти тики.

Выбор препаратов достаточно широк, включающий спектр от успокаивающих трав до антиконвульсантов. Основная тактика терапии данной патологии включает подбор лекарственных препаратов, использующихся для лечения тиков, с постепенным увеличением их силы действия . Данный подбор лекарств должен осуществлять только специалист с учетом особенностей ребенка.

Чем чревато внутричерепное давление для ребенка в возрасте 4 месяцев (УЗИ указывает на пятнышко жидкости размером 6-8 мм), и как это лечить.

последствия повышенного внутричерепного давления могут быть различными: от головных болей и незначительного отставания в психическом развитии до эпилепсии. Лечение назначает невропатолог, не занимайтесь самолечением.

Мальчику 2 года. Обнаружили повышенное внутричерепное давление нечетко выраженное. Ребенок плохо спит ночью, чрезмерно возбудим, расторможен, обидчив, плохо переносит перемену погоды. Было однократное закатывание с задержкой дыхания и обмороком протяженностью несколько секунд. Врач назначил Пантагам и Глицерол. Скажите, чем чреват подобный диагноз в настоящем и будущем и возможно ли излечить это заболевание чем-то еще, помимо таблеток.

основная опасность повышенного внутричерепного давления заключается в нарушении микроциркуляции головного мозга, может развиться эписиндром. Лечение, направленное на улучшение микроциркуляции, при соблюдении рекомендаций, может предотвратить развитие более серьезных проблем.

Читайте также:

Энциклопедии. Лекарств | Анализов | Инфекций | Секса | Вопросов | Терминов | Норм | Аллергии | 03 | Другие | Косметология | Рецепты |

Страницу лучше просматривать при среднем размере шрифта

Можно ли вылечить повышенное внутричерепное давление у ребенка?

Часто родители бывают не готовыми к тому, что их малышу врачи ставят диагноз повышенное внутричерепное давление . Отсюда испуг и паника, которые, порой, граничат или с суматохой, или же с бездействием. На самом деле, повышенное ВЧД или внутричерепная гипертензия чаще всего является симптомом огромного количества заболеваний.

Особенности заболевания

Повышенное внутричерепное давление у новорожденных может встречаться в разных случаях:

  • гидроцефалия,
  • опухоль головного мозга,
  • нейроинфекция (к примеру, энцефалит или менингит),
  • довольно сложные черепно-мозговые травмы,
  • внутричерепные кровоизлияния,
  • некоторые редкие наследственные болезни и так далее.

Очень сложно выявить все эти тяжелые заболевания, когда они находятся на ранних стадиях, а тем более, у совсем крошечного младенца.

Довольно часто этот диагноз ошибочен: его ставят совершенно здоровым новорожденным, опираясь на косвенные признаки. Именно поэтому современные специалисты утверждают, что нельзя выявить это осложнение на основе результатов нейросонограммы. А уж тем более, принимать серьезное решение о медикаментозном лечении без детального исследования ребенка. Прежде всего, мама должна предоставить всю информацию о том, как протекали беременность и роды, а именно:

  • наличие родовой травмы,
  • была ли гипоксия,
  • имела ли место внутриутробная инфекция.

И уже после этого врач может назначить аппаратную диагностику.

Надо знать, что диагноз повышенное ВЧД – это не самостоятельное заболевание, поэтому он требует не только тщательного и взвешенного решения, но и не менее подобранного лечения, так как можно пропустить начало развития сложного заболевания, к примеру, гидроцефалии.

Основные признаки повышенного ВЧД у детей и диагностика

Симптомы, которые вызывают подозрение повышенного ВЧД, есть, как и общие, так и характерные. Именно поэтому они должны рассматриваться только в комплексе, а не по отдельности:

  • тремор конечностей и подбородка ;
  • повышенный тонус мышц ног;
  • беспокойство;
  • повышенная возбудимость;
  • выбухание родничка ;
  • расхождение швов костей черепа;
  • тошнота;
  • частые срыгивания или даже рвота после еды;
  • непроизвольное колебательное движение глазных яблок;
  • косоглазие (особенно сходящееся).

Часто исследования дают непрямую (косвенную) информацию о внутричерепном давлении у детей, поэтому врач должен не только сопоставить все результаты, но и тщательно пронаблюдать за малышом.

Что входит в комплекс исследования?
  1. необходимо проверить глазное дно – изменение вен является признаком ВЧД.
  2. УЗИ головного мозга.
  3. надо сделать или магнитно-резонансную томографию, или компьютерную томографию.
  4. проводится эхоэнцефалография.

Но даже после этого результаты дают только подозрение на ВЧД, так как они предоставляют неполную картину всех нарушений работы головного мозга. При всех полученных данных самое главное – это правильно интерпретировать их. Благодаря этому можно поставить окончательный диагноз, а уже после назначить нужное лечение.

Специалисты утверждают, что точный и окончательный диагноз – повышенное внутричерепное давление – возможен только лишь при оценке средних показателей давления ликвора (это спино-мозговая жидкость). Чтобы сделать эту процедуру, малышу нужно пройти через небольшую операцию.

Лечение

Лечение ВЧД очень сложное и зависит от причины – его может назначить только невропатолог и только после того, как будут проведены все исследования для выяснения этой самой причины. Возможно, понадобится оперативное вмешательство (при опухоли или других образований в мозге), возможно, понадобится кроме оперативного вмешательства предварительное медикаментозное лечение (при гидроцефалии).

Родителям следует запомнить, что высокое ВЧД - довольно серьезная проблема, ее нельзя пускать на самотек. Абсолютно все лечение необходимо проходить в условиях больничного стационара и под тщательным контролем врачей. Помните, что нельзя применять рецепты и различные методы лечения народной медициной – это чревато осложнениями для малыша.

У сына по нсг увидели увеличение левого желудочка гол. Мозга. Величина правого 2,7 левого 3,5. При родах была гипоксия, родился слабеньким на 39неделе 2700,диагноз ЗВУР,беременность протекала сложно с токсикозами весь срок. Сейчас нам 1,5 месяца, плачет и не спит в течении всего дня, ночью спит от кормления до кормления. Днем нельзя снять с рук-истерика. Невролог поставила диагноз ВЧД, и назначила стугерон 1/6 -2раза вдень. Вылечивается ли данное заболевание у ребенка или нужно проводить комплекс дополнительных исследований для установления причины ВЧД.

11 июля, 2015 - 21:46

Здравствуйте. Внутричерепная гипертензия - это ведь симптом. Причины могут быть разные и выраженность различная. И прогноз зависит от причины состояния. Обследование, которое сейчас можно сделать: это только УЗИ головного мозга в динамике и осмотр невропатолога (для уточнения неврологического статуса). У малышей очень сложно сделать прогноз, с ростом ребенка может все сгладиться, нормализоваться, вам нужно обязательно найти своего невропатолога и наблюдаться у одного доктора.

озод (не проверено)

12 июля, 2015 - 08:57

Здраствуйте Ольга у меня ребенок 15дневной он плохо спить и у него часто бывает внезапный плачи что это может быт?

12 июля, 2015 - 19:38

Здравствуйте. Маме остается быть крайне терпеливой. Кормит, ухаживать, купать, гулять, качать, быть рядом. все пройдет. Нужно только терпение и любовь.

Источники: http://www.zoj.kz/populiarnie/na_prieme_u_vracha/1495-chem-opasno-vnutricherepnoe-davlenie.html, http://www.med2000.ru/ansdeti/davlenie.htm, http://pregnant-club.ru/vchd-newborn

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru