Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка рисовать портрет. Как научить ребенка рисовать человека в 5


Как научить ребенка рисовать человека

Ежедневно, ребенок постигает для себя что-то новое, делает новые открытия - и передача своих впечатлений на бумаге является чем-то абсолютно необходимым. И вот сидит ребенок рисует, рисует, что-то проговаривает себе под нос и нам кажется, что там уже как минимум картина Саврасова "Грачи прилетели", но нет. После долгого и продолжительного труда мы наблюдаем головастиков, именуемых папой и мамой. "Паразительное сходство" - говорим мы и улыбаемся. Конечно, любой рисунок своего чада будет воздвигнут в шедевры, но что делать, если ребенок в 5 лет не может изобразить элементарные вещи.

Как научить ребенка рисовать человека?

Этапы обучения ребенка рисованию человека

Для начала нужно расставить приоритеты и запастись терпением.

1

этап - подготовка ребенка к рисованию. После этой несложной процедуры, вам потребуется наглядность. Хм... Где же взять наглядность, чтобы нарисовать человека? И вот тут нам поможет - папа! И кто сказал, что обучением должна заниматься только мать? Ничего подобного, поставили папу и наглядно на нем объясняем всю ситуацию. Проще говоря, разбираем его по частям. Голова, шея, туловище, руки, ноги - вот из чего состоит наш папа.

2.

После проведения подобной экскурсии, рассматриваем подробнее каждую часть тела. Например: Голова. Вы задаете ребенку наводящие вопросы, отвечая на которые он сам делает выводы о том, как нарисовать правильно. Суть вопросов следующая: Какой формы голова? (круглая, квадратная, овальная). Как голова присоединяется к телу? (при помощи шеи).

Каково соотношение размеров головы и туловища? (голова меньше туловища). Как ноги соотносятся с туловищем? (примерно одинаково). Какие ты рисуешь руки? (как палки).

Посмотри, внимательно на себя, папу, брата, у них руки как палки? (ребенок задумается и сам осознает свои ошибки, просто потерпите).

3.

Чтобы научить малыша рисовать человека разберите с ним все до мельчайших подробностей. Отпустите папу и возьмите какую-нибудь картинку человека. Чем больше наглядных изображений, тем интереснее ребенку. Ведь, порой дети рисуют роботов, а человека нарисовать не могут. Просто от не понимания сути. Если вы поможете ребенку нарисовать человека, он будет рад, но смотрите, чтобы помощь была разумной и однажды, он не пришел к вам, сказав: "Мам, нам в садике задание дали: как нарисовать человека? - Ты не нарисуешь".

Попробуйте, и вопрос "Как научить ребенка рисовать человека" не будет выглядеть таким сложным.

Как ребенок рисует человека?

Наибольший интерес для ребенка представляет человек. Он и является основным мотивом изображений у детей, в самостоятельных рисунках действуют сам автор и близкие ему люди. Это свидетельствует о начале формирования "системы Я" как центрального личностного образования, включающего не только сознание Я, но и отношение к себе.

Как дети изображают человека на рисунках?

На рисунке 9 – маленький мальчик с папой на прогулке. Размер изображения по отношению к границам листа и взаимосвязь персонажей (фигурки держатся за руки) говорят о характере взаимоотношений папы и сына. Кстати, картинка, как нам кажется, перевернута. Это не опечатка. Ребенок рисовал именно так. Причем волосы на своей голове и черты лица были добавлены по просьбе взрослого, и, с нашей точки зрения, правильно.

Ребенок, действуя, осваивает реальное пространство, его становящееся сознание формирует идеальный образ окружающего мира, а промежуточные пространства изображений позволяют осмыслить место и роль своего Я в этом мире. Овладение языком и формами мышления делает возможным включение ребенка в современную культуру.

Павел Флоренский истолковывал всю человеческую культуру как деятельность, которая организует пространство. "В одном случае это пространство наших жизненных отношений, и тогда соответственная деятельность называется техникой. В других случаях это пространство есть пространство мыслимое, мысленная модель действительности, а действительность его организации называется наукою и философией. Наконец, третий разряд случаев лежит между первыми двумя. Пространство или пространства его наглядны, как пространства техники, и не допускают жизненного вмешательства – как пространства науки и философии. Организация таких пространств называется искусством".

Ребенок рисует человека на рисунках так, как видит, но пока его творчество не является искусством. Однако уже первые опыты в создании искусственного пространства наполнены чертами характерными для изобразительного искусства в самых высоких его проявлениях уже есть в детских рисунках.

Секреты психологии

Психологи отмечают важность эстетического качества рисунка ребенка, считая его показателем положительной самооценки и позитивного восприятия окружающей действительности. Так, например, Р. Арнхейм считает, что "произведения, выполненные рукой не испорченного средой ребенка или так называемыми примитивами, никогда не говорят о плохом вкусе их авторов. Плохой вкус, где бы он ни существовал, отражает более глубинные пороки человека или общества".

Художник и психолог Ю. А. Полуянов говорит о детском отношении к миру, которое очень близко именно художественной интерпретации явлений и событий жизни: "Не понимая специфики художественной формы, не умея намеренно пользоваться средствами выразительности в рисовании и осознанно не выделяя их в своих рисунках, ни в рисунках других детей, ни на картинах художников, ребенок, тем не менее, иногда (или часто) создает очень выразительные сочетания цветов, пластичные очертания и динамичные изображения".

По наблюдениям американских исследователей В. Ловенфильда и В. Ломберт-Бриттена, ребенок выражает в рисунке свои переживания, возможно, впервые в своей творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт.

Взрослый может и должен помочь ребенку понять и почувствовать значимость самого себя как уникального явления. Может и должен поддержать уверенность ребенка в том, что его способ постижения мира имеет право на существование. Но как угадать, в чем особенность мировосприятия вашего воспитанника? Вот здесь и может помочь изображение – окошко в его внутренний мир.

www.medmoon.ru

Рисуем портрет поэтапно для детей

Наверное, каждый ребенок любит рисовать. Это захватывающее, увлекательное занятие, в котором дети могут проявить себя, раскрыться как личность. По мере взросления изменяются и рисунки маленьких художников.

Они становятся осмысленными, детская небрежность сменяется реалистичными изображениями. Пожалуй, пришло время научить детей рисовать портрет. Правильный подход даст хороший результат, ведь рисовать портрет поэтапно совсем несложно.

Поэтапная инструкция

Убедившись в том, что настроение у детей подходящее, можно приступать к творчеству. Для этого потребуется подготовить лист бумаги, хорошо подточенный простой карандаш и ластик, с помощью которого можно устранить незначительные погрешности будущего шедевра, выполненного поэтапно.

Рисуем портрет поэтапно:

  • Для начала берем лист бумаги и обозначаем его центр. Затем рисуем овал будущего лица. Он должен напоминать перевернутое куриное яйцо. После этого овал потребуется разделить пунктирными линиями для того, чтобы у детей была возможность ориентироваться при изображении частей лица.

Поэтому наносим на рисунок одну вертикальную линию и 2 горизонтальные линии. С помощью вертикальной линии мы разграничиваем левую и правую части лица, а горизонтальные пометки разделяют лицо на 3 части: лоб и брови, глаза и нос, рот и подбородок.

  • Переходим к следующему этапу, на котором рисуем брови и глаза. Брови – это две дуги, расположенные параллельно друг другу. Изображаются они над верхней горизонтальной линией. На последующем этапе бровям можно придать любую форму.

Под этой же линией рисуем глаза, форму которых можно выбрать произвольную. Изображаются глаза как две зеркальные дуги, между которыми находится круглая радужная оболочка глаза и зрачок.

Для того чтобы рисунок у детей получился реалистичным, необходимо на нижнем и верхнем веке нарисовать ресницы. Длина ресниц на верхнем веке должна быть большей, нежели на нижнем.

  • Рисуем нос. Этому этапу необходимо уделить особое внимание, так как именно нос у детей в большинстве случаем не получается. Для того чтобы придать ему правильную форму, сделать пропорциональным, начать изображать нос рекомендуется от внутренней стороны бровей. Вниз ведется тонкая дуга, обозначается макушка носа.

После этого прорисовываются крылья носа, ноздри, все лишнее стирается ластиком, а линии подводятся карандашом.

  • В самой нижней части лица рисуем рот. Изображен он будет как нижняя дугообразная линия и две дугообразные линии, расположенные сверху. Верхняя и нижняя часть рта соединяется и наводится карандашом. Немного изогнутой горизонтальной линией рисуем черту, разделяющую верхнюю и нижнюю губу.

  • Этап, на котором портрет, изображенный поэтапно, будет дополнен завершающими штрихами, предусматривает изображение ушей, плеч и волос. Дабы рисунок получился правильным, а все части лица были пропорциональными, необходимо соблюдать рекомендации по их изображению.

Так, уши должны находиться на том же уровне, что и нос. После дорисовки плеч, можно переходить к волосам. Если на портрете изображен мужчина, то волосы будут короткими, если женщина, то можно придумать любую стрижку, прическу, длину волос.

Нарисовав портрет поэтапно, с помощью ластика подтираются незначительные погрешности, простым карандашом выравниваются линии, а также удаляются все пометки, которые были нанесены на начальном этапе рисования. При желании портрет можно дополнить такими элементами, как веснушки, родимые пятна.

Приведенная пошаговая инструкция несложная для детей. Она позволяет овладеть основными навыками изображения лица человека, научиться рисовать его части правильно, соблюдая рекомендованные пропорции. Портрет получается реалистичным, ведь выполнен по всем правилам.

Привить детям любовь к творчеству нетрудно, если правильно подойти к этому вопросу. Если разделить стремление юных художников к рисованию, поддержать их начинания, они непременно овладеют любимым занятием, ведь поддержка и понимание родителей в этом деле, прежде всего.

razvitie-vospitanie.ru

Как научить поэтапно ребенка рисовать красками человека, животных, цветы

Развитие ребенка начинается еще в утробе матери, проходит поэтапно и сразу во многих направлениях. В первые годы жизни основным видом деятельности маленького человека является освоение мира через обретение самостоятельных навыков: кушать, сидеть, ходить, говорить, спать самому. Начиная со второго года жизни, малыш учится и познает мир через самовыражение: рисование, пение, лепка, игры, собственное мнение.

Все сфера и направления развития ребенка являются одинаково важными для становления его личности, поэтому задача родителей – постараться помочь малышу освоить те или иные умения, навыки, знания. И если в вопросах о самостоятельных приемах пищи или умении говорить проблем не возникает, то как научить ребенка рисовать – тема, которая волнует многих родителей.

Каждый ребенок – талантлив

Некоторые родители думают, что раз они сами рисовать не умеют, то и малыша этому научить не смогут. А значит, приступать к обучению можно будет только тогда, когда ребенок будет готов ходить на кружок или в художественную школу. Однако это мнение ошибочно.

Необязательно учить двухлетнего малыша профессиональному видению окружающего мира, важно развивать его собственный взгляд на вещи и предметы, стимулировать выработку собственного стиля. И начинать можно с малого. Сначала хаотичные линии и зарисовки, чуть позже простые рисунки – растения, животные, дома, в дошкольном возрасте – люди и картины из жизни. Если ребенку понравится процесс, он будет стараться рисовать снова и снова до тех пор, пока результат не удовлетворит его самого.

Условия для творческого развития

Конечно, дети, которые имеют все необходимые условия для рисования и творчества, гораздо быстрее учатся выражать себя на бумаге. Под условиями подразумевается не частный репетитор, который будет заниматься с ребенком три раза в неделю, а всего лишь наличие бумаги, карандашей, красок и фломастеров. Еще одни важным фактором, способствующим детскому развитию должна стать мама, которая не переживает о запачканной в краску футболке или рисунках фломастером на коже малыша.

Если родители хотят, чтобы их ребенок научился красиво рисовать и получал от этого процесса удовольствие, нужно быть готовыми к некоторым особенностям. Ведь интересно рисовать не только на листе бумаги, но и на обоях, а краски можно наносить как кистью, так и пальцами.

Чтобы минимизировать ущерб для окружающей обстановки, можно пойти на маленькие хитрости:

  • дать ребенку большое полотно старых обоев или лист ватмана, расстелить его на полу и позволить фантазии малыша не ограничиваться маленькими размерами альбома;
  • купить пальчиковые краски, которые специально предназначены для детской кожи, не вызывают аллергии и легко смываются водой;
  • застелить стол клеенкой или газетными листами, тогда даже если рисунок выйдет за границы листка, мебель не пострадает.

Процесс обучения

Для каждого возраста этапы обучения и способ освоения новых умений должны быть разными. В годик еще рано изучать особенности геометрических фигур, а в 5-6 лет рисовать просто кружочки и квадраты будет скучно. Если родители усвоят некоторые различия детского восприятия в разном возрасте, им будет проще понять, как научить ребенка рисовать те или иные предметы.

1-2 года

Малыш в этом возрасте активно познает цветовые различия окружающего его мира. Поэтому цветные карандаши и краски станут его любыми игрушками. Раскраски предлагать ребенку в этом возрасте пока бессмысленно, он вряд ли поймет, что нужно рисовать только в пределах очерченных линий. А вот чистый белый лист быстро заполнится особым видением мира маленького художника.

Родители могут подключиться к процессу, например, пытаясь из беспорядочных линий нарисовать что-то понятное и узнаваемое. Ребенок будет в восторге от того, как его «каляки-маляки» превращаются в кошечку или цветок с пчелкой.

2-5 лет

Активное наращивание навыка рисования всего, что есть вокруг ребенка. Ребенок уже способен нарисовать дерево или машину, несмотря на то, что качество исполнения будет далеко не идеальным.

Не стоит поправлять маленького художника и указывать, что те или иные элементы не похожи на настоящие. Рисование с образца придет позже, в этом возрасте можно позволить малышу выражать свое видение окружающего мира так, как ему хочется.

Ребенок учится красиво и правильно рисовать геометрически фигуры, можно показать ему, как из круга получается солнце или цветок, а из квадрата – домик или грузовик. Такие игры научат маленького художника в простых вещах видеть что-то особенное и неповторимое.

Кроме того, в этом возрасте малыши увлекаются раскрасками. Это связано с тем, что черно-белый рисунок в альбоме уже почти идеален, а если ребенок разукрасит его по своему желанию – он станет самым лучшим. И по окончании работы у него возникает гордость за то, какую красивую картинку он сделал. Важно – не дать малышу застрять на раскрасках. Для этого можно предложить ему нарисовать такую же картинку, как в напечатанном альбоме, а потом разукрасить ее, но уже другим способом.

5-8 лет

Дети этого возраста любят замечать мелкие детали всего, что находится вокруг них, и отображать это на своих рисунках. Кроме того, расширяется разнообразие инструментов, которые они используют, может добавиться простой карандаш, ручка, мелки. Рисунки становятся насыщеннее, а самое большое желание ребенка – чтобы было похоже. Нарисованная машина похожа на папину, собака напоминает его знакомую дворняжку, а на маме точно такое платье, как она часто носит.

Именно в этом возрасте стоит задуматься о поступлении ребенка в художественную школу. Можно взять несколько его рисунков и прийти на консультацию с педагогом. При общении с преподавателем важно определиться, какая цель обучения стоит – просто занять малыша или научить его рисовать профессионально.

Методы правильного обучения

Пытаясь помочь ребенку научиться красиво рисовать, нужно постараться дать ему понять, что любой, даже самый сложный, рисунок состоит из простых элементов. Каждое животное – это совокупность кружочков, овалов и аккуратных линий. Для начала нужно научиться видеть и выделять эти элементы, находить и прорисовывать. В дальнейшем этот процесс будет получаться автоматически.

Еще одним важным аспектом правильного процесса обучения является похвала взрослых, хотя здесь важно не переусердствовать. Хвалить малыша стоит только за действительно хорошие рисунки, можно даже повесить несколько самых лучших из них в рамочки на стену.

Если что-то не получилось у маленького художника, не стоит категорично критиковать всю работу. Можно сказать что-то подбадривающее: «Если бы ты постарался изобразить ушки котика и сделал его нужного размера по сравнению с цветочком, получилось бы как настоящее фото!» Ребенок будет понимать, что его рисунок можно сделать еще лучше, но при этом такие слова не отобьют у него желания учиться дальше.

Большой ошибкой, которую допускают некоторые родители, является желание научить ребенка рисовать во что бы то ни стало, даже если сам малыш не очень хочет этому учиться. Но заставляя и принуждая, редко можно добиться хорошего результата. Поэтому лучше ориентироваться на творческие способности и наклонности ребенка. Если он увлеченно рисует, находит для этого любую возможность и получает удовольствие от процесса, имеет смысл продолжать более углубленное обучение, записаться в кружок и уделять этому внимание. Тогда из маленького гения вырастет увлеченная личность, имеющая особый взгляд на окружающий мир.

zhenomaniya.ru