Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок гиперактивный – что делать родителям в этой ситуации. Гиперактивный ребенок 5 лет что делать


Что делать, если у вас гиперактивный ребенок 3, 6 или 7 лет?

Практически все книги по воспитанию детей пестрят о распространенной форме нарушения их поведения – гиперактивности. Это говорит о том, что такой вопрос стал довольно актуальным. Именно с ним молодые родители обращаются к специалистам педиатрии и невропатологам наиболее часто. Чтобы выяснить причины таких нарушений у детей разного возраста, предлагаем ознакомиться с информацией из этой статьи. Итак, что делать, если у вас гиперактивный ребенок 3-х, 6-ти и 7-ми лет?

Закажите стручковую фасоль с доставкой на дом из Instamart. Промокод на бесплатную доставку "lediveka"

Что это такое?

Состояние чрезмерной возбудимости, которое часто называют гиперактивностью, является проблемой 15-18% малышей и 50% дошкольников. Оно может серьезно помешать нормальной адаптации их в будущем.

Узнать о предвестниках такой проблемы можно по неугомонности крохи. В обществе, дома или на улице – он постоянно двигается, надолго не сосредотачивает внимание на одном предмете. Чтобы помочь чаду, стоит сначала определить причину возникновения гиперактивности.

С научной точки зрения это заболевание. Часто в медицине оно именуется, как «гиперкинезия», сверхвозбудимость и еще тремя десятками необычных, устрашающих родителей, словами.

Смысл их объединен одним понятием – чрезмерное, неконтролируемое, активное поведение. В детском саду, школе или дома — ребенок попросту не может самостоятельно контролировать силы, действующие изнутри на уровне его подсознания.

К основным признакам смело можно отнести:

  • беспокойство;
  • эмоциональная нестабильность;
  • ребенок часто и внезапно начинает плакать;
  • плохой тревожный сон;
  • задержка развития речи;
  • в некоторой степени нарушение координации;
  • невнимательность;
  • постоянная напряженность.

Важный совет от редакции!

Если вы испытываете проблемы с состоянием волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которые используете. Пугающая статистика – в 97% шампуней известных марок находятся компоненты, отравляющие наш организм. Вещества, из-за которых все беды, в составе обозначаются как содиум лаурил/лаурет сульфат, коко сульфат, ПЭГ, ДЕА, МЕА.

Эти химические компоненты разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет. Также, эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать различные заболевания. Мы рекомендуем отказаться от использования средств, в которых находится эта химия. Недавно наши эксперты провели анализов шампуней, где первое место заняли средства от компании Mulsan Сosmetic.

Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

Причины появления заболевания

Если у вас, судя по вышеперечисленным выше признакам, гиперактивный ребенок, что делать при таких обстоятельствах, подскажет специалист. Для начала он должен выяснить причины появления патологии. Зачастую, проявление гиперактивности у детей разного возраста связывают с:

  • нарушениями центральной нервной системы;
  • пережитым стрессом, затронувшим эмоциональный фон;
  • длительным переутомлением.

Также «провоцирующими» факторами могут быть:

  • беременность с осложнениями, если молодая мама большую часть срока страдала от сильного токсикоза;
  • беспокойное состояние женщины в «положении», связанное с изменениями ее режима жизни;
  • сложные роды (стремительные, затяжные).

Родителям, если они заметили проявление чрезмерной активности, нарушение поведения крохи, стоит обязательно записаться на прием к невропатологу.

 После проведения полного диагностирования, он сможет назвать точные причины. Часто таким способом можно исключить вызывающее гиперактивность сложное заболевание – синдром дефицита внимания.

Специалист уточнит все особенности семейной жизни, узнает о протекании беременности, родах. Со стороны родителей важно указывать всю правду, охарактеризовать поведение их чада дома, в детском саду, школе. Гиперактивный ребенок тем временем пройдет специальные тесты, помогающие врачу определить, насколько он внимательный. Они составлены для детей 6-7 лет и старше. У детей младшей категории, 2-3 лет от роду, провести диагностику возможно путем измерения электрических потенциалов в головном мозге. Это полностью безопасная, безболезненная для крохи процедура, которую проводят при использовании томографа или по результатам электроэнцефалографического исследования.

Сверхактивные малыши

Взрослыми гиперактивность их чад замечается в возрасте от 3-4 лет. Многие родители не могут приучить детей к выполнению ежедневных необходимых процедур. Их просьбы практически «игнорируются». Дети не хотят помогать, устраивают истерики, часто плачут. Многие гиперактивные крохи, совершающие поступки без мысли об их последствиях, страдают от травматизма. В детском саду такие малыши не сидят на одном месте, постоянно обращая внимание окружающих.

Чрезмерная активность детей-школьников

К этой категории относятся дети 6-7 лет. Определить их на фоне одноклассников просто. Такие мальчишки (девчонки) шумят, привлекают к себе внимание. Задание воспринимают трудно, быстро теряют интерес к тому, что говорит учитель. Как правило, они не ладят с однолетками, что становится главной причиной их плохой адаптации во взрослой жизни. Гиперактивный ребенок 6-7 лет трудно концентрируется. На школьных занятиях и дома выполняет задание со второго-третьего раза.

Что предпринимать родителям?

Родителям гиперактивных детей не стоит паниковать, делать поспешные выводы. После выявления подобных симптомов и прохождения диагностирования, детский специалист назначит курс лечения. В детском саду малышами 3-4 лет занимаются психологи. Если диагноз гиперактивности вашего чада подтвердился, старайтесь выполнять определенные требования со своей стороны, чтобы облегчить его развитие, воспитание. Что конкретно делать при таком стечении обстоятельств?

Измените тактику корректирующего поведения по отношению к крохе

Например, если гиперактивный ребенок играет в неположенном месте, воздержитесь от возгласов: «Не играй там». Достаточно увлечь чадо другим занятием, сопроводим это фразой: «Давай поиграем…». Если возникают конфликты с детьми постарше (от 6-7 лет), запреты для них должны быть четко сформулированы, аргументированы. Чтобы исключить неблагоприятные последствия, стоит заранее придумать альтернативное решение. Как вариант, можно придумать его вместе с ребенком.

Поставленные ребенку задачи должны быть четкими

Гиперактивный ребенок ограничен в абстрактном мышлении и логики. Если крохе 3 года или 6-7 лет, общаясь с такими малышами в детском саду, школе, высказывайтесь максимально ясно. Старайтесь донести суть задания без углублений, отступлений, длинных фраз.

Соблюдайте последовательность в своих поручениях

Если вашему ребенку 3 года или 6-7 лет, и он гиперактивен, не задавайте ему одновременно много вопросов, требований.

Главный признак таких детей – невнимательность, проблема концентрации внимания. Требуя многое, вы можете усугубить положение. Поэтому, расположите свои поручения к малышу как последовательный ряд. Задавайте их так, чтобы ребенок не отвлекался параллельно на выполнение других.

Устанавливайте временные рамки

Дети со сверхактивностью плохо ощущают течение времени. Чтобы помочь таким малышам, постепенно учите их выполнять задания на протяжении определенного временного периода. Такие мероприятия можно начинать вводить уже с 3-летнего возраста. Если вы укладываете его спать по конкретному режиму, напоминайте об этом минут за 5-6. Более старшим детям (6,7 лет) можно задавать выполнение определенной процедуры по часам с перерывами.

Общение взрослых и малыша должно быть позитивным

Многих родителей чрезмерная активность их чад заставляет нервничать. Это, зачастую, сказывается на модели общения. Чтобы помочь себе и сверхактивному ребенку, выстраивайте отношения на обоюдном доверии, без упреков, запугиваний.

Каждая мелочь, заслуживающая похвалы, достойна ее, ведь похвала – одно из лучших лекарств для таких малышей. Укладывая 3-х или 6-ти летнего кроху спать, читайте сказки.

Распорядок дня очень важен

Этот пункт является одним из самых важных, который помоет справиться с гиперактивностью малыша от 3-х до 6-ти лет и старше. Дома придерживайтесь такого же режима, как в детском саду. Ежедневно выполнять приемы пищи, гулять, готовить ребенка ко сну лучше по времени, одинаково. Чтобы успокоить ребенка, организуйте ему спокойный сон на протяжении 7-8 часов.

Питание малыша с чрезмерной возбудимостью

На данный момент роль питания в жизни и поведении гиперактивного малыша до конца не изучена. Многие специалисты связывают такие нарушения у детей с чрезмерным употреблением натуральных продуктов красного цвета, искусственных витаминов ими самими или мамами во время беременности. К числу возбудителей относят также сахар, шоколад.

Бесспорно, что влияние питания на организм взрослых и детей большое. Но одновременно с этим, целенаправленное влияние подобных продуктов на гиперактивность необоснованное. Если ваш ребенок гиперактивный, не стоит делать поспешных заключений, лишать его полезных веществ, маленьких радостей жизни. Для таких ситуаций рекомендуется наблюдать за привычками малыша, последовательностью действий ребенка после употребления тех или иных продуктов. Если вы начнете чем-то ограничивать чадо, заметив положительный результат без ущерба здоровью (психическому равновесию), продолжайте делать это дальше. При этом старайтесь ограничивать первоначально количество острой пищи и газированных напитков – для детей 3-х лет. Дети постарше (от 6-7 лет) должны употреблять меньше продуктов, составляющими компонентами которых являются ненатуральные красители.

Главное, что необходимо делать — создать для гиперактивного ребенка комфортные условия. Они будут способствовать успокоению ребенка на психологическом, эмоциональном уровне.

Больше проводите времени со своим чадом, учите его всему доступно и спокойно. Оберегайте кроху от неблагоприятных ситуаций, беспокойства, переутомлений.

lediveka.ru

У меня гиперактивный ребенок, что делать?

 

Возможно ли сделать гиперактивного ребенка спокойным, послушным, тихим и покладистым? Как бы ни хотелось этого педагогам и родителям, такое чудесное превращение маловероятно.

Способен ли на сотрудничество гиперактивный ребенок, что делать, чтобы жить в мире с ним? Правильно поставленные вопросы дадут обнадеживающие ответы, и гиперактивность у детей перестанет казаться грозным диагнозом.

 

 

Признаки гиперактивности у детей

 

Одна мать, описывая поведение своего гиперактивного сына, сравнивает его с работой мощного мотора, который, кажется, никогда не устает. Двигательная расторможенность является центральным признаком «синдрома непоседы». Такие дети физически крепче своих сверстников и проявляют большую активность уже в эмбриональном периоде и младенчестве. Конечно же, им присуще утомление, но оно проявляется по-иному: окончательно выбившись из сил, малыш плачет и истерически кричит. Отвлекаемость внимания, которая проявляется в рассеянности, забывчивости, непоследовательности и низком уровне контроля своих действий, является вторым важным признаком данного нарушения. В школьном возрасте эта особенность значительно усложняет процесс обучения как для самого ребенка, так и для педагогов. Среди положительных качеств гиперактивных детей отмечают коммуникабельность, обостренное чувство справедливости, любовь к природе, творческую одаренность и физическую выносливость.

 

 

В семье гиперактивный ребенок, что делать родителям?

 

Сотрудничество родителей с гиперактивным ребенком легче всего наладить с помощью самой близкой и понятной деятельности – игры. Сдерживание физической активности такого ребенка не только невозможно, но и вредно для его психики. Бурный поток энергии можно направить в нужное русло – организовать подвижную игру с правилами, дать посильное поручение по хозяйству.

Родители непоседы могут попробовать изменить свое поведение по отношению к нему и посмотреть, что последует за этим. Следуя данным рекомендациям, сами родители почувствуют себя лучше, даже в случае отсутствия позитивного отклика со стороны ребенка.

 

 

10 правил воспитания гиперактивного ребенка

 

  1. Сдерживать свой гнев в случае недовольства или огорчения.
  2. Избегать категоричных слов, упреков, угроз.
  3. Реже говорить «нет» и «нельзя».
  4. Говорить спокойным голосом.
  5. Интересоваться мыслями и чувствами ребенка.
  6. Поддерживать попытки позитивного поведения.
  7. Следовать распорядку дня.
  8. Выделить ребенку собственную территорию.
  9. Определить постоянные домашние обязанности.
  10. Отмечать хорошие поступки и хвалить за них.

 

 

В классе гиперактивный ребенок, что делать педагогу?

 

Представьте себе ученика, который посреди урока беспричинно вскакивает, начинает прыгать, а если изредка и усидит с трудом за партой, то будет вертеться по сторонам и отвлекать остальных от работы. Становится понятно, каким сложным становится труд учителя в таких условиях. Несомненно, это отражается и на снижении школьных достижений ученика.  Выполнение рекомендаций по воспитанию и обучению «трудных» детей позволит нормализовать взаимоотношения с такими учениками и достигнуть более высоких результатов на занятиях.

 

 

10 правил обучения гиперактивного ребенка

 

  1. Строить работу на индивидуальной основе.
  2. Не замечать вызывающие поступки.
  3. Часто хвалить за хорошее поведение.
  4. Ограничивать отвлекающие факторы на уроке.
  5. В случае затруднений быстро оказывать помощь.
  6. Составить план дополнительных занятий.
  7. Организовать двигательную минутку во время урока.
  8. Записывать условия задачи на доске.
  9. Разбивать большие задания на части.
  10. Контролировать ход выполнения каждого задания.

 

 

Наказание и гиперактивный ребенок, что делать в случае проступка?

 

Убеждение с помощью увещеваний, приказаний и бесед не является действенной мерой по исправлению поведения «трудного» ребенка. Физическое наказание также не поможет в воспитании, а лишь обозлит и усилит агрессивность. Каким образом можно донести до непослушного сорванца ваши чувства и повлиять на него?

 

 

5 видов наказания для гиперактивного ребенка

 

  1. Лишить лакомства.
  2. Запретить приятную деятельность (просмотр телевизора, игры на компьютере).
  3. Ограничить личное время (поставить в угол, раньше положить спать, оставить дома без прогулок на улице).
  4. Удерживать в тесных объятьях до полного расслабления (холдинг-метод хорош для малышей).
  5. Предоставить возможность нести ответственность за свои неправильные действия (жизненный урок подойдет для подростков).

 

Необходимым условием позитивных изменений в поведении ребенка является истинная близость и глубокое понимание проблем ребенка родителями. Вслед за любым наказанием должно следовать восстановление теплых отношений с помощью знаков принятия и одобрения.

 

Автор статьи: Берсенёва Екатерина Александровна

www.rastut-goda.ru

что делать родителям? Признаки и симптомы лечение и советы психолога.

Содержание:

Симптомы СДВГ

Такой диагноз звучит устрашающе для любой мамы, которая занимается воспитанием своего ребенка. Все чаще симптомы гиперактивности принимаются во внимание родителями ближе к школьному возрасту дитя. Хотя первые звоночки возникают еще в возрасте между 2 и 3 годами жизни малыша. Стоит сказать, что вовремя обнаруженная такая особенность в поведении ребенка позволит избежать дальнейших неприятностей, связанных с поведением в садике или школе.

Характерные симптомы СДВГ у детей – это чрезмерная неусидчивость, несосредоточенность, раздражительность, ЗРР, проблемы со сном, эмоциональная возбужденность, невнимательность и т.п. Любой из этих симптомов является поводом для обращения к квалифицированному специалисту, который поможет ребенку справиться с его психологическим состоянием и наладит, зачастую, нарушенную адаптацию в детском коллективе.

Провоцирующие факторы

Среди факторов, которые могли бы спровоцировать гиперактивность у ребенка, можно выделить: сложное протекание беременности (сильный длительный токсикоз и повышенное внутричерепное давление будущей матери, что ведет к внутриутробной асфиксии плода), несоответствующий образ жизни беременной (чрезмерные физические нагрузки, курение, употребление спиртного, наркотиков) и сложное течение родов (стремительные или наоборот затяжные роды). Нужно сказать, что наличие выше перечисленных факторов в каждом отдельном случае имеет свое влияние на будущего ребенка и степень риска появления того или иного синдрома.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Родителям нужно знать, что при появлении симптомов гиперактивности нужно обязательно показать ребенка детскому невропатологу, который сможет диагностировать причины и предотвратить возможные последствия, которые могут привести к более тяжелому неврологическому диагнозу. После обращения к специалисту последует комплексное обследование для постановление точного диагноза и определения эффективных мер. Диагностика СДВГ проходит в несколько этапов, которые описаны ниже.

Анализ субъективной информации. Этот этап обследования достаточно важный и к нему следует подойти очень ответственно родителям ребенка. Так как этот этап заключается в сборе всей информации от зачатия и до нынешнего возраста ребенка. Взрослые, которые чаще окружают ребенка, дают подробную характеристику малышу. Задача специалиста - субъективно оценить всю полученную информацию, исходя из норм и критериев международной психиатрической диагностики.

Психологическое обследование. Специалистом проводятся определенные тесты на внимательность и сосредоточенность ребенка. Но стоит обратить внимание, что такие тесты корректно проводить для более четкой объективности только с детьми, которые достигли 5-летнего возраста.

Аппаратное обследование. Проводятся специальные процедуры, которые абсолютно безопасны и не доставляют ребенку никакого дискомфорта. Среди этих процедур можно выделить ЭЭГ, МРТ головного мозга. Данные способы диагностики позволяют определить электрические потенциалы головного мозга, выявить изменение, степень развития или недоразвития определенных участков. Эти процедуры позволяют максимально широко изучить мозговую активность и не несут для ребенка никакой опасности.

По совокупности всех исследовательских мероприятий и ставится диагноз СДВГ, а так же определяется методы лечения или профилактики.

Гиперактивный ребенок в школе

Для решения проблем, которые могут возникнуть в школе у ребенка с синдромом гиперактивности, нужно проконсультироваться с психологом. Квалифицированный специалист даст инструкции и рекомендации, как правильно заниматься с такими детьми, как найти правильный подход к ребенку. Нередко гиперактивные дети отличаются высокой степенью невнимательности, неусидчивости и даже агрессивности. У таких детей возникают проблемы с усвоением школьного материала, что влияет на успеваемость и самооценку ребенка. Зачастую, длительные занятия в школе приводят к переутомляемости такого ребенка и, как следствие, возникает апатия к учебному процессу. Если вовремя не заняться коррекцией поведения, то сверхактивность приведет к плохой адаптации в социуме в общем и личностным проблемам.

Как успокоить ребенка

Если малыш эмоционально перевозбужден, то родителям нужно постараться максимально облегчить окружающую обстановку спокойным препровождением, спокойными играми, прослушиванием мелодичных аудиозаписей, ведением тихих бесед, чтением любимых сказок т.п. Смена обстановки или смена деятельности так же может отвлечь ребенка от его эмоционального перевозбуждения.

Тактильный контакт так же расслабляет малыша: объятия, поглаживания, легкий массаж. Очень помогают расслабляющие ванны на основе травного сбора: хвоя, ромашка, шишки хмеля. Но нужно понимать, что подобное лечение может вызвать кожную аллергию, поэтому перед применением ванн стоит проконсультироваться с врачом.

Советы родителям гиперактивных детей – что делать

Если говорить о лечении, то эта функция исключительно врача. В детском же садике и школе с такими детьми занимаются детские психологи. Однако любые рекомендации должны учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Современная психология дает общие советы и рекомендации родителям, которые помогут облегчить воспитание гиперактивного малыша.

Правильно пользуйтесь запретами. Нужно максимально минимизировать употребления частицы «нет» при общении с гиперактивным ребенком. Потому что предложение, построенное с отрицательной частицей, влечет автоматически негатив и отторжение ребенком все Ваши предложения на психологическом уровне. Предлагайте альтернативы ребенку, ведите себя спокойно, приводите доводы к своим запретам. Например, гораздо лучше сказать ребенку: «Выйди на сухую дорожку!», чем: «Не ходи по лужам!». Четко и логично объясняйте ребенку, почему что-то «плохо», а что-то «хорошо».

Конкретно ставьте задачи. Четко давайте инструкции ребенку, когда что-то ему поручаете. Предложения должны быть ясными и короткими. Избегайте суетливости в и сложности в формулировках заданий, когда занимаетесь с малышом. Потому что дети с гиперактивностью часто невнимательны из-за отсутствия развитого логического мышления. Поэтому стоит упростить свое общение со своим чадом. Следите за смысловой нагрузкой фраз, так как перегруженные смыслом предложения тяжело воспринимаются детьми с СДВГ, что ведет к игнорированию общения.

Будьте последовательны. Невнимательность ребенка с СДВГ бьет все рекорды, поэтому будьте терпеливы и не нагружайте ребенка большим количеством поручений одновременно. Для того, чтобы воспитать в ребенке упорядоченность, нужно максимально придавать значение логической последовательности тем заданиям, которые вы даете малышу. Не давайте много сложных заданий.

Возьмите под контроль временные рамки. Контролируйте время ребенка, следите за сроками выполнения заданий ребенком, соблюдайте определенный четкий и установленный график. Не выходите сами за рамки и не давайте это делать ребенку.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Распорядок дня. У вас все должно быть расписано по времени: занятия, развлечения, еда, игры, сон. В графике ребенка должен обязательно присутствовать здоровый полноценный сон. Соблюдайте так же правильное полноценное питание ребенка, уменьшите потребление углеводов ребенком и пищевых добавок, которые вредят здоровью. Старайтесь не нарушать график своего малыша.

Будьте позитивны. Похвала еще никому не принесла вреда, а тем более гиперактивному ребенку! Даже самый маленький успех или достижение должно быть вами увидено и оценено! Отношения должны быть построены на доверии, взаимопомощи и взаимопонимании. Малыш очень тонко чувствует настроение вокруг и соответственно реагирует на него, зеркально отражая ваше поведение. Не критикуйте ребенка, особенно при посторонних, максимально делайте акценты на его достижениях и успехах.

Рамки поведения. Заранее определите рамки дозволенного и запретного. Придумайте награду или поощрение для ребенка за хорошее поведение или хороший поступок. Можно придумать плакат или дневник с поощрениями или балами за поведение малыша. Подключайте ребенка в процесс придумывания поощрений, пусть он чувствует свое участие и значимость. Отмечайте успехи ребенка, акцентируйте на них внимание.

Комфортные условия. Гиперактивность ребенка – это недостаток внимания, поэтому восполните ему недостающую заботу! Создайте оптимальные условия для развития и реализации малыша. Время игр мамы или папы с ребенком никто не может заменить! Ведите себя спокойно и последовательно, не раздражайтесь и не нервничайте, если ребенок не понимает чего-то. Избегайте эмоциональной и зрительной перенагрузки ребенка. Не давайте ребенку переутомляться. Создайте спокойную и простую атмосферу для малыша, избавив ее от перегруженных деталей и избыточного шума (уберите множество игрушек в шкаф, минимизируйте количество настенных плакатов, выключите телевизор).

Избыточная энергия ребенка. Обязательно найдите хобби для своего ребенка! Это позволит направить лишнюю энергию малыша в правильно русло. А, соответственно, даст возможность ребенку чувствовать себя уверенным и разбирающимся в какой-то области. Учите ребенка дисциплине, помогайте ему организовать его день, упорядочить его увлечения. Для усмирения избыточной энергии у малыша отлично помогают различные физические нагрузки: спортивные секции, бассейн. А спорт на свежем воздухе дает двойную пользу!

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей?

На такой вопрос может ответить только врач. Но и каждая мама принимает так же решение, стоит ли ей давать успокоительные препараты своему ребенку. Не спешите принимать решение, в порыве усталости и нервного перенапряжение, ведь здоровье ребенка – в ваших руках! Успокоительные препараты назначает врач, учитывая все индивидуальные особенности развития ребенка. Ефективный курс лечения такими препаратами позволяет нормализовать сон малыша, аппетит, уменьшить раздражительность и возбудимость. Курс лечения так же определяется строго индивидуально лечащим врачом.

Видео: Гиперактивный ребенок.

nedeli-beremennosti.com

Что делать, если ребенок гиперактивный

Большинство детей намного активнее и энергичнее взрослых. Они напоминают вечный двигатель – бегают, прыгают, покоряют высоты и пространства и задают множество вопросов, познавая мир. Это прекрасно и способствует развитию, однако если активность чрезмерная, сопровождается резкими сменами настроения, невозможностью сосредоточиться, то речь идет уже о гиперактивности. Что делать, если ребенок гиперактивный, как родители могут помочь малышу?

Как проявляется гиперактивность

Далеко не все подвижные дети являются гиперактивными. Такой диагноз ставит невролог или психиатр на основе тестов, исследований и наблюдений не ранее 5-летнего возраста. При подтвержденной специалистом гиперакивности иногда назначается медикаментозная терапия, в некоторых случаях для улучшения состояния достаточно работы с психологом, нормализации взаимоотношений в семье и коррекции методов воспитания.

Проявлениями гиперактивности являются чрезмерная, бесцельная подвижность, суетливость, невозможность усидеть на месте и сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 15 минут, несобранность, импульсивное поведение, эмоциональная неустойчивость, поверхностный беспокойный сон.

Сверхактивные дети неаккуратны, навязчивы, часто травмируются, шумят, не умеют подчиняться правилам, не реагируют на замечания и наказания, не доводят выполнение заданий до конца и забывают о порученных им делах.

Когда такой ребенок идет в детсад или школу, ситуация обостряется. Гиперактивные дети обычно имеют хорошее интеллектуальное развитие, но не умеют сосредотачиваться и организовывать свою работу. У них возникают трудности в обучении, конфликты со сверстниками и педагогами, нарушения внимания и поведения становятся более выраженными.

Пик гиперактивности наблюдается в возрасте 5-10 лет, она значительно снижается у подростков, но импульсивность и невнимательность зачастую сохраняются даже у взрослых.

Воспитание гиперактивных детей

При воспитании гиперактивного ребенка нужно избегать как излишней мягкости, так и завышенных требований и жестких наказаний (как правильно наказывать ребенка, читайте здесь). Негативно сказываются также частая смена указаний и колебания в настроениях и требованиях родителей. Постарайтесь вести себя спокойно и доброжелательно, будьте едины в семейной линии поведения и воспитания.

Создайте вокруг ребенка постоянный и устойчивый домашний мир, избегайте чрезмерных эмоций и раздражителей, по возможности не ходите с ним в шумные места и большие компании, игры с детьми ограничивайте 1-2 партнерами. Придерживайтесь строгого и неизменного ежедневного режима дня.

Все правила должны быть понятными и простыми, запретов – минимальное количество с требованием неукоснительного выполнения. Обязательны похвала и поощрение за хорошее поведение, спокойное объяснение допущенных промахов и ограничение в любимых занятиях и играх за нарушение правил поведения.

Для сброса двигательного напряжения и развития координации движений гиперактивным детям необходимы физические нагрузки, но не профессиональный спорт. Не наказывайте их лишением движения – сидением на стуле или стоянием в углу. Часто и подолгу гуляйте, делайте зарядку, играйте в подвижные игры, оборудуйте дома спортивный уголок. Хорошим вариантом занятий будут верховая езда и плавание – они дают возможность двигаться, сбрасывая физическое напряжение, при этом расслабляют и снижают нагрузку на нервную систему. Найдите руководителя, который сможет понять особенности ребенка и установить с ним контакт.

Для расслабления подойдут также все виды игр с водой, песком, глиной, палочками, шишками и другими природными материалами. Давайте ребенку возможность снимать напряжение дома, на прогулке или в спортивной секции, иначе он будет «сбрасывать пар» в садике или школе.

Как выполнять учебные задания с гиперактивным ребенком:

  1. Занимайтесь в тихом месте, где ничто не отвлекает от упражнений.
  2. Не пытайтесь усадить. Таким ребятам легче думать в движении. Пусть стоит, ходит, приседает, если ему так удобнее.
  3. Каждые 10-15 минут делайте 5-минутный перерыв для выполнения небольшой зарядки или любой другой физической активности. Следите за концентрацией внимания – если устал раньше, то пора делать паузу, не допуская перевозбуждения.
  4. Одновременно давайте не больше одной конкретной и выполнимой инструкции.
  5. Материалы для занятий готовьте заранее, чтобы не терять время и внимание ребенка в поисках необходимого.
  6. Занимайтесь регулярно, в один и тот же час, постаравшись определить время наиболее эффективной работы. Будьте гибкими: если у ребенка по-настоящему неудачный день, урок лучше пропустить.

Работайте над навыками послушания и самоорганизации, развивайте чувство ответственности, способность к планированию и доведению дел до конца. Четко озвучивайте требования, каждое следующее задание давайте после выполнения предыдущего. Эффективно напоминают о необходимых делах памятки с изображением необходимых дел – например, зубной щетки, тарелки, учебника. Выполненные задания отмечаются ребенком специальной пометкой на этом же листе.

Для гиперактивных детей важны:

  • соблюдение ритуалов и традиций – постоянно повторяющиеся действия дают ощущение комфорта и стабильности;
  • четкое следование режиму – с дневным сном и довольно ранним укладыванием вечером;
  • ограничение нагрузок – избегание перевозбуждения, переутомления, слишком активных игр и бурных эмоций, особенно перед сном;
  • умеренная физическая активность – не нужно посещать сразу несколько секций или кружков.

Главным в воспитании ребенка с гиперактивностью являются внимательное и доброжелательное отношение, проявление безусловной любви – это повысит его самооценку и придаст уверенности в своих силах. Постоянство требований и режима, избегание отвлекающих и раздражающих факторов, предоставление возможности выбора, адекватная похвала и умеренные физические нагрузки также способствуют нормализации состояния таких детей и облегчению их адаптации в обществе.

childguide.ru

Гиперактивный ребенок что делать: симптомы, лечение, воспитание

Такое понятие как синдром гиперактивности известен всем родителям, у которых растут маленькие дети. В последнее время встречается все большее и большее количество детишек, у которых диагностируется данное нарушение работы центральной нервной системы. Статистические данные врачей – педиатров и педагогов – психологов свидетельствуют о том, что гиперактивность встречается примерно у 39% всех детишек дошкольного возраста, и примерно у 57% всех детей школьного возраста.

Синдром гиперактивности имеет достаточно большое количество проявлений. Итак, гиперактивный ребенок — симптомы:

  • Дефицит внимания.

Ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, не может длительное время концентрировать свое внимание на каком – либо одном занятии, будь то рисование, игра или даже просмотр телевизионных передач. Именно из-за дефицита внимания детки с синдромом гиперактивности зачастую испытывают затруднения с обучением.

  • Излишняя импульсивность ребенка.

Разумеется, практически все детки – и спокойные, и не очень – время от времени позволяют себе бурные проявления эмоций. Однако дети с синдромом гиперактивности особенно часто теряют контроль над своими эмоциями, зачастую пугая импульсивностью даже своих привыкших ко всему родителей.

  • Повышенная двигательная активность ребенка.

Деток с синдромом гиперактивности любой специалист без особого труда определит даже в огромной толпе ребятишек. Такие детки не просто подвижны, они просто сверх активны. Малыша практически невозможно увидеть в спокойном состоянии – он постоянно находится в движении. Либо он бегает, либо прыгает, либо приплясывает на месте, если уж его и заставили посидеть. Все в этом ребенке выдает эту самую гиперактивность – постоянно находящиеся в движении кисти рук, бегающие глазки, выражение лица, мимика.

Время проявления у ребенка синдрома гиперактивности

Существует ошибочное мнение о том, что первые проявления признаков синдрома гиперактивности у малыша можно обнаружить не ранее, чем малышу исполнится два года. Однако и врачи, и родители деток, страдающих синдромом гиперактивности, в один голос утверждают обратное.

Первые проявления синдрома гиперактивности можно обнаружить уже впервые дни после появления крохи на свет. Такие новорожденные крохи очень мало спят, при этом их сон поверхностный и беспокойный, они очень много и достаточно сильно плачут, а во время бодрствования они очень подвижны и напоминают эдакие шарики ртути.

По мере роста малыш напоминает своим родителям стихийное бедствие – они буквально «выпрыгивают» из колясок, кроваток, пытаются выбраться из манежей. Опрокинутые чашки, разбитая посуда, выломанные из боковинок кровати прутики, опрокинутые цветочные горшки и оборванные шторы – неприятности сыплются на такого малютку, словно из сказочного рога изобилия.

Уже подросший кроха, как говорилось ранее, ни минуты не может посидеть на одном месте, дослушать до конца сказку или дать маме постричь ногти. Передвигается ребенок только бегом, чем заставляет свою маму немало побегать за ним. Некоторые родители считают, что подобная активность ребенка является всего лишь следствием высокого запаса энергии в организме малыша. Так ли это на самом деле? И если действительно гиперактивные дети, как бороться с этим?

Норма или патология?

Врачи – невропатологи и детские психологи считают, что синдром гиперактивности является достаточно серьезной патологией. Если у вас гиперактивный ребенок, лечение необходимо начинать как можно раньше. Повышенная энергичность ребенка при синдроме гиперактивности свидетельствует о нарушении нормального функционирования центральной нервной системы. Если родители заметили какие-либо отклонения, им необходимо озаботиться проблемой: «Гиперактивный ребенок: что делать?» В противном случае, если родители не придали должного значения этой особенности развития их ребенка и не обратились вовремя за консультацией и медицинской помощью, а ограничились лишь наказанием ребенка с целью приструнить его, по мере роста ребенка проблема будет только усугубляться.

У ребенка возникнуть серьезные проблемы сначала в детском саду, а после и в школе. Специфика обучения так или иначе требует усидчивости и внимания. А ребенок с синдромом гиперактивности не только не сможет сам воспринимать и запоминать информацию, а еще будет постоянно крутиться и вертеться, отвлекая тем самым всех остальных детей. Из-за этого у таких детей очень часто наблюдаются систематические конфликты с преподавателями, да и родители зачастую выслушивают массу нелестных отзывов о поведении их чада. И это неудивительно, ведь занятия с гиперактивными детьми требуют определенных навыков, которыми в обычной школе обладают далеко не все педагоги.

Также в школе ребенку с гиперактивностью значительно осложняет жизнь излишняя импульсивность, свойственная данному заболеванию. Ребенок излишне резок в поступках, суждениях, выражениях своих мыслей, он сначала, поддавшись первому порыву, что-то говорит или делает, а только потом думает. И из-за этой особенности своего темперамента гиперактивный ребенок в школе сталкивается с массой проблем – отношения с одноклассниками оказываются безнадежно испорченными, дневник пестрит замечаниями учителей, словно новогодняя елка гирляндами, а родители в школу ходят с не меньшей периодичностью, чем на работу.

Причины возникновения синдрома гиперактивности

Разумеется, что синдром гиперактивности, как и любое другое заболевание, не возникает без причины, на пустом месте. Провоцирующими факторами могут стать:

  • Осложненное течение беременности.

В том случае, если будущая мама страдала от сильных токсикозов, как первой, так и второй половины беременности, от склонности к повышенному давлению, если у ребенка была диагностирована внутриутробная асфиксия, в будущем риск возникновения синдрома гиперактивности возрастает как минимум в три раза.

  • Образ жизни беременной женщины.

На нормальное развитие центральной нервной системы очень негативно влияют такие токсические вещества, как наркотические средства, алкоголь, никотин, лакокрасочные вещества, тяжелые металлы, и прочие.Будущая мама должна отказаться от всех пагубных привычек, а в том случае, если ее работа напрямую связанна с контактом с токсическими веществами, она должна написать заявление с просьбой о ее переводе на легкий труд. Подобная возможность гарантируется беременной женщине трудовым кодексом Российской федерации.

  • Осложненное течение родового процесса.

Длительные, затяжные роды, либо напротив, стремительные, использование таких средств родовспоможения, как щипцы, также повышает шансы развития у ребенка синдрома гиперактивности.

Основой такого расстройства нервной системы, как гиперактивность, является минимальная мозговая дисфункция, которая, собственно говоря, и является причиной сложностей с обучением у таких детей. Мы не будем утруждать наших читательниц сложными и малопонятными медицинскими терминами, которыми характеризуется минимальная мозговая дисфункция. Предлагаем родителям, не имеющим соответственного медицинского образования, просто принять за аксиому следующие факты:

  • Минимальные мозговые дисфункции дестабилизируют нормальное функционирование центральной нервной системы.
  • Нарушения, вызванные минимальными мозговыми дисфункциями, требуют медицинского лечения – самостоятельно они никуда не исчезнут.

К сожалению, очень часто родители не хотят тратить время на лечение, ошибочно полагая, что с возрастом проблема синдрома гиперактивности исчезнет по мере взросления. Однако единственное появление нарушения, которое пройдет к подростковому возрасту, это повышенная двигательная активность. Зато импульсивность и дефицит внимания, напротив, в значительной степени и достаточно быстро прогрессируют, делая процесс обучения крайне затруднительным. Причем наибольшую сложность ребенок испытывает с письмом и речью. Занятия с гиперактивными детьми должны проводиться в индивидуальном порядке.

Особенности общения с гиперактивными детьми

Несмотря на всю свою любовь к ребенку, родители гиперактивных деток очень часто в общении с ними теряют последнее терпение и срываются. Некоторые мамы и папы просто – напросто махают на своего ребенка рукой, с тяжелым вздохом отмечая, что толку их него все равно не выйдет. Другие же родители, напротив, стараются дисциплинировать ребенка самыми строгими методами, достаточно жестко пресекая малейшие попытки неповиновения.

Нельзя сказать однозначно, какая тактика поведения родителей является более правильной – все зависит от конкретного случая и каждого конкретно взятого ребенка. Для кого-то «ежовые рукавицы» — единственный способ удержать ребенка в рамках, а для кого-то каждое грубое слово является настоящей психологической травмой. Внимательно наблюдайте за реакцией вашего ребенка на замечания – и вы очень быстро поймете, что для крохи нужно.

Если же вам, несмотря на все ваши усилия, так и не удалось подобрать ключик к вашему малышу, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу. Многие родители стесняются визита к данному специалисту, путая его с психиатром. Однако это совершенно разные направленности, и визит к психологу не является свидетельством того, что ваш ребенок страдает какими – либо расстройствами психики. Кстати, гиперактивные дети в детском саду чаще всего автоматически попадают под наблюдение психолога.

Кстати говоря, если у вас гиперактивный ребенок, как лечить его, должен решать только врач. Многие родители приобретают в аптеке седативные успокаивающие лекарства и начинают давать их ребенку. Помните о том, что неправильно подобранный фармакологический препарат может в значительной степени усугубить течение заболевания.

Но самое главное, что необходимо осознать родителям гиперактивных детей, это тот факт, что ребенок такой бурный и активный ни в коем случае не потому, что хочет досадить им. Все его выходки являются следствием особенностей работы его нервной системы, зачастую они неподконтрольны самому малышу. А вот эмоциональные всплески родителей, чьи нервы уже на пределе, никакого положительного результата не принесут, зато усугубить ситуацию могут значительно.

Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, особенности их психологии позволяют дать некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка:

  • Постановка задачи.

Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.

  • Последовательность указаний.

Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий, например: «собери игрушки, вымой руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.

  • Очерчивайте временные рамки.

У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Кстати говоря, если вы хотите забрать малыша с улицы, покормить, уложить спать – всегда предупреждайте его минут за пять до этого вашего действия. И это касается не только детишек с синдромом повышенной гиперактивности, но и всех остальных.

  • Правильно говорите «нет».

Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо малышу, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку». И, разумеется, во всех, даже конфликтных, ситуациях родители должны сохранять спокойствие.

  • Как успокоить гиперактивного ребенка

Если ваш малыш чрезмерно перевозбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, уведите ребенка в другую комнату, предложите ему водички, спокойно поговорите с ним на любую отвлеченную тему.

Заканчивая разговор про детскую гиперактивность, хотелось бы еще раз напомнить родителям о том, что они не одиноки – рядом с вами есть и квалифицированные врачи – неврологи, которые точно знают, как лечить гиперактивность у детей. Правильно подобранный комплексный курс терапии может в значительной степени улучшить состояние ребенка. Помимо врачей неврологов, вы можете обратиться за помощью к детским психологам, которые подскажут вам, как воспитывать гиперактивного ребенка. И помните – ваш малыш ничуть не хуже других деток, просто он особенный. Удачи вам и терпения!

www.jlady.ru

Гиперактивный ребёнок что делать родителям: 7 Советов психолога

Гиперактивность – достаточно сложное расстройство, которое встречается у детей, чаще всего в раннем дошкольном возрасте. Для такого малыша не требуется сложное лечение, но родителям нужно быть очень внимательными к детям.

Обязательной является работа с гиперактивными детьми, так как в противном случае успехи ребенка в школе могут быть низкими, также это может отразиться на отношениях малыша с родителями и близкими людьми, ребёнок может страдать чрезмерной психической и моторной активностью.

В этой статье мы расскажем вам, какая  коррекция нужна таким детям дошкольного возраста, рассмотрим игры для гиперактивных детей.

Причины гиперактивности

Если у вас гиперактивный ребёнок, то в первую очередь вы должны понять, какие причины к этому привели и устранить их. Обычно причины бывают такими:

  1. Перенесенные инфекционные болезни.
  2. Травмы при родах, поздние или ранние роды.
  3. Отравления химикатами или тяжелыми металлами.
  4. Отсутствие распорядка дня.
  5. Плохое или неправильное питание.

Чаще всего гиперактивность проявляется у мальчишек, как результат у малышей может нарушаться режим сна, они могут страдать недержанием, нарушениями речи, сердечными заболеваниями. Очень часто ребёнок страдает гиперактивностью на фоне синдрома дефицита внимания.

Дефицит внимания

Если ребёнок страдает гиперактивностью, то, скорее всего, у него также присутствует еще и дефицит внимания. Но такое заключение можно дать, опираясь на результаты обследования психолога, психотерапевта и педиатра. Во время обследования нужно будет также выяснить, не страдает ли ребёнок другими заболеваниями, которые очень схожи с гиперактивностью и дефицитом внимания, так как и они могут потребовать соответствующее  лечение.

Если доктор сможет назначить лечение и медикаменты, которые будут помогать фокусировать снимание ребенка, успокоят его нервную систему, помогут сделать более спокойным поведение, улучшить внимание и память. Эта коррекция поможет и родителям и ребенку.

Обычно помимо того, что будет проводиться лечение, ребёнок должен полностью сменить дошкольного образ жизни. Здесь будут полезны рекомендации психолога для вашего ребенка возраста. Он научит малыша, которому уже пошел седьмой год, расслабляться, делать упражнения для дыхания, успокаиваться и расслаблять разные группы мышц.

Желательно, чтобы учителя и директор школы, где учится малыш, также были поставлены родителям в известность о том, что ребенок гипереактивен. Так малыш может получить помощь при обучении, более спокойное место в классе или дополнительное врем для выполнения заданий.

Гиперактивный ребенок — Школа доктора Комаровского

Основные признаки гиперактивности

Признаки расстройства могут обнаруживаться абсолютно по-разному. Чаще всего ребёнок проявляет какую-то спонтанную реакцию, которую сам не в силах подавить. Как правило, такие реакции – это проявление чрезмерной эмоциональности, что является следствием неуравновешенной нервной системы.

Еще одни очень важные признаки особенности, которой наделен ребёнок – это трудность с концентрацией внимание и отсутствие возможности чего-то спокойно ждать или сидеть на одном месте. Обычно такой ребенок отличается неорганизованностью, забывчивостью и рассеянностью. Как следствие этого, проявляются следующие признаки гиперактивности – не качественное выполнение заданий, ребёнок много двигается, очень много разговаривает, всех перебивает.

Очень часто родители путают причины и признаки гиперактивности с дефицитом внимания, а также с обычными капризами. Но также нельзя и перебарщивать, если у вашего малыша проявилась гиперактивность в одной ситуации, не обязательно искать этому причины, это может быть чистой случайностью. Но если они проявляются и в других ситуациях, то тогда стоит обратиться к врачу, чтобы он назначил соответствующее лечение этой особенности малыша, которой требуется обязательная коррекция.

Конкретные признаки гиперактивности у детей:

  1. Малыш не может спокойно сидеть, он проявляет беспокойные движения рук и ног. Он все время крутиться, вертится, ерзает, теребит волосы и одежду.
  2. У малыша проявляется беспричинная двигательная активность. Он может бегать, прыгать, залезать везде, где только сможет.
  3. Играть сосредоточено и спокойно малыш не может. Он кричит и пищит, выполняет неосознанные движения.
  4. Малыш может до конца выслушать вопрос, он может отвечать невпопад, а также не особо задумываться о том, чтобы выслушать оппонента.
  5. Малыш капризничает, нервничает и не может долго чего-то ждать.
  6. Кроха может мешать другим детям, обычно пристает к ним во время игры и может доставлять дискомфорт своим поведением.
  7. Сон у карапуза неспокойный, под ним часто сбивается простыня, он раскрывается и переворачивается.
  8. Малыш не понимает, что у людей есть свои потребности и желаний.
  9. Кроха не контролирует свои желания и эмоции, в том числе и агрессивные.
  10.  Карапуз не внимателен, допускает ошибки в результате этой невнимательности.
  11. Плохая концентрация внимания, кроха может слышать речь, но плохо усваивает сказанное ему.
  12.  Карапузу, которому пошел шестой год, может быть интересно многое, но с понимание того или иного процесса или явления он испытывает проблемы.

Конечно же, такому поведению обязательно нужна коррекция и лечение, родителям обязательно нужно найти хорошего доктора для своего малыша. Но, помните, что такие особенности не делают кроху плохим, родителям надо принимать во внимание советы врача и психотерапевта, а также контролировать и корректировать воспитание крохи.

Особенности воспитания

Коррекция гиперактивности – это не только медикаментозное лечение, это также правильное воспитание и отношение к малышу. Чтобы коррекция пошла малышу на пользу, родителям, у которых малышу уже пошел седьмой  год, нужно будет:

  1. Установить для себя границы поведения малыша, с учетом его особенности, в рамках которых вы не проявляете гнева.
  2. Обязательно родителям нужно поговорить с малышом, пояснить ему рамки границ и пояснить, какие могут последовать санкции, если кроха пересечет эти границы.
  3. Обязательно поговорите о том, что такое красная граница, которую нельзя переходить ни в коем случае. Правильная коррекция подразумевает, что сначала такая граница будет одна, чтобы малыш не путался. Для возраста, когда малышу исполнилось шесть, и пошел седьмой год, это будет правильно и крохе будет легко выполнять наставления взрослых.
  4. Взрослые не должны злиться на ребенка, помните, что малыш не виноват, просто у него есть такие особенности. Помните советы специалистов и повторяйте себе, что коррекция и лечение – это не простой процесс и для вас и для крохи. Не выставляете малышу слишком много требований и не злитесь.
  5. Если не злиться не получилось, разграничьте свой гнев и любовь к своему малышу. Пусть ваш ребенок знает, что даже если он совершил плохой поступок, это не значит, что он сам плохой или недостойный.
  6. Прощайте малыша за его особенности, поощряйте его хорошее поведение. Выражайте к нему свои чувства словами любви и похвалы.

Советы

Чтобы коррекция и лечение гиперактивности и детей, которым уже пошел седьмой год, прошло успешно, вы должны правильно воспринять и исполнять советы и рекомендации психолога. Тогда воспитание гиперактивного малыша, которому уже пошел седьмой год, будет легким и простым, а детские капризы будут восприниматься спокойно.

Итак, советы специалиста, как воспитывать гиперактивного малыша, которому исполнился седьмой год:

  1. Сделайте распорядок дня четким и понятным для карапуза. Введите в распорядок дня ритуалы.
  2. Пусть малыш находиться только в спокойной и привычной ему обстановке, уберегайте его от раздражителей.
  3. Заинтересуйте малыша спортом и физическими нагрузками.
  4. Не ограничивайте малыша в активной игре и других действиях, пусть он расходует энергию.
  5. Не наказывайте малыша и не заставляйте его сидеть на одном месте.
  6. Любите ребенка и показывайте ему всю свою любовь, хвалите его и говорите о том, как он важен для вас.
  7. Пробуждайте у крохи интерес к творчеству и учебе.

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский

razvitieiq.ru

Гиперактивный ребенок, что делать родителям?

Одинаковых деток не бывает. Одни рождаются спокойными, тихими, их практически не слышно. Другие дети хуже урагана, постоянно бегают, прыгают, в школе неусидчивые, энергичные, легко возбудимые – это указывает на гиперактивность. В данном случае требуется помощь специалисты. Гиперактивность относится к психофизиологическому расстройству функций головного мозга. Ее еще называют синдромом дефицита внимания. Кроме того, что ребенок активен, он еще невнимателен. Важно отметить, что воспитание в данном случае не виновато, здесь проблема в психическом развитии. Здесь требуется комплексный подход, который поможет устранить проблему. Насколько серьезна проблема гиперактивности? Что делать?

Причины гиперактивности

Почему ребенок так ведет себя, сможет ответить лечащий врач после детального обследования. Здесь учитывают такие мозговые нарушения:

  • снижение интереса к окружающему миру;
  • быстрая усталость;
  • нет последовательности в действиях;
  • ребенок не может спланировать все наперед;
  • отставание в развитии.

Здесь требуется комплексный подход в лечении, поэтому важно своевременно проконсультироваться с психологом, невропатологом. Обращаем ваше внимание, гиперактивность впервые можно выявить в 5 лет, очень редко в 3 года.

Кроме того, важно учитывать такие факторы:

  • Осложненная беременность. Проблемы возникают, если беременная постоянно страдала от высокого давления, токсикоза, а малыш от внутриутробной асфиксии. В дальнейшем все заканчивается развитием синдрома дефицита внимания.
  • Несоблюдение правил во время беременности. На нервную систему ребенка влияет образ жизни будущей мамы – курение, злоупотребление алкоголем.
  • Тяжелые роды. Синдром может быть последствием стремительных родов, родовых травм.

Что делать родителям?

Прежде все понадобится терпение, важно в любой ситуации сохранять спокойствие. Если ваш ребенок балуется, при этом на него не действуют порицания, наказания, нет смысла постоянно портить себе нервы и кричать: «Нельзя!», «Не делай этого!», «Успокойся», «Не прыгай». Вместо этих фраз, лучше перевести внимание на что-то другое, заинтересовать свое чадо, за хорошие результаты не забывайте хвалить его.

Внимание! Похвала гиперактивного ребенка помогает поддержать его внимание в тонусе.

Когда ваш ребенок сильно перевозбужден, необходима смена обстановки – успокойте его, напоите водой. Малыш плачет, сильно расстроен? Нужно обнять его, погладить. Эффективным средством является успокоительная ванна. Готовится она на основе хвойного дерева и хмельных шишек. Перед тем как выбирать этот вид лечения, необходимо проконсультироваться с врачом. Перед сном нужно почитать сказку, можно сделать легкий массаж, поставить тихую музыку, так малыш быстрее уснет.

Значение игры

Чтобы дитя быстрее усваивало окружающий мир, необходимо подобрать хорошую игру. Помните, гиперактивные дети отдают предпочтение активным, шумным играм, но лучше всего выбирать те, что имеют четкие правила. Так ребенок научиться достигать необходимых целей, одновременно будет развивать внимание, память, стабилизирует эмоциональную сферу. Вы можете поиграть в:

  • прятки;
  • морскую фигуру;
  • футбол;
  • пионербол;
  • баскетбол.

Для малышей больше подходят игры с передвижением предметов – «дай маме мяч» (можно разнообразить называть еще цвет). Когда вы добьетесь того, что малыш будет придерживаться правил, можете усложнять задачу (принеси два мяча).

Особенности обучения гиперактивного ребенка

Часто возникает серьезная проблема: казалось бы, ребенок награжден высоким уровнем интеллекта, но у него низкий уровень успеваемости. Причина заключается в том, что синдром дефицита внимания отражается на развитии до подросткового возраста, в некоторых ситуациях намного дольше.

Главное оставаться уверенным в силах и способностях ребенка, соблюдать спокойствие, пребывать в хорошем настроении. Если вы начнете выдвигать свои правила, школьник будет еще больше упираться, делать все наоборот и сразу же потеряет интерес к обучению. Старайтесь чередовать сидячие, подвижные игры, подбирайте уровень сложности, чтобы дитя было уверено, что справить с любой задачей.

Когда школьник взрослеет, он все равно некоторое время не обращает внимание на отрицательные стимулы, наказания, поэтому нельзя торопить ребенка фразами: «Чтобы все сделал за час». Замените эту фразу на другую: «Давай сегодня поэкспериментируем и справимся с домашним заданием за час».

Ваш ребенок забывает записать задание? Не кричите на него, а скажите: «Ты уже повзрослел, поэтому очень важно быть внимательным и записать домашнее задание в дневник». Так у вашего чада получится освоить цели, он будет быстро переходить к другим.

Дитя отказывается выполнять домашние обязанности? Здесь также можно все превратить в игру. Мытье посуды можно превратить в веселые перегонки. Когда убираете пол, попросите свое чадо делать это левой рукой, чтобы было интереснее.

Сейчас очень много интересных компьютерных игр, которые включают тестирование, анализ, коррекцию, дают возможность натренировать ослабленные функции головного мозга.

Для того, чтобы помочь гиперактивному малышу, соблюдайте такие правила:

  • Пройдите комплексную диагностику, курс терапии.
  • Придерживайтесь рекомендаций психотерапевта.
  • Используйте подвижные, шумные игры.
  • Будьте спокойны, не показывайте ребенку свои переживания.

Итак, каким бы не было ваше дитя, но вы его должны окружить любовью, заботой, уделяйте должное внимание. Запомните, к каждому ребенку можно найти подход, эффективную методику воспитания. Старайтесь выбирать щадящие методы, откажитесь от строгости, агрессии, злости, рукоприкладства. Очень важно избегать конфликтов в семье, обеспечить спокойную комфортную обстановку. Вы должны сделать все, чтобы ваше дитя вам доверяло, могло открыться, поделиться проблемами. Станьте другом своему ребенку, и у вас обязательно все получится!

Читайте также:

medportal.su