Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок к 5 годам. Что ребенок должен знать в 5


Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Что должен знать и уметь ребенок в 5 летЧто должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Количество просмотров: 402

Внимание

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Легко играть в игрына внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе и т.п.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».

Развитие речи.

  1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. 2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть). 3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки). 4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета. 5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). 6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. 7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. 8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек. 9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет. 10.  Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.
  • Определять последовательность событий.
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.

Мелкая моторика.

  1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка. 2. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги. 3. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка. 4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края. 5. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края. 6. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Окружающий мир.

  1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают. 2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает) 3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей. 4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Математика:

  1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. 2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) 3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. 4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке. 5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну.

xn--125-5cdu0cq4b.xn--p1ai

Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок к 5 годам

Пятилетний ребенок – это уже не тот малыш, за которым нужно ходить по пятам, оберегая его от всего на свете. Это взрослый, самостоятельный дошколенок с определенным набором навыков и умений. Дети в этом возрасте меняются стремительно. Мы расскажем вам о критериях, на которые нужно обращать внимание, чтобы выявить и предотвратить возможные проблемы в развитии.

Мы уже писали о том, что должен знать и уметь делать ребенок к трем годам, но дети растут не по дням, а по часам, и каждая мама должна быть подкована в вопросах развития своего чада по разным показателям. Такие критерии устанавливают специалисты: педиатры, психологи, неврологи. Знание этих показателей позволяет вовремя обратить внимание на несоответствие развития возрасту, скорректировать программу занятий, уделяя более пристальное внимание тем областям, в которых наблюдается отставание.

Мышление

Пять лет - наиболее подходящий возраст для начала подготовки ребенка к школе. Его познавательная активность достигла максимума, он уже способен запоминать и, что более важно, воспроизводить достаточно большой объем информации. Психологи советуют не слишком загружать малыша и ограничиться рамками его интересов, поскольку принудительные занятия в этом возрасте часто приводят к переутомлению и отбивают всякую охоту к учебе в дальнейшем. Знания и умения вашего ребенка напрямую зависят от интенсивности занятий с ним.

Необходимые навыки:

- Знать цифры от 1 до 10, уметь показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы.

- Уметь выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание (как правило, ограничиваясь отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц).

- Знать простые и сложные геометрические фигуры, уметь их рисовать, самостоятельно делить на несколько равных частей.

- Знать буквы, уметь называть слова, которые начинаются с названной буквы, найти ее среди остальных, написать самостоятельно.

- Знать цвета и оттенки (не все), уметь их называть и показывать.

- Знать название дней недели, месяцев и времен года, пальцев.

- Решать простые логические задачи, загадки.

- Самостоятельно собирать простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, несложные сооружения из конструктора, кубиков.

- Уметь делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

Именно к этому возрасту начинает развиваться логическое мышление, при этом решения ребенка не всегда могут быть верны, поскольку логика еще весьма своеобразна. Старайтесь больше читать, отдавая предпочтение книгам познавательного характера.

Память и внимание

Пятилетний ребенок постепенно переходит от непроизвольного запоминания к сознательному. Наглядный пример: когда малыш учит стихотворения, в которых встречаются незнакомые слова, он спрашивает их значение. Важно отвечать на его вопросы, чтобы активно развивать смысловую память вашего ребенка.  

Необходимые навыки:

- Концентрироваться на одном занятии до 10-15 минут без перерыва.

- Удерживать в поле зрения и запоминать до 8 предметов, знать порядок их расположения, называть недостающий и новый предметы.  

- Находить до 6 отличий на картинках или похожих предметах.

- Запоминать детские стихи, считалочки, короткие сказки, рассказывать их.

- Пересказывать содержание сюжетных картинок.

- Запоминать последовательность событий, рассказывать, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад.

- Запоминать новые слова и их значения, иностранные слова, не путать слова родного и иностранного языков.

Речь

Словарный запас пятилетнего ребенка довольно велик и разнообразен, он способен четко излагать мысли, не путаясь в словах. В разговоре он употребляет слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами.

Необходимые навыки:

- Произносить все звуки, исключение может составлять «р». Если ребенок произносит остальные звуки нечетко, стоит обратиться к логопеду.

- Использовать все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий.

- Определять интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное. Уметь придавать нужную интонацию своему высказыванию. Рассказывать стихотворения с выражением.

- Называть фамилию, имя, отчество свое и родителей, воспитателя и других знакомых людей.

- Называть полный адрес проживания, включая страну и город.

Если ваш ребенок путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и другие бытовые понятия, вам нужно объяснять и разучивать их в игровой форме.

Речевое мышление к пяти годам становится наглядно-образным: не повторять услышанное, а воспроизводить свои мысли. Диалоги постепенно вытесняют из речи длительные монологи, потому что речь используется для общения. В этот период важно разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы, а если он редко их задает – провоцировать на диалог. Это необходимо для развития речи малыша.

Физическое развитие

К пяти годам у ребенка должна быть хорошо развита координация. Он знает возможности своего тела, использует их и совершенствует с каждым днем.

Необходимые навыки:

- Быстро и без остановки пробегать большие расстояния, преодолевать препятствия, не останавливаясь.

- Играть с мячом, делать это уверенно.

- Держать равновесие.

- Забираться и спускаться по вертикальной лестнице, висеть на верхних перекладинах, держась двумя руками.

- Переносить длительные прогулки.

Мелкая моторика

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка должна быть хорошо развита. Если вы заметите какие-либо несоответствия приведенным ниже критериям, вам нужно уделить этому пробелу особое внимание и стараться заниматься с ребенком чаще и регулярно.

Необходимые навыки:

- Правильно и уверенно держать ручку, карандаш и кисточку, контролировать силу нажатия на них.

- Раскрашивать рисунки, не выходя за контур.

- Рисовать по клеточкам буквы и фигуры по образцу.

- Лепить из пластилина мелкие детали.

- Завязывать и развязывать узлы на шнуре.

Социально-бытовые навыки

В этом возрасте ребенок уже подолгу может играть один, но все же предпочтение отдает совместным, ролевым и подвижным играм. С интересом посещает спектакли, кукольные представления.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок должен выполнять самостоятельно и без лишних напоминаний. Например:

- Умываться и чистить зубы.

- Снимать обувь и верхнюю одежду, заходя домой.

- Мыть руки перед едой.

- Пользоваться всеми столовыми приборами, в том числе и ножом.

- Купаться самостоятельно (но во избежание происшествий не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра).

Эмоциональное развитие

Психологи называют пятилетний возраст самым спокойным: кризисы двух и трех лет уже позади, а до следующего кризиса (семи лет) еще далеко. Характер почти сформирован, уже можно увидеть, каким будет ваш ребенок в будущем.

Чаще ребенок пребывает в хорошем расположении духа, в этом возрасте не характерны резкие перепады настроения. Ему интересно узнавать что-то новое, делать для себя открытия.

Если развитие вашего ребенка не соответствует каким-то критериям, в этом возрасте можно многое подправить, уделив внимание проблеме. Главное, не закрывать на нее глаза, а помочь своему малышу!

comode.kz

Чему учить родителям ребенка в 5 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот - поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.

Пять лет - очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст - именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей - это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка - проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман - наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы - это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых - это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать - это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение - ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность - малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Продолжительность

Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время - от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом - и вы поймете, что возрастной кризис - это не такая большая проблема, как может показаться изначально.

Как должны вести себя родители?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и . Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов - малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Не бойтесь хвалить ребенка: в этом возрасте это необходимость. Особенно, если малыш начинает что-то новое, вы просто обязаны поддержать его, а похвала будет лучшим вариантом. Конечно, не стоит увлекаться этим, ведь переборщить легко - чрезмерная похвала может вызвать появление эгоистического поведения. Хвалите, но так, чтобы ребенок понял - он сделал это хорошо, но если постараться, то можно и лучше.

Давайте ребенку проявить свою самостоятельность, не проявляйте агрессии и раздражительности. Не учите, а помогайте и доверяйте малышу - именно это поможет быстро и незаметно пережить кризис 5 лет и воспитать настоя

ladyblue.ru