Что должен уметь ребенок в полтора года? Что должен уметь ребенок в 1 5 года девочка
нормы развития и навыки, выбор игрушек
Как быстро растут дети. Кажется, только вчера малыша принесли из родильного дома, а сегодня ему уже больше года. На детской площадке мамы хвалятся успехами своих крох, их маленькими победами. Для многих родителей это очень сложный период. Что делать, если, по рассказам соседок, их дети умные, подвижные, говорливые, а ваш ребенок самый обычный, и не выказывает признаков гениальности? Что вообще должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, давайте попробуем разобраться.
Физическое развитие
Малыш активно исследует окружающий мир. Это уже вполне самостоятельная и очень любопытная кроха. Мальчики и девочки такого возраста различаются по физическим параметрам, их интересуют разные игрушки и занятия.
Мальчики
Он значительно вырос, по данным ВОЗ, физические параметры ребенка в этом возрасте составляют:
рост — от 73,5 до 78,4 сантиметров;
вес — от 8,7 до 11 килограмм;
окружность головы — от 44,9 до 47,6 сантиметров;
количество зубов — 8 штук.
Поскольку мальчики развиваются чуть медленнее девочек, сын в этом возрасте может еще не начать ходить. Он активно ползает, может заняться складыванием кубиков или пирамидки, катает машинку, любит музыкальный коврик или молоток. Несколько минут играет самостоятельно, не вовлекая в процесс родителей.
Девочки
По физическим параметрам девочки обычно чуть уступают мальчикам, но при этом быстрее развиваются, более социализированы. Физическое развитие девочек:
рост — от 70,5 до 76,8 сантиметров;
вес — от 8 до 10,2 килограмм;
окружность головы — от 43,7 до 44,6 сантиметров;
количество зубов — 8 штук.
Абсолютное большинство девочек к этому возрасту уже умеют ходить. Они стараются не упускать маму из виду. Дочка в этом возрасте может практически самостоятельно кушать, в играх пытается накормить мишку или куклу. В игру обязательно вовлекает родителей. Малышки в таком возрасте очень любят сидеть у мамы на руках, разглядывая яркую книжку.
Если ребенок немного не укладывается в эти нормы, нет повода беспокоиться, а вот в случае серьезного отставания в росте и весе или значительного превышения этих параметров следует проконсультироваться с педиатром.
Важно: если малыш еще не ходит и при этом имеет слегка избыточный вес, не волнуйтесь, килограммы уйдут, как только он научится ходить.
Кроха в 13 месяцев много двигается. Он может быстро ползать, ходить, держась за опору. Те, кто пошел в 8-11 месяцев, уже вполне самостоятельно передвигаются и даже учатся бегать. Ребенок в этом возрасте требует повышенного внимания близких, его ни на минуту нельзя оставлять одного, поскольку шустрого малыша следует беречь от опасности.
Разница в воспитании мальчика и девочки
Мальчики и девочки различаются с самого рождения не только по половым признакам. В 13 месяцев очень заметны психологические различия между ними. Девочки раньше начинают ходить и говорить, как правило, не так тяжело болеют. Мальчики более прочно стоят на ножках, активнее исследуют окружающий мир.
И девочкам, и мальчикам в этом возрасте необходимы мамины объятия и тактильный контакт, но девочкам все же чуть больше, чем маленьким представителям сильного пола. Папа в воспитание сына должен включаться с первых месяцев жизни. При этом следует учитывать, что сын подсознательно копирует поведение папы, а девочка — мамы.
Мальчикам нужно давать больше самостоятельности, при этом поощряя словами за самые мелкие достижения. Девочки больше любят общаться, практически не могут играть самостоятельно, не вовлекая в процесс маму или папу. Мальчики могут увлечься кубиками или пирамидкой, абсолютно не обращая внимания на окружающих и даже не реагируя на зов родителей.
Конечно, каждому родителю хочется баловать сына или дочку, однако, следует помнить, что малыш, вне зависимости от пола, очень быстро привыкает к излишней опеке, потом уже трудно перестроиться и взрослым членам семьи, и ребенку.
Что должен уметь ребенок в таком возрасте
Малыш в этом возрасте умеет распознавать и демонстрировать весь спектр эмоций и настроения. Он замечает мамину грусть, и может расплакаться, радостно реагирует на улыбку близких, а наблюдать удивление или озадаченность крохи при знакомстве с окружающим миром просто уморительно. В норме он, пока еще с опаской, но уже и с большим интересом, реагирует на малышей того же возраста, робко пытается с ними контактировать.
В этом возрасте ребенок пытается побольше узнать об окружающем мире. Он с интересом исследует комнату и квартиру, к которой привык, пытается самостоятельно добраться до заинтересовавших его вещей, причем делает это весьма проворно.
Он знает названия практически всех привычных игрушек, выполняет простые просьбы и задания: «дай зайчика», «на ведерко». У крохи вырабатывается младенческий язык, когда, кроме гуления, в детском лепете присутствуют слоги и даже отдельные слова: мама, папа, дай, би-би. Он прислушивается к собственному голосу и меняет интонацию.
Ребенок воздействует на игрушки. Толкает, отбрасывает, тянет, пытается спрятать. Ему нравятся эти занятия, он осознает собственные возможности и бурно радуется новым открытиям. Радуйтесь вместе с ребенком, показывайте, как можно играть с игрушками, поощряйте его к действиям.
Малыш уже сам сидит на детском стульчике, кушает с помощью ложки. Конечно, проще его покормить и напоить, это будет гораздо быстрее, и не понадобится отмывать кухню, однако не следует требовать от ребенка умения и самостоятельности, если ему никто не показывал, как надо, и не позволял ошибаться. Если ребенок еще не ходит, водите его за ручки, поощряйте самостоятельно добраться до яркой игрушки, зовите, сидя на диване, пусть он сделает свои первые шаги. И, конечно, не забывайте хвалить малыша, разговаривать с ним, объяснять свои самые простые действия.
Нервно-психическое развитие
В этом возрасте ребенок очень подвижен, он старается добраться до ярких вещей в квартире, пытается открыть дверцы шкафов, отправиться в путешествие на кухню или в ванную, где огромное множество интересных вещей. Вот примерный список умений малыша в таком возрасте:
ходит или быстро ползает;
стоит, держась за край дивана или другую опору, если нужно что-то рассмотреть:
присаживается на корточки, наклоняется, чтобы поднять игрушку;
катает мячик, машинку на веревочке, другие подвижные игрушки;
складывает башенку из кубиков;
знает около 10-15 простых слов, понимает гораздо больше;
самостоятельно пьет из чашки, пытается есть большой ложкой.
Он начинает интересоваться сверстниками, способен покормить куклу, принести маме свою любимую игрушку. Конечно, это весьма примерный список, малыш может уметь чуть больше или меньше, главное – это ежедневное общение с малышом, игры, систематические занятия с крохой.
Моторика
Ребенку этого возраста очень полезны игры с водой, песком, малыш с удовольствием осваивает пальчиковые краски. Он уже способен нанизывать кольца пирамидки и строить башенку из кубиков. Такие занятия важны для малыша, они должны быть короткими (не более 15 минут), но ежедневными. При купании можно бросить в ванну несколько плавающих ярких игрушек и показать малышу, как собрать их в ведерко, или научить по одной подавать их маме. Даже самые простые действия и новые впечатления развивают кроху.
Развитие речи
Для развития речи ребенка следует как можно больше с ним разговаривать, медленно и внятно комментируя его и свои действия. Читайте ребенку стихи, сказки, при чтении меняйте интонацию. Детки в таком возрасте очень музыкальны. Они пытаются повторить простые детские песенки, воспроизвести мелодию, учатся танцевать.
Можно купить малышу вертушку, которая крутится, если на нее подуть, свистульку, дудочку. Упражнения, которые выполняются с этими предметами, укрепляют мышцы щек и языка. Почаще обращайтесь к малышу с просьбами и не забывайте его хвалить.
Игрушки для детей в 1 год и 1 месяц
Малышу очень пригодятся мячики разного размера, кубики, пирамидки. Сортер – одна из самых удобных развивающих игрушек для детей этого возраста. Это емкость с отверстиями разных форм и фигурами, которые нужно просунуть в определенное отверстие. С помощью таких игрушек с ребенком можно учить формы предметов, цвета, на более сложных моделях могут присутствовать фигурки животных. Очень удобны сортеры-каталки, такую игрушку малыш может тянуть за собой.
Копилочка
Эта простая игра способствует развитию мелкой моторики. Понадобится банка с широким горлом, пластиковый стакан или контейнер с крышкой. Покажите, как складывать в емкость разные яркие предметы через прорезь в крышке, а затем высыпать их. Можно использовать крупные бусы, большие яркие пуговицы, белую и красную фасоль. Нужно показать малышу, как греметь баночкой. Конечно, все занятия проводятся под присмотром взрослых.
Прячем игрушку
К любимой игрушке малыша привязывается яркая ленточка. Игрушку следует недалеко спрятать, чтобы малыш видел кончик ленточки. Затем найти игрушку и вместе с малышом бурно радоваться успеху.
Зарядка для пальчиков
Самая простая зарядка для пальчиков в таком возрасте – это «Сорока», «Этот пальчик – дедушка», сжимание и разжимание пальчиков в кулачок, подглядывание через раздвинутые пальчики. Любое занятие выполняется только в игровой форме, обычно малыша очень увлекают подобные упражнения.
Занятия и игры
С ребенком можно покатать мяч, разобрать и собрать пирамидку или матрешку. Малыша можно учить закрывать и открывать разные баночки с крышками. Очень нравятся крохам книжки с яркими картинками. Дети развиваются в процессе тесного общения с родителями, они подражают действиям взрослых, копируют интонацию и эмоции. Чем больше позитива будет выказываться в общение с ребенком, тем радостнее, счастливее и контактней будет малыш.
Развивающие и вспомогательные занятия
Для детей такого возраста очень полезны яркие музыкальные коврики, пирамидки, неваляшки, наборы кубиков и формочек. При выборе интерактивных игрушек следует быть осторожнее – такая игрушка может напугать малыша.
Уход
Поскольку малыш стал значительно больше двигаться и пачкаться, мыть его следует чаще. На прогулке, кроме влажных салфеток, могут пригодиться растворы для дезинфекции, поскольку крохе не избежать падений и царапин. Малыша следует ежедневно причесывать. Дитя следует усаживать для завтрака, обеда и ужина рядом со взрослыми. Это позволит ему быстрее научиться правильно пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно кушать.
Возможные проблемы
Следует придерживаться режима. Спать годовалый ребенок должен 2 раза за день. Ему нужно набираться сил для будущих открытий. Привыкнув к режиму, он станет менее капризным, да и у мамы появится такое необходимое время на собственные нужды.
В таком возрасте дитя развивается стремительно, пополняется его словарный запас, появляются новые навыки. Если малыш не полностью соответствует приведенным нормам, не стоит беспокоиться. Однако, если он сильно отстает в развитии, необходима консультация специалиста. Если проблема замечена в столь нежном возрасте, у ребенка будет возможность, опираясь на помощь родителей, нагнать сверстников.
grudnichky.ru
Что умеет ребенок в полтора года?
В полтора года ваш ребенок хорошо вас понимает, умеет играть с кубиками и разными игрушками, стремится самостоятельно есть из ложки, говорит отдельные слова, пытается соединить по 2 слова и делает многое другое. Малыш растет и взрослеет. И как любая личность, он хочет быть очень самостоятельным. Но самое главное – ваш ребенок уже думает, понимает значение слов, обдумывает, что ему сделать.
Общее физическое развитие
высокая двигательная активность;
самостоятельно вылезает из кроватки;
ходит уверенно, быстро;
умеет прыгать, приседать, поворачиваться, бегать, любит убегать от взрослых;
осознает встреченное препятствие, обходит, смотрит под ноги;
лезет вверх по вертикальной лестнице;
должен подниматься по лестнице, ставя обе ноги на каждую ступеньку;
самостоятельно садится за стол;
умеет открывать двери;
получается бить по мячу ногой;
поднимает мяч над головой и бросает;
пытается есть ложкой, самостоятельно пьет из чашки;
старается повторять действия за взрослыми;
умеет снимать шапку, варежки, носки.
Моторика
получается открывать и закрывать большие и маленькие коробки;
умеет разворачивать бумажные упаковки;
ставит кубики один на другой;
играет с пирамидкой;
берет деталь пазлов и кладет на нужное место;
рисует пальчиком линии, точки, круги;
повторяет по многу раз вновь освоенное действие.
Интеллект
В 1,5 года у ребенка активно не только физическое, но и интеллектуальное развитие. Ребенок думает: устанавливает причинно-следственные связи, решает, куда пойти и как сделать, наблюдает, запоминает, определяет, когда сделать. Он осознанно копирует ваши действия, слова, интонации.
В полтора года малыш выбирает нужную картинку из нескольких. Должен уметь отвечать утвердительно или отрицательно на ваши вопросы. Выбирает понравившийся предмет из нескольких.
Ребенок выбирает любимую сказку или стихотворение, просит рассказать именно их, рассказывает вместе со взрослым. Любит переворачивать страницы книжки. Знает, в какой момент нужно перевернуть, запоминая порядок слов или событий. В 1,5 года ребенок должен уметь показать в книжке сказочных героев и сказать или показать, что они делают.
Эмоциональность
В 1,5 года ребенок уже должен уметь проявлять яркую палитру эмоций. В отличие от улыбки и плача первых месяцев жизни, это осознанное выражение чувств, желаний, симпатий и привязанностей. Проявления удовольствия и неудовольствия имеют множества оттенков: от доброжелательной улыбки, радостного смеха и бурного восторга до спокойной грусти, обиды, гнева и даже ярости. Причем важно, что и поводы для выражения этих эмоций ребенок тоже хорошо различает. После первого года жизни мимика и жесты активно сопровождают его общение. Чувства всегда выражены на лице, в возгласах. Постарайтесь сохранить эту доверчивость и открытость вашего ребенка.
Игры
На втором году жизни игры становятся разнообразными и осознанными. Ребенок рассматривает, разбирает, соединяет, теребит игрушки. Радуется, если удается извлекать звуки и тем более музыку, под которую так весело танцевать. Малыш уверенно переносит предметы с места на место, упрямо отказываясь от помощи. Он точно знает, куда хочет отнести игрушку, и настойчиво рвется к этому месту.
В этом возрасте ребенка интересуют все предметы, попадающие в поле зрения: посуда, душевые принадлежности, предметы для чистки обуви, декоративные украшения. Постарайтесь убрать из зоны досягаемости малыша все мелкие, колющие, режущие предметы, спички, лекарства, стеклянные изделия.
В 1,5 года ребенок должен учиться играться. Старайтесь не просто дать игрушку, а показать, как ею можно играться: в машинку складывать кубики или мяч, куклу качать, кормить, класть спать, в большую коробку складывать мелкие предметы, перекатывать и перебрасывать шарики и мячики, дуть в свисток и т.д.
Продолжайте играть в развивающие игры. Заучивайте и инсценируйте стихотворения и сказки. Складывайте пазлы. Озвучивайте животных. Используйте потешки и поговорки, совершая какое-то действие. Учитесь рисовать пальчиком линии, точки, круги. Знакомьте ребенка с явлениями природы: дождь, снег, ветер. Развивайте понятия тепло — холодно, темно — светло, легко – тяжело, маленький – большой, высокий — низкий.
Развитие речи
В полтора года дети по-разному проявляют речевую активность. Кто-то активно щебечет, имея в запасе до 40 простых слов. А кто-то только начинает осваивать первые слова. Этот процесс очень индивидуален. В любом случае родители должны активно разговаривать с ребенком, четко проговаривать слова, называть новые предметы, читать стихи и сказки, активно комментировать все, что встречается во время прогулки. У малыша накапливается пассивный словарь. Соединяйте жесты и слова, чаще спрашивайте ребенка «Кто это?», «Что это?». Создавайте ситуацию выбора, когда ему нужно назвать что-то или кого-то. Будьте терпеливыми и настойчивыми. И скоро малыш порадует вас своим щебетанием.
Похожие статьи
Загрузка...
steshka.ru
Что должен уметь ребенок в 1 год?
Социальные привычки и навыки ребенка в 1 год
Ребенок застенчив с незнакомыми людьми (у него часто может меняться поведение) и плачет, когда родители оставляют его одного
Малыш предпочитает маму и папу всем остальным
Он повторяет звуки за взрослыми
Он начинает подражать старшим во время игры
Познавательная деятельность ребенка в 1 год
Ребенок активно исследует объекты – игрушки - путем встряхивания, стука, разглядывания и т.д.
Малыш начинает использовать предметы правильно, например, пить из чашки и есть ложкой
Ребенок начинает правильно называть вещи, правда, коверкая названия
Речь ребенка в 1 годик
Малыш реагирует на простые фразы и команды, в том числе понимает слово "нет" и слово «да»
Говорит "папа" и "мама" – простые слова с открытыми слогами
Пытается подражать словам и жестам взрослых
Указывает на желаемый объект
Двигательные навыки ребенка в 1 год
Малыш ползет вперед на четвереньках (хотя некоторые дети пропускают ползание, а сразу начинают ходить). Малыш может ползти и назад.
Ребенок сидит без опоры на ручки
Тянет подол маминого платья, чтобы удержаться, падая
Ходит, держась за мебель
Может пройти несколько шагов без поддержки
Мелкая моторика ребенка в 1 годик
Ставит коробку в другую коробку, побольше (более точная моторика появится позже, до пятнадцати месяцев)
Малыш может сложить вместе два объекта (например, кубика)
Ребенок цепко берет что-то двумя пальцами – указательным и большим
Малыш пытается рисовать что-то на бумаге ручкой или карандашом
Вес малыша в 1 годик
В 1 годик вес ребенка возрастает в среднем в 3 раза. Вес ребенка в 12 месяцев достигает примерно 10 – 10,5 кг. В этом возрасте ребенка можно взвешивать 1 раз в месяц и записывать эти показатели. Начиная с года, ребенок растет и поправляется уже не так быстро, как раньше. Если до полугода и даже до восьми месяцев малыш набирал в месяц до 500 граммов, то с годика ребенок будет поправляться уже не больше чем на 250-300 граммов.
До годика малыш наберет рост до 75 см. Если рост ребенка больше или меньше – родителям не стоит расстраиваться, эти показатели для каждого ребенка индивидуальны.
Навыки ребенка в 1 годик
В этом возрасте крошка усиленно пытается ходить. Мальчики часто начинают ходить позже, чем девочки. У тех развитие проходит более интенсивно. Некоторые девочки в возрасте 1 годика даже пытаются бегать. Они много падают, поэтому ребенка можно обезопасить, поставив специальные мягкие подкладки на острые углы мебели.
Не стоит пугаться и кричать, когда ребенок падает, потому что он тоже испугается и будет бояться ходить. Тогда процесс первых шагов может затянуться надолго. Также не стоит прибегать к крайностям и заставлять своего ребенка ходить почаще, чтобы он все больше упражнялся в этом мастерстве. Ничего хорошего из этого не выйдет – ребенок переутомится и не захочет ходить вообще. К тому же, связки, суставы и кости малыша в этом возрасте очень хрупкие, поэтому не стоит переутомлять их.
Родителям не лишне знать, что дети, которые были недоношены, у которых были родовые травмы или проблемы с тазовыми костями (такое бывает, особенно у девочек), могут пойти позже своих ровесников. В этом нет ничего страшного – ребенок все равно научится ходить, и переживать за это не стоит.
Привычки ребенка в 1 годик
В 1 годик некоторые дети уже приучены к горшку. А некоторых малышей родители к нему все еще приучают. Если ребенок все еще не ходит на горшок самостоятельно, значит, вы что-то упустили в воспитании и нужно это наверстывать. Родителям понадобится максимум терпения, чтобы воспитать у детей в 1 годик полезные привычки. Чтобы выработать график посещения горшка, нужно соблюдать режим этих посещений.
Памперсы и пеленки для ребенка в годик должны быть сведены к минимуму. Ребенку будет гораздо удобнее двигаться без них. К тому же, он не захочет замочить красивые новые штанишки или платьице и станет садиться на горшок без напоминаний.
Если ребенок по-прежнему писается, нельзя на него кричать, потому что это еще больше напугает его и сломает хрупкую нервную систему ребенка. И, наоборот, при каждом удачном акте, когда ребенок вовремя попросился на горшок, похвалите его, поцелуйте и обязательно поощрите маленьким подарком. Малыш будет очень горд собой и станет стараться, чтобы оправдать ваше доверие.
Зубы ребенка в один годик
К годику у ребенка уже довольно много зубов – целых 12. Из них 4 жевательных и 8 резцов. Если у ребенка к этому возрасту зубов больше или меньше, опять-таки беспокоиться родителям не стоит. В течение месяца-двух недостающие зубки обязательно появятся. Если родителям нужна консультация педиатра или детского стоматолога, потратьте время и получите ее.
Врач может посоветовать, какие продукты лучше включать в рацион малыша, чтобы его зубки резались быстрее и более безболезненно, чтобы они были крепкими. В этот период в рационе ребенка должно быть достаточно витамина D, кальция и фосфора.
Ребенок в 1 годик уже достаточно взрослый – особенно по меркам родителей, которые отлично помнят то время, когда этот маленький комочек принесли из роддома. Для малыша теперь важнее всего ваши чуткость и понимание.