Некоторые мамы стараются приучить своего ребенка к горшку, как можно раньше, чтобы поскорее избавиться от лишней стирки и расходов на памперсы. Другие же откладывают приучение к горшку на более поздний срок. Каждая начитанная мама знает, когда дети обычно начинают ползать, когда ходить, когда говорить. А вот когда приучение к горшку происходит максимально легко, мало кто знает.
Бывает так, что проходят месяцы мучений и постоянной борьбы, и вдруг раз, и за несколько дней ребенок научился ходить на горшочек. Мама облегченно вздыхает: «Наконец-то, научила!».
Что же произошло на самом деле? Просто наступил один из тех «загадочных» периодов естественного приучения к горшку.
Не будем Вас томить, сразу перейдем к делу. Сразу просим извинить за слишком подробное объяснение физиологии ребенка, без этого статья не имела бы смысла.
Начнем с самого распространенного вопроса,Когда приучать ребенка к горшку?
Произвольная задержка мочеиспускания и дефекации вырабатывается с полугода до года жизни ребенка. В этот период ребенок активно изучает свое тело, его возможности. Например, может пописать и похлопать по луже ладошками, может внимательно наблюдать за процессом, а потом исследовать содержимое горшка.
Ребенок играет, произвольно задерживая мочеиспускание. Так тренируется его способность регулировать мочеиспускание.
В это время можно начать предлагать ребенку сесть на горшок, но скорее для знакомства с ним, а не для регулярных естественных отправлений. Сформировать устойчивый навык пользования горшком в этом возрасте активного малыша, скорее всего, не удастся, так как он еще не может долго сидеть на одном месте. А со спокойным малышом может получиться.
В период «кризиса одного года» (10-13 месяцев) ребенок стремится к большей самостоятельности и может бунтовать против запретов и принуждений родителей. В том числе, против пользования горшком.
Поэтому в этот период многие малыши отказываются садиться на горшок, даже если были к нему приучены.
А после окончания «кризиса одного года» (приблизительно с 14 месяцев) можно уже учить ребенка сознательно самостоятельно пользоваться горшком.
Во время приучения к горшку, не удастся избежать случайных луж.
Но с 1,5-2 летними детьми легче договориться, чем с совсем маленькими, потому что они уже понимают речь, им можно объяснить, куда и зачем надо ходить в туалет, поэтому луж можно избежать или свести их количество к минимуму. К тому же, в этом возрасте дети активно интересуются туалетными делами.
Разумеется, все цифры приблизительны, так как развитие каждого конкретного ребенка может отличаться от среднестатистического.
В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) нужно ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.
Предположим, настал благоприятный момент и Вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.
Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно.
Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — быстрый способ
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу.
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит Вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему? Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы. Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого ему нужно увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.
Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — Нужно на примере показать, когда и как пользоваться горшком.
Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент Вы предлагаете ребенку горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок. Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.
Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды.
Чтобы сходить в туалет, нужно расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях ребенок не сможет хорошо расслабиться и сходить на горшок. Обязательно учитывайте это при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 7 месяцев. Через 2 недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я — со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!
Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.
Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.
То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.
Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — Почему возникают неудачи при приучении к горшку?
Даже у ребенка, уже умеющего ходить на горшок, могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку. Когда у малыша режутся зубки. Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария». В период «кризиса одного года».
Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — Как «пережить» лужи?
В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.
Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.
Как отказаться от подгузника на улице?
Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.
Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.
У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.
Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на горшок. Если не хочет, не настаивайте. Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек. Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков). Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка. Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок.
Через некоторое время ребенок начнет терпеть всю прогулку. И Вам не надо будет носить с собой горшок и запасную одежду.
У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.
Как отказаться от ночного подгузника?
Спустя время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, Ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок. И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.
У тех детей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.
Обычно к 1,5-2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.
Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.
Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.
Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?
Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом нужды, то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.
Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.
Чтобы ребенок полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.
Таким образом, малыш будет ходить на горшок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!
Удачи вам!
Нет, не то…
ТЕРПЕНИЯ Вам и ЛЮБВИ к своему ребенку!
www.baby.ru
Умение ходить на горшок детей ещё один важный показатель взросления. Недаром вопрос о том, когда ребёнок стал садиться на горшок, звучит так же часто, как и когда он начал ходить или говорить. Родители относятся к нему с полной серьёзностью, тем более что слышат об этом самые разные мнения и советы от бабушек, других родителей и педиатров.
Одни делятся воспоминаниями, как приучали детей к туалету, начиная едва ли не в три месяца держать кроху над тазиком или раковиной. Другие утверждают, что их 7-8 месячный малыш уже ходит на горшок по большому. А с экрана телевизора доктор Комаровский говорит, что и в два с половиной года не поздно начинать приучать к горшку.
Возраст, когда стоит начинать приучать ребенка к этому важному навыку, один из самых спорных вопросов. Причем спор идет не между педиатрами. Все врачи мира придерживаются одного мнения, что раньше 18 месяцев, или полтора года, ребенок не в состоянии контролировать свое тело в этом вопросе, а значит научить его осмысленно садиться на горшок и делать нужные дела невозможно.
Бабушки и некоторые родители пытаются это оспаривать, утверждая, что им удавалось приучить своих детей ходить на горшок до года. Специалисты поясняют, что если даже родителям удалось добиться, чтобы малыш опорожнялся в ночную вазу, то речь может идти у годовалого ребенка только о рефлекторном действии.
До возраста полутора лет ни один ребенок не в состоянии контролировать свое мочеиспускание или опорожнение кишечника. Данная способность по утверждению специалистов формируется в период с 1,5 лет до 2,5 года, когда ребенок начинает контролировать мочеиспускание и дефекацию в течение дня и в 3,5 года ночью.
Доктор Комаровский призывает родителей не волноваться и не торопиться, ведь все здоровые дети в конце концов обучаются этому важному делу, а лучше уделить больше внимания ползанию маленького ребенка, что будет более эффективной тратой родительского времени.
Детей начинать приучать к горшку надо не раньше, чем он достигнет возраста полтора года и летом, когда мокрые трусики не грозят здоровью. Но если вашему малышу исполняется 1,5 года в разгар зимы, и вы не хотите долго ждать до следующего лета, чтобы начинать обучение, то можно начинать приучать к горшку и после года. Только при этом не ждать от малыша невозможного.
Ни один самый хитрый способ не может обмануть природу. Если ребенок физически не готов контролировать собственные физиологические процессы, как бы родители ни старались и не сердились, это может только оттолкнуть годовалого кроху от нового навыка, а не приблизить желанный момент.
Хотя все педиатры настаивают, что ранее 18 месяцев приступать к освоению «туалетного» навыка нет смысла, но признавая индивидуальность каждого ребенка, дают советы определять возраст начала приобщения к горшку с того момента, когда он будет к этому готов. Доктор Комаровский называет следующие признаки этого.
Комаровский дает родителям советы не обсуждать ни с кем, как получается у маленького приучаться к горшку, а быть внимательным к малышу и терпеливо ждать, когда он созреет.
Как приучить ребенка к горшку — Доктор Комаровский
При выборе горшка на что, кроме собственных эстетических вкусов, стоит обращать внимание:
Любой способ приучения к горшку начинается с того, что мы просто знакомим кроху с новым предметом, объясняем и показываем на игрушках, для чего он нужен. Можем, смотря с малышом мультик, привлекать его внимание к моментам, где видим горшок. Даем время привыкнуть к нему, и лишь затем приступаем собственно к приучению.
Опытные мамы дают советы начинать этот важный этап с отказа в течение дня от памперсов. Также поступают и в садике. Тогда ребенок начнет замечать связь между тем, что он пописал и трусики стали мокрыми и неприятными. Он ещё не может контролировать себя, но начинает осознавать последовательность событий и учится давать знать маме после того, как трусики стали мокрыми, о том, что ему некомфортно. Конечно, отказываться от памперсов ночью пока не стоит.
Один способ предлагает вначале высаживать малыша на горшок в памперсах или трусиках просто для того, чтобы он привык и не боялся. И лишь после этого через 7 – 10 дней начинать высаживать его два раза в день, не стремясь подловить нужные моменты. И только когда он привыкнет к этому этапу, переходить к систематическому высаживанию.
Другой способ предлагает сразу начинать высаживать малыша на горшок после сна ночью и днем, после еды, перед прогулкой и перед сном. Если благодаря этому удается «подловить» момент, когда он сходит по большому, то похвалите малыша. Пусть он поймет, чего от него ждут.
Затем, внимательно наблюдая за малышом в течение дня, видя признаки, что он хочет в туалет, предлагать ему горшок, помогая снять трусики, чтобы он садился на него почти самостоятельно. Когда у ребенка уже получается самостоятельно ходить на горшок, не ругать его и не стыдить, если время от времени он будет «оступаться». Заигрываясь, малыш забывает и не замечает своих потребностей. Поэтому просто время от времени напоминайте ему о горшке.
Если малыш упорно отказывается от горшка по каким-то причинам, идя на конфликт с родителями, то не надо настаивать. Лучше сделать перерыв в обучении, чтобы у малыша не сформировалась отрицательная привязка к этому нужному предмету. Постарайтесь понять, чем вызван отказ – усталостью от обучения, неприятными ощущениями от прохладных краев, испугом во время пребывания на «троне», чтобы устранить эту причину.
Когда приучать ребёнка к горшку? — Доктор Комаровский
razvitieiq.ru
В этом материале мы подробно расскажем вам о том, в каком возрасте и самое главное - как правильно приучить своего ребёнка к горшку,как выбрать детский горшок для мальчика или для девочки,нужно ли использовать специальные трусики . Вы узнаете,как правильно подготовить малыша к этому и как научить его самостоятельно ходить "по маленькому" и "по большому" за 7 дней.
Не стоит забывать, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним деткам это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития малыша) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение крохи. При наступлении благоприятного момента мама с папой могут начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. Впрочем, процесс этот можно и ускорить, только не насильственно, а мягко и естественно. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать малыша за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.
КОГДА НАЧИНАТЬ ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ ?
Контроль над мочеиспусканием появляется только в возрасте около 18 месяцев.Основную роль в этом играет не возраст, а уровень психического и физического развития ребенка.
Важные признаки :
Кишечник ребенка опорожняется более-менее регулярно и «по часам».
Ребенок способен в течение 2 — 2,5 часов ни разу не написать в подгузник.
Ребенок «рвется» самостоятельно одеваться и раздеваться.
Ребенок понимает значение слов «писать», «какать».
Малыш уже знает части тела и элементы одежды. Не обязательно он должен уметь их называть, но показывать по вашей просьбе — должен уверенно.
Малыш должен осознавать дискомфорт.
Самое главное — малыш должен уметь демонстрировать свое желание сходить по нужде. Пока он не умеет этого делать, любые попытки приучить его к горшку будут тщетными.
Он определяется по приобретению навыков:
• ребенок умеет ходить, нагибаться.
• может поднимать с пола небольшие предметы.
• хорошо понимает речь взрослого.
• сам произносит некоторые слова, может примитивно объяснить, чего хочет.
Большую роль играют признаки созревания нервной системы:
• ребенок может оставаться сухим на протяжении двух часов или просыпается сухим после дневного сна.
• ходит по-большому примерно в одно и то же время.
• испытывает неудобство в мокрых штанишках и может выразить желание сменить их.
ВЫБОР ГОРШКА ДЛЯ МАЛЫША
Для первого знакомства лучше всего приобрести обычный пластиковый горшок. Для девочки он может быть круглой формы. Для мальчика предпочтителен тот, который имеет впереди специальную перегородку, возвышающийся выступ: это позволит избежать неприятностей и избавит от мокрых пятен на полу.
Находиться горшок должен в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, для чего он нужен.
КАК БЫСТРО ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ ?
Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.
Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
• Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
• Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен:
«Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек... Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать... Куда надо писать (какать)?».
• Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
• Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
• Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
• Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.
Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания. То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а двухлетнего – неделя-другая.
Приучаем ребенка к горшку за 7 дней :
1. День первый.
В первый день приучения к горшку, сразу же после завтрака, ребенок должен надеть свои трусики, «как у большого мальчика или девочке». Обычно в первые два дня не заставляйте ребенка надевать шорты, носки и ботиночки, чтобы ему было проще.
Старайтесь вести себя как можно более спокойно и уверенно.Следует усаживать его на горшок каждые 15 минут, и сидеть должен минут 5-10.При необходимости сядьте рядом с ним на пол и почитайте ему книжку.
2. День второй.
В течении дня постепенно переходите от напоминаний сесть на горшок к вопросам, не хочет ли он сходить на горшочек.Старайтесь организовывать день ребенка так, чтобы он не был слишком активным, не слишком возбуждался и не забывал про горшок.К концу второго дня вы почувствуете, что обучение идет успешно и что ваш ребенок прекрасно понимает, что он него требуется.
3. День третий.
К третьему дню следует определиться с тем, как часто ребенку необходимо сходить на горшок и высаживайте малыша по 3-5 раз ,когда эти часы приближаются.Не пытайтесь снова надеть на ребенка подгузники, поскольку это введет ребенка в заблуждение – и это одна из причин, почему приучение к горшку часто бывает слишком долгим!!!!В течение дня надевайте на него штанишки или трусики.
4. День четвертый.
Если ребенок в течение 2-х часов не разу не воспользовался горшком и чем занят, то обязательно напомните ему воспользоваться горшком.Когда ребенок начнет понимать, что теперь он всегда должен ходить в туалет, обязательно поощряйте его - подойдите,чтобы погладить и похвалить малыша после "работы".
5. День пятый.
Если малыш ходит самостоятельно на горшок хотя бы 2 раза в день, вы на правильном пути ! Ни в коем случает не ругайте его,если случилась "авария" - малыш по прежнему не сможет контролировать свои физиологические реакции в процессе игры, во время перевозбуждения. Мотивируйте малыша - после "похода" на горшок поиграйте с ребенком в какую нибудь интересную игру, желательно совсем новую.
6. День шестой.
Постепенно выставляйте горшок ребенка поближе к общему туалету. Важно приучать ребенка к мысли,что отправлять естественные надобности на горшочке он будет в том же месте, где и все члены семьи.
7. День седьмой.
Продолжайте напоминать малышу в течение дня про то,что на нем нет подгузников и как только почувствуете, что он хочет "по маленькому" или "по большому", направляите его к горшку. На седьмой день малыш вполне может самостоятельно ходить "по большому" на горшок и практически каждый раз,когда почувствует необходимость - "по маленькому".
На главную страницуИНТЕРЕСНОЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН:
Следующие материалы:
bebi.lv
Сколько же споров и разногласий вызывает этот «горшечный вопрос» и у детских психологов, и у родителей, и, конечно, у бабушек. Одни говорят, что нужно высаживать малыша чуть ли не с рождения, другие категорически отказываются снимать памперс до того момента, пока ребенок сам от него не откажется. Но истина, как всегда, где-то посередине. И маме нужно прежде всего внимательно наблюдать за своим малышом и прислушиваться к своей интуиции. А все советы и подсказки – это не руководство к действию, а просто хорошее подспорье на тернистом пути освоения малышом непростых навыков гигиены.
Существует расхожее мнение, что «памперсные» детки гораздо позже обучаются пользоваться горшком, чем их сверстники, которые одноразовых подгузников никогда не носили или пребывали в них лишь несколько месяцев после рождения. Противники одноразовых подгузников объясняют это тем, что в них малыш всегда сухой и чувствует себя вполне комфортно, а следовательно, у него нет потребности проситься на горшок. А вот походи-ка в мокрых трусиках! Неприятно… Тут волей-неволей научишься пользоваться горшком. На самом деле все это далеко от истины. Несколько лет назад японские ученые провели исследование двух групп ребятишек. Одна группа с рождения носила одноразовые подгузники, другая росла без них. И в той, и в другой группе возраст, когда малыши начали пользоваться горшком, был примерно одинаковым – 2 года.
Вывод очевиден: пока малыш психологически и физиологически не будет готов пользоваться горшком, все наши титанические усилия почти бесполезны. А готовность эта наступает в среднем как раз к 2 годам.
В своем желании приучить малыша проситься на горшок как можно раньше родители упускают важную вещь – особенности детской физиологии. У новорожденного процессы мочеиспускания и дефекации подчиняются безусловным рефлексам, не связанным с корой головного мозга. А это означает, что они непроизвольны и не контролируются ребенком. Конечно, можно пытаться держать грудничка над тазиком или над ванной, приговаривая заветное «пись-пись». И в некоторых случаях это даже увенчается успехом. Но нужно понимать, что это просто случайно (или благодаря маминой наблюдательности) был пойман момент. Но ни о каком осознанном действии со стороны малыша речь не идет. Именно сейчас подошло время, вот кроха и пописал… Заниматься этим или нет – решать вам. Ничего плохого в этом нет, но и особого смысла тоже нет. Раньше, когда детки росли без одноразовых подгузников, смысл был: количество стирки сокращалось. А сейчас? Ну, разве что поможет чуть-чуть на подгузниках сэкономить. Кроме того, в первый год жизни мочевой пузырь ребенка опорожняется довольно часто. С 15–16 месяцев число мочеиспусканий уменьшается, а пузырь удерживает все большее количество мочи. К 1,5–2 годам у малыша в достаточной мере развиваются нервы и мышцы, управляющие актами дефекации и мочеиспускания, и ребенок начинает ощущать позывы. Постепенно кроха учится контролировать свои естественные потребности, что позволяет ему успеть воспользоваться горшком. Только теперь приучение к горшку может быть по-настоящему осознанным для малыша. И потому совершенно недопустимо стыдить годовалого ребенка за мокрые штанишки. Разве можно наказывать за то, с чем он не может справиться в силу своего возраста? Среднестатистический малыш осваивает горшок в возрасте между 22 и 30 месяцами. Стойкий же условный рефлекс формируется, как правило, к 3 годам.
Ну, раз такое дело, значит, можно впервые познакомить малыша с горшком в 2 года, и он быстренько обучится туалетным навыкам? Не совсем так. Обладая достаточно развитым умом и порядочным упрямством, двухлетний малыш может категорически отказаться садиться на горшок. Зачем? Ему и в одноразовом подгузнике удобно! И, возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем вы убедите его попробовать это сделать. Поэтому первое знакомство должно состояться гораздо раньше. Не столько для того, чтобы кроха стал ходить на горшок самостоятельно (в силу возраста это пока маловероятно), а для того, чтобы он начинал потихоньку осознавать, для чего же этот предмет нужен.
Прежде чем приступить к своей «миссии», мама должна определить для себя и всех домашних основную тактику поведения. То есть все, кто ухаживает за ребенком (папа, бабушка, няня), должны вести себя одинаково. Главное – спокойное отношение к «горшечному вопросу» и вера в то, что вы все делаете правильно. И не расстраивайтесь из-за неудач (а они непременно будут). Это – совершенно нормальное явление, которое случается со всеми и ни в коей мере не означает, что вы – нерадивая мама или что с вашим малышом «что-то не так».
Впервые познакомить кроху с горшком можно в возрасте около года (при желании можно после 6 месяцев – когда он научится самостоятельно сидеть). Годовалый малыш любопытен, и все новое вызывает у него интерес. Делать это можно сразу после сна или кормления. Покажите малышу новый предмет, дайте его потрогать, ребенку после года можно попробовать объяснить, зачем он нужен (сделать это можно в игровой форме, усаживая на горшок игрушки). Проследите, чтобы горшок не был холодным, иначе в следующий раз вы вряд ли заманите на него сына или дочурку. Пусть малыш посидит немного на горшке (но не более 5 минут, даже если ничего сделать не получилось). Похвалите его, а в случае удачи – даже с удвоенным усердием. Нужно понять одну важную вещь: правильный процесс – это когда малыш почувствовал, что его мочевой пузырь наполнен, сел на горшок и сделал свои дела. Если же постоянно сажать кроху на горшок в те моменты, когда у него нет потребности в мочеиспускании, рано или поздно он может взбунтоваться и начать отстаивать свою независимость, не желая действовать «по команде». Это будет выражаться в стойком нежелании садиться на горшок. Поэтому в раннем возрасте злоупотреблять горшком не стоит.
Если кроха отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Выждите пару недель или месяц. Если малышу уже больше 1,5 лет, на этапе приучения к горшку вы можете продолжать пользоваться одноразовыми подгузниками, например, на ночь, во время прогулок и дневного сна. А в моменты бодрствования и игр надевайте на кроху трусики. Ваша главная цель – выработать позитивное отношение малыша к горшку и его постепенное понимание, что «делать свои дела» можно не только в подгузник.
Самое главное правило: никогда не ругайте малыша за временные неудачи и старайтесь не показывать своего огорчения. Можно слегка подбодрить: «Ну, ничего, бывает. Мы еще немножко подрастем, и у нас обязательно все получится!» Ни при каких обстоятельствах не усаживайте ребенка на горшок силой. Этим вы только усугубите ситуацию. Вообще в вопросах приучения к горшку не должно быть даже намеков на принуждение: уговаривайте, поощряйте, играйте, но никогда не заставляйте!
Даже на начальном этапе обучения обращайте внимание малыша не только на сам горшок и процессы, с ним связанные, но и на «антураж». Вот достаем горшочек, открываем, снимаем трусики, садимся… После успешного завершения «мероприятия» вместе с малышом выливайте и мойте горшок, пусть малыш с вашей помощью спустит воду в унитазе. А может, перед тем как усадить на горшок малыша, вы станете сажать на него любимую игрушку. Для маленького человечка все это – интересная игра. Таким образом, кроха не только обучается гигиене. Для него поход на горшок превращается в своеобразный приятный ритуал, наполненный положительными эмоциями. Именно это и есть залог успеха!
Лучше не позволять ребенку играть с горшком. Вот сажать на него кукол и мишек можно, а «катать», как машинку или надевать на голову, будто это шляпа, складывать туда кубики – лишнее. Горшок должен быть для малыша однозначным предметом, приспособленным для конкретных целей (мишка и кукла ведь тоже с определенной целью усаживаются на горшок!).
Если малыш, несмотря на ваши усилия и оптимизм, все-таки отказывается от горшка, отложите свои уроки на месяц-другой. В этом нет ничего страшного. Ребенок просто еще «не созрел». И нет смысла тратить много времени, сил и нервов на то, что чуть позже с легкостью придет само. Вы обязательно справитесь, и кроха научится пользоваться горшком. Потому что вы – самая замечательная мама, и ваш малыш самый лучший!
www.9months.ru
Авторы: Спок Б.
* Как приучить ребенка пользоваться горшком *
348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.
Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.
349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.
В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.
350. Второй год.На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.
351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.
352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.
Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.
353. В 2 года ребенок стремится подражать.
Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.
354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.
355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.
Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.
356. Если родители боятся помочь ребенку.Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.
357. Методы приучения.
Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.
358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.
Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.
359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.
Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.
360. Метод терпения.
Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.
361. Если ребенок сопротивляется.
В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.
362. Боязнь твердого болезненного стула.
Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.
363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.
* Как приучить ребенка быть сухим *
364. Готовность к обучению.
С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.
365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.
366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.
367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.
368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.
Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.
369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.
370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.
Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).
371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.Я думаю, что родители не должны ничего делать, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Естественного развития мочевого пузыря и дневного приучения мочиться в горшок, благодаря которому у ребенка составляется понятие, что моча должна быть в горшке, совершенно достаточно в большинстве случаев, чтобы ребенок перестал мочиться по ночам. Конечно, вы поможете ребенку, если вместе с ним будете гордиться и хвалить его, когда он проснется сухим.
опубликовано 21/06/2007 14:19обновлено 14/08/2015— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие, Питание, Сон, Дорога к горшку. Подгузники., Вскармливание
lib.komarovskiy.net
Полтора года — вполне подходящее время для приучения ребенка к горшку. Причем делать это можно не только на уровне рефлекса. Малыш в таком возрасте уже достаточно сознательный, чтобы ему объяснить предназначение горшкаУдобный горшок
Для начала необходимо подобрать такой горшок, какой будет удобен именно вашему ребенку. Возможно, придется перебрать несколько разных вариантов, пока не найдется нужный. Он должен быть удобной высоты и ширины.
Пусть ребенку нравится сидеть на горшке. Но не надо позволять ему играть с этим предметом. Единственная игра, которую можно разрешить ребенку с горшком, — это имитация процесса с игрушками. Пусть малыш сажает кукол и медведей на горшок. Подобная игра покажет вам, что ребенок четко усвоил его назначение.
Частота и регулярность
Во-первых, малыша надо высаживать на горшок как можно чаще. Например, делайте это раз в 20 минут. Чем больше малыш сидит на горшке, тем выше вероятность того, что помочится он именно в него, а не в штаны. Во-вторых, важно делать это регулярно. Всегда до сна, после прогулки и после еды, например. Если вы будете так поступать, со временем организм малыша выработает рефлекс: после еды надо сходить в туалет. Сходить на горшок станет частью режима дня.
Хвалите за успех
Похвала за успехи закрепляет их намного эффективнее, чем ругань за неудачи. Конечно, нервы мамы иногда натягиваются до предела, когда ребенок постоянно мочит штаны, а на горшке не сидит. Но необходимо набраться терпения. Ваши порицания легко могут внушить малышу отвращение к горшку. Поэтому просто спокойно переодевайте мокрые штаны, объясняя, что делать так нехорошо. А вот если он вовремя сел на горшок, то обязательно похвалите его, покажите свою искреннюю радость от этого. Можете даже налеплять на горшок красивые наклейки за каждый успешный раз.
Уберите подгузники
Вполне реально в 1,5 года использовать подгузник только на период сна. Никогда не надевайте его во время бодрствования дома. Можете не всегда сразу переодевать мокрые штаны, чтобы малыш почувствовал, что это неприятно. В подгузнике ребенку очень тяжело контролировать мочеиспускание: он плохо чувствует, когда и сколько пописал. Тогда как в мокрых трусиках быстро становится неприятно, что стимулирует сдерживаться.
Проще прекратить использовать подгузники тем, кто достиг возраста в 1,5 года летом. В теплое время года вы можете часто предлагать ребенку сходить в туалет, спрашивать его об этом. Даже когда малыш отказывается, отводите его периодически в кустики, если чувствуете, что уже подошло время. Всегда берите с собой комплект запасной одежды, чтобы в случае неудачи переодеть мокрые штаны.
Сложнее тем, кто приучается к горшку зимой. Но даже в холодное время года можно найти способы, чтобы не надевать подгузник на прогулку. Например, старайтесь выходить на улицу сразу после того, как малыш помочился, и гуляйте недолго. Питье лучше давать после возвращения. Тогда вы сможете отказаться от использования подгузников.
Альтернативы горшку
Если вы перепробовали уже много моделей, а ребенок все равно не хочет сидеть на горшке, то можете приучать его контролировать мочеиспускание и другими способами.
Некоторые мальчики изначально больше любят стоять во время процесса и наблюдать за струей. В таком случае вы можете поставить ребенка в ванну или на ее край. Делать это нужно часто и регулярно, как и в случае использования горшка. Включите небольшой напор воды в раковине, чтобы звук текущей воды стимулировал мочеиспускание.
Другая альтернатива горшку – взрослый унитаз. Здесь можно придумать несколько вариантов. Почти все малыши любят подрожать взрослым. А ведь родители не сидят на горшке. Для начала вы можете поставить его рядом с унитазом в туалете. Но если и это не поможет и желание на сидеть на горшке не появится, то приобретите специальную детскую насадку на унитаз. Ребенку в 1,5 года вполне можно объяснить, что он теперь ходит в туалет, как взрослый. Конечно, перед этим вам придется позволить ребенку увидеть, зачем взрослые используют унитаз.
www.baby.ru