Задания. Патронаж к ребенку 5 месяцев мама сообщила что ребенок беспокойный


БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Поиск Лекций

СБОРНИК ЗАДАЧ

 

по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии»

 

специальность 060109.51 Сестринское дело

 

 
 

 

Составитель:

Преподаватель педиатрии

Верхлютова Ирина Анатольевна

 

Мещерское, 2006

 

Рассмотрено: Утверждаю:

Цикловой методической Зам. директора по

комиссией учебной работе

Председатель ________ Колесникова Е.М. ________ Щегельская М.Г.

протокол N ___ от ____ "___" _________ 2006 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
Раздел I. Сестринский процесс при соматической патологии ………… Болезни новорожденного …………………………………………………….. Болезни детей раннего возраста .………………………………………….…. Заболевание органов дыхания ……………………………………………… Болезни сердечно-сосудистой системы ……………………………………... Болезни крови ……………………………………………………………...… Болезни органов пищеварения, гельминтозы ……………………………… Болезни мочевыделительной системы ……………………………………... Заболевания эндокринной системы………………………………………….. Эталоны ответов к разделу I ………………………………………………………..
Раздел II. Сестринский процесс при детской инфекционной патологии …………………………………………………………………….. Эталоны ответов к разделу II …………………………………………………  
Раздел III. Сестринский процесс при неотложных состояниях у детей……………………………………………………………………………. Эталоны ответов к разделу III ………………………………………………..  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………......

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий сборник включает в себя 125 задач, которые разбиты на три раздела: первый раздел – задачи на сестринский процесс при соматической патологии, второй – задачи на сестринский процесс при детской инфекционной патологии и третий – задачи по оказанию помощи детям при неотложных состояниях. Сборник включает примерные эталоны ответов на все представленные задания.

 

Задачи составлены в соответствии со стандартами подготовки по специальности медицинская сестра и программой по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии».

 

В сборник включены типовые проблемно-ситуационные задачи с полными данными, требующие от студента знаний всех этапов сестринского процесса. Особое внимание уделено вопросам постановки сестринского диагноза, составлению планов сестринского вмешательства с мотивацией.

 

Cоздание данного пособия преследовало цель: собрать и систематизировать типичные проблемно-ситуационные задачи по разделам изучаемой дисциплины «Сестринское дело в педиатрии».

 

Материалы сборника задач могут быть использованы преподавателями «Сестринского дела в педиатрии» как для промежуточной, так и для итоговой аттестации студентов, а также студентами медицинских училищ для самоподготовки и самоконтроля.

 

 

БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННОГО

Задача N 1

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники проводите патронаж к ребенку в возрасте 1 месяц.

При сестринском обследовании получили следующие данные: ребенок завернут в байковое одеяло, на голове платок. В комнате душно, температура воздуха 24 градуса С, форточка закрыта. Ребенок много плачет, сон беспокойный. Аппетит хороший, на грудном вскармливании, сосет активно. Купают через день на кухне, нагревая воздух включенной газовой плитой. Мама боится просудить ребенка, так как, по ее мнению, он родился очень худеньким (масса при рождении 3000 г). При осмотре: кожные покровы влажные на ощупь, ярко-розовая мелкоточечная сыпь на голове и туловище, в области паховых складок покраснения без нарушения целостности.

Задания

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы пациента (настоящие, приоритетные и потенциальные).

3. Определите цели и составить план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задача N 2

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники осуществляет патронаж к новорожденному ребенку 10 дней.

При сестринском обследовании ребенка выявлено: мама жалуется на увеличение грудных желез у ребенка. Общее состояние удовлетворительное, температура тела нормальная. Сосет активно, установлен режим кормления 8-10 раз в день. Мать кормит ребенка по требованию. При осмотре ребенка в области грудных желез определяется уплотнение диаметром до 1,5 см, кожа над железами не изменена, при надавливании из выводных протоков выделяется жидкость, напоминающая молоко. Пупочная ранка покрыта корочкой, при удалении которой дно ранки чистое, пупочное кольцо не гиперемировано. Ранку мама не обрабатывает, так как испытывает страх. Стул кашицеобразный, консистенции «сметаны», желтого цвета, 3-5 раз в сутки.

Задания

1.Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2.Определите действительные проблемы ребенка, выделите из них приоритетные.

3. Определите цели сестринского вмешательства. Организуйте планирование действий медсестры с мотивацией.

Задача N 3

Вы детская медсестра родильного дома. Ребенок в возрасте 4 суток находится в палате совместного пребывания ребенка и матери.

Во время кормления ребенка вами выявлены следующие данные: в течение нескольких кормлений ребенок очень беспокоится у груди, с трудом захватывает сосок. Мать отмечает, что молока стало очень много, грудные железы стали плотные, не получается эффективное сцеживание. Роды первые, срочные, без особенностей.

Объективно: состояние ребенка удовлетворительное. Кожа и слизистые чистые. Стул переходный. Рефлексы новорожденных выражены хорошо.

Из бутылочки жадно сосет сцеженное грудное молоко. Грудные железы у матери плотные, горячие на ощупь, хорошо выражена сосудистая сеть.

Задания

1.Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Определите настоящие и потенциальные проблемы. Выделите приоритетные.

3.Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

 

Задача N 4

Вы медицинская сестра детской палаты роддома. На посту находится ребенок, при осмотре которого через 12 часов после родов вы выявляете следующие данные: ребенок вялый, сосет неактивно, срыгивает, кожные покровы и слизистые бледные. Из анамнеза: ребенок родился от Rh (-) матери, кровь мальчика Rh (+).

Задания

  1. О каком заболевании можно подумать и почему?
  2. Какие изменения в общем анализе крови характерны для данной патологии?
  3. Поставьте цель сестринского ухода и составьте план сестринских вмешательств.

Задача N 5

Вы медицинская сестра отделения патологии новорожденного. Из родильного дома переведен ребенок 6-ти дневного возраста.

При сестринском обследовании: девочка вялая, сосет неактивно, срыгивает. Рефлексы новорожденного снижены. Температура тела 36,9 градусов. Масса тела 2900 г. Кожные покровы чистые, с выраженным желтушным окрашиванием, склеры и слизистые желтушные. Дыхание через нос свободное. ЧДД – 40 в минуту. Пульс 120 ударов в минуту. Моча желтого цвета. Стул в течение суток отсутствует. Из анамнеза: девочка от третьей беременности, первых родов. Масса при рождении 3100 г. У матери группа крови III, резус-отрицательная, у девочки I группа крови, резус-положительная.

Задания

  1. О какой патологии вы подумаете и почему?
  2. Удовлетворение каких потребностей пациента нарушено?
  3. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
  4. Составьте обоснованный план сестринского вмешательства

Задача N 6

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. Проводите патронаж к ребенку 8 дней.

При сестринском обследовании: мальчик от второй беременности, первых родов. Масса при рождении 3650 г, рост 54 см. Материально-бытовые условия хорошие. Кормится грудью по требованию ребенка, молоко после кормления не сцеживается. Мама волнуется, что допустит ошибки в уходе за ребенком, жалуется на беспокойство ребенка, срыгивание после кормления. При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Рефлексы новорожденного живые. Кожные покровы чистые, розовые. Из пупочной ранки серозно-гнойное отделяемое, на дне корочка, пупочное кольцо гиперемировано. Питания удовлетворительного. Большой родничок 2см на 2,5 см. Дыхание через нос свободное. Мочится достаточно. Стул 6-7 раз за сутки, кашицеобразный, светло-желтого цвета с кислым запахом.

Задания

  1. Удовлетворение каких потребностей пациента нарушено.
  2. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
  3. Составьте обоснованный план сестринского вмешательства.

Задача N 7

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. Проводите патронаж к ребенку 12 дней.

При сестринском обследовании: мальчик от первой беременности, первых родов. Масса при рождении 2800 г, рост 49 см. Выписана из роддома на 11 сутки. Материально-бытовые условия хорошие. Кормится грудью 8 раз в сутки, ночью мать не кормит. Молоко после кормления сцеживается по 10-20 грамм. Сосет активно, но быстро засыпает. Мама в уходе за ребенком никто не помогает. Жалуется на ночной плач. При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Температура тела 37,2 градуса. Рефлексы новорожденного живые. Кожные покровы розовые, на волосистой части головы и шеи единичная сыпь в виде мелких пузырьков с булавочную головку. Пупочная ранка сухая. Питания удовлетворительного. Большой родничок 2,5 на 2,5 см. Дыхание через нос свободное. Мочится достаточно. Стул 6-7 раз за сутки, кашицеобразный, светло-желтого цвета с кислым запахом.

Задания

  1. Удовлетворение каких потребностей пациента нарушено.
  2. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
  3. Составьте обоснованный план сестринского вмешательства.

Задача N 8

Вы медицинская сестра детского отделения родильного дома. На пост поступил новорожденный.

При сестринском обследовании: состояние ребенка тяжелое. Вялый. Стонет. Рефлексы угнетены. Спит с открытыми глазами. Дыхание аритмичное, 50 в минуту. ЧСС 110 уд в минуту. Отмечается подергивание мышц лица, конечностей. Кожные покровы цианотичные. Из анамнеза: рожден в состоянии асфиксии, с тугим обвитием пуповины, с оценкой по шкале Апгар 5-6 баллов. Масса при рождении 4100 г. После проведенных мероприятий по оживлению через 2 минуты появилось самостоятельное дыхание.

Задания

  1. Удовлетворение каких потребностей пациента нарушено.
  2. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
  3. Составьте обоснованный план сестринского вмешательства.

БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Задача N 9

Вы участковая медсестра детской поликлиники промышленного района областного города. Проводите патронаж к ребенку 7 месяцев. Мама предъявляет жалобы на беспокойный сон, сниженный аппетит у ребенка. Мальчик на грудном вскармливании, Получает манную кашу, картофельное пюре, нерегулярно - соки, фруктовое пюре. Витамин «Д» мама давала не всегда. Гуляют на улице ежедневно. Массаж, гимнастику мама делает редко.

При осмотре состояние удовлетворительное. Мальчик активный. Сидит неуверенно, опираясь на ручки. Играет с игрушками, говорит слоги «ба», «ма», делает «ладушки». Кожные покровы бледные. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Живот распластан. Затылок немного скошен, увеличены лобные бугры. Большой родничок 2,0´2,5 см, края податливы. Грудная клетка уплощена с боков. Зубов – 0.

Задания

1. О каком патологическом состоянии идет речь?

2. Выявите проблемы пациента (настоящие, потенциальные).

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Задача N 10

Вы работаете медицинской сестрой дома ребенка и осуществляете уход и наблюдение за ребенком 2 месяцев.

Из анамнеза известно, что ребенок от нежеланной беременности, оставлен матерью в роддоме. С 6-дневного возраста на искусственном вскармливании. Девочка на первом месяце перенесла ОРВИ в тяжелой форме, лечилась в стационаре.

В последнее время Вы стали замечать, что девочка стала беспокойно спать, крутить головкой во время сна, вздрагивать при громком звуке, вспышке света, обильно потеть во время кормления, при плаче.

При осмотре: состояние удовлетворительное, девочка улыбается в ответ на ласковое обращение, удерживает головку, следит за предметами. Кожные покровы чистые, влажные. Затылок скошен, небольшое облысение на затылке. Гипотония мышц. Большой родничок 2,5´3 см, края податливы, болезненны при пальпации.

Задания

1. Что с ребенком? Ответ обоснуйте.

2. Выявите проблемы настоящие и потенциальные.

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Задача N 11

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, проводите патронаж к ребенку 3,5 месяцев.

При сестринском обследовании получены следующие данные: родился ребенок в октябре с весом 3450 г, длиной - 52 см. Беременность и роды протекали без особенностей. Грудным молоком вскармливался до 2-х мес. Витамин "Д" назначен с 1 мес., но мать недобросовестно давала его, пропуская дачи. Смеси готовила сама. С 2,5 мес. начала давать цельное коровье молоко. На свежем воздухе с ребенком бывает мало. Мать заметила, что в последнее время ребенок стал беспокойным, капризным, сон тревожный, непродолжительный, часто вздрагивает во сне, аппетит снижен, появилась потливость. При осмотре кожные покровы бледные, влажные, отмечается облысение затылка, большой родничок 2,5 х 2,5 см, края родничка податливы.

Задания

  1. О каком заболевании ребенка вы подумали и почему?
  2. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка.
  3. Определите проблемы пациента (настоящие и потенциальные).
  4. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задача N 12

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, Проводите патронаж к ребенку 7 месяцев.

При сестринском обследовании получены следующие данные: Мать предъявляет жалобы на беспокойство ребенка, плохой сон, потливость волосистой части головы. Ребенок получает коровье молоко с рождения, соки, желток даются нерегулярно, 2 раза в день получает манную кашу. Гуляет мать с ребенком мало. Витамин «Д» мать не давала. При осмотре ребенок контактный, улыбается на обращение, поворачивается со спины на живот, берет игрушки, не сидит. Кожные покровы чистые, бледноватые. Затылок лысый. Большой родничок размером 2х2 см, края мягкие, податливые. Отмечается увеличение лобных и теменных бугров. Зубов нет. Живот мягкий, увеличен в объеме, распластан. Печень выступает на 2 см из-под реберной дуги. Стул 1 раз в день, иногда через день. Мочеиспускание не нарушено.

Задания

  1. О каком заболевании идет речь? Каковы причины его развития?
  2. Выявите, удовлетворение каких потребностей ребенка нарушено.
  3. Сформулируйте проблемы пациента.
  4. Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задача N 13

Вы палатная медицинская сестра детской больницы. В клинике находится ребенок 9 месяцев с диагнозом «Спазмофилия, явная форма(эклампсия). Рахит II, подострое течение, период реконвалесценции».

При сестринском обследовании получены следующие данные: из анамнеза болезни выясняется, что судороги у ребенка появились внезапно во время плача, ребенок при этом посинел. Мать поднесла ребенка к открытой форточке. Дыхание восстановилось, ребенок пришел в сознание, цианоз и судороги через 2-3 мин. исчезли. Мать вызвала машину скорой помощи, и ребенок был доставлен в стационар. Из анамнеза жизни: ребенок родился в срок с массой 3300 г, длиной 52 см. Находился на искусственном вскармливании с 1 месяца, Фруктовые соки получал с 3-х мес. нерегулярно, кашу 3 раза в день, овощное пюре редко. В возрасте 3-х мес. у ребенка был диагностирован рахит, но регулярное лечение не проводилось. При осмотре: у ребенка симптомы рахита, периода реконвалесценции, повышенная нервно-мышечная возбудимость, тревожный сон. При дополнительном обследовании в крови у ребенка снижен уровень кальция, повышен фосфор.

Задания

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка.
  2. Определите проблемы пациента.
  3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

 

Задача N 14

Вы палатная медицинская сестра детской больницы. В отделении находится на лечении ребенок 12 месяцев с диагнозом “Острый пиелонефрит”.

При поступлении: кожные покровы бледные, мышечный тонус снижен. Голова квадратной формы (увеличены лобные и теменные бугры). Большой родничок 1,5 ´1,5 см, края плотные. Зубов 2/2. Нижние конечности О-образной формы. Дыхание через нос свободное. ЧДД – 30 в минуту. Пульс 120 ударов в минуту, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный. Пальпируется край печени по краю реберной дуги. Мочеиспускание свободное, 10-15 раз в сутки. Моча мутная, с хлопьями.

В отделении находится без мамы, много плачет, спит плохо.

Во время проведения инъекции девочка побледнела, появились “петушиный крик”, цианоз носогубного треугольника, испуганное выражение лица, затрудненное дыхание.

Задания

1. Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

2. Сформулируйте цели сестринского процесса.

3. Какое неотложное состояние развилось у данного пациента? Опишите сестринское вмешательство при этом состоянии.

4. Составьте план сестринского вмешательства для данного пациента.

Задача N 15

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. Посещаете ребенка 8 месяцев, имеющего проявления рахита. Внезапно при плаче у него произошла кратковременная остановка дыхания.

Задание.

  1. О каком заболевании и почему необходимо подумать?
  2. Окажите неотложную помощь. Свои действия обоснуйте.
  3. Спланируйте сестринские вмешательства и их реализацию для решения проблемы повторной остановки дыхания у ребенка, заполнив таблицу.

 

План СВ Реализация плана
   

 

Задача N 16

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. Проводите патронаж к ребенку 3 месяцев. Мама предъявляет жалобы на появление высыпаний на щеках, беспокойный сон ребенка в течение последней недели, неустойчивый стул. Мама связывает появление сыпи с тем, что бабушка дала девочке несколько ягод клубники. Из анамнеза известно, что у ребенка на первом месяце жизни отмечались упорные опрелости при хорошем уходе. Бабушка страдает бронхиальной астмой. Ребенок находится на грудном вскармливании.

При осмотре состояние девочки удовлетворительное. Активная, улыбается, гулит в ответ на обращение. Лежа на животе, уверенно держит головку, опирается на предплечья. На волосистой части головы сальные чешуйки. На щеках покраснение и шелушение, на правой щеке следы расчеса. Слизистые розовые. Питания удовлетворительного. Стул 2 раза в день, кашицеобразный. Мочеиспускание 10-15 раз.

Задания

1. Сформулируйте медицинский диагноз.

2. Выявите проблемы настоящие, потенциальные.

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Задача N 17

Вы, участковая медицинская сестра детской поликлиники. Осуществляете патронаж к ребенку 5 месяцев. Мама сообщила, что ребенок беспокойный, нарушены сон и аппетит, у ребенка зуд кожи и высыпания на голове. Ребенок от I беременности, I родов, родился доношенным. С рождения на грудном вскармливании.

При сестринском обследовании получены следующие данные: ребенок беспокойный, кожа щек гиперемирована, со следами расчесов, на волосистой части головы обширные себорейные корочки. ЧДД 38 в минуту, пульс 132 в минуту.

Мама связывает заболевание с введением молочной каши. У мамы (в детстве) были упорные кожные высыпания.

Задания

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено
  2. Сформулируйте проблемы пациента.
  3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задача N 18

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. Ребенок 6 месяцев на приеме в поликлинике в день здорового ребенка. Находится на диспансерном учете по поводу экссудативно-катарального диатеза. Группа здоровья 2«Б».

При сестринском обследовании получены следующие данные: ребенок с 3-х месяцев на искусственном вскармливании. Аппетит хороший. Получает смесь «Бону», йогурты, каши манную и овсяную, картофельное пюре, соки, яичный желток, молоко с печеньем.

Вес при рождении 3200, в последующие месяцы прибавка массы от 1000 до 800 г. С 2-х месячного возраста у ребенка возникают опрелости, несмотря на хороший уход. Кожа на щеках сухая, гиперемированная. На волосистой части головы сальные корочки. (Мать отмечает усиление кожных проявлений после употребления ребенком в пищу яичного желтка, виноградного сока). Подкожно-жировой слой развит избыточно. В области паховых складок отмечается яркая гиперемия. Из носа непостоянные слизистые выделения. Не лихорадит. Масса 8200 г, рост 65 см. Поворачивается с живота на спину, берет в руки игрушку, сидит с опорой, подолгу гулит, знает близких. Ребенок много плачет, вздрагивает при звуках.

Задания

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
  2. Сформулируйте проблемы пациента.
  3. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задача N 19

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. На прием пришла мама с ребенком 4,5 мес. с жалобами на беспокойный сон, высыпания, мокнутия за ушками. Врачом поставлен диагноз: экссудативно-катаральный диатез.

При сестринском обследовании получены следующие данные: ребенок находится на естественном вскармливании, кроме грудного молока получает апельсиновый сок, манную кашу на цельном молоке, 1/2 часть яичного желтка ежедневно.

Объективно: при осмотре кожных покровов сальные корочки на волосистой части головы, небольшое шелушение в области щек, за ушами мокнутие, краснота, следы расчесов.

Врачом назначено:

- гипоаллергенная диета матери

- даны рекомендации по введению прикормов и блюд коррекции

- ведение "пищевого дневника"

- обработка поврежденной кожи цинковой мазью

- масляные компрессы на голову перед купанием

- лечебные ванны с ромашкой, чередой, корой дуба

Задания

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.
  2. Определите проблемы пациента.
  3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  4. Дайте оценку СВ.

Задача N 20

Вы медицинская сестра детской поликлиники. На прием пришла мама с ребенком 5 месяцев. Мама жалуется на беспокойство ребенка, плохой сон, высыпания на коже, сопровождающиеся зудом. Данные жалобы появились 4 дня назад.

Результат сестринского обследования: ребенок от 1 беременности, протекавшей с токсикозом первой половины. Роды срочные, стремительные. Масса при рождении 3450 г, рост 52 см. Закричал сразу. Выписан на 6 сутки в удовлетворительном состоянии. На естественном вскармливании находился до 3-х месяцев, затем переведен на смешанное вскармливание в связи с гипогалактией у матери. С 4-х месяцев на искусственном вскармливании, получает смесь "Малыш". С 3-х месяцев получает свежеприготовленный яблочный сок, в настоящее время в количестве 50 мл Пять дней назад в рацион введена 5% манная каша на коровьем молоке. Перенес ОРВИ в 3-х месячном возрасте. Родители считают себя здоровыми. Мать работает в химической лаборатории текстильной фабрики. Дедушка по линии матери страдает бронхиальной астмой. Отец курит.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести, возбужден, во время осмотра расчесывает кожу. На волосистой части головы и бровях имеются сальные корочки. Кожа щек сухая, шелушащаяся, ярко гиперемирована. На коже туловища и конечностей имеются в небольшом количестве гладкие, блестящие папулы, следы расчесов. В паховых областях кожа эрозирована, умеренная гиперемия. Микрополиадения. Стул неустойчивый до 4-5 раз в день, полужидкий, без патологических примесей.

В анализе крови в 3 месяца: Эр-4,0х10 12/л, Нв-120 г/л, лейк-10,2х10 9/л, п-4%,с-26%, э-9%, л-56:, м-5%,СОЭ-16 мм/ч. Анализ мочи - уд.вес - 1012, лейк-3-4 в поле зрения, эпителий плоский - 1-3 в поле зрения.

Задания

  1. Что с ребенком? Ответ обоснуйте. Каковы причины данного состояния?
  2. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено
  3. Сформулируйте проблемы пациента.
  4. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Задача N 21

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. На прием в поликлинику пришла мама с ребенком 6,5 месяцев с жалобами на сниженный аппетит, беспокойный сон.

При сестринском обследовании получены следующие данные: семья живет в плохих социально-бытовых условиях, в 2 месяца ребенок перенес острую кишечную инфекцию, в 4 месяца ОРВИ. На искусственном вскармливании с 1,5 месяцев, получал смесь “Малыш”, разведения коровьего молока, каши (овсяную, манную), соки нерегулярно. Гуляют каждый день, около одного часа. Массаж, гимнастику мать не проводит.

При осмотре состояние мальчика удовлетворительное. Плачет, успокаивается в ответ на ласковое обращение. Сидит сам, берет игрушки, хорошо опирается на ножки. Кожные покровы бледные, слизистые чистые, розовые. Правильного телосложения. Большой родничок 1,0 ´ 0,5 см, края плотные. Подкожно жировой слой на лице, выражен хорошо, истончен на животе. Стул неустойчивый. Масса тела 7300г, рост 68 см.

Задания

1. Оцените физическое развитие ребенка по центильным таблицам.

2. Сформулируйте сестринский диагноз.

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Задача N 22

Вы палатная медицинская сестра отделения грудного возраста. На вашем посту находится ребенок 3 месячного возраста. Мать жалуется на беспокойство ребенка между кормлениями, плохой аппетит. Маме кажется, что молока не хватает. Мама курит, употребляет спиртное.

При сестринском обследовании получены следующие данные: ребенок от 3 беременности, 2 родов. Масса при рождении 3200, длина 50 см. Находится на грудном вскармливании. Режим кормления не соблюдается. Ребенок перенес кишечную инфекцию неясной этиологии в 1 мес. Прибавки массы составили: за 1 мес. - 300 г, 2 мес. - 400 г. Социально-бытовые условия неудовлетворительные.

Объективно: ребенок вялый, малоактивный, кожа бледная, сухая, на бедрах собирается складками. Подкожная клетчатка отсутствует на животе, истончена на бедрах, на плечевом поясе, сохранена на лице, тургор тканей снижен. Мышечный тонус снижен, слизистые суховаты, большой родничок слегка запавший. Тоны сердца приглушены. Стул скудный (1-2 раза в сутки), без патологии. Длина тела в настоящее время - 56 см, масса тела – 4600 г.

Медицинский диагноз: дистрофия типа гипотрофии II степени.

Врачом было назначено:

- Диетотерапия

- Витаминотерапия

- Ферментотерапия

- Стимулирующая терапия (апилак, дибазол)

- Анаболические стероиды

Задания

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка.
  2. Определите проблемы пациента.
  3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  4. Сделайте оценку СП.

Задача N 23

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники. У вас на приеме ребенок в возрасте 1 месяц. Мать жалуется на беспокойство ребенка и его плохой сон.

При сестринском обследовании получены следующие данные: ребенок от 1 беременности, нормально протекавшей. Роды физиологические. Масса при рождении 3400 г, длина 51 см. Находится на естественном вскармливании, кормится через 3,5 часа. После кормления беспокоится. Стул 1 раз в день, кашицеобразный, без примесей. Мама отмечает, что в последнее время стал реже мочиться.

Объективно: температура нормальная, масса 3700, длина 53 см. Кожа бледноватая. Тургор тканей снижен. Большой родничок 1,5 на 1,5 см, края плотные. Головка не потеет. Фиксирует взгляд. Головку держит неуверенно. При контрольном взвешивании за кормление ребенок высосал 60 мл. Молока в молочной железе матери после кормления не остается. Ребенку был поставлен медицинский диагноз: дистрофия типа гипотрофии I степени.

Врачом было назначено:

- диетотерапия (даны рекомендации по рациональному вскармливанию).

- витаминотерапия.

Задания

  1. Какие признаки гипотрофии вы выявите у данного ребенка? Какие причины привели к развитию данного состояния?
  2. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка.
  3. Сформулируйте проблемы пациента.
  4. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задача N 24

Вы работаете участковой медицинской сестрой детской поликлиники. К вам обратилась мать по поводу того, что ее ребенок стал беспокойным. Известно, что при рождении масса ребенка составляла 3200 г, длина – 50 см. В настоящее время ребенку 5 недель, его масса – 3700 г. Мать кормит его через каждые 3,5 часа с ночным перерывом 7 часов и считает, что у нее мало молока, так как после кормления в груди молока нет.

Задания

1. Права ли мама? Если да, то почему?

2. Какие потребности ребенка нарушены?

3. Сформулируйте проблемы ребенка

4. Организуйте этапы планирования и реализации СП по проблеме «Недоедание ребенка» (заполни таблицу)

 

poisk-ru.ru

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Проведите беседу о правилах ухода за ребенком.

  3. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны.

Эталон ответа

Проблемы пациента:

- потница;

- изменение кожи в области естественных складок;

- беспокойство;

- нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

Приоритетная проблема: потница.

Краткосрочная цель: уменьшение высыпаний на коже в течение 1–2 дней.

Долгосрочная цель: высыпания на коже исчезнут или существенно уменьшатся в течение 1 недели.

План

Мотивация

1. Обеспечить гигиену кожи пациента (обтирание, гигиеническая ванна с раствором череды, ромашки и т.д.)

Для уменьшения высыпаний на коже

2. Обеспечить одевание ребёнка согласно температуре окружающей среды (не перекутывать)

Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения

3. Обеспечить гигиенически правильный сон ребёнка (только в своей кроватке, не в коляске, не с родителями)

Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения

4. Провести беседу с родственниками о правильной стирке нательного белья (стирать только детским мылом, двукратное полоскание, проглаживать с двух сторон)

Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения

5. Проводить гигиеническую уборку комнаты 2 раза в день, 3 раза в день проветривать по 30 минут (температура в комнате 20-22 оС)

Для соблюдения гигиенического режима и обогащения воздуха кислородом

Оценка: высыпания на коже существенно уменьшатся. Цель будет достигнута.

Студент проводит беседу с матерью о правилах ухода за ребенком.

Студент демонстрирует технику проведения гигиенической ванны ребенку.

Патронаж к ребенку 5 месяцев. Мама сообщила, что ребенок беспокойный, нарушены сон и аппетит, у ребенка зуд кожи и высыпания на голове. Ребенок от 1-й беременности, 1-х родов, родился доношенным. С рождения на грудном вскармливании.

Ребенок беспокойный, кожа щек гиперемирована, отмечаются расчесы на конечностях, на волосистой части головы обширные себорейные корочки. ЧДД 38 в минуту, пульс 132 в минуту.

Мама связывает заболевание с введением молочной каши. У мамы (в детстве) были упорные кожные высыпания.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Проведите беседу с мамой о рациональном питании ребенка.

  3. Продемонстрируйте технику проведения лечебной ванны.

Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

- зуд кожных покровов;

- снижение аппетита;

- плохой сон.

Потенциальные:

- высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи.

Приоритетная проблема – зуд кожных покровов.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда к концу недели.

Долгосрочная цель: кожный зуд значительно уменьшится или исчезнет к моменту выписки.

План

Мотивация

1. Обеспечить гигиену кожи пациента (обтирание, душ, ванна)

Для уменьшения высыпаний

2. Обеспечить протирание кожи пациента с раствором антисептиков по назначению врача

Для уменьшения зуда

3. Обеспечить строгое соблюдение назначенной диеты

Для уменьшения зуда и высыпаний на коже

4. Провести беседу с пациентом и его родственниками о строгом соблюдении диеты

Для профилактики высыпаний на коже

5. Убедить в необходимости менять нательное и постельное бельё пациента

Для соблюдения правил личной гигиены

Оценка: кожный зуд значительно уменьшился. Цель достигнута.

Студент проводит беседу с матерью о рациональном питании.

Студент демонстрирует технику проведения лечебной ванны ребенку.

Активное посещение ребенка 3-х месяцев жизни. На искусственном вскармливании с 1,5 мес. возраста, страдает запорами. Два дня не было стула, ребенок беспокоен, кричит, ножки прижимает к животу, сучит ножками, кожные покровы чистые. Живот умеренно вздут, газы не отходят, температура тела 36,7º С, пульс 132 уд./мин., ЧДД 44 в минуту.

studfiles.net

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Проведите беседу о правилах ухода за ребенком.

  3. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны.

Эталон ответа

Проблемы пациента

 потница,

 изменение кожи в области естественных складок,

 беспокойство,

 нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

Приоритетная проблема: потница.

Краткосрочная цель: уменьшение высыпаний на коже в течение 1–2 дней.

Долгосрочная цель: высыпания на коже исчезнут или существенно уменьшатся в течение 1 недели.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. Обеспечит гигиену кожи пациента (обтирание, гигиеническая ванна с раствором череды, ромашки и т.д.)

Для уменьшения высыпаний на коже

2. Обеспечит одевание ребёнка согласно температуре окружающей среды (не перекутывать)

Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения

3. Обеспечит гигиенически правильный сон ребёнка (только в своей кроватке, не в коляске, не с родителями)

Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения

4. Проведёт беседу с родственниками о правильной стирке нательного белья (стирать только детским мылом, двукратное полоскание, проглаживать с двух сторон)

Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения

5. Проводит гигиеническую уборку комнаты 2 раза в день, 3 раза в день проветривать по 30 минут (температура в комнате 20-22 оС)

Для соблюдения гигиенического режима и обогащения воздуха кислородом

Оценка: высыпания на коже существенно уменьшатся. Цель будет достигнута.

Студент проводит беседу с матерью о правилах ухода за ребенком.

Студент демонстрирует технику проведения гигиенической ванны ребенку.

Патронаж к ребенку 5 месяцев. Мама сообщила, что ребенок беспокойный, нарушены сон и аппетит, у ребенка зуд кожи и высыпания на голове. Ребенок от I беременности, I родов, родился доношенным. С рождения на грудном вскармливании.

Ребенок беспокойный, кожа щек гиперемирована, отмечаются расчесы на конечностях, на волосистой части головы обширные себорейные корочки. ЧДД 38 в минуту, пульс 132 в минуту.

Мама связывает заболевание с введением молочной каши. У мамы (в детстве) были упорные кожные высыпания.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Проведите беседу с мамой о рациональном питании ребенка.

  3. Продемонстрируйте технику проведения лечебной ванны.

Эталон ответа

Проблемы пациента:

настоящие

зуд кожных покровов,

снижение аппетита,

плохой сон.

потенциальные

высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи.

Приоритетная проблема – зуд кожных покровов.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда к концу недели.

Долгосрочная цель: кожный зуд значительно уменьшится или исчезнет к моменту выписки.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. Обеспечит гигиену кожи пациента (обтирание, душ, ванна)

Для уменьшения высыпаний

2. Обеспечит протирание кожи пациента с раствором антисептиков по назначению врача

Для уменьшения зуда

3. Обеспечит строгое соблюдение назначенной диеты

Для уменьшения зуда и высыпаний на коже

4. Проведет беседы с пациентом и его родственниками о строгом соблюдении диеты

Для профилактики высыпаний на коже

5. Убедит в необходимости менять нательное и постельное бельё пациента

Для соблюдения правил личной гигиены

Оценка: кожный зуд значительно уменьшился. Цель достигнута.

Студент проводит беседу с матерью о рациональном питании.

Студент демонстрирует технику проведения лечебной ванны ребенку.

Активное посещение ребенка 3-х месяцев жизни. На искусственном вскармливании с 1,5 мес. возраста, страдает запорами. Два дня не было стула, ребенок беспокоен, кричит, ножки прижимает к животу, сучит ножками, кожные покровы чистые. Живот умеренно вздут, газы не отходят, температура тела 36,7º С, пульс 132 уд./мин., ЧДД 44 в минуту.

studfiles.net


Смотрите также