Самостоятельные домашние наблюдения нужно проводить в определенных условиях, иначе результаты могут оказаться необъективными. Если ребенок голоден или устал, исследования лучше отложить. Что еще нужно учесть, чтобы верно оценить развитие ребенка в 6 месяцев? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в статье«Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Положите малыша на живот. Развитие ребенка в 6 месяцев выражается в том, что он опирается на вытянутые ручки с полностью открытыми ладонями, практически не касаясь локтями подстилки. Тело малыша тоже вытянуто до поясничного отдела позвоночника, масса его приходится на руки и нижние отделы таза, а голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°.
Приподнимите сбоку подстилку с лежащим на ней на животе малышом до угла 45°. При таком боковом приподнимании он будет искать опору ручкой и ножкой, оказавшимися на стороне расположенной выше (реакция равновесия). Проделайте то же самое с другой стороны – эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон.
Переверните малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. От более раннего возраста развитие ребенка в 6 месяцев отличается тем, что теперь он испытывает очевидную радость от нового положения тела, сразу ухватывается за ваши пальцы и пытается сам подтянуться вверх. Кроме того, некоторые шестимесячные малыши могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородком касаются груди.
Посадив малыша, удерживайте его за плечи и наклоняйте верхнюю часть его тела по очереди вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии. И в положении сидя, и при выполнении наклонов во все стороны голова ребенка в 6 месяцев держится прямо, демонстрируя, так называемый, “хороший контроль головы”.
Поставьте малыша на ноги, поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по выпрямленным в коленках ногам. Теперь на 1-2 секунды ему уже удается удерживать массу на стопах, иногда он ставит ноги на всю подошву. При этом тело и ножки малыша еще не образуют прямого силуэта, вы можете наблюдать наклон вперед верхней части туловища из-за небольшого сгибания в бедрах. Кроме того, в этом возрасте все еще можно заметить хватательное положение пальцев ног.
Положите малыша на спину или посадите к себе на колени, поддерживая за нижнюю часть живота. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ребенку красный кубик (длина ребра 30 мм). При этом вы должны либо держать кубик большим и указательным пальцами, либо просто положить его на свою открытую ладонь. Чтобы привлечь внимание, можно этим кубиком постучать о другой, но нельзя вкладывать его в руку малыша. Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет своевременно затормозить движение руки при касании предложенной игрушки и затем целенаправленно схватить ее. Однако, полугодовалый малыш все еще хватает предмет преимущественно одной рукой. Обратите внимание: ладонь при этом должна быть открыта и направлена вниз. Еще один важный момент: ребенок прижимает кубик к ладони всеми пальцами (и вытянутым большим пальцем) и удерживает несколько секунд. Если что-то не получилось, можно повторить попытки несколько раз.
После того как малыш схватил кубик, понаблюдайте, как он поступит с ним дальше. Развитие ребенка в 6 месяцев ярко выражается в том, что он теперь умеет перекладывать кубик из одной руки в другую. При этом надо учитывать тот факт, что многие дети в этом возрасте предпочитают пользоваться одной рукой для хватания. Помимо этого, шестимесячный малыш быстрее перекладывает кубик из реже используемой руки в чаще используемую руку. В этом возрасте достато, чтобы перекладывание игрушки из руки в руку наблюдалось хотя бы в одном направлении, но без помощи других частей тела или подстики (ребенок не должен использовать рот как «третью руку» или класть кубик на подстилку, а потом брать его другой рукой).Если малыш постоянно просто подносит кубик ко рту, то его нужно отвлечь от этого, например, дав соску.
Прежде чем проверять следующую реакцию, нужно позаботиться о том, чтобы все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, были удалены из его поля зрения.
Попросите кого-нибудь из родных взять малыша на колени и сесть с ним за пустой стол так, чтобы он мог свободно двигать ручками и манипулировать предметами. Сядьте напротив и положите на стол перед ребенком красный или желтый кубик. Как только он зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, толкните кубик на глазах у малыша к краю стола так, чтобы игрушка упала на пол. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что он фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, если его передвигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. В это время он, как правило, сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки.
Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Развитие ребенка в 6 месяцев проявляется в том, что он болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.
Развитие ребенка в 6 месяцев имеет еще одну яркую отличительную черту – теперь он по-разному ведет себя в отношении знакомых и незнакомых людей. Понаблюдайте за мимикой своего малыша, когда он видит нового для него человека (например, кого-то из ваших друзей). Шестимесячный младенец сначала прекращает двигаться, внимательно смотрит на незнакомца и только через несколько секунд начинает улыбаться. Появление же мамы или кого-нибудь из близких ребенок сразу встречает оживленными движениями, улыбкой, иногда даже спонтанным лепетом.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 7 месяцев?
Советуем посмотреть:
Приближаясь к середине первого года жизни, большинство малышей умеют переворачиваться, начинают присаживаться и ползать. Этот период – один из самых долгожданных и интересных. Но мамам, которые находятся с грудничком большую часть времени, нужно быть осторожными и предусмотрительными, чтобы проконтролировать возможные нарушения в его развитии. Рассмотрим, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в соответствии с педиатрическими параметрами.
За прошедшие 4-5 недель малыш обычно набирает около 700 г. веса и подрастает на 2 см, его мускулатура становится крепче. Поэтому педиатры разрешают не только переворачивать кроху для обучения ползанию, но и ненадолго присаживать.
Если протянуть грудничку руку, он крепко обхватывает её пальчиками и старается подтянуться, чтобы сесть. Он уже уверенно и долго держит игрушки, рассматривая их более осмысленно и внимательно. Кроха не только внимательно изучает предметы, но и способен перекладывать их из одной руки в другую.
Работа органов зрения в пять месяцев еще отличается от параметров взрослого человека. Некоторые предметы ребенку видятся размытыми, с неточными контурами. Но цвета и оттенки он уже отлично различает. Грудничок видит различие между красным и розовым, синим и голубым. Но больше всего его притягивают основные цвета, такие как красный, синий, желтый и зеленый. Они кажутся ему более насыщенными и привлекательными.
Кроха уже очень ярко чувствует эмоциональную смысловую нагрузку слов и понимает интонации. Поэтому он поворачивает голову на звук голоса матери в случае, если слышит строгие нотки или приказ, страх, нежность, заботливость в ее голосе. Через некоторое время между звучанием слов и их эмоциональной составляющей ребенок проведет психологическую связь и начнет понимать их смысл.
Речь пятимесячного грудничка начинает активно развиваться. Закладывается основа для будущих слов. Малыш может комбинировать сочетания гласных и согласных, складывая их в слоги. Он пробует звуки на вкус, произнося: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ля-ля», «да-да» и прочее. Но только эти слова, так радующие родителей и умиляющие бабушек с дедушками, еще не направлены на определенных людей. Дитя станет произносить их более осмысленно только через один-два месяца, а пока он просто практикуется.
Психологическое состояние малыша, который уже начинает получать прикорм, настраивается на то, чтобы засыпать отдельно от матери после приема пищи. Поэтому, если до этого периода жизни ребенок засыпал на груди, наступает время, когда его можно укладывать в кроватку.
Важно учитывать все мелочи во время первого и второго дневного сна. Постель должна быть теплой: можно пройтись по простыне и пододеяльнику утюгом или положить грелку. Грудничка лучше всего укладывать, когда он только начинает засыпать.
Чтобы подготовить дитя ко сну, можно выкупать его с лавандовой пенкой для ванны. А после, поглаживая и разговаривая спокойным голосом, уложить в кроватку. Даже если кроха будет капризничать, следует сохранять спокойствие. Нельзя насильно оставлять его в кроватке: такое поведение родителей вызовет негативное отношение к самостоятельному засыпанию.
Малыши в любом возрасте любят и чувствуют музыку, передающую настроение и дающую эмоциональную нагрузку и разгрузку. Прослушивание веселой и ритмичной мелодии ускорит развитие ребенка в 5 месяцев. Мамочка может подпевать и танцевать, прихлопывая в ладоши, показывая крохе, как можно выражать свои эмоции и двигаться. Так он научится хлопать под музыку и забавно дергать ручками и ножками, танцуя.
Развить тактильные ощущения и внимание помогут различные погремушки, подходящие по возрасту игрушки, фигурки ярких цветов. Предметы могут быть гладкими, пупырчатыми, шелестящими, выполненными из различных материалов. Когда малыш их трогает и гладит пальчиками, следует озвучивать название материала и игрушки. Это закладывает основу будущего словарного запаса.
Если до пятимесячного возраста в качестве развлечения родители использовали мобиль или другие подвесные игрушки над кроваткой, их лучше убрать. Малыш в этом возрасте пытается подняться и присесть, подтягиваясь за все доступные предметы. Игрушка может оборваться с крепления, и дитя запутается в нитях мобиля или поранится. Такая неосмотрительность со стороны родителей приводит к серьезным травмам или удушью.
Следует внимательно следить за расположением опасных предметов на письменных и кухонных столах. Кроха может дотянуться до канцелярских принадлежностей, кнопок и скрепок и потянуть их в рот. Яркая кружка с горячим кофе, которое мама забыла возле манежа или кроватки тоже обязательно привлечет внимание. Когда грудничку исполняется 4-5 месяцев, следует пересмотреть расположение некоторых предметов и изменить обстановку в доме, переложив лекарства, канцелярию, ножи и прочее повыше и подальше.
Читайте также
В последние годы для детей вполне нормальным явлением становится готовность сесть в 4 месяца, сразу ползать на четвереньках, а не по-пластунски. Они развиваются быстрее, и родители не всегда готовы к такому повороту событий. Но есть и обратная ситуация, когда малыш по какой-то причине не успевает осваивать все, что должен уметь ребенок в 5 месяцев.
Если кроха отстает от сверстников, ему обязательно показан массаж. Он проводится по назначению врача специально обученным специалистом. Глубокое и правильное физическое воздействие в сочетании с гимнастикой, которую делает мама после утреннего пробуждения и умывания, могут стать для грудничка не только толчком в развитии. Это увеличит связь с самым близким человеком. Чем чаще близкие люди поглаживают и ласкают свое чадо, тем быстрее он взрослеет, чувствуя себя любимым и защищенным.
В некоторых регионах нашей страны в детских поликлиниках существует предварительная запись к узким специалистам через интернет-порталы и приложения. Случается так, что попасть к ним необходимо заранее. К этому следует быть готовыми, так как в противном случае врачи не будут пройдены вовремя, и ЛОР или хирург не смогут дать рекомендации в отношении состояния здоровья крохи. В 5 месяцев необходимо пройти следующих специалистов:
Автор: Жанна Тебенькова
comments powered by HyperCommentsЧеловеческая речь, несомненно, является самым удивительным и самым полным средством коммуникации, какое только может существовать в природе для общения особей, принадлежащих к одному и тому же виду, хотя у многих пород животных есть способы получать и передавать на большие расстояния вполне конкретные сообщения.
Человеческая речь основана на понимании и знании вещей, и в качестве основного, хотя и не единственного, средства использует слово.
Вы увидите, что у вашего ребенка все будет зарождаться и развиваться одновременно, особенно понимание многих вещей, еще до того, как он сам ясно сможет выразить то, что хочет вам сказать. В самом начале его крики и плач будут тем средством выражения, при помощи которого малыш будет объяснять вам, в чем он нуждается, и начнет осознавать собственный голос.
Кроме плача и криков, приблизительно в месяц-полтора младенец начинает и до 2-3 месяцев продолжает издавать новые звуки: негромкий нежный писк, горловые звуки, состоящие из отдельных гласных. Он еще не зовет вас таким образом но уже сам воспринимает эти звуки, умеет их разнообразить и начинает тренироваться в их произнесении в спокойные минуты или когда вы, покормив его, держите на руках и ласково с ним разговариваете. Это начало речи и нежных отношений между вами.
В 2.5-3 месяца появляется чудесный лепет, ребенок начинает произносить «агу», И эти звуки имеют, по меньшей мере, два значения.
Прежде всего ребенок открывает в себе способность издавать звуки, он получает удовольствие от того, что издает их, и от того, что приводит В действие свои голосовые связки. Похоже, что у него это врожденное, он издает звуки не только в ответ на речь взрослого. Обращаю ваше внимание на то, что глухие младенцы тоже поначалу лепечут, хотя этот лепет у них быстро прекращается, и подобный симптом должен насторожить родителей.
А потом он слышит собственный голос, воспринимает его, что очень важно, и начинает в ответ на голос взрослого по-разному модулировать свой лепет в зависимости от того, что именно ему хочется выразить.
Когда вашему малышу исполнится 4 месяца, он будет поддерживать с вами настоящий разговор, состоящий из смеси лепета, смеха, горловых звуков, коротких криков, которыми кроха зовет вас и отвечает вам, явно получая при этом огромное удовольствие – он совершенно счастливый от того, что способен делать такое. Он отвечает вам в тон, меняет согласные, гласные, и не вызывает сомнений, что существует настоящий младенческий язык, который мы со временем научимся понимать все лучше и лучше.
К 6-7 месяцам лепет меняется: звуки, попытки артикуляции становятся более разнообразными, более определенными; малышу начинает доставлять удовольствие подолгу, до бесконечности повторять одни и те же слоги, при помощи которых он пытается подражать вашему голосу, вашему тону, а потом, в один прекрасный день, он станет говорить «ма-ма-ма» или «па-па-па». И вы начнете учить его говорить «папа» И «мама», но он скажет это не раньше 7 или 8 месяцев, а сказав однажды, забудет об этом на две-три недели, потом начнет снова. И, поскольку вы сотни и сотни раз будете ему твердить эти слова, он усвоит, что «папа» - это папа, а «мама» - это вы, его мама.
Лепет не дифференцирован; все младенцы, в какой бы стране они ни родились, лепечут примерно одинаково.
На этой стадии речь малыша будет формироваться под влиянием вашей собственной речи, и это позволит ему мало-помалу вы учить родной язык, находя для различных предметов, явлений и людей особые звуки, а звукам, которые он издает, придавая точное значение.
В этот период малютка начинает многое понимать, хотя слова для него пока ничего другого, кроме указанного предмета, не обозначают; и все же он, еще не умея назвать их сам, многие предметы узнает. Он умеет показывать «ладушки» и прощаться; может подражать лаю и мяуканью и, пользуясь своей зачаточной речью, в потоке которой можно различить всего три-четыре понятных слова (мама, папа, дай, на), он начнет соединять между собой слоги и создавать собственный язык, мало-помалу наполняющийся смыслом.
Необходимо чтобы вы и другие окружающие ребенка люди говорили с ним ласково, никогда не угрожали, постоянно хвалили и ободряли его, потому что малютка соединяет слово с его значением, и для того, чтобы он мог развиваться в нормальных условиях и сам захотел расширять и обогащать свой словарь, речь для него должна ассоциироваться с удовольствием и счастьем.
Не пытайтесь «подделаться» под его язык! Той обстановкой, теми условиями, в которых зарождается и развивается язык, несомненно, объясняются многие нарушения речи и трудности высказывания.Источник: www.zhirafik.ru
Перевод с французскогоА.Н. Васильковой, Н.Ф. Васильковой поднаучной редакцией доктора медицинскихнаук, профессора О.К. Ботвиньева
www.zhirafik.ru
Малыш растет и развивается очень быстро. Казалось бы, совсем недавно он появился на свет, а сейчас уже узнает маму и папу, улыбается им, переворачивается и пытается играть самостоятельно с игрушками. Развитие ребенка в 5 месяцев полно неожиданных, приятных сюрпризов, которые проявляются не только с физиологической стороны, но и с психоэмоциональной.
Карапуз этого возраста вырастает от своего роста при рождении приблизительно на 15 см, а его вес увеличивается в два раза. Он свободно переворачивается со спинки на бочок и хватает ручками игрушки. И это далеко не все. Физическое развитие ребенка на 5 месяце жизни можно охарактеризовать следующим:
Для более уверенного развития ребенка в 5 месяцев педагогами придуманы игры, которые не только стимулируют физическую активность крохи, но и позволяют развивать его мышление, зрение и координацию. Самая распространенная забава заключается в том, что малышу предлагают выбрать предмет. Для этого ребенка кладут на животик и на небольшом расстоянии от него ставят несколько ярких игрушек. Малыш не только потянется за понравившимся ему предметом, но и будет пытаться до него доползти.
В этом возрасте у карапуза появляются новые, до сих пор не знакомые ему чувства и эмоции. Сейчас его уже очень легко испугать, кроха становится более внимательным к окружающим предметам, учится прислушиваться и различать звуки. 5-й месяц развития ребенка в этой области можно охарактеризовать такими основными моментами:
Очень часто на приеме у педиатра от мамочек можно услышать ряд вопросов, касающихся того, правильно ли происходит развитие у ребенка на 5 месяце жизни, и что он должен уметь делать. Сразу хочется всех успокоить и объяснить, что четких границ выполнения тех или иных норм не существует. Каждый малыш индивидуален и у одних детей учиться переворачиваться, например, происходит очень быстро, потому что они непоседы по своему характеру, а у других медленнее, т.к. эти крохи более спокойные.
Простимулировать развитие ребенка в 5 месяцев и понять, что должен и что умеет делать ваш кроха, помогут несложные игры:
В этом возрасте карапузы, которые родились раньше положенных 38 недель, практически догоняют своих ровесников, как в весе, так и в росте. Они, так же как и остальные детки, любознательны, пытаются переворачиваться со спины на животик и обратно, и ходить при поддержке взрослых. Как объясняют педиатры, каких-то серьезных отклонений в их развитии от малышей, которые появились на свет в срок, как правило, не наблюдается.
В конце хочется отметить, что 5-ти месячным детям, прежде всего, очень нужны внимание и любовь мамы и папы. Окружив кроху заботой, играя с ним, вы каждый день сможете наблюдать то, как ребенок учится произносить звуки, выражать свои эмоции и выполнять новые движения, даря вам свою улыбку и безграничную любовь.
womanadvice.ru
Чтобы самостоятельные домашние наблюдения дали объективные результаты, они должны проводиться при определенных условиях. Что же конкретно нужно учесть и сделать? Подробный ответ на этот вопрос читайте в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Положите малыша на живот, а сами отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Девятимесячный ребенок уже умеет ползать по-пластунски, как тюлень. Он передвигается вперед с помощью согнутых рук и локтей, подтягивая остальную часть тела. Ножки его в этот момент, чаще всего, слегка вытянуты и иногда могут участвовать в процессе, совершая едва выраженные переменные движения.
Посадите малыша на ровную твердую поверхность так, чтобы его ножки не болтались, а лежали на ней. Стул в данном случае не подойдет. Ребенок в 9 месяцев свободно сидит около 1 минуты с прямо поднятой головой. Поскольку этот навык еще новый, то равновесие его неустойчиво. Поэтому малыш может быстро выравнивать положение тела, опираясь на ручки.
Придерживая ребенка за ручки, поставьте его на твердую поверхность. В этом возрасте малыш уверенно стоит, опираясь на обе ступни, минимум полминуты. Когтеобразное положение пальчиков на ногах, наблюдаемое раньше, должно исчезнуть.
Попросите кого-нибудь из родных посадить ребенка на колени, возьмите несколько кубиков и специально роняйте их на пол так, чтобы они производили шум. Затем предложите кубик малышу. Развитие ребенка в 9 месяцев выражается в том, что он, повторяя за вами, специально разжимает руку и роняет предмет. Важно отметить следующее: не стоит класть кубик на стол перед ребенком, тогда он захочет его просто столкнуть. Не заменяйте кубик привлекательной игрушкой, так как малыш просто начнет с ней играть. Ребенок должен уметь бросать предмет попеременно обеими ручками.
Сядьте за стол, предварительно убрав с него все отвлекающие предметы, и посадите малыша к себе на колени. Поставьте на стол пустую коробку (длина ребра – 8 см), возьмите кубик, заметно отличающийся от нее по цвету, и на глазах у ребенка бросьте кубик в коробку. Затем поднимите коробку так, чтобы малыш мог в нее заглянуть, и попросите его достать кубик. Чтобы пробудить интерес у ребенка, можно постучать коробкой или несколько раз достать кубик из коробки и опустить его обратно. Девятимесячный младенец уже может заглянуть в коробку, просунуть туда ручку и схватить кубик. А вот доставать кубик из коробки от него еще не требуется. Если ребенок хватает не кубик, а коробку, попробуйте повторить эксперимент еще раз. Малыш уже должен понимать разницу между тем, что находится снаружи, и тем, что внутри.
Понаблюдайте за своим малышом, когда он находится в привычной обстановке и хорошем настроении, постарайтесь отследить, какие звуки и как он произносит. Ребенок в девять месяцев начинает последовательно присоединять два одинаковых слога и при этом четко артикулирует, как будто уже «отделяет друг от друга слова». Как правило, в этом возрасте наблюдаются слоги «ма-мма», «да-дда», «ба-бба», «дай-дай».
Развитие ребенка в 9 месяцев ярко проявляется в отчетливом страхе перед чужими. Если посторонний человек направляется к нему, хочет взять его на руки, малыш реагирует негативно и делает это явно: отворачивается, плачет, тянется к маме. Степень пугливости у отдельных детей выражается по-разному. Некоторые детки даже после продолжительного общения еще уклоняются от непосредственного контакта с чужим и чувствуют себя достаточно уверенно только в непосредственной близости от мамы.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 10 месяцев?
Советуем посмотреть:mamalara.ru