Каким бы взрослым и самостоятельным не казался ваш малыш по сравнению с тем пупсом, которого вы привезли в конверте из родильного дома, он, как и прежде, очень сильно нуждается в вашей опеке, заботе, внимании.
Оценить здоровье малыша и его физическое развитие позволяют следующие показатели:
важноМасса тела в этом возрасте может иметь большие расхождения — от 11 до 16 кг. Все показатели, вписывающиеся в эти пределы, считаются нормальными для мальчиков и девочек в два с половиной года.
Столь большая разница объясняется влиянием следующих факторов:
Нормальными показателями роста для двух с половиной лет будут считаться значения в пределах 85-95 см.
Что касается окружности грудной клетки и головы, то цифры здесь сходны, нормальными считаются показатели в пределах 45-51 см. Важны в этом возрасте не сами объемы головы и груди малыша, а их соотношение. В два с половиной — три года эти показатели уравниваются. Если в более раннем возрасте окружность головы преобладала над окружностью груди, то теперь грудная клетка будет расти более быстро.
В возрасте двух с половиной лет большинство детей без труда выполняют следующие действия.
Достаточно долгое время (5-6,5 часов) ребенок бодрствует в течение дня.
информацияЧасто в этом возрасте малыши перестают спать два раза днем и без переутомления могут длительное время бодрствовать. Сейчас малыш активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, познает мир.
Наступает время, когда у мамы появляется несколько свободных мгновений для занятий бытом или собой. Теперь кроха может самостоятельно занять себя, ему уже не обязательно все время видеть маму в своем поле зрения.
У малыша более четко формируется понятие о собственной личности. Он начинает говорить о себе не в третьем лице, а употребляет в своей речи «Я». Так, малыш уже может похвастаться или пожаловаться на что-то: «Мне больно», «Я хочу спать», «Я сделал».
В возрасте двух с половиной лет можно отметить появление заинтересованности чем-либо. Малыша невозможно оторвать от увлекшей его игры или понравившегося мультфильма. В то же время, если игра не увлекла малыша, его не заставить играть в нее.
Поведение ребенка становится все более эмоционально окрашенным. Он радуется, когда что-то у него хорошо получается, гордится собой, любит, когда его хвалят. В то же время карапуз очень огорчается, если что-то ему не удается или он не получил ожидаемую похвалу от родителей.
Малыш начинает чувствовать и проявлять трепетные эмоции, переживания:
дополнительноНачинает понимать и чувствовать людей. По поведению понимает и решает для себя, хороший человек или плохой. Тонко улавливает силу характера у членов семьи. Начинает «вить веревки» из более податливых. Кроха уже отлично знает, кем он может командовать, а кому должен подчиниться.
Также ребенок постоянно подражает взрослым или имитирует ситуации, которые его эмоционально затронули и запомнились ему.
Еще раз стоит отметить, что данный возраст характеризуется тем, что карапуз перестает говорить о себе в третьем лице. Теперь, например, вместо «Миша хочет» кроха прибежит и скажет вам «Я хочу».
Основные особенности речи малыша:
Все родители мечтают о том, каким замечательным в будущем станет их ребенок. Но уже здесь и сейчас важно помнить, что главным залогом развития гармоничной личности является благоприятный семейный микроклимат и уважение к малышу как к маленькой личности с первых лет его жизни.
deti.baby-calendar.ru
Не успели оглянуться, а Вашему малышу уже два года. За это время он многому научился, подрос и окреп. Теперь это уже не беспомощный карапуз, а маленький помощник и самостоятельная (ну, почти самостоятельная) личность.
Ваш малыш уже умеет...
самостоятельно умываться и мыть рукиМальчики:
79-94 см.10,3-15,7 кг.47,0-52,3 см.47,6-56,4 см.Девочки:
79,4-92,7 см.10,5-14,9 кг.46,0-55,1 см.47,8-55,6 см.В два года движения ребенка становятся более координированными,
Показатели физического развития ребенка в этом возрасте весьма индивидуальны, так как они зависят от многих факторов (наследственность, расовая принадлежность, тип конституции, наличия или отсутствия сопутствующей патологии, характера питания и других).
В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:
10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,
Где n – фактический возраст ребенка (в годах).
В среднем масса тела ребенка в два года составляет:
для мальчиков — 12 — 14,5 кг;
для девочек — 11,5 — 13,5 кг.
Рост к 2 годам в среднем составляет:
для мальчиков — 83 — 88,5 см;
для девочек — 82,5 — 87,5 см.
В два года у ребенка должно быть 20 молочный зубов.
Малышу уже 2 года, что же он должен уметь делать и какими навыками должен обладать?
В 2 года ребенок смело перешагивает через препятствия, удерживает равновесие при ходьбе по узкой доске. Самостоятельно есть и пьет.
Малыш хорошо бегает, прыгает, приседает поднимается и спускается по лестнице, перешагивает через препятствия. Очень подвижен и активен.
Может держать карандаш, разминать и отщипывать пластилин.
Может совершать движения по просьбе взрослого.
Ваш малыш уже должен уметь отличать предметы по форме, величине и цвету. Так, малыш 2-х лет может соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением. Хорошо ориентируется как минимум в трех контрастных величинах. Может собрать матрешку, пирамидку, колпачки после показа.
Ориентируется в 3-4 цветах, находит их по просьбе, некоторые может назвать.
Совершенствуется навык рисования — ребенок может в рамках листа проводить горизонтальные, вертикальные линии разной длины (короткие, длинные). Может рассказать, что он нарисовал.
Малыш становится всё сообразительнее, подставляет стул, если нужно что-то достать, может выловить из воды сачком понравившуюся игрушку. Может производить несколько последовательных игровых действий, в игре используйте предметы-заместители.
В два годика малыши очень любят подражать действия и поведению близкого взрослого. Чаще всего это обычные бытовые ситуации.
Во время игры ребенок может сооружать из кубиков знакомые постройки (дом, забор, гараж, стул, стол и другие).
Малыши в два года понимают короткий рассказ о знакомых событиях. Могут ответить на вопросы об этих событиях (например, что ребенок делал в гостях или на прогулке).
Может выполнять до трех простых поручений, жалеет, помогает по просьбе взрослого. Хорошо знает названия частей тела, может показать по просьбе.
Значительно расширяется словарный запас (в арсенале малыша от 100 до 300 слов). В речи присутствуют предложения из 2-3 слов. Начинает употреблять местоимения и прилагательные, предлоги.
Может говорить о себе в третьем лице.
Называет и показывает предметы на картинке.
Начинает задавать вопросы.
Облегченные слова постепенно заменяются правильными.
Чтобы малыш хорошо себя чувствовал и был настроение у него было хорошее старайтесь соблюдать режим дня.
Так, лучше если питание и сон у малыша будет всегда в одно и то же время. В два года малышу уже вполне достаточно одно дневного сна длительность 2-2,5 часа.
Приучайте ребенка к личной гигиене. Малыш должен ежедневно умываться (утром и вечером), чистить зубы, причесываться, мыть руки перед едой. Если ребенка содержать в чистоте, то у него подсознательно вырабатывается потребность в ней.
Малышу необходимо перед ночным сном ополаскивать ноги, летом это следует делать ежедневно, а зимой можно через день.
Купать ребенка следует не реже 1 раза в неделю в теплой воде с мылом.
Для гармоничного развития малышу необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, гимнастика, закаливающие процедуры.
К двум годам многие малыши завершают освоение горшка. Дети могут проситься как словами, так и знаками (жестами).
Питание малыша 2-х лет отличается от рациона годовалого малыша, но и до взрослого рациона ему еще далеко.
Режим кормления в этом возрасте может быть четырех или пяти разовым (в зависимости от личностных предпочтений и семейных устоев). Желательно чтобы примем пищи был регулярно в одно и то же время и между приемами пищи проходили примерно равные промежутки времени.
У двухгодовалого малыша уже должно быть 20 зубов, поэтому старайтесь приучать его к самостоятельному пережёвыванию пищи. В два года ребенок вполне способен справиться с небольшими и не сильно жесткими кусочками пищи.
В рацион можно добавить различные запеканки (твороженные, крупяные, мясные).
Обязательно в рационе ребенка должны присутствовать свежие фрукты, овощи, так как они являются источником витаминов, минералов, клетчатки.
Можно постепенно вводить простые специи и переправы (укроп, петрушка, сельдерей).
Суп должен присутствовать в рационе ребенка как минимум 3 раза в неделю. Самым полезным считается борщ, правда готовить его рекомендуется без томатной пасты и перца. Томатную пасту лучше заменить свежими помидорами.
Хлеб должен входить в рацион ребенка каждый день.
Из сладкого малышам можно давать печенье, ванильные сухари, зефир, мармелад, пастилу. Шоколад не рекомендуется, так как является сильным аллергеном.
Также не рекомендуется увлекаться макаронными изделиям.
Не обойтись в рационе 2-х летнего малыша без каши, молочных и кисломолочных продуктов. Так как они необходимы для формирования и роста костей ребенка.
В меню ребенка также должны быть мясные блюда. Для ребенка двух лет подходят нежирная говядина, баранина, телятина, кролик, курица, печень, рыба.
В два года ребенку для аппетита можно давать немного солений (соленые огурцы, помидоры, квашенная капуста).
Также в два года можно расширить ассортимент напитков, предложите малышу какао, чай с молоком, кисель.
Во время еды приучайте ребенка к аккуратности, следите чтобы малыш правильно пользовался столовыми приборами.
В 2 года необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию.
В два года следует посетить стоматолога. Также назначают контрольные анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов.
Главное помните, что двухгодовалый ребенок еще не способен воспринимать долгие монотонные занятия. Все обучающие процессы, развивающие занятие должны проходит в игровой форме и не должны быть долгими. При этом рекомендуется постоянная смена деятельности.
В два года ребенку интересно рисовать и лепить, отлично! Приобретите для него набор хороших карандашей (можно восковых), безопасный пластилин, пальчиковые краски, альбом и ватман. Пусть малыш развивает свои творческие способности.
Изучайте с малышом новые цвета и формы.
Приучайте к труду и выполнению домашних дел. Давайте малышу несложные задания: разложить помытые ложки, помыть овощи, сложить кастрюли в шкаф, выбросить мусор в ведро и другие. Не забывайте хвалить малыша.
В этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а Вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком.
Также полезно играть с ребенком в сюжетные игры, игры с имитацией бытовых ситуаций.
Для речевого развития подходят: чтение сказок, потешек, пение песен.
Какие игрушки подходят для данного возраста
В этом возрасте дети очень любят реалистичные игрушки, которые подходят для сюжетных игр (игрушечная посуда, мебель, инструменты, наборы доктора, парикмахера, магазинчика и другие). Главное чтобы игрушек не было в избытке, лучше время от времени убирать игрушки которые уже надоели малышу, а через какое-то время дать ему их снова.
Для обучения ребенка хорошо подходят наборы фруктов, овощей, животных.
Для развития ребенка необходимы кубики, пирамидки, элементарные конструкторы, пособия по правильному соотношению геометрических форм.
В этом возрасте можно приобрести для малыша динамические игрушки (игрушки-каталки, юлу, неваляшку, лошадку-качалку и другие).
Для подвижных игр могут понадобятся мячи, обруч, гимнастическая палка.
Во время игры учите ребенка учитывать сразу два свойства предмета — например, цвет и форму. Пусть в одну коробку сложит только красные кубики, а в другую зеленые шарики.
В два года у малыша активно развиваются самостоятельность и творческие способности. Помогайте ему, стимулируйте его. В этом возрасте так легко отбить желание у малыша что-либо делать, поэтому не ругайте его за мелкие промахи и ошибки. Пусть у него еще не всё получается, но он очень старается. Чаще хвалите и поощряйте своего малыша.
Автор публикации:
Врач- неонатолог (педиатр)
Детская городская клиническая больница №1, г. Астрахань
www.mapapama.ru
Малыш в два с половиной года – это не тот энерджайзер, который бегает везде и хватает в свои ручонки все без разбора. Теперь все его действия и поступки вполне осознанны. А еще в этом возрасте с ребенком вполне можно договориться. И если ваша тактика воспитания с самого начала основывалась на общении и доверии, то времена истерик и требований далеко позади.
Тело ребенка хорошо развито, приблизительно так же, как и тело взрослого человека. Малыш способен ровно ходить (в том числе задом и боком), прыгать на двух ножках, быстро бегать.
Если вы настроены приучать ребенка к спорту, то не стоит ограничиваться только утренней зарядкой, поставьте в его комнате шведскую стенку или детский спортивный комплекс. Поначалу малыш будет неуверенно трогать все снаряды, но уже к трем годам он сможет самостоятельно лазить по ступенькам и висеть на кольцах. Стоит помнить, что спортивные снаряды должны быть не только у мальчиков, девочкам такие занятия тоже очень полезны.
Если говорить о закаливании, то этот вопрос по-прежнему актуален – пускайте ребенка бегать босиком в комнате, купайте в прохладной воде и почаще проветривайте комнату.
Самостоятельность ребенка в возрасте двух с половиной лет проявляется во всем: он сам кушает, пьет, моет ручки, а еще ходит в туалет. Также малыш способен сам надеть некоторые составляющие гардероба: например, трусики или маечку. А придя с улицы, он поставит на место обувь и повесит на вешалку куртку. И пусть куртка или шапка упадут, а мама незаметно поднимет, но ведь ребенок самостоятельно все разложил по местам!
В самообслуживании важно мотивировать ребенка. Ведь просто потому, что ему интереснее играть, он может отказаться мыть ручки или чистить зубки, помогите, подскажите и заинтересуйте. Стимулируйте ребенка к чистоте в его комнате, собирайте вместе игрушки и одежду. Да и на кухне ребенок в этом возрасте может стать отличным помощником: и на стол тарелки поставит и в раковину после обеда отнесет.
В играх тоже достаточно самостоятельности: мало того, что ребенок способен играть в одиночестве 20-30 минут, так он еще и прекрасно справляется с большинством конструкторов и простых пазлов.
Ребенок в возрасте двух лет и шести месяце различает около пяти цветов, способен назвать цвета, показать и отсортировать предметы в зависимости от цвета. Также он знает основные геометрические фигуры и формы.
Сейчас фантазия ребенка активно развивается, поэтому чаще занимайтесь с малышом творчеством. Хотя бы по полчаса в день рисуйте, лепите или пойте. К слову, песни могут стать прекрасным помощником в развитии речи.
Вы уже начали занятия по чтению? Отлично! Ребенок способен не только узнавать буквы, но и читать слоги. Есть мнение, что столь ранние занятия по развитию ребенка в 2,5 года могут навредить ребенку, но решать это только родителям.
Не забывайте и о книгах в жизни малыша: учите бережному отношению и почитанию книг, чаще читайте вместе сборники детских стихотворений. А еще малыш в этом возрасте способен слушать сказки длиной до 30 минут! Отличная помощь маме – аудио-сказки.
Мы уже говорили, что пение способствует тренировке речи. Поэтому стимулируйте ребенка к напеванию знакомых мелодий, и даже если родители не умеют петь, стоит это делать для ребенка.
Словарный запас ребенка впечатляющий! Практически каждый день он пополняется новыми словами, хотя иногда они все еще непонятны для нас.
Читайте с детьми стихотворения и позволяйте вставлять словечко – малыши способны не только оканчивать каждую строчку, но и вставлять слова в середине стиха. Это отличная тренировка логики и памяти.
Ребенок двух с половиной лет – это чуткий и отзывчивый малыш. Он способен не только принести то, что попросили взрослые, он способен придти на помощь в нужный момент. Например, малыш видит, что мама расстроена и плачет, он подойдет и пожалеет без просьбы! Это важный момент в развитии!
Если в вашей семье появился маленький ребенок, старший может стать настоящим помощником. Старший будет с восхищением смотреть на младенца, просить подержать, качать коляску и даже подавать подгузники. Но не стоит ограничивать такую помощь и отстранять старшего ребенка, старайтесь поровну уделять внимание обоим деткам. Мы уже говорили, что ребенок может самостоятельно поставить на стол тарелки и убрать их, это может стать ежедневной обязанностью ребенка.
В общении с ровесниками тоже происходят изменения: малыши активно общаются, делятся игрушками, спорят. Так они учатся навыкам общения. Уже можно наблюдать, как двое малышей вместе строят из конструктора башню или возят машинки по одному треку, при этом споры и драки возникают все реже.
Настал самый интересный период развития ребенка: он интересный собеседник и выдумщик, который каждый день будет радовать вас не только новыми словами, но и поступками!
razvitoy.ru