РАННЕЕ РАЗВИТИЕ. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 МЕСЯЦЕВ. Игры развивающие для ребенка 5 месяцев


РАННЕЕ РАЗВИТИЕ. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 МЕСЯЦЕВ

Как мама и папам, которые хотят вырастить из своего чада полноценную личность, развлечь и развить его? Я – Родитель подготовил семь игр для полугодовалого крохи.

Какие новые навыки появляются у ребенка в 5-6 месяцев?

Физическое развитие

К полугоду малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно. Некоторые дети уже дети уже вовсю ползают, а некоторые только пытаются добраться до отдаленной игрушки. Появляются первые попытки сесть, малыш может приподняться, опираясь на одну руку, а второй играя предложенными игрушками.

Развитие мелкой моторики и координации

Ребенок начинает манипулировать предметами – брать игрушки, ощупывать их, перекладывать из одной руки в другую. Он уже отчетливо противопоставляет большой палец остальным пальцам кисти.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Ребенок способен находить спрятанный предмет, узнает знакомые предметы, начинает отличать цвета и формы. Он изучает все, что находится вокруг него – игрушки, лица родителей, вещи, ощупывая и рассматривая все, до чего может дотянуться.

Развитие слуха и речи

Ребенок начинает слышать удаленные звуки, различать посторонние шумы, определяет источник звука. Малыш поворачивается на свое имя, ищет глазами знакомый предмет при вопросе взрослого, где тот находится, повторяет за родителями некоторые слоги и звуки.

Семь игр для малыша в 5-6 месяцев

Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?

2 игры для физического развития

«Ползем за игрушкой»

Цель игры: стимулировать малыша ползать

Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.

Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.

«Маленький футболист»

Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка

Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.

2 игры на развитие мелкой моторики

«Воздушный шарик»

Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным

Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными. Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.

«Перекладываем мячик»

Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую

Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.

При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.

Игра на развитие зрительного восприятия

«Где картинка?»

Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)

Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».

Время от времени меняйте изображения на коробке.

2 игры на развитие речи

Пальчиковые игры

«Сорока-белобока»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.

Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.

Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.

«Ладушки»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:

— Ладушки, вы – ладушкиГде были?— У бабушки!…

Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.

Источник

komarik.co

Пятый месяц - развивающие игры для малыша

В эту пятницу после физических упражнений, описанных ранее, перейдем к развивающим играм, которые можно организовать для пятимесячного ребенка

Какие общие моменты нужно учитывать:

Вступительное слово закончилось, начинаем играть!

Поймай меня!

Выберите игрушку, которая издает нерезкий писк (мышку, киску, птичку и т.д) и попищите ею над малышом, лежащим на спинке. Скажите: “Ой! Кто это?! Киска! Поймай меня!” Малыш заинтересованно протянет ручку – а вы чуть отодвигаете выше так, чтобы он смог полностью вытянуть руку над грудью, чтобы “поймать” киску. Так играйте с разными игрушками, пусть он учится хватать их и правой и левой рукой, полностью вытянутыми.

Игра стимулирует общение, развивает мышцы рук, координацию движений.

Ну-ка повернись за мной!

Лежащему на спине малышу продемонстрируйте забытую или новую игрушку – пусть тот ее зафиксирует взглядом. Медленно двигайте игрушку вверх, чтобы он ее не терял с виду и другой рукой помогаете ему повернуться на удобный бок так, чтобы игрушка оставалась в поле зрения малыша. Поставьте ее на поверхность и дайте ребенку возможность подползти к ней. Можно подбадривать, говорить голосом игрушки. Когда доберется до нее и начнет играть, оставьте его и не мешайте ему. Будьте рядом, чтобы предложить другую игру, когда он наиграется и выпустит игрушку из рук.

Игра помогает малышу управлять всем телом, координировать свои движения, достигать цели.

Рассматриваем фотки и картинки

Подберите для малыша красочные фотки или картинки с животными, предметами и т.д. (кол-во деталей как можно меньше на одной картинке, например, только медвежонок, только пара яблок в вазе и т.д). Предложите ему в минуты бодрствования их рассмотреть, попутно комментируя то, что он видит, односложными словами: Это мишка… Это яблоки, а это – ваза. И т.д.

Игра стимулирует зрительный анализатор, обогащает восприятие и словарный запас у ребенка, что необходимо для становления речи.

Хочу кидать!

Многие пятимесячные малыши любят веселую игру – выбрасывать (выкидывать) из кровати все, что им попадется под руку. И игрушки, и пустышки, и бутылочки и т.п. Если отнестись к этому неправильно, тут же подбирая игрушку за игрушкой, предмет за предметом, то игра такая может затянуться и превратиться в средство для манипулирования вами: малыш будет специально бросать, а мама бесконечно поднимать. Лучше возьмите кроху на руки и веселым голосом предложите ему схватить и поднять упавшую игрушку. Вместе наклонитесь и он схватывает ее руками.

Игра развивает зрительную, слуховую и моторную координацию, представления о поведении предмета в пространстве (громко падает, тихо или звонко, медленно или быстро и т.д.).

Поваляюсь с неваляшкой!

Предложите малышу, лежащему на животе, неваляшку. Поставьте ее на небольшом расстоянии от него, покачайте ее и пропойте: “Мы, Дуняшки, куклы-неваляшки”. Возьмите ручку ребенка и толкните игрушку – она закачается и зазвенит (если у вас музыкальная). Малыш будет соотносить свои действия с ее движением и звуком. Дайте ему исследовать игрушку и наиграться самостоятельно.

Игра приучает пятимесячного малыша к мысли, что действия его могут иметь последствия (причинно-следственные связи).

Игрушка пропала?!

Поиграйте с малышом в прятки. Только если раньше вы прятали лицо в своих руках, с помощью прозрачного шарфика, ширмы и т.д. то теперь не вы, а игрушка будет прятаться. Накройте любимую игрушку малыша (после того, как он немного с ней поиграл) прозрачным шарфиком и удивленно спросите: “Ой, где же мишка (зайчик, кукла и т.д.)” Пусть малыш попробует стащить шарфик. Если не предпринимает действий – подведите его ручку, скажите таинственно: “Тут!” и сдерните шарф.

Далее можно усложнять (непрозрачная ткань, ширма, одеяло и др.) Игра помогает понять, что предметы никуда не исчезают, а остаются на том же месте, учит совершать поисковые движения глазами, ручками, развивает положительные эмоции.

Где корова?

Усложненный вариант игры с картинками и фото. Покажите несколько рисунков с изображением животных, например, корова, овечка, коза. Покажите и проговорите названия животных и какие звуки они издают: “Это корова. Му-у-му-у!”, “Это овечка. Бэ-э- бэ-э!”. Когда проговорите, теперь спросите: “Где корова? Вот она! Му-му!” Через некоторое время малыш будет узнавать и смотреть в сторону картинки в ответ на ваш вопрос.

Игра обогащает словарный запас, стимулирует развитие речи и знаний об окружающем мире.

А может, порисуем?!

Пятимесячному малышу можно попробовать начать рисовать красками. А что – самое время! Такие дети рисуют обычно пальцами и всей ладошкой, после года дают кисточку. Краски лучше выбирать  пальчиковые или медовые (продаются в канцтоварах или в детском магазине). Сначала выбираете оранжевую и желтую. Через недельку, другую  – остальные цвета: зеленую, красную, белую и синюю. Причем добавляете новые цвета постепенно и обязательно проговаривайте цвет.

Малыш – на коленях у родителей спинкой к их груди. Перед ним – большой лист белой бумаги А3 и краски. Предложите малышу выбрать цвет их двух. Можно пальчиком обмакивать в краску и учить его водить по бумаге простые линии или же просто оставлять следы. Затем можно смешать две краски и посмотреть, что получится, потом чуть позже, давать ему простор для творчества: вы держите ребенка, а он пробует самостоятельно оставлять разные “штрихи и загогулины” Естественно, позаботьтесь о соответствующей одежде, которую не жалко испачкать, а после рисования – хорошо вымыть руки.

В игре развивается цветовосприятие, внимание, координация движений рук, снимается напряжение, ребенок получает возможность расслабиться и действовать в соответствии со своим внутренним ощущением.

Можно собирать такие листы “свободного первого творчества” вашего крохи и подписывать его возраст. Через несколько лет вам будет приятно еще раз взглянуть на его попытки рисования и вспомнить его милое детство А может, у вас растет будущий Микеланджело или Тициан? Кто знает?

В следующий раз поговорим про шестой месяц — какие физические упражнения можно с ним поделать.

Кто не успел -  подписывайтесь на RSS!

Если есть вопросы – вы можете задать их мне.

Еще можно почитать:

comments powered by HyperComments

detpsycholog.ru

Развивающие игры для детей 5 месяцев

Занятие 1

Материалы: Кукла-неваляшка

Ход занятия: Взрослый показывает ребенку, лежащему на спине, игрушку в течение 1-2 минут на расстоянии 50 см. Затем перемещает ее так, чтобы она оказалась сбоку, раскачивает, привлекая внимание малыша.

Взрослый подтягивает край пеленки на которой лежит ребенок, и таким образом стимулирует его поворот на бок. Вместе с этим малыш делает это сам. При таком пассивном обучении ребенок получает те ощущения, которые соответствуют реальному действию. Когда кроха перевернется на бок, мама помогает ему высвободить ручку. Последнее необходимо, если ребенок делает поворот на живот. Когда ребенок принимает устойчивую позу, взрослый придвигает к нему игрушку. Ребенок тянет руки к кукле, которая расположена теперь перед ним, дотягивается до нее, отталкивает, раскачивает и т.д.

Как вариант можно держать ребенка на руках, тогда он в горизонтальном положении будет узнавать игрушку и приводить ее в действие в горизонтальном положении.

Занятие 2

Материалы: Два цветных кольца, к которым прикреплены маленькие колокольчики или бубенчики. Можно использовать также шарик-погремушку, укрепленную на кольце.

Ход занятия: Ребенок лежит на спине. Мама показывает малышу колечка, встряхивает его, приводя в движение колокольчик. Затем вкладывает кольцо в руку ребенка между большим и четырьмя другими пальцами и помогает удержать предмет, обхватив руку ребенка своей рукой. Убедившись, что ребенок удерживает предмет, постепенно отпускает руку, давая возможность действовать самостоятельно.

Во второй части занятия колокольчик укрепляется на ленточке. Теперь игрушка зависает над грудью малыша. Мама подводит игрушку к руке ребенка, побуждая его схватить игрушку.

В третьей части занятия ребенка можно побуждать к действиям, когда он находится в положении лежа на животе.

Занятие 3

Материалы: Три разноцветных шарика и три кубика, пластиковые или деревянные, имеющие сквозное отверстие. Их нанизывают на ленту, чтобы получилась гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.

Ход занятия: Ребенка кладут на живот так, чтобы его туловище наполовину оказалось в кольце, очерченном лентой. Все предметы на другой части ленты расположены полукругом перед малышом. Если малыш не проявляет к ним интереса, следует пододвинуть шарик и кубик к нему поближе. А при необходимости осторожно выполнить действия рукой малыша. «Ш-а-а-а-а-рик! К-у-у-у-у-бик!» — говорит мама, повышая и понижая голос, выделяя гласные звуки, которые входит в состав гуления.

Во второй части занятия взрослый помогает крохе сделать поворот со спины на бок и на живот. Лежа на животе, он захватывает и подтягивает к себе игрушки. Занятие длится не более 2-3 минут, после чего нужно повернуть малыша на спинку.

Показатели развития ребенка

У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов с расстояния вытянутой руки из удобного положения.

Ребенок может удерживать предмет в течение 30 секунд и более. В случае неудачи ребенок делает повторные попытки

Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от незнакомых. Взаимодействие с предметами и игрушками имеет характер манипулирования, в основе которого – активные исследовательские действия.

Социальное развитие

Близкий человек подходит к малышу. Затем сразу же подходит незнакомый. Ребенок при виде близкого человека радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает. Если знакомый взрослый уходит, ребенок может заплакать.

Незнакомый взрослый ласково разговаривает с малышом, лежащим на спине, после паузы с ребенком заговаривает близкий человек. После следующий паузы вновь подходит незнакомый. Ребенок прислушивается к незнакомому голосу, ищет говорящего глазами. К голосу близкого человека прислушивается, ищет его, улыбается. Если взрослый замолкает и не подходит к малышу, может заплакать.

Показатели развития:

  1. Ребенок в 5 месяцев отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего.
  2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, смех, игровые действия. Отличает «строгие» нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения.
  3. Гуление часто сопровождает контакты взрослого с ребенком. Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя.

Речевое развитие:

  1. Взрослый создает атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Голосовые проявления отражают его настроение. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает гулить, произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.
  2. Если ребенок пассивен, взрослый может его активизировать. Используется магнитофонная запись его же голоса. Желательно сделать такую запись, когда ребенок доволен, весел гулит. Ребенок , прислушиваясь, начинает повторять свои голосовые реакции.

Показатели развития:

Моторное развитие

Повороты тела.

Взрослый регулярно в часы бодрствования кладет малыша на живот, а на расстоянии 50 см от него игрушку. Проявляет интерес к тому, что демонстрирует. Ребенок поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Пытается дотянуться до игрушки, схватить ее.

Взрослый создает ситуации, помогающие ребенку сделать самостоятельные повороты. С этой целью рядом с ребенком размещает игрушку так, чтобы он не мог ее взять без поворота. Ребенок следит за игрушкой, поворачивает голову, туловище, ложится на бок и сразу переворачивается на живот. Выпрямляет ноги  в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову.

Действия руки.

Взрослый демонстрирует ребенку предмет на высоте 20-30 см над грудью, побуждая ребенка поднимать и выпрямлять руки. Может захватить игрушку одной рукой.

Показатели развития:

Может относительно долго лежать на животе, приподняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук.

Переворачивается со спины на живот.

Ребенок, устойчиво стоит, когда его поддерживают под мышки. Твердо опирается полностью ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 минут.

Берет игрушку из рук взрослого.

К 5 месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого.

childguide.ru


Смотрите также