Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?
Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.
У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.
Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.
Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.
Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.
Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.
От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.
В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.
Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.
Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.
Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.
Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.
Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.
Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.
Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.
Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.
В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.
На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.
В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.
Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.
В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.
Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.
В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.
Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:
Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.
Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:
Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.
Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.
fb.ru
Правильный уход за малышом не только подразумевает удовлетворение всех его потребностей, но и требует своевременного развития определенных навыков, поэтому молодым родителям необходимо знать, какими умениями должен обладать их ребенок в определенном возрасте. Полугодовой рубеж – важный период в жизни младенца, поэтому специалисты советуют обратить внимание на то, что должен уметь ребенок в шесть месяцев. Существуют даже практические рекомендации, которые помогают гармонично и своевременно развивать грудничка.
Шестимесячный малыш уже активно переворачивается без помощи взрослых со спинки на животик и наоборот
К шести месяцам ребенок уже должен активно переворачиваться на живот со спинки, нужно следить, чтобы у него это получалось одинаково легко в обе стороны. Самые активные малыши пытаются вставать на четвереньки и ползать. В случае низкой активности грудничка родители должны стимулировать его, показывая любимые игрушки и располагая их в непосредственной близости, но при этом вынуждая ребенка за ними тянуться.
Умение ползать важно для дальнейшего развития. Оно обеспечивает:
В полгода роль игрушек в развитии малыша резко возрастает: они уже служат не только для забавы, но и для тренировки определенных навыков
В полгода малыш уже вовсю интересуется игрушками. Он может захватывать предметы из разных положений, перекладывать их из одной ручки в другую, играть самостоятельно, без посторонней помощи. Важно отметить, может ли младенец держать в каждой руке по игрушке. Положительный навык говорит о способности управления двумя руками одновременно. На данной стадии необходимо поддерживать малыша. Игрушки должны быть разнообразными, развивающими, яркими и абсолютно безопасными (негативный опыт способен надолго отбить интерес к чему-то новому).
Если говорить о конкретных навыках, то в шесть месяцев ребенок уже должен открывать и закрывать разные баночки и коробочки. Он может класть в них предметы и вынимать их оттуда. Не стоит ждать, когда ребенок сам до всего додумается, нужно только пару раз показать ему необходимое действие. Если интерес к каким-то игрушкам пропал, нужно убрать их на неделю. Через это время малыш будет радоваться позабытым вещам, как новым.
Кроха становится гораздо эмоциональнее, причем реакции четко разделяются на позитивные и негативные
В шестимесячном возрасте эмоции ребенка и реакция на окружающую среду должны быть адекватными и логичными. Присутствие родителей, веселая игра, приятная музыка должны вызывать смех и спокойствие. Потеря любимой игрушки, резкие звуки, изменения в окружающей среде могут сопровождаться плачем.
Реакция родителей на проявление детских эмоций должна быть соответствующей. Это позволит малышу почувствовать свою защищенность, выработает у него задатки навыков общения.
В возрасте шести месяцев ребенок уже начинает узнавать свое имя. Он живо реагирует на голоса близких, поворачивается при звуке своего имени к говорящему, улыбается. Уже в это время малыш неосознанно пытается повторять речь окружающих. Его слова еще не разобрать, но если рядом с кроваткой кто-то разговаривает, карапуз пытается участвовать в беседе.
Ребенок начинает привыкать к названиям предметов. Когда он слышит о знакомой игрушке, начинает искать ее глазами.
Реакция на незнакомых людей в этом возрасте может быть разной. Обычно малыш несколько секунд изучает нового в его жизни человека, прислушивается к голосу, а потом реагирует улыбкой или плачем.
Желание кушать самостоятельно может появиться у крохи уже в полгодика, и стоит всячески поощрять такие инициативы
Шесть месяцев – самое время для начала совместных обедов. Ребенок действует по «принципу зеркала», пытается копировать действия взрослых. Он охотно открывает ротик, чтобы поесть с ложки, может уже начать пить из чашки. Нередко младенец пытается сам набрать ложкой еду и съесть ее «как взрослый». В это время нужно всячески поощрять детскую инициативу. Как бы ребенок не измазал себя и всех окружающих, самостоятельные действия играют для него значительную роль. Высокая оценка мамы и хорошее настроение близких только придадут ему уверенности и укрепят желание развиваться дальше.
Достижение ребенком шестимесячного возраста увеличивает количество бытовых опасностей. Нужно строго следить за тем, чтобы любые травмирующие вещи были недоступны. Ребенок не только будет хватать все, что попадется под руку – он все это будет тянуть к себе в рот. Безопасная среда, внимание родителей, многообразие развивающих предметов позволят малышу развиваться полноценным, здоровым и веселым.
agushkin.ru
Время стремительно мчится вперед и вот малышу уже целых 6 месяцев. За это время он многому научился: активно реагировать на знакомые голоса и звуки, узнавать близких ему людей, старается потихоньку ползать. Возможно, у него уже пробиваются первые зубки.
Если сравнивать с предыдущими месяцами, ребенок стал меньше прибавлять в весе, так как его жизнь постепенно становится все более активной. Малыш медленно приобщается к разнообразной пище. Правильное питание и развитие ребенка 6 месяцев зависит от его родителей, а регулярные занятия с крохой благотворно сказываются на его психофизическом состоянии.
Возраст ребенка в 6 месяцев является тем рубежом, когда и мамы, и педиатры стараются оценить уровень развития крохи по специальным оценочным таблицам или общепринятым показателям.
Следует отметить, что все физические параметры для мальчиков и девочек будут отличаться друг от друга, правда, не существенно. Многие мамы очень волнительно относятся к тому, как растет и развивается их малыш, поэтому рассмотрим основные моменты того, как выглядит шестимесячный ребенок при нормальном физиологическом развитии.
В полугодовом возрасте ребенок достаточно координирован и в совершенстве владеет умением переворачиваться со спины на животик, при этом он одинаково ловко проделывает такие повороты как в одну, так и в другую стороны.
Лежа на животе, кроха уверенно опирается на руки с полностью раскрытыми ладошками и таз. Детки более младшего возраста в таком положении обычно опираются на кулачки и не разгибают руки в локтях.
В шесть месяцев ребенок уже достаточно хорошо отрывает от горизонтальной поверхности грудную клетку и животик, но еще продолжает упираться на таз и бедра. Совсем скоро он начнет осваивать умение ползать. В положении лежа на спинке, кроха может отрывать голову от поверхности и подолгу играть игрушками, висящими перед ним, вытягивая при этом ручки.
Все предметы, которые его окружают, ребенок тянет в рот. Он даже может ухватить себя за стопу и подтянуть ее ко рту.Кроме этого к полугоду нормально развивающийся ребенок должен иметь следующие навыки и умения:
Постепенно, шаг за шагом, ребенок учится сложной науке овладевания собственным телом. По мере того, как он начинает понимать все большее количество слов и различать голосовые интонации, взаимоотношения между взрослым и ребенком становятся более сложными.
Малыш не только радуется обращенной к нему речи, но и старается понять ее, учится различать отдельные звуки и слоги. Это важные моменты в психо-эмоциональном развитии крохи. Запоминая отдельные звуки и слоги, он со временем начнет их повторять.
В этом возрасте дети любят слушать сказки, потешки, стишки, колыбельные песни. Очень важно учиться разговаривать с ними простым и правильным языком, чтобы речь ребенка была правильной.
К шести месяцам жизни улыбка ребенка становится все более осознанной, он начинает испытывать целый спектр различных эмоций от радости до злости. Он хорошо различает «своих» и «чужих» людей, по-разному веет себя с ними. Если в близкими он всегда весел и активен, на их появление в комнате может реагировать радостью, смехом, то на чужих людей он смотрит с опаской и настороженностью. Если что-то крохе не понравится, он может громко разреветься.
К концу шестого месяца малыш умеет произносить до 30-40 разнообразных звуков, его «речь» все больше совершенствуется. Если ему что-то не нравится, то он уже не реагирует на это плачем. Напротив, протест, недовольство и прочий дискомфорт он выражает определенными звуками и интонацией. Подобным образом малыш вступает в диалоги, которые все больше приобретают черты сотрудничества. Его слух тоже развивается, поэтому ребенок хорошо различает голоса родителей.
Полугодовалые дети способны проявлять свои чувства: нежность, ласку, любовь. Кроха может крепко прижаться к маме, обхватить ее шею руками. Малыш часто просится на ручки к близким людям. Постепенно у него формируются несложные причинно-следственные связи: если нажать кнопку на игрушке, та заиграет, если уронить погремушку, раздастся стук и прочее. Ребенок начинает проявлять интерес к тому, для чего предназначены те или иные предметы.
Полгода – это еще и повод начать приучать малыша к взрослой пище, так как питание и развитие ребенка 6 месяцев является базой для его дальнейших успехов. Но если ваш ребенок все это время находился на искусственном вскармливании, то прикорм в этом случае вводится на 1-1,5 месяца раньше.
После преодоления 6-ти месячного рубежа жизни и развития ребенка, он начинает нуждаться в дополнительных источниках энергии, витаминов и микроэлементов. Ни грудное молоко, ни тем более молочная смесь не способны восполнить энергетические и питательные затраты шестимесячного младенца.Первый прикорм, который вводится в рацион малыша – овощное пюре. Оно богато витаминами, минералами, растительной клетчаткой и, как только кроха привыкнет к новой пище, вполне может заменить одно кормление для полноценного развития шестимесячного карапуза.
Чтобы предупредить пищевые реакции ребенка, овощное пюре вначале готовится из овощей одного вида (например, из кабачков, цветной капусты, моркови). Вначале ребенку дают 1-2 чайных ложки новой пищи, желательно в утренние часы, чтобы у мамы была возможность понаблюдать за реакцией малыша и докармливают грудным молоком или смесью (смотря какой вид вскармливания применялся).
Постепенно объем пюре доводят до 150 граммов. Допускается добавлять в пюре нескольких капель растительного масла. Каждый новый овощ следует вводить в рацион питания только после того, как кроха привыкнет к предыдущему. Со временем можно готовить пюре из овощей двух-трех видов.
Полугодовалый ребенок спит в среднем 13-15 часов в сутки. Это время делится на два дневных сна по полтора-два часа и ночной, продолжительностью около 10 часов. Он может просыпаться ночью для кормления, но интервалы между ночными кормлениями должны быть не менее 5-6 часов. Хотя, все дети индивидуальны и если ваш ребенок ночью ест чаще, он имеет на это полное право.
Чтобы вечером было легче уложить ребенка спать, необходимо соблюдать некоторые простые правила:
Если ребенок полноценно отдыхает, у него будет больше сил и энергии днем для освоения пространства и получения новых умений и навыков.
Некоторые сердобольные родители рекомендуют начинать процесс отучения ребенка от соски с того времени, как у него появился первый зуб. Соска оказывает на зубы определенное давление, которое может привести к искривлению зубов и дальнейшим проблемам с речью.
Однако, не стоит забывать, что сосательный рефлекс в ребенке заложен самой природой. Еще находясь в животе у матери, он с легкостью находит свой палец и сосет его, что и продолжает делать после рождения.
К сожалению, никаких медицинских способов отучения от соски не существует. Конечно, ребенок не откажется от пустышки сразу и на процесс отучения уйдет немало времени. Если во рту крохи есть один, два или даже шесть зубов, большого вреда соска не принесет.
Однако, действительно, если начать отучение слишком поздно и этот процесс затянется, то вышеперечисленные проблемы ребенку обеспечены. Тем не менее, не стоит превращать пустышку в психологическую травму и для малыша, и для его родителей.
Педиатры утверждают, что никакого вреда здоровью ребенка пустышки принести не могут, ни в шесть месяцев, ни в два года. Кривизна зубов никаким образом не зависит от того, сосет ребенок соску или нет. Тем более что большинство современных сосок разработано при участии стоматологов. Поэтому, если малыш испытывает потребность в пустышке, пусть он ее спокойно удовлетворяет.
Если вашему ребенку всего шесть месяцев, а вы хотите начать мягко отучать его от соски, начните с элементарных ограничений. В этом возрасте ребенок начинает учиться пить из чашки, количество ночных кормлений из бутылочки сокращается, и кроха незаметно для себя начнет ограничивать эту «дружбу» с пустышкой.
Игры и развлечения малыша шести месяцев должны быть направлены на его дальнейшее развитие. Полгода – самое время, что приобрести крохе несколько красочных книжек с картинками и картонными страницами. Это позволит ему самому листать книжки и рассматривать изображения и иллюстрации. Важно, чтобы в книжках были пропечатаны коротенькие стишки или потешки. Совместное чтение книг с шестимесячным малышом позволит ему начать говорить.
Развивая ребенка в 6 месяцев, необходимо уделять должное внимание мелкой моторике. Поэтому необходимо запастись игрушками, которые будут стимулировать активность пальцев рук. Это могут быть различные коробочки, матрешки или формочки. Предметы должны отличать не только внешне, но и по текстуре.Можно сшить несколько льняных мешочков и наполнить их разными видами круп, пуговицами, камешками. Главное, чтобы содержимое не высыпалось из мешочков, и малыш не мог его проглотить. Игры с такими самодельными игрушками хорошо развивают мелкую моторику крохи. В игровой форме мама может делать ребенку массаж пальчиков, давать ему катать в ладошках мячики, резиновые шарики, грецкие орехи. Главное, соблюдать технику безопасности и следить, чтобы ребенок не тащил их в рот. Хороший эффект в развитии мелкой моторики дают игры-потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие.
Одной их проблем всех молодых родителей является покупка большого количества игрушек, которые со временем захламляют пространство квартиры и быстро надоедают малышу. Специалисты рекомендуют разделить имеющиеся игрушки на несколько частей и выдавать их ребенку поочередно, меняя их каждые 3-6 дней. К тому же полугодовалый ребенок может одновременно играть не более чем с двумя игрушками.
Ребенок вырос и те времена, когда он мог спокойно оставаться в кроватке, теперь в прошлом. Окружающий мир вызывает у него большой интерес, и он превращается в маленького исследователя. Занимаясь воспитанием и развитием ребенка, родители не должны забывать о его безопасности, а также набраться терпения и упорства.
Очень важны для ребенка 6 месяцев полноценное питание и развитие, а также поддержка родных людей, чтобы помочь крохе осваивать все новые и новые горизонты и в скором времени отпраздновать свой первый день рождения.
childage.ru
Давно известно, что движения, которые совершает ребенок, будь то манипуляции с предметами или ползание, благотворно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие крохи. Поэтому важно предоставить малышу свободу передвижения, обучить разным вариантам действий с игрушками и другими предметами, поощрять его активность.
В возрасте 6 месяцев ребенок свободно переворачивается на любой бок, со спины на живот и обратно. Это означает, что он готов к ползанию. Теперь кроху не удержишь в кроватке. Ему необходима свобода передвижения.
Приготовьте много свободного места. Манеж и кроватка не подходят для тренировок. Для большего комфорта и безопасности лучше заниматься на полу. Утеплите его, постелив одеяло или коврик из плотной ткани.
Пока ребенок еще только осваивает навыки ползания, помогите ему в этом. Не стоит поддерживать кроху за живот: ему нужно самому научиться сохранять равновесие, стоя на четвереньках. Лучше подставить свои ладони под маленькие стопы. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от ваших рук и передвигаться вперед.
Упражнение «Веселые старты». Положите яркие интересные игрушки на разном расстоянии от малыша. Привлекая внимание крохи к одной игрушке, побуждаем ползти к ней. Когда малыш доползет до первой игрушки и рассмотрит ее, привлекаем внимание к следующей и т.д. Для такой игры на первых порах достаточно 3–4 игрушек. Желание крохи потрогать, рассмотреть предметы стимулирует движение. Поначалу малютка ползет медленно, но уже через пару недель он сможет добраться до игрушки без вашей помощи.
Осваивая навыки ползания, малыш в то же время учится ориентироваться в пространстве и определять расстояние до предмета.
Упражнение «Пирамидка» развивает координацию движений и стимулирует ползание. Для игры понадобится пирамидка с 4–5 кольцами. Устройтесь с малышом поудобнее на полу или большом диване. Возьмите пирамидку в руки и покажите малышу: «Посмотри, это пирамидка». Затем опрокиньте ее так, чтобы кольца рассыпались.
Попросите кроху дотягиваться или доползать до колец и брать их в руки. Нанизывайте вместе с крохой собранные кольца на стержень пирамидки. Такое упражнение также наглядно демонстрирует ребенку, как надо собирать пирамидку. Самостоятельно он будет делать это позже, а пока пусть смотрит и запоминает.
Упражнение «Пилот». Возьмите кроху на руки (свою левую руку подведите ему под грудь, правую – под животик) и начните медленно кружиться по комнате, раскачивая малыша вправо-влево, вверх-вниз. Игра станет интереснее, если дополнить ее звуками, изображающими полет самолета: «У-у-у! Гудит самолет. Полетел самолет. Наш Ванюша пилот!»
Необходимо провести осмотр квартиры на предмет безопасности следующим образом. Посмотрите на окружающее малыша пространство его глазами – буквально проползите по комнатам на четвереньках, отметив, что может привлечь ребенка в первую очередь и безопасны ли для него эти предметы. Такой нехитрый способ позволяет увидеть «подозрительные» вещи: электрические розетки и провода, острые углы мебели, свисающая с края стола скатерть, миски с едой для домашних животных, мелкие предметы, которые кроха может проглотить или вдохнуть, и т.п.
Проведя ревизию каждой комнаты, уберите все, что может нанести вред вашему малышу: спрячьте под мягкими накладками острые углы, уберите повыше бытовую химию, вместо скатерти используйте пластиковые подставки, скройте электрические провода и т.д.
Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипуля-тивной, деятельности. С этого возраста появляется новый этап в развитии ребенка – игра. Это примитивная игра, без сюжета и правил, основанная на взаимодействии взрослого с ребенком. Конечно, на протяжении всего этого периода ребенок и сам осваивает множество способов действий с предметами, но познать все варианты действий и свойств предметов в полной мере он сможет только с помощью взрослого. Таким образом, возможности действия резко расширяются: взрослый может показать, что мячик можно катать, кольцо пирамидки – надевать на стержень и т.д. К тому же, крохе так нравится, когда мама или папа с ним играют.
Игра «Возьми – отдай». Игра развивает навыки сотрудничества со взрослым. Интересную игрушку покажите малышу на некотором расстоянии. Затем со словами «На, возьми игрушку!» протяните ее ребенку. Пусть он рассмотрит ее как следует. Затем также словами и жестом (протяните свою руку за игрушкой) попросите кроху отдать ее вам: «Дай мне игрушку, пожалуйста». Повторите игру несколько раз с одной или разными игрушками.
Игра «Повторяй за мной движения». Понадобятся разные предметы-игрушки: погремушка, два кубика, мяч. Взрослый должен вначале показать ребенку, как надо действовать с игрушками. Например, погремушку слегка потрясти, постучать кубиком о кубик, подтолкнуть мяч ладошкой, чтобы он покатился. После демонстрации попытайтесь активизировать ребенка на совершение им таких же действий. При этом важно хвалить малыша за правильные действия и мягко направлять, если у него не все получается.
В результате разнообразных игр со взрослыми ребенок приобретает опыт деятельности с игрушками. Постепенно кроха начинает учитывать особенности формы и размеров игрушки. Ребенок действует с игрушкой таким образом, что начинает получать некоторый результат, выявляющий ее специфические свойства. Например, резиновая уточка сжимается, издавая писк, погремушка гремит при встряхивании.
В первые полгода жизни у младенца развивается целый ряд умений и действий, на основе которых в дальнейшем возникнут элементы игры. Это в первую очередь навыки захвата и удержания игрушки, умения манипулировать ею, контролировать и координировать свои движения.
Малыш все время пытается взять иг-рушку, но пальчики пока такие непослушные! Кроха еще берет предметы всей кистью. Помочь ему овладеть навыками пинцетного (двумя пальцами) и щипкового (тремя) захвата предметов может пальчиковая гимнастика и массаж рук.
Аккуратно массируйте каждый пальчик от ладошки к кончикам, начиная с мизинца. Легко постукивайте по подушечкам каждого пальчика.
Ощупывание предметов с разнородной текстурой поверхности – гладкой и шероховатой, теплой на ощупь и прохладной – познакомят малыша с разнообразными тактильными ощущениями, совершенствуя восприятие и мелкую моторику.
Предлагайте крохе предметы разной формы, удобные для захвата и ощупывания. Упражнения для пальчиков легко превратить в веселую игру:
Игра «Ладушки». Возьмите руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносите:
Ладушки-ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Попили, поели. Шу-у! Полетели! (берем ручки ребенка и кладем ему на голову) На головку сели!
Игра «Сорока-ворона». Круговыми движениями, поглаживая подушечкой пальца по ладошке ребенка:
Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: (загибаем пальчики, начиная с мизинца) Этому дала – он воду носил, Этому дала – он дрова рубил, Этому дала – он печку топил, Этому дала – он тесто месил, А этому не дала – Он позже всех приходил! (сгибаем-разгибаем большой пальчик)
Игра «Пальчики». Хлопаем с ребенком в ладоши, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять: (загибаем по очереди пальчики) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик занял место, Этот пальчик ляжет тесно, Этот пальчик много ел, Оттого и растолстел! (массируем большой пальчик)
Организация подобных игр способствует также развитию слухового восприятия речи, эмоционально-позитивному взаимодействию ребенка и взрослого.
Предлагайте малышу более сложные игрушки с кнопочками, лампочками, пищалками. Дети данного возраста учатся сжимать и разжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из емкости. Понаблюдайте за реакцией крохи на новую игрушку, и вы поймете, что ему больше нравится.
Поскольку речь и мелкая моторика взаимосвязаны, стремитесь развивать тонкие движения пальцев. Поможет в этом рисование пальчиковыми красками. Эти нетоксичные, безопасные краски предназначены специально для занятий с маленькими детьми. Они обладают жидкой консистенцией, легко смываются водой.
Для начала подготовьте место для ри-сования: застелите клеенкой небольшой участок на полу, положите кисть и большой лист ватмана. Разные цвета красок можно разлить в блюдца – так удобнее окунать в них ладошки и пальчики. Наденьте на кроху фартук или старенькую рубашку: малыш непременно испачкается во время «творческого процесса».
Помогите ребенку обмакнуть пальчик в краску и проведите по листу белой бумаги или прижмите окрашенную ладошку к листу. Кроха быстро поймет последовательность действий и будет с удовольствием оставлять на белом поле разноцветные следы.
Первые творения вашего малыша оставьте себе на память. Можно сделать выставку работ крохи, оформив рисунки в рамочки.
Выполняя пальчиковую гимнастику со своим ребенком, предоставив ему развивающий материал, вскоре вы отметите, что ручки малыша становятся все более ловкими, моторика совершенствуется и усложняется.
Наряду с совершенствованием работы всех органов чувств, интенсивно развивается и мышление крохи. В этом возрасте происходит понимание причинно-следственной связи (если нажать на кнопочку – заиграет музыка, потянуть за шнурок – зазвенит колокольчик т.п.), совершенствуется мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие.
Полугодовалый малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем свободной рукой снова хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего, малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Должно пройти некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен положить ту, которую держит.
В этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие: он хорошо определяет расстояние до предмета, чтобы дотянуться до него. Взяв игрушку в руку, он может ее бросить и проследить взглядом, куда она упала.
Игра «Мячик упал!». Перемещайте небольшой мяч по столу, а затем позвольте ему упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш понаблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда мяч упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра «Прятки». Накройте игрушку платком, оставив какую-то ее часть неприкрытой. Попросите ребенка найти игрушку. Малыш начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Но кроха пока не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно. Поэтому закрытую полностью игрушку он вряд ли будет искать.
Игра «Потяни за веревочку». Во время этой игры кроха учится понимать связь между действиями предметов. Шнурком или лентой несколько раз обмотайте погремушку округлой формы или неваляшку. Другой конец веревочки положите рядом с малышом на расстоянии его вытянутой руки. Когда кроха потянет за ленту, она размотается и игрушка зазвенит. Ребенок догадается: это не случайно.
Малыш в состоянии удерживать внимание на происходящем уже в течение 3–5 минут. Поэтому пришло время рассматривать книжки, показывать изображения знакомых предметов на картинках, читать короткие стишки и сказки, разыгрывать непродолжительные кукольные представления.
В этом возрасте можно продолжать развивать у ребенка чувство ритма, эстетический вкус.
Игра «Маленький оркестр». Кроха уже умеет удерживать в каждой руке по игрушке. Дайте ему две погремушки и возьмите столько же себе. Напевая песенку (например, «Два веселых гуся»), потряхивайте в такт погремушками. Кроха, глядя на вас, будет пытаться вам подражать. Если у малыша не получается самостоятельно выполнить это упражнение – можно посадить его на колени, взять ручки с погремушками в свои руки и помочь потрясти погремушками под песенку:
Жили у бабуси Два веселых гуся, Один – серый, Другой – белый, Два веселых гуся. Мыли гуси лапки В луже у канавки, Один – серый, Другой – белый, Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один – серый, Другой – белый, Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе, Один – серый, Другой – белый, Кланялись бабусе.
Эту же песенку можно обыграть. Например, показывать, как «мыли гуси лапки в луже у канавки», как всплескивает руками и кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!», как «выходили гуси, кланялись бабусе» и т.д. Действие песенки можно разыграть и как кукольное представление.
Малыш знает названия многих предметов, и, когда вы спрашиваете, где он находится, – отыскивает этот предмет взглядом. Одна из самых любимых игрушек ребенка – зеркало. Он может подолгу сидеть перед зеркалом, рассматривая свое отражение, разговаривать с ним и тянуть к нему ручки.
В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. В его речевом репертуаре все больше и больше слогов: па, да, дее, ге-ге, ого-го, гу-у. Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждым днем вы отмечаете, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее. Эти звуки постепенно образуют язык, на котором он будет разговаривать с родителями.
Малыш любит слушать и имитирует взрослую речь. Он отличает ласковый, тон голоса от твердого, строгого тона, воспринимает мимику и реагирует на нее. Можно повторять за крохой его звуки и слоги. «Поговорив» на языке малыша, возвращайтесь к обычной речи, четко произнося слова. В общении с ребенком отдайте предпочтение коротким и простым фразам. Нараспев повторяйте слова по слогам.
Упражнение «Подражаем зверятам». Понадобится несколько игрушечных зверушек. Познакомьте ребенка с игрушкой. Расскажите, как она «разговаривает» – уточка крякает: «Кря-кря», мышка пищит: «Пи-пи», кошечка мяукает: «Мяу-мяу» и т.д. Пока ребенок изучает игрушку, произносите эти звуки с отчетливой артикуляцией. Если кроха будет подражать вам – акцентируйте на этом внимание, похвалите его.
Выберите детские стихи, состоящие из коротких предложений, например, четверостишия А. Барто. Произносите их громко, внятно и четко. Во время чтения сосредоточьте внимание крохи на своем лице. Позвольте ему дотянуться ладошкой до ваших губ. Так он быстрее поймет, что мимика и звуки взаимосвязаны. Самое время пополнить словарный запас крохи – начинаем изучать части тела.
Упражнение «Части тела». Подберите небольшие стишки, в которых упоминались бы части тела – глаза, нос, руки, ноги, и во время прочтения прикасайтесь к ним, поглаживайте. Например:
Чьи это ножки Бегут по дорожке? Чьи это ладошки, Уж не нашей ли крошки? Ручками хлоп-хлоп! Ножками топ-топ!
Водичка-водичка, умой мое личико! Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки розовели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Раз, два, три, четыре, пять, Время ножкам побежать, Спинке бодро разогнуться, Ручкам кверху потянуться!
www.2mm.ru