Приветствую вас, друзья. Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Стихи помогают в развитии памяти, речи ребенка, способствуют общему развитию. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, намного проще будет в будущем, когда пойдут в школу, ведь там часто задают задания и надо выучить наизусть стихи в достаточно сжатые сроки. Но многие родители не знают, как учить с ребенком стихи, с чего начать, на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методиках заучивания стихотворений.
Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.
Теперь расскажу, как мы начинали учить стихи с Леней и Настей. Сыну сейчас 5 лет и он знает много стихотворений, но мы все-равно продолжаем учить новые и он делает это с удовольствием. Насте 2 года 8 месяцев с ней мы тоже учим стихи, конечно, попроще и знает она поменьше, чем Леня. Но с удовольствием рассказывает с выражением (некоторые слова бывает, что пропускает) «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишу на пол», «Идет бычок качается», «Миша косолапый» (при этом в конце обязательно топает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муху цокотуху».
Как же мы учим? Когда мы качаемся, например, на качельке, куда-то идем, либо готовлю кушать — я ей рассказываю различные стишки. Дома у нас постоянно включен диск со стихами А. Барто и детские песенки (она уже подпевает песенки крокодилу Гене «Пусть бегут неуклюже»).
Написала много, но на самом деле это совсем несложно, проходит в игровой форме и дочка получает от занятия большое удовольствие. А как ей нравится потом всем демонстрировать свое умение рассказывать стихи, прям улыбка до ушей, глазки сияют:)
Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как вы учите стихотворения с детьми, может у вас есть свои секреты?
Понравилась статья «Как учить стихи с ребенком»? Поделитесь с друзьями с помощью кнопочек соц. сети. Чтобы не пропустить новые статьи блога — подписывайтесь на обновления.
С уважением, Ольга
777
7ya-mama.ru
Для ребенка изучение стихов очень важно. И то, что он получит похвалу родителей, играет важную, но не первоочередную роль. Ведь даже небольшие стишки значительно расширяют словарный запас малыша, развивают чувство ритма и тренируют память. Все это точно пригодится ему в жизни. Но не все дети способны сразу же запомнить стихотворение. И причин для этого может быть масса, начиная с обычной неусидчивости, заканчивая простым неприятием больших объемов информации.
Содержание статьи
В данной статье мы рассмотрим, как выучить стихотворение с ребенком, чтобы для него эта процедура прошла наиболее просто и без лишних нервов. Рассмотрим, какие наиболее типичные ошибки могут быть допущены при разучивании стиха, а также изучим основные методики, помогающие ребенку и родителям упростить данный процесс.
В большинстве случаев в том, что ребенок не может выучить стих, виноваты родители. Ведь именно они должны развивать в ребенке привычку учиться. Далее рассмотрим типичные ошибки по степени их распространенности.
1) Как лучше встретить Новый год с годовалым ребенком, чтобы было комфортно и вам, и малышу.2) О том как правильно выбрать размер санок-ватрушек, мы писали тут.
Любой здоровый ребенок познает окружающий мир при помощи трех каналов: зрение, слуховое восприятие и тактильные ощущения. Но у всех имеется основной канал. Так аудиалам легче воспринять информацию на слух, визуалы познают окружающий мир при помощи зрения, а кинестетикам важны в первую очередь тактильные ощущения.
Запомните, знание ведущего канала восприятия ребенка очень важно. Он напрямую влияет на процесс обучения. Визуалу порой достаточно нарисовать иллюстрацию к стиху, чтобы он его запомнил.
Если вы не знаете, как помочь ребенку выучить стихи, попробуйте определить его ведущий канал восприятия. Сделать это можно при помощи специальных тестов.
Логично предположить, что способов запоминания может быть много, если главных каналов приема информации несколько. Но все же большинство родителей об этом даже не задумываются, используя всего одну методику – зубрежку.
Не стоит использовать только одну методику запоминания стихотворения!
Эта методика помогает, но процесс будет продвигаться «со скрипом». Но, если комбинировать зубрежку с другими методиками, например, невидимыми шпаргалками, то процесс изучения стиха будет интересен ребенку.
Порой мамы стараются как можно быстрее выучить стих с малышом и заняться своими делами. Но, перед тем как выучить стих с ребенком, необходимо пройти подготовительную работу. Дайте ребенку прочитать стих самостоятельно и объясните ему значение непонятных слов. Ребенку очень сложно сфокусироваться на стихе, значение которого он не понимает.
Вот график правильного повторения:
Кстати, такой режим повторения касается не только стихов, но и любой другой текстовой информации.
Приступать к изучению стиха нужно только в том случае, если ребенок отдохнул. Также в процессе обучения нужно делать перерывы, так как внимание маленького ребенка быстро рассеивается. Также учить стих можно на прогулке или по дороге в секцию. Следует помнить, что стихи запоминаются лучше перед сном.
Очень часто дети, особенно совсем маленькие, не понимают, для чего они учат стихи. Поэтому его нужно мотивировать. Отличной мотивацией является стишок для Деда Мороза. Также можно собраться семьей и устроить марафон по изучению стихов.
Если вы подходите к проблеме с точки зрения того, как заставить ребенка выучить стих, то будьте уверены, что у вас ничего не получится. Чтобы ребенок хорошо запомнил стих, он должен получать от процесса удовольствие.
При работе с ребенком стремитесь к расширению его кругозора и словарного запаса. Совершенствуйте его воображение и логику. Это способствует не только лучшему заучиванию стиха, но и поможет в дальнейшей жизни.
Начинать изучение стихов с ребенком можно уже с двух лет. Но тут главным условием является то, что ребенок должен уже разговаривать. Тут достаточно умения ребенка связывать несколько слов в предложения. Это уже значит, то малыш сможет повторять строки стиха за родителями. Но какой стишок можно выучить 2-летнему ребенку? Тут необходимо подбирать такие стихи, которые будут учить разговаривать и считать.
К трем годам ребенок может запомнить уже несколько легких песенок, которые проще выучить, чем стихи. Довольно сложные стихи ребенок может запоминать к 4-5 годам. Но для этого с ним нужно тренироваться.
Если вы удивляетесь, почему ребенок не может выучить стихотворение, которое вам кажется очень легким, подумайте, может быть стоит подобрать другой стишок.
Имеется множество способов заучивания стихов с маленькими детьми. Некоторые частные педагоги используют в комбинации до 10 методик. Кроме того, мама может придумать и свой способ, который подойдет ее малышу. Если вы еще не знаете, как помочь выучить стишок ребенку, то представляем вашему вниманию основные методы, которые наиболее эффективно работают при их комбинировании:
Как раньше упоминалось, перед изучением стихов желательно попытаться разучить с ребенком несложные детские песни. Если времени не хватает, то можно записать их на диск и включать его ребенку. Через некоторое время кроха будет пытаться напевать песенку вместе с исполнителем.Также старайтесь говорить стихами с ребенком во время игр. Поиграйте с ним в игру «рифмовка». Смысл ее заключается в подборе рифмы на предложенное вами слово. Вспоминайте стихи, прогуливаясь с ребенком. Если вы задаетесь вопросом, как помочь ребенку быстро выучить стих, то постарайтесь сделать эту процедуру максимально интересной для него. Так он запомнит стихотворение быстрее.
lovingmother.ru
Учить стихи с детьми – дело не из легких! Для начала важно дать время малышу для того, чтобы он успокоился после активных игр. После этого вам нужно придумать достаточно вескую причину для чего ему вообще необходимо выучить тот, или иной стишок.
Аргумент «для развития памяти» ребёнка навряд ли убедит. Из заучивания стихов нужно сделать весёлую и увлекательную игру, придав этому процессу соревновательный характер, или промотивировав малыша другим подходящим для него способом. Вы можете сказать, что учить стихи нужно для того, чтобы ребёнка потом взяли в школу. Естественно важно при этом, чтобы ребёнок очень хотел быстрее пойти в школу.
В процессе заучивания стихотворений, вы можете использовать любимые игрушки вашего ребёнка, разыграть с ними или между собой сценки по ролям. Притворитесь актёрами, которые разучивают пьесу или поиграйте вместе в «школу». Самое главное, чтобы ребёнку было интересно и весёло, а детская память, которая отличается очень сильной восприимчивостью, сама сделает своё дело!
А теперь привожу вам несколько любимых стихотворений, которые очень понравятся вам и вашим деткам!
Прилетели снегири!Как их много: раз, два, три!На дерево сели,В окно посмотрели…Выходи, Андрюша,Посмотри, послушай,Посчитай нас скорей:Сколько у тебя гостей?Пригласи нас в дом,Угости зерном.Поклюём пшенички,И попьём водички…Крыльями помашем –И «спасибо!» скажем.
З. Орлова
Детский сад, детский сад!Ты всегда ребятам рад!Ждут нас книжки и игрушки,И шары, и погремушки…В детский сад идём с утра.Очень рада детвора.Водим-водим хоровод:Можно – задом наперёд.Можно – прыгать и скакать,И друзей своих позвать.Поиграли и попели,Отдохнуть на лавку сели…А теперь, детвора,Пообедать пора!
З. Орлова
Мы на даче помогатьБудем с братиком опять!Только к грядке подошла –Ой, крапива обожгла!Больно мне, но я не плачу.Мы работаем на даче.Полем, полем по порядку…Разомлели от жары.Оглянулись мы на грядку-Ни морковки, на травы…
З. Орлова
— Что ты мне подаришь, лето?— Много солнечного света!В небе радугу-дугу!И ромашки на лугу!— Что ещё подаришь мне?— Ключ, звенящий в тишине,Сосны, клёны и дубы,землянику и грибы!Подарю тебе кукушку,Чтобы, выйдя на опушку,Ты погромче крикнул ей:«Погадай мне поскорей!»И она тебе в ответНагадала много лет!
В.Орлов
Если был бы я девчонкой –Я бы время не терял!Я б на улице не прыгал,Я б рубашки постирал,Я бы вымыл в кухне пол,Я бы в комнате подмёл,Перемыл бы чашки, ложки,Сам начистил бы картошки,Все свои игрушки самЯ бы расставил по местам!Отчего я не девчонка?Я бы маме так помог!Мама сразу бы сказала:«Молодчина ты, Сынок!»
Э. Успенский
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Воскресенье — вот везенье!Воскресенья так нужны!Потому что в воскресеньеМама делает блины.Папа к чаю чашки моет.Вытираем их вдвоем,А потом мы всей семьеюЧай с блинами долго пьем.А в окошко льется песня,Я и сам запеть готов,Хорошо, когда мы вместе,Даже если нет блинов.
Олег Бундур
-Дождик, дождик, где ты был?-Я по небу с тучкой плыл!-А потом ты что – разбился?-Ой, нет-нет, водой разлился,Капал, капал вниз, упал —Прямо в речку я попал!
А потом я плыл далёкоВ речке быстрой, синеокой,Любовался всей душойНашей Родиной большой!
Ну а после испарился,К тучке белой прикрепился,И поплыл, скажу я вам,К дальним странам, островам.
И теперь над океаномЯ всё вдаль плыву с туманом!Хватит, ветер, дальше дуть —Нужно плыть в обратный путь.
Чтобы с речкой повстречаться,Чтоб с ней в лес родной помчаться!Любоваться чтоб душойНашей Родиной большой.
Так что, ветер, друг ты мой,С тучкой мы спешим домой!Нас ты, ветер, подгоняй —Тучку к дому направляй!
Ведь по дому я скучаю…Ну-ка, тучку раскачаю!К дому ух как тороплюсь…Скоро-скоро к вам вернусь!
Кирилл Авдеенко
Плывёт, плывёт кораблик,Кораблик золотой,Везёт, везёт подарки,Подарки нам с тобой.
На палубе матросыСвистят, снуют, спешат.На палубе матросы –Четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт корабликНа запад, на восток.Канаты – паутинки.А парус –лепесток.
Ведёт кораблик утка,Испытанный моряк.— Земля! – сказала утка. –Причаливайте! Кряк!
С.Маршак
У маленькой МэриБольшая потеря:Пропал её правый башмак.В одном она скачетИ жалобно плачет, —Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,Не плачь о потере.Ботинок для правой ногиСошьём тебе новыйИль купим готовый,Да только смотри – береги!
С.Маршак
Вот птица лесная –Зовётся кукушка.В лесу она веточке каждой подружка.Гусениц за день съедает онаНисколько не меньше, чем весит сама!Гусениц этих зовут «волосатые»,Их не съедают другие пернатые!
Н.Грахов
Здоровья и счастья вам, и вашим деткам!
Автор статьи: Кудринская Юлия
xn--b1agylgl8dr.xn--p1ai
Для одних детей выучить небольшой стишок - пара пустяков. Другие могут просидеть над ним же целый день, да так и не запомнить как следует. Опытные детские психологи и педагоги наверняка знают причину этого явления и обязательно дадут дельные рекомендации родителям. Слава Богу, у нас нет таких проблем. К пяти годам ребенок знает наизусть довольно большие стихотворения. Детские, разумеется. "Бородино" мы еще не учили :). Каждый раз, когда к нам приходят гости, они просят сына рассказать новое стихотворение. А он и рад стараться :). Взбирается на табуретку (это я его однажды на нее поставил, а ему жутко понравилось) и начинает декламировать, вызывая восхищение собравшихся. У присутствующих возникает естественный вопрос: как нам удалось к пяти годам выучить такие длинные стихи? Мне кажется, что я открыл маленький секрет. Готов поделиться.
Конечно, варианты возможны. Успех в заучивании зависит от того, как лучше ребенок воспринимает информацию. Кому-то лучше читать самому. Кому-то - слушать. Проблема в том, что в пять лет уверенно и бегло читать умеет далеко не каждый ребенок. Я сам, например, не умел. Обычно в этом возрасте главным поставщиком стихотворного контента являются взрослые - родители или бабушки, иногда воспитательницы в детских садах и развивающих центрах.
Но мы же ходили в развивающие центры. Там даются стишки длиной максимум 2-3 четверостишия. И то... какие-то они "не такие". То с рифмой проблема, то с ритмом. Например:
...По морям по океанамКорабли плывут,Нас ни штормы, ни туманыНынче с курса не собьют.
Я вот далеко не поэт и вообще не какой-нибудь литератор, но считаю, что во второй строчке для полной гармонии чего-то не хватает. Если не произносить слово "плыы--в--ууу-т" вот так - врастяг, то ничего хорошего не получится. А если произносить врастяг получается какая-то ерунда.
Мы с сыном договорились, что будем говорить слово "плывут" два раза. То есть:
По морям, по океанамКорабли плывут, плывут...
Но воспитательница поправила его, заставив говорить "по написанному". Увы, чувство ритма, видимо, есть не у всех.
А что это за бабушкино словечко "нынче". Как-то с "военным славным флотом" не очень сочетается. Еще бы написали "нонче".
Одним словом, к стихам современных поэтов у меня лично очень много вопросов, если не сказать, нареканий. Правда, произведения наших классиков детской поэзии тоже иной раз вгоняют в ступор. Вот, например, известное стихотворение "Крокодил" знаменитого детского поэта Корнея Ивановича Чуковского.
Там есть такие интересные строчки... я бы своему ребенку такое в пять лет рассказывать не стал:
... Хоть и жаль мне твоих крокодильчиков, Но тебя, кровожадную гадину, Я сейчас изрублю, как говядину. Мне, обжора, жалеть тебя нечего: Много мяса ты съел человечьего...
Может быть я зря наговариваю на классиков? А вот еще:
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!Вы можете в зубы попасть крокодилам! Они притаились на каждой площадке И всех, кто съезжает, хватают за пяткиИ тащат на дно африканского Нила. Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Они что, хотят, чтобы мой ребенок по ночам вскакивал и орал от страха? Или стараются вовсю чтобы детские психиатры не дай Бог не остались бы без работы?
Одним словом, к выбору стихов мы подходим очень аккуратно. Самое первое короткое стихотворение мой сын выучил уже в полтора года. Он еще и говорить-то толком не мог, зато вовсю декламировал свой первый стишок. Мы выучили его совершенно случайно и даже как-то между делом. Когда малыш прыгал на кровати, я держал его за руки и повторял в такт его прыжков:
Улитка, улитка, выпусти рога,Дам я тебе кусочек пирога.
И вдруг, через некоторое время он начал сам проговаривать его, прыгая по кровати. Конечно, половину слов было не разобрать, но идею он, что называется, ухватил.
С тех пор мы начали учить стихи между делом.
Например, собираем что-то из конструктора Лего, глаза и руки заняты, а язык свободен. И начинаем повторять что-то из ранее пройденного или учим новое. Каждый день продвигаемся вперед на одно-два четверостишия. Причем мы учим сразу несколько стихотворений чтобы было не так противно, скучно и однообразно постоянно долбить одно и то же.
Самое длинное стихотворение, которое мы можем декламировать уверенно в возрасте пять лет, это "Кроты" Александра Екимцева. В нем не три-четыре четверостишия, а целых 19. Наберется еще десяток больших стихотворений, которые ребенок может подхватить лишь стоит произнести строчку. Причем, не только из начала, но и из любого места произведения.
Наше последнее достижение: "Луна и лентяй". Сейчас доучиваем. Думаю, через пару недель будем владеть им уверенно.
Снова повторюсь, я не литературный критик. И не поэт. Просто считаю, что некоторые стихи учить гораздо проще, чем другие. Иной раз и правда попадается такое произведение, что легче застрелиться, чем выучить. Вспомните, например, стихи В.В.Маяковского. Следование ритму там зачастую достигается за счет пауз, присутствуют труднопроизносимые слова, которые и сам-то не выговоришь с первого раза, не то что ребенок.
К детским стихам вообще особые требования. Помимо правильного ритма и рифмы, они должны быть написаны простыми словами, понятными ребенку. Автор должен оперировать теми понятиями, которые нормально воспринимаются детьми в 5-летнем возрасте или около того.
Иначе заучивание будет происходить исключительно механически на уровне звукоимитации. Ведь, по сути дела, и попугая можно научить говорить, но это не означает, что птица понимает то, что проговаривает. Она просто имитирует звуки человеческой речи.
При заучивании стихов важно останавливаться и разбирать непонятные моменты, возможно, показывать фотографии. При первоначальном знакомстве с новым стихотворением сын обычно задает мне много вопросов. Например, когда мы учили стих "Петухи", наткнулись на такую строчку:
"стало холодно речушкам и полям еще не сжатым"... пап, а что значит "не сжатым". Пришлось объяснять сыну, что такое жатва, показывать фотографии. Таким образом, заучивание стихов превращается для нас в череду знакомств с новыми словами, понятиями. Зато потом, опираясь на зрительные образы, ребенок более уверенно декламирует. Это лучше, чем просто запомнить набор букв в незнакомом слове.
Прежде чем начать учить стихотворение, я сначала заучиваю его сам, рассказываю ребенку и спрашиваю, нравится ли оно? Иногда для вспышки интереса ему вполне достаточно интересного названия. Например, он несколько дней донимал меня, чтобы мы начали учить стих "Страшные звери". На самом деле он совсем не страшный, а смешной. Но название, что называется, зацепило.
Помимо самого текста, привлекающим и побуждающим фактором становятся иллюстрации к стихам. Я специально отыскиваю картинки из старых детских книг и показываю их сыну. Так мы выучили стихотворение "Дедушка-туман".
Иногда просто стоит сказать, что новое стихотворение очень смешное, чтобы вызвать первоначальный интерес. Так мы сходу выучили короткое, но прикольное стихотворение "Несостоявшееся знакомство". В нем рассказывается, как дети хотели познакомиться с котом и что из этого вышло.
Но, безусловно, главным секретом успеха является то, что я сам знаю наизусть стихотворение, которое мы учим. Сначала рассказываю его сам. Потом оставляю последние слова в строчках, чтобы их произнес ребенок, потом оставляю ему целые строки и далее он начинает рассказывать стих без посторонней помощи.
Главное при этом - не терять темпа. Если он остановился и чего-то забыл, я сразу подхватываю и мы движемся дальше. Как в парном конферансе. Если бы мне пришлось каждый раз искать в книжке то место, где запнулся ребенок, уверен, прогресс был бы менее заметен, как и интерес к продолжению рассказа. Про важность личного примера уж и не говорю. Это азбука педагогики.
Поэтому, если хотите, чтобы ребенок знал длинные стихотворения, будьте добры, сначала выучите их сами. Причем так, чтобы "от зубов отскакивало". От этого выиграют все участники процесса. Ведь тренировка мозга - она хороша в любом возрасте. И ребенка разовьете, и самим не помешает.
mark.kashkanov.com