Войти во вкус: как уговорить ребенка есть все. Как заставить ребенка кушать 4 года


Войти во вкус: как уговорить ребенка есть все

Любая мама может с ходу составить список абсолютно безобидных на первый взгляд слов, одно упоминание которых вызывает у нее тахикардию, апноэ и испарину на лбу. Мой персональный антихит-парад возглавляет слово «зелень». Это единственная категория продуктов, которую отказываются есть моя пятилетняя дочь и трехлетний сын. Когда и с чего это началось у старшей — не вспомню, но малыш уловил протестное настроение сестры и в знак солидарности тоже отказался от зелени. Случайно оброненная в пюре петрушка или деликатно украшенная кучерявым листочком котлетка может обернуться кошмаром — ребенок тут же отодвигает тарелку, «оскверненную» зеленью, в сторону и отказывается от обеда. Мой персональный ад — детский куриный бульон в ресторане. Если забудешь предупредить официанта, в суп обязательно смахнут горсть мелко (очень мелко!) порубленного укропа. Каждый раз — в отчаянии и с надеждой — я завожу непринужденные разговоры с детьми о том, что это «вовсе не та самая зелень, которую ты не любишь, а волшебная травка из мультика, а ее-то ты просто обожаешь». В 1 % случаев трюк срабатывает, в 99 % — нет. В этот момент ты уже сама ненавидишь и этот ресторан, и бульон, и шеф-повара, который зачем-то добавил в него проклятую зелень. Видимо, так делают те, у кого пока нет детей.

детиФОТОPavel KryukovСТИЛЬLiliya Simonyan

Серьезно переживать или злиться из-за зелени я не могу — в детстве я сама не была образцовым ­примером по части питания. Табуированных продуктов в доме было два — кефир и печенка. Обоим вход в квартиру был заказан — я не переносила даже самого факта присутствия их в холодильнике и грозилась уйти из дома вместе с домашним животным. Так и говорила: «Либо я и кошка Соня, либо печень». С субпродуктом отношения до сих пор не сложились, а вот без кефира я сегодня не могу прожить и дня — бывает, даже разыскиваю его в русских магазинах за границей. Вздыхаю и спрашиваю себя: сколько литров кисломолочной вкуснятины в свое время я упустила? И главный вопрос: как так вышло и почему?

Сила привычки

«Молоко? Буэ-э-э!», «Опять эта противная каша!», «Фу, косточки!», «Я же говорила, что не люблю яблоки!». Свои «пунктики» в рационе есть почти у каждого ребенка. По статистике абсолютный фаворит в списке детских «гадостей» — лук. Его во всех смыслах слова не переваривают до 71 % детей в возрасте 4–7 лет (к 17 годам их остается только 40 %). Под категорию «запрещенки» традиционно попадают «вонючий» сыр, «мерзкие» яйца, «склизкие» вареные овощи и большинство продуктов, богатых альбумином: молоко, яичный белок, говядина, бобовые, гречка. Два гастрономических счастливчика, которых миновала участь быть отвергнутыми, — молочный шоколад и макароны.

Явление «это хочу — то не буду» в диетологии обозначают термином «избирательный аппетит», а его представителей называют капризными едоками. Исследователи компании L.O.Leal уверяют, что 65 % детей на планете — страшные привереды в еде, отвергающие целые категории продуктов (мясо, овощи или фрукты). И это абсолютно нормальный переходный этап взросления. Своего пика состояние самоограничения достигает в 6–7 лет и постепенно сходит на нет к подростковому возрасту, уступая место экспериментам с новыми блюдами и напитками. При этом более капризными в отношении еды оказываются именно мальчики, а не девочки.

Ученые до конца не знают, как и почему у ребенка формируются собственные представления о том, как должна выглядеть и пахнуть «правильная» еда. Один из факторов — наследственность. Если вы в детстве были малоежкой, существует большая вероятность того, что и ваш ребенок будет воротить нос от конкретных продуктов.

Важный момент: вкусы в еде начинают формироваться еще до нашего рождения. Уже на 17-й неделе беременности рецепторы эмбриона довольно хорошо развиты — он отличает сладкое от соленого, горькое от кислого. Вкус околоплодных вод меняется каждые четыре часа в зависимости от того, что съела мама. Ребенок начинает привыкать к специфике тех или иных продуктов и в будущем ест их с большим удовольствием. Логическое продолжение тренировки рецепторов — грудное вскармливание. Если младенца кормили грудью не меньше года, в будущем он будет меньше капризничать за столом. При условии, конечно, что сама мама в это время не сидела на послеродовой диете.

Кстати, дети неспроста наотрез отказываются от лука или оливок. В этот момент у ребенка срабатывает эволюционный механизм самосохранения — не отравиться чем-нибудь ядовитым. В каменном веке ребенок рано лишался присмотра родителей и, чтобы потенциально не съесть опасное растение, избегал любой пищи, имеющей горький привкус. Этот механизм со временем трансформировался в тотальное отторжение всего горького и обожание сладкого, которое даже у взрослых продолжает ассоциироваться с неподдельным удовольствием.

Важный момент — интуиция. Например, ребенок может отказываться от определенных продуктов при некоторых видах дисбактериоза или плохом состоянии зубной эмали — как бы заранее предохраняя себя от нежелательных болевых ощущений. Не списывайте со счетов детскую интуитивную заботу о здоровье.

Каша - состояние души

В некоторых случаях пищевая избирательность может свидетельствовать о жестком самоконтроле ребенка. Понаблюдайте за малышом: если цветная капуста рождает в нем чувство тревоги — это может быть неосознанная попытка сына или дочери обратить на себя внимание, рассказать близким о страхах и желаниях. Или наоборот — с помощью отказа от гречки с молоком или бабушкиных пирогов ребенок стремится закрепить свою автономию и показать власть над родителями (звучит демонический детский смех). Других способов самоутвердиться у него пока нет. Это необходимый этап пребывания в оппозиции чрезмерной родительской опеке. Самый простой способ найти общий язык за столом — предлагать юному бунтарю блюда на выбор. Он сможет и характер проявить, и нормально поужинать.

дети
ФОТОPavel KryukovСТИЛЬLiliya Simonyan

Детей с сенсорным вектором развития (это те, кто любит обниматься, им нужно все обязательно потрогать) могут раздражать продукты определенной текстуры и температуры. Чаще всего это блюда с кусочками, бесформенная пища или та, что подсознательно напоминает выделения слизистой организма («Сами ешьте эти сопли!»). Малыши, которые по жизни любят глазами (представители зрительного вектора), всегда реагируют на внешний вид блюда. Обычный рис может показаться им слишком скучным и унылым, а вот выложенный в форме японских островов Хоккайдо и Хонсю ребенок станет уплетать за обе щеки и заодно подучит географию. Одно из объяснений, почему дети так сильно любят макароны, — их гораздо интереснее есть, чем какую-нибудь манную кашу. Проявляйте креатив, украшайте блюда. Ребенок не ест банальные овощи кубиками в супе? Нарежьте их треугольниками или звездочками. Или купите «тематические» тарелки с рожицами, которые можно дополнить с помощью продуктов: выложить из зеленого горошка бороду, из пюре — волосы, а из маслин — глазки.

У избирательного аппетита есть несколько подвидов. Самая популярная разновидность — неофобия. Это когда ребенок в какой-то момент отказывается от еды, даже к ней не прикоснувшись, просто потому, что она ему незнакома. Родителям кажется такое поведение абсурдным («Как можно отказываться от того, что ты даже не попробовал?!»), в то время как именно неофобию проще всего объяснить все тем же древним инстинктом самосохранения: ребенок не хочет рисковать, боится ввести в организм продукт, который ему чужд. Более того, полноценный отказ от продукта можно считать засчитанным, если его отвергли как минимум 15 раз! Вопрос в другом: хватит ли у родителей и бабушек терпения, нервов и запаса валокордина, чтобы предлагать ненавистное блюдо снова и снова?

Ложки в сторону

В большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманная и однозначно обусловлена факторами воспитания. В борьбе с капризами все средства хороши? Вот уж нет, бороться с нехочухами нужно по всем диетическим и психологическим правилам. Помните гиппократов принцип — «Не навреди»?

Первое. Никогда не кормите ребенка насильно и не заставляйте доедать все, что лежит в тарелке, — станете причиной детских проблем с пищеварением и психикой. Начинает топать ногами, плакать, капризничать? Объявите, что обед закончен, — в следующий раз съест столько, сколько захочет. Не настаивайте, если малыш не принимает определенный фрукт или овощ, а вам он кажется запредельно вкусным и полезным. Оставьте за ребенком право от души ненавидеть один-два конкретных продукта — в конце концов, с его мнением вы тоже должны считаться.

Второе, популярное. Не развлекайте малыша за столом. Сказки, ложки-самолетики и вилки-паровозики, мультики на айпаде не помогают, а мешают — ребенок чисто механически открывает рот и совершенно не понимает, что именно ест. У него формируется вредная пищевая привычка, способная обернуться избыточным весом в будущем.

Третье. Не давайте ребенку баловаться едой. Как только малыш начинает выбрасывать помидоры на пол, как это делают на испанском празднике Томатина, или художественно размазывает кашу по стульчику — включайте команду: «Отставить тарелку!»

Четвертое. Порочная практика — использовать еду в качестве повода к вознаграждению. Например, вы обещаете сыну: «Съешь овощи — получишь десерт». Это приводит к тому, что еда, доставшаяся в награду, приобретает еще большую привлекательность, при этом совершенно не стимулируя ребенка в перспективе есть больше овощей.

Пятое. Дети — маленькие обезьянки, которые повторяют то, что делают взрослые. В том числе и за столом. Поэтому, прежде чем упрекать ребенка в том, что он чего-то не ест, загляните в свою тарелку.

Как нагулять аппетит и расширить детский рацион

• Самое важное — старайтесь с самого раннего возраста максимально разнообразить детский рацион. Ничего не бойтесь. Хорошо, когда новые продукты появляются в меню по очереди, а их первую дегустацию вы устраиваете вместе, всей семьей. Сочетайте «новичков» со знакомым продуктом — например, с любимым гарниром.

• Подавайте незнакомую или нелюбимую еду маленькими порциями. Детей обычно ужасает перспектива съесть тарелку борща или плова целиком. Уменьшайте объем, при этом увеличивайте число тарелок: чуть-чуть супа, немного картошки с мясом, мини-салат.

• Объясните ребенку, что на свете есть такие волшебные продукты, вся прелесть которых раскрывается не сразу, а постепенно, и для этого их необходимо распробовать. И если с первого раза они показались невкусными, нужно обязательно дать им второй (третий, четвертый, пятый) шанс.

• Расскажите веселую байку, как сами в их возрасте страшно боялись вишневого йогурта и вареной морковки, а теперь, полюбуйтесь, холодильник забит ими под завязку!

• Попробуйте игру: предложите ребенку три разных по вкусу, цвету и форме яблока. Пусть попробует каждое из них и опишет свои ощущения. Таким образом вы наглядно продемонстрируете: один и тот же продукт может быть «многоликим» и важно найти свой.

• Научите ребенка внимательнее относиться к собственному здоровью. Он должен понимать и принимать тот факт, что еда — это не только вкусовые ощущения, но и полезные вещества, которые помогают ему быть сильным, умным, ловким и красивым.

• В вопросах детского питания большую роль играет авторитет. Немецкий психолог Карл Дункер доказал это еще в 1939 году с помощью наглядного эксперимента. Детям предложили попробовать еду, которую рекламировали их сверстники, взрослые и сказочные персонажи. Большинство подопытных начинали копировать поведение ровесников, чуть меньше подражали вымышленным героям, и совсем незначительное количество ребят взяли пример со взрослых. Попробуйте повторить этот опыт в жизни и выбрать в качестве образца прилежного кузена или, скажем, моряка Попая, который, как известно, всему на свете предпочитал шпинат.

• Совет от доктора Комаровского: включать голод. «Если вы, именно вы, решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение — не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное средство, в 100 % случаев решающее проблему избирательного аппетита, — чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения — состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку».

www.elle.ru

Как Заставить Ребенка Кушать

Как только ребёнок переходит с грудного кормления на обычное питание, перед родителями возникает проблема: как заставить ребенка кушать? Ведь малыш частенько начинает привередничать, пытается заставить взрослых составлять ему меню исключительно из лакомств и сладостей. А это, как известно, чревато расстройством пищеварительной системы и авитаминозом.

А может быть, вовсе не стоит ломать голову над тем, как заставить ребенка кушать? Психологи отмечают, что если малыша заставлять, то он из-за какого-то чувства противостояния, наоборот, будет противиться. А если ещё к тому же применять систему наказаний, то и вовсе есть вероятность закрепить негативное отношение к еде. Особенно это касается тех случаев, когда взрослеющая личность отстаивает своё право на установление своего «табу» на какой-либо конкретный вид пищи.

Если люди, занимающиеся воспитанием малыша и его кормлением, с уважением относятся к его пристрастиям и отрицаниям некоторых продуктов, если в меню ребёнка входят разнообразные блюда, то у них редко возникают проблемы с детским питанием. Ведь каждому продукту, от которого вдруг начинает упорно отказываться малыш, всегда можно найти замену так, чтобы питательность обеда оставалась на высшем уровне, чтобы всегда в меню поддерживался баланс белков и углеводов, клетчатки и витаминов.

И всё-таки способы, как заставить ребенка кушать, есть! Заставить исподволь, ненавязчиво, а так, чтобы малыш думал, что это он сам выбрал такой удачный вариант – с аппетитом съесть всё, что приготовлено ему на обед или завтрак.

Во-первых, дети чрезвычайно любят сидеть за общим столом вместе со взрослыми, особенно, когда он сам участвует в подготовке этого стола. Значит, стоит приобщить его к приготовлению обеда: дать почистить варёные яйца, разложить хлеб на тарелке, колбасу или сыр, дать размешать салат или посолить суп во время варки. А затем накрыть стол красивой скатертью и попросить его помочь расставить тарелки и разложить ложки. Вряд ли ребёнок, «маленькая хозяюшка» или «вот такой хороший помощник», после того, как сам «сварил» еду и «накрыл на стол», откажется попробовать своё творение.

Во-вторых, замечательный приём – купить сыну или дочке специальную красивую посуду с любимыми мультгероями, благо, их сейчас наша промышленность предлагает покупателям в огромном ассортименте.

А в-третьих, если обедать всей семьёй не получается, нужно просто с ним поиграть. Дети просто обожают всякие приключения! Итак, сегодня мы отправляемся в полёт на космическом корабле! Мама – капитан и сынуля – главный помощник капитана готовы к полёту! Полёт начался. Только корабль не простой, а волшебный: он летает от топлива, которое едят его капитан с помощником. И если они плохо будут есть, то у корабля не хватит топлива даже сделать один круг вокруг Земли!

Конечно, такой способ помогает с более взрослыми детьми, которые уже понимают, что такое космический корабль и топливо. А как заставить ребенка кушать, если он слишком мал для таких сказок?

Да очень просто, ведь малышам помладше можно придумать другую сказку, что-нибудь про зайку, который прислал «нашей крошечке» угощение из леса или про птичку-невеличку, которая смотрит с веточки на кушающую девочку и радуется.

А ещё маленьким детям очень нравится ковырять еду самому. Вот и нужно с полугодовалого возраста давать малышам в правую ручку ложку – пусть пробует есть сам. Конечно, много таким образом ребёнок не наест, его во время обеда всё равно нужно докармливать. Но зато у взрослых впоследствии не будет возникать проблемы, как научить ребенка самостоятельно кушать.

Если детей двое, и во время еды они умудряются «накормить» кашей не только свои уши, но и волосы напарника, можно раздевать их перед тем, как дать в руки ложку. Особо нервные мамы могут даже уйти из кухни, оставив детей наедине с более уравновешенным папой или дедушкой с повышенным чувством юмора. После «самостоятельной трапезы» мама должна, конечно же, докормить детей и сразу же устроить им лёгкий душ.

Но проблема «как приучить ребенка кушать самостоятельно» далеко не столь сложная, чем борьба с плохим аппетитом. В наше время очень часто встречаются подростки с авитаминозом и дистрофией различной степени, а вот взрослых, вовсе не умеющих держать ложку в руках, как-то не встречалось.

fb.ru

Как научить ребенка от года есть самостоятельно: советы, инструкции, ошибки родителей

 

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым. Поэтому вполне закономерно, что в течение первых лет жизни малыша они особое внимание уделяют правильной организации его питания. Многие родители пользуются специальными таблицами, подсчитывают калории, советуются с педиатрами по поводу возрастного меню. В первые месяцы своей жизни малыш покорно открывает ротик и ест абсолютно все, что ему предлагает мама. Но проходит время и у него появляются собственные вкусовые пристрастия и любимые блюда. Малыш пытается процесс питания «взять в свои руки». Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка есть самостоятельно, как избежать капризов за столом, и что делать, если малыш отказывается от пищи.

С какого возраста ребенок должен есть самостоятельно?

Некоторые (особо нетерпеливые) родители предпринимают первые попытки научить малыша кушать самостоятельно, едва ему исполнится полгода. Все их старания, как правило, оканчиваются полным разочарованием и генеральной уборкой стен и пола в кухне. Что вполне закономерно. К этому возрасту у детей еще не развита координация движений и, как бы не старался ребенок, этот навык ему освоить не удается.

Когда начать обучать ребенка кушать самостоятельно?

По мнению специалистов, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается один год – плюс/ минус два месяца. Не стоит пытаться заставлять ребенка и насильно «впихивать» ложку в его руку. Но и оттягивать слишком процесс обучения не целесообразно. Как показывает практика, чем старше становится малыш, тем труднее его заинтересовать. После двух лет маленькие непоседы могут уже сознательно отказываться есть самостоятельно. Им куда более приятно просто снисходительно открывать рот. Итак, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается 10-14 месяцев.

Как научить ребенка есть самому: конкретные приемы для родителей

Сразу хочется предупредить всех родителей, что процесс обучения навыку самостоятельной еды довольно длительный и кропотливый. Всем домочадцам придется набраться терпения. Пролитый суп, размазанная по столу каша, крошки хлеба на полу — картина, которую придется видеть ежедневно. Помните, ваш ребенок не виноват, у него еще плохо развита координация и ему приходится тоже несладко. Учиться чему-нибудь новому всегда непросто. Почаще хвалите свое чадо, учите его правильно и аккуратно есть.

В процессе обучения нельзя отчитывать и ругать ребенка, даже если он уронил тарелку с кашей на пол. Малыш может испугаться и у него пропадет всякое желание есть самостоятельно. Однако родители не должны допускать и баловства за столом. Ребенок не должен играть с едой!

Наверное, не стоит объяснять родителям, что малыш должен перед едой мыть руки. Чем раньше вы приучите его соблюдать гигиену, тем быстрее у него сформируется эта полезная привычка.

Можно ли ребенку есть перед телевизором?

Во время еды следует выключать телевизор. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснилось, что дети, принимающие пищу под кадры из любимого мультика, плохо ее пережевывают и значительно меньше съедают. Но стоит им этот процесс сделать привычным, как они тут же начнут переедать, поглощая огромное количество плохо пережеванной пищи. В дальнейшем проблем с пищеварением им вряд ли удастся избежать.

Почему ребенок очень медленно ест: 2 распространенные причины

Во время еды малыша нельзя поторапливать. А что если он ест очень медленно? Как правило, медлительность ребенка связана с двумя причинами:

  1. Он осторожничает, боясь услышать с вашей стороны критические замечания.
  2. Он специально тормозит процесс, надеясь, что ваше терпение лопнет, и вы его покормите сами. Исправить данную ситуацию можно очень простым способом – по возможности садиться за стол всей семьей. Закончив прием пищи, сразу же расходиться по своим делам. Капуше-малышу не понравится оставаться в одиночестве за столом, и он постарается не отставать.

Кроме всего прочего, нужно строго придерживаться режима и принимать пищу в одно и то же время. Ужин должен заканчиваться за два часа до сна.

Главное правило, которое должны усвоить все родители — если ребенок не хочет есть, не стоит его заставлять. Никаких: «Ложечку за папу, ложечку за маму». Проголодавшись, малыш сам попросит еду и с превеликим удовольствием съест ее самостоятельно. Детский психотерапевт Элисон Шеффер заметила, что человек может прожить без пищи неделю. Однако молодая мама уже через два часа начинает думать на тему – не умирает ли ее ребенок голодной смертью! Согласитесь, довольно ироничное замечание. Но до чего же верное!

Но если ребенок пропал аппетит, то нужно определить причину, почему ребенок плохо ест.

Как приучить ребенка кушать самостоятельно до года: пошаговая инструкция

Известный педиатр Е.О. Комаровский весь процесс обучения малыша данному навыку разделил на 4 этапа. По его мнению, еда должна быть не только вкусной и калорийной, но и яркой. А сам процесс обучения занимательным.

  1. Первый этап обучения должен быть наполнен игровыми моментами. Родители на этом этапе могут проявить все свои творческие способности. Хорошо, если во время еды малыша будут окружать любимые сказочные герои. Но это вовсе не означает, что на столе должны быть игрушки. Ничего подобного. Просто купите ребенку детскую посуду с красочным дизайном. Многие родители приобретают тарелки, на дне которых нарисованы сказочные герои. Пока малыш не съест кашу, он не увидит, кто скрывается на дне. Поверьте, имея такой стимул, он будет значительно охотней орудовать ложкой. Можно попросить ребенка накормить маму. Как правило, дети приходят в полный восторг от такой игры. Правда, мамам приходится «после обеда» довольно долго приводить себя в порядок. Кстати, Комаровский советует сначала дать малышу наиграться ложкой, рассмотреть ее как следует и только потом ставить перед ним тарелку.
  2. Второй этап – копирование. Малыша нужно усадить за стол рядом с собой и на собственном примере демонстрировать навыки владения ложкой. Дети в этом возрасте охотно повторяют все движения за родителями, этим и надо воспользоваться.
  3. Этап третий включает в себя «работу над ошибками». Родители должны внимательно следить за действиями малыша и при необходимости корректировать его движения.
  4. Этап четвертый – закрепление приобретенных навыков. В песочнице можно дать малышу лопатку, пусть строит куличики. Научившись пользоваться лопаткой, малыш скорее научится управляться и с ложкой. Кстати, по мнению Е. Комаровского дети до трех лет могут есть, держа ложку в любой руке – и в правой, и в левой. Переучивать их, перекладывая ложку из левой руки в правую, не стоит.

Что делать, если ребенок не хочет есть сам?

Ребенок не желает кушать самостоятельно: что делать?

Многие родители интересуются – можно ли позволять маленьким детям перекусывать или нужно дожидаться обеда? Можно. Но только малокалорийными продуктами. Например, можно дать яблоко или йогурт. Яблоко нужно порезать и дать малышу, чтобы он мог съедать кусочки самостоятельно.

Как показывает практика, детишки охотнее едят красиво украшенные блюда. Малышу, скорее всего, захочется самому съесть красивый цветочек, который будет находиться в его тарелке.

Как нельзя учить ребенка самостоятельно есть ложкой: ошибки родителей

Как научить ребенка аккуратно кушать ложкой?

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru


Смотрите также