Что делать с ребенком, который делает что-то назло? Ребенок 4 года делает все назло


О причинах плохого поведения. Почему ребенок делает все назло?

Иногда дети ведут себя «плохо». На мой взгляд, это понятие очень расплывчато и сугубо индивидуально, ведь что плохо для одного, вполне нормально для другого.

Если обобщить, то под плохим поведением я подразумеваю нарушение норм поведения, принятых в конкретной семье.Конечно, я не буду описывать все возможные ситуации, так как это сделать нереально, ведь детская фантазия на шалости просто безгранична.

Сегодня хотелось бы поговорить о такой причине плохого поведения ребенка, как привлечение внимания.

Через привлечение внимания родителей, делая все назло, проходят все дети, просто у некоторых это закрепляется, а у других нет.

Суть плохого поведения: дитятко словно намеренно нарушает правила, делает плохо, назло. Иногда кажется, что оно как плохое поведение ребенкабудто пытается довести родителей до белого каления и успокаивается только после того, как на него наорут.

Причины плохого поведения: чаще всего взрослые ругаются гораздо более бурно, чем хвалят. А если сюда добавить аксиому, что детям совершенно безразлично с каким знаком (+ или -) внимание им оказывают, то все становится ясно. Для карапуза однажды оказывается выгоднее вести себя плохо, так как на него сразу обращают внимание, а значит любят.

Последствия привлечения внимания негативным поведением: если такой стереотип поведения закрепляется, то это приводит к разным, не очень приятным вещам.

Во-первых, ребенок постепенно становится совершенно неуправляемым, ведь он начинает нарушать все правила, которые пытаются установить взрослые. Отмечу, что бывает и так, что малыши пытаются нарушать правила в духе «не убегать от мамы на улице, не убегать на дорогу».

Во-вторых, постепенно у ребенка формируется негативное самопредставление, заниженная самооценка, что не удивительно, так как ребенок себя плохо ведет, и на него все время ругаются. Как следствие, ребенок считает себя по жизни не достойным ничего хорошего, мотивации достижения успеха быть в такой ситуации не может в принципе. Ну и, конечно, он будет до последнего следовать ярлыку, который на него 100% навесят, например, лентяй, неряха, бестолочь, хулиган и т.п.

В-третьих, чем дольше ребенок находится в такой ситуации, тем больший иммунитет у него вырабатывается к положительному вниманию, то есть, спокойный тон, похвала на ребенка перестают действовать в принципе. Чем дальше, тем сложнее будет нормализовать общение. А какие фортели выкидывают такие дети в подростковом возрасте — это вообще отдельная тема.

Методы предотвращения плохого поведения:

причины плохого поведения

Итак, мы знаем, что ребенку нужно внимание. А добиваться его он очень хорошо научился негативными способами.

Значит, нам надо показать ребенку, что этот способ невыгоден по сравнению с привлечением внимания хорошими поступками.

Для этого надо хвалить малыша за любую мелочь. Если что-то получилось хоть чуть-чуть, если вежливо поздоровался и т.п. — обязательно хвалите! Хвалить надо за то, за что раньше не хвалили. Пусть вы будете его хвалить за вещи сами собой разумеющиеся («Я вот только сейчас поняла, что ты у меня такой большой уже, сам одеваешься. Как же я тобой горжусь!») . Нужно больше времени проводить вместе в новой обстановке.

И наоборот, максимально игнорируйте негативное поведение. Предупрежу сразу: если вы решительно настроены переломить сложившуюся ситуацию, то, возможно, Вам придется запастись валерьянкой и тому подобным, так как ребенок будет сначала проверять вас на прочность, будет стараться буквально выбить из вас негативную реакцию, ведь он так привык. Ни в коем случае поддаваться нельзя, на все проделки минимум реакции, спокойным тоном общаемся, то есть, не даем ребенку ожидаемой реакции. И максимально его хвалим, тискаем за положительные вещи. Дети — не дураки, достаточно быстро все понимают и переключаются; чем младше ребенок, тем проще это сделать. Хотя «рецидивы» бывают потом раза 3-4, дети как бы еще раз проверяют.

Загрузка...

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

detskoe-menu.com

kak-vyglyadit-rezonator - запись пользователя kubano4ka -Нина sweet design (kubano4ka) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Статьи, ссылки, литер-ра про детей

Попробуем разобраться с тем, почему дети делают что-то нам назло.

В первую очередь, это своеобразные «приступы самоутверждения», такое чаще всего бывает в кризисные возрастные периоды, когда самосознание ребенка достигает такого уровня развития, что он начинает особенно остро чувствовать себя независимым от окружающих, отдельным, отличным от других, индивидуальностью и личностью. Когда с ребенком это происходит, ему нужно убедиться в том, что его ощущения правильны - он и правда отделен, автономен и самостоятелен. Вы уже понимаете, какой самый простой это сделать? Разумеется, пойти против воли тех, кто, во-первых, ближе всего, а во-вторых, чаще всего выражает свою собственную волю и старается ее нам навязать (даже если это делается из лучших побуждений или не делается вообще, а нам только кажется). Этот бунт - протест против родителей наиболее отчетливо виден в возрасте трех лет и в подростковом возрасте, и пусть способы проявления негативизма по отношению к «предкам» различны в разные периоды жизни, суть их одна - тотальное отрицание как можно большего количества того, что исходит от родителей. Главное, что стоит понимать родителям и трехлеток, и подростков, так это то, что происходящее с их ребенком это не нонсенс, не проявление его мерзкого характера, он не испортился на всю жизнь и т.п. Это явление практически неизбежное (кризисы в той или иной степени проявления есть у каждого ребенка), но временное. И от того, как и что будем делать в этот сложный для ребенка период жизни мы с вами и зависит, насколько остро и долго будет это с ним происходить. Главное, запастись терпением и пониманием. Только терпение поможет вам пережить все бесконечные диалоги с трехлеткой - Пойдем гулять?- Нет- Значит остаемся дома...- Нет!Только терпение поможет вам сохранять спокойствие после очередного заявления вашего чада-старшеклассника о том, что «хватит лезть в его жизнь» и «перестаньте меня контролировать». Терпение и понимание того, что это «назло» на самом деле не совсем чистое «назло». То, что делает ваш ребенок это не для того, чтобы позлить и вывести вас из себя (хотя поверить в это порой трудно), это для того, чтобы определить границы своей личности и личности вашей. И, к сожалению, природой так задумано, что выстраиваются эти границы именно так - постоянными проверками, что можно, а что нельзя, что вы способны вытерпеть, а на чем наконец взорветесь, и чем сильнее ваша негативная реакция, тем больше у вашего чада азарта и желания продолжать. Надеюсь, я убедила вас в том, что ваш протестующий ребенок это не монстр, и нет смысла самим становиться монстром еще более сильным и страшным, чтобы его победить.

Вторая причина, по которой ребенок может делать что-то назло, покажется вам странной, но так бывает и, увы, очень часто. Речь идет о так называемом «негативном внимании». Если ребенку не хватает вашего внимания позитивного (подтверждения, что его любят, им дорожат, его ценят и т.п.) или нейтрального (подтверждения, что им интересуются, с ним общаются, заботятся о нем), то ему ничего не остается, как привлекать к себе ваше негативное внимание. Негативное внимание, к слову сказать, мы раздариваем с гораздо большим усердием и легкостью, чем позитивное - мы можем не заметить достижений и успехов нашего ребенка, но что-то нам неугодное вряд ли проскользнет мимо нашего бдительного ока и чуткого уха. Именно этим многие дети и пользуются, они начинают безобидно шалить или серьезно испытывать наше терпение, едва ли не издеваясь. Но, если вам станет понятно, что частые хулиганства вашего ребенка это всего-навсего замаскированный призыв «обрати на меня внимание, пожалуйста», то вам без труда станет ясно, как следует изменить свое поведение, чтобы подобные представления больше не повторялись.

Совсем маленькие дети, как правило до приближения к трехлетнему возрасту тоже могут делать что-то, как нам кажется, назло, однако это на самом деле проявление их тотального желания исследовать окружающий мир, в данном случае исследовать огромное поле человеческих эмоций и чувств, возможностей их проявлять и выражать. В раннем возрасте ребенок представляет собой очень чуткий эмоциональный резонатор (это необходимо ему в прямом смысле слова для выживания), и именно на наших всплесках чувств учится удивляться и радоваться, грустить и злиться. От того, какие эмоции и какие модели поведения вы будете ребенку демонстрировать, во многом зависит то, что он будет переживать и как выражать это в своей дальнейшей жизни.

«Что делать, если ребенок делает что-то мне назло?», - этим вопросом рано или поздно озадачиваются все мамы, а дети делают что-то назло родителям и в три года, и в пять, и в четырнадцать.

Классический пример такого «назло» выглядит так «Я ему запретила, а он смотрит на меня, хитро улыбается и все равно делает». Но, дорогие родители, хочу вас огорчить, это еще не назло. А вот когда вы с пеной у рта подбегаете к ребенку, трясущимися от негодования руками хватаете его за шкирку и издаете вопль из серии «я тебе что сказала?» и далее по тексту, вот это уже свершилось то самое «назло». Я конечно утрирую, родители, разумеется, не такие монстры как я обрисовала, однако, я думаю, главная мысль теперь вполне понятна - говорить о том, что что-то сделано назло можно только тогда, когда имеется реакция - недовольство, злость, раздражение, гнев, негодование, ярость и т.п. со стороны того, на кого это «назло» было направлено. Отсюда несколько следствий. Первое - практически невозможно сделать назло тому, кто не склонен в принципе испытывать такое чувство как злость. Второе - свершится «назло» или нет, зависит только от вас, если это «назло» делают вам. И, вы уже можете и сами сформулировать третье - если ваша реакция будет максимально спокойной, всякий смысл делать «назло» пропадает, в искусстве «назло» жанр театр одного актера не востребован. Итак, первый и, надо сказать, самый эффективный способ бороться с «назло», какие бы причины не лежали в основе этого поведения у вашего ребенка, это просто не обращать внимания. Правда, есть одно условие, это работает, только если вы реально можете не обращать внимание на то, что происходит (если ребенок делает что-то, что угрожает его жизни и здоровью, сделать вид, что вам это все равно у вас вряд ли получится), если вы не будете по-настоящему спокойны, ничего не получится. Если речь идет о нарушении каких-то принципиальных для вас запретов, и ребенок вновь и вновь делает то, что вы не допускаете, возможно, стоит еще раз прочитать (или прочитать впервые) уже опубликованную мною статью о том, как правильно запрещать. Вообще действие вопреки запрету это второй (кроме ожидаемой реакции) неотъемлемый компонент формулы хорошего «назло», поэтому тема «назло» переплетается с темой «нельзя» как нельзя более тесно.

Кстати, так же как и в случае с запретами, в случае с «назло» нужно в первую очередь разобраться в собственных чувствах - что именно из того, что делает ребенок вызывает в вас раздражение? Рассыпать крупу нельзя потому, что вы не можете себе позволить купить новый пакет или потому, что вам просто не хочется лишний раз подметать пол, а может быть запрет на игру с едой вообще это ваш принцип. Если вы разберетесь в себе, вам станет значительно понятнее, как себя вести - смириться и научить малыша подметать пол самому (я нисколько не шучу) или просто убрать крупу в недоступное для ребенка место.

Ну и последнее, что стоит сказать в этой теме, так это напомнить вам о том, что ничто не мешает вам выражать любые возникающие у вас чувства, если вы делаете это в приемлемой, адекватной форме, не вредя окружающим. Так что, если политика «я ничего не вижу, мне все равно» у вас не пройдет, можете смело сообщить своему чаду после устроенного для вас очередного спектакля, что вы злитесь, вам неприятно и подобное поведение вам совсем не нравится. Если вы сделаете это искренне, ваши интонации и жесты будут соответствующими и слова убедительными, клянусь вам, ребенок как минимум задумается (какого бы возраста он не был), ведь растаивать маму совсем не в его принципах и интересах.

Источник

http://www.minibanda.ru/cm-1/blog/index.aspx

www.babyblog.ru

Почему? Кризис у ребенка. Советы

Любой кризис в жизни семьи – тяжелое испытание, пройти его надо с достоинством. Почему ребенок меняется на глазах (и, заметьте, не в лучшую сторону), как долго это продлится и как реагировать на проявления основных линий поведения в столь сложный период мы и обсудим в этой статье.

 Ребенок делает все назло или кризис трех лет

Другое название этого кризиса «Я — сам», оно гораздо глубже объясняет всю сущность проблемы. Обусловлена она осознанием собственной личности крохи. До этого периода ребенок не воспринимает себя, как члена общества. Он уже четко уяснил свое имя, имена своих родных, названия и значения многих слов, но вот до познания внутреннего мира до сей поры дело все никак не доходило… Часто от двухлетних крошек можно слышать «Лиза хочет то-то», «Ваня сделал то-то». То есть ребенок не употребляет «Я», а заменяет его собственным именем, не понимает взаимосвязь. Так же в основу личностного конфликта ложатся новые возможности малыша – он преуспевает в основах самообслуживания и ему кажется, что он вполне может справится с «проблемами» самостоятельно. Отрицание помощи, настаивание на собственном мнении, проба подчинить себе мир не заставляют себя ждать.

7 проявлений кризиса у ребенка

Психологами подмечено, что реакцией на изменение привычных мироощущений становится так называемое «семизвездие» — 7 проявлений этого кризиса. Совершенно не факт, что вы прочувствуете на себе все семь и степень их проявления «зашкалит», но кто предупрежден…

  1.           Итак, первым проявлением назовем упрямство. Это наиболее часто встречающийся вариант. Ребенок настаивает на чем-то не по необходимости, а просто потому, что уже сказал. В данном случае уговоры не помогут – ребенок делает все назло. Ищите компромиссы, не настаивайте на своем, учитесь договариваться путем изменений формулировки вопроса. Если ваши нервы крепки, а требование ребенка не угрожает его жизни и здоровью, согласитесь с его решением. Таким образом, вы воспитываете волю и умение «держать слово». Однако чрезмерно потакать не стоит – рискуете вырастить эгоиста и деспота.
  2. Вторым проявлением является поведение «наоборот» или негативизм (виденье мира в противоположных красках). Здесь тоже очень закономерен вопрос «почему ребенок делает все назло?». Потому, что хочет противоречить взрослым. И проблема здесь не в плохом поведении, а в реакции на взрослых, на их предложения. Ребенок стремиться найти истину методом «от противного» (противоположного). Правильно реагировать можно только используя ситуацию, предлагайте то, что вредно и молчите о полезном, ребенок попросит сам. Так вы формируете собственное мнение малыша и способность его отстаивать.
  3. Третий вариант поведения – строптивость. Выражение собственного недовольства, становление под вопрос любого утверждения взрослого и опять же поведение ребенка, когда он делает все назло, сопротивляется, устанавливает свои рамки во всех направлениях жизнедеятельности. Здесь главное терпение и ненавязчивые предложения в момент, когда «гнев сменился на милость». Понимая, что не все, что родители говорят – «плохо», ребенок учится доверять, уважать мнение окружающих, принимать и следовать советам.
  4. Четвертая звезда – своеволие. «Все будет по-моему» — как бы решают малыши и категорически отрицают любую помощь. Берясь за все подряд, не спросив совета или разрешения, они рискуют причинить себе вред, поскольку их возможности в собственных глазах серьезно завышены. Действия взрослых – давайте делать посильные дела и контролируйте и помогайте, когда деточка берется за что-то посерьезнее. Не оставляйте кроху одну там, где он (или она) может травмироваться, начав подражать вам (например на кухне, где есть кипяток, газ, ножи и прочее).
  5. Пятым симптомом кризиса считается бунтарное  поведение. Невероятная агрессия, направленная на все окружающее, желание «воевать» со всеми – очень неприятное проявление этого периода. Направьте энергию в мирные цели, выматывайте протестанта, выплеснув накопившуюся агрессию, малыш навряд ли найдет в себе силы скандалить. Если такой возможности нет пытайтесь выяснить, что послужило причиной столь яркой эмоциональной вспышки, проговорите с ним проблему, так вы научите малыша формулировать мысли и полноценно общаться.
  6. Шестое проявление – деспотизм. Тут кроха, который решил поделить пальму первенства, пытается управлять всей семьей. Допускать этого нельзя категорически, если вы не можете совладать с таким малышом, что же будет позже, например, в подростковом возрасте? Давайте малышу разумную свободу в тех жизненных ситуациях и решениях, которые касаются его самого. Все остальные вопросы решают «вожаки» (мама, папа или люди, находящиеся «у руля семейной лодки»).
  7. И, наконец, последний «алмаз» — обесценивание. Все вокруг изменилось. Правила поведения – пересматриваются, авторитет – теряется, интересы – сменились. Ребенок резко перестает считаться и интересоваться всем тем, что когда-то было для него любимо и свято. Что делать измученным родителям – подождать. Когда «новый мир» станет скучным, вы можете предложить варианты замещения увлечений, занятий, ценностей.

         Ребенок делает все назло – не страшно. Вооружайтесь терпением, запасайтесь пониманием и продолжайте воспитывать будущего человека! Не бойтесь, все пройдет. И это тоже!

 

razvitiedetei.info

Что делать с ребенком, который делает что-то назло?

«Что делать, если ребенок делает что-то мне назло?», - этим вопросом рано или поздно озадачиваются все мамы, а дети делают что-то назло родителям и в три года, и в пять, и в четырнадцать. Классический пример такого «назло» выглядит так «Я ему запретила, а он смотрит на меня, хитро улыбается и…

«Что делать, если ребенок делает что-то мне назло?», - этим вопросом рано или поздно озадачиваются все мамы, а дети делают что-то назло родителям и в три года, и в пять, и в четырнадцать.

Классический пример такого «назло» выглядит так «Я ему запретила, а он смотрит на меня, хитро улыбается и все равно делает». Но, дорогие родители, хочу вас огорчить, это еще не назло. А вот когда вы с пеной у рта подбегаете к ребенку, трясущимися от негодования руками хватаете его за шкирку и издаете вопль из серии «я тебе что сказала?» и далее по тексту, вот это уже свершилось то самое «назло». Я конечно утрирую, родители, разумеется, не такие монстры как я обрисовала, однако, я думаю, главная мысль теперь вполне понятна - говорить о том, что что-то сделано назло можно только тогда, когда имеется реакция - недовольство, злость, раздражение, гнев, негодование, ярость и т.п. со стороны того, на кого это «назло» было направлено. Отсюда несколько следствий. Первое - практически невозможно сделать назло тому, кто не склонен в принципе испытывать такое чувство как злость. Второе - свершится «назло» или нет, зависит только от вас, если это «назло» делают вам. И, вы уже можете и сами сформулировать третье - если ваша реакция будет максимально спокойной, всякий смысл делать «назло» пропадает, в искусстве «назло» жанр театр одного актера не востребован. Итак, первый и, надо сказать, самый эффективный способ бороться с «назло», какие бы причины не лежали в основе этого поведения у вашего ребенка, это просто не обращать внимания. Правда, есть одно условие, это работает, только если вы реально можете не обращать внимание на то, что происходит (если ребенок делает что-то, что угрожает его жизни и здоровью, сделать вид, что вам это все равно у вас вряд ли получится), если вы не будете по-настоящему спокойны, ничего не получится. Если речь идет о нарушении каких-то принципиальных для вас запретов, и ребенок вновь и вновь делает то, что вы не допускаете, возможно, стоит еще раз прочитать (или прочитать впервые) уже опубликованную мною статью о том, как правильно запрещать. Вообще действие вопреки запрету это второй (кроме ожидаемой реакции) неотъемлемый компонент формулы хорошего «назло», поэтому тема «назло» переплетается с темой «нельзя» как нельзя более тесно.

Кстати, так же как и в случае с запретами, в случае с «назло» нужно в первую очередь разобраться в собственных чувствах - что именно из того, что делает ребенок вызывает в вас раздражение? Рассыпать крупу нельзя потому, что вы не можете себе позволить купить новый пакет или потому, что вам просто не хочется лишний раз подметать пол, а может быть запрет на игру с едой вообще это ваш принцип. Если вы разберетесь в себе, вам станет значительно понятнее, как себя вести - смириться и научить малыша подметать пол самому (я нисколько не шучу) или просто убрать крупу в недоступное для ребенка место.

Ну и последнее, что стоит сказать в этой теме, так это напомнить вам о том, что ничто не мешает вам выражать любые возникающие у вас чувства, если вы делаете это в приемлемой, адекватной форме, не вредя окружающим. Так что, если политика «я ничего не вижу, мне все равно» у вас не пройдет, можете смело сообщить своему чаду после устроенного для вас очередного спектакля, что вы злитесь, вам неприятно и подобное поведение вам совсем не нравится. Если вы сделаете это искренне, ваши интонации и жесты будут соответствующими и слова убедительными, клянусь вам, ребенок как минимум задумается (какого бы возраста он не был), ведь растаивать маму совсем не в его принципах и интересах.

www.minibanda.ru


Смотрите также