Что делать, если ребенок плохо учится в школе? Ребенок в 4 классе плохо учится
Ребёнок плохо учится, что делать
Если ребёнок плохо учится, что делать
Если ребёнок плохо учится, то это, кроме переживаний, приносит немало дополнительных хлопот: требует много нервов и времени.
В общем, чаще всего, это первая большая проблема и в жизни родителя, и ребёнка школьника.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Если ребёнок плохо учится, то тут очень большую, если не решающую, роль играет время
1. Где взять время, чтобы заниматься с ребёнком уроками, если ребёнок плохо учится?
Когда, казалось бы, родители, только, слегка вздохнули с облегчением. Мол, сейчас в школу – вроде, как повзрослел – «ложку у рта держать не надо».
2. Второй фактор: время выступает уже в другой ипостаси, и тоже не менее важной и сложной.
Смысл здесь и проблема в том, что, если ребёнок плохо учится и будет плохо учиться до 3-5 класса, то это очень плохо, потому что:
— У него это, учиться плохо, войдёт в стойкую привычку.
— У вас, это, тоже, станет некой привычкой. Во всяком случае, двойки вашего ребёнка не будут так будоражить ваш разум и эмоции, как в начале.
— Если ребёнок плохо учится, то в школе учителя и одноклассники «прилепят» к ребёнку ярлык: Двоечник – что с него взять.
А отсюда: они, учителя, будут делать вид, что учат ребёнка, а он – что учится. А одноклассники, будут к нему относиться соответственно.
Тут, ещё, усиливается опасность попасть в плохую компанию двоечников и лоботрясов.
О важности хорошей учёбы в начальных классах
— Как бы там ни было, но в начальных классах закладываются не только основы знаний по всем предметам (правильнее сказать, по всем наукам). Но и отношение к учёбе со стороны ребёнка.
То есть, в его самосознании закладывается его самооценка как ученика.
Если ребёнок плохо учится, то он, и сам на себя уже привычно будет смотреть как на двоечника, а далее, как на неудачника, и так далее.
— Даже, если ребёнок в средних или старших классах «спохватится» — «возьмётся за ум». Ему будет очень тяжело учиться без первичных знаний, без навыков обучения, и прочее.
Ну и сопутствует этому всему, различные психологические проблемы самого ребёнка, и отклонения в нормальном формировании его как личности.
Понятно: одно дело, когда ребёнок вступает в отношения со всеми, а в особенности со сверстниками, в роли хорошего ученика, а не только парня или девочки – это одно.
А когда в роли неуспевающего, – он становится неким изгоем у «хороших» одноклассников, с явной тенденцией попасть в неблагополучную компанию.
Но дело, даже не только в этом: именно в это время вовсю формируется личность ребёнка. Кем он будет себя сам осознавать: как хороший парень, девочка, или как бесталанный человек?
Собственно, от этой самооценки, он и будет, потом, начинать свою взрослую жизнь тем или иным образом.
Впрочем, если вы читаете эту статью и ознакомились с предыдущей статьёй, ссылка на которую дана в конце. То значит, вы сами прекрасно понимаете всю серьёзность и опасность ситуации, если ребёнок плохо учится.
И всерьёз имеете намерение с этим не мириться.
Как заниматься с ребёнком уроками
Сразу скажу, что в своих советах я буду основываться не только на своих знаниях, как преподаватель и учитель по образованию, но и как родитель своих детей.
А мои дети, увы, никак не попали в единицы тех детей, которые имеют природную тягу к обучению и любовь к академическим знаниям.
Им, как и большинству детей, хочется пребывать в счастливом детстве – ни забот, ни хлопот, ни ответственности.
Кстати, некоторые люди, нашли возможным быть, и способы пребывать в таком состоянии, и во взрослые годы.
Чтобы знать, как заниматься с ребёнком уроками, если ребёнок плохо учится, нужно самому понять, что он не понимает или не может понять в учёбе.
Если ребёнок плохо учится, не спешите говорить, что он не понимает ничего.
Такого не может быть по факту: раз до школьных лет, ни вы, ни врачи, ни воспитатели в садике, не выявили у него олигофрению. То значит, её нет, и не будет.
Конечно, если ребёнок начнёт конкретно и сильно отставать от своих сверстников в учёбе, то признаки дебилизма, тугодумия, у него однозначно появятся.
Но ведь, мы об этом, собственно, и беспокоимся, — чтобы он таким не стал.
Пример, как заниматься с ребёнком
Давайте, разберём ситуацию на примере. Мне же, тоже, приходится заниматься с ребёнком – моим сыном четвероклассником, притом каждый день.
Хорошо, ещё, что у дочери третьеклассницы, меньше проблем с учёбой:
— она приноровилась консультироваться при выполнении домашних заданий с мамой, в основном по телефону, и с одноклассниками, тоже — по телефону (мобилке).
И ещё: ей больше повезло с учительницей, в отличие от сына – у него учительница – заочница-студентка, со всеми последствиями.
Задача по математике: Рабочие отремонтировали дорогу. Её длина 800 метров, а ширина – 15 метров.
Сколько ушло асфальта на ремонт дороги, если известно, что на 100 квадратных метров они расходовали 3 тонны асфальта?
Ваша дочь или сын, 9-10 лет, её может решить самостоятельно или с вашей подсказки? А мой не может. Почему?
Если ребёнок плохо учится, как заниматься с ребёнком уроками по математике?
Ещё статьи по этой тематике
Продолжение, начало, смотрите: Если ребёнок плохо учится. Как заниматься учёбой дома?
Продолжение этой статьи: Как помочь ребёнку учиться, что нужно знать родителям школьников
Как учить ребёнка — как помочь ребёнку с домашними заданиями
love-family-life.info
Что делать, если ребенок плохо учится?
Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники
Отличные оценки – основание для родительской гордости. Если ребенок не отличник, а хорошист, то к этому, как правило, в семье относятся с пониманием. Но около 20% учащихся имеют успеваемость ниже среднего и причиной тому отнюдь не нежелание ребенка хорошо учиться. Иногда малыши уже с младших классов не проявляют себя как способные ученики, а порой неуспеваемость проявляется в старшей школе. Существует несколько факторов, под влиянием которых дети плохо усваивают материал школьной программы. Задача родителей – выяснить, почему их чадо плохо учится, предпринять все возможные меры для улучшения его успеваемости.
Хорошие отметки не показатель успешности в будущемИ действительно, не все отличники становятся успешными людьми. Даже напротив, многие талантливые и известные личности, выдающиеся научные, политические и культурные деятели имели определенные трудности с освоением школьной программы. Так, единственным предметом, в котором имел высокую успеваемость Альберт Эйнштейн, была математика. Известного естествоиспытателя Карла Линея преподаватели гимназии рекомендовали родителям отдать в ремесленники. Мэрилин Монро на письме совершала множество грамматических ошибок, прекрасно осознавая свою проблему.
Изобретателя Томаса Эдисона в школьные годы считали умственно отсталым. Основатель Facebook Марк Цукерберг заработал миллионы, хотя никогда не был особо успешен в школе. Билл Гейтс тоже никогда не был отличником или даже круглым хорошистом, но основал многомиллионную транснациональную компанию Microsoft Corporation. Учитывая сказанное, не стоит полностью сосредотачивать внимание (свое и ребенка) на одной лишь учебе в школе. Но, к сожалению, двоечники не всегда достигают успеха. Гениев среди них не так уж много, поэтому следует помочь ребенку освоить школьную программу, скорректировав причины, которые ему мешают учиться.
В чем причина плохой успеваемости?Существует масса проблем, которые являются препятствием на пути к освоению школьного материала. Постараемся сформулировать основные из них:
1. Задержка развития. В 20% случаев причинами плохой успеваемости становится дисфункция мозга или задержка психического развития. Так, умственная отсталость может наблюдаться у детей пьющих матерей (алкогольный синдром плода), стать результатом черепно-мозговой травмы, психологического потрясения (в том числе разлука с матерью, например, у детдомовских малышей), перенесенного инфекционного заболевания, которое протекало тяжело и долго.
Иногда задержку вызывает применение наркоза в процессе операционного вмешательства, особенно если требуется проведение нескольких операций подряд. Не всегда удается выявить отставание в развитии на ранней стадии, поскольку маленькие детки по своей природе любят учиться, они любознательны, а посему старательно заучивают стихи, выводят буквы, чертят, рисуют. Но впоследствии у них возникают трудности с запоминанием и анализом сложных правил правописания, алгебраических, физических, химических формул, им трудно строить логические цепочки.
2. Различные заболевания и расстройства. Существует множество нарушений, способных повлиять на получение, восприятие и обработку информации. Так, самой распространенной из них является плохое зрение.
Деткам, которые плохо видят, трудно читать с доски, они быстрее устают, близко наклоняются к тетрадке, что создает дополнительную нагрузку на позвоночник.
Второй по популярности проблемой является плохой слух. Слабослышащие дети не всегда верно могут понять объяснения или вопросы преподавателя. Если нарушено восприятие информации, то получение знаний затруднено. Детки, страдающие аутизмом, например, не обделены интеллектуальными способностями, но они не могут сконцентрироваться, одни предметы могут их интересовать больше других. При таких расстройствах, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, ребенок просто не видит разницы между буквами, словами, цифрами, его мозг не обрабатывает информацию должным образом.
Полезно знать: случается, что обычное инфекционное заболевание становится источником проблем в школе, так как ребенок много пропустил за время болезни. Даже глистная инвазия может стать причиной плохой успеваемости, поскольку детский организм болезненно реагирует на любые неполадки, как следствие у ребенка повышается утомляемость, снижается концентрация внимания.
3. Проблемы в семье. Дети очень впечатлительны, поэтому любые конфликтные и трагические ситуации (смерть близкого человека, к примеру) в семье они воспринимают близко к сердцу.
Полезно знать: если родители постоянно ругаются и ребенок все это видит и слышит, то ему потом очень сложно сосредоточиться на выполнении уроков.
И даже в школе тревожные мысли не покидают таких малышей, поэтому им трудно воспринимать объяснения материала, которые дает учитель, отвечать на вопросы. Их мысли заняты совершенно другим, невзгодами, связанными с семейными дрязгами и конфликтными ситуациями. Неизбежно сказываются на успеваемости финансовые трудности семьи, карьерные проблемы родителей, насилие и алкоголизм в семье.
4. Плохая дошкольная подготовка. В раннем детстве формируются особенности поведения, закладываются подходы к обучению, осознание его необходимости, поэтому дошкольная подготовка играет особую роль в школьной успеваемости. Особенно если родители выбирают для своего чада не обычную школу, а лицей, то к повышенным нагрузкам, которые будут предложены в этом учебном заведении нужно подготовить ребенка заранее.
5. Завышенные родительские требования. Нередко родители пытаются реализовать свои амбиции за счет родного чада. Ребенок для них нечто вроде проекта, который просто не может быть неудачным. Поэтому взрослые проявляют повышенную требовательность к отметкам малыша хотя они зачастую являются лишь числовым, а не объективным отражением его знаний.
6. Слишком большая нагрузка. Пытаясь вырастить всесторонне развитого ребенка, многие родители водят свое чадо на различные дополнительные занятия, кружки и так далее. В результате у малыша создается настолько плотный учебный график, что не остается времени на отдых, игры с друзьями, любимые игрушки.
Такие дети могут совершенно не уставать физически, но большая психологическая нагрузка превращает обучение в каторгу, против которой они восстают. Как результат – плохая успеваемость.
7. Отсутствие склонности к изучению предмета. Все дети разные. С этим никто не станет спорить. Поэтому требовать от них одинаковых успехов по всем предметам абсурдно. Одни детки проявляют склонность к изучению гуманитарных наук, им хорошо дается освоение литературы, языков, географии, истории. Другие делают успехи в точных науках, им легко дается изучение физики, математики, информатики, химии, черчения. Другое дело, что постоянные неудачи по какому-то одному предмету могут подавить интерес к учебе в общем и целом.
8. Психологические сложности. Умение выстраивать взаимоотношения формируются с самого раннего детства. Если ребенок был ограничен в общении, то при поступлении в школу он неизбежно столкнется с массой трудностей. Детки, которые не посещали детский сад, часто не умеют строить отношения со сверстниками. Когда родители не уделят достаточно внимания своему малышу, то он не учится находить общий язык с взрослыми. Более того, и сверстники, и педагоги тоже люди, со своими проблемами и характером. Как результат у ребенка складываются напряженные отношения с одноклассниками и преподавателями, что не способствует хорошей успеваемости.
9. Специфика темперамента ребенка и другие индивидуальные особенности. Случается, что ребенок изучил тему и все знает, но получает плохую отметку, так как не смог ответить. Это случается, если он в силу своего характера слишком застенчив или у него есть страх перед аудиторией. Другие дети, напротив, могут проявлять излишнюю самоуверенность и не готовить домашнее задание. Как результат они получают низкие оценки, тогда как регулярные занятия могут исправить ситуацию. Бывает и так, что на малыша с детства навешен ярлык неумехи, поэтому он продолжает ему соответствовать и в школьные годы, хотя его интеллект позволяет учиться хорошо.
Полезно знать: школьная программа не рассчитана на индивидуальный подход, поэтому если ребенок от природы медлительный или невнимательный, то у него возникают трудности с обучением.
Задача родителей – помочь своему чаду овладеть навыками эффективной работы с информацией и развить способности к самообразованию.
10. Лень. Пожалуй, банальная лень и отсутствие мотивации являются самыми распространенными причинами неуспеваемости в школе. В этом случае способный ребенок, который теоретически имеет достаточно времени для выполнения домашних заданий, подготовки к урокам, отдает предпочтение просмотру телевизора, компьютерным играм и другим развлечениям. Причиной такого поведения может быть плохой родительский пример, возможно, школьник просто копирует привычки взрослых членов семьи. С другой стороны, если ребенку скучно на занятиях и его ничто не подстегивает к приобретению знаний, то и оценки он будет получать низкие.
Чем помочь ребенку?Не только родителей волнует плохая успеваемость их детей, сами школьники тоже переживают по этому поводу, хотя внешне могут проявлять показное безразличие. Ученики младших классов наиболее склонны к переживаниям по поводу плохих отметок, поскольку учеба в школе имеет особое значение в их жизни. У таких деток страдает самооценка, они становятся неуверенными в себе, а давление со стороны родных в этом случае может только усугубить ситуацию.
Но подобные проблемы, как следует из сказанного выше, не материализуются из неоткуда. Память и способности к обучению у детей развиваются постепенно.
Важно: для того чтобы развитие этих функций проходило нормально с дошкольниками нужно регулярно заниматься, одновременно ограничивая поток информации.
При этом нужно следить за тем, чтобы питание чада было полноценным, так как для развития организма необходимы витамины и прочие ресурсы. Деткам, отстающим в развитии, может потребоваться посещение специальных занятий.
Объемы учебных материалов, которые предстоит осваивать ребенку уже с первого класса, просто колоссальны, поэтому особое внимание следует уделить дошкольной подготовке.
Полезно знать: в первую очередь необходимо сформировать у ребенка навыки самодисциплины, желание к самообучению, самостоятельной работе, приучить его соблюдать режим дня.
Для этого нужно интересоваться достижениями и успехами своего чада, стараться закрепить его новые умения, пройденный материал. Хотя переусердствовать в дошкольном образовании тоже не стоит, так как малыш, которому все слишком легко дается в начальных классах, может испытывать трудности в учебе в последующие годы. Или можно подумать о переводе в следующий класс.
Если ребенок плохо учится, то для начала нужно выяснить, нет ли у него проблем со здоровьем. Заподозрить ухудшение зрения можно понаблюдав за ним во время подготовки домашнего задания (если он наклоняется к тетрадке) или попросив прочитать какую-нибудь вывеску во время прогулки. Слух малыша можно проверить с помощью шепотной речи просто прошептав у него за спиной что-нибудь (например, слово конфета). Если у ребенка плохое зрение или слух, то можно попросить преподавателя пересадить его на первую парту. Вычислительные способности, смекалку можно проверить, предложив ребенку решить логические задачки, поиграв с ним в настольные игры. Если с этими задачами школьник справляется легко, то, скорее всего, проблема неуспеваемости в школе не в его здоровье или интеллекте, а в отсутствии мотивации и лени.
По отношению к ребенку, который ленится, можно предпринимать жесткие меры. Например, лишить его компьютера, запретить смотреть телевизор до тех пор, пока он не сделает уроки. Но заставить ребенка учиться невозможно, зато можно мотивировать его к обучению с помощью системы поощрений.
Важно: нужно отмечать достижения малыша, хвалить за хорошие отметки, а вот наказаний, напротив, нужно избегать. Такое проявление негатива не имеет ничего общего с мотивацией.
Абсолютное табу накладывается на сравнение собственного чада с другими более успешными учениками. Сравнительный прием можно использовать, только чтобы показать, как ребенок превзошел собственные результаты.
Также следует провести с дочкой или сыном разъяснительную беседу, в которой заметить, что приобретенные знания могут пригодиться в определенных сферах жизни, расспросить ребенка, какой выход он сам видит из сложившейся ситуации. Из двоечника сделать отличника у родителей, скорее всего, не получится, но он сможет стать уверенным середнячком, ведь к старательным и трудолюбивым ученикам преподаватели проявляют определенную снисходительность. Кроме того, в качестве разовой меры можно перевести закоренелого двоечника в новую школу. Вполне возможно, что смена учительского состава и детского коллектива мотивирует его на смену собственного амплуа на более достойное.
Если ребенок, который в детском саду проявлял себя способным учеником, в школе вдруг стал плохо учиться, то, вполне возможно, что переход от игровой формы обучения к общеобразовательной ему плохо дается или преподаватель непонятно объясняет. В этом случае можно попробовать изучать пройденный материал дома привычным способом – с помощью игры. Случается, что детки, которые в садике опережали своих сверстников во всем, в школе вдруг оказываются далеко не первыми. В этом случае нужно позаниматься с ребенком дополнительно. Нивелировать отставание в изучении школьного материала наняв репетитора можно и если он болел.
Совет: для того чтобы ребенок добился успеха в учебе очень важно создавать для него ситуации успеха.
Нужно постараться найти такую сферу деятельности, где он сможет себя проявить. Это может быть спорт или искусство. Если малыш почувствует себя победителем хоть в чем-то, то непременно начнет преуспевать и в других сферах жизни. Не следует родителям забывать и о своем поведении. Дабы не стать плохим примером для своего малыша нудно откорректировать свои привычки. К примеру, вместо просмотра телевизора можно пойти всей семьей в парк или найти какое-нибудь хобби.
Источник
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники
psychologylivelife.net
Почему ребенок плохо учится в школе
Школьная пора— самое беззаботное и весёлое время в жизни человека. К этому выводу мы приходим только после окончания школьных «мучений». Но наши дети считают, что школа— это все плохое и скучное, что с ними случается каждый день. Редкий случай, когда ребёнок радуется каждому новому деньку, проведённому в школе. Если ваш ребенок плохо учится и приносит в дневнике не радующие вас отметки, стоит задуматься о причине такого результата. Что могло привести к этому?
Причины получения плохой оценки:
— Не стоит сразу предполагать, что ваш ребёнок отстаёт в развитии. Ведь на протяжении всего его детства и взросления, вы должны следить, чтобы интеллект и физические возможности ребёнка соответствовали возможностям его сверстников.
— Обратите особое внимание на то, чтобы у вашего ребёнка сложились хорошие отношения в коллективе. Ведь многое зависит от коммуникаций вашего школьника с его одноклассниками и учителями. Никто, даже взрослый, не захочет идти туда, где ему не симпатизируют.
— Не давите на своего ребёнка из-за оценок. Ведь когда малыш знает, что его будут ругать дома за плохие оценки, он изначально становится менее уверен в своих возможностях. Попытайтесь с пониманием подходить ко всем проблемам. И если у крохи что-то не получается – помогите.
— Есть вероятность, что причина плохой успеваемости заложена в родителях. Сегодня не новость, когда родители с раннего возраста пичкают своё чадо кучей информации, которая, во-первых, не успевает усваиваться, а во-вторых, неинтересна ребёнку. В таком случае, когда «вундеркинд» достигает школьного возраста, ему наскучивает весь процесс учёбы и он перестаёт интересоваться чем-либо.
— Если ребенок очень плохо учится, у него могут быть проблемы с концентрацией внимания. В результате этого на уроках он погружён в мир фантазий, вместо того, чтобы слушать учителя. Фантазируя, ребёнок как бы компенсирует недостачу внимания от родителей. Так, что не забывайте о том, что дитя нуждается во внимании, любви и ласке.
В большинстве случаев проблемы детей в школе зависят от отношений в семье. Взрослые часто пытаются собственные мечты и желания воплотить в своих детях. И поэтому муштруют их по поводу оценок. Этого делать не стоит. Помогите своему школьнику в организации учебного процесса.
Что делать, если оценки плохие:
— Предложите составить список заданий, которые ему предстоит сделать. Для того чтобы больше заинтересовать ребёнка в этой затее, приобретите интересный блокнот. Тогда ваш малыш будет чувствовать себя взрослым, да и распределит время для выполнения предстоящих заданий.
— Прономеруйте задания в той очерёдности, в которой кроха их будет исполнять. Не надо очень строго подходить к этому процессу. Так, что переменки всегда будут кстати. Небольшие перерывы позволят ребёнку отдохнуть от монотонной работы и освежит маленькую головку, для дальнейшего получения информации.
— Проследите, чтобы все отвлекающие факторы были изъяты из комнаты, где малыш занят уроками. В том случае, если вы проживаете в однокомнатной квартире, придётся отказаться от просмотра любимого сериала.
— Лучше всего уделять время урокам каждый день в определённый период. Так, у крохи выработается привычка, что в такое-то время он должен быть занят уроками.
— Поговорка всех времён: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Вспоминайте её каждый раз, когда ребёнок обещает вам, что соберёт портфель утром. Это плохая идея, ведь вы должны проконтролировать, что ваше чадо будет собрано в школу должным образом. А утром в спешке вы можете и забыть проверить все ли необходимое для учёбы ребёнок сложил.
Запомните, что ребёнок не должен бояться вашей реакции на полученную отметку. Постарайтесь выработать в нём желание хорошо учиться и радовать родителей позитивными результатами. Пускай у школьников не всегда получается хорошо учиться, но ведь мы замечаем их старания.
cheerybaby.ru
Если ребенок плохо учится
Отставание в учебе имеет много причин. Индивидуальные неудачи бывают обычно в тех школах, которые не стремятся приспособиться к нуждам и уровню каждого ученика, в которых с детьми обращаются грубо, требуя от них безоговорочного послушания. Где классные группы слишком велики для индивидуального подхода.
Причины плохой успеваемости могут быть заложены в самом ребенке. Они могут быть скрыты в его здоровье: плохое зрение или слух, утомляемость или хроническое заболевание.
Причиной может быть психическое состояние ребенка: нервность и беспокойство по какому-либо поводу, неумение найти общий язык с преподавателем или учениками. Бывает, что ребенок плохо читает, потому что ему трудно узнавать написанные слова. Один ребенок не работает потому, что задания даются ему слишком легко, другой - потому, что слишком трудно.
Не ругайте и не наказывайте ребенка, у которого нелады с учебой. Попытайтесь выяснить, в чем причина его плохой успеваемости. Посоветуйтесь с преподавателем или директором школы, или с консультантом по воспитанию, если он есть. Проверьте состояние здоровья ребенка, включая зрение и слух.
Очень способный ребенок
Если в классе все ученики работают по одной и той же программе, то более способным ребятам может быть скучно, потому что задания оказываются для них слишком легкими. Единственным выходом из положения может оказаться переход в более старший класс.
Это может оказаться хорошим решением, если ребенок и физически и духовно более развит, чем его сверстники. В противном случае он будет изолирован и одинок среди товарищей по классу, особенно когда они вступят в подростковый период. Он может быть слишком тщедушным для спортивных игр и танцев. Интересы ребенка, скорее всего, определяются его возрастом, что мешает ему найти общий язык с новыми товарищами. Какой ему толк от того, что он поступит в институт в очень молодом возрасте, если из-за этого он всегда будет одинок?
Для такого способного ребенка лучше остаться в своем классе, где учатся его сверстники, при условии, что программа обучения слишком гибкая, то есть ее можно сделать более сложной для способных детей. Ему можно поручить проработать в библиотеке более трудную книгу и сделать по ней доклад.
Если способный ученик работает ради отметок или, чтобы доставить удовольствие учителю, ребята дают ему клички "Умник", "Любимчик". Но если он работает над общей темой, совместно со всем коллективом, уважение ребят к нему растет, потому что его ум и способности оказываются особенно полезными в общем деле.
Даже если вы считаете своего ребенка очень талантливым, не добивайтесь перевода его в более старший класс, не соответствующий его способностям. В результате ребенок будет учиться хуже, чем мог бы, или даже просто останется на второй год, возвращаясь к своему классу.
Возникает также вопрос, нужно ли учить смышленых детей читать и считать еще до школы. Родители рассказывают, что часто дети сами просят показать им буквы и цифры и прямо-таки напрашиваются на обучение. Это отчасти так, и нет вреда в удовлетворении любопытства ребенка.
Но во многих таких случаях есть и другая сторона. Часто родители возлагают на ребенка слишком большие надежды и хотят, чтобы он превосходил других детей. Когда он играет в свои детские игры, они относятся к этому спокойно. Но стоит ему только проявить интерес к чтению, они загораются и с энтузиазмом помогают ребенку научиться читать. Ребенок, видя восторг родителей, отвечает на него еще большим интересом. Это может совершенно отвлечь его от естественных занятий его возраста и превратить его в "грамотея" раньше, чем нужно.
Для хороших родителей естественно радоваться прекрасным качествам своих детей. Но необходимо различать, где кончаются интересы ребенка и начинаются большие надежды родителей. Если родители по натуре честолюбивы, они должны честно признаться в этом самим себе и быть начеку, чтобы не позволить своему честолюбию управлять жизнью ребенка.
Чтобы ребенок вырос счастливым человеком и стал гордостью своих родителей, они не должны оказывать на него давления ни в каком возрасте, будь то по поводу школьных занятий, уроков музыки или танцев, спорта или выбора друзей.
Плохая успеваемость из-за нервности. Учебе ребенка могут помешать различные беспокойства, неприятности и семейные нелады. Вот несколько примеров, хотя они и не исчерпывают всех возможностей.
Шестилетняя девочка мучается чувством ревности к младшему брату. Это ее нервирует, отвлекает от занятий. Иногда она неожиданно нападает на других детей без всякой видимой причины.
Ребенок может быть расстроен болезнью кого-либо из членов семьи или угрозой родителей уехать, или неправильно понятыми половыми взаимоотношениями. В первые годы в школе ребенок может бояться хулигана или злой собаки по дороге в школу, или строгой учительницы, бояться попросить разрешения пойти в туалет или отвечать урок перед всем классом. Для взрослого человека это все может показаться пустяками, но для застенчивого 6-7-летнего ребенка такие вещи могут явиться причиной сильного страха, который совершенно парализует его способность соображать.
Девятилетний ребенок, которого дома сильно ругают и наказывают, может дойти до состояния крайнего беспокойства и напряженности и потерять способность удерживать свои мысли на чем бы то ни было.
Обычно ребенок, которого считают "ленивым", на самом деле совсем не ленив. Человек рождается любознательным и энергичным. Если позже он теряет эти качества, то виновато воспитание. Причины кажущейся лености различны. Ребенок может быть просто упрям, потому что его с самого рождения постоянно понукают. Но он не ленится, когда дело касается его личных увлечений. Иногда ребенок просто не решается попытаться сделать что-либо из страха потерпеть неудачу. Это качество развивается у такого ребенка, чьи родители всегда слишком критически относились к его достижениям либо требовали от него очень многого.
Иногда плохо учится слишком добросовестный ребенок, как это ни странно звучит. Он много раз повторяет уже выученный урок или сделанное упражнение в страхе, что он что-то упустил или сделал неправильно. Такой ребенок всегда отстает от товарищей из-за своей излишней суетливости.
Ребенок, лишенный любви и заботы в раннем детстве, к школьному возрасту, как правило, становится нервным, беспокойным, безответственным, неспособным заинтересоваться учебой, найти общий язык с учителями и одноклассниками.
Какова бы ни была причина плохой успеваемости ребенка, нужно,
во-первых, найти внутреннюю причину его неуспеваемости;
во-вторых, независимо от того, сумеете вы найти ее или нет, учитель и родители, объединив свои знания о ребенке, должны раскрыть его хорошие качества и интересы и, используя их, постепенно втянуть ребенка в коллектив и его деятельность.
Плохое чтение из-за медленного развития зрительной памяти. И для вас и для меня слово "нос" выглядит совершенно иначе, чем слова "сон". Но для большинства маленьких детей, только начинающих читать, подобные пары слов выглядят почти одинаково.
Они могут слово "ров" прочесть как "вор" или слово "вес" - как "сев". В письме они часто путают буквы, похожие по написанию. Со временем такие ошибки становятся очень редки. Но приблизительно 10% учащихся (в основном мальчики) продолжают страдать этим недостатком в течение нескольких лет. Им требуется больше времени, чтобы научиться относительно хорошо читать, а ошибки в правописании они могут делать всю жизнь, сколько бы они не тренировались. Такие дети быстро приходят к выводу, что они "неспособные", и часто начинают ненавидеть школу, потому что не могут идти вровень с классом. Их необходимо успокоить и разуверить, что их беда - в особом дефекте зрительной памяти (так же как отсутствие музыкального слуха), что они не глупы и не ленивы, что рано или поздно они научатся и хорошо читать, и правильно писать.
Помощь в занятиях
Иногда учитель советует дополнительно позаниматься с ребенком по тем предметам, по которым он отстает. В ряде случаев родители сами решают "подтянуть" ребенка. Делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами не потому, что им не хватает знаний, и не потому, что они недобросовестны, а потому, что принимают успехи ребенка слишком близко к сердцу и сердятся, если он что-нибудь не понимает. Когда ребенок и без того запутался в предмете, нервничающий родитель только ухудшит дело. Кроме того, родитель может объяснить ему не так, как учитель, что еще больше запутает ребенка, не понявшего эту тему в классе.
Я не хочу сказать, что родителям никогда не надо помогать детям в занятиях. Иногда их помощь приносит очень хорошие результаты. Но прежде чем заняться с ребенком, посоветуйтесь с его преподавателем. Немедленно прекратите свои индивидуальные занятия, если они не приносят успеха.
Когда ребенок изредка обращается к вам с просьбой помочь ему в выполнении домашнего задания, нет ничего страшного, если вы объясните ему то, что он не понимает (ничего не доставляет родителям большего удовольствия, чем возможность продемонстрировать ребенку свои знания). Но если ребенок просит сделать за него домашнюю работу, потому что он ее не понимает, посоветуйтесь с учителем.
Хороший учитель предпочитает помочь ребенку понять тему, чтобы потом он выполнил задание самостоятельно. Если преподаватель слишком занят для индивидуальных занятий с ребенком, родителям придется самим ему помочь, но даже в этом случае старайтесь, чтобы ребенок понял задание и сделал его сам. Не делайте за него уроков.
Боязнь идти в школу
Иногда у ребенка неожиданно появляется необъяснимый страх перед школой и он отказывается туда идти. Это часто происходит после того, как он оставался дома несколько дней из-за болезни или несчастного случая, особенно если начало болезни или несчастный случай имели место в школе. Как правило, ребенок не может объяснить, чего он боится в школе. Изучение таких случаев показало, что действительная причина страха часто не имеет ничего общего со школой.
Если позволить ребенку остаться дома, его страх перед школой только увеличится и к нему добавится страх отстать от школьной программы и вызвать недовольство учителя и товарищей по классу. Поэтому родители должны проявить твердость и настоять на возвращении ребенка в школу. Не дайте ему себя обмануть жалобами на здоровье, не пытайтесь уговорить врача разрешить ему не ходить в школу еще несколько дней (разумеется, врач должен проверить состояние его здоровья).
Если ребенок не может есть перед тем, как идти в школу
Изредка возникает и такая проблема, особенно с учениками 1 и 2-го классов в начале учебного года. Добросовестный ребенок может настолько благоговеть перед классом и перед учителем, что это совершенно лишит его аппетита перед тем, как идти в школу. Если мать заставит его поесть, его может вырвать по пути в школу или в классе, отчего к его прочим неприятностям прибавится еще и чувство стыда.
Не заставляйте ребенка есть с утра. Пусть он выпьет сока или молока, если это все, что может принять его желудок. Если ребенок не может даже пить, пусть идет в школу с пустым желудком. Конечно, это не хорошо, но он скорее избавится от своего нервного напряжения и будет в состоянии завтракать перед занятиями, если вы оставите его в покое. Обычно такой ребенок очень хорошо ест за обедом и еще лучше - за ужином, компенсируя пропущенный завтрак. По мере привыкания к школе его желудок будет требовать все больше пищи по утрам при условии, что ему не приходится вести борьбу со своей матерью.
Для застенчивого ребенка особенно важна чуткость учителя. Мать может поговорить с учителем, объяснить ему ситуацию. Учитель постарается быть особенно ласковым с ребенком и помочь ему вжиться в коллектив.
Учитель и родители
Вам не трудно оставаться в хороших отношениях с учителем, если ваш ребенок прекрасно учится. Но если он учится плохо, отношения с учителями могут осложниться. Самые лучшие учителя, так же как и самые лучшие родители, - всего лишь люди. Каждый из них гордится своей работой. Каждый из них испытывает собственнические чувства по отношению к ребенку. Каждый в душе считает (справедливо или нет), что ребенок добился бы гораздо лучших результатов, если бы другая сторона обращалась с ним несколько иначе.
Родителям следует помнить, что учитель так же обидчив, как и они сами, что они добьются гораздо большего от совместных обсуждений, если будут дружелюбны и сговорчивы. Некоторые родители сознаются, что им страшновато появляться перед учителем, но ведь и учителю часто бывает страшновато предстать перед родителями. Задача родителей в разговоре с учителем - дать ему информацию об интересах ребенка, его реакции на различные явления. А учитель сам решит, как ему использовать эту информацию. Не забудьте поблагодарить учителя за преподавание тем, которые особенно нравятся и даются ребенку.
sevia.ru
Дочь плохо учится в школе
Возраст ребёнка: 10
Дочь плохо учится в школе
Моей дочери 10 лет. Она учится в 4 классе. Она плохо учится в школе. У нее нет интереса к учебе. Занимались у психолога этим вопросом. Психолог рекомендовала не обращать вниманию на "2" и "3", а в "5" и "4" хвалить. Хвалить за старание учебе, установить четко определенный режим дня таким образом, чтобы уроки были сделаны в течение обозначенного времени и никак ни позже. Я полностью согласна с этими рекомендациями. Но все же уроки мы делаем целый день, и если я не сижу рядом, то на выполнение задания по математике может быть потрачено 3-4 часа вместо 0,5 часа. Бывает, что по контрольной получает "5", когда к ней не готовилась, а бывает "2", когда мы с ней готовились два дня и прорешали все задания дважды. Она прячет плохие оценки и врет, что ничего не задано. Помогите мне наладить учебный процесс так, чтобы он не превращался в кошмар. Надежда
Надежда
Надежда, вы, вероятно случайно, написали интересный пример из вашей совместной учебной жизни. Вы написали, что за контрольную, к которой вы не готовились, дочка получила 5, а за контрольную, к которой вы два дня готовились и все прорешали – 2. Это очень показательный момент. Вероятно, ваша дочь вполне способна учиться самостоятельно с минимальным вашим контролем. Двойка за контрольную, к которой вы так много готовились, говорит о том, что подготовка повысила уровень тревоги ребенка настолько, что вся ее деятельность разрушилась.
Я не могу помочь вам наладить учебный процесс в одном письме. Для этого должна быть проведена длительная работа, прежде всего с вами, а потом с ребенком. Обычно ребенку сложно учиться, когда родитель слишком погружен в учебный процесс. Тем самым вы как будто сообщаете своей дочери, что без вас она не справится, и она чувствует свою беспомощность. На самом деле относительно здоровый ребенок вполне может справиться с учебой самостоятельно.
Я не вижу ничего страшного в том, что ребенок делает уроки долго. Возможно потому, что когда-то я сама могла часами просиживать за одним упражнением. Это не помешало мне в будущем окончить лучший вуз нашей страны. Поверьте, в этом нет ничего катастрофичного, у каждого свой темп, и свой путь наработки скорости.
Ваша задача проконтролировать, что она садится делать уроки и помочь, если у нее что-то не получается. Причем важно предлагать ребенку самостоятельно выбирать время для выполнения домашних заданий, то есть включать ее активность в этом процессе, а не делать из нее пассивную жертву. А оказывать помощь необходимо, только если ребенок за ней обратился. Это не означает, что вы полностью дистанцируетесь из учебного процесса, вы наблюдаете, но издалека.
Я предполагаю, что учеба превратилась в кошмар, потому что вы сильно нервничаете и переживаете за свою дочь. Это естественно. Любая мама переживает за своего ребенка. Однако нашим детям очень важно чувствовать, что мы им доверяем. И в частности доверяем им в том, что они справятся с трудностями, которые ждут их в жизни.
Мне как маме, в свое время это очень помогло и помогает сейчас. Я сказала себя: «Ну я же как-то справилась с этим делом, значит и моя дочь справиться». Моя тревога снизилась, и учебный процесс перестал быть напряжением для всей семьи. А интерес к конкретному предмету можно пробудить у ребенка, если вы сами испытываете интерес и пытаетесь разобраться в нем. Интересом надо заразить.
Смирнова Анна, психолог
Анна Зубкова, специалист
www.ya-roditel.ru
Ребенок приносит плохие оценки: что делать
Несформированность психических функций
Нейропсихологи условно разделяют мозг человека на три блока.
Первый
отвечает за энергоснабжение, необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга.
Второй
обеспечивает получение, переработку и хранение информации - это блок памяти, восприятия предметов и пространства.
Третий
обеспечивает программирование движений и действий, и самоконтроль.
Если увидели, что ребенок быстро утомляется при исполнении домашних заданий, учитель жалуется, что на уроке он зевает, вертится и мешает другим детям, воспринимает малую часть информации, то можно предположить, что у ребенка проблемы с развитием первого блока мозга. То есть, мозгу не хватает энергии.
Если у малыша проблемы с вниманием, плохой почерк, он часто ошибается при устном счете, плохо запоминает и ему сложно учить наизусть, то, скорей всего, пострадал второй блок мозга.
Проблему развития третьего блока можно предположить когда:
Школьник не может или не хочет контролировать свое поведение на уроках и переменах;
встает во время уроков;
выкрикивает ответы;
забывает или теряет вещи в школе;
не может действовать по правилах.
Пишет с глупыми ошибками.
evrikak.ru
Что делать, если ребенок плохо учится в школе?
Все мы учились в школе и прекрасно помним, что в каждом классе учатся дети с разной успеваемостью: отличники, хорошисты, троечники и двоечники.
С началом списка все понятно, это гордость родителей и отсутствие головной боли по поводу учебы. А как быть родителем, если оценки ребенка оставляют желать лучшего или он резко ухудшил свои показатели в учебе. Давайте попробуем разобраться, в чем могут заключаться причины плохой успеваемости.
Причины плохой успеваемости
1. Проблемы в семье. Любые скандалы и ссоры между родителями негативно отражаются на ребенке. Страшнее всего ребенок переживает развод родителей. Как правило, это событие влечет за собой резкое ухудшение успеваемости и полное нежелание учиться. Не нужно думать, что он ничего не замечает и не понимает во взрослых делах. Помимо названного ребенок может подобным образом отреагировать на переезд или смену школы.
2. Проблемы со здоровьем. Возможно, у вашего ребенка банально испортилось зрение, и он ничего не видит с доски, а сказать учителю стесняется, как это бывает в юном возрасте. Причина может быть в переутомлении, недостаточном пребывании на свежем воздухе.
3. Проблемы с одноклассниками. Всем прекрасно известно, что в любой школе есть хулиганы и задиры, которые обижают слабых, придумывают им обидные клички и другими способами унижают человеческое достоинство.
4. Совмещение учебы с занятиями спортом или в творческих кружках. Некоторым детям удается и хорошо учиться, и становится сильными спортсменами. Однако, тем, у кого не получается подобного совмещения, приходится отказаться от любимого дела ради учебы.
5. Лень. Часто ребенку лень выполнять домашние задания, читать учебники, решать задачи. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Если вы проводите свое свободное время бессмысленно, пялясь в телефон, смотря телевизор и прочее, ребенок будет брать с вас пример и так же, как и вы смотреть телевизор, играть в компьютерные игры вместо выполнения школьных заданий.
Как вызвать желание учиться
Вам как родителю необходимо проанализировать ситуацию и попробовать ее решить.
С ребенком нужно, непременно, поговорить и по-доброму без агрессии выяснить в чем причина нежелания учиться.
Приведите ему конкретные примеры из жизни, что, если хорошо учиться в школе, то можно поступить в институт или университет, получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и покупать себе все, что захочется. Пусть ребенок не придаст особого значения вашим словам, но в голове у него выстроится последовательная цепочка действий.
Если дела обстоят плохо с одним или несколькими предметами, а не со всем школьным курсов, попробуйте нанять репетитора для дополнительных занятий по темам, которые требуют усиленных занятий.
Составьте режим дня ребенка. В таком графике все будет разложено по полочкам: и время для работы, и время для отдыха.
Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, не обзывайтесь и не унижайте его. Если не получается ничего поправить в учебе помните, что чаще всего высот в жизни добиваются троечники, а не отличники.