У некоторых детей есть привычка передразнивать других людей – они гримасничают, корчат рожицы, кривляются. Одни дети паясничают только в кругу близких им людей, находясь дома. Другие устраивают подобный цирк на публике, в присутствии посторонних. Зачем они это делают? Как поступать родителям, если на просьбы прекратить кривляться дети не реагируют?
1. По мнению психологов, существует несколько причин, почему ребёнок часто кривляется. Одна из них состоит в желании ребенка самоутвердиться. Своим кривлянием ребёнок пытается привлечь внимание к себе. Ему нравится, когда все окружающие смотрят на него. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, — эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.
2. Если ребёнок считает себя не таким интересным или талантливым, как другие дети его возраста, он может начать кривляться, чтобы выделиться на их фоне. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, — и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.
3. Когда малыш подвержен чувству неуверенности в себе, он тоже может паясничать. Дети, которые сталкиваются с насмешками со стороны сверстников по поводу своих внешних данных или внутренних качеств (ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.), часто изображают из себя шутов.
4. Когда появляется второй ребёнок в семье, старшие дети испытывают недостаток заботы и внимания, испытываю ревность к младшему ребенку, потому что мама больше занята с малышом. Естественно, старший сын или дочь чувствуют обиду, которая и побуждает их пользоваться разными способами, чтобы завоевать мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи. Ребёнок словно кричит: «Мамочка, ну обрати же, наконец, своё внимание на меня!»
5. Клоунаду нередко устраивают и избалованные ребятишки, которым всё позволялось в раннем детстве. Излишняя опека родителей обычно приводит к тому, что их дети не умеют быть самостоятельными, они привыкли, что о них заботятся, как о малышах. Достигая возраста 5-7 лет, они продолжают вести себя, как маленькие, не осознавая своей роли в обществе. Кривляние – это лишь подтверждение инфантильности избалованных детей, они вживаются в роль малыша, потому что не знают, что можно вести себя как-то иначе.
6. Дезадаптация у младших школьников. У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком — и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.
7. Вперед, на сцену! И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» — это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.
1. Родителям нужно помочь детям как можно быстрее избавиться от привычки гримасничать, пока она не превратилась в черту характера. Для начала нужно постараться развить у ребёнка чувство уверенности. Это можно сделать, если предоставить ребёнку больше возможностей, где бы он мог проявить самостоятельность. Доверяйте ему небольшие поручения – просите убрать за собой со стола, собрать игрушки, застелить постель. Когда кроха сам берётся сделать что-то, не препятствуйте. Будьте более внимательны – иногда родители просто не замечают некоторые маленькие дела, которые ребёнок сделал сам. Обязательно выражайте своё одобрение за старания детей, хвалите их за любое выполненное дело, чтобы повысить их самооценку.
2. Помогите ребёнку найти себя в чём-то, самореализоваться. Предложите ему заняться танцами, спортом, рисованием или коллекционированием. Если он обладает хорошей памятью, используйте этот талант. Пусть ребёнок запоминает новые интересные факты об окружающем мире, учит стихи. Важно, чтобы малыш был увлечён процессом, стремился достичь каких-то результатов. Владение необычными навыками позволит ребёнку выделиться среди его сверстников. Цепляйтесь за всё, что ваши дети делают хорошо, развивайте эти умения, хвалите за них. Ощущая родительскую поддержку и одобрение, ребёнок легко справится со своей неуверенностью.
3. Чтобы помочь детям избавиться от неприятной привычки, родителям нужно научиться не обращать внимания на то, как они кривляются. Это нелегко, но действенно, потому что дети гримасничают и корчат рожицы именно для того, чтобы вызвать у родных какую-то реакцию (ни в коем случае не следует поддерживать кривлянье ребенка своим вниманием, смехом или интересом, криком и руганью). Если её нет, то нет и смысла продолжать клоунаду. Помните, когда вы кричите, ругаетесь, требуя прекратить цирк, вы проявляете ту самую реакцию или отклик, которого ребёнок ожидает.
Не пытайтесь с этим бороться. Просто не обращайте внимания на его выходки. Чем больше вас это раздражает, тем сильнее он будет кривляться, но когда он увидит, что вы в этом не заинтересованы, он успокоится. Результат конечно будет не мгновенным, но вам стоит попробовать не отвечать на его поступки несколько дней. Если уж слишком бесит — глубоко вздохните и сосчитайте до десяти. И не ругайте ребёнка, возможно он вырастет артистом 🙂
4. Когда сын или дочка начинают кривляться, лучше спокойно объяснить им, что это занятие совершенно бесполезное. Скажите ребёнку, что вы как раз собирались вместе с ним заняться интересным делом, поэтому вы ждёте, когда он закончит паясничать.
5. Когда малыш кривляется, он не видит себя со стороны. Предоставьте ему возможность взглянуть на себя. Попросите его изобразить какую-нибудь гримасу перед зеркалом, обратив его внимание на то, как глупо и некрасиво он выглядит при этом. Нарисуйте карикатуру, изобразив кривляку. Пытаясь давать советы, делайте это в положительном ключе, обращайте внимание на хорошее, что есть в ребёнке. Например, так: «Ты добрый и умный мальчик, мне это нравится. Но мне совсем не нравится, когда ты гримасничаешь». Слова: «Сейчас же перестань кривляться!» будут менее действенны, чем те, в которых вначале звучит похвала.
Следуя приведённым выше советам, родители вскоре заметят, что их ребёнок всё реже корчит рожицы и передразнивает окружающих. Он осознает, что намного проще привлечь внимание к себе, занимаясь стоящими и полезными делами.
Вы пришли за ребенком в детский сад, стоите, ждете его с курткой, а он скачет, корчит рожи и орет «инопланетянским» голосом? Вы задаете вопрос, важный вопрос, а в ответ песни и пляски народов мира? Кажется, что всю жизнь он превратил в цирковое представление? Ситуация, знакомая многим родителям — ребенок кривляется.
Иногда это забавляет, иногда напрягает, но чаще выводит из себя, особенно, если вы добиваетесь какого-то действия, но складывается впечатление, что к вам на гастроли приехал Сухумский обезьянник. В такие минуты кажется, что достучаться до ребенка невозможно, он отгораживается от тебя невидимой стеной, а твои руки опускаются в бессилии.
Каждый ребенок иногда не прочь попаясничать, если это происходит в виде игры, которую он один или с братьями-сестрами-друзьями затеял в данный момент, то ничего плохого в этом нет. Но если ваш ребенок начал выделывать «кренделя» вне игры и забавы, если он делает это тогда, когда делать не положено, когда требуется сосредоточенность и серьезность, это повод задуматься о том, что происходит между ним и вами. Кривляние — всегда свидетельство некоего психологической дисгармонии, которую ощущает ваш сын или ваша дочь.
Чаще всего кривляние является ответной реакцией на неправильное отношение со стороны родителей. И чаще всего этим страдают легко возбудимые, впечатлительные детки с заниженной самооценкой, пропускающие все через себя. При этом родители-то как раз могут себя вести адекватно, но ребенок в силу индивидуального восприятия происходящего, пропуская события через свое понимание сообразно со своей психикой и нервной системой, может истолковывать действия родителей совершенно иначе, понимая строгость как нелюбовь, отказ пойти прямо сейчас погулять как отторжение. Отчитали за проступок — он воспринимает это не как «я сделал плохо», а как «я плохой, меня не любят», отказали в мороженом — «ага, я так и знал — нет счастья в этой жизни». Такие дети часто воспринимают себя как неудачников, гадких утят, над которыми все только и делают, что смеются.
В этих случаях ребенок испытывает огромное внутреннее напряжение, которое прорывается наружу вот такими дикими воплями, ужимками, скачками и прочими «закидонами». Излишняя строгость родителей к своему чаду тоже может спровоцировать циркачество. Ребенок не знает, как вести себя с родителями, чтобы не вызвать их неудовольствия, как ответить, какое действие совершить, а они стоят и требуют немедленного ответа — вот ребенок и заполняет вынужденную паузу представлением. Все это очень часто порождает замкнутый круг — родители ругаются, потому что он кривляется, а он кривляется потому, что его ругают.
Если родители редко хвалят своего ребенка, редко улыбаются ему, то может случиться так, что смешное поведение вызывает улыбку матери. И чадо начинает этот прием эксплуатировать при каждом удобном и неудобном случае: покривляюсь — мама улыбнется. Хотя бы этим вызвать ее одобрение. Сын или дочь родителей, которые все время слишком заняты своими делами и обращают внимание на детей только тогда, когда уже произошло нечто из ряда вон, тоже рискуют заполучить себе подарочек в виде клоуна: чтобы мама или папа обратили на меня внимание, их надо разозлить. А злятся они, если я корчу рожи и издаю нечеловеческие звуки.
Но иногда бывает, что ребенок дома с родителями ведет себя нормально, а вот в кругу друзей показывает весь свой репертуар. Это говорит о том, что он хочет привлечь к себе внимание, но не может добиться этого своими личными качествами: не хватает силы воли, сообразительности, умения быть лидером. И чтобы внимание товарищей не переключалось на других детей, начинает перед ними кривляться.
Таким образом, кривляние это сигнал ребенка о том, что ему не хватает уверенности в себе, доброго родительского внимания, ласки.
Понятно, что выкрутасы если и могут позабавить первое время, то в дальнейшем, став нормой поведения, вызывают только раздражение и досаду у родителей. Да и перед окружающими неудобно за ту клоунаду, которую устраивает чадо. Иной раз рука так и тянется к ремню. Но родители должны помнить и понимать, что кривляние это не просто баловство, а результат их неверного подхода к воспитанию этого конкретного ребенка.
Можно ли исправить ситуацию? Можно, если родители наблюдательны и могут определить, что именно вызвало такое поведение. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка, метод «ко всем одинаково» тут не подходит.
— Старайтесь не раздражаться в ответ на гримассы и вопли. Крик, гнев, наказание только закрепляют «эффект мартышки». Гораздо действенней будет сказать спокойным тоном, что вы не одобряете такое поведение.
— Не поощряйте клоунаду. Если у вас начинает ползти невольная улыбка, вы начинаете хихикать, то пиши пропало — одобрение — лучший из стимулов.
— Помните о том, что клоуну, как любому артисту, нужен зритель. Нет зрителя — нет цирка. Начал безобразничать — развернитесь и уйдите. Успокоится — начинаем решать вопрос по второму кругу. Начал опять кривляться — опять уходим, и так до тех пор, пока ребенок не поймет, как надо вести себя.
— Повышайте самооценку ребенка. Найдите то, что у него получается делать лучше всего и закрепляйте его успех. Вышивает крестиком или рисует акварелью — повесьте его работы на стену. Пишет стихи — подарите ему красивую тетрадь, куда он будет их записывать. Запишите его в спортивную секцию, какой-нибудь кружок, где он будет чувствовать себя успешным.
— Уделяйте ему персональное внимание. Допустим, пойдите на прогулку только с ним одним, чтобы он и вы побыли вдвоем. Пусть это будет два-три часа, но в которые он станет главным человеком в вашем маленьком мире. Просто удивительно, как меняются детки после сеансов такой терапии! Интересуйтесь его делами в школе и детском саду, не обижают ли его одноклассники или учителя.
— Если у него что-то не так, всеми силами воздержитесь от комментариев в стиле «вечно у тебя все наперекосяк». Что-то не получилось — скажите ему: «Я тебя научу, не переживай, мы попробуем еще раз». Такому ребенку требуется больше родительского тепла и внимания, чем другим детям.
— В процессе воспитания будьте последовательны. Таким детям необходим четкий порядок действий, обусловленный не родительским произволением, а объективными причинами. Ситуация «Хочу конфетку — Нельзя, ну ладно, возьми одну» — недопустима, потому что она дезориентирует ребенка и укореняет в нем неуверенность в себе, в родителях, в завтрашнем дне.
Сразу надо сказать, что отучить ребенка кривляться за пару дней у вас не получится. И даже за неделю. И даже за месяц. Может не получиться и за год, и за два. Слишком много окружает его и вас факторов, которые будут влиять на попытки исправить ситуацию. На каком-то этапе вы можете сорваться и потерпеть неудачу, придется начинать все сначала. Но все равно вы должны двигаться вперед, может быть даже с помощью детского психолога.
Лилия Козлова для Азбука воспитания
azbyka.ru
Часто родители сетуют: сообразительный ребенок, учится хорошо, но постоянно кривляется и дурачится. Постоянные внушения, нравоучения и даже наказания при этом, как правило, не помогают.
Оказывается, такое поведение — не редкость. У всех детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, можно встретить иногда стремление позабавить окружающих. И это не болезненное отклонение. Это всего-навсего стремление привлечь к себе внимание взрослых, стремление хоть на время стать «героем».
А бывает иначе. В окружении взрослых ребенок ведет себя спокойно, нормально. Попадает в окружение сверстников — и сразу преображается, надевая маску клоуна. Причина этого — неумение найти себе место в кругу сверстников. Родители могут немало времени уделять закаливанию своего ребенка, воспитанию его характера, ума — и упустить, что ему необходим и опыт общения с друзьями, опыт «социальной жизни». И тогда хорошо физически и умственно развитый ребенок, который многое может и многое умеет — оказывается беспомощным в детском коллективе, потому что не умеет ладить со сверстниками, не может завоевать их уважения. Он ищет способы привлечь внимание к своей персоне, допускает какой-то промах, несуразность — и ребята смеются, а это уже внимание.
Отсюда у ребенка возникает стремление постоянно кривляться и дурачиться. Мало-помалу ребенок привыкает жить «двуликим Янусом»— со взрослыми так, со сверстниками этак.
Первое — постарайтесь его «не замечать», относитесь к ребенку ровно, спокойно. Переждите, спокойно глядя на его ужимки, и продолжите прерванный разговор, обратитесь к нему как ни в чем не бывало. Покажите, обнаружьте свое безразличие, равнодушие к его шутовству, но не будьте безразличны к другим (правильным) его поступкам. Дети не терпят безразличия к себе. Благосклонность и доброжелательное отношение часто могут быть тем рычагом, который сумеет повернуть поведение ребенка, его деятельность в нужном направлении. Порою уместна и незлобивая усмешка взрослого, в которой ребенок может прочесть неодобрение, — только предоставьте ему возможность исправить ошибку, дайте ему проявить себя в чем-то другом. После обращений к ребенку: «Ну что ты кривляешься — пойдем лучше погуляем» или «Шута из себя строишь, а я вот смотрел рисунки, здорово у тебя все же получается»— будьте спокойны — шутовство (хотя бы на время) как рукой снимет.
Второе — постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то другое, более интересное, где ребенок мог бы приложить свои силы. Очень полезны совместные детские игры—особенно с жесткими правилами и меняющимися ролями.
Третье — правильный режим дня, обязательное соблюдение своих обязанностей по дому, контроль за своей одеждой — все это будет способствовать выработке столь необходимой ребенку собранности. Умение управлять своим поведением, контролировать свои поступки не оставит места излишней разболтанности, неуместному шутовству.
Четвертое — позаботьтесь о том, чтобы ребенок научился добиваться победы, успеха в другого рода занятиях. Не пропускайте ни малейшей его удачи, вовремя похвалите, деликатно помогите, если у него что-то не клеится, и, когда препятствие преодолено, снова похвалите. Радость, удовлетворенность победой может вызвать стойкий интерес к новому занятию. Тогда у ребенка не будет необходимости добиваться внимания к себе с помощью постоянного кривляния, дурачества и шутовства.
И, наконец, последнее — внимательно присмотритесь к «фокусам» непоседы. Может быть, незачем «за голову хвататься», есть же на свете люди с юмором. Мало того, что чувство юмора помогает им самим лучше справлятьси с неудачами; такие люди способны подбодрить, расшевелить и окружающих. Важно только вовремя объяснить ему, что шутки не должны задевать человеческого достоинства, а самого шутника не должны делать жалким. Главное — чувство меры. А уж это зависит от того, как вы его научили управлять своим поведением, как он научился чувствовать отношение окружающих к себе.
Рекомендации психолога из старого советского журнала…
mamotvet.ru
Редкий родитель не видел своего отпрыска «в образе» обезьянки. Дети могут гримасничать и кривляться, коверкать слова и передразнивать окружающих. У взрослых такое поведение обычно вызывает скорбное удивление, переходящее в тихое бешенство. И неспроста: психологи говорят, что кривляние часто сигнализирует о нарушениях эмоционально-волевой сферы у ребенка. Потому-то излишнее детское дурачество для нас – это что-то такое, что нужно отменить и убрать, во имя счастья и успеха. Главное – знать, как помочь ребенку, и разобраться, почему он так себя ведет.
Вы еще не устали от череды возрастных кризисов? Даже если и устали, бодритесь! – в 5-7 лет нас одолевает очередной переход. В это время ребенок охладевает к прежним играм и игрушкам, больше тянется к взрослым занятиям, он хочет быть самостоятельным и важным, стремится подражать старшим. Это может выражаться даже в манерности, ребенок начинает ходить не так, как он ходил, разговаривать по-другому. Он снова становится непослушным, стараясь этим отстоять свою важность. И вот тут кривляние часто становится способом выразить протест, именно «свалять дурачка», - протест не очень активный и не буйный, но вполне действенный.
Можно сказать, что таким образом ребенок словно ощупывает новые инструменты, которые есть в его распоряжении: он изучает, как с помощью эмоций и нарочитого поведения он может воздействовать на людей и добиваться своих целей. Точно так же когда-то он овладевал, например, собственными руками: сначала руки сами по себе мельтешили перед глазами грудничка, потом малыш учился специально брать ручкой предметы, доносить их до рта, ковыряться в интересных отверстиях, рисовать, лепить… А теперь ребенок осваивает основы артистизма, пусть поначалу и неловко. Постепенно он изучит свой арсенал эмоциональных приемов, разберется, как регулировать их силу и что из них хорошо работает (и тогда эти средства перекочуют во взрослую жизнь, развиваясь и совершенствуясь), и решит, стоит ли ему, вообще, этим заниматься.
Психологи советуют вооружиться терпением и уважением. Не нужно эмоционально реагировать на откровенное кривляние ребенка, не стоит его раззадоривать, подыгрывать и смеяться над явным детским шутовством или, наоборот, ругаться и возмущаться. Лучше сделать вид, что такое поведение на вас не действует. В крайнем случае, можно сообщить, что вам не нравится кривляние сына или дочки, что выглядит оно некрасиво, и в таком духе вы с ним общаться не намерены, - и немного помолчать, но не демонстрировать обиду или пренебрежение. Постепенно, опытным путем, ребенок отделит «годные» способы общения от негодных, и всем станет значительно легче.
Упорное кривляние может оказаться еще и простым, но крепким способом привлечь внимание окружающих. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, - эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.
Подумайте, хватает ли чаду общения с вами? Мы не всегда успеваем поговорить с ребенком по душам и расспросить о прошедшем дне, мы выполняем ритуалы и отправляем детку спать. А может быть, ему было важно рассказать, что утром он видел большую собаку, которая пила из лужи, и его это так удивило, или что Дима не дал ему машинку. Общайтесь с ребенком чаще, со спокойным вниманием и уважением, больше тактильного контакта, совместных дел, и, скорее всего, малыш почувствует себя увереннее и безмятежней. Тогда и проблема кривляния отпадет сама собой. По поводу реакции на шутовство рекомендации прежние: стараться не замечать, прохладно сообщать ребенку, что кривляться некрасиво.
Даже если вам кажется, что ребенку уделяется достаточно внимания, что с ним обходятся справедливо и немало хвалят, - детка может иметь свое мнение на этот счет. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, - и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.
К прежним советам (уделять больше внимания, игнорировать детские «кренделя») здесь нужно добавить еще один: помогите ребенку убедиться, что он на что-то способен и чего-то стоит. Замечайте его достижения и хвалите – за прибранную комнату, за скульптуру из пластилина, за красивую строчку в прописи, - но только искренне и с уважением. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет одерживать маленькие победы. Поручите малышу какие-то несложные обязанности по дому, помогите ему помнить о них и вовремя выполнять: например, поливать цветы или менять воду в чашке кота, кормить рыбок, - и честно хвалите. Дайте ребенку возможность освоить какое-то новое дело по силам: катание на роликах, поход в дворовый магазин за хлебом или приготовление печенек, - чтобы он чувствовал себя знающим и компетентным взрослеющим человеком, которому есть что предъявить, кроме клоунских примочек.
Кривляться нередко начинают дети, которые сызмала были окружены избыточной заботой и вниманием взрослых. К ним долго относились как к живым куклам, умилялись их проделкам и шалостям, поощряя их шутовское поведение. И ребенок воспринимает такую манеру как должное, ему бывает непросто перестроиться на другой способ отношений. Здесь малышу может помочь слаженное взаимодействие взрослых, которые начнут более уважительно и сдержанно общаться с подрастающим человечком. Ценно будет договориться с ребенком о его маленьких обязанностях в доме. Придумайте вместе с ребенком интересное дело, в котором он сможет себя реализовать: коллекционирование, занятие шахматами или плаваньем, плетение украшений.
У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком - и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.
В большинстве случаев психологи советуют игнорировать кривляние, но кто-то из них считает, что можно поступить иначе: «Давай я покажу тебе, как ты выглядишь. Интересно, тебе понравится?» - и повторить за малышом его манерные выходки, скорчить те же рожицы, попищать или погнусавить вслед за ним. Здесь важно не сделать ничего обидного и болезненного, не перегнуть палку. Отзеркальте ребенка, без назидательного усердия, посмейтесь вместе, - может быть, этого будет достаточно, чтобы привычка кривляться заметно сдулась.
И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» - это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.
www.u-mama.ru
Порой родители замечают за своим ребенком неприятную привычку передразнивать окружающих, корчить рожи, кривляться, паясничать. У кого-то ребенок ведет себя так только на публике, а у кого-то - только в присутствии родных и близких. В чем кроются причины такого поведения? Как быть, если уговоры и наказание не помогают?
Причин того, почему ребенок ведет себя вызывающе и постоянно кривляется, может быть несколько. Психологи утверждают, что чаще всего такое поведение вызвано повышенной потребностью ребенка к самоутверждению. Когда дети хотят стать центром группы, когда им нравится, что все смотрят на них, они пытаются привлечь к себе внимание такими вот способами.
Ребенок хочет, чтобы окружающие его заметили, но при этом чувствует, что у него не хватает каких-то качеств и умений, которые есть у его ровесников, и единственным способом хоть как-то заявить о себе становится кривляние.Также паясничание может быть показателем неуверенности в себе. Очень часто маску шута надевают на себя те дети, которых ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.
Потребность привлечь к себе внимание остро ощущают дети, имеющие младшего брата или сестренку. С появлением второго ребенка все родительское внимание обращается именно на него, а старший как бы уходит на второй план, что, естественно, его обижает. Он не видит другого способа выйти из сложившейся ситуации и его кривляние можно сравнить с призывом о помощи: «Мама, ну обрати же на меня, наконец, внимание!».
Иногда шутовскую роль берут на себя дети, наоборот избалованные родительским вниманием. Если ребенка постоянно опекали, сдували с него пылинки и долгое время не позволяли ему проявлять самостоятельность, к возрасту 5-7 лет он не осознает своей общественной роли, поскольку привыкает к тому, что он в семье всегда остается малышом, которому все можно. Такой ребенок просто воспринимает сложившуюся ситуацию как свое предназначение, вживается в роль и не понимает, что можно вести себя как-то по-другому.
Чтобы вредная привычка не переросла в черту характера, дайте ребенку возможность почувствовать уверенность в собственных силах. Для этого нужно помочь малышу стать самостоятельным. Позвольте ему проявлять самостоятельность и замечайте каждое его действие. Ребенок сам заправил постель, сложил свои игрушки, помог убрать посуду со стола, нарисовал красивый рисунок - все это достойно вашего внимания, помните об этом. Не забывайте хвалить его, отмечать его успехи, так как заслуженная похвала никогда не пойдет ему во вред.
Помогите своему чаду реализовать себя в каком-то интересном деле, которое может быть по достоинству оценено в коллективе. Это может быть спорт, танцы, коллекционирование чего-либо, игра на музыкальном инструменте, любое необычное умение и даже просто широкий кругозор, например, знание интересных фактов о динозаврах или планетах солнечной системы. Вы должны дать понять своему ребенку, что он многое умеет и делает это хорошо. Ваша похвала, одобрение, поддержка и любовь помогут ему справиться с неуверенностью в себе.
Помимо работы над укреплением детской уверенности в себе, важно научиться не замечать кривляние.
Если ребенок паясничает и ведет себя как клоун, ни в коем случае не акцентируйте на этом внимания. Помните о том, что главная цель такого поведения – жажда отклика, а ругань и наказание – это тоже отклик, и в данной ситуации такая реакция не поможет.Лучше намекните малышу, что кривляние – это просто признак ребячества и бессмысленное занятие. Скажите ребенку, что вы ждете, когда он закончит клоунаду, чтобы вместо этого вместе с ним заняться чем-нибудь интересным или полезным.
Попробуйте показать ребенку, как глупо он выглядит со стороны, когда паясничает. Для этого можно поиграть с ним в игру: поставьте перед малышом зеркало и попросите его изобразить кого-то из знакомых или героя мультфильма, которого он пародирует. Также можно попросить членов семьи нарисовать карикатуру на кривляку, чтобы он понял, как некрасиво он выглядит в их глазах, когда так себя ведет. Важно при этом обращать внимание на положительные качества ребенка, а не просто заставлять его перестать паясничать. Гораздо действеннее будет фраза «Мне нравится, что ты добрый, справедливый, умный. Но мне не нравится, что ты кривляешься», чем раздраженное «Прекрати кривляться немедленно!».
Постепенно ребенок раскроет свой потенциал и поймет, что привлекать к себе внимание намного интереснее и легче чем-то действительно стоящим и полезным, а не бессмысленной пародией на окружающих.
Виктория Котлярова
www.ya-roditel.ru
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Некоторые дети передразнивают взрослых и сверстников, гримасничая, корча лицо и кривляясь. Чадо может паясничать в семье, изображая родных, но многие устраивают и публичные представления, стыдя родителей. Такому поведению есть несколько объяснений, каждое из которых можно пресечь.
Психологи утверждают, что есть несколько причин кривляния малышей.
Родители должны оказать помощь ребенку в постепенном избавлении от негативной привычки гримасничать, иначе она может стать чертой характера, за которую его невзлюбят еще больше.
Советуем прочитать:Детское хочуЛевша и правшаЛенивый ребенок
Предыдущая статьяЕсли ребенок ябедаСледующая статьяСекреты того, как воспитать послушного ребенкаportalrebenka.com
Все дети, независимо от возраста, хотят любыми способами проявить себя. Нередко, чтобы привлечь внимание окружающих, ребенок кривляется, хотя потом и сам не может объяснить свое поведение. Отношение родителей к детским гримасам может быть самым различным. Однако большинство из них желают знать, какие причины вызывают это явление, и как с ним бороться.
По мнению большинства психологов, такая нестандартная мимика ребенка ставит своей основной целью привлечение к своей персоне всеобщего внимания. Одновременно дети изучают реакцию окружающих и делают определенные выводы. Тем не менее, детские гримасы не во всех случаях вызывают неприятные ощущения. Даже очень строгие в определенной ситуации люди могут отнестись к этому с пониманием. С точки зрения медицины, активное использование мимики способствует общему развитию речи мозга. Самое главное – постоянно контролировать ситуацию, а это по отношению к детям совсем непросто.
Очень часто дети гримасничают в присутствии посторонних людей. В возрасте от 3 до 5 лет малыш переполнен чувствами, эмоциями и новыми ощущениями. Он начинает в полной мере познавать окружающий мир. Ребенок еще не знает, как лучше всего проявить и выразить свое внутреннее состояние. Если раньше большинство эмоций проявлялось в виде крика и плача, то в дальнейшем все активнее начинает использоваться мимика. Любимый малыш с несчастным лицом всегда вызывает жалость и сострадание у родителей. Быстро усвоив эту истину, ребенок начинает проводить эксперименты и тренироваться.
Постепенно вырабатывается целый арсенал детской мимики, практически на все случаи жизни. Только улыбки представлены самым широким выбором. Прочие гримасы могут выражать все что угодно: раскаяние, недовольство, сосредоточенное раздумье и другие проявления характера, которые невозможно выразить словами.
Все эти приемы используются малышом не только для манипуляций с близкими родственниками. Многие дети любят корчить рожи перед зеркалом для собственного удовольствия, чтобы выяснить, как можно изменить лицо, используя рот, нос, уши и другие части. Нередко мимика заменяет ребенку такие эмоциональные проявления, как истерика, крики, плач, катание по полу. Постепенно мимика становится управляемой и применяется только в наиболее подходящих ситуациях. Ребенок уже хорошо усвоил, когда можно показывать язык, а когда не стоит это делать, он знает, в каких случаях нужно плакать или смеяться.
Родителям не стоит совсем запрещать кривляться. Как уже было сказано, использование мимики приносит свою пользу, тренируя лицевые мышцы. Тем не менее, многие дети просто копируют своих родителей. Ребенок может хмуриться не от того, что он чем-то расстроен. Он повторяет озабоченную мимику лица матери. Поэтому нужно чаще улыбаться и смеяться, желательно вместе с детьми. Тем более что с медицинской точки зрения улыбка является сильнейшим антидепрессантом.
Большое значение имеет умение малыша выражать свои чувства не мимикой, а словами. Родители должны обязательно помочь ему в этом и подобрать словесный эквивалент для каждого эмоционального состояния. При этом, необходимо обращать внимание не только на негативные проявления, но и положительные моменты, связанные с хорошим настроением.
В тех случаях, когда ребенок кривляется постоянно, имеет смысл поиграть с ним в театр. Вначале родители сами должны показать, как это делается на примере пародий, декламации стихов в лицах, инсценировки различных песен. Постепенно малыш научится все это делать самостоятельно. Такие концерты можно снимать на видеокамеру, чтобы ребенок мог увидеть себя со стороны. Вместо бессмысленного кривляния будет сделано полезное дело и малыш почувствует себя намного увереннее.
shop-kid.ru