Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему дети задают так много вопросов? (И как мы на самом деле к этому относимся?). Ребенок 4 года не задает вопросов


Как понять, что ребенок развивается правильно

Как понять, что ребенок развивается правильно

Внимательные родители и детские врачи чутко следят за физическим развитием ребёнка. Существуют определенные этапы развития моторики, которые зафиксированы в специальных таблицах и литературе: когда малыш должен сам переворачиваться, в каком возрасте он должен вставать на ножки и учиться ходить, когда начинается активная социальная адаптация малыша, и он начинает общаться с окружающими. Однако, когда речь заходит о развитии общего интеллекта, многие родители заходят в тупик. И действительно, как определить, что норма, а что нет у малыша до пяти лет, если все дети такие разные: одни уже в два года читают наизусть стихи, а другие в три года не могут самостоятельно собрать простой пазл?

Ориентируемся на вопросы

Специалисты по детскому развитию утверждают, что существует определенная зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может и должен задавать. Именно по этим вопросам и становится возможным определение общего интеллектуального развития малыша.

Методика определения этапов развития ребенка по его вопросам оказывается намного точнее, чем такое же определение по его навыкам и умениям, поскольку последние чаще всего являются результатом инициативы родителей, которые стараются всячески развивать малыша. А вот вопросы, которые формулирует маленький человечек, вызываются лишь активностью его головного мозга. Получая ответы на свои вопросы, малыш получает именно ту информацию, которая ему нужна, тем самым подталкивая процесс своего развития в нужную сторону.

Многие родители уверены, что их чадо задает такое огромное количество вопросов, что подвергнуть их хоть какой-либо классификации оказывается неосуществимой задачей. Однако групп, на которые делятся детские вопросы, на самом деле существует не так уж и много, и все они обычно задаются малышами в определенной последовательности, по которой становится возможным определение умственного развития ребенка.

Вопросы «кто?» и «что?»

К концу первого года жизни или в самом начале второго малыша начинают интересовать вопросы: «Кто это?» и «Что это?». При этом тот факт, что дети такого возраста даже не умеют разговаривать, на умственное развитие никак не влияют. Кроха может показывать пальчиком на определенного человека, животное или вещь и удивленно приподнимать бровки. Иногда это сопровождается соответствующей вопросительной интонацией. Внимательные родители без слов понимают, что кроха хочет задать вопрос и тут же на него отвечают. Часто малыши повторяют такой вопрос, показывая на те предметы, о которых взрослые уже все им рассказали, однако не стоит расценивать это как непонимание или каприз. Вопросы такого рода способствуют увеличению словарного запаса малыша, а повторение закрепляет полученную информацию.

Вопросы «где?» и «когда?»

Подобные вопросы могут появиться в лексиконе малыша как одновременно, так и сразу друг за другом. Происходит это обычно в период с полутора до двух с половиной лет. Сначала дети начинают интересоваться членами семьи и домашними животными: «когда придет мама?», «где Мурка?», «когда мы пойдем в парк?» и так далее. Это связано с тем, что малыши сразу же обращают внимание на то, что именно живые существа постоянно передвигаются в пространстве и куда-то исчезают. Не стоит пугаться, если малыш путается в формулировке вопросов и иногда выдает что-то вроде «где дедушка ушел?». Это совершенно нормальное явление, и очень скоро кроха научится использовать правильные слова.

Вопрос «как?»

На третьем году жизни, чаще в самом его начале или середине, у малыша на первый план выходит вопрос «как?», иногда в форме «как сделать?». Ежедневно вы слышите от ребенка огромное количество вопросов из разряда: «как залезть на стул?», «как поймать птичку?», «как починить игрушку?», «как надеть шляпу?», «как нарисовать солнышко?», но и предыдущие вопросы не исчезают из лексикона маленького человечка. Однако у детей с активным развитием именно вопрос «как?» выходит на передний план. Часто малыши такого возраста начинают интересоваться, как устроена та или иная вещь, поэтому разбирают игрушки, ломают кукол, разрывают книги по страничкам.

Вопросы «зачем?» и «почему?»

Эти вопросы занимают ум крохи начиная с четвертого года жизни. Несмотря на то, что многие родители ещё до этого рассказывают своим малышам о том, как все устроено, по-настоящему воспринимать получаемую информацию дети могут лишь тогда, когда сами начинают задавать подобные вопросы. И тут главное для родителей – подробно объяснять и рассказывать о том, что интересует ребенка.

Что делать, если малыш не задает вопросов

Что же делать, если ребенок не задает вопросов, которые присущи детям его возраста? Ведь невозможно заставить малыша задать вопрос, да и определенных тренировок для развития таких навыков попросту не существует. Можно попробовать задавать вопросы и отвечать на них вместо него.

К примеру, гуляя в парке, покажите малышу утку, плавающую в пруду и задайте вопрос «кто это?», после чего сами же на него ответьте – «это утка». По аналогии задавайте другие вопросы: «где бабушка?» - «бабушка ушла в магазин»; «почему плачет Костя?» - «потому что у него сломалась машинка»; «почему нужно одевать шапку?» - «потому что на улице холодно» и так далее.

Поскольку дети склонны имитировать поведение взрослых, существует большая вероятность того, что малыш будет не только слушать вас и копировать, но и сам научится задавать вопросы. Сначала это может быть чисто механическим действием, однако постепенно подключатся соответствующие структуры его головного мозга, и кроха будет задавать вопросы уже осознанно, желая получить необходимую ему информацию.

Виктория Грицук

www.ya-roditel.ru

Ребенку 4 года, говорить умеет, но плохо. Не отвечает на вопросы

Ребенку 4 года, говорить умеет, но плохо. Не отвечает на вопросы

№ 39 919 Невропатолог 23.12.2016

Здравствуйте. Ребенку 4 года, мальчик. У меня были проблемы во время беременности, с 4-х месяцев беременности, поставили аллергическую астму, я задыхалась. Когда сын родился, он все делал позже, ходить стал после года только, зубки тоже после года. Теперь проблемы с речью, слух в норме. Он говорит, все повторяет и слов знает много. И память хорошая, стихи учим небольшие. Но предложениями не разговаривает. На вопросы вообще не отвечает. И внимания никакого.

Анастасия Карнова, Татарск

подписаться на ответы 1 ОТВЕТ

беременность проблема внимание слух

sprosidoktora.ru

Почему дети задают так много вопросов? (И как мы на самом деле к этому относимся?)

Почему дети задают так много вопросов? (И как мы на самом деле к этому относимся?)

Несколько лет назад американский стендап-комик Луи Си Кей написал для своего выступления монолог, посвященный детям и их склонности задавать вопросы. Монолог начинается с описания матери, пришедшей с маленьким ребенком в McDonald’s. Когда ребенок спросил, почему небо голубое, а мамаша рявкнула: «Заткнись и ешь свою картошку!» Луи объясняет аудитории, что ее реакция, конечно, может показаться жесткой, но ее оправдывает тот факт, что «взрослый человек не способен ответить на вопросы детей. Они не принимают никаких ответов». Если вы попытаетесь ответить, то лишь попадете в бесконечный круг вопросов «Почему?». В качестве иллюстрации комик приводит разговор с собственной дочерью.

Начинается он довольно невинно («Папа, почему мы не можем пойти на улицу?»), но затем Луи приходится объяснять, почему идет дождь, почему образуются тучи, почему он не знает, почему образуются тучи, почему он не выучил этот урок в школе, почему его родители не заботились о его образовании и почему их родители были такими же плохими. В итоге все сводится к тому, что Луи пытается объяснить ребенку, почему «мы одни во Вселенной и всем на нас наплевать». Разговор неизбежно завершается тем, что он заявляет своему ребенку: «Заткнись и ешь свою картошку!»

Эта сценка прекрасно подтверждает истинность того, с чем каждый родитель – или любой, кто находится рядом с ребенком определенного возраста, – сталкивается снова и снова. Однако смешной ее делает безжалостно честное описание беспомощности того, кому приходится отвечать на вопросы. Взрослый человек приходит в отчаяние, теряет уверенность, осознает свое невежество и ничтожность – и все из-за этого безобидного слова «почему». Как ясно дает понять Луи Си Кей, мы можем сколько угодно восхищаться любознательностью детей, но в какой-то момент нам просто не хватает сил выслушивать их вопросы.

Возможно, нас просто выводит из себя неугомонность, с которой маленькие дети занимаются расспросами. По словам детского психолога Пола Харриса, исследования показывают, что за период от двух до пяти лет ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов. За эти три года, отмечает Харрис, происходит заметный сдвиг в характере расспросов: от простых, фактических вопросов (например, по поводу того, как называется предмет) ребенок переходит (к трем годам жизни) к первым просьбам что-то ему объяснить. К четырем годам львиная доля вопросов задается, чтобы получить объяснения, а не просто факты.

Такие вопросы способствуют стремительному развитию мозга. Используемая в Вашингтонском университете новейшая технология сканирования мозга показывает, как в мозге ребенка формируются связи (некоторые моменты этого лабораторного исследования отображены в увлекательном фильме Тиффани Шлейн «Сила мозга. От нейронов к нейросетям»). Лабораторные сканеры фиксируют в мозге маленьких детей взрывное формирование связей между нейронами (синапсов), общее количество которых достигает почти квадриллиона, что в три с лишним раза больше, чем в мозге взрослого человека. Детский мозг постоянно соединяет стимулы, или мысли. Создание этих ментальных связей вызывает у ребенка стремление получать больше информации и разъяснений путем спрашивания.

Дело не в том, что постановка вопроса не требует от ребенка никаких усилий. Харрис называет это действие «последовательностью сложных ментальных маневров». Процесс начинается с понимания ребенком того, что он чего-то не знает. Помимо прочего, заданный вопрос означает, что ребенок осознает возможность получения различных ответов: «Когда они спрашивают, что будет на обед, то могут представить, что им предложат суп или макароны, – пишет Харрис в своей книге “Как поверить в то, что вам говорят” (“Trusting What You’re Told”). – Если вы не способны представить более чем один возможный способ существования вещей в мире, зачем тогда задавать вопрос?» И наконец, это означает, что ребенок нашел эффективный способ заполнить пробел в своих знаниях – спрашивая того, кто может это знать.

Отправляясь в рискованное путешествие по внешнему миру – а синапсы в их головах неутомимо генерируют нейронные разряды, – дети постоянно сталкиваются с вещами, которые не могут классифицировать. Детский невролог Стюарт Мостофски считает, что у них еще не сформировались «ментальные модели», позволяющие категоризировать данные. Вот почему они используют вопросы как просьбу помочь им справиться с громадным объемом работы, необходимой для того, чтобы рассортировать окружающие вещи по категориям, дать им названия и разложить по соответствующим ящикам в картотеке мозга.

Почему небо голубое?

Возможно, это чисто детский вопрос, один из тех, что в какой-то момент задают каждому родителю. Если вам трудно на него ответить, знайте, что оказались в хорошей компании. Ответ на него в течение многих веков искали многие великие умы – от Аристотеля до Исаака Ньютона. Психолог из Гарварда Николас Кристакис, участник проекта Edge, объединяющего людей, работающих на переднем крае научных исследований, отмечает заслугу Ньютона и его экспериментов с преломлением света, которые впервые показали, что «белый свет можно разделить на составляющие его цвета». Но из этого неизбежно вытекает другой вопрос: «Почему при преломлении световых лучей в наши глаза попадает больше синего цвета?» В конце концов ученые выяснили, что способ взаимодействия падающего света с молекулами газа в воздухе заставляет свет синей части спектра рассеиваться сильнее. Тем временем биологи обнаружили еще один способствующий фактор: наши глаза более восприимчивы к синему цвету. Кристакис считает данный пример яркой иллюстрацией того, какая значительная часть мира науки может заключаться «в вопросе маленького ребенка».

Когда инноваторы говорят о преимуществах «разума новичка», которые руководитель медиалаборатории Массачусетского технологического института Йойчи Ито называет неотенией, они имеют в виду состояние разума, позволяющее видеть вещи, не получившие названий и не подвергавшиеся категоризации. После того как вещи получают названия и заносятся в картотеку, они становятся известными величинами – и мы перестаем о них думать и даже замечать.

Где-то между четырьмя и пятью годами дети идеально справляются с процессом спрашивания: они обладают необходимыми языковыми навыками, чтобы задавать вопросы, их мозг все еще работает в экспансивном, соединительном режиме, и они видят вещи, которые не ассоциируются с названиями или предположениями. Они становятся непревзойденными исследователями.

Астрофизик и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон называет маленьких детей прирожденными учеными, потому что они разрушают устоявшиеся представления и совмещают несовместимое. Кроме того, доктор Харрис из Гарварда отмечает у них качества антропологов: они не просто проводят эксперименты, но и задают вопросы окружающим их людям.

Многие склонны думать, что дети не обращают особого внимания на ответы. Как отмечает Луи Си Кей в монологе «Почему?», независимо от того, что вы ответите, они все равно будут задавать вопросы снова и снова. Но на самом деле ответы имеют для них очень большое значение. Ученые из Мичиганского университета установили, что, когда дошкольники спрашивают: «Почему?», – они не просто пытаются досадить взрослым или продолжить разговор, а «хотят добраться до самой сути вещей». Когда в ходе недавнего исследования детям предоставляли доходчивые объяснения, они либо соглашались и были довольны, либо задавали уточняющий вопрос. Но если они не получали удовлетворительного ответа, то чаще всего выражали недовольство и повторяли первоначальный вопрос.

Как отмечает преподаватель INSEAD и эксперт в области спрашивания Хэл Грегерсен, если внимательно понаблюдать за тем, что происходит, когда дети задают взрослым вопросы, становится ясно, что «причина, заставляющая детей снова и снова спрашивать: “Почему?”, – часто заключается в том, что мы не понимаем их вопросов или просто не слушаем. Продолжая спрашивать, они пытаются сказать нам: “Вы меня не слышите. Вы не понимаете, о чем я спрашиваю”».

Когда дети начинают посещать дошкольные воспитательные учреждения, в их манере спрашивать происходят любопытные изменения. Дошкольники оказываются в стимулирующей среде, где их окружают другие, такие же любознательные дети, и получают свободный доступ к взрослому педагогу, обученному отвечать на вопросы, что на первый взгляд можно счесть идеальными условиями для спрашивания. Несмотря на это, они сразу же начинают задавать меньше вопросов. Как отмечает доктор Харрис, это подтверждается результатами исследований, проводимых в условиях различных культур по всему миру. По его мнению, тут срабатывает фактор комфортности, поскольку дома, общаясь с родителями, дети задают вопросы охотнее, чем в дошкольных учреждениях.

Но даже в такой обстановке дошкольники задают вопросы чаще, чем школьники. В большинстве дошкольных учреждений условия среды менее структурированы и позволяют заниматься играми и исследованиями в более произвольной форме, что, возможно, помогает детям сохранять предрасположенность к расспросам и обучению.

Интересно отметить, что чем больше дошкольные учреждения стараются походить на обычные школы (чем больше они нагружают детей информацией и ответами на вопросы, которых те не успели задать), тем сильнее это подавляет их естественную любознательность. Детский психолог Элисон Гопник открыто критикует тенденцию превращения дошкольных учреждений в школы, которую поддерживают чрезмерно честолюбивые родители и (по крайней мере, в Соединенных Штатах) федеральные законодательные акты, требующие стандартизации дошкольного обучения.

По мнению Гопник, когда мы начинаем учить слишком многому и слишком быстро, то тем самым непреднамеренно лишаем детей возможности задавать вопросы и заниматься исследованиями, которые в противном случае они могли бы проводить самостоятельно. «Маленькие дети – это институт исследования и развития человечества», – говорит Элисон Гопник. Когда им позволяют проводить исследования – задавать и анализировать свои собственные вопросы, используя различные формы экспериментирования и не следуя строгим инструкциям, – они проявляют больше креативности и любознательности.

Гопник отмечает, что дети получают знания почти так же, как ученые, – в ходе проведения исследований и экспериментов – и что нам следует опасаться тенденции к повышению степени структурированности и академичности программ обучения в раннем возрасте. Когда дети поступают в начальную школу, последствия такой академической жесткости начинают проявляться довольно быстро и их склонность задавать вопросы стремительно снижается.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Топ 10 детских вопросов, которые ставят родителей в тупик (и как на них отвечать)

Все дети, начиная с возраста 2-3 лет, становятся рьяными «почемучками». Это показатель нормального развития ребенка как личности, он каждый день познает мир и уже не просто принимает его таким, какой он есть, а интересуется каждой мелочью и хочет больше узнать обо всем.

Содержание статьи

neudobnyje-detskije-voprosy-kak-na-nih-otvechaty

Родители, конечно, должны поощрять любознательность малыша, не отмахиваться и не игнорировать вопросы. А их крохи задают немереное количество. От самых простых «откуда взялся лед», «что ест крокодил», смешных «почему у колобка не пачкаются глазки, раз он катается по земле», «мам, кто со мной дома сидел, пока ты маленькая была», до таких, на которые трудно ответить сразу «почему небо голубое», «а что выше облаков», «почему вода не горит».

На самые трудные вопросы вы найдете ответы в сети, перефразируете, а вот как быть с теми «неудобными», на которые вы ответы знаете, но вот только знания эти ребенку либо пока не по возрасту, либо вы боитесь повлиять плохо на малыша своим ответом.

Рассмотрим самые популярные «неудобные» вопросы и разберемся, как же ответить на них крохе.

1. Откуда берутся дети?

Пожалуй, самый сложный вопрос к родителям. Обычно папы и мамы тушуются, хихикают, отнекиваются, говорят, что малышу еще рано думать над такими вопросами. Если вы хоть на секунду дали понять ребенку, что замешкались, чего доброго, застеснялись, поверьте, данная тема его еще долго не отпустит. И лучше уж он узнает вашу версию, чем ответ на животрепещущий вопрос ему подскажут детки постарше.

Kak-obyasnit-rebenku-otkuda-berutsya-deti

Говорить, что дети рождаются в капусте, или их подкидывает пернатый аист, это немного устарело. У вас нет необходимости морочить голову. Правду можно легко объяснить: «Папа положил в мамин живот маленькое зёрнышко. Затем зёрнышко встретилось с яйцом. Начиная с этого яйца, стало развиваться маленькое существо. И через 9 месяцев из живота вышел ребёнок».

Еще вариант — вы можете сказать: «Чтобы появились дети мужчина и женщина должны влюбиться и пожениться, потом у мамы в животе появляется крошечный малыш, совсем как червячок, он растет, как и ты сейчас, а потом, когда ему совсем уже не хватает места, он рождается». Обычно крохам достаточно такого ответа, и если его не интересуют подробности, то и вы в них не вдавайтесь. Ребенка постарше может заинтересовать, как же в мамин живот вообще попал ребенок, тогда вы можете сказать, что «у мамы и папы есть специальные клеточки, когда они встречаются, то из них и получается крошечный малыш», при вопросе как они встречаются, вы можете предложить версию поцелуя и объятий.

Обычно школьники уже все знают сами, телевидение, интернет, общение приносят свои плоды, но если уже сознательный ребенок обратился к вам за объяснениями, придется рассказать все по существу. Вам неудобно и стыдно, купите хорошую книгу, соответствующую возрасту, где все правильно описано.

Читаем также: Как объяснить ребенку откуда берутся дети

2. Почему вы говорите, что я красивый, а одноклассники так не считают? Почему я могу не нравиться?

Ребенок, живущий в семье, наполненной любовью и нежностью, сталкиваясь в детсаду или школе с детьми, настроенными враждебно, может удивиться, почему его считают некрасивым или неумным. Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, потом показать свое отношение, сравнить с собой и собственными проблемами в таком возрасте.

неудобные-вопросы-детей

Например: «У всех разные представления о красоте и способностях, кому-то нравятся худые, кому-то полные. Это как фильмы или книги, одним нравятся приключения, другим – комедии, это не говорит о том, что комедии лучше, или наоборот, просто симпатии у всех разные. Мне ты очень нравишься, вон какие у тебя большие голубые глаза и обворожительная улыбка. Если бы я была девочкой твоего возраста, то ты мне бы очень нравился. Обязательно есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным. Меня тоже раньше дразнили длинной, но ничего, папа же меня полюбил, и друзей у меня много. Если бы всем людям нравилось во внешности одно и то же, то мы давно стали бы абсолютно идентичными или вымерли».

Если у подростка действительно проблемы с внешностью, не ограничивайтесь одним разговором, помогите ему исправить ситуацию. Например, запишитесь вместе в спортзал или подберите новую стильную одежду, смените очки на линзы, в общем, устраните причину, по которой у вашего ребенка не получается влиться в общество сверстников.

При этом помните, что подростки могут быть агрессивны не только к тем, кто выглядит «не так», но и к слишком красивым, умным, общительным или замкнутым, то есть абсолютно к любым людям. Порой решить проблему можно, лишь сменив окружение ребенка.

3. Кого ты больше любишь, сестру/брата или меня?

Когда ждать подобного вопроса? —  до 7 лет, чаще всего вскоре после появления младшего ребенка в семье. Такой вопрос возникает при вечном соперничестве сестер и братьев, возникающем на почве ревности к родителям. Вам важно дать понять ребенку, что ваша любовь к ним безгранична, и, несмотря на то, что они такие разные, вы любите их одинаково сильно. Ты же любишь маму и папу одинаково? Вот и мы любим своих детей так же. Скажите, что вашей любви хватит на всех, и на них, и на других родственников.

Никогда не манипулируйте ребенком, пытаясь выторговать у него что-то взамен на слова о любви. Фраза «я люблю твою сестру сильнее, потому что она отличница» вызовет не желание учиться, а лишь ревность и ссоры.

4. Почему я — это я?

Задаваясь вопросом, почему родился именно таким, с такой внешностью, такими способностями, ребенок начинает осознавать себя как личность, отличную от других, проявляет индивидуальность. Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Вы можете пояснить ситуацию так: «Любой человек сочетает в себе то, каким он родился, и то, чему он научился, каким стал. От рождения мы получаем внешность унаследованную от родителей, пол, здоровье, а потом постепенно появляются привычки, вкус, навыки, симпатии и антипатии, все то, что ты умеешь. Из всего этого складывается личность. Все мы рождаемся каждый в своей семье, в определенном городе, стране, на нас влияют люди и события, вот почему мы становимся такими, какие есть. Нет одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые».

5. Зачем вы меня родили?

Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем в переходном возрасте, когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или пытается смягчить наказание. Еще малыш может таким образом манипулировать вами, из разряда «зачем вы меня родили, если не можете свозить меня на море».

каверзные-вопросы-ребенка

Мамам на заметку:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет.

Ваш ход: «Мы очень любим друг друга, поэтому завели семью, в полной семье всегда есть дети, они как плод любви и нежности родителей. Мы очень хотели иметь свое продолжение, умного, красивого ребенка, поэтому и родили именно такого, тебя». Дайте ребенку понять, какой он особенный, как вы его хотели и ждали.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок хочет получить дополнительную порцию внимания и заботы, стоит как можно дольше рассказывать ему о том, как вы его любите, перечисляя его положительные качества и хваля. Если же ребенок просто манипулирует вами и ему нужно какое-то материальное «подтверждение» ваших слов, то не нужно распыляться на разговоры, поясните ваше решение по поводу спорного момента и не идите на поводу у крохи.

Читаем также: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

6. А я умру?

Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, это дети познают значительно позднее, на данном этапе их интересует, почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом. Подобный вопрос может возникнуть, когда малыш вдруг сталкивается со смертью близкого человека, или собственного питомца.

Отвечая на такой щепетильный вопрос, не стоит вдаваться в объяснения неизбежной кончины всех живых существ, описывать, как умирают, что чувствуют и т.п. Говорите более обтекаемо: «Всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни. И у тебя тоже есть свой срок. Но сначала ты проживешь еще очень долгую счастливую жизнь, пойдешь в садик, в школу, поступишь в институт, у тебя тоже когда-то будет своя семья, ты родишь детей, у тебя будет хорошая работа, ты будешь много путешествовать и открывать новое. Чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно заботиться о себе и своем здоровье, помнить о безопасности , стремиться к лучшему и помнить о безопасности».

отвечаем-на-неловкие-вопросы-ребенка

Постарайтесь ответить исчерпывающе, так, чтобы ребенок не зациклился на этой теме. Если вы принадлежите к какой-либо религии, возьмите на вооружение ее догматы. Если же вы атеист, не спешите «радовать» трехлетку физиологическими подробностями смерти, обойдитесь общими фразами. Если ребенок еще совсем мал, то придумайте некоторые вещи, объясняющие, куда потом пропадают умершие люди, животные. Не бойтесь сказать, что бабушка смотрит теперь на нас с неба, а умершая кошка и вовсе просто убежала к коту-жениху.

Если же ребенку больше 6 лет, уделите внимание тому факту, что загробная жизнь не существует, по крайней мере в той форме, которую любят демонстрировать в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

7. Почему у меня нет столько игрушек, сколько у друга?

А было ли с вашим ребенком такое, пришел от он друга и говорит, вот у Саши так много игрушек, а у меня нет такого пятого автомобиля, как у него.

На самом деле это очень хорошая тема для обсуждения. Ведь это азы финансовой грамотности и правильного распределения средств. В данном случае, нужно объяснить ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения.

много-игрушек

Пояснить основы первой финансовой грамотности очень важно. Ребенку стоит рассказать, как зарабатываются деньги, что для этого мама и папа ходят на работу и выполняют там много задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме и еда, и одежда, и игрушки, в том числе, даже свет, газ, вода стоят денег, поэтому нельзя бездумно их тратить. «У тебя же и так много машинок, разве ты станешь счастливее, если их будет больше, может лучше потратить средства на поход в цирк? Если мы все деньги будем тратить на игрушки, на что тогда будет жить вся наша семья».

Предложите ребенку альтернативу, хочешь что-то купить заработай. Дайте ему какое — нибудь задание по дому и за это «заплатите» оговоренную сумму. Пусть ребенок постарается накопить некую сумму, а потом он уже не захочет тратить эти деньги на 5 машинку, ведь они достались ему с трудом.

Читаем также: 12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). Плюс видео консультации специалистов

8. Чем мальчики отличаются от девочек?

Такой вопрос чаще всего подразумевает, что кроха уже увидел различия в мужских и женских половых органах. Например, в детском саду, где туалет зачастую общий. Поэтому внешними признаками типа, юбочек и брючек, кепочек и бантиков не обойтись.

Для маленького ребенка достаточно сказать, что так задумано природой, этим отличаются мальчики от девочек, ведь если бы их половые органы были одинаковыми, как кроме одежды их можно было бы отличать. Для малыша более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

9. Почему вы ругаетесь с папой, вы не любите друг друга?

Ссоры при ребенке – дело, конечно, не нужное, но уж если так случилось, сделайте все, чтобы кроха не усомнился в крепости вашего союза.

Скажите: «У каждого человека есть свое мнение, вот ты же тоже иногда капризничаешь и выдвигаешь требования. Так и у нас, иногда мы не сходимся во мнениях и спорим, а потом приходим к общему выводу, и снова все становиться хорошо. Конечно, мы любим друг друга, мы же семья».

Читаем также: Родительские ссоры и скандалы в семье: влияние на ребенка

10. А дед Мороз есть на самом деле?

дед мороз

Подумайте, прежде, чем честно ответить на вопрос крохи, хотите ли вы лишить малыша сказки. Если ребенок увидел, как в канун праздника,  вы сами прячете подарки, но не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Если ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться, можете рассказать, что добрый волшебник живет в наших сердцах, что люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.

Памятка родителям: как отвечать на неудобные вопросы

Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:

  • Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным, вы – главный источник знаний, пусть уж лучше в щепетильных вопросах он разберется с вами, чем надумает себе невесть чего, или услышит нереальные версии от сверстников;
  • Не называйте вопросы неприличными, неправильными, это только подогреет интерес ребенка;
  • Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку;
  • Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал;
  • Не рассказывайте больше подробностей, чем нужно малышу на данный момент;
  • Не показывайте своей смущенности и неловкости от вопроса;
  • Объясняйте максимально доступно до тех пор, пока кроха не будет удовлетворен ответом. Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно;
  • Не обманывайте и не надумывайте, если без этого можно спокойно обойтись. Дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому;
  • Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним;
  • Разговаривайте в спокойной обстановке, желательно наедине.

Читаем также:

Как правильно ответить на неловкие вопросы ребенка – Все буде добре

razvitie-krohi.ru

Как научить ребенка задавать правильные вопросы? |

Порой интересно узнать, какими темпами и как развивается твой ребенок. Оказывается, вопросы, которые задают дети, о многом свидетельствуют. Если ребенок не задает обычные для своего возраста вопросы или вообще не задает вопросов, родителям стоит задуматься. Но сначала давайте выясним, в каком возрасте, и какие именно вопросы должны задавать дети.

Какие вопросы задают дети?

Однажды известного ученого и мудреца Авиценну спросили: « Вы так много умеете и знаете. Вероятно, в детские годы вы были лучшим среди ровесников?» «О, вовсе нет, — ответил Авиценна, — вокруг меня были ученики намного умнее и успешнее меня. Но я был лучшим из тех, кто задавал вопросы!»

Как выяснили психологи, существует зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может, должен и в самом деле задает, если его интеллектуальное развитие идет в ногу с его ростом. Навыки и умения, приобретенные детьми, это часто результат активности и внимательности родителей, которые сумели научить, привить, показать. А вот на вопросы, которые задают дети, родители повлиять не могут. Вопросы – это результат собственной активности головного мозга малыша. Научить задавать вопросы и делать это правильно – очень сложно. Ведь малыш сам выбирает вопрос, сам строит фразу, сам выдает «запрос» на интересующую его информацию, сам таким образом стимулирует и направляет свое умственное развитие.

Кто? Что? — вопросы

В 10-18 месяцев малыши активно начинают интересоваться ответами на вопросы «Кто это?» или «Что это?». Да, многие дети в этом возрасте и говорить-то не умеют, но для того, чтобы задать вопрос, речь не обязательна. Достаточно просто указать пальчиком! Но при своей безмолвности такой вопрос очень сильно развивает словарный запас ребенка. То, что малыш еще не говорит, не означает ведь, что он не понимает. Моему старшему сыну Эмилю достаточно продолжительное время для полноценного общения хватало звука «Эээ» и движения указательным пальцем. Не игнорируйте первые вопросы своего ребенка, отвечайте «по теме» и развернуто.

Где? Когда? – вопросы

Эти вопросы появляются сразу один за одним или даже одновременно ближе к концу второго года жизни ребенка. Сначала детские вопросы касаются только близких и членов семьи, а потом переходят и на игрушки и неодушевленные предметы. Вопросы абсолютно логичны и последовательны, ведь живые существа отличаются способность постоянно перемещаться, то исчезая из вида, то вновь появляясь. Поэтому круг вопросов «Где папа?», «Когда придет бабушка?», «Где котик»? постоянно растет. Одно время мой сын Эмиль всех входящих в дом встречал одним и тем же вопросом «Ты где был?» и, получав ответ, оставался совершенно удовлетворенным.

Как? – вопросы

Вопрос «как?» в лексиконе ребенка свидетельствует о его необходимости узнавать и переосмысливать огромное количество информации. 2,5-3-летнего карапуза интересует буквально все. Как открыть коробочку? Как вылепить улитку? Как построить дорогу? Как залезть на горку? Как открыть дверь ключом?..

Зачем? Почему? – вопросы

В начале четвертого года появляются «объяснительные» вопросы. Рот у маленького почемучки не закрывается ни на секунду и так и сыплет вопросам по самым разным тематикам. Кстати, отвечать на эти еще не заданные вопросы заранее не имеет смысла. Мозг малыша занят пока что другими вопросами и «досрочно разъясненную» информацию просто не усвоит. Но когда вопрос оформился в слова и задан – вот тогда будьте добры, объясните подробно!

Ребенок не задает вопросов

Что делать, если ребенок не задает правильные соответствующие его возрасту вопросы? Уговорить или научить их задавать вы не сможете. Можно научить рисовать, лепить из пластилина или строить домик, но как потренироваться в задавании вопросов?Выход психологи предлагают только один. Если ребенок не задает вопросы, то нужно это делать за него и самому на свои же вопросы отвечать.— Что это? – Это машина.— Как построить домик? – Поставить кубики друг на друга.— Когда вернется папа? – Когда маленькая стрелка на часах будет здесь.— Почему растаял снег? – Потому что пришла весна, и стало тепло.— Почему промокли ножки? – Потому что ты наступил в лужу.

Дети – большие любители подражать. Есть хороший шанс, что ребенок последует вашему примеру и начнет-таки задавать правильные вопросы. Сначала, возможно, механически, а потом и осознанно, задействуя необходимые структуры мозга. Ведь вопросы подразумевают ответы и получение той информации, которая нужна. А без новых знаний нет движения вперед.

Интересных вопросов вам, дорогие родители!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

yoga-mama.ru

Как разговорить детей: открытые вопросы

Наверное, многим родителям могут показаться знакомыми такие диалоги:

– Как прошел день в школе?– Как обычно.– Что вам сегодня давали на обед?– Не помню.– Как тебе фильм?– Нормально.

Родители задают вопросы – дети пожимают плечами. Родители беспокоятся, что из детей лишнего слова не вытянешь, а те искренне недоумевают, почему взрослых волнует обед на большой перемене, и отвечают неохотно, зато могут с жаром рассказывать о пройденном вчера уровне компьютерной игры.

В такие моменты кажется, что дети не готовы к нашему любопытству и вниманию. С одной стороны, дело может быть в не подходящем для расспросов времени: после дня, проведенного в садике и школе, дети устают, хотят сменить тему разговоров и переключиться на другую деятельность. Но есть и еще одно объяснение: мы часто выбираем для общения с детьми закрытые вопросы и формулируем свой интерес так, что ответы могут быть лишь односложными:

  • Ты хорошо сегодня ел?
  • Много уроков задали?
  • Ты подготовилась к контрольной?
  • Как у тебя дела?

На такие вопросы обычно получаются предсказуемые ответы «да», «нет» или «хорошо». Но родителям, конечно, хочется быть в курсе того, что делают дети вне дома, о чем мечтают, чему хотят учиться, с кем им нравится дружить, какие проблемы бывают в общении со сверстниками. Открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы, могут побудить детей к размышлениям, особенно если сформулировать их так, что на них будет интересно отвечать. Например, про день в школе или детском саду можно спросить так:

  • Какая игра у вас была сегодня самой веселой?
  • С какими игрушками ты сегодня играл? У них есть имена?
  • Какими материалами вы сегодня пользовались на уроках труда и рисования?
  • У меня сегодня был такой занятой день на работе, а что интересного было у тебя?
  • Давай я попробую угадать, какие три вещи ты сегодня делал?

Дети учатся на вопросах, поэтому в дошкольном возрасте так часто их задают. Но ничуть не меньше они любят на вопросы отвечать. Будь это тест: «Какой из цветов тебе нравится больше: красный, синий или зеленый?», или вопрос на воображение: «Что бы ты взял с собой на необитаемый остров?» При этом дети хорошо чувствуют, когда вопросы заданы с искренним интересом, а когда взрослые просто желают выведать тайну или, что еще хуже, услышать ответ и прочитать лекцию о том, как на самом деле нужно мыслить.

Хорошо, когда беседы являются традицией, заведенной в семье с раннего детства. Когда обсуждения идут за обеденным столом и на прогулках, под одеялом перед сном или во время поездок в транспорте, за выпечкой пирога или совместной сборкой конструктора. Все эти ситуации – прекрасная возможность для того, чтобы в непринужденных разговорах лучше узнавать друг друга.

Взрослый, который внимательно слушает ребенка и не отвлекается на посторонние дела, дает ему посыл: твои мысли интересны, а твое мнение важно для меня. Такому взрослому можно доверять секреты и делиться с ним наболевшим, мечтать вслух и шутить на любые темы. Даже самые маленькие дети с удовольствием отвечают на вопросы, которые позволяют им фантазировать:

  • Если бы у тебя были крылья, куда бы ты полетел?
  • Каким сказочным героем ты бы хотел стать и почему?
  • Как ты думаешь, что находится за звездами?

Малышей интересует все на свете, но и их самих можно спрашивать о природе вещей, которую они пока не понимают, ведь им нравится выдвигать свои версии устройства мира:

  • Как ты думаешь, почему мяч не тонет в воде?
  • Почему осенью листья меняют цвет?
  • Как бы ты мог нарисовать шум? А голос? А радость?

Дети постарше с еще большим удовольствием придумывают волшебные варианты ответов на вопросы:

  • Если бы ты мог завести любого, даже самого необычного питомца, кого бы ты выбрал?
  • Если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы попросил ее исполнить?
  • Что бы ты сделал, если бы стал на один день человеком-невидимкой?
  • На что бы ты потратил огромный выигрыш в лотерее?

Родители обычно знают, какие страхи и переживания имеются у детей. Но бывает, что ребенок не выдает своих волнений и переживает их в одиночку. Чтобы проговорить существующие проблемы и понять, как ребенок с ними справляется, вы можете спросить:

  • Как ты думаешь, если малыш боится темноты, или собаку, или чего-то еще, как он может себя успокоить и подбодрить?
  • Что тебя больше всего злит?
  • Как ты считаешь, какие самые неприятные поступки могут совершать друзья?

Открытые вопросы побуждают детей размышлять и рассуждать, анализировать и приходить к выводам. С их помощью можно говорить и о проблемах в детско-родительских отношениях, только важно подобрать подходящий момент для доверительного разговора. В острой ситуации, например, на пике ссоры, дети и взрослые действуют на эмоциях и часто говорят на повышенных тонах. Но когда воинственный пыл стихнет, можно побеседовать в спокойной обстановке и постараться услышать друг друга:

  • Какие из моих слов были для тебя обидными?
  • Почему случившееся наказание кажется тебе несправедливым?
  • Как бы мы могли исправить неприятность, которая произошла между нами?

Если перепалка происходит между детьми, важно подойти к разрешению ситуации объективно. Видя плачущего младшего брата и покрасневшего старшего, стоящего в стороне, можно спросить: «Это ты ударил брата?», и это будет закрытый вопрос, к тому же содержащий скрытое обвинение, а оно лишь сильнее захлопнет раковину детского доверия. Но можно спросить: «Почему Ваня плачет? Что случилось?», и это будет приглашением к обсуждению инцидента, в котором смогут высказаться обе стороны.

Дети любят, когда с ними говорят обо всем на свете. Можно вместе повспоминать прошлое: радостные моменты или досадные огорчения. По прошествии лет многие вещи уже не кажутся обидными, как когда-то, поэтому дети легко делятся секретами раннего детства, но чтобы положить этим рассказам начало, нужно помочь детям вспомнить все:

  • С какого момента ты себя помнишь?
  • Какая у тебя была самая любимая игрушка, когда ты был маленьким?
  • Что тебе нравилось делать всей семьей?
  • Чем тебе запомнился детский сад?
  • Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?

А можно поговорить о будущем, о детских устремлениях и мечтах:

  • Есть ли кто-то известный или знакомый, на кого тебе хочется быть похожим?
  • Чему бы тебе хотелось научиться?
  • Как бы ты хотел украсить свою комнату?

Или задать более серьезные вопросы подросткам:

  • Если бы ты мог изменить в себе три вещи, что бы ты исправил?
  • На твой взгляд, девочки лучше выглядят с макияжем или без него?
  • Как ты думаешь, какой возраст самый подходящий для того, чтобы жениться или выходить замуж?
  • Что бы ты сделал, если кто-то предложил тебе попробовать сигареты?

Вместо поверхностного вопроса: «Ну как, понравилась тебе книга?», лучше задать такой, на который можно получить развернутый ответ: «Какой момент тебе показался самым интересным?» Призывая детей говорить, мы тренируем в них и полезный навык выступлений, и способность выражать свою точку зрения, помогаем расширять словарный запас и учим общаться с другими людьми, внимательно слушая и задавая встречные вопросы.

Практика открытых вопросов в случае, если она естественно вплетена в процесс семейного общения, а не происходит в форме интервью или допроса, сближает детей и родителей, несет познавательную ценность, а также обучающий момент. Во время разговора вы можете тактично высказывать и свое мнение или подводить ребенка к важной мысли наводящими вопросами. Если вы видите, что дочка не решается поучаствовать в школьном спектакле, хотя ей хочется быть задействованной, спросите «почему тебе кажется, что это невозможно?», чтобы понять причину страха. А затем вместе подумайте, как можно справиться с волнением, как еще можно поучаствовать в спектакле, если не выступать в качестве актера: может быть, нарисовать декорации, придумать костюмы, говорить голосом автора? Когда наводящие вопросы сформулированы верно, находятся и идеи для решения проблем.

letidor.ru

40 ЯРКИХ ВОПРОСОВ РЕБЁНКУ - запись пользователя Танюша (bagiradm) в дневнике

1. Легко ли быть ребенком?

2. Легко ли быть взрослым?

3. Где живут сны?

4. А когда ты не спишь, где они?

5. Почему люди читают книги?

6. Кем хочешь быть, когда вырастешь?

7. Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты сделала?

8. Каким должен быть лучший друг?

9. Как можно наказывать детей и за что?

10. Чему бы ты хотел научиться?

11. Почему люди болеют?

12. Как бы ты хотела, что бы тебя баловали?

13. Хотела ли бы ты иметь брата или сестричку? Почему?

14. Твоя самая любимая игра? Как в нее играть?

15. Чего ты больше всего боишься?

16. Какой праздник ты любишь больше всего? Почему?

17. Почему люди обижаются? (Что может тебя обидеть?)

18. Что такое плохое и хорошее настроение?

19. Какой герой мультфильма (сказки) тебе нравится больше всего? Почему?

20. С кем тебе больше нравится дружить с мальчиками или с девочками? Почему?

21. Что ты любишь больше всего? 22. Что ты не любишь?

23. О чем мечтаешь?

24. Какая еда самая-самая вкусная на свете?

25. Что ты находишь удивительным в мире вокруг?

26. Что ты считаешь чудом?

27. Есть что-то такое, что ты не сделала и теперь жалеешь?

28. Что ты хочешь сделать в скором будущем?

29. От чего ты можешь заплакать?

30. Где тебе хорошо?

31. Что бы могли родители сделать для тебя, чтобы ты была счастливее?

32. Какой у тебя был простой день, не праздник, когда ты была счастлива?

33. Где лучше - когда ездишь куда-то или дома?

34. Когда ты совсем одна, то что ты делаешь?

35. Чего тебе не хватает?

36. Если бы ты могла что-то поменять в нашей семье, то что?

37. За что ты обижаешься на родителей?

38. За что ты любишь родителей?

39. Если бы ты могла помочь каким-то другим людям, что бы ты сделала?

40. Какой ты видишь себя через 10 лет?

www.babyblog.ru