Детские компьютерные игры: не допустить ошибок! Ребенок 4 года играет в компьютерные игры
Дети и компьютерные игры - Психологос
Фильм "Вести недели"
Сашу Фокина воспитывал компьютер. Результаты - впечатляют. скачать видео
Ко мне на почту пришел традиционный вопрос: что делать, если дети сидят в компьютерных играх с утра до вечера? Состоялась короткая переписка:
Вопрос от Елены: "Как быть, если моих детей игры онлайн захватывают? Предупреждай, наказывай - всё в штыки. Конечно я стараюсь им объяснить негатив игр-онлайн, но все равно им играть хочется".
Я: "Елена, скажу что делать, если пообещаете, что сделаете то, что я скажу".
Елена: "Здравствуйте Николай Иванович! Я очень постараюсь сделать то, что Вы предложите, обещаю".
Я: "Елена, я бываю буквоедом. Я не спросил, "постараетесь" ли вы, я спросил "сделаете" ли вы. Стараться и сделать - очень разные вещи. Давайте договоримся, что вы сделаете, а не просто постараетесь. Я не даю заданий, которые выше человеческих сил.
Итак, что вам нужно сделать? Задание конкретно. Первое - предупреждение: "Увижу вас в компьютерных играх - лишитесь компьютеров".
Второе - реализация. Думаю, что уже на следующий день вы увидите ребенка в игре. Ваши действия - на неделю полное лишение детей компьютеров. Отобрали, запаролили - любой способ годится. Если компьютеры нужны для уроков - это их проблемы, вы их предупреждали.
Третье - через неделю компьютеры возвращаются, но за будущие проколы - вырубаются снова на короткий срок, на день или два. Вот такая схема приема горького лекарства.
Четвертое - когда дети поймут, что воевать с вами бесполезно и начнут вести себя прилично, вы можете им разрешить играть в компьютерные игры после того, как они сделают все уроки, и строго определенное время. Какое - тут уже решите сами.
Сделаете? И сообщите о результате".
Через полгода пришел ответ.
Здравствуйте Николай Иванович!
Ваше предложение по вопросу компьютерных игр и детей - оказалось действенно. Мне было непросто, я смогла его использовать только вместе с упражнением «Стена» - со стеной не спорят, просто выполняют. Для нашей семьи компьютерные игры - это конкретная игра «Танки-онлайн», другие «стрелялки» пока моих детей не привлекают. Я долго откладывала с ответом, поскольку сама не сразу решилась действовать, да и лучшее решение пришло ко мне не сразу. Остановилась в конце концов вот на чем.
1. Уменьшила свободное время детей. Способы использовала разные - тренировки, бассейн, но это действительно оказалось очень важным.
2. Я разрешаю детям играть в "Танки-онлайн", но только при выполнении двух условий: "Уроки делаются сразу" и "Все уроки сделаны как следует". Конкретно, играть можно только до 20:00, т.е. если ты сделал уроки позже - игры нет. Как только я это придумала, все стало как-то легко: дети сразу садятся за уроки, без дела не болтаются, ну и просто стараются все сделать вовремя.
Вначале было совсем трудно, было серьезное противостояние. Меня волновало: можно ли в принципе изменить отношение ребенка к компьютерным играм? На некоторое время эти игры стали для ребенка как конфетка, какая-то как будто сверхценность. «Мам, я всё уроки сделал, я постарался, дай поиграть!?» - т.е. можно мне эту конфетку, а если нет - то для чего я тогда старался, что-то делал, трудился? Все мерялось этой игрой, а любые объяснения, что это нужно для дальнейшей жизни - не воспринимались или воспринимались как что-то абстрактное. «Ну все же играют!?»… и начинались новые споры и обиды.
Но постепенно у детей появились другие интересы, а когда в жизни ребенка появился спорт - все как-то утихло само собой. Теперь дети стали интересоваться видами спорта, правилами спорта, хвалятся своими достижениями в бассейне. Особенно радует, когда на вопросы одноклассников -"Какой танк ты выиграл?", мои дети отвечают - "Мне было некогда играть..."
В целом ситуация решена, но вопросы у меня еще остались. Один мой ребенок хорошо учится, участвует во всех конкурсах школьных и олимпиадах и даже в городских, вроде думаю можно ему немного поиграть в эту игру «танки онлайн», но другому тоже хочется играть, а успеваемость у него меньше. И видя, что тот ребенок играет, начинает капризничать, помимо всех прочих каприз - «Вы его больше любите, чем меня…» и т.п. Это направление для меня очень болезненно, но я стараюсь выравнивать ситуацию, следующим образом – с улыбкой говорю ему: «Сынок, как я могу не любить свои руки, ты - рука правая, другой сын - рука левая; руки-то мои и я люблю свои руки одинаково..» Я правильно поступаю?
Елена, для женского подхода в воспитании детей это хороший ответ. На взгляд мужчин, это ответ слабый, поскольку в нем звучит защита и оправдания. Перед собственными детьми - оправдываться? тем более там, где дурно ведут они сами??
Мужской ответ прост: "Конечно, я его люблю больше - он же не ленится, как ты, учится лучше. Поправляй учебу, с братом сравняешься, будешь иметь те же самые права. Ничто в жизни за так не дается, учись зарабатывать на то, что тебе хочется. Поправишь учебу? Могу помочь".
Жалобы родственникам
Из другой консультации: "Сын постоянно просит разрешить ему играть на компьютере. Если не разрешаю, он начинает жаловаться родственникам, привлекать их на свою сторону. Что делать?"
Ответ:
Сформулируйте сыну два простых правила: играть на компьютере можно только после того, как 1) Ты доложил мне, что все уроки сделаны, и я у тебя это приняла; 2) Ты ведешь себя прилично и маму не огорчаешь. Дополнение и разъяснение: "Если ты на маму жалуешься родственникам мне приходится с ними вести трудные разговоры, а это в мои планы не входит, у меня от этого портится настроение. Соответственно, если ты жалуешься родственникам, ты маму огорчаешь и остаешься без компьютерных игр. Повтори, что понял?"
www.psychologos.ru
В какие компьютерные игры детям играть можно?
Моя пятилетняя дочь сидела, уткнувшись в экран планшета, и не реагировала на вопросы. Я знала - она одевает на бал свою любимую героиню - виртуальную Золушку. Ее увлеченное и одновременно отрешенное лицо, согнутая спинка беспокоили – она не «здесь». Мои игры с куклами были другими. Я сама придумывала сюжеты, и какие…! А ее куклы сложены в огромную коробку, пока их маленькая хозяйка с увлечением следит за жизнью Золушки в чужом виртуальном мире.
Для современного поколения компьютерные игры — обыденность. Хотим мы этого или нет, индустрия компьютерных игр будет стремительно расти раз есть колоссальный спрос. А это значит, что людей, уходящих от реальности в иллюзорный мир – так называемых эскейперов (с англ. escape – уходить от реальности, сбегать, отделываться) – будет все больше. Особенно среди детей и подростков. Хотя чем хуже литературного или телевизионного эскейперства, эскейперство компьютерное – не так уж и очевидно.
Зависимость от киберигр, как подтверждают исследователи, не похожа на наркотическую. В ней задействованы совсем другие участки мозга. Но, тем не менее, это зависимость со всеми вытекающими отсюда последствиями как для родителей, так и для ребенка.
Психологи много пишут о том, как выявить симптомы игромании у ребенка, дают советы по предотвращению подобного пристрастия, которое способствует не только социальной изоляции, провоцирует проблемы со здоровьем (искривление позвоночника, ожирение), но и серьезные психологические расстройства.
Но можно найти и мнения «защитников» геймеризации детей. Есть данные, утверждающие, что у юных геймеров практически такая же координация и концентрация внимания, как у космонавтов. Во всяком случае, эти показатели сравнимы с показателями тренированных астронавтов из НАСА. Кроме того, у таких подростков хорошо развито воображение. Многие взрослые, которые были когда-то геймерами, сейчас работают в ведущих технических компаниях мира.
Так или иначе, компьютерные игры, как впрочем, и все остальное в жизни - имеет две стороны. И нет смысла насильно уводить детей от экрана, вызывая тем самым еще большее желание получить запретный плод. Есть смысл, наоборот, принять вызовы времени. Поэтому мне, как маме маленькой девочки, важно знать и то, как развивается индустрия игр, и как я могу использовать ее для развития ребенка.
Анна Ларкина, старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» рассказала мне о том, какие игры предлагать ребенку в зависимости от его возраста и потребностей.
2-5 лет. Тачскрин лучше кнопок
- Обычно ребёнок начинает интересоваться планшетом примерно в два года. В этот момент и нужно устанавливать правила. Важно начать контролировать время, проводимое ребёнком за играми. Есть ряд игр для малышей, которые не только не вредят, но и помогают развивать разные навыки.
Для совсем маленьких рекомендую игры на планшете или телефоне, так как малышу проще пользоваться тачскрином, а не клавиатурой.
Вместе играть - семью укреплять. Только во что-то познавательное и увлекательное.
5-6 лет. Знакомство с консолями
К 5-6 годам, если ребёнок продолжает интересоваться компьютерными играми, можно обратить внимание на игровые приставки, такие как Nintendo Wii и Wii U, Xbox 360 и One, Sony PlayStation 3 и 4, а также портативные PS Vita и Nintendo ds\3ds.
Есть причины, почему игровые приставки больше подходят для детей дошкольного возраста, чем игры на PC. Во-первых, втайне от родителей установить игру на PC куда проще, чем на консоль. Выбор игр для консоли полностью контролируется родителем. Во-вторых, на приставке можно играть вместе с ребёнком, что станет еще одним видом общения. В-третьих, это дает возможность играть в подвижные игры всей семьёй.
Есть игры, которые способствуют развитию творческого начала у ребенка. Например, игра Tearaway (по-русски “Сорванец») на PS Vita предлагает собирать бумажных героев. Их можно распечатать на принтере, а потом склеить фигурки.
А игры на Nintendo ds\3ds выпускаются в основном на английском языке. Можно начать учить английский. Заинтересовать ребёнка можно такими играми как Pokemon или The Legend of Zelda – в них нужно логически думать, выстраивать стратегии, решать массу интересных загадок и всё это в атмосфере волшебного мира.
На Wii,Wii U, на Xbox 360 и One с Kinect есть масса спортивных игр. Например, серия игр Just Dance позволяет танцевать всей семьёй. А Wii Sport Club – это набор игр, где необходимо оттачивать движения для игры в теннис или бейсбол.
Контент, закаченный в приставки, проще контролировать.
Как выбирать игры для ребёнка
1) Игровая платформа
Персональный компьютер (PC) хорош тем, что в нем можно настроить родительский контроль. Он ограничивает время игры и фильтрует интернет сайты по разным тематикам.
Для того чтобы установить игры на приставку, необходимо купить игру либо в магазине, либо через интернет. А без вас ребенок этого сделать не сможет. Также, на всех игровых приставках есть функция родительского контроля, которая обычно включает в себя ограничения на выход в сеть, ограничение игрового времени, контроль запуска приложений.
2) Игра
Во многих странах мира коробки с играми маркируются специальными знаками, например в России и Германии это 0+, 6+, 12+, 16+, 18+, где цифры соответствуют возрасту. В США – EC (EarlyChildhood), E (Everyone), E10+ (Everyone 10+), T (Teen), M (Mature), AO (AdultsOnly).
Конечно, выбирайте обучающие или развивающие игры. На некоторых коробках так и написано «Обучающая игра», например «Let’s learn English». Есть игры, в которых игровой процесс построен так, что нужно «включать мозги».
Жанры. На игровых сайтах обычно есть специальный раздел «Игры для детей». Для маленьких лучше головоломки, паззлы, музыкальные игры и обучающие игры. Детям дошкольного и младшего школьного возраста подойдут спортивные игры и приключения. Для школьников постарше - стратегии. Шутеры, файтинги и слэшеры вряд ли подойдут ребёнку до 16 лет.
Родители, как правило, поступают не так: подсовывают планшет, только бы ребенок не мешал.
MMORPG? Ни в коем случае!
MMORPG - «массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра». К этому жанру относятся такие игры как знаменитые World of Warcraft и Lineage. Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими персонажами, «прокачку» своих персонажей, часто приходится тратить реальные деньги на игровые предметы. Игры эти не имеют логического сюжетного конца, в них можно играть бесконечно. И оторваться бывает крайне сложно.
Что еще в «черном списке»?
Есть игры, которые необходимо помечать не просто 18+, а ещё и аннотацией про крайне жестокий сюжет. К таким играм относится, например, Manhunt и Manhunt 2. Игра полна насилия и ненависти, а атмосфера игры может довести до депрессии даже взрослого человека.
Многие игры страшны не столь количеством кровавых сцен, сколько самой атмосферой. Бывают игры, где крови вроде бы и не много. Но весь ужас заключается в гнетущей атмосфере. Например, Pinumbra – здесь необходимо решать головоломки и убегать от ужасных существ с топором. К таким же играм относится Outlast и Amnesia и Resident Evil.
Дети все равно будут играть - хотим мы этого или нет. Поэтому управляйте процессом, а не идите на поводу.
КОММЕНТАРИЙ УЧЕНОГО
Как выявить признаки игровой зависимости у ребенка?
Рассказывает ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования Ирина Дубовик.
Вас должно насторожить если:
1. Ребенок проводит много времени за игрой, не в состоянии оторваться от нее даже ночью.
2. Разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками сводятся к обсуждению игровой тематики.
3. Идентифицирует себя с игровым персонажем.
4. Использует игры для достижения эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
5. Игра входит в привычку, ее отсутствие вызывает дискомфорт. Игровой «наркоман» проявляет тревожность, нервозность, эмоциональную зажатость (эти состояния могут выражаться в усиленной моторике ног, пальцев рук).
6. При просьбе родителей прекратить игру геймер проявляет резкий негативный отказ, агрессию.
7. Нарушается питание (вплоть до полного отсутствия аппетита).
6. Неряшливость, невыполнение необходимых гигиенических процедур, отсутствие внимания к себе.
7. При глубоких стадиях зависимости социальная действительность, окружающий мир становятся блеклыми, в то же время как за игрой рождается чувство полноценности жизненных впечатлений, яркости красок, личностного обогащения.
8. Перенос игровой действительности в реальный мир (неадекватные суждения о смерти, наличии сверхъестественных способностей).
Как помочь детям избежать игромании?
По оценке специалистов компьютерная зависимость может возникнуть у ребенка довольно быстро: всего лишь за 4-6 месяцев. Как быть?
1. Сформируйте у себя установку и привейте ее ребенку: компьютер - не игра и не игрушка, а инструмент для работы ("детской" работой является саморазвитие, поиск и отбор информации для пополнения багажа знаний, получение доступа в закрытые для реального посещения интересные объекты (музеи, выстави, концерты, страны и т.д.).
2. Строго регламентируйте время взаимодействия с компьютером.
3. Подавайте достойный пример! Если папа сидит в соседней комнате и играет в ту же самую игру, к которой пристрастился ребенок... Это справедливо?
4. Развитие детей не должно сводиться исключительно к "просиживанию" за монитором. Больше гуляйте, занимайтесь спортом, общайтесь с реальными, а не виртуальными друзьями.
5. Если вы замечаете признаки компьютерной зависимости, постарайтесь не устраивать сцен, а в выходные, периоды отпуска больше времени проводите с ребенком. И, главное, ищите! Обязательно найдете интересное дело, которое заинтересует ребенка и явится альтернативой компьютерной игре! Это может быть все, что угодно — запись в спортивную секцию, авиамоделирование или, в конце концов, участие в реальных боях пейнтбола.
www.kp.ru
Ваши дети играют в компьютерные игры?
У нас гиперактивный детеныш, поэтому телевизору «нет». компьютер — мультики, не больше 1 за день, не каждый день. иногда папа занимается с ребенком за компом, учит работать мышкой… игру тут осваивали, в основном на логику, всякие там последовательности, головоломки, логические задачки, поиск предметов… не скажу, что я в восторге, но мое шилозадое чудо целых 15 минут сидит на месте и ищет цветные штучки — я нечасто такое вижу))
муж не то чтобы настаивает на компьютерном обучении и играх — но постоянно говорит, что школа во многом компьютеризирована, и что не хорошо, если ребенок будет выделяться...
Информация. которую я находила, так или иначе схожа с этой:
Существует множество стереотипов о вреде компьютерных игр для детей. Многие считают, что игра на ПК утомляет ребенка, вредит его здоровью, отвлекает и т.п.
Отрицательное воздействие может наступить, если взрослые пустят процесс игры ребенка на самотек. Важно так распределить время ребенка, чтобы он мог позаниматься, поиграть, отдохнуть, погулять и сделать много других полезных дел.
В зависимости от возраста на игру можно выделить в день от 15 минут, но не более 1 часа. Ученые вывели формулу для определения времени игры в минутах: возраст в годах умножить на 3.
При этом важно договариваться о точном времени. И если в один день вместо получаса ребенок захочет поиграть 60 минут, то завтра он не смотрит телевизор.
Как известно, игра для ребенка является средой для развития. Разрешать детям играть на компьютере можно не раньше 3-4 лет с учетом особенностей психического развития. Если ребенок склонен к перевозбуждению, то для него более полезными будут игры на развитие логики. После 10-11 лет ребенку можно разрешать пользоваться интернетом, но родители всегда должны знать, чем занят их ребенок в виртуальном пространстве.
вот еще сроки, с другого ресурса: Детям до 3-х лет находиться за компьютером можно два раза в день не более пятнадцати минут, детям до 6-и лет – 2 раза в день по тридцать минут, а школьникам – дважды по сорок минут. Чересчур долгие времяпровождения ребенка за компьютером приводят к переутомляемости, может снизиться внимание и зрение.
Разработчики предлагают для детей множество развивающих и обучающих компьютерных игр, которые помогают детям познавать окружающий мир. Исследования показали, что такие игры повышают психическую устойчивость детей и улучшают их способность к учению. Многие игры развивают в ребенке усидчивость, навыки планирования своих действий, внимание, моторику, скорость реакций.
как у вас? ваши дети играют? сколько времени? с какого возраста? как часто? ваше отношение?
Спасибо большое)
www.baby.ru
Компьютерные игры для детей – польза или вред?
Здравствуйте, друзья!
Множество современных технологий, вошедших прочно в нашу жизнь, не только сделали ее более полезной и интересной, но создали немало проблем.
Об этом я стал задумываться, когда увидел, что мой сынишка проводит все больше времени за компьютером, отдавая ему предпочтение, а не играм на свежем воздухе, общению с друзьями и другим ранее интересным ему занятиям.
Безусловно, я понимаю, что компьютеры для нас уже давно стали необходимыми вещами, и они немало помогают подрастающему поколению.
Тем не менее, как врач-невролог и прежде всего заботливый родитель, я забеспокоился – насколько полезны компьютерные игры в детском возрасте?
Сколько дети должны проводить за ними время, чтобы не причинить себе вреда, какими это чревато последствиями?
Особенно немаловажным фактором для такого размышления для меня стали компьютерные игры, в которые так любит играть подолгу мой сын. Я решил все изучить основательно и вот к каким итогам пришел в конечном итоге.
Ребенок и компьютерные игры
Безусловно, это великолепно, когда дети с ранних лет уже знают некоторые азы работы за компьютером. Это важная часть в их воспитании и одновременно полезная, особенно, если ребенок извлекает из этого для себя что-то полезное.
Но большинство детей в первую очередь начинают свое увлечение компьютерными играми, что и произошло с моим сыном.
Оказывается, я забеспокоился не напрасно, педагогами, медиками и психологами доказано, что длительное времяпрепровождение за онлайн играми приводит к переутомлению, вялости, раздражительности, нервозным состояниям.
Кроме этого, появляются проблемы со здоровьем. Вспомните, ваш ребенок жаловался на головные боли или боли в спине, как давно вы были у окулиста?
Ведь все это первые звоночки, на которые родители должны обращать внимание в первую очередь и пересмотреть свое отношение к играм онлайн.
Какие игры могут повредить психике?
Посмотрите, в какую онлайн игру ваше чадо предпочитает играть. Ведь немало игр содержат сцены насилия.
Различные стрелялки, военные стратегии погружают детей в выдуманные миры, где они расстреливают в упор людей, вскрывают персонажам животы и тому подобное.
Привыкание к виду крови и убийствам вызывает агрессию, которая затем аукается в реальной жизни.
Старайтесь ограждать детей от подобных кровожадных игр и приучите их выбирать правильные развлечения.
Полезные игры
В современной педагогике используют компьютерные игры даже для малышей дошкольного возраста. На целый ряд психологического процесса положительно влияют развивающие компьютерные игры. Они
- Способствуют развитию моторики глаз и рук.
- Учат рассуждать и логически мыслить.
- Развивают образное и пространственное мышление.
- Дают возможность запомнить больший объем информации.
Такие игры очень разнообразны и помогают детям быстро усваивать разные понятия, принимать быстро решения, придумывать новые действия, обобщать большие объемы информации.
Тем более, что есть онлайн игры, специально разработанные для девочек и мальчиков, с особенностями их психики.
Я рекомендую выбирать игру для ребенка родителям. Если он у вас спокойный подберите длинную игру, если чадо непоседа – остановите выбор на более короткой, но при этом и динамичной игре.
Установите для ребенка правила!
Чтобы у детей не возникла компьютерная зависимость, не было проблем с психикой и здоровьем, установите специальные правила. Назовем их «техникой безопасности».
- Перед тем как ребенок начнет играть в онлайн игру, проиграйте выбранные ими игры сами и убедитесь, насколько они безопасные или правильно подобранные.
- Ограничьте времяпрепровождения – оно не должно превышать в день более двух часов.
- Не разрешайте ребенку кушать за компьютером.
- «Отмените» онлайн игру, как только заметите, что ребенок стал нервозным, агрессивным, раздражительным.
- Перед сном играть в игру – строгое табу.
- Используйте развивающие игры для того, чтобы дети могли приобретать новые навыки.
Если подойти к этой проблеме правильно, то компьютер и онлайн игры не принесут никаких опасностей, наоборот – они станут полезными.
Лично я теперь стал чаще проводить с сыном время, мы стараемся играть вместе, но чаще совершаем прогулки, занимаемся конструкторами, читаем книги. Это сблизило нас еще больше.
Теперь я спокоен и вам рекомендую обратить внимание на то, насколько ваша дочь или сын увлечены компьютерными играми.
igamer.biz
Дети и компьютерные игры: за и против
Невозможно представить себе современную жизнь без компьютера, планшета или смартфона. Но огромное число родителей хотело бы, чтобы их дети как можно реже погружались в виртуальную реальность и поменьше играли в компьютерные игры, которые «портят глаза» и «перегружают нервную систему». Но так ли вредны игры и приложения для детской психики и физиологии? Возможно, от них есть и польза? Разбираемся вместе с детским психологом Наталией Калиниченко.
Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Несмотря на активное развитие информационных технологий, среди родителей, бабушек и дедушек и даже педагогов существует твердое убеждение: компьютерные игры — это зло для детей. Но это не совсем так.Тема воздействия компьютера и гаджетов вообще на тело и психику ребенка активно разрабатывается учеными, особенно западными. Есть исследования, которые проводились с целью выявить, как игры влияют на различные когнитивные процессы и на личные особенности человека. Итоги таких исследований указывают на то, что компьютерные игры — не безусловное зло, их опасность преувеличена. Это не значит, что от них только польза: я скажу и о минусах. Но плюсов больше, чем мы думаем.
Современное образование активно использует информационные технологии. В школах, а где-то и в детских садах появляются интерактивные доски, дети учатся работе на компьютере с начальной школы. Нельзя поставить заслон между ребенком и виртуальной реальностью, не нужно к этому стремиться. Но можно использовать новые технологии с пользой для младшего поколения.
Польза компьютерных игр
Развитие внимания
Во время игр на компьютере или планшете, независимо от жанра, однозначно тренируется внимательность ребенка, его умение переключаться. Во что бы ни играл малыш — «стрелялки», квесты, «Мемори», развивающие игры — ему нужно постоянно быть сосредоточенным, следить за изменениями на мониторе или планшете. Компьютерные игры — это большой объем внимания, навык воспринимать максимум информации за единицу времени.
Развития мышления
Большинство жанров компьютерных игр и приложений развивают логичность мышления, а также категоризацию, обобщение (это больше относится к развивающим играм). А дети, которым нравятся игры-стратегии, отличаются многозадачностью, то есть умением решать несколько проблем сразу, даже если они противоречат друг другу. Это такое свойство мышления, которое обычно развивается целенаправленно во взрослом возрасте. У детей, которые играют в квесты и стратегии, этот процесс идет намного быстрее.
Кроме того, компьютерные игры помогают улучшать способность ребенка к планированию и прогнозированию результатов своей деятельности. Ведь дошкольнику с его инфантилизмом сложно строить многоступенчатые планы и тем более предполагать, какого результата он достигнет.
Развитие физиологических навыков
Мелкая моторика, зрительная координация — все это тоже развивается во время взаимодействия с гаджетами. Классическая клавиатура или сенсорная панель — в любом случае задействованы пальцы, их чувствительность. Как известно, моторика и речь тесно связаны: чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее и быстрее ребенок учится говорить.
Игры на планшете или мониторе развивают умение ребенка действовать в ограниченном пространстве. При подготовке к школе детей специально учат ориентироваться на листе, чтобы они в дальнейшем могли считывать информацию с доски и вести записи в тетради. Когда у ребенка есть опыт взаимодействия с экраном компьютера, это значит, что у него уже развита пространственная координация, и это поможет ему в обучении. Хороший «тренажер» для этого — всем известная игра «Тетрис».
Крепок стереотип, что компьютер портит зрение. На самом деле, если соблюдать правила работы с ним, то взаимодействие с компьютером даже улучшает ночное зрение. Во многих играх есть герои, находящиеся в полутьме, внезапно исчезающие, и чтобы их различать, надо натренировать свое зрение вычленять отдельные объекты.
Поделюсь своим опытом. В детстве у меня было плохое зрение, и я проходила специальные коррекционные программы, и уже тогда, 20 лет назад, использовались компьютерные игры. В них главный герой попадал в различные ситуации, и нужно было внимательно следить за действием на экране, вовремя нажимать нужные кнопки, и тогда он спасался. На экране чередовались яркие и слабые вспышки, которые заставляли глазную мышцу двигаться. Если игра составлена правильно, она не только не портит зрение, но и улучшает его.
Развитие уверенности
В некоторых играх можно выбрать разные уровни: попроще и посложнее. Ребенок выбирает уровень себе по силам и развивается с нем, подкрепляя ориентацию на успех. Он может достичь высоких результатов в игре, и это очень важно для детей, которые не верят в свои силы.
Повышение мотивации
Игра — это интересно и весело. Если она обучающая, развивающая и сделана интересно, то она может помочь повысить мотивацию ребенка к учебе. Есть дети, которые совсем не хотят учиться, и игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.
Возможность разрядки
Игры могут помочь ребенку уменьшить нервное напряжение. Иногда после дня в садике или школе малыш приходит домой расстроенный или даже злой. Игра с элементами сдержанной агрессии — это важно! — помогает ему выплеснуть негатив. Безусловно, нельзя играть в такую игру часами.
Расширение кругозора
Компьютерные игры способны в прямом смысле открыть ребенку мир. Возможно, малыш еще ни разу не был в зоопарке, но благодаря игре, в которой надо нажимать на изображения животных, он узнает, что тигренок рычит, а корова мычит. Дидактические настольные игры, которые тоже полезны, не могут дать такой наглядности, как компьютерные.
Недостатки компьютерных игр
Виртуальная реальность — это не безусловное добро, у игр есть и свои недостатки. Они могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.
Эмоции виртуальных персонажей преувеличены: одно действие вызывает утрированную грусть, другое — ненормальный восторг. Это отличается от реальной жизни, в которой люди выражают эмоции не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, погруженному в виртуальную реальность, тяжело общаться с реальными людьми.
Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к достаточно примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент.
Как выбирать игры
Чтобы компьютерные игры были для ребенка не только полезны, но и безопасны, нужно очень серьезно подходить к их выбору. На что следует обращать внимание?
Возрастные ограничения
Если у вас трехлетка, ему не подойдет развивающее приложение с пометкой 5+: малыш пока не готов воспринять информацию из него. Шестилетнему ребенку вряд ли будут интересны и полезны игры для детей от четырех лет.
Качество дизайна и логика игры
Выбирая игру, сыграйте в нее сами, оцените качество графики и связь картинки с реальным миром. В игре есть зеленые тигры и красные слоны, а главный герой возвышается над деревьями? Значит, она вашему ребенку не подходит. Ведь для малыша 3−4 лет игра — это тоже источник информации о мире.
Системные требования
Достаточно ли ваш компьютер мощный, чтобы воспроизвести выбранную игру? Не являются ли ее основные функции платными? Если ребенок не может спокойно поиграть, это может вызвать у него тревогу.
Рейтинг игры
Скачивая игру из магазина приложений, изучите ее рейтинг и отзывы пользователей, посмотрите скриншоты. Информацию о компьютерных играх можно найти на родительских форумах.
Жанр и ее цель игры
Если ваш малыш не старше трех лет, ему подойдут исключительно развивающие игры. Дошкольникам, первоклассникам уже можно предлагать стратегии и квесты, но с оговоркой: эти игры могут быть как безобидными, так и агрессивными. Если в игре демонстрируются разрушения, ребенку она не подходит.
Игры могут способствовать развитию самых разных навыков: логики, внимания, реакции. Например, дети 2−3 лет учатся манипулировать предметами, и отточить это умение можно при помощи приложений, где нужно ранжировать объекты по росту, искать одинаковые предметы. 3−4 года — период развития сенсорных эталонов, восприятия и внимания. Хорошие игры в этом возрасте — ловля птичек или рыбок на экране. В 5−7 лет нужно развивать логику и различные аспекты мышления: найти лишнее, достроить ряд, заполнить таблицу, построить башенку по образцу. Полезными также будут симуляторы спортивных игр или ухода за питомцем
Как играть с пользой
Чтобы компьютерные игры и развивающие приложения приносили пользу, важно, как именно играет ребенок. Соблюдайте простые правила:
Следите за тем, во что и как долго играет ребенок. Есть даже формула для расчета времени в минутах, которое ребенок может провести за компьютером без перерыва: его возраст, умноженный на полтора. Это значит, что шестилетка может за сутки играть максимум 9 минут за одну сессию. Таких сессий у дошкольника может быть не больше трех в день, то есть менее получаса в сутки. Нельзя садиться за компьютер или брать в руки гаджет менее чем за два часа до сна — это нагружает нервную систему малыша. Это правило должно соблюдаться строго.
Очень важны правильная поза и освещение. Нужно выдерживать оптимальное расстояние до экрана и следить за тем, чтобы ребенок сидел ровно на стуле или диване, а не играл лежа, даже если ему так удобно.
После каждой сессии за компьютером, даже трехминутной, нужно устраивать перерывы. В них должны быть гимнастика для глаз и подвижная игра.
Не используйте компьютерные игры как способ поощрения.
Как бы тщательно и старательно вы ни выбирали компьютерную игру, какой бы развивающей она ни была, она не должна становиться главным занятием ребенка. Хорошо, когда у него в распоряжении есть настольные игры и конструктор, когда есть возможность устроить ролевые или спортивные игры. Компьютерные игры и приложения помогают нам скоротать время в дороге или в очереди в больнице, но не могут заменить все остальные виды досуга и развивающих занятий.
Читайте также:
4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе
Эдьютейнмент — это лучший образовательный формат, и вот почему
5 причин отдать ребенка на программирование
Фото: Pandora Studio/Ruslan Guzov/Sharomka/VGstockstudio/Shutterstock.com
www.kanal-o.ru
Как выбрать ребенку компьютерные игры? Стоит ли разрешать ребенку играть в компьютерные игры?
Компьютерные игры стали сегодня распространенным видом досуга для взрослых и детей. И, если взрослые самостоятельно решают: в какие игры им играть и играть ли вообще, то за выбор детей отвечают родители.
Именно поэтому родителям нужно стремиться к тому, чтобы увлечение компьютерными играми стало как безопасным, так и полезным времяпрепровождением для ребенка.
Поэтому нужно разобраться: какие бывают игры, чем они могут помочь или навредить, и как правильно подобрать компьютерную игру конкретному ребенку?
Виды детских компьютерных игр
Ребенок может играть как на компьютере, без использования интернета (игра заранее устанавливается и запускается с компьютера), так и в он-лайн режиме, когда игра запускается на сайте.
Домашние компьютерные игры:
Преимущества:
— возможность взрослыми контролировать содержание игры, нет рекламы;
— создание библиотеки игр.
Минусы:
— лицензионная игра достаточно дорогая, а подделка не отличается высоким качеством, может идти в неполной версии.
Игры онлайн:
Преимущества:
— большое разнообразие предлагаемых игр;
— игра не занимает места на компьютере.
Минусы:
— во время игры могут появиться всплывающие окна со взрослым содержанием или реклама, поэтому необходимо пользоваться только проверенными ресурсами.
Общие правила при подборе детских компьютерных игр
1. Время. Длительность игры, как и время, проводимое у компьютера, согласно рекомендациям детских врачей, не должна превышать 10-15 минут в день для детишек от 3 до 5 лет, 20 минут в день для пятилеток, и для детей старшего возраста — плюс 5 минут на каждые три года.
Если ребенок возвращается к игре в каждую свободную минуту и игнорирует другие виды отдыха, предпочитая всему только виртуальные игры, нужно обязательно принять меры.
2. Содержание и качество. Игра не должна содержать сцен насилия, вызывать у ребенка чувства страха или агрессии. Длительное пребывание в стрессовой ситуации и частые негативные эмоции отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. Важно также качество графического изображения и цветовое исполнение игр.
3. Смысловая нагрузка и соотношение с возрастом ребенка. При выборе компьютерных игр обязательно учитываются возраст, темперамент ребенка, его интересы. Игра должна иметь простые и выполнимые задачи для малыша, и, наоборот — для ребенка постарше быть не примитивной и однообразной, а увлекающей и стимулирующей к достижению цели, победы.
4. Родительский контроль. Если игра проходит в онлайн-режиме, то именно родители должны объяснить ребенку правила безопасного пользования интернетом, контролировать время игры, ее содержание и смысловую нагрузку, наблюдать за реакцией ребенка.
Также можно использовать определенный набор программ и действий, направленных на организацию времени, доступа или запрета к играм или другим программам, который так и называется: родительский контроль. Одно из главных назначений такого контроля – исключение возможности просмотра и посещения детьми сайтов с “недетским” содержимым.
Что полезного могут дать игры он-лайн, и какие бывают игры
Все компьютерные игры подразделяются на несколько жанров:
Развивающие и обучающие игры — помогают при обучении ребенка цветам, геометрическим фигурам, формам, а также азбуке, чтению, счету. Такие игры являются хорошим подспорьем при обучении иностранному языку, рисованию, музыке.
Приключения и квесты – увлекательный и полезный жанр онлайн игр. По мере продвижения в игре ребенок находит решения различным головоломкам. Они развивают терпение, внимательность, память. Также во время игры дети учатся быстро реагировать и принимать решения. Как пример, детские игры с пиратами.
Ролевые игры – ребенок по ходу игры «проживает жизнь виртуального героя» по самым различным направлениям и сюжетам. Во время ролевых игр онлайн дети проявляют свой вкус и предпочтения.
Игры-стратегии – их можно назвать одним из самых полезных жанров игр, они развивают внимательность, способность к анализу, логическому мышлению. Замечено, что стратегии побуждают интерес к изучению культуры разных стран и народов, их истории.
Игры-симуляторы, в которых дети управляют виртуальным транспортом и могут почувствовать себя капитаном корабля, пиратом, пилотом, гонщиком. Такие игры больше по душе мальчикам. Они безопасны, если не содержат слишком ярких и жестоких картин столкновений и аварий.
Экшены – игры именно этого жанра чаще всего содержат сцены насилия и держат героя в постоянном стрессовом состоянии, поэтому детям их предлагать не рекомендуется.
Под руководством родителей компьютерная игра может стать даже помощником: причем не только в развитии и расширении кругозора, а и в воспитании ребенка, если, к примеру, использовать компьютерные игры в качестве стимула или поощрения за хорошее поведение, успехи ребенка, и наоборот.
Какие компьютерные игры выбрать ребенку по возрасту
Для детей 3-5 лет полезными являются коротенькие игры с обучающим и развивающим содержанием: если уж и проводить время в таком раннем возрасте за компьютером, то с максимальной пользой.
Такими играми могут быть также самые простые приключения, несложные головоломки или же викторины с предоставлением на выбор правильных ответов, или же игры-раскраски. Особенно нравятся детишкам развивающие игры, в которых справиться с заданиями им помогают герои любимых мультфильмов.
Деткам 5-7 лет можно играть в более сложные приключенческие игры, квесты, гонки, ролевые игры с подбором макияжа, одежды и многие другие.
Лет от 7-8 дети уже хорошо владеют азами работы с компьютером и могут играть в игры посложнее. Здесь хорошую службу сослужат сложные головоломки, аркадные игры. Они тренируют не только реакцию, но и внимание. Ребенку старше семи лет также доступны и довольно сложные игры-стратегии, в этих играх дети учатся планировать, управлять целым предприятием, фермой и т.д.
Безусловно, есть и будут родители, которые максимально исключают из жизни ребенка компьютер и интернет. Но наш мир меняется, и то, как ребенок адаптируется в нем, зависит от взрослых. Можно запрещать ребенку играть в компьютерные игры, общаться с помощью интернета и т.д. Есть и другой выбор: обучить ребенка правильно пользоваться информацией, ресурсами интернета, привить здоровый интерес и избирательность к предлагаемому изобилию онлайн развлечений.
И главное: несмотря на стремительное развитие технологий, программ и прочих ресурсов, необходимо помнить, что даже самые интересные и полезные компьютерные игры не заменят ребенку прогулок на свежем воздухе, общения со сверстниками, творческого развития и физических нагрузок – всего того, что так необходимо ему для полноценного развития. Ведь дети должны быть прежде всего здоровыми.
Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок
Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!
maminovse.ru
В какие компьютерные игры можно играть ребёнку?
Компьютеры глубоко и надежно вошли в нашу жизнь, и мы уже не представляем себя без электронных устройств. Но кроме работы и развлечений, мы часто используем компьютеры в воспитании детей, давая им играть в компьютерные игры.
Однако современные игры могут быть опасными, травмирующими для детей, содержать сцены насилия и жестокости. Как оградить от таких игр детей, как не ошибиться в выборе игр, да и нужны ли компьютерные игры детям, рассуждает Passion.ru.
Нужен ли компьютер ребенку?
По многочисленным исследованиям ученых, рациональное использование компьютера в вопросах воспитания и развлечения детей полезно. Однако время, проводимое за монитором компьютера, должно быть ограничено.
Детям до 3 лет – не более 15 минут до двух раз в день, детям до 6 лет – до получаса дважды в день, детям школьного возраста – не более 40 минут сеанса (не более двух раз в день). Иначе избыток эмоций вызовет перевозбуждение, а мерцание экрана, не видное глазу, но чувствительное для мозга, будет формировать переутомление и даже снижение зрения и внимания.
Полезны ли детям компьютерные игры?
Они полезны, но в меру. Если вы познакомитесь ближе с миром компьютерных игр, вы поймете, что придирчиво выбранные игры будут очень удобным инструментом для обучения.
Причем игры могут задействовать те области знаний, где родители порой не могут столько дать малышу, сколько даст хорошая развивающая игра. Кроме того, многие профессии сегодня уже очень тесно связаны со знанием компьютера и сети Интернет, поэтому освоение и владение компьютером для ребенка будет полезным. Многие игры учат чтению и письму, быстрому набору текста и логике, пространственному мышлению и расширяют кругозор.
Кроме того, в детской среде владение компьютером и умение играть в популярные игры – это повод для знакомства и общения. Только во время игр нужно следить за положением ребенка и освещением комнаты, выбирать современные мониторы, менее вредные для глаз, и дозировать удовольствие.
Игры для малышей
Все детские игры, браузерные или купленные на дисках, можно разделить на статические и динамические. Основное их различие – это требование постоянного слежения за ходом игры, событиями, произошедшими с героями, и реакцией игрока.
Начать освоение компьютера желательно именно со статических игр, чтобы научить малыша пользоваться кнопками клавиатуры, мышью или сенсорным экраном. Это можно делать с 2-3 лет, начиная с простеньких игр и заданий.
В 2-3 года можно поручить малышу простую цветную и яркую игру с изображениями животных и их звуками, где нужно кликать на картинки животного, который издал звуки. Можно дать малышу задание на логику – собрать фигуры по цветам, собрать пазлы, но они должны быть понятными и крупными.
Все компьютерные игры для малышей призваны развивать понятие о формах, цветах, качествах предметов, то есть быть полезными.
Игры для дошкольников и школьников
www.passion.ru