Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Логическое мышление
Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна, осень - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова:
стакан полный - стакан пустой,
дерево высокое – дерево низкое,
идти медленно – идти быстро,
пояс узкий – пояс широкий,
ребенок голодный - ребенок сытый,
чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок может понимать значение предлогов: в, на, под, за, между, перед, около.
6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет.
10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок может различать правую и левую руку.
Вам как его родителям важно:
• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку. Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
Если родители дома не уделяют время играм, чтению книг с ребенком, не закрепляют знания, считая, что ребенку достаточно занятий в детском саду, им не стоит рассчитывать на высокие результаты.
Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
Возрастные особенности детей 4 - 5 лет (продолжение)
maryanova-zhukds12.edumsko.ru
Умственное, физическое, психическое, эмоциональное развитие ребенка 5 лет — очень масштабный процесс. В этом возрасте происходит так называемый «скачок роста». Ребенок за год прибавляет около 6-8 сантиметров. Нервная система претерпевает изменения, формируется личность, происходит активная фаза социализации ребенка в человеческом окружении.
Дошкольники 5-летнего возраста отличаются не только любознательностью и активностью, но уже умеют концентрировать внимание на одном виде работы до 10-20 минут. В этот период очень важно дать ребенку стимул для всестороннего и полноценного развития, стимулировать его умственную деятельность, но и не перегружать излишне.
Говоря о физическом развитии малыша, в первую очередь имеется в виду рост и вес ребенка. Но эти показатели очень индивидуальны, и разрыв между значениями нормы может быть существенный. Например, принято считать, что рост среднестатистического ребенка 5 лет составляет от 104 до 112 см, но если в вашей семье есть родственники, чей рост достигает 2 метров, то и рост чада может превышать среднестатистические показатели.
В период активного «скачка роста» вся питательная энергия, потребляемая ребенком, уходит на рост и формирование мышц и костей, поэтому очень важно обеспечить сбалансированное и здоровое питание дошколенка. Фаст-фуд, чипсы, леденцы и лимонады — это не то, чем должен питаться пятилетний малыш, а вот 300 г фруктов и овощей, мясо или рыба должны быть в рационе ребенка каждый день.
В 5 лет дитя с радостью принимается за новые увлекательные занятия: самое время учить отпрыска плаванию, езде на роликах и велосипеде, катанию на лыжах. Пусть ребенок не только смотрит мультики и играет в компьютерные игры (это ведь вредно в таком возрасте!), но и проводит время за физическими упражнениями: гоняет мяч, занимается танцами, носится на коньках и пр. Чем больше дитя двигается, пребывает на свежем воздухе, тем более закаленным и выносливым будет его организм.
Психика пятилетнего малыша более устойчива, нежели четырехлетнего. В этом возрасте дошколенок уже четко различает грань между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», но между словами «хочу» и «надо» ребенок все еще отдает предпочтение первому. Его желание в этом возрасте все еще руководит поведением.
Речевое развитие ребенка 4 5 лет претерпевает существенные изменения:
словарный запас составляет 2-3 тысячи слов, дитя составляет сложные предложения, а произношение звуков к пяти годам должно полностью нормализоваться.
На этом этапе развития происходит формирование характера, общечеловеческих качеств, поэтому очень важно научить ребенка любви, доброте, состраданию, чувству справедливости, честности, порядочности, ответственности.
В воспитании пятилетнего чада только один метод дает наибольшую эффективность — метод собственного примера.
Ребенок никогда не научится заправлять постель и складывать игрушки, если его родители этого не делают, малыш никогда не уяснит, что курение — это плохо, если папа или мама имеют эту пагубную привычку, он никогда не поймет, почему нельзя врать, если родители будут его обманывать.
Научитесь быть примером собственному чаду, тогда вам не придется читать ему поучительные лекции, которые не будут иметь никакого успешного влияния.
Пятилетки очень хорошо воспринимают новое и интересное. Если ребенок услышит какую-то познавательную информацию, то запомнит ее примерно на 30%, если он ее увидит — на 50-60%, а если услышит, увидит и применит на практике — на 90-95%. Поэтому очень важно не просто включать ребенку мультики, дабы угомонить его на полчаса, но и подбирать информативные, полезные, развивающие мультики и телепередачи.
Пусть он смотрит не «стрелялки», а добрые и поучительные мультики. Старые и добрые советские мультфильмы, познавательные программы, такие как «Бэби Эйнштейн», «Профессор Карапуз», «Уроки тетушки Совы», научат ребенка доброте, хорошему и правильному поведению, познакомят его с основными природными явлениями, помогут освоить счет, азбуку, развить навык быстрого чтения.
«Мультики» можно показывать и вместе с ребенком: вырежьте из картона фигурки животных и устройте «театр теней». Дитя в такой деятельности усовершенствует речевые навыки, научится запоминать и воспроизводить информацию, постигнет нелегкое умение интонирования предложений и выступления «на публику». Пусть такие «мультики» посмотрят дедушки-бабушки, братья-сестры и, конечно, похвалят ребенка за отличное выступление в качестве «режиссера», «актера» и «мультипликатора».
Подготовка пятилетнего малыша к школе является важной частью его повседневной жизни, но это вовсе не значит, что нужно научить ребенка читать, писать и считать. К школе готовым ребенок будет тогда, когда научится усидчивости, умению концентрировать внимание, слушать и воспринимать устную речь, взаимодействовать в детском коллективе. К концу пятого года жизни ребенок обязательно должен уметь одеваться (завязывать шнурки, шарф, застегивать-расстегивать пуговицы и молнии), знать домашний адрес, имена и фамилии близких родственников, номера телефонов экстренных служб.
Ребенок будет готов к школе не тогда, когда научится всем «премудростям» до того, как пойдет в школу, а когда будет уметь поддерживать диалог, принимать решение в той или иной ситуации, знать и выполнять свои элементарные обязанности.
Развитие пятилетнего ребенка требует много сил и умений от родителей, воспитателей, педагогов, но направить энергию ребенка в нужное русло в этом возрасте не так уж и сложно. Главное — заинтересовать его. Помните, что основным видом деятельности пятилетнего чада все еще остается игра, и все обучающие занятия должны проходить в игровой форме. Вам не придется заставлять ребенка делать что-либо, если вы сами покажите малышу, что это интересно. Дитя — это чистый «лист», на котором пишется и обрисовывается характер, умения, навыки. А чем будет заполнен этот лист, зависит только от людей, которые принимают участие в воспитании и становлении личности маленького человека.
moyasna.ru
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические особенности развития
В этом возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.
Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.
Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Общение со сверстниками и взрослыми
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.
Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.
Эмоциональные особенности
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение.
Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Обучение детей 4–5 лет
Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
Воспитание
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям.
Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
Семья – это главное!
По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы.
Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Интересное на сайтеkladovochkasovetov.ru
В этой статье:
У детей 4-5 лет идет активное личностное и психическое развитие. Он взрослеет, становится более самостоятельным, но ваши советы, помощь, наставления все еще очень нужны ему. Сейчас родителям нужно сосредоточиться на правильной модели воспитания. Никакой агрессии, криков, оскорблений быть не должно. Это все крайне негативно сказывается на малыше, но еще хуже, что он запоминает такую модель поведения как правильную.
Ваш ребенок все больше интересуется миром вокруг себя. Теперь нужно уделять много времени обучению детей. Даже простая прогулка может многому научить его. Посещайте парки, музеи, ходите в зоопарк и театр, больше разговаривайте. Слушая вашу правильную речь, малыш сам научится разговаривать, использовать все части речи.
Психическое развитие проходит у всех детей примерно одинаково, но, конечно, индивидуальные особенности ребенка имеют огромное значение. Родителям нужно понимать, что кто-то развивается быстрее, а кто-то немного медленнее. Не стоит переживать, если ваш малыш немного отстает от соседских ребятишек его возраста. Развитие психики зависит от:
Например, раньше не было телевизора, компьютера, игр на планшетах и таких разнообразных игрушек. Дети с раннего возраста учились читать и читали гораздо больше, чем современные малыши. Уже в 5-6 лет они интересовались детскими книгами, журналами, сказками. Сегодня такой интерес проявляется значительно позже.
Дети 4-5 лет только-только начинают свой путь взросления. Вы уже замечаете, что малыш знает и умеет гораздо больше, чем год назад. У него появляются увлечения, друзья, даже свое мнение. Уже можно обсуждать с ним простые вещи, учить его, развивать. Психика делает большой шаг вперед: начинается активное личностное развитие. Теперь задача родителей — поддерживать этот процесс, направлять малыша, правильно его воспитывать.
Постоянное психическое развитие становится стимулом для исследования мира. Ребенку интересно гулять в парке, зоопарке, ходить в музеи и театры. Возможно, он не проявит так много энтузиазма в театре, как хотелось бы родителям, но что-то полезное для себя обязательно вынесет. У него появляется множество вопросов, на которые родителям нужно давать простые, но честные ответы. Сейчас важно стимулировать интерес к познанию.
Время прогулки используйте с толком:
Все наглядное запоминается лучше. Можно долго рассказывать ребенку 4-5 лет про диких животных, но нагляднее всего будет сходить в зоопарк. На такой прогулке он получит массу новых сведений. Все интересное, красочное, яркое запоминается сразу же – это избирательное свойство памяти еще несколько лет останется с ним.
В возрасте 4 лет отмечается быстрый рост объема памяти, повышение концентрации и внимания. Эти новые возможности психики нужны для того, чтобы у детей было больше возможностей учиться. Раньше малыш все пробовал на вкус, трогал, мял. Теперь ему интереснее задавать вопросы и получать ответы, запоминать слова, образы.
Чтобы процесс развития психики не затормаживался, постоянно давайте ребенку пищу для размышлений. Прогулки, обучающие занятия, игрушки для развития, общение с другими детьми — все это отлично стимулирует его психическую деятельность.
Для того чтобы правильно проходило эмоциональное и личностное развитие, малышу необходимо творчество. Дома и в садике очень просто занять ребенка: дайте ему бумагу, карандаши, пластилин, конструктор. Позвольте ему показать вам, каким он видит мир. Через творчество он даже лучше понимает самого себя, свои возможности. Для детей полезно заниматься творческой деятельностью: это успокаивает их, а еще это отличные упражнения для развития мелкой моторики.
Словарный запас заметно расширился, малыш уже умеет использовать все части речи. Бывают ошибки, но их легко исправить, проговорив правильный вариант. Обычно после 2-3 исправлений малыши уже запоминают, как нужно говорить правильно.
В 4 годика первый раз нужно пройти проверку у логопеда. Как правило, на небольшие дефекты речи не обращают внимание. Тут важно, чтобы родители следили за своим произношением, речью, словами: так малышу будет проще расслышать и запомнить, как нужно говорить. Чаще читайте ему вслух, рассказывайте истории. Это очень полезное упражнение для развития речи.
Не может быть правильного развития личности и психики без нормального воспитания. Родители, воспитатели и учителя должны вовремя привить ребенку правильные моральные установки, правила поведения. Так он сможет стать настоящим членом общества, будет вписываться в группы других детей. Родителям важно решить, как будет проходить воспитание – определиться и следовать своему плану. Причем все родственники должны принимать участие в этом.
Для ребенка 4-5 лет важна системность воспитания. Родителям нужно определить для малыша границы и придерживаться их. Все родственники должны понимать, что если мама и папа что-то запрещают, не дают, не показывают, то так и должно быть. Ситуация, когда мама не дает пить сладкую газировку и есть чипсы, а бабушка с дедушкой на выходных позволяют, очень неправильная и дезориентирует ребенка.
Воспитание должно быть направлено на личностное развитие. Конечно же, необходимо прививать малышу понятия морали, чести, взаимопомощи. Это невозможно, если родители сами не могут подать ему такой пример. На психическое развитие влияет семья, среда, где живет человек. Если он видит правильные этические установки родителей, то перенимает их несознательно.
Воспитание детей методом агрессии, криков, телесных наказаний не ведет к желанным результатам. От того, что вы накричите на малыша за пролитый сок или отшлепаете за разбитый стакан, он не станет внимательнее и аккуратнее. Вы просто напугаете его и покажете, что агрессия — вполне нормальный метод решения конфликтов.
Психика детей 4-5 лет обладает важной особенностью: родители все еще являются непреклонными авторитетами. Если мама кричит и бьет, для него это значит, что так и должно быть. И потом ваш кроха будет использовать такие же методы в садике или на детской площадке.
Агрессия может вызвать в ответ только еще большую агрессию. Психика ребенка этого возраста еще очень неустойчивая. Он не умеет выражать эмоции, а кричать, бить — это самое простое, что можно придумать взамен. Так что все агрессивные методики воспитания лучше забыть раз и навсегда. Старайтесь крики и шлепки сменить на разговор, объяснение.
rebenkoved.ru
Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.
На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.
Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.
На этой стадии ребенок проходит первый этап социализации, так или иначе он сталкивается с общественными нормами, еще не умея им соответствовать. Ребенок по-прежнему активно “выдает” все, чему научился, радует и удивляет своими успехами. Возраст 4-5 лет ” – это возраст активной фантазии и ее словесного выражения. Родители таких детей обычно с гордостью рассказывают окружающим о том, чему их ребенок “уже научился”. Все это говорит о продуктивности этой стадии.Развитие общих движений (крупной моторики) у здоровых детей.
Умение сохранять равновесие, ходить и бегать. Ходит прямо,задом наперед и боком, тащит большую игрушку. Проходит на «цыпочкх» 3 метра.Ходит с поддержкой по брусу, поднятому на 10 см. Ходит без поддержки по узкой линии на полу.В течение 5 секунд балансирует на одной ноге — той, на которой ему легче сохранять равновесие.Бегает, останавливается, поворачивает за угол, огибает препятствия.Бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой. 3-4 года.
Умение преодолевать ступеньки и лестницы. Поднимается по лестнице,не держась за перила, и поочередно переставляя ноги.Спускается по лестнице, держась за перила и поочередно переставляя ноги.Переносит предметы вверх и вниз по лестнице.Поднимается и спускается по перекладинам вертикальной лесенки и «шведской» стенкивысотой 3 метра. 3-4 года.
Навыки игры с мячом. Бросает мячик, подняв вверх руку и развернув туловище.Ловит мяч диаметром 15 см двумя руками, согнутыми в локтях.Бьет по мячу ногой с разбегу ( попадать не обязательно). 3 -4 года.
Умение прыгать. Перепрыгивает через веревку на высоте 4 см, сразу двумя ногами.прыгает в длину на 30 см. Прыгает с подставки или нижней ступеньки без помощи.Прыгает вбок и обратно. Прыгает на двух ногах. Прыгает на одной ноге.Умение кататься на трехколесном велосипеде. Катается, делая плавные повороты. 3-4 года.
Делает кувырок вперед. 4 года.
Выполняет одновременно два вида движений. 5 лет.
Развитие движений рук (мелкой моторики) у здоровых детей.
Манипулирование предметами: правильно держит карандаш, копирует круг,нанизывает на нить 4 маленькие бусины. Разрезает полоски бумаги шириной 2 см.Разрезает на 2 части квадратик со стороной 10 см. Наклеивает картинку на бумагу.Строит несложные сооружения не менее, чем из 6 деталей. 3-4 года.
Рисование: имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную латинской букве «V» (галочку).Копирует знак «плюс». Рисует простую картинку, закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом.На большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками.Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка ручки и ножки.Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.Расстегивает пуговицы. Режет ножницами бумагу. 3-4 года.
Рисование: Копирует треугольник. Правильно рисует квадрат. 5 лет.
Развитие зрения и слуха (зрительного и слухового восприятия) у здоровых детей.
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят: слушая рассказотвечает словами или жестами на простые вопросы. 3-4 года.
Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно:указывает на 13-16 частей тела. Если на картинке изображены мальчик и девочка или мужчина и женщина,указывает на того, о ком спрашивают.Отбирает предметы, относящиеся к понятиям : «пища», «животные», «одежда», «мебель». 3-4 года.
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов ( в каждой паре одно слово,обозначающее действие, а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате).Выполняет указания, в каждое из которых входят три пары слов ( в каждой паре одно слово обозначает действие,а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате). 3-4 года.
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов, иливыражающие состояния. По просьбе выбирает длинный и короткий, твердый и мягкий,шероховатый и глакий предметы. По просьбе выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глаза и т.п.)В ответ на вопрос : «Что ты делаешь, если устал /голоден /тебе холодно?» отвечает или показывает что делает.Из группы предметов отбирает одинаковые. Среди нескольких предметов отбирает тот, который отличается от остальных.Находит веселого, грустного, сердитого человечка, или показывает сам, что означают эти понятия.Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого.Находит первого и последнего. Из двух предметов выбирает большой и маленький. 3-4 года.
По просьбе кладет один предмет перез /за другим. По просьбе кладет один предмет сбоку /подальше от другого.По просьбе кладет один предмет за, сбоку, подальше от, на и под перевернутую чашку. 3-4 года.
Различает местоимения » его», «ее», «я», «ты». 3-4 года.
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы. 3,5 года.
Может составить рассказ по сюжетной картинке.Понимает смысл последовательных картинок. 4 года.
Может разложить последовательные картинки по порядку, в соответствии с сюжетом.4,5 года.
Может отстукивать акцентированные ритмы по подражанию. 5 лет.
egozaspb.ru