Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет. Речевое развитие ребенка 4 5 лет


"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ".

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ  4 -5  ЛЕТ.

( СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ).

Словарь: Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение».  Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.  Могут подбирать к словам антонимы.hello_html_m6ab75168.png

Словообразование и словоизменение: Развивается способность к словообразованию.  Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее,  громко - громчее».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

Связная речь: В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений.  Пятилетний возраст - это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.  Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).  

Речевой слух (фонематический слух): Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т.п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например при пересказе сказки. Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец,  шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж), если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р'.

    Уважаемые  родители!

  Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей  – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

  2. Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

  3. Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

  4. Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

  5. Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

hello_html_m4a001fa7.png

Учитель – логопед: Радаева И.Г.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

4. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

8. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

10. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

infourok.ru

Речевое развитие детей 4-5 лет: игры, задания, упражнения

К пяти годам речь ребенка постепенно становится разнообразной. Увеличивается словарный запас. Дети разделяют предметы и правильно их описывают. Логопеды утверждают, что в идеале малыш к этому времени способен говорить чисто. Поэтому если наблюдается задержка и дефекты речи, время обращаться к специалистам, чтобы они провели обследование и назначили соответствующее лечение. Но это не отменяет и самостоятельные занятия с ребенком. Имейте в виду: в 4–5 лет исправить ошибки гораздо легче, чем в школьном возрасте.

Особенности речевого развития

Рассмотрим, как у детей в эти года формируется:

В 4–5 лет запас слов ребенка расширяется до 3000. Он уже лучше излагает мысли. Так как появляется много неологизмов, малыш делает ошибки в словообразовании. Но, постепенно усваивается правильное употребление. Наблюдается тяготение детей к рифме. Поэтому упражнения с заучиванием маленьких стишков придутся кстати. Появляются прилагательные, наречия, местоимения, собирательные существительные и прочее.

В основном употребляются простые распространенные предложения. В то же время ребенок использует в речи распространенные и сложные. Это также сопровождается грамматическими ошибками. В 4 года речь ребенка характеризуется живостью, подвижностью, но и неустойчивостью.

РазговорРазговор

Происходит освоение связной монологической речи.

Чтобы развитие было правильным, взрослые должны следить за языком. Им нужно говорить содержательно, спокойно и не торопясь. Ведь для детей они образец для подражания.

Уровень речевого развития у каждого ребенка разный, со своими особенностями. Но выделяют общие признаки, считающиеся нормой для детей 4–5 лет.

Что должны знать и уметь дети в 5–6 лет?

В этом возрасте дети уже способны:

Что касается умений, дети способны:

Если наблюдается задержка развития речи, то время бить тревогу. Пройдите логопедическое обследование, а при необходимости, начните лечение. Обследование включает в себя проверку:

После того как обследование проведено, составляют диагностическую карту, где подробно описывают особенности и, при наличии, фиксируется задержка речи. В конце логопед заключает, нужно или нет лечение и дает рекомендации родителям.

Из-за неправильного произношения звуков в школе ребенка ждут дополнительные трудности. Это распространится не только на занятия. У него возникнут проблемы и в общении со сверстниками.

Игры и упражнения на артикуляцию

УпражненияУпражнения

За логопедической помощью обращаются, когда есть проблемы в постановке звуков. Однако какими бы плодотворными ни были занятия со специалистом, большая часть ответственности за речевое развитие лежит на родителях. После того как через обследование была выявлена задержка речи, логопед направляет лечение в нужную сторону и подсказывает упражнения, которые включают в занятия.

Вот несколько из них в форме игры. Такие упражнения выполняются детьми гораздо эффективнее.

Такие несложные задания в виде игры сделают занятия, а вместе с ними и лечение, увлекательными и интересными.

Игры, упражнения и мультики на развитие речи для детей 4–5 лет

Задержка речи

Задержка речи

Лучше освоить грамматический строй и связность речи помогают игры и занятия для речевого развития. Вот несколько вариантов.

Рассмотрим, какие лучше выбрать мультики.

Речь ребенка зависит от родителей

Важно понимать, что малыш перенимает опыт окружающих. Таким образом, вопрос речевого развития напрямую зависит от среды, где он растет. Если задержка явная, то лучше, чтобы лечение легло на плечи логопеда.

Но как бы там ни было, общение с родителями остается на первом месте для детей любого возраста, в том числе и в 4–5 лет. Играйте с детьми, выполняя логопедические упражнения, и помогайте им развиваться. Тогда у них не возникнет проблем с речью, а общение со сверстниками и взрослыми станет спокойным и гармоничным.

yourspeech.ru

arts-psy.ru — РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 лет

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.В возрасте 4-5 лет формируется два важнейших компонента: фонематический слух (способность к распознаванию речевых звуков) и речевое внимание, которые подготавливают ребёнка к овладению звуковым анализом слова.Совершенствуется звуковая сторона речи, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и cонорные).Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.Словарный запас. Что касается словарного запаса, то он увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов. И это ещё один огромный скачок в развитии. В 4—5 лет детки уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф — это всё мебель, а платье, брюки, пальто — одежда, у стола есть ножки и столешница. В этом возрасте появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный. Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси). Причём это их любимая игра. Однако нельзя забывать и о нравственной основе разговора. Необходимо объяснить, что говорить надо вежливо, не забывать о слове «пожалуйста», иначе человек может обидеться и уйти. Существуют книжки типа «Говори красиво», «Говори вежливо». В них все подобные ситуации обыгрываются. Можно с ребёнком почитать такую книжку и обсудить. Ведь если в этом возрасте малыша никто не одёрнул, то дальше переделать его будет уже очень сложно.В 4—5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый—мягкий, светлый—тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под. В речи дети уже широко используют уменьшительно— ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Появляется правильное употребление названий детёнышей животных. Если в 3—4 года называли по аналогии: кошка — котёнок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, то теперь необходимо запомнить более сложные формы: корова — телёнок, лошадь — жеребёнок. В предложениях ребята этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка — красная и т.д. Если я, то пошла, он — пошёл, она пошла, мы пошли и т.д. Для правильного запоминания детёнышей животных можно поиграть в игру «Назови детёныша». Мама или папа называет животного, а ребенок должен ответить, как называется его детёныш. Назвал неправильно — обязательно исправить. И ни в коем случае не злиться и не ругать, если малыш с первого раза не запомнил.Для закрепления, где лево, а где право, поиграйте в игру «Солдатики». В неё и девочки, и мальчики играют с большим удовольствием. Скажите ребёнку, что он солдат. Скомандуйте «нале-во» или «напра-во» — и малыш должен повернуться, как солдат, туда, куда вы ему приказали.К сожалению, в наше время большая часть детей путает самые простые предлоги. Ребята ещё не совсем хорошо употребляют предлог «с». Когда показываешь и говоришь, что ручка упала со стола, роняешь ручку и спрашиваешь: «Откуда упала ручка?» Отвечают: «От стола». Или предлог «за» (спрятались за спинкой стула, стоим друг за другом). Говорят: «Спрятался под спинкой». Чтобы расширить словарь предлогов и наречий, можно поиграть в прятки. Возьмите, например, плюшевого мишку, спрячьте под стул и спросите: «Где спрятался мишка»? И ребёнок должен ответить: «Под стулом». Или по-другому. Взрослый встаёт, скажем, к столу и спрашивает: «Где я стою?» «У стола», — должен ответить малыш. Чтобы усвоились ласковые слова, поиграйте в «Назови ласково». Взрослый называет какое-нибудь слово, а малыш должен сказать его ласково. Например, цветок — цветочек, ложка — ложечка, стул — стульчик и т.д.Тренируем ручкиВ этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно — больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. Не получается заниматься каждый день — занимайтесь хотя бы каждые выходные. И прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение. Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

 

arts-psy.ru

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет

Консультация для родителей средней группы в детском саду по развитию речи

Консультация для родителей.

Тема:Речевое развитие детей 4-5 лет.Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов. 4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения. 5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии. 7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. 

Нормы речевого развития детей 4 – 5 летНесмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.1. Словарный запас 2000 слов и более.2. Бурно развивается «словотворчество».3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.5. Называет животных и их детенышей, времена года.6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.10. Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 летВас должны насторожить следующие показатели:1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.5. Неправильное построение предложений.6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Методы развитияПри нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Артикуляционная гимнастикаУпражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5-10 секунд.5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз.7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд.

Речевые игры«Подскажи словечко»Цель: расширение словарного запаса.Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)Змея шипит, а еж? (фыркает)У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)Придумывайте самые разнообразные предложения.

«Кто где живет?»Цель: расширение словарного запаса.Ход игры: родитель задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.Кто живёт в дупле? – Белка.Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.Кто живёт в гнезде? – Птицы.Кто живёт в будке? – Собака.Кто живёт в улье? – ПчёлыКто живёт в норе? – Лиса.Кто живёт в логове? – Волк.Кто живёт в берлоге? – Медведь.Можно попробовать и наоборот:Где живут скворцы?Где живут медведи?

«Скажи наоборот»Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению. Например:Высокий – низкийТемный – светлыйТонкий – толстыйМаленький – большой

«Каждый знает…»Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зеленым и т.д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному.

Каждый знает, что синим бывает – море, небо.Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце.Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.Каждый знает, что зеленым бывает – трава, огурец.

«Весёлый счет»Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном числе.Дом – дома,Стол – столы,Стул – стулья,Цветок – цветы,Лист – листья,Носок – носки,Глаз – глаза,Сон – сны,Гусёнок – гусята,Лоб – лбы,Тигрёнок – тигрята

«Что каким бывает?» Цель: расширение словаря, развитие воображения.Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечаетЧто бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т.д.

«Назови ласково»Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.Арбуз - арбузикБант - бантикГвоздь - гвоздикГолубь - голубокКостер - костерокЛокоть - локотокКисель - киселекРучей - ручеекСтебель - стебелек

«Отгадай-ка»Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.кабина, руль, фары (машина)крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)руки, ноги, тело, голова (человек)ствол, ветки, корни, листья (дерево)пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

«Кто – откуда и куда?»Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги. Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)Откуда выехала машина? (машина выехала из-за магазина)Куда зашел мужчина? (мужчина зашел в подъезд)Куда села синицу? (синица села на ветку)Откуда слетел голубь? (голубь слетел с окна)

infourok.ru


Смотрите также