Урок окружающего мира "Права ребенка в обществе". Права ребенка 4 класс конспект урока


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по окружающему миру

4 класс

Тема: «Права человека в обществе»

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

– Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелаем удачи друг другу.

II. Актуализация знаний.

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка.

Учитель предлагает учащимся обсудить притчу:

 «В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотой, не замёрзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод».

Вопросы.

- Ребята, как вы думаете выспались? Согрелись дикобразы?

- Вы знаете, что При́тча — короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Чему она учит?

-

III. Постановка проблемы: Какие права есть у каждого человека?

- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку.

СЦЕНКА

Разыгрывается сценка

За столом сидят двое – мальчик и девочка.

Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.)

Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.)

Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»

Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»

- Ничего за прошедшие столетия не меняется…

- Как быть? Как рассудить кто из ребят прав?

- Какое противоречие вы заметили? ( И мальчик, и девочка защищают свои права.)

- Что для этого надо знать? (Права человека.)

- Сформулируйте тему урока. «Права человека в обществе». (СЛАЙД

- Как вы думаете почему авторы учебника включили эту тему?

(Для того,чтобы знать и соблюдать права)

(- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе)

1. Права человека

2.Особые права ребенка

?

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

- Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке.

- Какое своё право пытался защитить мальчик? ( Право на образование.)

- Какое своё право пыталась защитить девочка? (Право на охрану здоровья.)

- Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу.

- Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? СЛАЙД

- Какие ещё знаете права?

Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны?

(В Конституции РФ) СЛАЙД 1-2

- читаю абзац с.40-41

Физминутка

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.

Работа в группах:

- Сейчас вам предстоит работать в группе.

- Что надо помнить при таком виде работы?

- Сейчас вам престоит самостоятельно изучить материал по данным шагам.

План:

  1. Прочитать информацию.

  2. Понять и рассказать, как вы понимаете это право.

  3. Привести свои примеры из сказок, где нарушается это право.

- В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. СЛАЙД

- Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.

- У всех людей есть права. Куда вы можете обратиться, когда нарушены права человека?

- Как вы думаете,отличаются ли права ребёнка от прав взрослого человека? (Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах.) Но зато у детей есть и особые права.

- Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

- Главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка? (Это – конвенция по правам ребёнка.) СЛАЙД

(Конве́нция о права́х ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Это организация защищает права всех детей независимо от того где они живут, какого цвета у них кожа, какой язык, национальность, а также независимо от того, кто их родители: бедные или богатые).

- Какие же права имеет ребёнок.

- Это вы узнаете, прочитав текст в учебнике на стр. 43, 1 абзац

Самое главное право ребёнка – право на жизнь.

У детей есть ещё одно право – право на любовь и заботу.

Любить своих детей и заботиться о них, прежде всего, обязаны родители. Также любовь и заботу о детях обязано проявлять государство и все его граждане.

- Читаю абзац 2-3 с.43

- Сказочные герои также часто нарушают права. Давайте рассмотрим иллюстрации к сказкам, и как опытные правоведы, укажем какие права нарушены.

- Главное право каждого человека право на жизнь, и маленький человек ребенок тоже имеет право на жизньНо так думали не всегда.

Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый пусть живет. А если родился слабым, больным сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.

Итог урока. Рефлексия

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

- Каждый человек и ребенок имеет право на счастливую жизнь! Чего я вам и желаю.

-Оцените свою работу и работу используя

высказывания:

infourok.ru

Конспект урока на тему «Права ребенка»

МОУ Коляновская СОШ

Конспект урок на тему

«Права ребенка»

Борисова Елена Витальевна

учитель начальных классов

2012г.

Тема: «Права ребенка»

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения

На доске тема занятий и эпиграф:

“Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо”.

Слайд№1

1.-Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка".

Мы узнаем, что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.

- Что же такое «право?»

Слайд№2

И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди.

Слайд № 3 стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров

Закрыть проектор

- О детях заботятся не только родители и семья, но и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).

Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

-Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

-Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. .

В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года.

Слайд № 4

2. Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации Слайд №5- 6

Вывод. Слайд № 7

3.- А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН.

Слайд № 8

4 .Познакомимся с основными правами ребёнка:

Слайды № 9–15

(Учитель читает права, дети читают стихи и комментируют условные знаки)

Посмотри на этот знак:

Человек здесь поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить —

Это разрешается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел — лечиться.

Это разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить —

Это разрешается.

4. - Сейчас, друзья, я предлагаю вам побывать в качестве Правознаек и установить, какие нарушения прав ребёнка допущены в сюжетах известных нам сказок, а попасть в сказку нам поможет “солнечный зайчик”.

Трениг: Представьте, что он заглянул вам в глаза. — Закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями на лбу, носу, губах, щеках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть его.

Погладьте голову — ой, зайчик забрался за шиворот — погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а значит не нарушает ваши права и свои обязанности.

1. Слайд №16

В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).

2. Слайд №17

В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)

3. Слайд №18

В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

4. Слайд №19

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

5. Слайд №20

Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)

5.- Все права граждан России записаны в основном законе нашей страны, который называется Конституция. Её приняли 12 декабря 1993 года.

Слайд № 21

Во 2 главе Конституции записаны основные права и обязанности граждан.

И как сказал К.Маркс …

Слайд № 22

6. -Какие обязанности у вас школьников?

Слайд № 23 Учащиеся читают права цепочкой.

Слайд№24

Закрыть проектор

7. -Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и... (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай... (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку... (поднимать).

На математике считают,

На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу —

Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда... (готовым).

Чтоб не тревожились врачи.

На переменах не... (кричи)

8. Проведем тест. Слайд № 25

– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)

– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)

– В каком документе записаны права и обязанности граждан России? (Конституция)

9. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Слайд№26

10. -Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности

Вывод:

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

11.Исполнение песни «Права детей»

12. Просмотр мультфильма «Права в сказках»

globuss24.ru

Урок окружающего мира "Права ребенка в обществе"

Урок окружающего мира по теме «Права человека».4. класс. Образовательная программа «Школа 2100»

Цели:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.

Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада

- Ребята, сегодня, на уроке мы будем работать в группах

Какие правила общения в группе вы знаете?

доброжелательность

помощь друг другу

один говорит – все молчат

Использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»

У каждого из вас есть лист оценивания, ознакомьтесь с ним, напишите каждый свою фамилию.

-Что мы делаем дальше?

-Выбираем эксперта и оформителя.

Итак, начнем!

(слайд 1)

Ученик читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял,что это

Раздолье полей -

Частица великой

Отчизны моей.

О чем это стихотворение?(оРодине, о России)

Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)

II. Целеполагание.

Учитель: О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А какой ещё один очень важный документ в России – это Конституция Российской федерации. (Слайд 13)

– Кто знает, что это такое?

– Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот день считается государственным праздником. (Слайд 14)

Инсценировка. [1]

– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из класса не выпустим! – угрожающе предупредила Лиза Илюшу.

– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.

– Да, Илюша прав, – подтвердил учитель. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Лиза , была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Лиза

– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

– А у меня что же, нет никаких прав?

– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)

– Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд 15)

– Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)

– Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.

III. Работа по теме урока.

Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.

1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)

– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?

Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом написано в Конституции есть .20 статья.(Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)

2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)

– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?

Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статья 41)

3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )

Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)

– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?

4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш урок (Родина)

– Почему Родина так важна для человека?

– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?

Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.

5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.

Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?

Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.

6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны

7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?

Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)

Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснешь,Тетрадь, ботинки, пара лыж,Тарелка, вилка. Нож…И каждый гвоздь, и каждый дом,И каждый ломтик хлебаВсе это создано трудом,А не свалилось с неба.За всё, что создано для насМы благодарны людямПридёт пора, настанет часИ мы трудиться будем.(С. Михалков)

– Правильно, это право на труд и отдых.

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.

Физкультминутка “Хлопай-топай”

- Какие действия вредят вашей репутации (“топай”), а какие, наоборот, укрепляют уважение к вам (“хлопай”)

8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)

Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?

Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, Какие?

Это вы узнаете ,прочитав в учебнике на стр.43

. Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка?

Я предлагаю вам проверить ваши знания по правам ребёнка. Игра “Разрешается – запрещается”.

Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребёнка строго…(запрещается).

Слушать мнение ребёнка… (разрешается)

С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудиться ребёнок,Мало у него силёнок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа …(запрещается)

Рисовать и петь, учиться.Если заболел – лечиться…(разрешается)

Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняетсяБыть рабом у господина строго (запрещается)

Вместе дружно в мире жить,С разными детьми дружить…(разрешается).

Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.

Посмотрим ещё одну сценку.

Серёжа. В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе –

Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

- Нет.

Ребята, прав здесь Серёжа?

- Почему? О чём забыл Серёжа?

- Что ещё кроме прав мы имеем?

- Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом.

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

- Это какие либо действия, которые необходимо выполнять

Какая основная обязанность есть у вас сейчас?

Посовещайтесь в группе и скажите какие основные обязанности есть у школьника.

Правильно.Эти обязанности прописаны в уставе школы.

IV. Работа в группах. Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе.

Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.

1 группа

- Какое право нарушено? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок, Дюймовочка)

2 группа

-- Какое право нарушено? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка)

3 группа

-- Какое право нарушено? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино, Мороз Иванович)

4 группа

Закончите фразу. а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на--------------------------------------------б)Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на ____________________________________________в)Балда из сказки А.Пушкина Сказание о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ________________________________________________г)Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на __________________________________________________________VI. Итог урока:

- Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека?

- Какие права имеет человек в современном обществе?

- Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

- Как называются документы, где записаны права ребёнка?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

-Оцените свою работу и работу

своих товарищей,

– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.

Д/з

Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5.

Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока "Права человека для детей"

Права человека для детей.

Цель:

Ввести учащихся в мир понимания прав ребенка. Помочь осознать учащимся, что соблюдение прав ребенка является основой для дальнейшего благополучия и процветания общества и государства.

Задачи:

-Дать понятия терминов «ребенок», «несовершеннолетний».

-Раскрыть тенденцию идеи развития соблюдения прав ребенка в истории мирового законодательства.

-Познакомить с основными международными документами по правам ребенка.

-Формирование правовой культуры.

Понятия:

Ребенок, несовершеннолетний, Эпоха Просвещения, Лига Наций, Женевская декларация о правах детей 1924 г., Всеобщая декларация прав человека, ООН, Декларация о правах ребенка 1958 г., Конвенция о правах ребенка.

Умения:

Участвовать в обсуждении вопросов предложенных учителем, вести дискуссию, приводить примеры, называть основные документы по правам ребенка.

Тип урока: -урок изучения нового материала.

Материалы к уроку: рабочий лист, образцы международных и российских документов по правам ребенка, таблички с определениями понятий, рисунки с образом ребенка.

На доске: дата, название темы, справочный материал.

Оформление класса: выставка документов и литература по правам ребенка, правовой уголок.

ТСО: компьютер, проектор.

Опережающее задание: сообщение на тему «Международные документы по правам ребенка 20 века»

План урока:

1 Приветствие. Мотивация.

2 Разминка.

3 Введение в новую тему.

4 Новая тема.

А) лекция

Б) сообщение учащегося

В) дискуссия

5 Закрепление.

6 Заключительное слово учителя.

7 Рефлексия.

8 Домашнее задание.

План темы:

1 Кто такой ребенок?

2 Взгляд в историю (к вопросу о правах ребенка).

3 Международные документы в области защиты прав ребенка.

Приемы организации деятельности:

Ход занятия:

Класс делится на 4 группы.

Приветствие учащихся.

1. Подготовка к активной практической деятельности на основном этапе урока, формирование познавательной мотивации.

Урок начинается со стихотворения о детстве.

МИРОК

М.Цветаева

Дети — это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек, Ласковых словечек шепот в полусне, Мирные картинки птичек и овечек, Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване, Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей, Мерный голос сказки о царе Салтане, О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети — это отдых, миг покоя краткий, Богу у кроватки трепетный обет, Дети — это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ!

Я, думаю, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

2 Разминка.

Задания по группам:

1 группа. Подумайте и запишите, какие ассоциации (представления) возникают у вас при слове «ребенок».

2 группа. Придумайте и запишите, на что похожи дети (образ)

3 группа. Творческое задание. Скульптура о детстве.

4 группа. Подумайте и запишите, чем дети отличаются от взрослых.

Ответы выслушиваются и вывешиваются на доске.

Опрос.

3 Введение в новую тему.

Слово учителя:

Таджикский поэт 13 века Саади говорил:

«Хоть, превратившись в удальца,

Ты валишь всех шутя,

Для матери и для отца

Ты все еще дитя».

В словаре Ожегова встречается следующее определение

слова «ребенок» «Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества» Так как же долго длится детство, и каковы они временные рамки детского возраста? Давайте попробуем определить.

Далее работа строится над формулированием понятия «ребенок» и определением возрастных границ детского возраста. Каждая группа предлагает свое определение.

Учащиеся определяют временные рамки детства – от рождения до 18 лет.

Записывается определение

«Ребенок - человеческое существо до 18 лет».

Какие синонимы есть у слова ребенок?

(несовершеннолетний, дитя, подросток, отрок.)

Беседа с учащимися.

-Что необходимо ребенку?

Работа обсуждается в группах, по ответам учащихся составляется кластер на доске.

-Итак, вам, как и взрослым, необходимо жить, развиваться, быть под защитой. А чтобы иметь все, что вы назвали важно иметь права и свободы. Вспомним что это такое.

Учащиеся дают определения и сравнивают с тем, что записано на доске. (учитель вывешивает ответы на доске)

- Основной закон нашего государства – Конституция определяет, что каждый человек имеет права и свободы, и никто не может быть их лишить.

-А есть ли права у ребенка? Какие права вы знаете?

-А для чего нужны ребенку права?

-Кому важнее знать права ребенка: ему самому или взрослому человеку?

(Дети обладают всеми правами и свободами человека, однако требуют особой защиты в силу своего возраста, положения, и имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди).

-А всегда ли существовали права у ребенка?

-Приведите факты из истории, подтверждающие ваше мнение.

Учитель называет тему занятия, определяет цель и задачи.

-Сегодня на нашем занятии вы должны узнать о том, как развивалась история идеи о правах ребенка. Познакомимся с основными международными документами по правам ребенка, принятыми в разные годы 20-го века. А также поговорим о том, как в современном мире обстоит проблема с соблюдением прав ребенка.

Записать тему урока.

А)

Лекция об истории развития идеи о правах ребенка.

-Итак, давайте обратимся к истории. Еще в древней Спарте ребенок, рожденный калекой, слабым, хилым был приговорен к смерти, их сбрасывали с высокой скалы. В других государствах детей считали маленькими взрослыми, которые ничего не умели и ничего не могли. Детей при переписи населения даже не учитывали , так как у них было мало шансов выжить. История свидетельствует, что до 4 в нашей эры новорожденных топили, выбрасывали в расщелины, приносили в жертву богам во время религиозных церемоний. Вплоть до 19 века жестокие методы выхаживания младенцев, болезни, антисанитария были причинами высокой смертности у детей. В 17-19 веках дети становятся объектом эксплуатации (см на доску) . Их заставляли трудиться на фабриках наравне со взрослыми. Дети выполняли работу по 10-14 часов в день, но оплачивался их труд в несколько раз ниже.

Эпоха Просвещения (смотреть на доске) изменила отношение не только к человеку, но и к ребенку. Именно тогда Ж Ж Руссо- знаменитый французский мыслитель, произнес «Ребенок должен быть ребенком», отстаивая право на детство, идею о том, что отношение к ребенку должно быть как к человеку, который только учится жить, думать, познавать мир. Но лишь в начале 20 века идея о правах ребенка нашла свое отражение в умах лучших людей планеты.

Вопросы к учащимся.

-Как вы понимаете фразу «Ребенок должен быть ребенком?».

-Что могут, должны сделать взрослые, чтобы дети себя чувствовали детьми?

Выполнение задания.

-На ваших столах лежат рабочие листы, давайте прочитаем текст и выполним задание №1.

Из выступления Эллы Памфиловой, уполномоченный по правам человека, на встрече с президентом России В В Путиным (2005, июль).

«Ежегодно численность детей в общей доле населения сокращается больше, чем на миллион, и сейчас детей до 14 лет в 2,5 раза меньше, чем пенсионеров. В течении десятилетия на 40% выросла смертность среди 15-19-летних и младенческая смертность в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах. Несокращающиеся масштабы детской безнадзорности, социального сиротства (дети – чьи родители лишены родительских прав, находящиеся в детских домах) и правонарушения несовершеннолетних, уровень произвола и семейного насилия, преобладание бедных семей с детьми.»

Какие проблемы названы в тексте?

Попытайтесь в группе определить причины этих проблем?

проблема

Причина проблемы

Сделайте вывод по вашей работе.

Учащиеся называют причины этих явлений, называя экономические причины, социальные проблемы, кризис семейных отношений, рост преступности и делают вывод, что для разрешения этих проблем о необходимо, чтобы государство, мировое сообщество принимали законы, защищающие детей, их права.

Б) Сообщение учащегося.

20 век подарил человечеству множество важных и нужных законов, в том числе тех, что касаются прав человека и ребенка. Давайте познакомимся с сообщением вашего одноклассника, который расскажет вам о некоторых из этих документах.

Сообщение учащегося на тему «Международные документы по правам ребенка 20 века». По ходу сообщения вам необходимо заполнять таблицу из задания №2.

Учащиеся слушают сообщение одноклассника и в рабочем листе выполняют задание.

Задание №2.

Задание. Заполните таблицу « Законодательные акты ХХ века о юридических гарантиях прав ребёнка».

дата

Название правовых документов по защите прав ребенка

В результате работы они самостоятельно делают вывод о наиболее важных международных юридических документах ХХ века, защищающих права ребёнка.

ОПРОС.

В) Дискуссия

Задание в рабочем листе№3.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Другой «мудрец», но юный, сумел познакомиться с Конвенцией и понял ее так: я – ребенок, мне все можно. Чуть что - сразу в крик: « Не имеете права!».

Каково ваше отношение к тем, кто хорошо усвоил свои права и ничего не знает о своих обязанностях? Что подразумевал мудрец Ювенал под детством и уважением к нему?

Направляющие вопросы:

Что будет, если у людей будут только права?

Что важнее права или обязанности?

Почему необходимо проявлять уважение к детям?

Именно в детстве закладывается все то, что в дальнейшем определяет будущее человека: его способности, привычки, представления о людях и окружающем мире, правилах по которым живет общество. Поэтому задача взрослых сделать все, чтобы ребенок жил и развивался и в будущем был хорошим человеком и гражданином.

Принцип единства прав и обязанностей является важнейшим. Права и свободы человека и гражданина возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.

В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция, участниками которой стали ваши одноклассники. Тема их выступления « В мире прав ребенка». Ребята решили выяснить, а что знают наши гимназисты о своих правах и обязанностях и пришли к очень интересным выводам. Давайте вместе посмотрим презентацию, а по окончанию вы можете задавать вопросы и прокомментировать результаты мини-исследования.

Просмотр и обсуждение.

5 Закрепление.

Выполните задание №4 в группе. Какое из высказываний вы бы взяли в качестве эпиграфа урока? Почему?

Годы детства – это прежде всего воспитание сердца.

В А Сухомлинский.

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основа всему будущему нравственному человеку.

Н В Шелгунов.

Детству следует оказывать глубочайшее уважение.

Ювенал.

  1. Заключительное слово учителя.

Каждый год 20 ноября во всех странах мира проводятся мероприятия в рамках Дня ребёнка. В ХХ веке всё громче и громче слышен зов мировой общественности о защите детства. Проблема обеспечения достойного существования детей является в настоящее время глобальной. Разумеется, в разных государствах, в разных социальных условиях положение детей неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются вопросы о полноценном развитии ребёнка как члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий для самореализации детей. Детская наркомания, жестокое обращение с младшими членами семьи, беспризорность- эти и другие негативные явления распространены и сейчас, в XXI веке. Для их искоренения и недопущения повторения, необходимо повышать правовую культуру не только взрослых, но и детей. Знающие свои права, не допустят их нарушения, человек, наделенный правами, осознающий их значимость для себя, обязательно берет на себя ответственность за соблюдение прав других людей. А значит, зла в нашем обществе станет меньше, и реже мы будем видеть слезы и боль в глазах детей, а будущее будет безоблачным.

7 Рефлексия.

Составьте коллективное обращение

1,2 группы к детям

3,4 группы к взрослым о правах ребенка.

-уважайте…

-не допускайте…

-не забывайте…

-не нарушайте…

-от нас (вас) зависит…

Домашнее задание.

Любое творческое задание (составление листовок, написание статьи в газету, придумать сказку, пьесу и т.д.)

Литература для учителя:

infourok.ru


Смотрите также