Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Оценка нервно-психического развития ребенка: анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Нервно психическое развитие ребенка 3 4 лет


Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни

Воз-раст

Зритель-ные ориентиро-вочные реакции

Слуховые ориентиро-вочные реакции

Эмоции

Движения рук и действия с предметами

Движения общие

Понимание речи

Активная речь

Навыки и умения в процессах

Аз

Ас

Э

Др

До

Рп

Ра

Н

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенча-тое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвиж-ный предмет (лицо взрослого)

Успокаивает-ся при сильном звуке

1-й мес.

Появляется плавное прослежи-вание движущего-ся предмета.

Прислуши-вается к звуку и голосу взрослого

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову

2-й мес.

Длительное зрительное сосредото-чение на лице взрослого или неподвиж-ном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м)

Ищущие повороты головы при длительном звуке

Быстро отвечает улыбкой на разговор

Лежа на животе, поднимает и непродол-жительно удерживает голову (1-2 мин)

3-й мес.

Фиксирует взгляд на неподвиж-ных предметах

Отчетливое слуховое со-средоточение

Комплекс оживления: в ответ на общение с ним проявляет радость улыбкой, оживлен-ными движениям рук и ног, звуками.

Случайно налкивается руками на игрушки, висящие над грудью

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении.

4-й мес.

Узнает мать (радуется)

Находит глазами источник звука.

Громко смеется.

Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку

То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено

Гулит

Придержи-вает руками грудь матери или бутылочку во время кормления

5-й мес.

Отличает близких от чужих

Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи

Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку

Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленныхрук. Переворачива-ется со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки

Подолгу певуче гулит

Ест из ложки полу-густую и густую пищу

6-й мес.

По-разному реагирует на своё и чужое имя

Берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывает из олдной руки в другую

Переворачива-ется с живота на спину. Пытается ползать

Произно-сит отдельные слоги (начало лепета)

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7-й мес.

Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)

На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте (например, часы, куклу)

Подолгу лепечет, повторно произнося одни и те же слоги.

Пьёт из чашки, которую держит взрослый

8-й мес.

Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит и т.д.)

Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер

На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия, например, «ладушки», «дай ручку»

Громко, четко и повторно произносит различные слоги

Сам держит корочку хлеба (сухарик).

9-й мес.

Плясовые движения под плясовую мелодию

Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.)

Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь руками

На вопрос «где?» находит знакомые предметы, независимо от их местоположения. Знает свое имя, оборачивает-ся на зов

Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высажива-нию на горшок

10-й мес.

Само-стоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает)

Входит на невысокую поверхность и сходит с нее (ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе руки.

По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.

Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

11-й мес.

Овладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по просьбе взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержне

Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятель-ные шаги

Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (кормит, водит куклу).

Произносит первые слова – обозначе-ния, например: «дай», «мама»

12-й мес.

Узнаёт на фотографии знакомое лицо, например, мать.

Выполняет само-стоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой

Ходит самостоятельно без опоры

Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: принеси, найди, отдай тёте, положи на место. Понимает слово «нельзя»

Легко подражает новым слогам. Произносит 5-10 облегчён-ных слов

Само-стоятельно пьёт из чашки, держит и ставит чашку

studfiles.net

Методические материалы для определения соотвествия неврно-психического развития детей 3-4 лет возрастной норме

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет

Подготовил

педагог-психолог МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

  1. Понимание речи.

  • Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

  1. Активная речь

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

  • Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)

Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

  1. Сенсорное развитие

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

  • Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

  1. Игра и действия с предметами

Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.

Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

  1. Движения

Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

  1. Навыки

  • Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.

Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

  • Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.

Методика обследования: естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

  1. Конструктивная деятельность

  • Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года).

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

  • Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.

  1. Изобразительная деятельность

Рисование.

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года)

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка.

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их.(4 года).

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  1. Социальное развитие

  • Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.

Литература:

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

  2. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

infourok.ru

Определение нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций:

  • Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

  • Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

  • Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

  • Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет». При наличии отклонений в разделе «Нервно-психическое развитие» напротив соответствующего показателя делается запись: «с отклонением». Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом.

Для оценки показателя «Мышление» медицинская сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста, для определения умения ребенка составить рассказ по картинке: набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели; одежды или др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее благоприятный ответ – когда в рассказе ребенка, герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда вкладывается одна карточка другого класса.

Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.

Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен, хотя бы один признак по каждому из этих пунктов.

Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет

1. Эмоционально-вегетативная сфера:

При опросе-беседе отмечать:

  • Настроение: преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).

  • Наличие страхов (темнота, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-Яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов).

Соматовегетативные проявления:

  • Сон и аппетит без отклонений или нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.

  • Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой.

  • Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.

Вегето-диэнцефальные проявления:

  • Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения.

  • Утомляемость: бывает часто или редко, связана с физическими нагрузками или психическими, снижение работоспособности.

  • Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты.

2. Психомоторная сфера и поведение:

Поведение: ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная растороможенность, заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничание, подергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических привычек: кусание когтей, выдергивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

3. Интеллектуальное развитие:

Отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1-4 классов).

Память, внимание, мышление – приводятся специальные тесты.

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

  1. Учебно-методический материал:

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

studfiles.net

Нервно-психическое развитие детей второго года жизни

Возраст

Понимание речи

(ПР)

Активная речь

(АР)

Сенсорное развитие (С)

Игра и действие с предметами (И)

Движения

(Д)

Навыки (Н)

1 г. 1 мес. -

1 г. 3мес

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости

Различает 2 разных по величине предмета (два кубика)

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (нанизывает кольца на стержень, кормит куклу)

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Сам ест ложкой густую пищу

1 г. 3 мес. –

1 г. 6 мес.

Среди нескольких внешне сходных предметов находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине

Пользуется словами, облегченными и произносимыми правильно, называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Различает 3 разных по величине предмета

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия приставным шагом

Сам ест ложкой жидкую пищу

1 г. 7 мес. –

1 г. 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Пользуется двухсловными предложениями

Из предметов разной формы (3-4) по образцу и слову подбирает предмет такой же формы

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворота», скамейка, дом

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см

Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого

1 г. 10 мес. –

2 г.

Понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте

Пользуется двухсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения

По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий (куклу купает и вытирает)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого

studfiles.net

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника Стр 1 из 4Следующая ⇒

Диагностика психического развития

Детей раннего возраста. Часть 8

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

Таблица 7

Возраст Линия развития
  Понимание речи Активная речь Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок) Игра и действия с предметами Движение Навык Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность Социальное развитие
1г.3мес. Запас понимаемых слов быстро увеличивается Пользуется лепетом, облегченными словами Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба) Воспроизводит в игре разученные действия Ходит длительно, меняя положения Самостоятельно ест густую пищу Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых Оставляет карандашом след на бумаге Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу
1г.6мес. Отыскивает по слову взрослого однородные предметы Пользуется словом в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает отдельные действия Перешагивает препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пишу Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор») Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам
1г.9мес. По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными Ориентируется в трех контрастных величинах предметов Использует в игре предметы - заместители Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.) Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого Воспроизводит несложные постройки (скамейка) Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа Эмоционально контактирует со сверстниками
2г. Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно Пользуется трехсложными предложениями Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета В игре воспроизводит ряд последовательных действий Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота» Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

 

Таблица 8

mykonspekts.ru

Определение нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций:

  • Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

  • Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

  • Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

  • Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет». При наличии отклонений в разделе «Нервно-психическое развитие» напротив соответствующего показателя делается запись: «с отклонением». Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом.

Для оценки показателя «Мышление» медицинская сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста, для определения умения ребенка составить рассказ по картинке: набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели; одежды или др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее благоприятный ответ – когда в рассказе ребенка, герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда вкладывается одна карточка другого класса.

Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.

Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен, хотя бы один признак по каждому из этих пунктов.

Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет

1. Эмоционально-вегетативная сфера:

При опросе-беседе отмечать:

  • Настроение: преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).

  • Наличие страхов (темнота, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-Яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов).

Соматовегетативные проявления:

  • Сон и аппетит без отклонений или нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.

  • Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой.

  • Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.

Вегето-диэнцефальные проявления:

  • Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения.

  • Утомляемость: бывает часто или редко, связана с физическими нагрузками или психическими, снижение работоспособности.

  • Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты.

2. Психомоторная сфера и поведение:

Поведение: ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная растороможенность, заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничание, подергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических привычек: кусание когтей, выдергивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

3. Интеллектуальное развитие:

Отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1-4 классов).

Память, внимание, мышление – приводятся специальные тесты.

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

  1. Учебно-методический материал:

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

studfiles.net

Нервно-психическое развитие ребенка, афо нервной системы у детей

Наверное, нет большего чуда на планете, чем рождение новой жизни. Удивительно наблюдать, как из нескольких клеточек постепенно формируется, растет и развивается маленький человечек. Родители испытывают необычайную радость, наблюдая за тем, как их чадо первый раз улыбается, делает первый шаг, начинает говорить. Нервная система маленького ребенка является сверх обучаемой, никогда больше человек не будет развиваться так быстро, как в первые три года своей жизни. Каждому родителю важно понимать, что его малыш растет и развивается нормальными темпами. Как же оценить гармоничность НПР (или нервно-психического развития) детей разного возраста?

Специфика детской нервной системы

Нервно-психическое развитие ребенка

С начала жизни нервная система ребенка все еще находится в процессе созревания, однако, именно она позволяет малышу быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Головной мозг младенца сравнительно тяжелый и составляет примерно одну восьмую от общей массы его тела. А у взрослого человека этот показатель равняется 1 к 40. На протяжении первых пяти лет по мере развития нервной системы у детей активно увеличивается площадь мозговой коры, формируются выраженные извилины. Скорость передачи нервных импульсов у малышей ниже, но уже к 6–9 годам, после окончательного покрытия нервных клеток миелином, она становится такой, как у взрослого человека. К особенностям вегетативной нервной системы у детей, кроме ее незрелости, следует отнести также повышенную возбудимость, значительную выраженность вегетативных реакций, их непостоянство и склонность к генерализации.

Среди анатомо-физиологических особенностей (АФО) нервной системы у детей раннего возраста следует отметить большую зрелость спинного мозга в сравнении с головным. Новорожденный обладает рядом специфических рефлексов (сосательный, поисковый и т.д.), которые пропадают по мере взросления.

Упоминая особенности нервной системы у детей, стоит отметить также незрелость центров коры мозга, что приводит к несовершенному функционированию органов чувств. В первые три недели жизни, например, все младенцы отличаются светобоязнью, косоглазием, учащением дыхания и вздрагиванием при резких звуках и запахах. Все эти возрастные особенности нервной системы малыша делают ее уязвимой, хрупкой. Поэтому для нормального формирования психики важно создать для маленького человека комфортную, душевную обстановку с минимальным влиянием стресса.

Типология высших нервных процессов

Нервная система каждого ребенка имеет свои индивидуальные особенности. Ее качества, которые определяют вид ВНД, меняются по мере взросления. Только достигая возраста примерно двадцати двух лет, когда ЦНС созревает окончательно, типы высшей нервной деятельности (ВНД) становятся полностью очерченными. Например, для детей дошкольного возраста характерным является неуравновешенность тормозящих и возбуждающих реакций, причем, возбуждение всегда преобладает. Поэтому даже у малыша с сильным видом ВНД проявляется слабость различных нейронных процессов. Зачем нужно знать вид ВНД? Это поможет, в первую очередь, более эффективно организовать для него учебный процесс, позволит избежать перегрузок и стрессов. Например, детки с ВНД слабого типа быстрее утомляются, подвержены неврозам, поэтому длительные, интенсивные нагрузки им противопоказаны. Дети же сильного типа способны учиться напряженно в течение длительного отрезка времени, сохраняя положительные эмоции.

Оценка нервно-психического развития ребенка

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей можно сгруппировать, выделяя следующие виды:

  • Меланхолик. Это малыш со слабой ВНД понижено-возбудимого характера, с недостаточно устойчивыми, медленно формирующимися условными рефлексами. Дети такого рода говорят тихо и размеренно, с большим трудом привыкают к любым новым изменениям и условиям, в частности к школе.
  • Холерический. Этот вид высшей нервной деятельности у детей является сильным, но неуравновешенным, возбудимым и безудержным, с выраженной недостаточностью процессов торможения. Такие детки крайне вспыльчивы и эмоциональны, склоны к поведенческим аффектам, разговаривают в быстром темпе с интонационными колебаниями и периодическими вскрикиваниями. Учатся они неплохо, но воспитательным процессам поддаются тяжело, к школьным условиям не всегда легко приспосабливаются.
  • Флегматичный. Это уравновешенный, сильный вид ВНД, но медленный, с устойчивыми рефлексами и хорошими тормозными реакциями. Такие малыши красиво разговаривают, неплохо учатся, отличаются примерным поведением, склонны к усидчивости и трудолюбию.
  • Сангвиник. Это малыш с сильным высшим нервным функционированием уравновешенного, быстрого типа, обладающего свойством легко образовывать условные рефлексы. Такие дети рано начинают четко, с верной интонацией разговаривать, владеют широким набором слов, нередко применяют мимику и жестикуляцию во время разговора. Обычно трудностей с воспитанием и поведением сангвиников не возникает.

Как оценить уровень нервно-психического развития ребенка?

Наблюдая за поведением ребенка любого возраста, родители постоянно пытаются оценить, насколько он «нормальный», чем отличается от других детей, нет ли каких-то признаков психических отклонений. Эта патологическая склонность наших мам сравнивать своего ребенка с другими часто приводит к выискиванию несуществующих проблем и тасканию чада по невропатологам. Следует осознать, что понятие нормы физического и нервно-психического развития детей достаточно относительно. Малыши не могут все, как один, развиваться одинаково. И все же следует знать признаки отставания в развитии, чтобы вовремя их скорректировать. Однако, оценивать необходимо не только отдельные показатели относительно возраста, но и их динамику в сравнении с предыдущим возрастным отрезком.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Принято выделять следующие периоды развития детской психики:

  • Моторный – это самый первый этап, который длится до года, в этот период малыш овладевает базовыми моторными навыками.
  • Сенсорный – следующий период, длящийся до 3 лет. В это время движения становятся осознанными. Именно на базе сенсомоторного развития формируются все функции психики: сознание, мышление, внимание, когнитивные функции.
  • Аффективный этап – продолжается до двенадцатилетнего возраста, в это время формируется индивидуальная активность.
  • Идеаторный – формируется до 14 лет примерно. В этот период у ребенка проявляются сложные суждения, мысли, формируется личность. Он начинает планировать в уме свои поступки, абстрактно мыслить.

Существует немало различных таблиц, по которым можно отслеживать критерии оценки нервно-психического развития детей раннего возраста. Для этого оценивают ключевые психомоторные характеристики в определенные возрастные периоды (для ребенка до года это каждый месяц, в течение второго года – каждый квартал, и на третьем году – каждые полгода). Об отставании или задержке в развитии можно говорить, если ребенок отстает по нескольким показателям на два–три возрастных периода.

Ребенок первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей до 1 года

Нервно-психическое развитие детей до 1 года происходит наиболее быстрыми темпами. Порой кажется, что буквально на глазах ребенок начинает все больше и больше понимать. И если в утробе матери на формирование функций ЦНС влияет главным образом генетика, то после рождения именно среда, условия жизни ребенка определяют, как эти генетические предпосылки будут проявляться. Несмотря на то, что малыш рождается лишь с набором безусловных рефлексов, спустя всего 30 дней он обзаводится некоторыми условными, в 3 месяца уже развивается функция анализа. На этом этапе малыш достаточно быстро обзаводится привычками, поведенческими навыками, которые будут сопровождать его до старости.

Оценку нервно-психического развития у детей в первые годы жизни может дать только педиатр или детский невролог. Врач анализирует зрительно-слуховые реакции, эмоциональную составляющую, социально-поведенческие характеристики, общую моторику, понимание того, что говорят взрослые, навыки, способности и активную речь. Нормальное нервно-психическое развитие детей подразумевает, что по окончании первого года жизни малыш уже должен узнавать лица родных на фото, производить выученные игровые движения, ходить без поддержки, выполнять простые поручения, самостоятельно пить из кружки, произносить до 10 простых слов. Самому порой сложно оценить показатели нервно-психических процессов в таком раннем возрасте. Поэтому следует раз в месяц показывать малыша специалисту.

Развитие психики малыша до трех лет

Интенсивное развитие малышей продолжается на втором году их жизни, особенно в области психомоторики. Условные рефлексы начинают формироваться достаточно быстро, дети с большим интересом познают мир, много улыбаются, постоянно говорят что-то, смеются и вообще всем своим видом выказывают позитивные эмоции. Малыш постепенно совершенствует навык ходьбы, лучше координирует движения, понимает разговоры взрослых, активно пополняет свой запас слов. В двухлетнем возрасте малыши уже играют в сложные игры, обучаются поведенческим правилам, стремятся к одногодкам, способны выполнять простые просьбы родителей. На третьем году жизни продолжают активно развиваться и совершенствоваться моторные навыки, речь, игры, способность ориентироваться во внешних условиях. К трем годам нервная система у детей уже развита настолько, что они говорят сложными предложениями, задают родителям массу вопросов, знают цвета и геометрические фигуры. В 3 года ребенок уже может слепить или нарисовать простые предметы, изобразить определенную игровую роль, воспользоваться салфеткой по мере необходимости, самостоятельно одеться и даже застегнуть пуговицы.

Нервно -психическое развитие ребенка раннего возраста

Психологическое и интеллектуальное развитие младших школьников и подростков

Если психическое развитие детей до года оценивается с точки зрения рефлексов, степени развития моторики, аффективной сферы, слуховых и зрительных реакций, то с 5–6 лет ключевое значение в оценке высшей нервной деятельности детей и подростков имеют интеллектуальные способности. Причем, об уровне интеллекта далеко не всегда следует судить по школьным отметкам, ведь здесь немалую роль играют отношения ребенка с учителем, а также психологическая обстановка в семье и учебном заведении.

Для того, чтобы более объективно оценить интеллектуальные способности ребенка, лучше использовать различные психологические тесты, личностные опросники и специализированные анкеты. Если результаты такого тестирования свидетельствуют о некоторой задержке психического развития, то первым делом необходимо оценить обстановку, в которой ребенок живет и учится, после чего направить его к психологу либо невропатологу.

Кроме интеллекта важно также отслеживать гармоничность развития по всем сферам психики, эмоциональное состояние школьников и характерологические особенности (застенчивость, тревожность, негативизм), которые повышают риск развития психоневрологических расстройств.

Особенности нервной системы у детей

Что влияет на процесс психического развития ребенка?

Каждый родитель переживает, чтобы его малыш не отставал в развитии от сверстников, ведь это чревато депрессией и другими проблемами психологического характера. Развивающийся детский мозг, формирующийся интеллект особо подвержен внешним и внутренним влияниям. К эндогенным факторам можно отнести ряд наследственных нарушений нервно-психического развития детей, которые могут проявиться не только с рождения, но и гораздо позже. В самом начале жизни малыша важно учитывать такую анатомо-физиологическую особенность, как повышенную чувствительность к высоким температурам. Маленький ребенок лучше переносит холод, чем жару, поэтому нужно постараться избегать перегрева младенца. С малышом обязательно нужно играть в развивающие игры, учить его простым навыкам, уделять особое внимание мелкой моторике. Проблемы психического характера могут образоваться также вследствие пробелов в воспитании. Например, рано развившийся высокий интеллект на фоне недостатка моральных и этических качеств может привести к асоциальным или жестоким поступкам.

Большое влияние на психику оказывают также психологически травмирующие события, особенно в кризисные периоды (дошкольный, подростковый). Гигиена нервной системы детей – крайне важное условие для гармоничного становления детской психики. Необходимо соблюдать правильный режим занятий, отдыха в течение учебного года и летом, физических нагрузок и прогулок на свежем воздухе.

Родителям нужно осознать, что когда характер ребенка будет уже полностью сформированным, повлиять на его слабые стороны будет непросто. Именно забота и внимание родителей в период созревания личности являются залогом здоровой детской психики.

vseostresse.ru