Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет". Консультация роль семьи в речевом развитии ребенка 4 5 лет


Консультация "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4

      Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

    Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.

     Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологами доказано, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

    Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

  Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Произнесение поговорок и скороговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, улучшает дикцию, обогащает словарный запас.

   На развитие речи также оказывают большое влияние пальчиковые игры, поскольку  мелкая моторика рук активизирует речевые зоны головного мозга.

   Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

   Родителям следует знать: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

        Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривая с ребенком, нужно пользоваться простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.       Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

  Одним из таких средств является художественная литература.  Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) речи. Она не только приобщает ребят к культуре, но и формирует нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, но и развлекает, забавляет, вызывает желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживая это стремление, вы осуществляете первые шаги в овладении ребенком монологической речью.

    Для развития разговорной речи дошкольника, решающее значение  имеет его общение именно с родителями. Во время совместных прогулок старайтесь обращать внимание ребенка на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники. Рассказывайте ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке привлекайте внимание к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называйте их правильно, рассматривайте их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учите сравнивать с другими предметами (этим вы пополняете словарь ребенка, развиваете мышление).

   В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - ролевые, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.

 

   Дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все

свойства предметов, замечать  детали. Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.

     Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. 

 

Список литературы.

  1. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда, 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985.
  2. Глава IV 4. Развитие речи// Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964
  3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей
  4. С.В.Чиркова. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа.. М.: ВАКО, 2011.

 

 

 Пример занятий с ребенком.

«Составление рассказа по сюжетным картинкам».

  1. Рассматривание картинок и раскладывание их по порядку.
  2. Придумывание предложений к каждой картинке.
  3. Работа с первой картинкой. Взрослый просит ребенка еще раз посмотреть внимательно на картинки и подумать, какую рассаду сажает Рита.

—  Рита сажает капустную рассаду.

—  Когда сажают капустную рассаду?   (Капустную рассаду сажают весной)

  1. Работа со второй картинкой. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть вторую картинку и ответить на вопрос.

- Как Рита ухаживала за рассадой? (Рита поливает рассаду).

—  Что выросло на грядке? (На грядке выросла капуста).

—  Когда Рита собрала урожай? (Рита собрала урожай осенью).

  1. Работа с третьей картинкой. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть третью картинку.

—  Как Рита убирала капусту? (Рита срезала капусту и складывала в корзину).

  1. Составление рассказа.

-  А теперь расскажем все про Риту по порядку. Примерный рассказ. «Наступила весна. Рита посадила капустную рассаду. Летом она поливала рассаду. Осенью выросла капуста. Рита срезала капусту и сложила ее в корзину».

 

«Составление рассказа «Весна»

  1. Взрослый рисует или выставляет картинку, изображающую солнце, и спрашивает у ребенка:

—  Какое время года изображено на этой картинке? (Весна).

—  Как догадался?( Солнце ярко светит).

—  А если солнце ярко светит, что происходит со снегом? Рисует картинку, изображающую тающий снег. ( Снег стал таять).

—  Если снег стал таять, что появилось на дорогах? Рисует лужи.

—  На дорогах появились лужи. Рисует проталины.

—  А еще что появилось на пригорках? (На пригорках появились проталины).

—  Что случилось с деревьями и с кустами? Рисует деревья и кусты.

—  На деревьях и кустах набухают почки.

—  А теперь отправимся в лес. Рисует лес. Что изменилось в лесу? Рисует подснежник.

—  В лесу расцвел подснежник.

  1. Воспроизведение рассказа по тем же картинкам, без вопросов.

Примерный рассказ. «Солнце ярко светит. Снег стал таять. Появились лужи и проталинки. На деревьях и кустах набухают почки. В лесу расцвели подснежники». Нарисовать картинку «Весна». Рассказать о весне маме по своей картинке.

 

 

a-s-chernomorchenko.edumsko.ru

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет".

      Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. 

    Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.

     Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологами доказано, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

    Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

  Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Произнесение поговорок и скороговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, улучшает дикцию, обогащает словарный запас.

   На развитие речи также оказывают большое влияние пальчиковые игры, поскольку  мелкая моторика рук активизирует речевые зоны головного мозга.

   Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

   Родителям следует знать: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

        Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривая с ребенком, нужно пользоваться простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.     Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

  Одним из таких средств является художественная литература.  Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) речи. Она не только приобщает ребят к культуре, но и формирует нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, но и развлекает, забавляет, вызывает желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживая это стремление, вы осуществляете первые шаги в овладении ребенком монологической речью.

    Для развития разговорной речи дошкольника, решающее значение  имеет его общение именно с родителями. Во время совместных прогулок старайтесь обращать внимание ребенка на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники. Рассказывайте ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке привлекайте внимание к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называйте их правильно, рассматривайте их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учите сравнивать с другими предметами (этим вы пополняете словарь ребенка, развиваете мышление).

   В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - ролевые, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.

     Дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все

свойства предметов, замечать  детали. Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.

     Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. 

3liski.detkin-club.ru

"Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет.

 

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум.

3.Реккомендации родителям по развитию артикуляции и речевого дыхания у детей.

4.Заключительная часть.

Ход мероприятия:

  1. Подготовительный этап.
  1. Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, подборки упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря и т.д.).
  2. Анкетирование родителей по теме “Речевое развитие детей в семье”.
  3. Подготовка карточек по интонационной окраске высказываний.
  4. Попросить родителей принести литературу, которую читают детям дома.
  1. Вступительная часть.

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Сегодня мы хотели бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей.

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.

  1. Практикум.
  2. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  • От общения ребёнка со сверстниками
  • От строения артикуляционного аппарата
  • От речи взрослых (как образец для детей)
  • От развития мелкой моторики
  • От чтения детям художественной литературы
  • От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.

  1. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3.Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)

4.Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с 1 мл. гр.

5.Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. (Обратить внимание на выставку книг.)

  1. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

7.Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

  1. Дыхательные упражнения.

-

-А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать,  как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Еженедельно мы помещаем в родительском уголке темы и задачи проводимых занятий, а детям всегда говорим: "Обязательно расскажите дома эту сказку (рассказ) папе, маме, бабушке". Нам важно, чтобы вы были в курсе того, что ваш ребенок узнал, усвоил ли он новый материал. Но дети будут делиться с вами своими мыслями и знаниями только тогда, когда поймут, что это для вас действительно важно и интересно. Тест "Тема недели".

Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

  • Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, в них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций.

Все родители сидят вокруг четырех столов. За каждым столом выбирается "взрослый", который объясняет цель и правила игры. Остальные родители выступают в роли детей. Взрослые по очереди проводят игру. В конце воспитатель делает обобщение.

  • Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
  • Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга". Взрослый и первый ребенок поочередно называют "сладкие" слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют "соленые" слова и т.д.
  • Игра "Доскажи словечко". Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."
  • Игра "Давай искать слова на кухне". Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"

 

lukina_s_m.a2b2.ru

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

Основная общеобразовательная школа № 21

Города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

Структурное подразделение “ Детский сад “Гвоздичка”

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание в средней группе:

 

«Роль семьи

в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

 

 

Воспитатель: Жигарева Е.И.

 

 

 

 

 

2016г.

 

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

Форма проведения: встреча с элементами практикума (мастер класс).

Участники: воспитатель, логопед, заведующий ДОУ, родители.

План проведения:

Вступительная часть – объявление темы собрания, целей.

Выступление зав. ДОУ №41 «Гвоздичка» Голиной Е.Г. «Речевое развитие в семье».

Выступление логопеда Болониной В.В. «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И., мастер – класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Домашнее задание для родителей: Провести с детьми «Нетрадиционное рисование для развития воздушной струи».

 

 

Ход мероприятия

-Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

 

«Успешное речевое развитие ребёнка»

-Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее).

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

 

Выступление заведующего Голиной Е.Г.

«Речевое развитие в семье»

 

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

 

-Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

 

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

 

-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация).

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

-советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

-Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

- Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

Выступление логопеда Болониной В.В.

«Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

 

Характеристика речи детей пятого года жизни

-Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

 

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр).

Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

-Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

К концу года дети средней группы могут:

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печаль­ный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свой­ства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и слож­ноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

 

 

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И.

Мастер – класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

«Нетрадиционное рисование «Кляксография», как средство развития воздушной струи».

Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.

На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Технология изображения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец, не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

В такой технике можно рисовать задуманный сюжет, либо посмотреть, что получится по ходу рисования.

Предлагаю, Вам самим, попробовать, что-нибудь нарисовать и посмотреть, что же получится.

Работы родителей.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет

Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

 

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.

 

Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологами доказано, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

 

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

 

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

 

Произнесение поговорок и скороговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, улучшает дикцию, обогащает словарный запас.

 

На развитие речи также оказывают большое влияние пальчиковые игры, поскольку мелкая моторика рук активизирует речевые зоны головного мозга. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

 

Родителям следует знать: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

 

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривая с ребенком, нужно пользоваться простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе. Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

 

Одним из таких средств является художественная литература. Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) речи. Она не только приобщает ребят к культуре, но и формирует нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, но и развлекает, забавляет, вызывает желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживая это стремление, вы осуществляете первые шаги в овладении ребенком монологической речью.

 

Для развития разговорной речи дошкольника, решающее значение имеет его общение именно с родителями. Во время совместных прогулок старайтесь обращать внимание ребенка на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники. Рассказывайте ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке привлекайте внимание к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называйте их правильно, рассматривайте их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учите сравнивать с другими предметами (этим вы пополняете словарь ребенка, развиваете мышление).

 

В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - ролевые, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.

 

Дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все свойства предметов, замечать детали. Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.Таким образом, можно сказать,

что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

 

Список литературы.

1. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.

2.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда, 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985.

4. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

5.С.В.Чиркова. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа. М.: ВАКО, 2011.

logopedkorneva.jimdo.com

"Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Конспект

родительского собрания в средней группе

на тему

 «Роль семьи в речевом развитии

 ребенка 4-5 лет»

Выполнила:

Воспитатель 1 категории

Шепилёва В.В.

 

2017г.

 

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:

- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего  дошкольного возраста;

- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с родителями.

Участники: воспитатель, родители.

План проведения

1.Вступительная часть.

2.Практикум.

3.Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 4-5 года жизни»

4.Прослушивание аудиозаписи высказываний детей. Обсуждение.

5.Развлекательно - игровая часть.

6.Заключительная часть.

Подготовительный этап.

1.Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, иллюстративный материал для обогащения словаря, карточки для составления рассказов по серии картин и т.п.)

2.Диагностика речевого развития детей.

Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Практикум.

  1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

2.Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок, могут быть разными  в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

          Вопрос

- Предложите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

  • Что нарисовано на картине? (Перечислят изображенные предметы).

  • Что делают дети на картине? (опишут картину).

  • Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? ( Попытаются истолковать картину).

Ситуация 2.

Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.

Вопрос

- В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопрос?

Примерный ответ. Вопросы, «кто? что? какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослыми, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем – то неизвестным, попытке понять что – то новое.

Ситуация 3.

Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос

- Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.

infourok.ru

Конспект родительского собрания Тема:"Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

"Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

План проведения:

1.Вступительная часть - объявление темы собрания, целей

2.«Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

3.Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речидетей «Речевичок»

Ход мероприятия

-Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

« Успешное речевое развитие ребёнка»

-Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный  пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  1. От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  2. От общения ребёнка со сверстниками
  3. От строения артикуляционного аппарата
  4. От речи взрослых (как образец для детей)
  5. От развития мелкой моторики
  6. От чтения детям художественной литературы
  7. От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью  находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

-Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация )

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно , расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учить наблюдать, сравнивать предметы и явления.

-советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

- Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи , звуковые игры и упражнения.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления:

- об окружающих предметах и их назначении;

- о качествах (цвет, величина, форма) предметов;

- о свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

- о материале, из которого сделаны предметы

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

  • Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
  • Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга".Взрослый и первый ребенок поочередно называют "сладкие" слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют "соленые" слова и т.д.
  • Игра "Доскажи словечко".Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."
  • Игра "Давай искать слова на кухне".Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"

 Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи

Вез корабль карамель,Наскочил корабль на мель,И матросы две неделиКарамель на мели ели.

Говорит попугай попугаю:- Я тебя, попугай, попугаю!- Попугай ты меня, попугай, - Говорит попугай попугаю.

Леня лез по лесенке,Срывал Леня персики.С песенками, с персикамиСкатился Леня с лесенки!

У маленькой машины цвет мышиный.И шины шуршат, как мыши.

Встретил в чаще еж ежа:- Как погода, еж?- Свежа.И пошли домой, дрожа,Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

У Потапки на лапках по тапку.Купил в лавке по тапку Потапка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!

А сейчас дорогие родители я предлагаю  вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

- слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой».

Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол – стул

Кресло – диван

Рубашка – футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное -  успешным.

 

 Памятка для родителей по развитию речи детей

  1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детейна звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический(речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  13. Играйте с ребёнком в разные игры.

 

 

 

Документы для скачивания:

43147_2000-02-04 09.50.20.jpg Формат: .jpg

a2b2.ru