КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Учитель: Чадюк Татьяна Адамовна
ЦЕЛИ:
1. Формирование правовой культуры учащихся.
2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;
5. Формировать положительное отношение к правам других.
ЗАДАЧИ:
• познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
• на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация ,проект кодекса класса.
Ход классного часа
Учитель: Ребята сегодня мы будем говорить на очень серьезную и важную тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить предмет нашего разговора.
Сценка (разыгрывают учащиеся класса)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Денис: Давайте поиграем в войну!
Андрей: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Денис, будешь, полицейским. А ты, Димка, будешь бандитом.
Дима: А я не хочу.
Андрей: Чего не хочешь?
Дима: Играть в войну.
Денис: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Дима: Я не хочу.
Андрей: Захочешь.
Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступили Андрей и Денис? Почему они не правы? Прав ли Дима?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности»
(1 слайд).
Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности. А что такое «право», «права»? Как вы думаете? В словаре это определение дано так:
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
(слайд 2)
Значит права – это правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
(слайд 3):
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека
(слайд 4 )
А что такое Декларация? Декларация – это официальное заявление о чем-либо
(слайд 5).
Со временем люди поняли, что дети нуждаются в специальной охране и заботе.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал .
(слайд 6)
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. В этом году будет уже 26 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран (слайды 7-9).
Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую листовку, которая называется
«Мои права». Рассмотрите ее.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
-Есть у вас обязанности в семье? Какие? ( Слайд 10-11)
-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
-Где могут быть записаны обязанности учеников?
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Я предлагаю составить свой кодекс правил для нашего класса!
Работаем над созданием кодекса класса
Кодекс класса
(ПРОЕКТ)
Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса.
-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.
- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.( Слайд 12)
Игра «Разрешается – запрещается»
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо поработали, многое узнали. Я думаю, что каждый из вас сделает для себя правильные выводы. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
-В мире есть закон, что знает каждый
Все его Конвенцией зовут.
Охраняет жизнь, здоровье граждан,
Их права на отдых и на труд.
Нам с тобою тот закон знаком
В жизни нам поможет очень он.
-Без “Устава” школе быть едва ли,
Это знают даже малыши.
“Надо” и “Могу” в нем прописали,
Только изучить ты поспеши.
По “Уставу” будешь жить всегда
И проблем не будет никогда.
-Будет очень дружным класс
Все получится у нас.
Если будем точно знать
И, конечно, выполнять
Правила, что класс создал
И законом их назвал. (Слайд 13)
-Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
-Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
-Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
-Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
-Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
(Слайд 14)
multiurok.ru
Классный час в 4 классе на тему «Конвенция о правах ребенка»
Задачи:
1. Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
2. Дать представление о правах ребенка.
Оборудование: перечень правил игры для каждого; бумага и карандаши для рисования.
Вступительное слово учителя
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.
А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Презентация « Я и мои права»
Творческое задание
Учитель. Среди них есть знаки запрещающие и разрешающие:
1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя. Нарисовать знаки к этим правилам
Игра «Угадай, какой знак»
Знак № 1
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Знак №2
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Выражает свое мнение –
Это разрешается.
Знак №3
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это запрещается.
Знак №4
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
Запрещается!
Знак №5
Другого за руку держать.
Не за цвет кожи уважать.
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
Просмотр видеоролика « Знаем ли мы свои права?».
Обсуждение ситуации
Учитель. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)
- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем непохож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который непохож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)
Психотренинг
Все встают в круг. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.
Подведение итогов
Учитель. Что нового вы узнали сегодня? (Дети вспоминают пройденный материал.)
Домашнее задание
Можно предложить учащимся начать писать свою книгу по правам человека, совместно с детьми придумать название книги, например «Мои права», или предложить им придумать свое название. Пусть первая страничка книги будет называться «Кто я?
Конвенция о правах ребенка
Миллионы людей ежегодно отмечают Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство - неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации.
Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года решением сессии совета Международной демократической федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня. Впервые он был проведен в 51 стране мира в 1950 году. В этот день в 1924 году была принята женевская Декларация о правах детей, провозглашающая необходимость специальной защиты прав ребенка. Ежегодно 1 июня проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.
«Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, занятие игрой, творчеством и развлечения в соответствии с возрастом ребенка и свободное участие в культурной жизни и искусстве». (Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 год, статья 31, пункт 1.)
Конвенция - это правовой документ международного стандарта. Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на выживание, здоровье, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Определяя права детей по различным направлениям, конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его большими полномочиями.
Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на нравственно-правовой и педагогической основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права.
Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.
Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.
Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.
Дети имеют право на любовь, понимание, прежде всего со стороны родителей и семьи, а при их отсутствии - также со стороны правительства.
Дети имеют право ходить в школу бесплатно, играть и иметь равные возможности развиваться, а также учиться быть ответственными и полезными.
Дети имеют право всегда быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Детей должны научить жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на благо людей.
10 декабря 2008 года исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.
Необходимо сказать, что декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Рассматривая основные положения декларации, следует обратить внимание на то, что все права и свободы, провозглашение в ней, подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Продолжая разговор о декларации, необходимо остановиться на продвижении и развитии идеи прав человека. В 1966 году декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан.
infourok.ru
Разделы: Классное руководство
Цель урока: Познакомить детей с Конституцией России, Конвенцией о правах ребенка, Всеобщей Декларацией о правах человека.
Задачи урока:
Оборудование: мультимедийная установка.
На уроке используются: заготовленные рисунки учащихся, Конституция России.
Вступительное слово учителя: давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? (Слайд 2).
И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (“Всеобщая декларация прав человека”: Феникс, 2004.). (Слайд 3).
Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” (Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). (Слайд 4).
В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (“Конституция РФ” Ростов-на-Дону: Феникс, 2012). (Слайд 5).
Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.
Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.
Некоторое время назад я просила вас подумать и порисовать на тему
“я имею право”. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Вы подготовили рисунки, а я выписала и напечатала на листочках некоторые права из Конвенции о правах ребенка (Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). Давайте попробуем соединить их вместе. А то, что получиться я прошу вас вывешивать на доску в два столбика:
Игра: “Разрешается” “Запрещается” (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010). (Слайд 6).
Выбор надписей:
Дети выходят к доске со своими рисунками, выбирают одну из надписей, прикрепляют к рисунку, вывешивают на доску.
Молодцы, вы отлично справились. Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети читают оба столбика.
На последнее право я хочу обратить особое внимание: “Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному обращению”– так записано в Декларации о правах человека.
Мы все люди разные. Можем совершать как хорошие поступки, так и плохие. Совершали ли вы плохие поступки? А хорошие?
Дети рассказывают.
Мы с вами живем не одни, не в лесу, а среди людей. Поэтому очень важно научиться различать хорошее и плохое, принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение при общении с другими людьми.(Слайд 7).
Задание: Я предлагаю вам посовещаться со своим соседом по парте и придумать 1-2 правила для того, чтобы вам было комфортно общаться друг с другом.
Ребята совещаются, через 1-2 минуты говорят, что у них получилось. В результате получаются правила:
Всегда ли вы выполняете эти правила? Теперь надо постараться выполнять, ведь вы сами их придумали, а слово надо держать.
Обсуждение ситуации:
Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”
– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
– Почему обижали маленького утенка?
– Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?
Ответы детей.
Давайте еще раз повторим права детей в соответствии с “Конвенцией о правах ребенка” (“Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). Дети читают выдержки из “Конвенции…”, напечатанные на листочках.
Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.
Психотренинг (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010):
Все встают в круг. Учитель объясняет задание: глядя друг другу в глаза, надо сказать “я уважаю твое право на… и не стану тебе мешать…”. Собеседник благодарит и продолжает. Например, “я уважаю твое право на собственное мнение и не буду тебя перебивать.” Игра идет по кругу.
Мы говорили, что в Конституции прописаны не только права, но обязанности. Подумайте, какие обязанности есть у школьников. Дети перечисляют, добавляют друг друга.
А зачем придумали обязанности?
Дети отвечают.
Подведение итогов:
Дети читают стихи (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010): (Слайд 9).
1.Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить. Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.
2.Нужен ветер, нужно поле, нужно море и леса, Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.
3.Невозможно без природы, без синеющих небес. Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.
4.Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.
5.Главное для всех на свете это – мама, дом, семья. Не обижайте близких, дети – это лучшие друзья.
6.Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Но знаем, важно делать то, что благо для других.
(Слайд 10).
Список литературы:
Презентация
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai