Многие родители хотят, чтобы их малыш как можно раньше стал самостоятельным, прививают ему навыки самообслуживания. В программе детского сада обучению самообслуживанию отведен специальный раздел, и одеванию там уделяется немало внимания. Зная, как правильно учить детей одеваться, можно значительно упростить эту процедуру.
Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?
Возраст | Что он может сделать сам? |
1,5-2 года |
|
2 -2,5 года |
|
2,5 – 3 года |
|
3,5 – 4 года |
|
5-6 лет |
|
6-7 лет |
|
Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.
Почему обычно спокойный и послушный малыш не только не хочет одеваться сам, но и криком с плачем противится попыткам взрослых надеть на него хоть какую-нибудь одежду? Опоздания на работу и в детский сад, испорченное настроение у всех членов семьи – вот последствия такого одевания.
Как видно из вышеперечисленного списка, причин для нежелания малыша одевать или снимать одежду самостоятельно более, чем достаточно. Желательно проанализировать причины капризов, если они повторяются с завидной регулярностью.
Чтобы у детей появилось желание самостоятельно одеваться, детские психологи рекомендуют использовать методику «Изменение цели». Она помогает снять напряжение вокруг самого процесса одевания. Важно придумать верную мотивацию, то есть не предлагать «Давай одеваться».
Лучше придумать цель предстоящего выхода из дома и предложить ребенку возможность выбора:Важно: Перед ребенком не ставится цель «одеваться», ему предлагается альтернатива – «что одеть» или «зачем нужно одеться». Когда перед детьми ставится такая интересная цель, и можно выразить свое желание, сделать выбор, становится интересен сам процесс ее достижения, то есть одевание, хочется закончить его поскорее.
Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты. Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи.
Последовательность этого процесса должна быть каждый раз одна и та же, причем ее повторяют в четкой последовательности.
Нужно, начиная с 2-3 летнего возраста, знакомить детей с деталями одежды: швы у колготок, пятка, носок, резинка, рукава, воротник, подол, карманы. Одежду рассматривают заранее, еще до прогулки, обращая внимание детей на значимые детали. Во время того, как взрослый раздевает или одевает малыша, он употребляет эти термины.
Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша. Невозможно сразу же научиться всем способам одевания. Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности. Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба.
Важно: ребенка нужно как можно чаще хвалить даже за минимальные достижения. Чтобы сделать процесс обучения легким, его разбивают на простые и понятные малышу шаги.
Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию.
Поделитесь с друзьями:baragozik.ru
Ребенок не хочет одеваться.
Почему? Что делать?
Такие вопросы детскому психологу задают часто. Сначала мне хотелось бы дифференцировать вопрос и разбить его на разные, более мелкие, в зависимости от конкретного поведения и условий. Уже на этом этапе можно будет увидеть разницу и подумать над своим вариантом.
Запросы первой группы. Капризы, затягивание процесса одевания, крики, слезы, упрямство.
Запросы второй группы. То же самое, но не всегда. Нежелательное поведение повторяется - с определенными людьми ( например, только с мамой или с бабушкой) Или ребенок не хочет одеваться - периодически, в разное время дня, в разных условиях ( например, перед прогулкой капризы, а в садик идет с удовольствием и наоборот)
Запросы третьей группы. Ребенок не хочет одеваться - и это относится к выбору одежды. Споры по поводу выбора одежды взрослым. Нежелание переходить на одежду другого сезона. Привычка и "прилипание" к одним и тем же штанишкам, кофте, куртке.
Как видно - нежелание одеваться может быть разным. Прежде всего родителям нужно понять, что стоит за этим поведением. Ребенок не хочет одеваться - это не просто каприз, непослушание, упрямство или испорченность. Таким образом, ребенок своим поведением может сообщать о наличии скрытой проблемы или неудовлетворенной потребности - тревога, злость, соперничество, проба границ взрослого человека, обида, желание привлечь к себе внимание, получить порцию заботы и т.д.
Нужно учитывать и другие нюансы - возраст ребенка, настроение взрослого, время дня. Если ребенок устал, близится время сна или он эмоционально перевозбужден - то причина капризов во время переодевания ясна.
В каждом случае решение вопроса будет свое. Родитель должен анализировать ситуации, которые повторяются, эмоционально заряжены, нарушают порядок дел. Поэтому, обратите внимание на другие аспекты поведения ребенка и жизнь семьи в целом.
Спросите себя, удается ли вам быть эффектитвным и уверенным родителем?
Сколько раз вы обычно повторяете свою просьбу/указание?
Присутствуют ли элементы манипулятивного или демонстративного поведения у вашего ребенка?
Нарушение сна, капризы за столом, конфликты с членами семьи - присутствует ли что-то из перечисленного в поведении ребенка?
Коррекция и рекомендации в каждом случае будет индивидуальные. Но есть и общие советы, которые могут помочь изменить поведение ребенка, убрать карпизы, агрессию. Не всегда есть время и возможность для глубокого анализа ситуации, а делать что-то нужно, так как жить дальше по словам родителей просто невыносимо. Такие рекомендации общего плана я даю и в начале терапии - опять же с целью изменить ситуацию здесь и сейчас, облегчить ее для всех участников, и продолжить работу по коррекции и анализу.
Советы детского психолога. Метод "Изменение цели"
Снимите напряжение вокруг процесса одевания перед прогулкой. Сместите внимание ребенка на более дальнюю цель. Придумайте мотивацию.
Сравните - вместо "Давай одеваться, пора гулять!" - "Хочешь пойти в парк и покормить уток?"
Примеры подобных высказываний:
"Ты хочешь пойти сегодня на площадку или в сквер?"
"Что ты хочешь взять с собой велосипед или мяч?"
"Во что ты хочешь поиграть сегодня на улице?"
"Мы зайдем купить сок перед прогулкой или когда пойдем домой?"
"Ты хочешь одеть красную куртку или синюю?"
Первое предложение - "Одевайся!" означает, что нужно начинать сопротивление, отказы и т.д.
Второй вариант - перемещает внимание ребенка с цели "одеться" на другую - "для чего одеться" или "как одеться"
И сам процесс одевания по умлочанию превращается в инструмент для достижения приятной и интересной цели. К тому же ребенок принимает сам участие в формировании этой цели, высказывает свое желание. Таким образом, вместо отказа вы получате согласие.
Читать еще по теме:
Арт-терапия с детьми
Развитие ребенка. Раннее детство.
Развитие ребенка. Дошкольный возраст.
Книги о развити и воспитании детей
Арт-терапия с детьми
filyaeva.com
С проблемой одевания часто сталкиваются родители деток возрастом от 2 до 5 лет. И порой это действительно бывает проблемно, особенно когда нужно идти к определенному времени, например, на занятия, в садик и т. д.
Конечно, тактику воспитания ребенка каждый родитель выбирает сам, но дополнительные полезные рекомендации не будут лишними. Мы делимся простыми советами, которые помогут вам улучшить ситуацию с одеванием.
Итак, прежде чем устранить проблему одевания, следует изучить причины ее возникновения. Ведь возраст малышей от 2 до 5 лет — это особенный возраст! Детские психологи убеждены в том, что так проявляется «кризис самостоятельности» у ребенка. И это первая причина. Проявления капризов, упрямства, игнорирование просьб родителей и даже агрессия — все это элементы познания внешнего мира и выстраивания отношений с ним. Трехлетки чаще говорят, что они уже большие и выросли, стремятся больше делать что-либо самостоятельно и без помощи. И в вопросе с одеванием, ребенок также хочет быть «главным».
Вторая причина заключается в том, что действительно ребенок НЕ ХОЧЕТ одеваться. Тем более, когда речь идет о холодном периоде и одежды нужно надевать много. Дети себя комфортно чувствуют, когда ничего не сковывает их движений, не мешает им и не отвлекает от игры.
1. Наберитесь максимум терпения, и сохраняйте спокойствие. Сделайте вдох-выдох и отстранитесь на минуту от ситуации. Вспомните, что обычно предшествует поведению, когда ребенок не хочет одеваться. Помните, дети просто так ничего не делают. Дети — это интерпретированное ими отражение вашего поведения.
2. Не стоит угрожать ребенку запретами просмотра мультиков или покупкой конфет и игрушек. Такая жесткая позиция может сработать лишь пару раз, а впоследствии вы только настроите ребенка против себя и вдобавок получите его разочарование в вас.
3. Предоставьте ребенку право выбора одежды, которая ему нравится. Конечно, малышу может нравиться летний вариант, а на улице декабрь. Тут можно применить хитрость. Заранее заготовьте 2-3 варианта одежды на ваше усмотрение (но не более) и пусть выберет наиболее понравившуюся. Это позволит ему чувствовать себя значимым, самостоятельным и «взрослым».
4. Вспомните о приеме «переключения» внимания ребенка. Представьте, что одевание — это игра. В ситуации, когда ребенок не хочет одеваться попробуйте его заинтересовать игрой. Вы можете даже сказать, что потребность одеваться и идти отпала и вы будете играть. Придумав сценарий по мотивам его любимых мультиков, он легко вовлечется и, даже может сам предложит вам одеться и выйти на улицу, чтобы спасти главного героя от неминуемой гибели. Отлично подойдут для этого персонажи из мультсериала про Дашу путешественницу и ее брата Диего.
5. Создайте определенный ритуал одевания. Чтобы ребенок воспринимал каждый раз это как новое приключение. И не стоит произносить фразы: «Давай будем одеваться!», «Нам нужно срочно выходить» и т.д. Эти фразы всегда звучат угрожающе для малышей. Лучше их избегать и не акцентировать на этом внимание.
6. Всегда вознаграждайте ребенка похвалой. Хвалите за то, что он сам надел шапку или сапоги. Что в этот раз у него лучше получилось и какой он молодец. Сравнивайте его собственное поведения проводя линию сравнения с ним самим, не сравнивая с другими детками или братом/сестрой.
7. Обязательно поощряйте инициативу ребенка и не торопите, когда он делает что-то медленно. Как бы родителям не хотелось помочь своему малышу, но он должен научиться одеваться самостоятельно и закрепить этот навык самообслуживания к 5–6 годам.
Помните, любую проблему можно разложить как пазл на мелкие кусочки и сложить из них правильную картинку. Мы глубоко убеждены в том, что дети редко делают что-то специально или назло (как иногда может показаться взрослым), они всего лишь копируют поведение своих близких и отстаивают свою независимость и самостоятельность. А самым главным авторитетом для ребенка являются его родители, с них он берет пример, ждет поддержки и ищет оценку.
Поэтому прежде чем сетовать на поведение своего чада, чаще анализируйте то, что вы могли упустить в той или иной ситуации. Ведь нам, родителям, часто бывает некогда из-за работы и забот замечать многие мелочи, которые очень четко отслеживают наши дети, как самые строгие инспекторы.
Быть родителем это большой труд и оплачивается он самым ценным на свете — любовью наших детей. А идеальный родитель — это «плюшевый мишка со стальным скелетом».
Исправить ситуацию, когда ребенок не хочет одеваться, поможет правильный подход к ребенку и осознанное родительство!
Нажмите «Нравится» и читайте наши лучшие статьи в Facebook
jamadvice.com.ua
Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал - и воспитатели, и няни – то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.
4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.
Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!». Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.
Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап – самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».
Намного тяжелее для малыша следующий этап - снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.
На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.
Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка – это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.
Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.
Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.
Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.
Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.
1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.
2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.
3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.
4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки – с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.
5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».
Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.
Мне нравится 2
Похожие посты
Оставить комментарий
mamsy.ru
Научить трехлетнего ребенка с готовностью или даже самостоятельно одеваться и раздеваться — вполне посильная и решаемая задача, требующая, однако, сил, фантазии и терпения. Здесь можно двигаться несколькими путями.
Во-первых, можно полностью отпустить ситуацию, когда-нибудь ребенок обязательно научится одеваться самостоятельно, уж к началу школьного обучения совершенно точно.
Во-вторых, можно прикрикивать на ребенка (или даже шлепать) при каждой оплошности. Этот метод довольно быстро даст свои плоды, потому что чувство страха способно легко мотивировать ребенка. Ребенок быстро станет дрессированным. Здесь возможны возражения: ребенок научается одеваться — это самое главное, при этом неважно, каким способом это достигается.
В-третьих, можно проявить немного фантазии и творчески подойти к процессу обучения.
Малыш уже совершенно точно умеет раздеваться быстро. Об этом говорит то, что он оперативно разделся, когда хотел в туалет. Таким образом, ребенок может выполнять требуемое действие, но только тогда, когда ему самому очень хочется или в случае крайней необходимости.
Вполне возможно, что ребенка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько неприятным, что малыш готов пожертвовать привлекательными мероприятиями, лишь бы только избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно процесс одевания. Сделать это можно так:
1. Поиграйте в прятки. Радуйтесь, когда из горловины выглядывают озорные глазенки: «Где же наш малыш? Да вот же он!».
2. Представьте ручку в виде поезда, который заходит в туннель: «Ту-ту-ту!». Кулачок становится паровозиком.
3. Также кулачок может стать мышонком, юркнувшим в свою норку.
4. Поиграйте в «рассеянного с улицы Бассейной»: Куда же надеть носочки? Наверное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет. Как же разобраться? Кто же поможет? Что надеть сначала: трусики и колготки?
5. На начальном этапе обучения одеванию можно разделить работу пополам. Мама надевает трусики на ножки, ребенок натягивает их на попку. Мама продевает головку в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животике.
6. Не упускайте возможности потренироваться на куколках и зайчиках. Здесь можно проговаривать последовательность и логику одевания.
7. Для обучения самостоятельному одеванию необходимо взять одежду, которая нравится самому ребенку. Вы при этом должны располагать некоторым количеством свободного времени: уроки одевания ни в коем случае нельзя проводить в спешке.
Такие игры не избалуют малыша, они помогут создать позитивный настрой на одевание. Вообще, для ребенка-дошкольника игра является основным видом деятельности. Благодаря игре ребенок развивается, узнает мир, получает новые впечатления. Возможно, ваши слова: «Иди, сейчас буду одевать тебя» запускают для ребенка новую интересную игру. Сейчас мама будет так забавно говорить тоненьким срывающимся голоском, потом станет еще веселее — мама начнет за мной гоняться! Следовательно, сейчас вам приходится играть, в представлении ребенка, по его правилам. Игры, которые помогают разнообразить процесс одевания, позволяют предлагать ребенку свои собственные правила в интересной для малыша упаковке.
После того как ребенок начнет с готовностью играть по вашим правилам: одеваться быстро в тот момент, когда вы ему это предлагаете, можно будет поговорить с ним о садике. Это будет необходимо тогда, если ситуация не выправится самостоятельно. Обычно в течение полутора-двух недель ребенок привыкает к тому, что одеваться — это интересно, и не возвращается к прошлому поведению. Убегание от мамы вместо того, чтобы одеваться, уже не кажется таким привлекательным.
Итак, если ситуация в садике будет оставаться столь же критичной (критична она потому, что не должен ребенок оставаться без прогулки, равно как и не должны париться другие дети, пока кто-то один капризничает), ее придется исправлять отдельно. Для этого необходимо прийти пораньше, желательно перед тем, как дети собираются на послеобеденную прогулку. Собирая ребенка, предложите ему понаблюдать, как одеваются другие дети, кто быстрее, кто медленнее. Здесь очень важно не сорваться на сравнения: «Посмотри, какая Катя молодец, колготочки уже сама надевает! Не то, что ты у меня!». Подведите ребенка к мысли, что, кто одевается быстрее, тот помогает воспитателю, кто больше вещей сам надел, тот лучше помог. Если все детки будут помощниками воспитателю, то гулять можно будет гораздо дольше. Пусть ваш тон при этом будет ласковым и доброжелательным: вы ведь не нравоучения читаете — вы помогаете ребенку стать помощником, стать более взрослым и самостоятельным. Информация, полученная в спокойной беседе, усваивается ребенком гораздо лучше, чем в скандале, устроенном родителем от бессилия.
Ребенок оценит такие спокойные разговоры на равных и, став старше, будет вспоминать о них с благодарностью.
shkolazhizni.ru
Опубликовано: 08 апреля 2016
Нам и нашим детям приходится несколько раз в день одеваться и раздеваться. Как минимум мы делаем это дважды в день, утром и вечером, но бывает, что и чаще. Но если взрослые делают это самостоятельно, то детям нужно наше вмешательство.
Мамы переживают за детскую одежду, даже когда дети уже давно не являются детьми. Помните, как мама кричала вам вслед, когда вы убегали на дискотеку: "шапку надень!» Или «куда ты с голыми ногами побежала?». Мама все равно волнуется :), неважно, ребенку 10 лет или 25...
Но мы не будем заглядывать только в такое далекое будущее, а поговорим о возрасте от 0-12 лет.
Поэтому, если мы уже говорим о детях, то, наверное, неправильно будет смешивать в одну кучу младенцев и школьников. Поэтому мы разберем 3 разные возрастные группы, разделенные по уровню развития и автономии, как предлагают исследователи интеллекта. Вообще мамам стоит хорошо запомнить это распределение, так как он очень многое объясняет в поведении наших детей. Вот посмотрите:
По уровню развития и автономии можно выделить 3 возрастные группы детей:
От 0-4 лет -ребенок не имеет собственной автономии, и очень зависит от мамы, настолько, что воспринимает себя и маму, как одно целое.От 4-7 лет -это период "я сам", когда ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, и пытается самостоятельно взаимодействовать с окружением и также то самоутвердиться.От 7-12 лет- -ребенок начинает искать свое место в группе людей, ему важно чувствовать, что он является частью группы, и его там принимают за своего.
В соответствии со своим возрастом ребенок может так или иначе реагировать на то, что предлагает мама, в том числе, и на одежду.
ДЕТИ ОТ 0-4 лет.
Когда ребенок еще совсем дитя она редко протестует против одежды. До года мама имеет полную свободу и может вообще надевать малышку во что угодно, как куклу. Пока ребенок не чувствует какого-либо физического неудобства, он будет всем доволена, хоть трусы на голову надевай, хоть делай с ним картинку для Vogue.
А вот где-то примерно около года, детям начинают очень не нравиться шапочки, носки и обувь. Они настойчиво сдирают их с себя и бросают куда подальше. Иногда это превращается в игру кто упрямее: ребенок или мама. Мама побеждает не всегда.
Но в целом протесты больше касаются физического дискомфорта, а не конкретно футболки с Микки Маусом или штанишек в полоску.
А вот уже где-то с 2,5-3 лет , когда начинается так называемая кризис трехлетки, готовьтесь к тому, что ваша кровинка начнет проявлять характер, и будет очень четко заявлять вам, что ей нравится, а что нет.
Здесь уже не важно, что именно вы захотите надеть на ребенка. Она будет вам упорно доказывать, что у нее есть свои собственные желания и вся суть протеста раз в самое этом-проявить свое Я.
На самом деле это очень хорошо, что у ребенка просыпается собственная воля, но в то же время это очень неудобно для мамы, которой надо быстро надеть привередам и отвести его на прогулку.
Что же делать? Есть 3 варианта:
1. Договориться, но без давления на ребенка (приводить такие аргументы, понятные ребенку, но не делать из него дурачка). Например, девочка 3х лет хочет выйти на улицу в тонких рейтузах, хотя на улице холодно. Мама объясняет, что она понимает, как сильно ребенку нравятся эти рейтузы, но в них можно простудиться, и предлагает надеть под низ теплые дома или надеть теплые рейтузы поверх тонких на улице. То есть здесь ребенку дается выбор - если вы даете выбор, то вы уважаете волю ребенка и даете ей возможность подумать. Такой вариант выводит конфликт с уровня «мама приказывает-ребенок выполняет», и переводит на уровень «есть такие обстоятельства, и мы действуем сообразно обстоятельствам, а не потому, что маме так хочется».2. Переключить детское внимание на то, что интереснее, и сделать то, что нужно. Например, предложить вывезти на улицу велосипед, но на велосипеде можно только в теплых рейтузах.3. Доверчиво поговорить с ребенком, объяснить, как вы заботитесь о ребенке, и как вам не хочется, чтобы она простудилась. Это тоже иногда работает.Универсального рецепта нет, надо пробовать разные варианты. Но то, чего точно стоит избегать это обмана, угроз, подкупа или наказания все это создает скрытый конфликт между мамой и ребенком.
И еще учитывайте, много-много детей просто не любят одеваться, потому что им это неинтересно и тягостно. Это касается не только малышей, но и школьников.
ДЕТИ ОТ 4-7 лет.
Когда проходится кризис 3х лет, то дети становятся более лояльными, и здесь можно просто установить четкие правила относительно того, в каких ситуациях ребенок может сам выбирать, то, что ему больше нравится, а когда он просто одевает то, что предлагает мама.
Мне больше нравится такой вариант:
В неформальной среде пусть выбирает ребенок, а в ситуациях, где необходим какой-то дресс код - решает мама. Только не надо злоупотреблять детской доверием, и все-таки, там, где это возможно, также учитывать детские вкусы.
Этот возраст относительно простой, потому что в 4-7 лет дети еще не знают, что такое какой-то социальный статус или престиж, то есть они все-таки больше ориентируются на свой ??собственный вкус. Даже если ваш сын попросит какие-то квадратные бутсы, потому что его дружок такие носит, то это будет не потому, что им манипулируют, а потому что эти бутсы нравятся ему самому.
ДЕТИ ОТ 7-12 лет.
Ситуация кардинально меняется в следующей возрастной группе, с 7-12 лет, потому что здесь уже начинается период активной социализации. Ребенок ищет себе среду, в которой он хочет чувствовать себя своим. И здесь важно не отличаться от большинства. Родителей может сильно удивить, что ребенок вдруг начинает просить что-то очень неожиданное и новое. Как реагировать в такой ситуации? Разрешать или запрещать?
На самом деле, это тема очень деликатная , поскольку для вашего сына или дочери на пороге переходного периода действительно очень важно самоутвердиться в среде сверстников. Не все дети одинаково чувствительными к тому, что диктуют неписаные стандарты группы. Но для большинства это все же имеет свое значение. Мне кажется, что полностью игнорировать просьбы ребенка - это не совсем правильное решение, потому что обрекает вашего сына или дочь на вынужденные страдания. Но также не стоит позволять детям все, что угодно. Опять же следует искать компромисс.
И здесь важно разобраться, это добровольный выбор вашего ребенка, или на него оказывается определенное давление со стороны группы. Это достаточно сложная задача, и она относится больше к компетенции психологов. Но родителям надо следить за поведением ребенка. Если вы заметили у него ненормальную подавленность, раздражительность, вялость или длительную печальность, то стоит забыть об одежде и начать копать глубже.
Если же ребенок ведет себя и реагирует нормально, то просто договаривайтесь с ним на счет того, что из одежды вы согласны ему позволить, а что нет.
Как видите, такая банальная тема как детская одежда способна влиять на отношения между детьми и родителями. Потому одежда это не просто набор тканей и фурнитуры, а средство самовыражения. И об этом не стоит забывать.
Но если вы будете учитывать возрастные особенности детей, о которых мы как раз говорили в этой статье, то вам проще будет избежать конфликтных ситуаций.
НЕЛЯ БАЖАН
Перевод, материал взят с SichNet
nest.moscow
Вопрос:
Добрый день. Мальчику 5 лет. Не одевается на улицу (все неудобно, одежда просто вызывает физические страдания). Не выходим на улицу по несколько дней. Имеются с раннего возраста (заметили, когда начал сидеть) навязчивые движения — качается, (монотонно) сидя на диване, отталкиваясь спиной или подпрыгивает на мяче. Прекращает, если хотим снять на видео. Очень трудно (через уговоры, слезы) переодеть одежду, поменять на чистую. Не кричим, не ругаем. Договариваться пытаемся, или что-то разыгрываем, стараемся чем-то интересным мотивировать. Но нередко — тщетно. Что делать??? Можно ли показать ребенка, получить квалифицированную консультацию?
Отвечает Ольга Князева:
Здравствуйте! К сожалению, в данном описании проблемы остается много неясностей, чтобы сделать четкие и точные выводы о ребенке и его особенностях, векторальном наборе, но вполне достаточно для того, чтобы задать правильные вопросы и наметить пути поиска ответов.
Итак, главный запрос родителей (мамы) – ребенок не любит одеваться, также ее беспокоит то, что он монотонно качается. Очевидно, что поведение ребенка – это проекция его внутреннего состояния. И оно не может не вызывать тревоги – ребенку явно плохо. Теперь разберемся почему.
Каждый из нас рождается с определенными психическими свойствами, требующими развития и реализации по мере взросления ребенка. Социальные условия, в которые попадает ребенок, в частности отношение к нему в семье, методы воспитания, применяемые родителями, способствуют либо его комфортному росту и развитию, либо, как в нашем случае, вызывают ситуацию стресса и дискомфорта.
Дисбаланс между внутренним и внешним миром, отсутствие определяющего на раннем этапе взросления человека чувства защищенности и безопасности (какая тут защищенность, если, раскачиваясь, ребенок пытается снять внутреннее напряжение, а родители стараются запечатлеть это на видео!), в конечном итоге и приводят к печальным последствиям в виде психосоматики, когда одежда приносит физические страдания ребенку.
Дело в том, что у мальчика определенно есть кожный вектор. Кожа — чувствительная (эрогенная) зона для кожника. Именно кожник любит поглаживания, просит чтобы его легонько «почесали», в норме они нежные и ласковые. Им важно, чтобы одежда была мягкой, приятной на ощупь, любые швы и ярлычки могут раздражать нежную кожу.
В состоянии стресса кожник может болезненно относиться к прикосновениям, не хочет, чтобы его кто-то трогал, даже может быть агрессивен, если кто-то попытается это сделать. Гиперчувствительность в плане одежды указывает на крайний стресс в его кожном векторе. Но скорее всего проблема глубже, и ребенок ваш не одновекторный, а значит нужно разбираться, учитывая все составляющие. Важно понимать, что описанные вами симптомы — внешнее проявление внутренних проблем в психическом ребенка, которые не появляются сами по себе, это последствия неправильного родительского воспитания.
«Не кричим, не ругаемся» — это не означает, что понимаем природу своего ребенка и воспитываем его сообразно заложенному природному потенциалу. Согласитесь, если Вы будете заботиться о котенке, не понимая, что он вовсе не котенок, а, скажем, рыбка, то при самых лучших намерениях результаты будут плачевны. Так и с ребенком, мы видим его внешнее сходство с собой и наивно предполагаем, что этого достаточно, чтобы воспитывать его по своему разумению. Он же мой ребенок! Я лучше знаю, что ему надо!
Реальность же другая: дети по внутренним свойствам существенно могут отличаться от своих родителей, вектора по наследству не передаются, время не стоит на месте, и каждое новое поколение рождается с бОльшим потенциалом. А значит, если мы хотим правильно воспитать ребенка, создать благоприятные условия для его развития – в первую очередь меняться нужно нам самим.
Да, да не ребенка надо показывать специалисту – ну, сводите вы его к психоневрологу, невропатологу, ну, пропишут Вам медикаменты для «успокоения нервной системы», снятия раздражения кожи, только это все поможет ненадолго (если вообще поможет). Так как то, что ребенок не любит одеваться и испытывает страдания от одежды — последствия, а причина – его внутренние переживания – останется, она никуда не исчезнет со временем, не рассосется сама по себе, если отношение родителей, условия воспитания ребенка не изменятся.
Вывод – маме нужно нужно получить знания, позволяющие увидеть природные особенности своего дитя и понять, как его воспитывать правильно.
Чтобы точно разобраться в ситуации и понять поведение своего ребенка, приглашаю вас послушать бесплатную онлайн лекцию по кожному вектору, на ней вы узнаете об особенностях кожных людей, как правильно воспитывать ребенка с кожным вектором, и, что не менее важно, чего нельзя делать никогда относительно маленького человека с кожным вектором.
Там же вы сможете задать свой вопрос Юрию Бурлану напрямую онлайн.
В ожидании лекции Вы можете почитать статьи о кожном векторе:
http://www.yburlan.ru/biblioteka/kozhniy-vektor
http://epsychology.ru/articles/deti-s-kozhnym-vektorom-harakter-povedenie-vospitanie/
Ольга Князева, педагог-психолог
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Ответы на вопросы
11 Ноя, 2014 Комментариев: 1 Просмотров: 2439 Теги: Дети ответы
svp.expert