10 увлекательных способов обучить ребёнка математике. Как ребенку объяснить математику 4 класс
Как научить ребенка решать задачи
За все школьные годы вашему ребенку придется решить множество задач, и несмотря на то, что все они кажутся разноплановыми, в алгоритме их решения все же есть общие моменты, и, уяснив их и следуя этому алгоритму, ребенок сможет решить практически любую задачу. Если ученик еще в 1-3 классе освоит тактику решения задач, в старших классах он будет щелкать задачки как семечки не только по математике, но и по физике, химии, геометрии тоже.
Ошибки в решении задач
Задачи можно условно разделить на части: условие, вопрос, решение, ответ.
Первая и самая главная ошибка - ребенок невнимательно, вскользь прочитал условие задачи.
К примеру задачка. У Пети 8 монет, это на 3 меньше, чем у Васи. Сколько монет у Васи.
Ребенок видит "на 3 меньше", значит надо что-то отнять, а отнять можно только от 8, так и получается 8-3=5 монет у Васи. Но если внимательно прочитать условие, то меньше то конфет как раз у Пети.
Чтобы такой путаницы не было, требуйте с ребенка записать условие задачи.
П.- 8 м. на 3 м. <
В.- ?
Ошибка вторая - в решении.
Когда вопрос в задаче один, тут все просто. Но когда в задаче есть несколько неизвестных - решение затрудняется. Решаем по действиям. Для начала определим, каких данных нам не хватает, затем найдем эти числа, подставим их и решим задачу.
Ошибка третья - неправильная запись ответа.
К примеру, требуется найти сколько монет, а ребенок пишет сколько человек. Нужно внимательно еще раз прочитать вопрос задачи, перед тем, как записать ответ. Что требуется найти, то и пишем в ответе. Ответ начинается с числа.
Алгоритм решения
- Внимательно прочти задачу и представь, о чем в ней говорится.
- Запиши в виде схемы, что известно и что не известно, что нужно найти.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.
- Сначала вычисли значения, которых не хватает для нахождения ответа.
- Найти ответ на главный вопрос задачи.
- Проверь ответ.
- Прочти еще раз вопрос задачи.
- Запиши ответ.
В решении любой задачи мы по двум известным данным находим третье. В решении рассуждаем с конца, как бы разматывая клубок. Чтобы узнать то, нам нужно это, а чтобы узнать это, у нас есть все данные.
Учите ребенка рассуждать. Если для него это затруднительно, потренируйтесь на задачах с лишними или недостающими данными.
Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок.
Нужно вычеркнуть данные, которые не понадобятся для поиска ответа и дописать вопрос задачи.
Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок. Сколько лет брату?
Второй вариант тренинга - самому придумать несколько задач на одно решение.
К примеру: 8+3
Вася получил за четверть 8 четверок, а пятерок на 3 больше. Сколько пятерок получил Вася?
В аквариуме было 8 гуппи и 3 сомика. Сколько рыбок было в аквариуме?
Третий вариант - дополнить условие, в котором не хватает данных.
Пример: У Васи 4 конфеты, а у Сони меньше. Сколько конфет у Сони?
Дополним условие: У Васи 4 конфеты, а у Сони на 2 меньше. Сколько конфет у Сони?
При прочтении для наглядности можно подчеркнуть нужные для решения данные.
Основные типы задач
Простые задачи на сложение и вычитание
7gy.ru
Как научить ребенка математике | rastishka.by
Математика — наука «не для всех». Считаете именно так? Опустили руки и решили, что «не дано» (ни вам, ни ребенку)? Рано отчаялись! Есть способы научить ребенка математике быстро и легко. В любом возрасте. Делимся наблюдениями и секретами.
www.vladtime.ru Современное образование во многом построено на развитии аналитических способностей — это факт, творчеству уделяется совсем мало внимания. Но! О пользе развивать оба полушария головного мозга слышал, пожалуй, каждый. Все в ваших руках! Ищите нестандартные методы и решения, тогда ваш ребенок полюбит математику и не будет испытывать сложностей в школе.
Психологи сообщают неутешительную статистику.
В школу приходит более 50% детей с творческими задатками, а уже через полгода их число снижается до 10%.
А все почему? От них требуется все делать «как учительница сказала», главный мотив — угодить учителю, маме и т.п.
Математика требует абстрактного мышления, но у младших школьников оно развито плохо.
Это данность, которую важно понять и принять. Как родителям, так и педагогу предметнику, который взял пятый класс, и на фоне старшеклассников, конечно же, чувствует колоссальную разницу.
avatars.mds.yandex.net
Родители «в шоке», ребенок «в стрессе». Как так, ОН НЕ ПОНИМАЕТ МАТЕМАТИКУ… А вот так! Он хочет понять, но не всегда может это сделать без квалифицированной помощи взрослого. А мама и папа не всегда знают, как правильно объяснить, ведь их «учили не так», да и современные учебники не всегда могут похвастаться доступностью и грамотностью изложения материала.
Итак, постараемся понять, чем мы можем помочь ребенку в математике, не дожидаясь, пока появятся проблемы в старших классах.
У ребенка проблема с математикой? Есть решение!
Чтобы привить ребенку интерес к математике и научить ее любить, не ждите начала обучения в школе. Займитесь математикой с ребенком гораздо раньше. В игре, в обычных ежедневных заботах и хлопотах, во время прогулок и походов в гости. Отвечайте на вопросы, проигрывайте нестандартные ситуации и давайте малышу «пищу для ума».
steshka.ru
ПРОБЛЕМА: Ребенок не может что-то посчитать в уме.Причина: Он не может представить, ему нужно увидеть предметы счета, произвести с предметами какие-то действия.Решение: Попробуйте использовать «абакус» (счеты) или другую наглядность. Это поможет ребенку «почувствовать» числа. Рисуйте графики, схемы, объясняйте «на кошках» — все, что угодно, главное — НАГЛЯДНО! И это касается любых тем в любом классе.
Просто к пяти прибавить шесть — это ни о чем, а вот к пяти ЯБЛОКАМ прибавить три ЯБЛОКА — тут все предельно ясно. Ребенок не понимает дроби? Попробуйте резать пиццу или ломать палочки. Возможно ваш путь в математику именно такой!
Если ваш малыш делает первые шаги в мире математики, начинает изучать цифры и учится считать, рекомендуем почитать:
ПРОБЛЕМА: Ребенок не может выучить таблицу умножения.Решение: Используйте не «зубрежку», а другие методы. На самом деле, из 100 примеров выучить нужно всего 15, остальные поддаются «дрессировке». Можете попробовать ментальную арифметику. И успокойтесь. Можно не знать таблицу умножения, но успешно ее использовать. В конце концов — важна логика мышления. На крайний случай можно и сложением/вычитанием заменить.
Полезные советы вы найдете в наших статьях:
ПРОБЛЕМА: Ребенок не любит математику.Причина: Не любят обычно то, что плохо получается, где нужно прикладывать много усилий, где не радует результат (плохие отметки), не нравится учитель.Решение: Найдите первопричину и попробуйте исправить ситуацию.
Традиционная методика обучения математике основана на разделении материала на блоки. А вы попробуйте мыслить иначе.
Вот пример. Дошкольнику дают 3 палочки и просят составить из них квадрат. Не получается. Что делать? Дают еще одну. Из четырех палочек все получилось. Обычная ситуация из жизни. Но! В 4 классе, на теме «Периметр квадрата» этому ребенку не нужно будет вдалбливать правило, что периметр — это то-то и то-то. Он ВСПОМНИТ 4 палочки и САМ найдет решение в своей голове, ДОДУМАЕТСЯ до него. Если в математике использовать такой подход, у ребенка не возникнет проблем, он полюбит этот предмет и с радостью будет решать задачи, уравнения примеры.
Чаще используйте занимательный материал, чтобы привить ребенку интерес к математике. Рекомендуем почитать:
«У него нет способностей к математике». Это утверждение не выдержит никакую критику, если ребенок достаточно успешен по другим предметам. Например, по иностранному у него нет проблем, а там тоже нужна логика. Значит, дело не только в способностях…
Если ребенок не уверен в себе, очень зависит от мнения окружающий (родителей, учителей), он, как правило, может испытывать бОльшие трудности, чем любознательный и уверенный в себе ученик. Постарайтесь в таком случае объяснить, что трудности — это нормально, и если систематически заниматься математикой в школе и дома, все будет хорошо.
«Эффект снежного кома» наступает тогда, когда появляются пробелы в знаниях (пропустил, не выучил, не понял и т.п.). Нужно не допускать таких ситуаций, своевременно наверстывать упущенное.
ПРОБЛЕМА: Ребенок не умеет решать задачи.Причина: Иногда школьнику не совсем понятен смысл написанного, суть вопроса.Решение: Для начала попробуйте «перевести» условие задачи на понятный ребенку язык. Можно рассказать его своими словами, как сказку или веселую историю. Можно зарисовать в виде схемы или даже комикса. Как только появится «эмоциональная составляющая», решение может прийти неожиданно быстро.
Как научить ребенка решать задачи: рекомендации родителям
Вопрос «Как научить ребенка решать задачи по математике» преследует некоторых родителей даже во сне. Как? Как сделать так, чтобы он наконец понял?
Решать задачи ребенку придется часто: и по математике, и по алгебре, и по геометрии, и по физике, и по химии. Поэтому стоит раз и навсегда понять, как это делать, ведь есть общие закономерности, которые применимы к любому предмету. Мама не может (и не должна!) учиться в школе ВМЕСТО сына или дочки, и уж тем более не должна делать «домашку» вместо них. Вместе — да, но не ВМЕСТО!
soroban.ua
«Решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь … если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать». (Математик и педагог Д. Пойа).
Любая задача состоит из 4 составляющих:
1. Условие2. Вопрос3. Решение4. Ответ
Самое главное, чему нужно научить ребенка:
- Ответ задачи скрыт в ее условии.
- Ответ нужно списывать с вопроса.
- Ответ всегда начинается с числа.
- Ребенок должен четко знать значение «математических фраз»: «больше/меньше в… раз», «больше/меньше на…» и др.
- Ребенок должен знать понятия «слагаемое», «уменьшаемое», «вычитаемое» и т.д.
Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решение станет простым и очевидным.
Что нужно сделать, чтобы решить задачу по математике?
- Нужно внимательно прочитать задачу и выделить эти 4 части.
Решение любой задачи сводится к одному: по двум данным найти третье (неизвестное). Итак, что нам известно? Что мы должны найти?
- Составить краткую запись, сделать схематический рисунок или любым другим способом превратить задачу в «живую» наглядность.
Это поможет ребенку понять, что происходит в тот момент, который описан в условии задачи. Иногда можно продемонстрировать, как «Коля раскладывал тетрадки на 3 стопки…» или как «Миша разрезал яблоко на 4 части…» Разыграйте сценку, чтобы ребенок оказался сам «внутри задачи».
- Проверьте правильность решения обратной задачей.
Не торопитесь сообщать, что «ты решил верно» или «ответ не верный». Подставьте получившиеся значения и проверьте. Возможно, не так все просто, в задаче не одно, в два или даже три действия. Пусть ребенок порассуждает сам, вы лишь направляйте.
Чтобы научить ребенка решать задачи, нужно сформировать привычку это делать, и делать это с удовольствием. А этому можно научить!
К решению любой задачи нужно подходить творчески. Не получается так — попробуйте иначе.
- Попробуйте дать задачу, которая содержит лишние сведения. Ребенок сам почувствует, что важно, а что можно смело «опустить».
- Попробуйте нестандартные ситуации. Пусть в вашей задаче будет два или даже три варианта решения.
И самое главное! Не ждите, что вы научите ребенка решать задачи, выполнив с ним одну-две похожих. Навык нужно довести до автоматизма, задачи нужно научиться «чувствовать».
Главные выводы
- Ребенок знает не то, чему его научили, а то, с чем он столкнулся в жизни.
Поэтому в математике главное не учебный материал, а те методы, с помощью которых ребенок его осваивает.
- В обучении ребенка математике важна мотивация.
Постарайтесь поговорить со своим школьником. Объясните, что он учится не ради отметок в дневнике, не для того, чтобы угодить учительнице и порадовать маму, и даже не для того, чтобы поступить в ВУЗ. Работодателю не нужны люди, которые могут быстро умножать и делить — для этих целей есть калькулятор и «умные» бухгалтерские программы. Нужны люди, умеющие анализировать, выдвигать гипотезы, придумывать новые пути решения.
В беседе постарайтесь уцепиться за то, чем ваш ребенок увлечен. Математику можно «прикрутить» практически к любой сфере деятельности: программисту — нужна, инженеру — нужна, строителю — нужна и т.п. Ребенок-гуманитарий скажет вам «фи», но и тут можно найти аргументы «за». Возможно, квадратные уравнения ему не особо пригодятся, но умение аналитически мыслить, которое он приобретет в результате их решения, пригодится в жизни на все 100%.
Помогите ребенку увидеть в изучении математики СМЫСЛ!
- Быстрый счет — не самоцель.
Научить ребенка быстро считать — не так важно, как научить его мыслить. Нестандартная задача поставит «обычного» ученика в тупик, а мыслящий — найдет решение.
- Математику не нужно бояться.
Помогите ребенку преодолеть страх перед математикой. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что это трудно, не блокируйте познавательный авантюризм.
Уважаемые читатели! Ждем ваших рассказов в комментариях о том, какие у вас отношения с математикой. Помогаете ли вы ребенку делать домашние задания, сидите вместе с ним над сложной задачей, «разжевываете» непонятное?
rastishka.by
Как научить ребенка решать задачи на движение
В четвертом классе многих детей и родителей пугают задачи на движение. Сегодня мы поделимся, как одно небольшое изменение подачи формулы, может научить ребенка щелкать подобные задачи, словно орешки.
Пример задач на движение:
Лыжник шел со скоростью 18 км/ч и был в пути 3 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 9 км час
Расстояние между селами 48 км. Через сколько часов встретятся два пешехода, которые вышли одновременны навстречу друг другу, если скорость одного 3 км/ч, а другого 5 км/ч?
В этой статье вы узнаете простую технику, которая позволяет детям легко применять практически первую в их жизни серьезную математическую формулу (до этого дети применяли формулу вычисления площади и периметра)
В школе, по традиционной программе, детей знакомят с формулой в линейной структуре, записывая ее на доске и поясняя S=v*t
Опытный учитель не только расскажет, что S — расстояние v — скорость t — время, а обязательно объяснит, почему обозначение происходит именно такими буквами.
Дальше ребенку последовательно предлагается блок задач, сначала на применение прямой формулы S=v*t
Потом обратной. V=S:t t=S:v
Конечно ребенку нужно будет выучить правило нахождения расстояния, времени или скорости. Правила с одной стороны, очень понятны взрослым, с другой очень трудны для детей.
Потому что читая задачу, маленький ученик, который только учится решать задачи, в голове прокручивает алгоритм:
1. Известно, что …2. Надо узнать…3. Чтобы ответить на вопрос, надо … (тут происходит процесс определения нужной формулы, обычно это самая трудная часть)4. Можем сразу ответить на вопрос? Нет. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…5. Поэтому в первом действии мы узнаем …6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого …
Сложный алгоритм, но именно так решают задачи младшие школьники! Некоторые делают это очень быстро, а некоторые продумывают каждый шаг.
Упростите ребенку решение задач. Станьте для него магом и лучшим проводником по школе.
Нарисуйте вместе с ним треугольник. И впишите в него формулу следующим образом:
Закройте карточкой или рукой то, что нужно найти (например, время) Тогда сразу найдется «нужная формула»
Горизонтальная черта в треугольнике обозначает деление. Вертикальная — умножение. Ребенку можно поставить точку (знак умножения), что будет для него подсказкой.
Так подбор правильной формулы для решения задачи на движение становится не только простым, но и интересным ребенку.
У меня дети просили все больше и больше задач, закрывали разные части формулы, и тем самым, запоминали ее.
Если речь идет о двух, трех движущихся объектах, то треугольник с формулой применяется для каждого в отдельности. Хотя об этом обычно догадываются сами дети.
Взаимодействие и обмен полезными техниками между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свою самооценку.
Используйте техники эффективного обучения, помогайте детям учиться.
Ведь очень часто одно простое действие может убрать непонимание, слезы, истерики, нежелание ребенка учиться, замотивировать его на учебу и показать ему простые и легкие способы решения сложных для него задач.
- Можно стирать белье руками, а можно в стиральной машинке
- Можно идти пешком, а можно доехать на автомобиле
- Можно делать дырку в стене ручной дрелью, а можно перфоратором
- Можно решеть задачи по-старинке, а можно дать ребенку техники эффективного решения задач.
Результат одинаков — усилие разное
Именно для этих целей, создан однодневный онлайн-тренин «38 типов задач начальной школы за 1 день!»
На нем Вы:
- Научитесь решать все 38 типов задач начальной школы
- Узнаете как научить ребенка понимать текст задачи
- Узнаете как научить ребенка оформлять краткую запись
- Узнаете как научить ребенка определить, как решать задачу
- Сможете объяснить разницу между 2*9 и 9*2 в задаче
- Получите простой Алгоритм-инструкцию «Как решать задачи»
- Узнаете типы задач 1 класса и способы простого объяснения
- Узнаете типы задач 2 класса и способы простого объяснения
- Узнаете типы задач 3 класса и способы простого объяснения
- Узнаете типы задач 4 класса и способы простого объяснения
- Узнаете Формулу «треугольник» для решения задач на движение, цену, количество и стоимость и все тонкости ее применения
Присоединяйтесь прямо сейчас, пока действует специальная цена на участие
Хочу дать ребенку техники эффективного решения задач>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
gladtolearn.ru
10 советов, как помочь ребенку справиться с математикой
В точных науках есть своя прелесть. Но чтобы ее оценить, эту самую науку надо понять. А это зачастую бывает не так уж и просто.
— Не могу больше, – 10-летняя Саша страдальчески закатила глаза и уронила голову на тетрадь.
Тетрадь была в клеточку. Математика.
Да, царица всех наук детям нередко дается сложнее, чем литература, история или другое гуманитарное знание. Но без математики нынче никуда. Как же с ней справиться?
Свою методику придумала британская учительница Кэти Хайгэм, которая десять лет своей жизни потратила на то, чтобы втолковать чужим детям математические премудрости. А когда столкнулась с той же проблемой, но уже в собственной семье (у Кэти трое детей), решила, что надо что-то менять. И создала «Классную комнату Кэти» – портал, призванный помочь детям и родителям усваивать сложную науку.
А мы собрали десять главных советов, которые миссис Хайгэм дает ученикам и их родителям. Итак, вот они.
1. Поговорите с учителем
И не один раз – при знакомстве. Регулярно общайтесь с преподавателем математики. Так вы сможете понять, что тяжелее всего дается вашему чаду. И сможете оказать, скажем так, адресную помощь.
2. Практикуйтесь!
Перефразируя товарища Владимира Ильича, практика, практика и еще раз практика. Особенно если на носу ГИА или ЕГЭ. Прорешивайте по несколько раз задачи из сборников, решайте примеры из предыдущих контрольных или экзаменов прошлых лет. Это звучит банально, но действительно помогает. Когда ребенок поймет, что решает все эти когда-то сложные задачи без запинки, он станет увереннее. А ведь именно от недостатка уверенности дети часто ошибаются.
3. Понемножку, но часто
Каждая настоящая женщина знает: регулярность – ключ к решению любой проблемы, будь то косметические процедуры, диета или спорт. Вот и с математикой так же. Даже 15 минут, но каждый день помогут ребенку увереннее справляться даже с самыми хитрыми вычислениями.
Чемпионы с пеленок! Как увлечь ребенка полезными занятиями
4. Записывайте и просматривайте
Пусть ребенок не просто записывает ответ, решая задачу, пусть даже правильный. Лучше, если он будет расписывать весь процесс решения. Тогда, если он все-таки ошибется, вы сможете увидеть, в каком месте случился сбой. И ликвидировать проблему на месте. А если маленький гений решает все в уме, поймать момент, когда что-то пошло не так, будет гораздо сложнее.
5. Поощряйте
Ну или хотя бы хвалите. Маленькие, совсем даже малюсенькие призы и похвалы помогут вашему ребенку почувствовать, что он действительно чего-то добился. Маминого восхищения, например – вы не поверите, но это действительно важно. Немножко хвастовства или даже самолюбования никому еще не мешало. В конце концов установка в детской голове «Я не могу, у меня не получается» сменится на другую, более полезную: «Я пока что не могу, но у меня получится».
6. Учите таблицу умножения
Банально? Ну да. Но не значит, что это не работает. Скорость мышления, быстрота реакции – все это можно отлично натренировать, просто перебрасываясь примерами из таблицы умножения. И времени занимает немного. Этой игрой в «горящие цифры» можно заняться, пока расстилаете постель вечером, моете посуду, убираете игрушки – да хоть на прогулке.
7. Повторение – мать учения
Если какая-то новая тема дается слишком тяжело, возможно, проблема в том, что ваш школяр еще недостаточно хорошо усвоил предыдущую. Вернитесь на шаг-другой назад, повторите старые темы. И снова двигайтесь вперед, от простого к сложному.
8. Вникните в суть
Пусть учат всех детей одинаково, но воспринимают они информацию по-разному. Некоторые будто с пеленок обладают даром пространственного мышления. А другим нужно проблему визуализировать, чтобы ее решить. Может, вам помогут наглядные пособия, рисунки и прочие практики? Попробуйте.
9. Пусть примелькается
Сделайте в комнате у ребенка эдакий математический уголок: как в классе висят таблицы, схемы и формулы, так и тут пусть будут. Лишний раз наткнется взглядом на все эти прекрасные вещи – лучше запомнит.
10. Сделайте математику ближе
И роднее. Если ребенок понимает, какое место занимает наука в нашей жизни, ему будет проще и смириться с тем, что ее надо знать, и усвоить разные задачи. Например, пусть сам пересчитывает сумму коммуналки по данным из квитанций, рассчитывает время передвижения, ориентируясь на расписание автобусов, сумму сдачи в магазине и т. д. Тогда станет ясно, что без математики нам никуда.
10 вещей, которым стоило бы научиться у бабушек
День Победы: как говорить с ребенком о войне
Читайте далее: стул от Stokke
www.wday.ru
10 увлекательных способов обучить ребёнка математике
Поскольку ведущая деятельность у малышей — игра, то и обучаться проще всего в процессе игры. Перед вами самые интересные и увлекательные забавы, обучающие ребёнка азам математики.
Если раньше читать, считать и писать учили только в школе, то в наши дни учебные программы рассчитаны на то, что первоклассник уже кое-что умеет. В некоторых школах при зачислении в первый класс даже проводятся собеседования, на которых малышам задают элементарные вопросы, чтобы оценить уровень их развития. Поэтому обучить кроху сложению и вычитанию стоит до школы. Как это сделать быстро, легко и весело? Конечно, с помощью игр!
- Счёт с подручными материалами. Первое, что нужно сделать, — научить малыша считать от 1 до 10. Сделать это проще простого: считайте ступеньки, кнопки в лифте, окна домов, деревья, цветы, перекладины на площадке, собак и кошек, людей — всё, что только видите. Когда кроха освоит элементарный счёт, приступайте к сложению и вычитанию. Примеры можно придумывать на ходу (стояла одна бабушка, а вот к ней подошла ещё одна — сколько теперь бабушек?), можно считать на пальцах или же подготовить особый материал для обучения. Например, волшебную математическую коробку для сложения. Возьмите любую коробку с крышкой и проделайте в ней два отверстия так, чтобы туда можно было просунуть мелкие игрушки или предметы (шарики, пуговицы, бусины). Вешайте над отверстиями бумажки с примерами и просите ребёнка положить в коробочку нужное количество предметов. Например, 4+1 — малыш кладёт в одну дырочку 4 пуговицы, а в другую одну. Попросите кроху угадать, сколько пуговиц в коробке, потом откройте крышку и проверьте. Поначалу ребёнок будет ошибаться, но довольно скоро научится считать в уме.
- Игры с едой. Что может быть веселее и нагляднее, чем счёт с едой? Возьмите миску с чем-то мелким, чего ребёнок может съесть много (надо ведь повторить примеры много раз, чтобы запомнить). Например, с ягодами, кусочками фруктов или кукурузными палочками. Выкладывайте еду из миски на доску или тарелку и придумывайте примеры на сложение. «На тарелке лежала одна клубничка, прибавим к ней ещё одну — сколько получилось?» Нетрудно догадаться, что познать вычитание поможет поедание. «Было три клубнички, ты съел одну — мы её вычли. Сколько осталось?»
- Игры с деталями Lego. Подойдёт и любой другой аналогичный конструктор. Есть много способов обучить ребёнка сложению и вычитанию с помощью деталек. Например, строить башню из блоков. «У нас было три жёлтых кирпичика, прибавим 2 красных. Сколько этажей получилось у нашей башни?» Таким же образом можно убирать блоки — это будет вычитание. Другой вариант — сделать «дорожку» из блоков, написать на них смываемым маркером цифры от 1 до 10 и «ходить» человечком Lego. «Человечек сделал один шаг, а потом ещё два шага. Сколько шагов получилось? Вот он сделал 3 шага вперёд, а потом один назад — это «минус» один шаг. Сколько вышло?»
- Игры с пластилином. Весёлым будет и счёт с пластилином. Скатайте вместе с малышом множество разноцветных шариков из пластилина. Выкладывайте их на стол, прибавляйте и вычитайте, превращая шарики в лепёшки. Ребёнку обязательно понравится давить шарики ладошкой. Когда кроха освоит сложение и вычитание, можно переходить к составу чисел. Например, объяснить, что два шарика и три лепёшки в сумме дают пять.
- Счёт с прищепками. Прищепки — очень удобный инструмент для обучения математике старших дошкольников. Приклейте к прищепкам бумажки с примерами (3+1, 4-2 и так далее) и попросите ребёнка прицепить каждую на карточку с числом, которое является правильным ответом. Так, прищепку «3+1» надо прицепить на карточку с цифрой 4. Другой вариант — класть прищепку с примером в стаканчик, на котором написана верная цифра (для этого подойдут не только прищепки, но и деревянные палочки от мороженого — на них тоже можно написать примеры).
- Примеры с домино. Идея для обучения сложению. Вместе с ребёнком считайте точки на костяшках от домино и записывайте на бумаге соответствующий пример, где два числа — количество точек на двух половинках костяшки. Можно не только записать цифры, но и нарисовать сами костяшки, чтобы запомнить ещё лучше.
- Бродилки с игральными кубиками. Ещё одна игра на сложение. Возьмите любую настольную бродилку, пару игральных кубиков и начинайте играть. Учите ребёнка складывать выпавшие точки с двух кубиков, чтобы узнать, сколько шагов он может сделать.
-
Как понять, что ребёнок готов к школе: 10 признаков
Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.
«Гномики в домике» от Сергея Полякова. Педагог со стажем, автор собственных методик обучения чтению и математике Сергей Поляков считает, что важно как можно быстрее отучить ребёнка от счёта на пальцах и обучить его устному счёту, при котором задействованы и память, и мышление. Для этого необходимо, чтобы малыш запомнил состав чисел. Начинать следует, конечно, с одного десятка. Материал — коробка с нарисованными в ней квадратиками-ячейками и одинаковые кубики. Это домик и гномики. Каждый гномик занимает один квадратик — комнату. Для начала научите кроху определять, сколько гномиков в домике, не считая их пальчиком. Ежедневные тренировки позволят добиться этого очень быстро. А дальше переходите к задачкам: пусть гномики приходят и уходят из домика, а кроха в уме прикидывает, сколько их внутри. Задав задачку, закрывайте коробку крышкой или рукой, чтобы малыш считал по памяти. Когда он ответит, пусть самостоятельно положит в коробку или уберёт оттуда кубики и проверит, правильно ли решил пример.
- Методика Глена Домана. Глен Доман, приверженец обучения с пелёнок, также уверяет, что главный навык для малыша — с ходу определять количество предметов. В математической методике Домана крохе показывают картинку с хаотично нарисованными точками и карточку с соответствующим числом. Со временем ребёнок учится самостоятельно выбирать правильную карточку, быстро определяя количество точек. С помощью этих же карточек детей обучают сложению, вычитанию и равенству.
- Методика Николая Зайцева. Обучение счёту проводится по карточкам «Стосчёт», на которых изображены цифры от 0 до 100 и их количественный состав (их можно купить или сделать самостоятельно). Все карточки представляют собой таблички с 2 строками и 5 столбцами, а каждая цифра проиллюстрирована закрашенными ячейками. При переходе к изучению десятков используют несколько карточек: количество закрашенных карточек, равное первой цифре (десятку), и карточка единиц с аналогично закрашенными ячейками по необходимому количеству. Как и с таблицами Зайцева для чтения, располагать карточки надо по стенам детской на уровне глаз ребёнка. Каждый раз, изучая новые числа, вы вывешиваете дополнительные карточки, и у вас получается обучающий «паровозик» из цифр, благодаря которому будет видно порядок чисел и состав числа. Уже начиная с первого десятка Зайцев предлагает познакомить карапуза с простыми действиями над числами: сложением и вычитанием. Все примеры решаются на этой же цифровой цепочке — ребёнок просто перемещается вперёд или назад на заданное число карточек, тем самым получая ответ.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
методики обучения, которые не работают
Я начальник – ты дурак,ты начальник – я дурак: кто главнее – тот и умнее(Народная мудрость) «Ребенок не понимает математику», - как зачарованные повторяют учителя и родители при каждом «удобном» случае. «Плохая» оценка, выставленная учителем, ассоциируется с плохим пониманием математики учеником.
Логично … Если, конечно, логика у человека полностью разрушена.
А Вы уверены, что это именно ребенок не понимает математику?
… И вот что удивительно: более половины родителей вообще не понимают, о чем идет речь, когда речь заходит об этом!..
"Как объяснили – так и понял"
Существуют простые факты. И именно в силу своей простоты они неопровержимы.
Почему, например, у В.Ф. Шаталова все ученики понимали школьную математику? ВСЕ. У него учились самые обычные дети. Он не проводил «тестирование и отбор» при приеме в школу, в том числе, с участием психологов. Его будущие ученики не ходили на «подготовку к школе», стоимость которой сопоставима с обучением в ВУЗе. Его школа не была «элитной» или «школой молодых гениев».
Он частенько приглашал в свой класс детей, которые до этого «не понимали» математику и через короткое время все они - о чудо! – начинали понимать …
Начало
Кто неправильно застегнул первую пуговицууже не застегнется как следуетГете Я узнал о его методике спустя много лет после окончания школы. И не обнаружил в ней ничего, что не было бы мне известно и понятно. Как и любому образованному и, при этом, нормальному взрослому человеку.
Более того.
Меня в начальной школе учила самая обыкновенная учительница начальных классов, без высшего образования. Дочь железнодорожника, Шеломенцева Виктория Викторовна (видите, даже имя запомнил, потому, что связанные с ней воспоминания – только приятные). Она использовала те самые, простые и понятные методы обучения, которые, как я узнал позже, являются Методами.
В нашем классе даже парочка отъявленных балбесов – и те «понимали математику». «Неблагополучная семья», дурное влияние улицы и все такое … Но в начальной школе я никогда - просто никогда - не слышал: «Мне это совсем непонятно…», со слезами отчаяния.
Шахматы VS математики
Представьте, что юных шахматистов начинают обучать игре следующим образом.
Сначала их заставляют выучить названия всех клеток шахматной доски. С пристрастием проводят многочисленные контрольные опросы, заставляя вспоминать названия клеток в прямом и обратном порядке, а также группами и вразброс. За малейшую неточность снижают оценки.
Когда дети усовершенствовались в «азах игры», их заставляют раскрашивать заученные клетки разными ручками: каждую в свой цвет. И, снижают оценки, если ребенок забыл, например, каким цветом следует закрасить Е2, а каким F3.
Следующий шаг в продвижении к "пониманию" состоит в том, что еще не отчаявшимся научиться играть в шахматы, показывают, как ходит пешка. И «тренируют» это. Несколько месяцев.
«Что тут такого?», спросите Вы, если никогда не изучали шахматную игру. «Постепенность».
Да, конечно.
Нецелесообразно - избыточная постепенность, которая сама по себе является признаком непонимания, изначально заложенного в «систему» обучения.
Что-нибудь напоминает? Не сомневаюсь, если Ваш ребенок грызет основы математики в современной начальной школе.
Запоминание VS понимания
Ну зачем, скажите, решать десятки, если не сотни примеров, месяцами тиражируя одно и то же действие? Вроде сложения трех простых чисел, заключенных в круглые и фигурные скобки, нарисованные разноцветными ручками.
Или, может быть,
Вы заранее знаете, что таким образом математику понять невозможно и поэтому ее следует «запомнить»?
Как требуют в школе запоминать (именно запоминать) «счет через десяток». И тупым повторением непонятого материала пытаются «продолбить» дыру в детском непонимании.
Абстрактное VS конкретного
или математика вслепую
Да, … и в «шахматной аналогии» я совсем забыл отметить, что все перечисленное выше детей заставляют делать «вслепую». То есть им запрещают использовать шахматную доску.
Вообще.
А того, кто тайком пронес в класс и спрятал под партой шахматные фигурки – наказывают.
Так же, как при обучении основам математики детям запрещают использовать любые предметы и даже пальцы.
… У меня первое знакомство с математикой ассоциируется с:
Ну, так это же давно было … А наука не стоит на месте, понимаю ...
Питер Брейгель Старший поистине прозрел пришествие современных школьных методов преподавания математики, когда написал свою картину «Слепой ведет незрячего».
Там, кстати, все участники процесса получили плохие оценки и попадали в яму.
Так же, как в глубокое непонимание впадают те «профессионалы», которые не осознают, что
математика это абстрактное явление. И поэтому начинать изучение ее основ следует исключительно предметным методом.
Особенно, с учетом широко известного факта: аналитическое мышление у детей начинает просыпаться годам к 10. Учить же математике их начинают с 7, а то и 5-6 лет. А если ребенку не повезло, и он попал на «подготовку к школе» (не дай Бог – «элитной») - прямо в руки к учителю - шарлатану, то его шансы выбраться из ямы непонимания стремительно падают … Зато шансы попасть в объятия тех же шарлатанов, но уже переодетых в мантии репетиторов, увеличиваются по экспоненте.
(Между прочим, исследователи творчества Брейгеля заметили, что на той картине некоторые участники процесса ослеплены насильственно...)
Нисхождение
Спустимся с Небес
Почему мой сын - второклассник понимает математику?
Настолько, что вполне мог бы учиться на 3-4 класса старше? Почему, покупая конфеты в магазине, он считает сдачу быстрее, чем продавец? А арифметические действия с 2, а иногда и 3-значными числами выполняет быстрее, чем его учитель? И почему единственное, чего он не понимает в «математике» – это какого цвета ручку следует использовать «для вот этих скобок»?
Вряд ли непонимание математики является проблемой развития Вашего ребенка. Гораздо вероятнее, что это проблема деградировавшей системы преподавания, «переупаковавшей» свою неспособность в «неспособность» Вашего чада.
И это еще достаточно мягко сказано.
Я уверен, что Ваш ребенок МОЖЕТ ПОНЯТЬ МАТЕМАТИКУ - легко. Если Вы перестанете рассчитывать на то, что его обучат этому в школе. Иногда, конечно, случается … Но мне представляется, что воспитание ребенка – это не тот случай, когда следует полагаться на случай …
butorov.ru
Математика в жизни: как заинтересовать ребенка
Екатерина Ушахина
Многие дети отказываются изучать математику, считая, что это совершенно бесполезный для жизни предмет. Кэрол Вордерман считает иначе. В своей книге «Как объяснить ребенку математику» она не только просто и доступно объясняет основные темы школьной программы, но и приводит любопытные примеры математики в жизни.
Как пользоваться часами
Во всем мире используют одни и те же единицы измерения времени: секунды, минуты и часы. Единицы времени показывают, сколько длятся события и промежутки между ними. Иногда, например в научных экспериментах, время нужно измерять точно. В некоторых случаях точность измерения менее важна, скажем, когда мы идем к другу в гости. На протяжении тысяч лет люди измеряли время, наблюдая за Солнцем, Луной и звездами, но сегодня это можно делать с помощью точных часов.
Время определяют по стрелкам часов. Часовая стрелка короче и движется медленно. Минутная стрелка длиннее часовой; она указывает, сколько прошло минут от целого часа или сколько минут до него осталось. Как правило, на циферблат нанесены крупные деления с числами, показывающие часы, а между ними — короткие деления, соответствующие минутам. Секундная стрелка обычно длинная и тонкая; она вращается быстро и проходит круг за 60 секунд.
Устный счет. Как быстро умножить на 25, 9 и 11?
Умение выполнять простые вычисления без калькулятора очень пригодится в жизни.
Например, чтобы умножить на 10, либо добавляем к числу справа 0, либо сдвигаем запятую на 1 цифру вправо. А чтобы умножить на 20, сначала умножим на 10, а потом на 2.
Проценты в жизни. Как вычислить, на сколько подорожали пончики? И как считать проценты по вкладу или кредиту?
С помощью процентов удобно задавать пропорции. Если мы знаем две величины из трех — процентную долю, величину целого или величину доли, — третью легко вычислить.
С процентами мы сталкиваемся повсюду: в магазинах, газетах, телепередачах. Многие вещи в повседневной жизни измеряются и сравниваются в процентах: скидка при продаже; банковские проценты по ипотеке или ссуде; эффективность электрической лампочки. Даже рекомендации по ежедневному потреблению витаминов и других питательных веществ даются в процентах.
Чтобы грамотно распоряжаться своими деньгами, человеку нужно знать, как и какие налоги с него удерживаются, как он платит проценты по кредитам и как получает их по вкладам.
Финансовый учет в бизнесе. Как просто прикинуть бизнес-план?
Цель бизнеса — получение прибыли, и математика играет в этом важную роль.
Получить прибыль — значит получить доход от продажи товара/услуги больший, чем было потрачено на производство этого товара или оказание этой услуги. Между доходом и прибылью есть существенное различие. Доход — это выручка от продажи произведенной продукции. Прибыль — это разница между доходами и расходами, т. е. деньги, которые бизнес заработал.
Как при помощи координат читать карты?
Координаты задают положение точки на карте или графике. Координаты — это пары чисел или букв. Они всегда записываются в круглых скобках через точку с запятой. Порядок координат в паре очень важен. Координаты (E; 1) означают такую позицию на карте: четыре шага по горизонтали слева направо и один шаг по вертикали сверху вниз.
Ниже показана карта города, разбитая на квадраты. Каждый квадрат имеет две координаты — горизонтальную и вертикальную.
Любое интересующее нас место на карте можно найти по его координатам. Помните, что сначала идет координата по горизонтали, а потом по вертикали.
Какова вероятность выиграть в лотерею?
Вероятность наступления случайного события можно рассчитать. Для этого нужно выразить в виде дроби вероятность какого-либо события, а затем умножить эту дробь на количество возможных случаев наступления события. Ниже на примере лотереи, приз в которой получают номера, заканчивающиеся на 0 или 5, показано, как рассчитать ожидаемый результат.
По материалам книги «Как объяснить ребенку математику».
deti.mann-ivanov-ferber.ru