Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка запоминать цифры. Как ребенка научить цифрам в 4 года


Как научить ребенка буквам и цифрам

Когда ребенок уже освоил ходьбу, уверенно разговаривает, задает много вопросов, это означает, что самое время познакомить его с буквами и цифрами. Для каждого малыша возраст обучения арифметике и чтению индивидуален. Как же начать процесс обучения и сделать это правильно?

Учим азбуку

Прежде всего, мама с папой должны понимать, что заниматься с ребенком нужно лишь тогда, когда он в хорошем настроении. Для знакомства с буквами можно приобрести электронную азбуку. Выбирая эту обучающую игру, нужно убедиться, что она легко включается одним нажатием пальца и достаточно четко озвучивает буквы. С такой азбукой малышу будет проще научиться читать. Азбуку можно повесить на стенку. Высота должна быть такой, чтобы крохе было удобно доставать, дотягиваться рукой. Первое знакомство с азбукой должно происходить обязательно с участием взрослого. Мама или папа обязаны показать, как обращаться с обучалкой, объяснить, что делать это нужно аккуратно, нажимать кнопочки несильно.

Ближе к 4-5 годам надо выделять по 10-15 минут для занятий по изучению букв. При желании ребенок самостоятельно будет подходить к такому учебному пособию и нажимать кнопочки.

Если же вы хотите ограничиться старым классическим способом, то обучение буквам нужно начинать с тех, которые легче произносятся . Это А и О, В и Н, М и С, И и Л. Немного сложнее буквы К и Б, Р и Э, П и Д, Т.

В последнюю очередь рекомендуется изучать буквы Х и Ч, Г и Ц, Я и Й, Ж и З, Щ и Е, Ф и Я.

Ребенок должен за взрослым произносить звук и одновременно запоминать, как он изображается, видеть перед собой букву. Главное, не путайте малыша, называя алфавитные обозначения букв. То есть вы не должны говорить «эм», а просто «м». Не усложняйте ребенку процесс. Алфавит он выучит позже.

Буквы рекомендуется учить с помощью коротких слов. Буква М — мак, мука, мусор и так далее. Первую букву рекомендуется произносить затянуто, как бы растягивая: м-м-м-ак.

Читайте также

Обычно процесс обучения буквам начинается с буквы А, затем следует У, чтобы ребенку было удобно и просто соединять знакомые буквы А-У. После двух гласных к ним присоединяют согласную М, чтобы дитя выучило самое родное слово МАМА. Из небольшого количества выученных букв нужно составлять разные слова. Так, из букв А, С, О, К, Т, Н можно составить слова КОТ, ТАК, НОС, СОК. Можно для облегчения процесса и большей заинтересованности ребенка купить кубики, карточки или лото. Наглядные изображения будут отображаться в памяти ребенка и сделают процесс обучения более оперативным и доступным. Чтобы малышу было еще интересней, как закрепление пробуйте слепить буквы из пластилина, теста.

Можно их складывать из палочек, спичек, пуговиц. Словом, включайте фантазию! Тогда обучение буквам поможет вам одновременно развивать мелкую моторику вашего малыша. Никогда не заставляйте ребенка заниматься насильственно. Не используйте занятие как средство переключения внимания малыша.

Обучаем ребенка арифметике

Обучение детей цифрам и счету сегодня имеет много вариантов. Можно, например, воспользоваться обучающим курсом методики Глена Домана. Он представляет собой карточки с изображением разного количества одинаковых точек. Дитя сначала учится отличать и сравнивать количество этих точек. Затем ему надо предлагать обозначить карточки цифрами.

Мальчик или девочка, умеющие считать, цифры освоят намного быстрее. То есть, вначале надо научить ребенка считать до пяти. Обязательным является использование предметов для счета. В доме можно считать все, что угодно: чашки, ложки, цветы, пуговицы, детские игрушки, пальчики. Можно ставить пять чашек на стол и каждый раз забирать по одной-две, добавлять. Дитя должно пальчиком пересчитывать их количество. Когда ребенок твердо освоит счет в пределах пяти и будет безошибочно пересчитывать предметы в пределах пяти, тогда можно приступить к усвоению цифр. Начинать нужно с единицы, пробовать ее писать. Затем пишется и запоминается двойка с демонстрацией двух игрушек, предметов, ботинок. Когда ребенок хорошо усвоит цифры и счет в пределах пяти, тогда нужно расширять умение счета до десяти. А для этого лучшим образом подходят пальцы. Затем аналогичным способом с малышом учат цифры от 5 до 10.

Родители должны использовать любые ситуации для закрепления счета. Считайте котов во дворе, машины, конфеты в коробке, детей на площадке. Можно даже считать купюры в кошельке (желательно начинать с одинаковых купюр минимального номинала).

Если вы будете заниматься с ребенком регулярно, то первые успехи вам гарантированы очень скоро. Не забывайте хвалить своего ученика, стимулировать его. Делайте это в присутствии других взрослых и детей.

mirmam.info

Ребенок не может запомнить цифры. Что делать?

Перед тем, как приступить к непосредственному изучению цифр, научите ребенка считать. И вот после того, как малыш с легкостью станет произносить ряд од одного до десяти, приступайте к новому этапу изучения цифр.

Важно показать, как эти цифры выглядят. Это могут быть картинки, карточки, игры. Существует много методик, каждая мама выбирает для своего малыша наиболее удобную и интересную на свой взгляд.

Когда начинать учить цифры?

Ребенок не может запомнить цифрыРебенок не может запомнить цифры

Очень важно заинтересовать ребенка. Если ребенок не может запомнить цифры, может, стоит немного отложить занятия, может это ему еще не интересно, может быть, вы слишком рано занялись изучением цифр.

Трудно сказать, какой возраст наиболее подходит для этого дела. Каждый ребенок индивидуален и интерес просыпается в разном возрасте. Кто-то уже в год считает, а кому и в пять лет трудно отличить четверку от семерки. Сейчас очень модно как можно раньше научить ребенка считать, писать, говорить и так далее. Не зря здесь стоит слово «модно», потому как, в большинстве случаев это нужно не детям, а их мамам, которые потом на детской площадке могут расхваливать свое чадо. На самом деле, выучить цифры ребенок успеет, поэтому если малыш упорно не хочет заниматься, не стоит настаивать, наверняка, ему еще не интересны цифры.

Игра – учение

Не переживайте, если ребенок не может запомнить цифры. Превратите ваши занятия в захватывающую игру. К примеру, купите лото, используйте бочонки для запоминания цифр. Ваш малыш любит рисовать? Это же прекрасно! Купите детский мольберт с магнитной доской и доской для рисования мелками. Может быть ребенку будет легче запомнить цифру восемь, если нарисовать ее в виде очков, а три – в виде змеи.

Старайтесь при каждом удобном случае показывать ребенку цифры. В магазине – ценники, на улице – номера домов и автобусов, в лифте – кнопки с этажами. Со временем малыш обязательно запомнит все цифры.

В запоминании цифр вам могут помочь всевозможные раскраски, загадки, стихи, развивающие игрушки. На доске или бумаге нарисуйте ряд цифр, пропусти одну или несколько, пусть ребенок назовет недостающие цифры. Для начала пишите цифры по порядку, к примеру, 1,2,3,5,6,7,9,10. Через некоторое время, когда малыш с легкостью будет справляться с этим заданием, пишите цифры вразброс – 3,6,4,2,7,1,9,10.

Еще одна занимательная игра: из картона вырежьте крупные цифры, пусть ребенок закроет глаза и на ощупь отгадывает цифры.

Организация занятия запоминания цифр

Но, запомните, все ваши труды окажутся напрасными, если малышу не интересно заниматься изучением цифр. Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, в спокойной обстановке, занятия должны проходить в игровой форме, не злитесь и не ругайте , если ребенок не может запомнить цифры сразу. Не переставайте хвалить его. Правильно организуйте режим, лучше заниматься каждый день по 10-15 минут, чем раз в неделю по два часа – это только утомит ребенка. Психологи утверждают, что проводить занятия лучше в утреннее время, к примеру, после завтрака, так информация лучше воспринимается и запоминается.

Что делать, если ребенок не может запомнить цифры?

Если все-таки ребенок не может запомнить цифры, не настаивайте, может быть, время еще не пришло. Предложите ребенку позаниматься через пару недель. Не настаивайте, это наоборот отобьет интерес малыша к занятиям.

nmedicine.net

Как научить ребенка запоминать цифры

 

Обычно дети учатся считать до трех, а затем и до десяти достаточно рано, но запомнить, как выглядят цифры, а тем более воспроизвести их на бумаге – задача более сложная. Уметь называть и писать цифры – так же важно, как и буквы алфавита. Это кирпичики, из которых строится умение ребенка читать и писать. Для изучения цифр существуют специальные методики, которые помогут вашему ребенку в короткие сроки запомнить этот материал.

Процесс изучения цифр

Шаг 1. Постепенное изучение цифр

За один урок изучайте только одну цифру, даже если ребенок хорошо ее запомнил и требует продолжения. Лучше посвятить оставшееся время закреплению материала.

Шаг 2. Цифры на бумаге

Показывайте ребенку цифры на ярких картинках. Можно распечатать красивые карточки для этих целей. Крупные цветные изображения лучше запоминаются, чем обычные цифры, написанные ручкой на бумаге:

Шаг 3. Правописание цифр

Пусть ребенок попробует самостоятельно писать цифру. Даже если у него это будет плохо получаться, при воспроизведении на письме цифра запомнится лучше.

Шаг 4. Использование ассоциаций при изучении цифр

Применяйте ассоциации. У цифры "1" длинный нос, цифра "2" похожа на лебедя, "4" на перевернутый стул, "8" на снеговика, и т.д:

Шаг 5. Рисование цифр

Во время лепки и рисования вспомните о цифрах. Пусть ребенок нарисует и слепит цифру, которую вы недавно выучили.

Рекомендации при изучении цифр

Рекомендация №1. Обучение с ранних лет

Начинайте показывать ребенку цифры в то же время, когда приступаете к изучению букв. Чаще всего родители полагают, что цифры – это более сложный материал, и оставляют его на потом. Но для ребенка нет разницы в том, какой именно символ он изучает. Показывайте отдельно буквы и отдельно цифры, но это можно делать в течение одного дня.

Рекомендация №2. Поддержание интереса

Для ребенка в возрасте 3-4 лет обучение – это интересная игра, за которую он принимается с удовольствием. Старайтесь поддерживать в нем это стремление, не создавайте излишней нагрузки и не превращайте процесс в обязанность. Помните, что ребенок еще совсем маленький, но его память работает очень активно, и даже небольшой объем информации становится тем фундаментом, на котором будет успешно строиться дальнейшее обучение.

Рекомендация №3. Применение знаний на практике

Старайтесь применять полученные ребенком знания на практике. Например, пусть он самостоятельно наберет номер телефона бабушки под вашу диктовку. Попросите его проговаривать цифры на рекламных щитах во время ожидания в очереди.

Также хорошо заучивается информация, которую ребенок применяет к себе. Пусть он запомнит и проговорит, сколько ему лет, в какой день он родился, какой номер имеет ваша квартира и т.д.

Покажите малышу часы и календарь. Конечно, он не сможет пока определять время или день месяца, но цифры на этих предметах представлены очень ярко. Объясните, что цифра "6" на циферблате часов означает время, когда папа возвращается домой, а цифра "8" на календаре означает праздник 8 марта. Таким образом вы заложите азы понимания времени и впоследствии процесс изучения этого материала будет проще даваться ребенку.

Рекомендация №4. Счет в игровой форме

Просите ребенка не только считать предметы, но и показывать цифру, которая получилась. Например, на диване сидят пять кукол, пусть ребенок пересчитает их и покажет картинку с цифрой "5". Ещё лучше, если он сможет написать ответ самостоятельно.

Хорошо помогают в этом процессе пластиковые буквы и цифры. Их можно перевозить на машинке, давать в руки куклам, украшать игрушечный торт и даже придумывать маленькие сценки, в которых они будут персонажами.

Заключение

Ребенок будет легко запоминать цифры, если регулярно уделять время этому процессу. Если же показать ему символы, а затем отложить этот материал на несколько месяцев, всё забудется и придётся начинать с начала. Поэтому старайтесь использовать свободную минутку, чтобы освежить в памяти малыша полученные знания.

imdiv.com

Учим цифры с дошкольником | Все Для Детей

Кто из родителей откажется, чтобы в тетрадке их маленького школьника цифры были аккуратными, как оловянные солдатики? Стройные шеренги, плечом к плечу, а внизу оценка учителя – «Молодец! Отлично!». Как научить ребенка цифрам, чтобы видеть эти прекрасные слова в родной тетрадке как можно чаще?

В чем причина трудностей при изучении цифр?

Если буквы знать до школы желательно, то цифры обязательно. Почему запомнить цифры так трудно? Чаще всего, ребенку кажется, что они похожи: 3 и 2, 1 и 7, 9 и 6 – согласитесь, есть что-то общее в написании их элементов.

Другая причина – дошкольник не понимает смысла изучаемого материала: для чего нужны цифры? Что они  значат? Почему он должен их учить? Как выучить с ребенком цифры в таком случае? Изучить состав чисел и привязать цифры к количеству совсем не трудно, если есть в запасе время и десять счетных палочек. На нашем сайте есть достаточно материалов на эту важную тему.

А вот как быть с написанием цифр, их названием и внешним видом? Об этом немного позже…

План изучения цифры

Как научить ребенка запоминать цифры? Основное правило – начинайте медленно. Как и алфавит, цифры не стоит заучивать одновременно.

  • Попросите ребенка отсчитать необходимое количество предметов. При этом выкладывайте их в шеренгу.
  • Расскажите малышу, что это число обозначается цифрой…
  • Рассмотрите цифру, обсудите ее, подберите ассоциацию. Если в дальнейшем малыш не сможет назвать имя цифры, не спешите ему подсказать, а напомните о той ассоциации, которую вызвала данная цифра. Набор ассоциаций меняться не должен.
  • Повторите упражнение несколько раз: отсчитываем, показываем и называем цифру. Этот прием позволит установить взаимосвязь между числом и цифрой, а также активизирует несколько видов памяти (звуковую, речевую-артикуляционную, двигательную память рук и зрительную)
  • В дальнейшем повторяйте эту цифру и предыдущие, пока карапуз не почувствует себя уверенно.

На первый взгляд этот план выглядит довольно скучно и сурово. На самом деле, каждый его пункт – это веселая динамичная игра.

Мы сегодня не скучаем – цифры с мамой изучаем!

Чего только стоит такой совет, как научить ребенка различать цифры с помощью ассоциаций! Вот что можно сказать малышу:

  • 0 – колесо от машины
  • 1 – столбик с клювом
  • 2 – гадкий утенок
  • 3 – заячьи уши
  • 4 – оттопыренный локоток
  • 5 – животик с шапкой
  • 6 – бублик с флажком
  • 7 – полочка
  • 8 – матрешка
  • 9 — качели

Как еще можно учить цифры с ребенком, играя? Очень хороши магазинные игры с цифрами:

  • домино
  • лото
  • игры-бродилки
  • детские карты
  • цифровые сортеры

Есть и самодельные игры, которые ничего не стоят для бюджета. Для их изготовления понадобятся лишь ножницы и цветная бумага.

Упражнения для обучения цифрам

Узнай цифру

Чтобы обучить ребенка цифрам с помощью этой игры, потребуется такая наглядность, как цифры, которые малыш уже знает и трафарет такого же размера, как и карточка с цифрой. Вырежьте в трафарете несколько отверстий. Это могут быть небольшие круги, прямоугольные прорези и даже фигурки животных. Накройте цифру трафаретом и покажите карапузу. Его задача – угадать цифру.

Кто спрятался?

На альбомном листе нарисуйте большую цифру и согните ее как угодно: пополам, на четыре части, отогните уголок и т.д. Задача дошкольника – узнать цифру по ее части.

Какую цифру я загадала?

У Вас в руках – стопка карточек со счетным материалом. Перед ребенком лежат цифры. Вы показываете карточку, а ребенок быстро находит цифру, которая соответствует числу изображенных предметов. Если он ответил правильно, скажите ему, что он самый настоящий волшебник!

Цифра-соседка

Такая игра, как «Цифра-соседка» учит ребенка не только цифрам, а и работает над повторением числового ряда. Вы говорите такую фразу: » Я загадала число меньше 8, но больше 6, угадай число и найди цифру!».

Паровозик

Сделайте плоскую модель паровоза с необходимым количеством вагонов. Вагоны можно сцеплять и расцеплять (закрепите на них разогнутые скрепки). Пусть малыш поработает машинистом и соберет свой поезд – по количеству точек на вагонах пронумерует их (подберет цифры) и укомплектует по порядку.

Для изучения цифр подойдет любая игра, с помощью которой учат буквы. Ведь цифра – тоже знак, а вот запомнить его значительно легче. Меняйте игры, и занятия никогда не утомят малыша!

www.vse-dlya-detey.ru

Как научить ребенка считать? | Как правильно учить цифры

Учиться считать можно начинать, если Вашему ребенку уже исполнился годик.Но какой бы умный и смышленый не был Ваш малыш  - начинать надо с малого и постепенно двигаться дальше.научить ребенка считатьДля годовалого ребеночка будет полезно организовать "игру в пальчики" .Знакомить кроху с цифрами в этом возрасте конечно еще рано.Лучше во время прочтения стишков-считалочек загибайте пальцы у себя на руках и пальчики малыша.Считать до пяти будет вполне достаточно для маленького ребенка и не обязательно ,чтобы он запоминал последовательность счета.Тренировка мелкой моторики пальчиков и развитие образного мышления закладывают фундамент в формирование математических способностей - такие традиционные игры,как "Куй-куй башмачок" или "Сорока-ворона" будут полезны и интересны для Вашего крохи.

В 2 годика познакомим ребенка с таким понятием,как 'много'.Обращайте внимание ребенка на то,сколько у него игрушек в ящичке,а сколько сейчас машинок у малыша в руке. Очень полезно для ознакомления ребенка с числовыми величинами давать поиграть с матрешкой.Покажите малышу,как из одной матрешки вдруг получается две,три и так далее.Ближе к 3 годам знакомим малыша с таким понятием,как сравнение.Все,что окружает ребенка ,сравниваем друг с другом - толстая книжка и тоненькая,большая кукла и маленькая,длинные волосы и короткие.

В 3 годика начинайте постепенно знакомить ребенка с цифрами.На начальном этапе осваивайте цифры от 1 до 5.Показывая как выглядят эти цифры,одновременно демонстрируйте соответствующее количество предметов - два яблочка,одна машинка,четыре орешка.Когда одеваете ребенка,акцентируйте внимание на количество вещей - два носка,одна рубашка,две руковички,четыре пуговицы т.д. Прогуливаясь с малышом по улице,посчитайте вместе с ним объекты,мимо которых проходите : сколько машин стоит у обочины,сколько деревьев ,домов,скамеек - старайтесь выбирать для подсчета объекты количественно не более пяти.Вернувшись домой,попросите малыша сосчитать количество ботинок в коридоре и поразмыслить,сколько человек можно обуть в них.Читая малышу сказку на ночь,рассмотрите с ним внимательно иллюстрации и попросите сосчитать количество ,например,гномов или других сказочных героев.Обращайте внимание ребенка на нумерацию страниц - у малыша будет откладываться в памяти,как выглядит та или иная цифра.Приготовив еду ребенку,попросите его помочь накрыть на стол,подавая нужное количество тарелок и приборов : Подай мне, пожалуйста, 2 вилки, две тарелки, три столовые ложки и т. д. Попросите его поровну разделить ломтики хлеба. Собираясь в магазин за покупками вместе с ребенком,расскажите ему ,что надо купить из продуктов : сыр, молоко, буханку, хлеба творог.Перечисляя продукты,загибайте малышу пальчики и с серьезным видом попросите,чтобы он напомнил Вам в магазине весь список продуктов,которые надо купить.А в магазине сделайте вид ,что забыли,какие продукты нужны и попросите малыша напомнить список,загибая пальчики (не забыть бы чего ...).Если ребенок с успехом справился с поставленной задачей,в следующий раз расширьте список товаров для покупки,добавляя к перечню весовые параметры того или иного продукта : хлеб,масло,2 килограмма печенья,1 килограмм орехов.Дома Вы можете закрепить навыки счета, разыгрывая сцены покупки товаров в "домашнем магазине".В качестве денег можно использовать любую "валюту" -фантики, пуговицы или вырежьте "купюры" из бумаги .Меняйтесь ролями - сперва вы продавец,а малыш покупатель,потом - наоборот.Старайтесь поощрять малыша за точно выполненные подсчеты.Например,попросите его разделить 5 конфеток на троих,а все что останется - забрать себе.

К пяти годам ребенку вполне по силам освоить числа до 10 и выучить цифры.Но старайтесь добиться того,чтобы малыш не просто заучил названия и последовательность цифр,а также имел представление о том,какое количество предметов обозначается той или иной цифрой.И,например - четыре шарика,четыре яблока или четыре щенка обозначаются одной и той же цифрой - 4 .Ребенку нужно помочь уловить взаимосвязь между количеством предметов и соответствующей цифрой. Для запоминания цифр очень полезно развесить их изображения в разных местах квартиры - есть еще цифры на магнитных липучках - Вы можете прилепить их на холодильник и они всегда будут перед глазами во время трапезы малыша.Если цифры будут постоянно попадаться на глаза ребенку,то он быстро запомнит их.Когда ребенок хорошо усвоит счет от 1 до 10 ,Вы можете начинать знакомить его с цифрой "ноль" .Ребенок уже хорошо понимает,что если было 2 конфетки ,он съел одну - осталась одна конфетка.А если съесть еще одну конфетку,то не останется ни одной конфетки,Ноль конфеток и нарисуйте цифру '0'.

Ближе к дошкольному возрасту начните обучать ребенка ряду цифр свыше десяти.Для начала продемонстрируйте визуально,как они образуются.В этом Вам помогут счетные палочки.Положите в ряд 10 палочек (с этим количеством предметов и цифрами до 10 ребенок уже должен  хорошо быть знаком).Расскажите,что когда-то в далекие времена десять называли "дцать".Положите на этот ряд счетных палочек еще одну (для акцентирования- другого цвета) и скажите "Один на дцать ".А на листке бумаги напишите цифровое обозначение - 11.Добавляйте "На дцать" по одной палочке и дойдите до цифры 20,иллюстрируя каждую цифру на бумаге. Конечно же мгновенного понимания,а тем более запоминания не произойдет.Но занимаясь ежедневно,ребенок быстро усвоит новые 'премудрости' математики.Когда ребенок разберется с числовым рядом до 20,можно приступить к знакомству с цифрами до ста и посмотреть,как образуются десятки.Положите на наши десять счетных палочек еще десять штук (желательно другого цвета) и поясните сколько всего получилось "два дцать",где дцать, как нам уже известно, обозначает десять.Затем - "три дцать".Сопровождайте свои объяснения написанием цифр.О числе "сорок" расскажите отдельно - в древности оно обозначало "очень много".Затем комбинируйте десятки с единицами - положите,например,на двадцать счетных палочек еще три - получится 23.Напишите число и предложите ребенку сделать свою комбинацию из палочек.

Занимайтесь с малышом постепенно и поэтапно - важно добиться того ,чтобы ребенок не только запоминал цифры,но и понимал счет.В корне не верно заставлять ребенка запоминать,что ,скажем, 3+4 будет 7.На столе было три яблока,потом положили на стол четыре груши и получилось в результате 7 фруктов. Ребенок должен понимать механизм складывания - Сначала смотрим,сколько было,затем сколько прибавили и сколько стало всего.Аналогичным образом объясняется и механизм вычитания.Сейчас в продаже появилось много иллюстрированных книг для деток с математическими заданиями,составленными в увлекательной,игровой форме.Такие книги будут полезны для развития математических способностей у Вашего ребенка. И помните - математические способности - это никакой не дар природы.Занятия математикой не требуют каких-то незаурядных способностей от ребенка и способствуют развитию смекалки,логического мышления, повышают умственные способности.

В категории 'Загадки' Детского Мира на BEBI.LV Вы можете найти загадки про цифры для Вашего ребенка. Следующая статья : Cенсорное развитие ребенкавернуться на Главную страницу

ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ...

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

bebi.lv

Как научить ребенка счету

Несмотря на огромное количество различных развивающих игрушек и игр, проблема, как научить ребенка счету, волнует сегодняшних мам не меньше, чем когда-то их мам. Не стоит полностью рассчитывать на детский сад или развивающий центр, куда малыш ходит на занятия. Как правило, во всех детских организациях малышам дают общие понятия, используют общепринятые методики, но они не ориентированы на индивидуальные особенности развития конкретного малыша. Если мама знает, как научить ребенка устному счету, то лучше нее с этой задачей не справится никто.

обучение ребенка счету

Как научить ребенка цифрам: когда и с чего начинать

Оптимальный возраст для закладывания в детскую головку математических основ считается 3 – 4 года. В этом возрасте ребенок активно интересуется новым, как губка впитывает информацию. Особенно, когда она преподносится ему в легкодоступной для детского сознания форме.

Не стоит начинать обучение математике сразу с рисования и названия цифр. Это у взрослых устойчивая ассоциация «цифра и ее написание», а для ребенка, что один, что двести пять, не имеет никакого смыслового значения. Для него цифра – очень абстрактное понятие.

Обучение детей порядковому счету в пределах десяти при помощи пальцев вызывает противоречивые мнения. На самом деле удобно и эффективно использовать пальчики для счета, когда ребенок еще мал. Позже можно начать активно использовать прикладные подручные материалы. В этом нет ничего страшного. Другое дело, что не стоит учить счету на пальцах, когда родители с этим немного запоздали, ребенок подрос, а маме нужно, чтобы он научился считать как можно быстрее.

Традиционно для знакомства малыша с цифрами использовались счетные палочки или счеты. На самом деле совсем необязательно устраивать подобие школьного урока и покупать специальный обучающий материал. Стать им могут любые предметы.

В процессе обучения мама может использовать все, что есть дома, не отрываясь от своих домашних дел. В процессе приготовления еды для обучения счету мама может использовать овощи и фрукты, убираясь в ванной – можно посчитать с ребенком полотенца, зубные щетки, ватные палочки, в детской – игрушки, складываемые в коробку или ящик, при наведении порядка в комнате.

Как научить ребенка хорошо считать

С самого начала нужно, чтобы ребенок понял разницу между понятиями «один» и «несколько, много». Лучше всего делать это с однотипными предметами. Например, кубиками или мячиками. Нельзя использовать только слишком маленькие предметы, которые ребенок может незаметно отправить себе в рот и проглотить.

Вполне эффективно обучение идет, если использовать в обучении любимые детские лакомства. Например, фрукты или ягоды. Поочередно давая по одному яблоку сыну или дочке, нужно делать акцент на том, что было яблоко одно, а стало – много. Только когда ребенок уверенно и твердо усвоит эту разницу можно приступать к изучению цифр.

На этапе изучения цифр не стоит сразу давать малышу объемную информацию. Например, заставлять выучить цифры от одного до десяти. Для начала пусть научится оперировать цифрами до трех, затем – до пяти, затем – до десяти.

Можно просить ребенка нарисовать одно солнышко, три цветочка, пять кубиков, интонационно выделяя нужное количество. Тот же самый интонационный прием можно использовать при строительстве игрушечной башни из кубиков, разборе матрешки или собирании пирамидки.

Главное в процессе познания мира цифр для ребенка – наглядность. Она существенно облегчит запоминание и понимание. Поэтому выбирая между карточкой, где нарисована цифра «пять» и пятью яблоками, предпочтение стоит отдать последнему варианту.

Можно надувать и считать шарики, выделяя количество по цветам. Например, три красных и два желтых, а вместе пять. Можно строить дом из кубиков разного цвета, считая их вместе и по отдельности. Можно считать предметы, изображенные на картинках. Главное, увлечь малыша и хвалить за каждый маленький успех.

Как научить ребенка цифрам: переход к изображениям чисел

Когда ребенок хорошо усвоил количественное значение цифр можно приступать к объяснению их графических изображений. Для этого нужно подготовить карточки с изображенными на них числами и необходимое количество любых предметов.

Например, взять килограмм мандаринов. Перед ребенком нужно положить карточку с нарисованной цифрой «один», а сверху на изображение – один мандарин, далее положить карточку с цифрой «два» и сверху – два мандарина. При этом нужно объяснять, что все цифры, которые ребенок может посчитать, имеют свои собственные значки.

Процесс изучения «волшебных» значков можно сделать более увлекательным, если играть в «Угадай-ку». Ребенок показывает карточку с цифрой, а мама ему быстро ее называет (угадывает). Карточки могут быть в виде вырезанных из картона самодельных монет. Такие можно дополнительно предложить ребенку раскрасить, интонационно выделяя значение каждой раскрашиваемой цифры.

Как закрепить знание цифр

Обучая ребенка счету, как и при обучении чтению, не следует его торопить. Если он непоседлив и гиперактивен, его сложно увлечь собиранием мозаики или конструктора, где можно посчитать детали и элементы, то изучать и закреплять цифры с ребенком стоит в подвижных занятиях.

Это могут быть, например, танцы или гимнастика. Совершая определенные движения – три притопа, два приседания, один хлопок в ладоши, пять наклонов, семь приседаний, ребенок быстрее овладевает цифрами и довольно скоро может сам отсчитывать нужное количество движений.

Закреплять начальные математические знания очень полезно с помощью детской литературы, где есть перечисления. «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», « 12 месяцев», «Козленок, который умел считать до десяти», «Цветик-семицветик» — все эти и другие детские книги, в зависимости от возраста ребенка, помогут закрепить новые полученные знания.

Прочитав ребенку сказку, нужно побеседовать с ним не только о содержании, что понравилось или не понравилось, но и сколько всего было в истории героев, сколько из них «плохих», а сколько хороших, сколько раз повторялось то или иное сказочное действие или событие.

Обучение устному счету может проходить в любом месте. Даже на прогулке. Можно считать воробьев, листья, цветы, скамейки, ступеньки в подъезде, деревья во дворе, машины. Складывать в уме и вычитать увиденные предметы.

Ну, а если хочется чтобы ребенок глубоко развил свои математические способности, то стоит подойти к задаче комплексно: научить ребенка решать математические ребусы, логические загадки, занимательные головоломки, задачки на внимательность, помочь освоить ему шахматы.

И помнить: способности к математике можно развить в любом ребенке. Главное, найти правильный подход к чаду, вызвать неподдельный интерес к миру цифр.

Вам может быть интересно:  Группы смерти: как понять, что ребёнок в опасности?

dom-isemya.ru

Когда начинать учить буквы и цифры?: 2-3 года, развитие ребенка

Когда начинать учить детей счету и чтению? Расскажет психолог Благотворительной организации «Иная» Ольга Мельницкая.

«Алёшенька уже считает до 10», – делится молодая мама на детской площадке с нескрываемой гордостью, - «А ведь ему всего полтора года. Это его папа научил. Это у них семейное, муж сам в математической школе учился».

«А Сонечка уже выучила всю азбуку и соединяет слоги», – вторит первой маме вторая, – «А ей нет еще и четырех лет. Наверное, в четыре годика уже книги будет читать, как ее тетя».

И между мамами возникает оживленный разговор о важности раннего развития, о пользе обучения ребенка чтению и счету, о страшных школьных программах и том, что в первый класс тех, кто не умеет считать и писать, уже не берут. Все хором соглашаются, что начинать «чем раньше, тем лучше».

Еще одна мама печально смотрит на своего ребенка, которому уже два с половиной года, а он не только не выучил цифры, но пока отказывается толком говорить что-либо кроме «мама» и «папа. Она  просит поделиться методиками обучения двухлеток грамоте. 

При этом присутствует папа с сыном, которому уже пять, и он не читает книг и не решает примеры! В ужасе отец думает, что его ребенок, наверное, «не такой как все» и принимает решение с сегодняшнего дня нанимать малышу репетиторов. 

И только одна спокойная бабушка с двумя внучками пытается донести молодым родителям свою мысль о том, что каждый ребенок обязательно выучит и алфавит, и цифры, когда придёт его время. Но на фоне Леши и Сони ее слова выглядят очень неубедительно.

Когда же начинать? Кто прав в этом споре, который практически ежедневно возникает в родительских коллективах, на тематических сайтах и форумах в сети? Спросим психолога Благотворительной Организации «Иная» Ольгу Мельницкую.

Когда ребенок готов учиться?

Надо понимать, что у детей процесс обучения и познания окружающего мира идет без перерыва, c самого их рождения. Иногда информации бывает слишком много, тогда малыш капризничает и даже плачет.  

Это родители обычно понимают, и новые впечатления выдают младенцу дозированно. Если же крошке не хватает материала для развития, малыш точно так же может ныть, постоянно дергать взрослых и требовать развлечений.  

До трех лет дети учатся ходить, говорить, пользоваться горшком, самостоятельно кушать. Они узнают свое место в семье и окружающем мире. Их мозг так стремительно впитывает новые знания и умения, что нагружать ребенка еще и школьной грамотой – просто нет смысла. 

Хотя многие системы обучения, к примеру, методики Домана или Зайцева, говорят о том, что ребенку нужно показывать буквы и цифры еще с шести месяцев.

Но в этом возрасте маленькому человеку еще совершенно невозможно догадаться про настоящую пользу этих забавных картинок. Конечно, малыш их запомнит, как и любую информацию, которую ему преподносят регулярно. Но если же перестать это делать, то  двухлетка или трехлетка совершенно забудет все, чему его выучили, найдя себе занятия и развлечения по возрасту.

А вот к шести-семи годам, когда малыш уже будет понимать, что такое счет и чтение, он гораздо легче и быстрее все это усвоит. Ведь в этом возрасте ему уже будет ясно, как можно практически применить эти знания.

Почему некоторые дети начинают читать и считать уже в три-четыре года?

Если родители увлечены ранним развитием ребенка и постоянно занимаются с ним алфавитом и цифрами, то малыш (причем, далеко не каждый) запомнит все, чему его учат.

Но говорить о том, что он действительно умеет читать и считать, можно будет только тогда, когда кроха абсолютно самостоятельно будет это делать. При этом, уметь не только складывать буквы в слоги и формировать из них слова, а понимать их значение и быть способным рассказать про прочитанное.  

У некоторых деток к четырем-пяти годам это получается. Но так как все дети имеют свои темпы психического развития и свои возможности и потребности в познании мира, то рассчитывать на то, что занятия обязательно дадут результат, совершенно не стоит.  

Как правильно заниматься с ребенком?

Самое главное правило – у крохи должен возникнуть спонтанный интерес к алфавиту и счету. Для этого можно просто подождать шести лет, когда он уже поймет, что мир наполнен информацией, которую можно получить, умея читать.

Цифрам (в пределах 5-10) ребенок обычно учится самостоятельно, пытаясь понять, сколько ему дали яблок или конфет. Особенно быстро выходит овладеть этим навыком у детей из  многодетных семей. Дело родителей тут – просто подсказывать ребенку и озвучивать количество предметов.

Специальные карточки, таблицы, кубики оказывают хорошую помощь в обучении. Помогают также игры, в которых нужно найти буквы; картинки с предметами; раскраски и другие методические материалы. 

Не навязывайте знания насильно, вы можете вызвать отторжение и неприятие к ним. Сам «урок» не должен быть дольше 10-15 минут. Хотя вы сами увидите, как малыш начнет «скучнеть» и терять интерес к занятиям и поймете, что пора прекращать.

Как понять, что уже можно начинать обучение?

  • Ребенок строит фразы. Так как, если малыш еще плохо говорит или не говорит вовсе, то есть большой шанс, что он может научиться считать при помощи табличек со словами или кубиков, и будет общаться именно так.
  • Ребенок выговаривает все или почти все звуки. Ведь если он не может произнести букву, то и запомнит ее неправильно. Плюс он должен хорошо различать звуки на слух. 
  • Ребенок ориентируется в пространстве. Часто дети, начавшие очень рано писать и читать, еще не владея этим навыком, пишут буквы в зеркальном отражении или даже читают в обратном порядке.
  • Малыш подражает взрослым – берет книгу и делает вид, что читает. Внимательно слушает сказки и даже может рассказать, что услышал. Спрашивает, как называются буквы или что написано в книге или на рекламном щите.

В итоге все дети рано или поздно овладевают и чтением, и счетом. Дело же родителей – просто облегчить им эту задачу.

Автор: Наталья Блок

svitmam.ua