Каждой маме знакома такая ситуация – ушла в магазин за хлебом, а принесла домой не только хлеб, но и новую куколку 🙂
Казалось бы, все полки в детской уже забиты игрушками, сказочные персонажи выглядывают из разных коробок, но эта куколка такая красивая! Ее просто невозможно было не купить — у нее невероятно очаровательные глаза. Или похожая ситуация, когда ребенок выпрашивает у мамы очередного «миньона», хотя каждый представитель этой культуры уже пребывает в абсолютном забвении глубоко в шкафу. «Ну, купи, купи!» — слышится на весь магазин. «Не купишь? Ну, тогда, может этого жирафа из Мадагаскара? Не купишь? Ты меня не любишь!». Все это сопровождается громким плачем, нытьем всю дорогу до дома по поводу, какая плохая мама и заканчивается гневно насупленными бровями малыша.
Согласно статистике у каждого ребенка в среднестатистической шведской семье не менее 600 игрушек (данные журнала «Esquire»). Узнав об этом, я решила пересчитать все игрушки своей годовалой дочери. Их оказалось больше 100. Многовато для такой малютки. В тот момент я задумалась, а сколько на самом деле ей нужно игрушек. И почему я не могу просто пойти купить хлеб, а мои руки так и тянутся к той самой куколке с незабываемыми глазами?
По мере взросления ребенка новых игрушек становится все меньше, а времени для игр со своими ровесниками все больше. Возрастает интерес к групповым играм, посещениям различных кружков и секций, а также к семейным выходам в свет, поездкам в горы или на пикник.
Первые шесть месяцев ребенку нужны красочные и яркие игрушки, которые «пищат», звенят, издают различные музыкальные звуки. Именно такие игрушки побуждают его к осмысленным и целенаправленным движениям. Непременным условием их использования является безопасность. Музыкальная игрушка не должна воспроизводить слишком громкий звук, максимально допустимым считается шумовой фон в пределах 65 децибел. Превышение этой нормы может отразиться на его слуховом восприятии и даже повлиять на психическое состояние малыша.
Можно прикрепить к кроватке колокольчик, чтобы он звенел при каждом движении ребенка. Тогда маленький кроха начнет улавливать связь между раскачиванием кроватки и звоном колокольчика и будет прилагать усилия, чтобы услышать его еще раз. Для этих целей также подойдет и погремушка, и музыкальный мобиль.
С рождения до полугода малышу очень интересно все потрогать и ощутить на вкус. Тактильный контакт просто необходим. В этот период формируется основной навык хватания и удерживания, поэтому важно уделить внимание игрушкам, способствующим развитию мелкой моторики рук. Достаточно будет 5-6 игрушек из разного материала и формы.
Родителям важно знать, что игрушка, предназначенная для такого маленького ребенка, должна быть абсолютно безопасна для него. Никаких острых углов, торчащих креплений, мелких и осыпающихся деталей, краски или лака. Размер игрушки должен быть превышать диаметр в 4 см, чтобы малыш не смог нечаянно проглотить ее. Материал должен быть качественным и нетоксичным.
От 10 месяцев и до полутора лет у ребенка происходит новый этап развития, когда он исследует все окружающее. Он уже умеет открывать дверцы шкафа, доставать вместе с мамой белье из стиральной машинки и складывать свои кубики в коробку. В этом возрасте хорошо подойдут наборы легких цветных стаканчиков, пластмассовые пирамидки с крупными кольцами, деревянные матрешки, тканевые кубики с яркими картинками и самый обычный мяч. Мяч развивает ловкость рук, его можно катать по полу, бросать в разные стороны и пинать ногами. Для этого он должен быть не больше 15 см.
После года и до 2 лет ребенок пытается подражать взрослым и старается повторять все их действия. У него просыпается интерес к разнообразному животному миру, поэтому его могут привлечь игрушки в виде петушка, кошечки или собачки. Если такие игрушки будут гавкать, мяукать или кукарекать, малыш станет с удовольствием повторять все эти звуки. У него произойдет осознание, что собачка издает один звук, а кошка – другой. Начнет преобладать ассоциативное мышление.
Также подойдет уточка на веревочке, которую можно тащить за собой, а она этот момент будет крякать или проигрывать веселую мелодию. Уточку можно заменить паровозиком или машинкой – это неважно. Главное, что их можно тянуть за собой на веревочке, малыши любят подобные игры. К тому же так закрепляется навык хождения.
Читаем также: Рейтинг ТОП-10 самых вредных детских игрушек
Приблизительно до 2,5 лет детей интересует познание себя и своих возможностей. Они пробуют возить на паровозике резиновую собачку, составляют друг на друга кубики, потом вытаскивают один и наблюдают, как рушится вся возведенная ими конструкция.
В доме обязательно должно быть место, где ребенок может разложить все свои игрушки. Шкафы для их хранения необходимо предусмотреть. Проявление инициативы и попыток придумать новый способ поиграть с игрушкой должны находить одобрение в действиях родителей. Психологи считают, что игрушки для детей должны быть простыми и позволять малышам проявить свою фантазию по их применению.
Когда малыш достигает возраста 4-5 лет, ему требуются более практичные игрушки, несущие смысловую нагрузку. Это могут быть детские наборы бытовой техники (состоящие из микроволновки, стиральной машины, плиты или пылесоса), различные конструкторы, элементы для кукольного театра, пазлы, мозаика и автотреки. Ребенок уже может сам выбирать то, что ему нужно. Он придумывает истории, выстраивает в игре целую сюжетную линию и ему необходимо наличие всех ее составляющих. Родителям необязательно каждый раз бегать за ними в магазин, можно обойтись и «подручными» средствами. (ТОП-20 лучших игрушек для детей 4-5 лет (игрушки бестселлеры))
Читаем также: Роль куклы в развитии детей
Однажды я была в супермаркете и услышала, как спорили рядом стоящие люди, купить им очередную машинку для сына или все-таки игровую палатку. Меня заставило это улыбнуться. Лучше купить ребенку палатку, подумала я. Машинка – всего лишь очередная, а вот палатки еще нет. У ребенка должен быть весь «арсенал» игрушек, каждого вида понемногу. Это даст ему представление обо всех предметах, способах игры с ними и разовьет его фантазию.
Ошибаются те, кто разграничивает игрушки по половому признаку – мальчики должны играть с машинками, а девочки с куклами. Это не так. Чтобы гармонично развиваться, ребенку обязательно использовать для игр и те, и другие игрушки. Огромное количество ни к чему. Разнообразие – вот что нужно любому ребенку.
Читаем также: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками
Ни в одной книжке вы не найдёте сведений о точном количестве необходимых ребёнку игрушек. Предусмотреть особенности каждого малыша, условия его жизни, воспитания и дать всего лишь один исчерпывающий ответ на все случаи жизни — невозможно. Но мы всё же попытаемся.
Ни один ребенок не представляет свою жизнь без игрушек. А родители, в свою очередь, стараются, чтобы эти игрушки были как можно более интересными и безопасными. И сегодня на прием к доктору Комаровскому пришел теле- и радиоведущий Сергей Рост, чтобы спросить, на что необходимо обращать внимание при покупке игрушек, как за ними ухаживать и какие игрушки можно считать безопасными.
Нет ничего необычного в том, что ребёнок увлечён игрой – только так дети познают и мир, и себя. Вместе с тем важно понимать, где та грань, за которой страсть к игрушечному парку машин или принцессам в розовых нарядах начинает вредить малышу. Давайте рассмотрим ситуацию: меньше игрушек – больше фантазии.
Татьяна Замахова и Марина Белозёрова обсуждают проблемы организации пространства в доме c ребёнком.Порядок в доме с ребёнком возможен!
razvitie-krohi.ru
Начну статью с простой мысли: ребёнку до года для полноценного развития вполне хватит разных бытовых предметов и простейших игрушек, сделанных своими руками. Я уже публиковала подборку идей самодельных игрушек для самых маленьких. Однако это не значит, что вам нужно отказываться от подарков и покупки игрушек для малыша, которые вам нравятся и кажутся подходящими по возрасту. Я просто считаю, что без них вполне можно обойтись, однако это не значит, что хорошие игрушки для малышей до года бесполезны или вредны.
Итак, давайте подумаем, какие особенности развития свойственны малышам от рождения до года. И какие же игрушки могут помочь им на пути активного развития.
1. Новорожденный малыш плохо видит, понемногу различает голоса, не умеет захватывать предметы.
Единственная вещь, которая может пригодится в раннем возрасте – это мобиль, точнее мобили. Их может быть несколько, чтобы сменять друг друга. Желательно, чтобы мобиль был без музыки или в крайнем случае с тихой нежной мелодией. Лучше, если сначала фигурки будут контрастными, чёрно-белыми, а потом уже цветными. И совсем здорово, если фигурки будут ручной работы. Это красиво, экологично и очень душевно.
pic
2.Немного позже малыш учится держать головку, затем переворачиваться и тянуться ручкой к предметам.
В этот период малышу приятно полежать под арочкой с игрушками. Он с удовольствием будет тянуться к висящим игрушкам, рассматривать их, толкать ручками и наблюдать, как они качаются.
pic
Также малыша могут окружать висящие игрушечки в разных местах комнаты (на бортиках кроватки, на стене, у двери и т.д.).
pic
Здесь же актуальны первые погремушки с разными звуками. Особенно хороши деревянные марокасики с разными наполнителями.
pic
И да, если вы носите малыша в слинге, не забудьте купить слингобусы. Эта замечательная вещица концентрирует внимание малыша, её интересно рассматривать, к ней можно тянуться, а в дальнейшем пробовать на ощупь и на вкус.
pic
3. Затем малыш начинает брать предметы ручками и тянуть в ротик, лежать на животике и пробовать на ощупь все, до чего можно дотянуться.
В этот период пригодятся небольшие по размеру деревянные игрушечки-грызунки, погремушки, мелкие мягкие игрушки, разные тактильные штучки.
pic
pic
pic
Главное правило: игрушки должны быть достаточно крупными, простыми по форме (чтобы ничего не отваливалось, не было острых или длинных деталей) безопасными по составу.
4. Ближе к шести месяцам малыш начинает сидеть и пробовать ползать. Он хорошо видит, слышит, хватает руками, любит кидать предметы на пол.
В этот момент, помимо разных предыдущих игрушек, также становятся актуальными разные мячики, машинки, то есть предметы, которые откатываются, отъезжают от малыша и за ними хочется ползти.
мастер-класс
pic
Ещё в этом возрасте могут пригодится игрушки покрупнее с разными кармашками, шуршащими и тактильными элементами. Ими можно играть, кода малыш сидит. Также можно вводить игрушки с причинно-следственной связью. К ним относятся, например, музыкальные игрушки с кнопочками. Здесь важно обращать внимание на качество звуков и наличие возможности уменьшить громкость. Лучше покупать музыкальные игрушки только проверенных производителей.
5. Спустя немного времени малыш начинает стоять, активно ползать, делает первые шаги с мамой за ручку и уже неплохо работает руками: толкает, тянет, вставляет, кидает, вынимает. А ещё он может минут 5-10 концентрировать внимание на каком-то деле, но затем быстро переключаются на что-то новое. А это значит, что игрушек в этом возрасте малышу нужно больше и их функционал может быть шире. Например, смело можно покупать простейшие сортеры, вкладки, матрёшки, пирамидки, кубики.
pic
pic
pic
6. Ближе к 1 году вышеперечисленные игрушки всё ещё остаются актуальными, но теперь уровень их сложности можно увеличивать.
pic
pic
А ещё самое время покупать игрушки для ходьбы: уточку на палочке, тележки, колясочки и т.д. С ними интересно куда-то передвигаться, а значит, малыш невольно оттачивает навык ходьбы.
pic
7. Кроме всех перечисленных выше игрушек, малышу до 1 года всегда можно подарить куклу, ведь ему интересен не только окружающий мир, но и человек. Через игру с куклой ребёнок узнаёт много нового о теле человека, эмоциях, шаблонах поведения.
pic
Кукла должна быть крупной, но при этом лёгкой. Малюсенький пупс, который помещается в руке ребёнка, не подойдёт. Во-первых, мелкие детали куклы могут быть опасны. Во-вторых, моторика ребёнка не так хорошо развита, чтобы играть с маленькими ручками, ножками ляльки. В-третьих, малыш будет ассоциировать куклу с собой, а себя ставить на место мамы. Значит, он будет качать куколку на руках, возить в коляске, носить в слинге, кормить и т.д. Мне кажется, что для этих целей идеально подойдёт тряпичная кукла-пупс. Обычно такая куколка лёгкая, объёмная, пропорциональная, со слабо выраженными эмоциями на лице, чтобы ребёнок сам мог наделить куклу характером, настроением и т.д.
Этот список, вероятно, неполный, ведь каждый год придумывают всё новые и новые игрушки. Думаю, что о некоторых игрушках я даже и не знаю. Пишу по своему опыту как мамы и как преподавателя раннего развития. Буду рада, если эта статья поможет вам при выборе игрушек для малыша.
Ещё будет здорово, если вы поделитесь в комментариях своими идеями и мыслями про игрушки для масиков и годовасиков :)
Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Возможно, именно сейчас они размышляют над тем, чтобы это подарить новорожденному или ребёнку до 1 года ;)
А чтобы всегда получать свежие идеи для игр и занятий с детьми, смело подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”
Желаю вам приятного игрушкового шопинга!
grow-clever.com
С 4 лет игра становится принципиально важной частью жизни ребенка. Развлекательная составляющая все больше уступает познавательной. Детская игра это способ и средства гармоничного всестороннего формирования ребенка. Малыш получает интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. Роль игрушки в этом процессе невозможно переоценить. Игрушка формирует вкус, потребности, систему ценностей. И дело вовсе не в цене игрушки. Дело в ее функциональности, эстетическом оформлении и безопасности для вашего малыша.
В 4-5 лет дети осознают свою половую принадлежность. Разделение на мальчиков и девочек наблюдается и в игровых предпочтениях. Будущие мужчины активно подражают папам, поэтому так любят игрушки, похожие на папины инструменты, наборы для мастера - ремонтника, машинки и мотоциклы.
За 4 года у сына, как правило, и так скапливается много разных игрушечных машинок. Но всегда в продаже появится такая, какой у вас еще нет. Если раньше внимание мальчиков больше обращалось на цвет, размер машинки, ее главные детали (колеса, кузов, руль), то с 4-5 лет ребята с интересом запоминают модели и марки машин. Вместе с папами и старшими братьями они с удовольствием распределяют игрушки – машинки по назначению, по габаритам, по классам. С сыном 5-6 лет интересно создавать свой игрушечный паркинг или гараж. Вы можете приобрести готовые модели в магазине, а можно и самим соорудить из картонных коробок и других подручных материалов.
Особой любовью мальчиков пользуются радиоуправляемые машины. Такие игрушки радуют способностью двигаться «самостоятельно». Радиоуправление машиной развивает координацию, мышление, быструю реакцию, логику. А гонки радиоуправляемых машин понравятся даже папам.
Детей 5-6 лет не оставит равнодушным детский автотрек. Такая игрушка позволит устраивать гонки даже в малогабаритной квартире. Комплектации автотреков могут быть самыми разнообразными (в зависимости от цены). Сборка автотрека развивает конструкторские способности, приучает к командной игре, к конкуренции и честной мужской борьбе.
Прекрасной составляющей игры будет организация ремонтной мастерской. Всегда найдутся игрушки, требующие ремонта и починки. Вот тут-то и пригодятся и инструменты, и сообразительность, и мелкая моторика. Реанимируйте вместе поломанные игрушки. Это воспитывает у мальчиков чувство ответственности, бережливости и хозяйственности. А сам процесс позволит вам больше и ближе пообщаться с сыном, развивать в нем усидчивость и терпение.
Среди маленьких игрушек особое место у мальчиков занимают детские велосипеды, машины и самокаты. Катание на них прекрасно развивает и укрепляет физически, способствует развитию координации, внимания, ответственности. Катание на детской площадке и в парке требует соблюдения норм поведения в общественном месте, учит уважать окружающих. Однако не стоит сдерживать ребенка в проявлении ярких позитивных эмоций. Позвольте ему громко и звонко проявить свое удовольствие и восторг, что так часто сдерживается дома.
Игры с детскими средствами передвижения прекрасно располагают к первому знакомству с правилами дорожного движения. Закрепляют распределение социальных ролей пешеход – водитель – пассажир, помогают ненавязчиво осваивать правила поведения для каждого.
Постоянную потребность в движении и активных играх дома прекрасно удовлетворит детский спортивный уголок. Мини-комплекс из турника, каната, шведской стенки, колец, веревочной лестницы можно дополнить горкой, качелей, сеткой для мяча и баскетбольной корзиной и т.п. Чтобы обезопасить неизбежные падения, на пол лучше постелить маты. Дайте возможность мальчикам 4-6 лет познавать возможности своего тела, физически укрепляться, развивать гибкость, координацию, реакцию, учиться преодолевать страх и сомнения.
Для взрослых главное – надежно закрепить детали, обеспечить безопасность конструкции. Периодически проверять крепления, поправлять маты.
Игрушки – конструкторы для мальчиков можно подбирать уже в 2 года. Они отлично развивают мелкую моторику, воспитывают усидчивость, развивают воображение. В 4 года ребятишки готовы конструировать, компонуя крупные и мелкие детали, пользуясь инструментами.
Конструктор создает большой простор для проявления фантазии, творчества, инженерных талантов. Конструирование игрушки с использованием деталей разных цветов, тематическая и сюжетная перестройка, технические эксперименты – все это привлекает и детей, и взрослых.
С 5-6 лет детям будет интересен тематический конструктор. Он предоставляет возможность создавать новые формы, развивает фантазию и воображение. Вместе с сыном вы можете создать машину, корабль, цирковую арену, автопарк и т.д. Разнообразное количество вариантов позволит долгое время удерживать внимание ребенка.
Особенной популярностью пользуются интерактивные игрушки – конструкторы роботов и динозавров. Интересны все этапы игры: сборка игрушки, освоение управления, непосредственно игра с использованием пульта. Это развивает мелкую моторику, сообразительность, внимательность и усидчивость, ответственность.
Эта игрушка вне конкуренции для многих поколений мальчиков. Огромный интерес вызывают все этапы игры: собирание конструкции, формирование составов, запуск движения, создание разных ситуаций, управление движением поездов. В зависимости от комплектации набора игры «Железная дорога» у вас появляются семафоры и шлагбаумы, пассажирские и грузовые составы. Ребенок пробует себя в роли машиниста, техника, строителя, пассажира и кондуктора. Мерный перестук колес, плавное движение, управление ситуацией развивают в участниках игры выдержку, целеустремленность, ответственность.
Прекрасная альтернатива подвижным играм. Смена настроения и условий игры идут на пользу детям 4-6 лет. Настольные игры позволяют переключать внимание, развивать усидчивость и терпение, учат логически рассуждать и принимать решение.
Пазлы всевозможных размеров и конструкций позволяют создавать и плоские, и объемные фигуры. Они развивают архитектурные способности, мелкую моторику, цветовосприятие. Собранные картинки могут здорово украсить интерьер детской комнаты, дополнить сюжетную игру. Сбор пазлов успокаивает и сосредотачивает, погашает эмоции.
Для мальчиков от 4 лет занимательны настольные игры, связанные с приключенческими сюжетами, любимыми сказочными героями и героями мультфильмов. Дети учатся делать выбор, принимать решение, нести ответственность за допущенную ошибку, устанавливать соответствия, искать выходы из тупиковых ситуаций. У ребят развивается познавательный интерес, пространственное и логическое мышление, выдержка и усидчивость.
По-прежнему увлекательны настольный футбол или хоккей. Азарт и дух соревнований позволяют выплеснуть эмоции. Такие игры хорошо развивают скорость реакции и мелкую моторику, учат соизмерять силы и возможности. Достаточно простые правила дают возможность детям с 4-5 лет достойно участвовать в игре.
Детское лото и домино все так же актуальны для развития математических способностей, логики, навыков счета. Эти игры отлично формируют внимание, память и усидчивость. Учат командным играм, стимулируют умение принимать решение и нести за него ответственность.
Такая игра подойдет мальчикам любого возраста, начиная с 4-5 лет. Активных и слишком подвижных детей она заставит успокоиться и собраться, мобилизует их внимание. А для спокойных детей создаст ситуацию, требующую физической активности и подвижности. Твистер с ранних лет развивает гибкость, ловкость, координацию. Эта игра создает благоприятные условия для общения, развития коммуникативных навыков. На игровом коврике всегда царят веселье и доброжелательность. Игроки легко преодолевают психологические барьеры.
Детский музыкальный центр или синтезатор здорово приобщает ребенка к музыке, развивает музыкальные способности, вкус и слух. Такая игрушка дает возможность знакомиться с нотной грамотой, познавать звучание разных инструментов, учить детские песни, импровизировать и экспериментировать. Игры с музыкальным центром с 4-5 лет развивают внимание, мелкую моторику, координацию, чувство меры.
С первого года жизни мягкие игрушки окружают вашего ребенка. Не стоит от них отказываться, когда сыну исполнится 4 года. Пусть у малыша будет любимый мишка или динозаврик, который успокоит, полежит рядом на подушке, поучаствует в играх. Часто ребятишки мечтают о любимом герое мультфильма или книжки. Мелкие мягкие игрушки будут прекрасными пассажирами машинок и вагончиков. Из них можно организовать зрительный зал во время музыкальных игр.
Для ребенка в 4 года очень важны приятные тактильные ощущения. Чувство чего-то мягкого, пушистого и уютного.
Конечно, в мальчике 4-5 лет вы видите будущего мужчину, сильного, смелого и уверенного. Но не забывайте о важности развития интеллекта, положительных качеств характера. Поэтому игры и игрушки вашего малыша должны быть разноплановыми и разнообразными. Учитывайте интересы ребенка, раскрывайте перед ним новые возможности, играйте вместе со своими детьми.
Статьи по теме
stranadetstva.ru