При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируются по соответствующей индивидуальной схеме.
Оценка эмоционального состояния ребенка в группе детского сада Код ребенка ________________ возраст __________ № группы ________________
Методика «Разложи картинки» Для участия в этом задании произвольно отбирается 6 детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей. Набор состоит из восьми картинок: 1. Дети бегут к воспитателю. 2. Ребенок разговаривает со взрослым. 3. Дети идут на прогулку парами. 4. Дети играют в группе. 5. Дети занимаются, сидя за столами. 6. Два взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на. друга. 7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга. 8. Дети сидят на стульчиках.
Психолог дает инструкцию ребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую — все веселые». Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе. Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследованием детей, направленным на выявление особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада.
Проективная игра «Почта» (Модификация теста Е. Антони и Е. Бине) Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди». Для этого: · не стоит формулировать свои утверждения прямолинейно; · предлагать ребенку «ранжировать» своих близких; · не создавать стрессовых ситуаций, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды, вины и т. д.; · надо четко определять, какую информацию и кому можно сообщать. Методика используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности / неуверенности ребенка в родительской любви. Ход игры: Ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам членам своей семьи. Диагностическая задача — ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий. Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (ребенок отвечает). Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка машинка, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других родственников». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи — детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик. «В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. — В почтовый ящик незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких». Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо». Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза — «адреса» — на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным. Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка. В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи: 1. Этого человека я люблю. 2. Этого человека я не люблю. 3. По этому человеку я скучаю. 4. По этому человеку я не скучаю. 5. С этим человеком я люблю играть, читать. 6. Иногда я боюсь этого человека. 7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты. 8. На этого человека я часто сержусь. 9. Этому человеку мне нравится помогать дома. 10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.
Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений): 1. Этот человек меня любит. 2. Этот человек меня не любит. 3. Этот человек всегда веселый. 4. Этот человек на меня злится и сердится. 5. Этот человек меня всегда жалеет. 6. Этот человек часто наказывает меня и ругает. 7. Этот человек часто играет со мной. 8. Этот человек никогда не играет со мной. 9. Этот человек самый добрый и хороший. 10. Этот человек всегда все запрещает мне. Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «...веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку. Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др. О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д. Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи. Кто-то из детей может адресовать послание «...я люблю», «...меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье”.
Методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке. Семейный тест отношений (СТО) – проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене в 1957 году. Процедура исследования по СТО может нести желаемый психокорекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Этот метод позволяет родителям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка. Это в свою очередь способствует большему пониманию родителями своих детей, объективизации своего поведения и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье. Стандартный вариант ТСОсостоит из двух частей: фигурок и карточек с различными высказываниями (письмами). Д. Антони и Е. Бене для детей 4-6 лет использовали набор карточек с изображениями людей, которые могут быть приняты ребенком за членов семьи. Это цветные карточки с изображением женщин (мамы), мужчин (папы), пожилых людей (бабушка и дедушка), мальчиков и девочек разных возрастов (братья и сестры). Среди этих фигур важной является та, которая была названа «Господином Никто». Всего таких фигурок 19. Можно использовать другой вариант представления членов семьи – через рисунок семьи. Вторая часть теста – набор карточек, на которых написаны разные высказывания (сообщения, либо исходящие от определенного человека, либо обращенные к другому). Процедура исследования.Тестирование начинается с рисунка семьи, на этом этапе необходимо тактично задать вопросы о том, какие люди живут вместе с ребенком, какие роли в семье выполняют те персонажи, которых он изображает на рисунке, попросить пояснить ребенка некоторые детали рисунка. Очень важно выяснить у ребенка его концепцию семьи. На следующем этапе проводится собственно сам тест ТСО. Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того, как рисунок семьи нарисован и сделаны необходимые пояснения, ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим членам семьи, при этом можно использовать пространство нарисованного им рисунка семьи, раскладывая около каждой фигурки стопки писем. Психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит (при этом необходимо подчеркнуть, что самому себе тоже можно послать письмо), некоторые письма могут подойти сразу нескольким членам семьи, а может быть даже и всем. Исследователь знакомит ребенка с господином «Никто» – нарисованном на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто: ему надо будет посылать письма, которые никому не подходят. Около каждой фигурки можно также поставить свой почтовый ящик (коробка с прорезью), это особенно важно для детей, которые расстраиваются из-за неравномерного распределения писем между членами семьи. Если письмо никому не подходит, оно опускается в ящик господина «Никто». Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу. Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Карточки надо предъявлять в таком порядке, чтобы положительные и отрицательные реакции распределялись равномерно, в завершение обязательно должны быть даны высказывания позитивной направленность. Регистрационный бланк К «Тесту семейных отношений» Ф. И. Ребенка……….. Возраст ……….
Никто
Тест «Рисунок семьи» Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу. Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении. Материалы:лист белой (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать: · чья семья изображена им на рисунке — его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя; · где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент; · какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье; · кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему; · кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему; · если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома; · если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан. Здесь представлен один из подходов в интерпретации теста «Рисунок семьи» — метод Кормана. «Кинетический рисунок семьи» метод Бернса может использоваться совместно с вышеуказанным и дать дополнительную информацию. Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?» Интерпретацию рисунка, семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
Интерпретация Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой. Например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении. Наиболее привлекательный персонаж: если такой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам: · наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане; · он выше и крупнее остальных персонажей; · выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца; · остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него; · наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения. Наименее привлекательный персонаж: противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур. Как бы забытый всеми. С этим персонажем в конце работы могут обойтись типичным образом: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком. Отношения между персонажами: следует обратить внимание на следующее. Существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это должно быть понято как восприятие ребенком их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности. Какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур. Это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет. Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому- то важному, уникальному, а к другим — как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему. Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания. К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных. Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большей любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа. Родители: Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким образом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в нашем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают. Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, то это можно интерпретировать как желание ребенка находится с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот: слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них. Идентификация: Ребенок способен отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно персонаж, в котором он себя признает, его возраста и пола и расположен согласно возрастному порядку в семье. Кроме того, он может отождествлять себя и с другим персонажем — отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Следует помнить, что ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если внимательно наблюдать за рисунками ребенка, послушать его объяснения, то можно увидеть, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами. Именно здесь кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой. Наличие или отсутствие того или иного члена семьи: Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома — символа семьи, на которую ребенок смотрит со скрытым ностальгическим желанием, солнца — символа материнской любви и заботы. Так выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинутости, брошенности, нелюбимость), и ребенок избегает этой темы. Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то вот наиболее вероятная интерпретация: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям. Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общности. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют снижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям. Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус, что особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим. Эти наблюдения подводят к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка так же, как у взрослого — как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую тяжело вынести, поскольку она является причиной сильных страданий. Рассмотрим несколько примеров. Одна из распространенных ситуаций, когда ребенок ревнует к младшему брату (тому достается большая часть любви и внимания родителей), но сдерживает проявления агрессивности, так как чувствует, что родителям это может не нравиться. Поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена, и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей. На рисунке у такого ребенка будет отсутствовать младший брат. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив источник. Он может изобразить на рисунке только младшего брата, исключив себя из состава семьи, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновременно отрицает существование проблемы и связанного с ней чувства тревожности. Итак, если ребенок: · с удовольствием взялся рисовать семью — благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет; · отказывается рисовать — с семьей связаны неприятные воспоминания; · тот, кого нарисовал первым, представляет наибольшую значимость для ребенка; · изобразил себя большим — ориентирован на себя, т. е. истероидный тип; · изобразил себя маленьким — показатель малозначимости в семье; · гигантская мама и маленький папа — нарушена психологическая гармония в семье, мама значима; · все фигуры очень маленькие — у ребенка депрессия, тревога, подавленность; · рисует без полового различия — задержка полового воспитания; · ноги большие — признак значимого места в семье, ноги маленькие — неустойчивая позиция в семье; · голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) — ушел в себя; · закрытое лицо — ребенок не любит быть в семье; · рот, губы большие, яркие — признак агрессии; · девочка рисует себе глаза с ресницами — хочет нравиться, в ней заложена большая сексуальная энергия; · пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ — возможно, этот человек вызывает у ребенка неприятные воспоминания или страх; · все члены семьи в ячейках — семья не дружная, многие отчуждены; · наличие телевизора, ковра — отдельным прорисованным предметам отдается предпочтение ребенка; · нарисует осветительные приборы, солнце — значит, испытывает отсутствие тепла в семье; · просто дом вместо семьи — источник угроз, нежелание идти туда; · присутствие в рисунках куклы или собаки — не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками; · много мелких деталей — не хватает общения с близкими; · много черных штрихов — испытывает тревогу; · отказывается использовать цветные карандаши — тревожность и низкая самооценка; · если ребенок рисует себя в центре — чувствует себя самым значимым, внизу листка — самым зависимым.
Анализ рисунка семьи
а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи: · не изображены люди — сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией; · изображены люди, не связанные с семьей — травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком; · уменьшение реального состава семьи — «забывают» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными; · ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощущение отверженности; · ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несформированное чувство общности; · увеличение состава семьи — неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах; б) расположение членов семьи: · сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки — психологическое благополучие; · разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей; в) группировка членов семья, психологические микроструктуры семьи: · рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональная связь; · физические расстояния отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи; · отдельные группы — конфронтация в семье.
Анализ особенностей графических презентаций членов семьи
а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни; большое количество частей тела — позитивное отношение; схематичность, неоконченность — негативное отношение к человеку; б) количество используемых цветов для рисования фигур: »разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее отношение; темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негативное восприятие; в) величина фигур: выражение превосходства, значительности, силы; · большая фигура мамы — ав cyberpedia.su Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей. Часть 11.Значение эмоций.2.Классификация основных эмоций.3.Влияние эмоций на психические процессы.4.Эмоциональное развитие дошкольников.5.Коррекция эмоциональной сферы
6. Об эмоциях у детей с недержанием мочи и кала.7. Вспомогательные средства общения.
1.Значение эмоцийЭмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (ПК. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.)- Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружаюшей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы от которых оно зависит, В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья.Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином “эмоциональность”.Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец (1965), Н.Д. Левитов (1964),Б.М. Теплое (1961), А.В. Петровский (1986), Л.С. Выготский (1984), Р.С. Немов (1995), А.Н. Леонтьев (1993), К.К. Платонов (1984).Изучению эмоциональной сферы личности психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.В раннем и дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Однако, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности.К концу дошкольного детства, дети настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности. Об опережающей коррекции эмоций пишут А.В. Запорожец и Я.З. Неверович (1974).На проявление эмоций и чувств большое влияние оказывают специфика детско-родительских отношений.Итак, ребенок в процессе развития испытывает разнообразные и в разной мере выраженные чувства. Но они еще очень ситуативны и неустойчивы. С возрастом чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются и внешние проявления чувств ребенка: от непосредственного выражения к контролю над их проявлениями и выражению социально приемлемыми способами. Теоретико-методологической основой исследования послужило учение Л.С.Выготского о развитии высших психических функций, законы интерио- и экстериоршации.Методы исследования: проективный рисуночный, метод цветовых выборов, метод экспертов, анкетирование родителей и воспитателей, эксперимент, наблюдение, беседа, методы качественного и количественного анализа эмпирических данныхИспользуемые методы включали в себя: тест "Рисунок человека"; рисуночная методика "Моя семья" ; "Нарисуй свое настроение"; свободный рисунок; метод цветовых выборов М. Люшера; изучение рисунков детей с помощью экспертной оценки. В.М. Бехтерев в 1910 году впервые в нашей литературе заговорил о значении изучения детских рисунков в оценке динамики развития ребенка, в первую очередь психического.Л.С. Выготский писал о том, что нет развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации). Это же можно со справедливостью отнести к эмоциям и чувствам. Эти процессы проявляются у ребенка именно в творческой деятельности и игре особенно ярко и наглядно.Н.П. Сакулина, известный педагог, специалист по эстетическому воспитанию детей, в своей книге “Рисование в дошкольном детстве” (1965 г.), писала, что передовые воспитатели неоднократно описывали случаи из своей практики, когда именно продуктивная творческая деятельность позволяла им найти ключ к пониманию своеобразия личности ребенка и являлась средством психотерапии. По мере формирования способностей к данной деятельности у детей развивались ценные черты характера, вся личность ребенка как бы выпрямлялась, происходил интенсивный скачок в развитии.Дж. Макфи, американский исследователь детского творчества в 60-х г. 20 века отмечал, что искусство дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, оно помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Графическая экспрессия предоставляет личности своеобразный, отличный от словесно-логического, канал передачи накопленной информации. Сходные идеи выражены в работах А.В. Бакушинского (1925), Е.С. Кондахчана (1951), Н.П. Сакулиной (1965), Г.В. Лабунской (1965), Е.И. Игнатьева (1961) и др.Ребенок в изобразительной деятельности проходит несколько определенных стадий. Американский ученый Г. Кершенштейнер одним из первых выделил ступени рисования, которые проходит ребенок в своем развитии. В. Лоуенфельд (1947) расширил классификацию Г. Кершенштейнера. Анализ показывает, что становление конкретных этапов развития изобразительной деятельности ребенка соответствует становлению ВПФ.Значение изобразительной деятельности для развития психики ребенка огромно. И на основе знания о ее проявлениях в рисунке можно лучше понять внутренний мир маленького человека.2.Классификация основных эмоций.К основным, или фундаментальным, эмоциям относятся те, которые являются врождёнными.•Интерес - Это избирательное отношение к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.•Радость - Выражение радости легко узнаётся При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты. Она не только социальные связи делает более прочными, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству, она может успокоить, отвлечь. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребёнка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.•Удивление - кратковременная и очень неопределенная эмоция. К. Изард пишет, что " удивление выполняет функции вывода н.с. из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления к новым условиям."•Дистресс - Печаль, страдание, горе это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции ( Г. Селье, 1950).•Отвращение - Сначала связано с приёмом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту. Чувствовать отвращение по отношению к себе ребёнок может примерно с 5 лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для человека, ведёт к дистрессу или агрессии.•Гнев - Н. Вагнер писал о ярости, высшей степени гнева, что гнев у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперёд нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят. Лицо краснеет. Расширенные ноздри дрожат, дыхание затруднено. Рот заметно изменяется. Он оттягивается на одну сторону, причём оскаливается один из зубов. Пена выходит изо рта Волосы поднимаются дыбом.•Презрение. - Презрение к другому человеку может быть выражено мимикой. Презирающий откидывает назад голову, нахмуривает брови, слегка опускает веки, рот трогает ироническая улыбка. Жестом презирающий как бы отталкивает от себя презираемого. Презрение может быть выражено и вслух ( насмешливые интонации в голосе, сарказм ). Оно является центральной эмоцией во всех предрассудках включая расовые, побуждающие человека к агрессии и её оправданию для себя.•Страх - эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности.•Стыд - самая тягостная социальная эмоция, надстроенная над врожденным страхом. Стыдящийся боится осуждения своего поведения , сожалеет о совершённом поступке, осуждает своё поведение, испытывает неудовлетворённость собой.•Чувство вины. Возникает при нарушении моральных и эстетических норм. Вина - это обязательное осуждение своего поступка и самого себя. Для этой эмоции характерны сопровождающие её реакции раскаяния и снижения самооценки. Чувство вины длительно и постоянно, стыдно же бывает недолго и только при другом человеке. 3.Влияние эмоций на психические процессы. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря прочной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить чувства, когда-то владевшие ими.Эмоции связаны с забыванием. Человек быстро забывает то , что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью памяти является так называемое вытеснение: Человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытесненные в бессознательную сферу мучительные представления и вспоминания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд).Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит её выполнение.Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятия решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных ( досаду, обиду, разочарования ). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов (В. В. Нагаев, Т.В. Бендас, 1982).К патологии эмоций относятся: депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, удрученного, мрачного, печального, депрессивного, огорченного, пессимистичного.Ребенка, испытывающего страх и тревогу, можно определить как робкого, тихого, застенчивого, обеспокоенного, заторможенного, неуверенного, сомневающегося, скованного, замкнутого, одинокого, смущенного, неврозного, напряженного, испуганного.Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, раздражительного, враждебного, досадующего, испытывающего отвращение, сердитого, резкого, неуступчивого.Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как смешливого, игривого, разговорчивого, импульсивного, стремящегося к доминированию, хвастливого, оживленного, радостного, воодушевленного и т. д.. Ребенок не может сосредоточиться, у него нарушается поведение.У детей может наблюдаться и эмоциональная неадекватность. Она характерна для детей, страдающих шизофренией.Частое чередование положительных и отрицательных эмоций характерно для детей невротиков, расположенных к истерическим реакциям, а снижение эмоциональной реакции часто встречается у детей, больных шизофренией. 4.Эмоциональное развитие дошкольника.Методы исследованияИсходя из теоретических подходов к рассмотрению эмоциональной сферы, В.А.Степановой были выделены параметры эмоциональности рисунка.
3. Сложность в выражении эмоций и чувств (однозначна ли эмоция). Эмоции оценивались как простые и сложные.4. Эксперты определяли и какая именно эмоция была выражена. Характер эмоций эксперты определяли самостоятельно (шкала обозначения эмоций не давалась).5. Выделялись средства исполнения рисунка, с помощью которых ребенок выражал свое настроение.6. Последний критерий В.А.Степанова выделила как "принятие себя" на рисунке. Ребенок либо принимал себя, либо нет, либо это было неопределенно.Порядок предъявления рисунков был построен таким образом: сначала оценивались рисунки красками всех детей, затем "Рисунок человека" и "Рисунок семьи". Критерием оценки было совпадение мнений большинства экспертов. Рассматривались следующие параметры выражения эмоциональности: позитивное, негативное, смешанное или же отсутствие эмоциональности, а также интенсивность, сложность эмоций и "принятие себя".Тест Люшера измеряет объективно субъективное состояние человека. По данным многочисленных исследований, проведенных под руководством Люшера, тест может применяться на всех категориях людей с 5 летнего возраста и его показатели достаточно стабильны в течение определенного времени.Цель методики в исследовании В.А.Степановой: выявить не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но также неосознанные реакции на них, отражающие эмоционально-динамическое состояние ребенка. Кроме того, методика использовалась как ключ в интерпретации рисунков детей красками.Автор в исследовании пользовался сокращенным 8-ми цветовым вариантом. Автором сравнивалось актуальное эмоциональное состояние детей, которое они отразили в тесте Люшера с отражением его в рисунках. За положительный выбор цветов по тесту, в исследовании считался выбор на первых двух местах основных цветов (синего, зеленого, красного или желтого), а на последних двух местах - дополнительных цветов (коричневого, серого или же черного). Если на первых двух местах располагались дополнительные цвета, а на последних основные, то выбор считался отрицательным. Если же цвета смешивались, т.е. на первых двух позициях были как основные, так и дополнительные цвета и также на последних позициях, то выбор считался смешанным.Эмоциональность рисунков красками определялась на основании оценок экспертами выражения эмоциональности и выбора детьми цветов при рисовании. При этом мы исходили из той позиции, что несмотря на различия оттенков цветов в тесте Люшера и красок, которыми пользовались дети, все же сохраняется общее значение цвета по его воздействию на психику. Также, как в тесте Люшера, если ребенок выбирал основные цвета, ему ставился + (положительный выбор), если выбирал дополнительные (коричневый, серый, черный), ему ставился - (отрицательный выбор), если краски были как основные, так и дополнительные, ему ставился 0 (смешанный выбор).Нас интересовало, смогут ли дети, испытывая какое-то чувство, отразить его на бумаге с помощью кисти и краски. На занятии детям читались небольшие стихи С. Есенина, отражающие различные настроения. Детей спрашивали, какое настроение вызывает данное стихотворение, какие настроения еще они знают. Затем детям предлагалось нарисовать красками любое настроение, какое они захотят. Потом дети выполняли рисунки на свободную тему, которые тоже были проанализированы.Автором сравнивались две группы детей: дети нормально развивающиеся (30 человек) и дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза (30 человек). Все дети посещали подготовительные группы дошкольных учреждений. Дети с ЗПР находились в специальных группах детских садов для данного типа нарушений. В каждой исследуемой группе было одинаковое количество мальчиков и девочек (20 и 10 соответственно). Возраст детей на момент обследования составлял от 6 лет 3 месяцев до 7 лет 2 месяцев. Большинство детей имели полные семьи.Все дети из массовых групп детских садов имели 1-ю и 2-ю группы здоровья. Дети же из групп с ЗПР имели диагноз "задержка психического развития", были направлены в данные группы психолого-медико-педагогической комиссией и имели дополнительные диагнозы, такие как невротические реакции, нарушения мозгового метаболизма, минимальные мозговые дисфункции, рахит, нарушения осанки, деформация грудной клетки.Психологическая картина детей с ЗПР отличалась тем, что у многих из них не сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира, элеметарные языковые обобщения. Анкетирование воспитателей показало, что по их впечатлениям, дети все разные. Наши наблюдения за детьми в группе и мнение воспитателей совпадают по оценке общего поведения детей с ЗПР и нормально развивающихся. Поведение детей сравниваемых групп существенно различалось. Дети с ЗПР расторможены, они более возбудимы, почти не играют в сюжетно-ролевые игры, при любой возможности начинают бегать и вступают в конфликты между собой. На занятиях, которые требуют сосредоточенности и внимания, быстро устают, начинают вставать, отвлекаться, перестают выполнять задания. При этом эти дети более активно, чем дети из массовых групп идут на контакт с незнакомым взрослым, ждут от него признания и похвалы. Создается впечатление, что они менее самодостаточны. Таким образом, исследуемая группа детей с ЗПР имела существенные особенности в своем психическом развитии, которые отличали их от нормально развивающихся сверстников.Тест "Рисунок человека" может быть проанализирован как показатель общего психического развития детей, обеих групп. За основу анализа следует взять 5-ти бальную шкалу Керна-Йерасека. Различия между двумя группами достоверны на 0,05% уровне значимости. Дети с ЗПР уступают по показателям общего психического развития своим нормально развивающимся сверстникам.Результаты теста "Рисунок человека" с точки зрения эмоционально-личностных особенностей детей обрабатываются по следующим показателям:
При оценке по показателю размера фигуры человека, большой фигурой считалась такая, которая занимала больше 3/4 листа по вертикали, маленькой - от 1/3 и меньше, остальные считались средними.Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые занимают только маленькую часть листа. Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют с размахом, свободно от сдерживающей тревожности.Индивидуально с каждым ребенком может проводиться тест “Рисунок семьи”. В этом тесте более полно, чем в “Рисунке человека” проявляется эмоциональная сфера личности, т.к. здесь затрагиваются наиболее значимые для ребенка о ближайшим окружением - семьей. Исходя из специфики исследования В.А.Степанова выделила три основных аспекта интерпретации результатов теста "Рисунок семьи".1 . интерпретация структуры рисунка семьи;2. анализ процесса рисования;3. эмоциональная выразительность рисунка с точки зрения экспертов.Расположение членов семьи на листе оценивалось как верхнее, если все фигуры располагались выше средней линии листа, а нижнее, если положение фигур располагалось ниже средней линии листа. Остальные положения считались средними. Расположение членов семьи почти полностью совпало с расположением рисунка человека. По мнению Т.Г. Хоментаускаса (1985) ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний. На основе анализа рисунков В.Аа.Степановой были выделены группы, в которых ребенок изобразил себя:- только с мамой,
Большинство детей располагает себя отдельно, только с мамой, далее – со взрослыми и совсем незначительное количество – только с братом и сестрой.Если ребенок рисует себя отдаленно от других, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. Также, если ребенок не рисует себя вообще, это свидетельствует об отсутствии чувства общности, или о том, что ребенок чувствует отвержение.С помощью теста Люшера В.А.Степанова оценивала степень тревожности, выявленной детьми, прогноз развития эмоционально-потребностной сферы и эмоциональную устойчивость.В целом у девочек в обеих группах тревожность была выражена меньше, чем у мальчиков. Большинство детей в обеих группах - 83% детей с ЗПР и 70% детей нормально развивающихся оказались тревожными.На границе статистической значимости были различия по эмоциональной устойчивости. Больше эмоционально устойчивых оказалось среди нормально развивающихся детей- 57%, тогда как среди детей с ЗПР таких было 33%. Соответственно эмоционально не устойчивыми оказались 43% детей из нормальной выборки (13 человек) и 67% детей с ЗПР (20 детей). Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей. Часть 2
www.vseodetishkax.ru 3.1 Методики диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учрежденииПохожие главы из других работ:Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста... Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Проблема и понятие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературеЭмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно... Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 1.3 Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возрастаВ своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей... Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Глава 2. Экспериментальное исследование влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста... Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Организация и методы исследования влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возрастаЦель констатирующего этапа нашего эксперимента заключается в определении уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста... Воображение у дошкольников 3. Методики диагностики воображения у детей дошкольного возрастаМетод диагностики воображения художественного - «Рисунок». В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов)... Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами игровой терапии 3. Общие результаты диагностики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаРезультаты наблюдения за эмоциональными проявлениями детей и результаты диагностики тревожности представлены в сводных таблицах результатов исследования (Приложение 4)... Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста 2.3 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возрастаПамять человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека... Особенности развития эмоциональной сферы в раннем детстве 1.2 Развитие эмоциональной сферы детей раннего возрастаЭмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны... Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома... Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет) Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста... Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет) 2.1 Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаПри помощи различных игр, таких как ролевые, подвижные, а также ряд техник можно развивать эмоциональную сферу ребенка 5-7 лет, однако нужно учесть следующие правила Гордеев О.С. Педагогика детства: Учебник.-М.: «Альянс», 2009.-278 с... Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет) 2.2Структура занятий по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаКоррекционная работа по развитию эмоциональной сферы проходит имеет три направления Миславский Ю.А. Психология: Учебник.-СпБ «Парус», 2005. - 304 с.: Педагог-психолог - дети. Работа включает в себя следующее: * проводиться диагностика... Психологические особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста 1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаЭмоции являются особым переживанием, субъектом отдельных отражаемых объектов, явлений, а также предметов, придающим им целевую характеристику и побуждающим субъекта к решению задач о способах достижения предмета потребности. Из этого следует... Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста 1.2 Развитие эмоциональной сферы детей раннего возрастаЭмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны... psy.bobrodobro.ru Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развитияСовременная социокультурная ситуация в России характеризуется позитивными изменениями в вопросах защиты и охраны детства в стране, пристальным вниманием специалистов к проблемам снижения показателей здоровья и социальной защищенности детей. В контексте совершенствования практики дошкольного воспитания особого внимания требуют дети с нарушениями психического развития, с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем [10, c. 7]. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [6, c. 54]. Мы считаем, что у детей дошкольного возраста есть особенности эмоционального развития, что связано с их психофизическими особенностями. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной [4, c. 7]. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатические расстройства [11, c. 25]. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17]. У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [1, c. 87]. Нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ «Детский сад комбинированного вида № 675» В экспериментальном исследовании были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста. 10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным умственным развитием (контрольная группа). Для обследования детей нами были использованы методики Е.И. Изотовой, М. Люшера, М.3. Друкаревич. Нами были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Выбранные нами методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. 1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации. Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением. Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д). Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах. 1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось. 0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить. 0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний. 2. Цветовой тест (М. Люшер). Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности. Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. Выполнение теста было оценено в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка: 1 – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний. 0.5 – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени. 0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени. 3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич) Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов. Метод проведения теста: Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём. Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём. Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносил данные в протокол. Выполнение задания оценивалось в баллах. 1 – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений. 0.5 – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии. 0 – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию. Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой выявила, что у детей с нормальным умственным развитием 70% имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы – они правильно определили и соотнесли 8 – 10 эмоциональных состояний. 30% детей имеют средний уровень развития эмоциональной сферы – они правильно смогли определить и соотнести только 6 эмоциональных состояний. Низкий уровень эмоциональной сферы не показал ни они ребёнок. У всех детей вызвали трудность такие эмоции как отвращение и презрение. В данной методике дети с ЗПР показали следующие результаты: У 60% детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они смогли правильно определить и соотнести 4 – 6 эмоциональных состояний. 10% детей имеют высокий уровень эмоционального развития, они смогли правильно назвать и соотнести 7 – 9 эмоций. 20% показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, они смоги определить и соотнести до 3 эмоциональных проявлений. Цветовой тест М. Люшера выявил наличие тревожности и стресса у 20% детей с нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. У 80% детей с нормальным умственным развитием не было обнаружено негативных эмоциональных проявлений. У детей с задержкой психического развития данный тест показал наличие тревожности и агрессивности высокой степени у 40% детей основные цвета занимали преимущественно позиции с 5 – 8, дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. У 60% детей была выявлена тревожность средней степени основные цвета были опущены до 7 позиции. Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 20% детей с нормальным психическим развитием и у 70% детей с ЗПР, у них был обнаружен тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш. У30% детей с ЗПР не смогли нарисовать несуществующее животное. Соотнеся показатели трёх методик экспериментального исследования нами были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы: высокий уровень (В/У), средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У) Высокий уровень набрано в трёх заданиях 2.5 – 3 балла Средний уровень - 2 – 1.5 балла в трёх заданиях. Низкий 0 – 1 балл в трёх заданиях. Данные полученные в ходе проведения экспериментального исследования были занесены в таблицу приведенную ниже.
Проведенное исследование показало, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности эмоциональной сферы. В отличие от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Дети с нормальным интеллектуальным развитием смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Дети с задержкой психического развития с этим заданием могли справиться только с помощью педагога. Дети с задержкой психического развития часто начинали «заигрываться» забывая о сути выполнения задания. Цветовой тест М. Люшера выявил у 8 детей экспериментальной группы наличие тревожности и агрессивных проявлений, что было подтверждено и выполнением теста М.З. Друкаревич «Рисунок несуществующего животного». Дети с ЗПР не могли придумать несуществующее животное, у большинства из них наблюдался «тревожный» характер линий (линии имели неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходили друг на друга, дети часто проводили по одной линии несколько раз) и очень мелкое изображение животного, что показывает пониженный уровень самооценки у детей и наличие скрытых страхов. Дети с нормальным интеллектуальным развитием тоже испытывали трудности в изображении несуществующего животного, но характер линий у них был ровнее, рассказ о животном более полным. Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, говорят о необходимости коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у дошкольников исследуемой группы. Литература:
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, ребенок, психическое развитие, уровень развития, эмоциональное развитие, наличие тревожности, цвет, животное, нормальное умственное развитие, характер линий. moluch.ru |