Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как быстро выучить стих с ребенком. Ребенок 4 года не запоминает стихи


Как выучить стих с ребенком

К сожалению, современные родители, особенно молодые, к чтению и заучиванию стихов относятся, как к бесполезному занятию. Они считают, что такое умение никогда не пригодится ребенку в жизни, это прихоть воспитателя. Скорее всего, этим родителям не смогли привить любовь к поэзии, не научили правилам заучивания.

А ведь стихотворения в жизни маленького ребенка - важный компонент, благодаря которому у него не только память развивается, но и обогащается лексический запас. Дети, знающие наизусть массу стишков, стихов, даже разговаривают иначе, речь у них выразительная, ритмичная, эмоциональная. Развитая память, умение схватывать все на лету пригодится в дальнейшей жизни.

С какого возраста учат стихотворения

Развитие памяти у ребенка начинается непроизвольно с первых дней его жизни, когда мама, усыпляя малыша, напевает ему колыбельную или ритмично произносит небольшие детские стишки, потешки. Сам процесс запоминания ритмичных текстов происходит намного позднее. Назвать точный возраст невозможно, потому что каждый ребенок развивается по своему, заложенному природой, сценарию.

Готовность малыша воспринимать и учить рифмованные строчки (чаще всего с двухлетнего возраста), можно определить по ряду параметров:

  • умение хорошо говорить небольшими предложениями;
  • умение слушать.

Лучше всего начинать не со стихов, как таковых, а с колыбельных песенок, потешек, прибауток. Ритмичные произведения, наполненные движением, прочно оседают в памяти ребенка. Нужно наблюдать, легко ли дается малышу запоминание, как долго он помнит то, что разучивали. Дети в 4-5 лет способны запоминать большие стихотворения, если учить их этому.

Важно! Воспитатели и родители не раз замечали, что на утренниках один-два ребенка повторяют за другими все тексты подряд. Их никто не заставлял учить их, просто детям нравится сам процесс запоминания.

Особенности заучивания стихотворений с детьми разных возрастов

При заучивании ритмичных текстов нужно обязательно учитывать возраст детишек. Этот параметр отражается на подборе материала, характера, величины стихотворения. Есть свои особенности самого процесса заучивания. С этим постараемся разобраться.

Учим стихи с детишками 2-3 лет

В этом возрасте у детей память хотя и развита, но ребенок не способен запоминать скучные, лишенные движения тексты.

Лучше запоминаются веселые, ритмичные стишки, состоящие из четырех строчек. В выбранном произведении не должно быть непонятых для малыша слов, тем более что значение их ему объяснить не так-то просто.

Как учить стихи с малышами 2-3 лет:

  1. В первый день читается все стихотворение целиком, выразительно, чтобы заинтересовать будущего чтеца. Повторное чтение предваряется вопросом: «Хочешь еще послушать?». Если ребенок утвердительно кивнул или дал положительный ответ, чтение повторяется.
  2. На следующий день снова дважды перечитывается текст. В этот момент желательно предложить ребенку рассказать, что он «видит», то есть, нарисовать картинку словами. Только после этого можно прочитать первые две строки и повторить их с малышом несколько раз. Когда он сможет их вместе с воспитателем или родителем повторить без ошибок, можно приступить к заучиванию еще двух строчек. Не нужно перегружать малыша, достаточно поработать с ним 3 минутки.
  3. На третий день повторяются выученные строчки.

Предупреждение! Нельзя заставлять ребенка произносить стишок самостоятельно ни на третий, ни на четвертый день. Малыш должен повторять его в унисон с взрослыми.

Самостоятельное прочтение выученного рифмованного текста возможно только на пятый-шестой день. Не следует забывать, что малыша нужно похвалить, даже если он допускает ошибки.

Ребенок в 3 года способен запомнить и больший объем. С ним родители могут выучить до 6-8 строчек. Но если малыш готовится к утреннику, то ему достаточно 4 строчек: он же выступает не один!

Полезные советы по работе с 4-5 летними детьми

Дети растут, поэтому изменяются некоторые приемы работы со стихами. Родителям и воспитателям стоит прислушаться к советам:

  1. При выборе материала следует ориентироваться на интересы малыша. В стихотворении он должен понимать значение каждого слова. Если произведение ему не нравится, подберите другое. В противном случае у ребенка выработается негативное отношение к поэзии вообще. Это как раз и приводит к тому, что ребенок в 4 года не может выучить стих. Он будет находить множество предлогов, капризничать. Здесь нет вины малыша: так устроен его организм, он защищается от перегрузок.
  2. Прочитать стихотворение выразительно – важная задача. Малыш должен понимать, чего от него требуют. Повторите с ним первые две строки. Не нужно огорчаться, если ребенок не желает повторять, а уж тем более ругать его за непослушание. Нужно повторить весь стишок перед сном, а потом после пробуждения в течение нескольких дней. Механическая память сделает свое дело.
  3. Не помешает различное интонирование при чтении текста, а еще лучше прочитать его голосом любимой игрушки. Поверьте, такая игра придется малышу по нраву, он перестанет капризничать.
  4. Заучивать стих нужно не менее недели, повторяя строчки ежедневно.
  5. Помогает выучить стихотворение такой прием: по ходу чтения произведения рисуются картинки. Малышам нравится визуализация. Они воспринимают это как игру, а на самом деле у него появляется еще один, важный «помощник» для заучивания.

Нужно понимать, если ребенок не запоминает слова сразу, многократное повторение в течение недели даст положительный результат.

Важно! Учить стихотворения нужно в спокойной доброжелательной обстановке. Ни в коем случае нельзя кричать на малыша – пропадет все желание надолго.

Пример того, как работать с малышами 3-4 лет, представлен на видео:

Как выучить стихотворение быстро

Ваш ребенок умеет заучивать стихи, делает это с удовольствием. Но бывают ситуации, когда в детском саду дают стишок накануне утренника, или дня за два-три до него. Как быть, отказываться? В том случае, когда малыш не умеет запоминать быстро, ответ однозначный – да.

Родителям нужно готовить своих деток к таким ситуациям. Тем более что разработаны методы быстрого заучивания стихотворений. Следует также помнить, что в школе, к сожалению, выучить стих ребенок должен максимум за 2 дня. А это так непросто!

Каждый родитель, для которого развитие ребенка на первом месте, может воспользоваться полезными советами:

  1. Лучше всего подходят стихи А. Барто, С. Маршака, С Капутикяна, А. Пушкина. Поскольку произведения данных авторов изобилуют конкретными образами, у ребенка появляется возможность «увидеть» их, понять смысл стиха. Значит, запоминание ускорится.
  2. Дети плохо заучивают стихотворения, если в них нет действия. Нужны такие тексты, в которых много глаголов, действия развиваются динамично.

  3. Полезно слушать диски с детскими песенками. Их нужно ставить ежедневно. Малыш непроизвольно будет повторять, подпевая артистам, в итоге выучит текст.
  4. Правильно поступают те родители, которые любое действие своего чада сопровождают чтением стихов, прибауток, потешек. Потом и малыши начинают помогать себе при умывании, одевании. Потом незаметно они перенесут данное умение на игры: будут рассказывать стихи своим любимым игрушкам. Дети любят выступать в роли воспитателя, взрослого человека. Можно предложить выучить стих со своей игрушкой.
  5. Сегодня у родителей большие возможности: можно наговорить стихотворение на диктофон. Ребенок сам будет включать его, когда появится желание.
  6. Не следует оставлять надолго ранее выученные стихи без внимания. Их нужно повторять время от времени.

Родителям, желающим видеть своего ребенка успешным, следует научить их заучиванию стихов. Размеры не имеют особого значения, главное, привить любовь к поэзии, понимать ритм стихотворения.

 

globuss24.ru

Как выучить с ребенком стихотворение

Многие родители знают как иногда не просто выучить стихотворение с ребенком. Все дети читают стихи на утренниках, а вашему малышу стихотворения опять не дали. Ну ни как не запоминаются у него слова, а слова не складываются в строчки.

Это свидетельствует о неразвитой памяти ребенка. А без хорошей памяти в школе ну ни как не обойтись! Значит нужно срочно исправлять положение. На развитие памяти существует много игр и упражнений, но самый действенный — это заучивание наизусть стихов. А ребенок их терпеть не может и учить стихи категорически отказывается. Как же вырваться из этого замкнутого круга?

У меня есть несколько идей, буду рада если они вам помогут быстро. Все эти приемы прошли успешную практику с моим сыном и детишками в детском саду. С детьми с хорошей памятью тоже стихи учить лучше в игровой форме. Так будет веселее.

Учим стихи между делом

Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих «Вредных советах». Не нужно ничего учить, зачем это еще.

Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием . Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.

А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: «Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу». И начинаете рассказывать стихотворение.

Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.

Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.

Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.

Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.

Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход — проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.

Учим стихи играя

Мы не скажем, а покажем. 

Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.

Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.

Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели — разучивания стихотворения — нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.

Доскажи словечко.

Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать — пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.

Эхо

Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.

Ты мне, я тебе

Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.

Театр Петрушки

Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.

Общие правила разучивания стихов с дошколятами

Честно говоря, я за двенадцать лет работы в детском саду, не могу вспомнить ни одного ребенка, который бы категорически не хотел учить стихи. Проблемы возникают с детьми, которые плохо говорят или у ребенка есть дефекты в произношении звуков. Здесь уже требуется терпение и тактичность со стороны взрослых, а так же тесное сотрудничество с логопедом.

Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:

  1. Стихотворение следует прочитать ребенку 2-з раза
  2. Побеседуйте по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т.д.)
  3. При очередном чтении стихотворения предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил
  4. Предложите поиграть в одну из выше приведенных игр. Или можно играть во все по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов.
  5. Не стоит сразу заучивать все стихотворение. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. Неделя — это нормальный срок разучивания стихотворения к празднику.
  6. Стихи нужно с самого начала учиться рассказывать выразительно. Для этого сами никогда не читайте стихи монотонно и на распев. Очень часто взрослые при первом разучивании читают стихи чуть ли не по слогам, думая что так малыш лучше усвоит слова стихотворения. Ребенок будет копировать ваше чтение и в последствии ему очень трудно будет объяснить, что стихи читаются по другому. Вы ведь его так научили.
  7. Возьмите за правило никогда не критиковать ребенка. Критикой и резкими замечаниями вы только посеете лишние комплексы у малыша, а они ему ох как будут мешать в школьные годы. Да и мы, взрослые люди, очень часто страдаем от комплексов, которые зародились еще в детстве.
  8. Ну и последний совет. Есть версия, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Если ваш малыш не смотря на все ваши старания плохо запоминает стихи, попробуйте читать ему их на ночь. А утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном.

Надеюсь что мои советы помогут вам и вашему ребенку учить стихи с удовольствием. Желаю всем удачи!!!

podgotovichka.ru

Ребенок не запоминает стихи

Сын пошел в детский сад (мальчику четыре с половиной года), и там поч­ти сразу ему дали учить небольшое стихотворение. Раньше я никогда не замечала, что ему что-то трудно запомнить, хотя стихи мы дома не учили, просто читали. Мы потратили два выходных на то, чтобы вы­учить стишок из восьми строчек, и результат нулевой. Теперь я пере­живаю по двум причинам: как ребенок будет на утреннике выступать и что делать с его плохой памятью?

Вы сами говорите, что раньше стихи с сыном не учили. Скорее все­го, никаких значительных нарушений памяти у него не обнаружится, просто у него нет такого навыка — заучивать стихотворения. Конечно, есть такие карапузы, которые могут просто слушать книжку, которую им читают родители, и легко запоминать довольно большие куски тек­ста, причем лучше всего запоминаются детьми именно стихи и гораздо хуже — проза.

Но довольно много таких детей, которые не могут похвастаться таким легким запоминанием. Способность запоминать информацию на слух не­обходимо развивать. Даже самому маленькому крохе родители уже могут читать небольшие стихотворения, чтобы ребенок привыкал к мелодике языка, учился слышать отдельные слова, улавливать ритм и паузы. Как только ребенок подрос и начинает разговаривать, вы можете заучивать с ними строчки-рифмовки, скороговорки и маленькие песенки. Прозе­вали самый ранний период? Не отчаивайтесь, все еще можно наверстать. Читайте ребенку как можно больше детских книжек. Чем больше он их будет слышать, тем лучше будет развиваться его слуховое восприятие.

Возраст четырех-пяти лет — время, когда детская память развива­ется особенно интенсивно. Начинайте учить стихи вместе с ребенком, постепенно переходя от стихов в две-четыре строки к стихотворениям подлиннее.

Выбирайте стихотворения с коротким и интересным для ребенка сюжетом. Сначала выразительно прочитайте стишок и покажите сыну картинки, затем прочтите еще пару раз сами, а потом предложите малы­шу поиграть в такую игру: вы будете начинать строчку, а он — заканчи­вать строчку за вас.

Можете использовать метод «пиктограмм», когда небольшое стихот­ворение зашифровано в опорных картинках, по которым ребенку будет легко вспомнить содержание. Вы рисуете небольшие условные картинки, которые поэтапно иллюстрируют все события, которые отражены в сти­хотворении. Первый раз вы читаете стихотворение и показываете малы­шу картинки, а затем просите ребенка по картинкам рассказать стихот­ворение, но сначала вы ему помогаете. Несколько повторений — и сти­хотворение выучено. Теперь ребенок сможет рассказать его и без опо­ры на изображение.

Некоторым малышам легче учить стихотворение, если они его пред­варительно нарисуют сами. Прочтите ребенку стихотворение и попро­сите сделать к нему иллюстрацию: нарисовать то, о чем он только что услышал.

Есть такие дети, которым легко запоминать только такой текст, кото­рый был ими осмыслен. Поэтому остановитесь на всех словах, которые непонятны ребенку и растолкуйте их значение. А затем разбейте произ­ведение на несколько частей. Читайте одну часть, затем просите ребен­ка пересказать ее содержание своими словами, затем переходите к сле­дующей части.

< Предыдущая Следующая >
 

www.vash-psiholog.info