Развитие ребенка в 4 месяца жизни: что должен уметь. Звуки ребенка в 4 месяца


Поговорим, что должен уметь Ваш ребенок в 4 месяца. Развитие, питание, сон, речь

Вашему малышу уже четыре месяца. Он доставляет много радости родителям, другим членам семьи. Но вместе с нежными чувствами мам и пап одолевают сомнения и страхи: «Всё ли мы делаем правильно? Или что-то не так?».

Чтобы подобные переживания не мешали наслаждаться радостью отцовства, материнства, рассмотрим общие вопросы воспитания и развития четырёхмесячного ребёнка.

Физическое развитие

К четырём месяцам вес младенца увеличивается в среднем до 6 килограмм. Точное значение зависит от веса ребёнка при рождении и наследственности. Девочки весят примерно на 0, 55 кг меньше, чем мальчики.

Вырастает младенец приблизительно до 63 сантиметров, девочки несколько уступают мальчикам. Окружность головы составляет 39-44 сантиметра, грудной клетки – от 39,8 до 43,5 см. Показатели физического развития конкретного ребёнка оценивают, сопоставляя результаты измерений с общепринятыми.

Просмотрите средний рост детей по возрасту таблица ВОЗ. Что делать, если ребенок отстает в росте?

Рекомендованные педиатрами прививки для детей до трех лет — смотрите их перечень здесь.

Почему у детей появляется сыпь на лице? Как ее вылечить, читайте тут.

Младенец хорошо удерживает головку в положении на руках у взрослого, переворачивается со спины на бок, двигает ручками и ножками, сидит при поддержке за руки. Из положения лёжа на животе кроха поднимается на локотках, с интересом рассматривает окружающее пространство.

Сон деток этого возраста более глубокий, в дневное время кроха спит час до и два часа после обеда. Ночной сон составляет 11-12 часов с перерывом на кормление.

Родители поддерживают привычный распорядок дня, продолжают ухаживать за ребёнком (кормление, купание, подмывание, прогулки), строго следят за прибавкой в весе и ростом чада. Если показатели существенно отклоняются от нормы, ставят об этом в известность педиатра.

Не стоит стеснять движения ребёнка, чтобы он мог переворачиваться на бок, двигать конечностями. Во время подобных упражнений взрослый следит за безопасностью крохи.

Малыш радуется, когда его пытаются посадить, но злоупотреблять этим упражнением не нужно. Уверенно сидеть чадо будет через 2-4 месяца.

Питание

Дети остаются на грудном вскармливании, но постепенно вводится прикорм. Перед полуденным кормлением грудью малыш получает 1-2 столовых ложки овощного пюре. Вначале используются однокомпонентные смеси (из одного овоща), затем – многокомпонентные (из нескольких овощей). Картофель составляет не более половины порции прикорма. Позже в рационе ребёнка появляются кефир, соки, творог.

Прикорм дают постепенно, новое блюдо предлагается, когда малыш с удовольствием принимает знакомую пищу.

Перед началом прикорма родители покупают тарелку, ложку, кастрюльку исключительно для малыша. Позже, когда ребёнок научится сидеть, потребуется передничек.

Прикармливают кроху только свежими продуктами, пристальное внимание обращают на срок годности смеси. Вскрытая баночка хранится не больше суток, но лучше предложить начатое пюре старшему ребёнку или другому члену семьи.

Пищу дают с ложки, маленькими порциями. Здоровый младенец ест, сколько хочет, поэтому не нужно пытаться уговорить его на «ещё ложечку».

Познавательное и эстетическое развитие

Четырёхмесячные дети познают мир при помощи зрения, слуха, осязания, вкуса. Ребёнок постепенно начинает понимать, что ручки слушаются его, пытается захватить игрушку, действует ею (бросает, трясёт), тащит в рот.

В процессе манипуляций выделяются свойства предметов: погремушка звенит, кубик падает на пол и не возвращается, палочки, если бить одну о другую, стучат и т. д.

Выделенное однажды свойство с удовольствием воспроизводится вновь: малыш долго звенит погремушкой, стучит кубиками, выбрасывает из кроватки игрушки, наблюдает за траекторией их падения. Ребёнок радуется, когда появляется новая игрушка, но быстро теряет к ней интерес.Находясь на руках у мамы, малыш активно вертит головой, интересуется всем, что происходит вокруг, поворачивает голову к источнику звука. Младенец внимательно прислушивается к звучащей мелодии. Если музыка спокойная, дитя просто слушает её. Но вот заиграла плясовая, и чадо оживляется, начинает двигать ручками, ножками, как будто танцует. Внимание ребёнка привлекают яркие, красивые предметы (кукла, чашка, погремушка, картина и т. д.).

Чтобы малыш упражнялся, экспериментировал, родители приобретают яркие, красивые игрушки: погремушки, пищалки, Ваньку-встаньку, крупные бусы, кубики. Ребёнку нельзя давать мелкие предметы, оставлять с игрушкой один на один. Мама или папа показывает, как действуют с той или иной игрушкой, вкладывает игрушку в руку ребёнку, чтобы он попробовал выполнить действие сам. Ваньку-встаньку опрокидывает взрослый, а малыш наблюдает за траекторией движения игрушки.

Ребёнку периодически покупают новую игрушку, а старую на некоторое время прячут. Если впоследствии поменять предметы, малыш примет старую игрушку за новую и будет с удовольствием играть с ней.

Речевые навыки

В четыре месяца ребёнок активно готовится к говорению. Младенец издаёт звуки, получившие название гуление и свирель. Под гулением понимаются протяжные голосовые реакции типа а-а-а, гу-у-у, бу-у-у. Свирель – это более сложная реакция, произнесение сочетаний типа а-ле-е-е, а-гы-ы-ы с различными интонациями. Постепенно в речи ребёнка появляются звуки [э], [и], [т’], [ф], [р] и другие. Соответствие гуления звуком русского языка условно. Подобные реакции наблюдаются у всех детей мира, независимо от того, на каком языке будет говорить малыш.

В этом возрасте выговариваемые звуки контролируются слухом, дети прислушиваются к своей «речи» и голосам других людей, пытаются подражать разговору взрослых. Если раньше инициатором общения выступали члены семьи, то теперь малыш пытается вызвать взрослого на «разговор» сам.

Успешное овладение речью зависит от степени разработанности пальцев рук, особенно указательного, так как в головном мозге зоны, отвечающие за речь и движение, расположены близко.

Способствуя овладению крохой речью, родители как можно чаще разговаривают с ребёнком, обращаться к нему по имени, гулят вместе с малышом, постепенно вводят новые звуки, слоги: ау-у-у, э-э-э, ких-ких-ких и т. д. Речью взрослого сопровождаются режимные процессы (кормление, купание).

Также полезно показывать и называть предметы («это часики: тик-так», «это курочка: ко-ко-ко»), петь колыбельные, рассказывать небольшие стихотворения и потешки:

Тили-Тили-Тили-Тили-

Колокольчики звонили…

Во время произнесения текста демонстрируется соответствующий предмет (колокольчик), игрушка или картинка.

С целью развития моторики гладят и массируют ладошки, пальчики малыша, просят ребёнка сделать «ладушки», дают перебирать крупные бусы, мять мотки шерсти (под присмотром взрослого).

Нравственное и эмоциональное развитие

С первых месяцев жизни младенец привязывается к маме, папе, другим членам семьи. Связи возникают в результате общения и на основе эмоций ребёнка. Если малыш чувствует себя спокойно, уверенно, то начинает доверять окружающему миру, улыбается маме, близким взрослым, радуется новой игрушке, с интересом наблюдает за происходящими событиями.

В четырёхмесячном возрасте ребёнок отличает своих от чужих, при появлении незнакомого человека просится на руки к маме. Если мамы рядом нет, кроха пугается и плачет. Также плач вызывают «испорченный» памперс, голод, грубые интонации, пугающие предметы, картинки и т. д.

Заботясь об эмоциональном благополучии младенца, родители ласково разговаривают с малышом, исключают неприятные раздражители. Также настроение ребёнка зависит от своевременного выполнения режимных процессов (кормление, купание, смена памперса, прогулки).

Что должен уметь делать малыш в 4 месяца

Итак, мы рассмотрели, как развивается четырёхмесячный ребёнок.

Подведём итоги. В 4 месяца младенец:

На достижение этих результатов направлены усилия родителей.

Поделитесь с друзьями

mamavika.com

от четырех до шести месяцев

В первые месяцы речь ребенка расшифровать было трудно. Теперь коммуникация с ребенком облегчается. На этом этапе ребенок узнает, что говорить — это забавно, а также учится использовать язык звуков и язык тела для воздействия на окружающих людей.

Новые звуки

Посмотрите, ребенок широко открыл рот. Вот он выдает «а», затем округленный рот немного закрывается, и «а» превращается в «о». Как только ребенок понял, что для того, чтобы менять звуки, достаточно лишь менять положение губ, его уже не остановить. Ребенок растягивает эти звуки, выдавая длинную череду «а-о-а-о» и долгие гласные, «иииии-ии», особенно во время оживленной игры или в ожидании такого приятного события, как кормление. Обратите внимание на то, что между этими длинными наборами звуков ребенок быстро делает вдох для восстановления дыхания.

Звуки-подсказки. Постарайтесь установить связь между определенными звуками и определенными потребностями. Если «ааа» и «иииии-ии» означают «я голоден», прислушивайтесь и делайте то, что ребенок просит. Ребенок вскоре поймет ценность различных звуков, и у него будет более сильная мотивация продолжать говорить.

Громкие звуки. Ребенок понимает не только то, что он способен издавать разные звуки и более долгие звуки, но и то, что теперь он может издавать более громкие звуки, выталкивая больше воздуха через голосовые связки. Смотрите, как ребенок делает большой вдох и издает громкий крик. Вскоре ребенок выясняет, какие звуки оказывают шоковый эффект. Призывающий внимание пронзительный визг и протестующие вопли вызывают у окружающих более быструю реакцию. Не думайте, что ребенок нарочно

вам досаждает. Он просто пробует новые звуки, чтобы определить, какие ему больше нравятся, и проверить, какие больше всего потрясают слушателей. Вскоре он уяснит, что приятные звуки вызывают приятную реакцию публики. Вы можете помочь ребенку снизить тональность, отвечая на его вопли шепотом. Ребенок поймет, чего вы от него хотите.

Звуки, вызывающие смех. Приходя в восторг во время игры, ребенок выталкивает воздух через дрожащие маленькие голосовые связки так быстро, что его смех постоянно срывается. Хотите, чтобы ваш ребенок смеялся больше? Щекотка, сопровождаемая играми и рассказами, а также забавные звуки наверняка рассмешат его. Любимый клоун вашего ребенка — это вы. Вы играете перед публикой, состоящей из одного зрителя, а смеха можете насчитать очень много. Не забывайте, какими смешными кажутся дурацкие звуки, издаваемые вашим ребенком, вам, такими же смешными кажутся ваши дурацкие звуки вашему ребенку. Посмейтесь вместе.

Ребенок пускает пузыри. На первом месте в десятке любимых звуков ребенка между четырьмя и шестью месяцами стоят разнообразные варианты выдувания пузырей. Эти забавные младенческие звуки получаются тогда, когда ребенок выпускает воздух через наполненный слюной рот через вывернутые губы. По

мере приближения прорезывания зубов будьте готовы к тому, что ребенок будет брызгать слюной, издавая многие звуки.

Первый лепет. Иногда между четырьмя и шестью месяцами дети начинают произносить первые настоящие слова — начинают лепетать, то есть соединять гласный звук с согласным и повторять это сочетание снова и снова («ба-ба-ба-ба»). Лепет проявится отчетливее на следующем этапе речевого развития, от шести до девяти месяцев.

Помогите своему ребенку научиться общаться лучше

Если вы будете чаще затевать общение с ребенком, это не только поможет ребенку общаться лучше, но и поможет вам лучше общаться с ребенком. Прибегните к этим первым урокам речи.

Знакомые вступления. Начинайте диалог со знакомых слов, например с имени своего ребенка, и повторяйте их часто и музыкально. К четырем месяцам большинство детей живо реагирует на свое имя. В этом возрасте ребенок также выделяет слова, относящиеся исключительно к нему, такие как «милашка» или «прелесть». Ребенок распознает особенный тон вашего голоса, которым вы обращаетесь только к нему. Если вы хотите знать, насколько важно для ребенка его имя, проведите такой эксперимент: говорите с ребенком, стоя позади него, не называя его по имени; затем повторите то же предложение, произнеся вначале его имя. Ребенок повернется к говорящему более живо, если обратиться к нему по имени.

Как удержать внимание. Как дети включаются в разговор, так же они могут и выключиться из него. Используйте в начале разговора такие слова, как «эй» и «привет», чтобы привлечь внимание ребенка и удержать его на протяжении разговора. Когда заметите, что взгляд вашего ребенка начал гулять, повторите эти ключевые слова, чтобы снова увлечь ребенка.

Игра в повторы. Вовлеките своего ребенка в диалог лицом к лицу. Начните экспрессивно. Подождите, пока ребенок откроет свой ротик и, возможно, повторит ваш звук. Затем медленно округлите губы и произнесите «о»; смотрите, повторит ли ребенок этот звук. Способность повторять ваши звуки указывает на то, что речь является интеллектуальной деятельностью, что ваш ребенок узнает звук и произвольно пытается воспроизвести его.

Наклеивание ярлычков (укалывание, или назывные предложения).

Дайте имена знакомым игрушкам, людям или домашним животным. Начните с односложных слов, таких как «мяч», «кот». Когда взгляд вашего ребенка указывает, что он заинтересовался котом, скажите ему,

как он называется. Сначала используйте вступительную фразу — «Эй, малыш!» — чтобы привлечь внимание ребенка. Как только ребенок повернется к вам и встретится с вами взглядом, медленно переведите свой взгляд на кота, дав ребенку время последовать за вашим взглядом. Когда вы оба будете смотреть на кота, укажите на животное и скажите: «Кот!» — очень оживленным голосом. На этом этапе развития ребенок может ассоциировать этот ярлычок, «кот», со всей последовательностью событий: вы подводите его взгляд к коту, указываете на кота и произносите слово «кот». Скорее всего, он не повернет голову к коту, если вы дадите ему один только ярлычок без сопровождения указывающих движений. На следующем этапе развития, от шести до девяти месяцев, ребенок может повернуться и указать на проходящего мимо кота без каких-либо иных подсказок, кроме произнесенного вами слова «кот».

Распространенные предложения, инициированные ребенком. Распространенные предложения стоят на ступень выше назывных предложений (ярлычков). Когда ребенок выражает интерес к знакомому предмету, например не сводит глаз с проходящего мимо кота, воспользуйтесь его интересом и воскликните: «Там кот!» Распространение базируется на хорошо известном дидактическом принципе: Ребенок скорее запомнит то, что учит по своему

желанию. Также произносите слова вслед за каким-либо действием ребенка. Когда ребенок чихнет, быстро произнесите: «Будь здоров!» После многократных повторов этой реакции ребенок, чихнув, будет поворачиваться к вам, ожидая, что вы скажете: «Будь здоров!» Если вы будете по сигналу ребенка использовать распространенные предложения и произносить фразы вслед за его действиями, это усилит появляющееся у ребенка чувство уверенности в своих способностях, поскольку дает ему почувствовать, что его примитивный язык имеет важность. А потому важен и он сам.

Эхо. Еще один способ воспользоваться затеваемым ребенком общением — повторять, как эхо, производимые ребенком звуки. Если вы имитируете звуки, которые произносит ребенок, это дает ему лишний раз понять, что вы слышите то, что он говорит, и его звуки вам интересны — а значит интересен и он сам.

Говорите по очереди. Помните, что диалог происходит в ритме слушаю — отвечаю. Старайтесь задать ритм своим беседам с ребенком. Приучение слушать — важная часть речевого развития. Высказывание по очереди способствует внимательному спокойствию, важному качеству для обучения речи, и состоянию, в котором ребенок наиболее восприимчив к обучению общению. Если вы принимаете активное участие в том, чтобы помочь своему ребенку получать удовольствие от речи, это не только помогает ребенку научиться лучше общаться, но и помогает вам лучше общаться с ребенком. Если вы многое узнаете о своем ребенке, это помогает вам многое узнать от своего ребенка.

Долгий взгляд глаза в глаза. Посмотрите, как ваш ребенок направляет свою голову к вам, улыбается, извивается, издает звуки и тем самым инициирует общение. Ребенок теперь в состоянии начинать, поддерживать или останавливать общение простым поворотом головы.

Долгий взгляд глаза в глаза — мощный стимул для межличностного общения. Взрослые редко удерживают взгляд глаза в глаза дольше нескольких секунд, разве что когда влюбляются. А вот родители и дети могут не сводить друг с друга глаз подолгу. Я видел, как маленькие дети смотрят на тех, кто за ними ухаживает, словно в трансе, до тридцати секунд. Дети практически всегда побеждают взрослых при игре «в гляделки», не отрывая глаз и не моргая гораздо дольше взрослых.

Коммуникативные сигналы

Способность привлечь и устранить взрослого человека или направить его на удовлетворение своих потребностей — один из самых впечатляющих аспектов взаимодействия в четырехмесячном возрасте. Теперь ребенок способен сказать вам, что ему нужно, — не словами, а

языком тела, к которому требуется внимательно прислушиваться.

Примечание. Когда Мэтью хочет, чтобы ему дали грудь, он подает определенный сигнал — прижимается и тычется носом, и если этот сигнал остается непонятым, он переходит к применению голоса, издавая звуки, которые приберегает только для выражения голода: череду гласных с придыханием — «а-а-а-а-а» — с перерывами на выдох и вдох, и все это время он смотрит на мою грудь.

Один раз Мэтью вел себя несколько капризно, извивался у меня на руках, и ничто не могло его утешить. Он глядел через мое плечо на кресло-качалку и изгибался в этом направлении. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, чего он хочет. Когда меня, наконец, осенило и я дала ему то, что он хотел — кресло-качалку, — он моментально успокоился.

Первые коммуникативные жесты

Жесты — еще один удивительный аспект языка тела, который появляется на этом этапе. Сейчас подаваемые жестами сигналы ребенка могут быть едва уловимыми, например кивки головой в сторону заинтересовавшего предмета или поворот тела к кровати, когда вы приближаетесь к ней. На следующем этапе развития ребенок будет жестикулировать лучше, руками и кистями рук.

Чем лучше вы слушаете и отвечаете, тем лучше ребенок учится

Расшифровка коммуникативных сигналов

Вот упражнение, которое поможет вам научиться интерпретировать первые сигналы своего ребенка. Записывайте самые интересные для вас коммуникативные сигналы в одном столбце, вашу интерпретацию этих сигналов в другом и реакцию ребенка на ваш ответ в третьем. После выполнения этого упражнения в течение нескольких месяцев вы будете близки к тому, чтобы стать проницательным наблюдателем. К примеру:

Коммуникативные сигналы

• Наклоняется ко мне, с широко раскрытыми глазами машет руками, словно пытается обнять.

• Издает короткие, прерывистые крики.

• Чмокает губами и цепляется за мою блузку.

• Плачет и выгибает спину, когда я держу его на руках.

• Плачет, когда я кладу его на ковер.

Что ребенок пытается сказать мне

• «Давай поиграем!»

• «Я заплачу, если ты сейчас же не возьмешь меня на руки».

• «Хочу есть».

• «Положи меня на ковер, чтобы я мог пинаться и играть».

• «Хочу, чтобы ты носила меня по дому в сумке».

Как отреагировал ребенок

• Мы «говорили» безостановочно три минуты подряд.

• Успокоился, как только я взяла его.

• Плотно поел.

• Он просто хотел, чтобы я положила его на пол и дала возможность свободно подвигаться.

• Успокоился, как только я посадила его в сумку.

«говорить». Чувство «меня понимают» служит мощной подпиткой для самоуважения ребенка.

Как насчет того, чтобы не испортить ребенка?

Вы можете задаваться вопросом: «Он что, играет мной?» Когда-то давно была целая школа, руководимая заблуждавшимися «специалистами» в области ухода за младенцами, которые учили восприимчивых молодых родителей, что если быстро реагировать на потребности ребенка, он набалуется, что ребенок будет цепляться за родителей, будет очень зависимым и станет командовать родителями. Эту школу уже закрыли. Многотомные исследования поставили крест на теории избалованности. Отзывчивость по отношению к ребенку позволяет ему вырасти уверенным, независимым, менее плаксивым. Выбросьте мысль о том, как бы не испортить ребенка, из своей головы.

Похожие статьи

medn.ru

Развитие ребенка в 4 месяца жизни: физическое, эмоциональное, интеллектуальное

Рассмотрим развитие ребенка в 4 месяца жизни. Какие нормы физического, эмоционального и интеллектуального развития у ребенка в 4 месяца жизни?

Физическое развитие ребенка в 4 месяца жизни

Также четвертый месяц – это период большого прогресса в развитии моторики: в вертикальном положении младенец хорошо держит головку, а лежа на животике, поднимает и удерживает ее.

Малыш может в этом положении удержаться на одних руках, одновременно поджав ножки и опираясь на животик. Он может также перевернуться с бока на спину и со спины на бок.

Ножки малыша становятся более сильными. Он уже умеет их выпрямлять, пробует ими отталкиваться. Растет сила плеч: ребенок широко разводит руки и размахивает ими, словно крыльями. Может тянуться рукой к предмету, ребенку все чаще удается его схватить, и он смотрит на предмет с любопытством, манипулирует им, трясет и, наконец, засовывает в рот.

Ребенок хватает все руками без использования большого пальца, который, как правило, остается в центре ладони. Малыш не может держать два предмета одновременно – когда его заинтересует другая игрушка, он перестает удерживать первую, и она падает, а руки тянутся к новой вещи.

Малыш с удовольствием повторяет случайно открытые им действия – например, пускает пузыри из слюны, корчит рожицы. Часто вы можете слышать веселый громкий смех. Расширяется диапазон звуков – от высоких до низких тонов, малыш воркует, чмокает, криком напоминает о своем присутствии.

Четырехмесячный ребенок может фиксировать свое положение, и, когда вы держите его на руках вертикально, вам теперь не нужно дополнительно поддерживать головку малыша.

У ребенка уже зафиксировано время кормления. Он требует еды примерно каждые три-четыре часа, но может продержаться немного дольше. Ночью малыш спит до семи часов без перерыва, днем он спит три раза, как правило, в определенное время.

Рост и вес в 4 месяца

Четырехмесячный малыш все больше начинает набирать вес. В 4 месяца новорожденный, как правило, удваивает вес, который имел при рождении.

У детей в 4 месяца продолжается усиленное прибавление веса. В среднем, прибавка может доходить до 750 г.  Мальчики обычно весят 6-6,7 кг, а девочки 5 - 5,6 кг.  Рост 61-62 см.

Советы для родителей:

  1. Часто кладите малыша на животик, можете положить перед ним игрушку. Благодаря этому он познает мир с новой точки зрения.
  2. Вешайте перед ребенком красочные предметы, пусть он тренирует прикосновения и захваты.
  3. Зовите малыша по имени из разных мест в комнате, а затем ждите его реакции. Он будет тренировать свои органы слуха и зрения в поисках источника звука.
  4. Играйте в „велосипед”. Двигайте ножками ребенка, имитируя езду на трехколесном велосипеде, декламируйте в это время ритмичный стишок или пойте: это развивает хорошую моторную координацию, которая необходима в дальнейшем при обучении ходьбе.
  5. Во время купания кладите в воду плавающие игрушки, перемещайте их и слегка брызгайте на них водой.

Эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца жизни

Четырехмесячный ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. В парке внимание могут привлечь разноцветные листья, на улице – громкие автомобили, а в саду цветы. Дети в этом возрасте часто гуляют в коляске. Мышцы ребенка, однако, еще не готовы к сидячему положению. Чтобы улучшить видимость для маленького пассажира, рекомендуется подложить небольшую подушку ему под спину. Благодаря ей малыш не будет лежать горизонтально. Вы можете также положить ребенка на животик, спиной к направлению движения. Подняв голову, он будет рассматривать то, что его заинтересовало, а когда устанет, просто заснет.

Ребенок отлично распознает своих и чужих. Он способен различать знакомый голос или лицо, а на незнакомые лица часто реагирует нежеланием контактировать и даже страхом. В доме, в окружении близких, он часто улыбается, чувствует себя безопасно и уверенно, а когда доволен, громко смеется. Когда расширяется круг „друзей” ребенка, он начинает проявлять свое отношение к различным людям. Свои предпочтения он может выражать через слезы, капризы или радостно обнимая тех, к кому он привязан.

Ребенок особенно любит, когда вы поете и танцуете с ним на руках. Он также любит подурачиться. Папа, который корчит рожицы, или брат, выглядывающий из-за занавески, могут его так развеселить, что он пищит от восторга. Мама, повторяющая его лепет, тоже очень забавляет его. Говорите с ребенком много и часто, это самый верный слушатель. Он будет с восторгом слушать все, что вы ему говорите. Это уникальное свойство.

Советы для родителей:

  1. Старайтесь не оставлять ребенка одного в те промежутки времени, когда он не спит; в этом возрасте дети очень общительны, они не любят оставаться одни, обожают общество других детей; можно пригласить даже более старшего ребенка, чтобы поиграть.
  2. Всегда реагируйте на плач младенца. Ребенок должен чувствовать, что вы о нем заботитесь. Плач в этот период – единственный способ общения малыша с миром.

Интеллектуальное развитие ребенка в 4 месяца жизни

Четырехмесячный ребенок поворачивает голову, чтоб посмотреть на того человека, который его зовет. Он также реагирует на взрослых голосом или отвечает улыбкой на улыбку.В этот период новорожденный очень активно издает разные звуки. Он воркует и улыбается, когда к нему обращаются. А уже под конец четвертого месяца из его уст можно услышать новые звуки (согласные, например, в сочетаниях „ба-ба”, „га-га”, „на-на”), он добавляет их в свой репертуар, любит слушать то, что его радует.

Ребенок учится играть. Он трогает, ощупывает, хватает и смотрит на подвешенные над кроваткой игрушки. Берет их неуверенно и не обеими руками, а вещь, которую ему дали, он тянет в рот и трясет ее. Малыш часто играет с вашими руками. Хорошим подарком для ребенка в данный период будут стойки с подвешенными игрушками или, например, развивающий коврик с дугой. Младенец будет трогать ручками подвесные игрушки и пытаться их поймать.

Четырехмесячный ребенок пробует на вкус все – игрушки, одеяло, собственные руки. Не препятствуйте ему. Попытки лизать и сосать предметы – один из базовых способов познания действительности для него. Ребенок буквально познает окружающий его мир на вкус. В этот период он способен распознавать характерные запахи – например, знакомых игрушек, косметики, прекрасно помнит запах материнского молока.

Ваш малыш может смотреть вверх, вниз, в стороны, с увеличением зрительной активности возрастает интерес к окружающему миру. Примерно в 4 месяца у малышей появляются первые признаки осознания того, что вещи существуют сами по себе, независимо от их присутствия в поле зрения. И ребенок начинает искать такие „скрытые” сокровища. Помогут ему в этом базовые знания о расстоянии и ощущение размера предметов.

Советы для родителей:

  1. Позвольте малышу познавать новые запахи, подносите к его лицу различные предметы (лимон, банан), произносите их названия и наблюдайте за реакцией.
  2. Запишите звуки, которые издает новорожденный, и включайте иногда запись, наблюдая за тем, с каким вниманием он будет прислушиваться к своему голосу.
  3. Позвольте малышу играть перед зеркалом и наблюдать за своим отражением, пусть он корчит рожицы.
  4. Произносите простые фразы и ждите „ответ”.
  5. Носите малыша на руках, пойте ему песни, ведь это один из самых лучших способов развития ребенка.

Четвертый месяц жизни ребенка – что вас может беспокоить?

Беспокойство и капризы. Причин такого поведения может быть несколько. Четырехмесячный ребенок уже имеет, безусловно, большую потребность в движении – возможно, он устал от того, что долго находился в одном положении. Если причина в этом, старайтесь разнообразить позиции ребенка. Другой возможной причиной может являться прорезывание зубов – тогда младенец беспокоится, у него текут слюни, он постоянно засовывает свои ручки в рот. Если это так, уточните, как нужно действовать, когда у малыша режутся зубки.

Параметры ребенка. Четырехмесячный ребенок может иметь много складок, но вы можете не беспокоиться, что он слишком толстый. Подойдите к делу спокойно и следите за весом своего ребенка.

Шумы в сердце. Чаще всего шумы являются результатом нарушения линейного кровотока в период роста, а не врожденного порока сердца. Их называют „невинными" или „функциональными". Врач должен выслушивать их во время обычного исследования. Если это действительно шумы невинные, нет смысла беспокоиться по этому поводу.

Развитие ребенка в 4 месяца жизни - видео

Развитие ребенка в 4 месяца жизни: что должен уметь

Голосов пока нет

badiga.ru

как проверить рефлексы и процесс развития

В этой статье:

Четвёртый месяц жизни готовит вашего малыша к новым познаниям. Теперь ребёнок уже не похож на беспомощного грудничка. Он издаёт звуки и умеет демонстрировать свое настроение, удовольствие или неудовольствие с помощью интонации.

Детские колики остались в прошлом. Сон нормализовался. Появился интересный и вкусный прикорм. Всё вокруг стало ярче, чётче и заманчивее. Теперь, когда малыша ничего не беспокоит, он начинает осваивать новые умения – ползать и тянуться за игрушками.

Как выглядит ваш ребёнок в 4 месяца

Конечно, ваш малыш самый красивый, умный и совершенно особенный, но все же он должен соответствовать некоторым стандартам. Для детей в этом возрасте есть определенные нормы веса, роста, продолжительности сна.

Мальчики обычно бывают слегка тяжелее девочек, а значит, и немного крупнее. Средняя норма веса четырёхмесячного малыша – 5-8 кг при росте от 60 до 65 см.  Поскольку зубы ещё не режутся, а ночные беспокойства, обычные для младенцев, уже ушли на второй план, ночной сон ребёнка может составлять полные 8 часов. Днём малыш может спать до 2 часов непрерывно или два раза по 30-60 минут.

Рефлексы новорожденного и новые рефлексы малыша в 4 месяца

К четырём месяцам ребёнок начинает перерастать первичные рефлексы, моделировать и совершенствовать их. Что происходит с хватательным рефлексом? Он не пропадает, а начинает искать цель. Если раньше ребёнок интуитивно сжимал кулачок, когда ему попадались любые, самые разные предметы, то теперь он стремится схватить именно то, что ему больше нравится. Если ваш малыш цепляется за всё яркое, цветное, продолговатое, пищащее, то это верный признак хорошей моторики.

У ребёнка до 4 месяцев активно работает рефлекс самосохранения. Если хлопнуть ладонью рядом с ребёнком так, что поверхность даст вибрацию, ребёнок резко раскинет конечности, а потом, как цветочек в бутон, соберётся обратно. К 5 месяцам этот рефлекс пропадает, так как дети уже отличают разные звуки и осознают присутствие родителей.

Грудной младенец, перевернутый на животик, начинает рефлекторно ползти, если к его пяточкам приложить ладонь. К 4-му месяцу рефлекс исчезает и появляется желание ползать самостоятельно.

Не забывайте, что в назначенный срок ребенка необходимо показать участковому педиатру. Он проведет базовый осмотр и определит, соответствует ли норму исчезновение рефлексов, которые не должны больше беспокоить вашего малыша. Прикосновением указательным пальцем к позвоночнику ребенка доктор проверит рефлекс Таланта и рефлекс Переза и при их наличии даст направления к невропатологу и на стандартный массаж. Пока ребёнок маленький, не стоит упускать из вида даже такие мелочи, как детские рефлексы, ведь они очень важны для его правильного развития.

Умения ребенка в 4 месяца

В этом возрасте еще слишком рано оставлять малыша в сидячем положении, но можно делать упражнения с подтягиванием за ручки из положения лёжа.

Эмоции четырёхмесячного ребёнка

Ребёнок в 4 месяца может реагировать на мамин голос, руками и ногами активно помогая себе выразить радость от того, что узнал родственницу. «Гулит», издаёт глухие и открытые звуки. Формируется память о материнской груди, ведь она означает вкусную еду. Формы и очертания груди выучены; при виде неё малыш замолкает и ожидает начала кормления.

В 4 месяца ребёнок испытывает обиду, ощущает испуг, начинает проявлять сознательный интерес к вещам с целью изучения предметов.

Ребёнок уже узнает свое отражение в зеркале. Теперь ему нравится разглядывать себя в нём, трогать голову, носик, ощупывать тело.

Малыш в 4 месяца знает голоса и запахи, запоминает образы. Но стоит немного поменять свой внешний вид, как вы станете неузнаваемым для ребёнка. Даже если родная мама наденет очки, малыш может испугаться незнакомого человека рядом с собой.

В 4 месяца ребёнок становится более привязанным к маме или к человеку, который находится с ним постоянно. Начинает чувствовать его внутренний мир и эмоции. Он насторожен в отношении новых лиц, но общение его интересует всё больше.

К четырём месяцам ребёнок начинает реагировать на яркий свет и различать основные цвета: зелёный, желтый, синий, красный. Слух развивается и различает шорохи, мелодии, голоса. Ребенок отличает голоса близких от незнакомых тембров.

Что делать с четырёхмесячным малышом?

Многие хлопоты, такие как кратковременный ночной сон, частая смена цвета и консистенции стула, бесконечные возлежания на маминых руках, уходят на второй план.  Ребёнок хочет развиваться и познавать мир. Его сон сокращается до 15 часов в сутки. Основное время сна приходится на ночь, а 2-4 часа – на дневное время суток.

Если малыш в чем-то отходит от норм, не выполняет одно или несколько из описанных выше обязательных действий, нужно обратить на это внимание и для своего спокойствия как можно скорее обратиться к врачу. Тогда возможные проблемы, скорее всего, будет легко устранить специальным массажем или упражнениями.

rebenkoved.ru


Смотрите также